Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Она подлинно монументальна.
Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее и я с ужасом видела каждый день перемену. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». В некоторой близости к этой картине – "Гадалка" (1895), произведение глубоко психологическое. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Ему было отведено прожить всего два года. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Он критически относился к современному искусству. Сохранились ее портреты в сценических костюмах.
Вся цветовая композиция приведена в единство. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. " Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название "Демон поверженный" (1902). Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. музей русского искусства, Киев). Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. мне было все это видеть.
В 1906 художник ослеп. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Через несколько дней он полностью ослеп155. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения. Изменились и вкусы. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Фон только на этой картине реалистичен.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. В 1889 году художник переехал в Москву, где познакомился с Саввой Мамонтовым. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики.
В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил". В его даровании раскрылись универсальные возможности. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Поразительна пластическая лепка лица и рук. А. М. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Вессель. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Но в 1928 году какой-то душевно неуравновешенный посетитель разбил скульптуру.
О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Дед в Астраханской губернии дослужился до важных чинов. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. Савву похоронили на Байковой горе. Мамонтова (оба – 1897).
Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Прахов решил, что Врубелю лучше работать над ними не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор св. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Род. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Брюсова.
Застыли вокруг горы, превратились в камни облака и цветы. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Это вот, эти копны сена. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Эта картина была задумана ещё в Киеве.
Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. По словам художника А. Головина, все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо. Одной из его последних работ стал портрет мэтра русского символизма – Валерия Брюсова. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью.
Родиться Михаилу Александровичу выпало в центре Сибири, в городке Омске 5 марта 1856 года. Среди лиловорозового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. У его апостолов были живые прототипы.
весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Дед со стороны матери был родственником декабриста Н. В. Они пишут акварелью натурщицу в обстановке "ренессанс". В некоторой близости к этой картине – "Гадалка" (1895), произведение глубоко психологическое.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. (1906), необычайно выразительный. Вся цветовая композиция приведена в единство. Мамонтова (оба – 1897).
Они пишут акварелью натурщицу в обстановке «ренессанс». Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Реакция была самой разноречивой – от восторгов до негодования и страха. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Незнакомец наклонился ближе, посмотрел пристально и серьезным тоном, как будто вещь неизвестно какой важности, сказал: «А где же у вас первый план. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Но в глазах у его Демона нет ненависти, только глубокая, непреодолимая тоска. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Конечно, Врубель писал не просто портрет. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Произведение удалось. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902). Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Искусствовед Н. М. Это произошло накануне пятидесятилетия со дня гибели Лермонтова. Работа не привела к улучшению. И все же он нетерпеливо ждал возвращения.
Этот дух не столько зол, сколько глубоко несчастен, он скорбит и страдает. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Искусствоведы, критики и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Представители рода Врубелей (от польск. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Кирилле», «Св. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Впоследствии он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он бы немедленно покончил с собой109.
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина.
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Свадебное торжество проходило в Женеве. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Потом делал эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве, которые, однако, не были приняты (в этом храме Врубелем сделаны только орнаменты).
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Врубель говорит в письмах, что их связывает «культ глубокой натуры», что они, «занятые с утра до вечера изучением натуры, как формы, жадно заглядывающиеся в ее бесконечные изгибы и всетаки зачастую сидящие с тоскливо опущенной рукой перед своим холстом, на котором всетаки видишь еще лоскутки не могли вырвать всего этого из сердец» И далее он пишет: «Я прильнул, если можно так выразиться, к работе переделывал по десяти раз одно и то же место и вот, с неделю тому назад вышел первый живой кусок, который меня привел в восторг». Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Эта большая акварель поразительна. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Его фантастический реализм оказался провидческим. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Врубель жениться на Е. Х. Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. не могли вырвать всего этого из сердец.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Больно, горько до слез. Вместе с семьей Мамонтова Врубель ездил во Францию, Италию, Грецию.
Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Арцыбушева и С. И. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Артистически свободно написаны черный костюм, темнокрасный галстук, кресло красного дерева, ковер, кожаные корешки книг.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Состояние Врубеля менялось и менялся исступленно, много раз переписываемый им его Демон.
Это один из его несомненных шедевров. Демон низринут в ущелье среди скал.
Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Ему предлагают заказы, он с большим вдохновением иллюстрирует произведения Лермонтова и опять вплотную подходит к воплощению образа Демона, который видится ему то ангелом, то жестоким, даже исступленным духом зла. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Последней картиной мастера тоже было изображение жены на фоне березок. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Синими искрами загораются стекла пенсне. В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка. Вскоре после ее окончания художник обрел семейное счастье.
Фигуры полны чувства и поэзии: принц, приподнявшись на ложе, задумчивым и тяжелым взором смотрит на стоящую перед ним с опущенными глазами прекрасную девушку. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Мамонтова (оба – 1897). Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Федорова. Демон (сидящий) был окончен в 1890 году.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. «Демона сидящего» московская публика увидела в 1890-м году.
Затем поступил в Петербургский университет на юридический факультет. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает тогдашние журнальные иллюстрации: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Арцыбушева и С. И. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. продолжение. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122. Он перекликается с опустошённостью души. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отгранённых драгоценных камней. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Прошение было удовлетворено157.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В тупик зашло и его чувство к жене Прахова.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Отец тоже был военным, много разъезжал по служебным надобностям. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Вся цветовая композиция приведена в единство. Первое впечатление: сумасшедший. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. "Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
Прогрессирующая душевная болезнь помешала завершить труд. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
Так началась его душевная болезнь. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.
«Содержание картины "Испания" (1894), возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке", – считает Н. А. Как было его сохранить. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Федорова. О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
Михаил Врубель начал метаться, пить, увлекся какой-то заезжей танцовщицей. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
В колорите картины – контрасты. Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Удивительна наследственность Врубеля. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Федорова. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто.
Алпатов: "Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина "К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Тех миров, которые видели они, мы не видим. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Интерес к личности поэта не оставлял Врубеля всю жизнь. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона грусть и новая красота.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Работу над «Демоном поверженным» Врубель продолжал прямо на выставке. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
В нем поднимался богоборческий бунт. Сильное, грозное произведение. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Поразительна пластическая лепка лица и рук. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Федорова.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Должность занимал высокую, первую в крае, был астраханским генерал-губернатором. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Федорова. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил ВрубельГоды жизни: 17 марта 1856 — 14 апреля 1910Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник, ПерсоныМихаил Врубель увлекся рисованием еще в детстве. Тем не менее, он властен и величав.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова.
Выбор тематики Врубель сделал еще в юношеские годы. Художник показал своего первого, так называемого "Демона (сидящего)" уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
Весь мир как бы отторгает его. Из-за службы отца семья часто переезжала. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.
На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Арцыбушева и С. И. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Басаргина.
Лермонтовского Демона он воспринимал как духа, соединяющего мужские и женские облики. Врубель провел в Венеции около полугода. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Если бы не литература и искусство – тянулись бы дни полковой жизни монотонно.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон.
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Его супругой стала оперная певица Надежда Забела.
В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Теперь отреставрированная работа находится в запасниках.
Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Особенно примечательна акварель Голова Демона.
«. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина "К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Римского-Корсакова, которые композитор писал специально для нее: и в «Садко» и в «Царской невесте» и в «Снегурочке» и в «Сказке о царе Салтане». Однако это лишь внешняя сторона: Врубель в возрасте 24 лет несомненно ощущал себя гением, а в теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией— работы в сфере между природой и свободой— признавалась только в области искусства.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Скажем несколько слов о семье Врубеля и его детстве и юношестве. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Чистякова. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
А глаза были материнские – карие. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Вторая жена, Елизавета Христиновна Врубель, пианистка, женщина добрая, мягкая, образованная, необыкновенно повлияла на воспитание маленького Миши. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.
«Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Сквозь безумие проглянул гений». В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Забела пела главные партии в операх Н. А.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына.
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Она поражает разнообразием этнического состава.
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
Сразу выражение его лица изменилось. Афанасий» и «Христос Спаситель». В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Когда-то она экспонировалась в Русском музее в Ленинграде. Бенуа даже обвинял Врубеля в том, что он ломается и нарочито гениальничает. На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. По линии отца его предками были обрусевшие выходцы из прусской Польши. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Так, в невменяемом состоянии и в полном мраке прошли последние годы жизни художника.
Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Тогда он переехал в Москву.
Однако рождение и смерть сына Саввы сильно ударило по психике Врубеля. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Если реставрация византийских фресок дала Врубелю глубину понимания формы и экспрессивность, Венеция превратила его в несравненного колориста.
Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как Царевна-Лебедь, К ночи, Пан. Врубель писал картины на темы pyc. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Вот таким образом родители Врубеля познакомились и поженились в Астрахани. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник.
Сестра Анна осталась для него ближайшим другом на всю жизнь. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. В 1896-м году состоялась первая персональная выставка художника.
Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске/в семье военного юриста. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. Он чувствовал в себе какое-то болезненное влечение к личности Лермонтова и его гениальным созданиям, особенно поэме «Демон», героя которой Врубель изобразил несколько раз. "Содержание картины "Испания" (1894), возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке", – считает Н. А. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Да ведь до них несколько верст. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В эти годы он вновь писал демонов.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Синими искрами загораются стекла пенсне. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Но и не только это.
Вся меблировка два простых табурета и кровать. Не только ученики Мурашко, но и Врубель сам впервые встретился в Киеве с византийским искусством. Может быть, в закладе. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Синими искрами загораются стекла пенсне. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. сказок и опер Н. А. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона. Рождается ощущение первозданности. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Мать, однако, скоро умерла. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Начало серии было положено рисунком сцены из оперы Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель», на генеральной репетиции которой и состоялось знаменательное знакомство певицы и художника. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Ему очень нравились живописные возможности радужной игры покрытых люстром (специальной пленкой из сплавов металлов) глиняных скульптур. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Бедность он переносил беззаботно, отсутствие славы тоже: он знал, что раньше или позже она придет, а если не придет – что с того.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.