Стиль вортицизм представляет собой смешение многих направлений модернистских течений в мире этого времени: футуризма, кубизма импрессионизма, урбанистических тенденций с негативным оттенком.
N. Y. ). На одной из них (5 мая 1914 в галерее Доре на Бонд Стрит) он вместе с другими антифутуристами (Хьюмом, A. ГодьеБржезка, Э. Уодсвортом) устроил Маринетти обструкцию. Вортицисты не отрицали того, что индустриальные пейзажи ужасны, но были убеждены, что «вортекс» способен поглотить это уродство, взорвать, преобразить его в прекрасные изобразительные формы. Вернувшись с войны, Льюис отошел от абстракционизма, стал более традиционным (об этом свидетельствовала его первая самостоятельная выставка «Пушки», галерея Гупил, февраль 1919), занялся критикой искусства.
Стиль поэзии и прозы вортицистов основан на обрывистых, резких ритмах, синтаксич. Инициаторы и теоретики В. – писатель и художник Уиндем Льюис (его считают основоположником абстракционизма в Великобритании) и американский поэт Эзра Паунд, давший название В. Иногда идеологом В. именуют Т. Э. Хьюма: с "вортицистами" его объединяет признание необходимости отказаться от наивной романтической веры в природу и создавать абстрактные геометрические формы, выражающие обнажённую суть явлений. Цель В. – выражение в звуке, слове, образе, цвете энергии индустриальной эпохи.
2-й (и последний) номер журнала вышел в июле 1915. Годье-Бржезку прозвали "первобытным Мессией", а он, в свою очередь, создал скульптурный портрет "Священная голова Эзры Паунда" в форме гигантского фаллоса, обыграв теории Паунда о связи между сексуальным началом и творческим даром. Вортицисты полагали, что война завершит то, что они начали, — сметет «остатки» викторианской культуры. Но прежде будущие «вортицисты» работали бок о бок с художниками этой группы в мастерской «Омега», где разрабатывали дизайн мебели для состоятельных клиентов.
Его «Буровая машина» (1913 – 1915) придает экспозиции эффектное начало (хотя на самом деле это реконструкция, поскольку оригинал не сохранился). И там, в этом центре, находится вортицист» (Hunt V. I have this to say. В следующих залах галереи представлены живописные и графические работы входивших в группу «вортицистов» женщин: Джессики Дисмор, Хелены Сондерс и Доротеи Шекспир, жены Эзры Паунда. Вортицизма стремился преодолеть барьер между изобразительными и словесными искусствами. Р. 33) из Франции с фронта, написанные перед его гибелью.
После того как один из «блумсберийцев», художественный критик Роджер Фрай, утаил от них заказ для проводимой газетой DailyMail выставки «Идеальный дом», Льюис воспользовался этим предлогом, чтобы порвать с его группой, с которой у него было мало общего. В качестве источников понятия "вор-текс" (вихрь, водоворот) называют досокра-товское учение о четырёх элементах, возникших в процессе водоворотного движения стихотворение У. Блейка "Милтон" ("Всё втянуто в свой водоворот") книгу физика Аллена Апворда "Новое слово" (1908) о водоворотном, спиралевидном движении планет в космосе раннее стихотворение Э. Паунда "Плотин" (". Визуально идея «вортекса» воплощена в работах Льюиса, выставленных в 1912 году на Второй постимпрессионистской выставке в Лондоне (в том числе в иллюстрациях к трагедии У. Шекспира «Тимон Афинский», где фрагментарно изображены фигуры закованных в латы людей, движущихся в центр по вихревым спиралевидным линиям). В. был задуман его создателями как альтернатива европейскому авангардизму.
И хотя многие из его картин не уцелели – в том числе масштабное девятифутовое полотно «Карнавал» и проект оформления лондонского богемного клуба-кабаре «Подвал Золотого Тельца», завсегдатаями которого были радикальные художники и интеллектуалы, – выставка хоть и намеком, но все же позволяет составить о них впечатление через многочисленные эскизы и графические наброски. В 1914 году некоторое количество британских живописцев, посреди которых были Перси Уиндхем Льюис, Лоуренс Аткинсон, Дэвид Бомберг и пиит Эзра Паунд, творят художественное соединение, основанное на осмысливании определяющего момента промышленного преуспевания, а также крупных городов с перспективой европейского образования. водоворот воронки") работы теоретика итальянского футуризма художника Умберто Боччини (1882-1916), убеждённого в том, что акт художественного творчества совершается в состоянии эмоционального водоворота, вихря (в Лондоне экспонировалась его художественная серия "Состояния сознания"). Лишь в начале 1950-х годов английский художественный критик Херберт Рид в своем фундаментальном труде «Современное британское искусство» впервые отдал должное радикализму в искусстве Британии. Для вортицизма принципиально важно то, что художник не заимствует форму у внешнего мира или природы, а сам создает ее, то есть отнимает у природы ее созидательную функцию. Было ли это граничит с качеством самих произведений. "Вортицисты", объединенные эстетико-философской общностью, тем не менее всегда оставались союзом независимых индивидуалистов, склонных иронично-сатирически оценивать друг друга: Паунд характеризовал В. в целом как "вырви-глаз" (имея в виду прежде всего живопись).
Первый шаг к организационному оформлению вортицизма — уход Льюиса и группы художников (Ф. Этчеллс, К. Хэмилтон, Ч. Невинсон, Э. Уодсворт) из «рукодельных» (по определению Льюиса) «Мастерских Омега» Фрая, продолжавших традицию У. Морриса. Паунд просил молодого скульптора изобразить его «мужественным» и двадцатидвухлетний Годье-Бжеска истолковал его пожелание несколько буквально. vortex– вихрь, водоворот), направление в англ. "Печальнейшая история" – в 1, поэзия – в 2). см.
Вортицизм как художественное движение угасло после завершения 1 вселенской борьбы. Футуризм принципиально не годился «умеренным авангардистам» — вортицистам, сочетавшим свой авангардизм с неоклассицизмом, то есть не желавшим отказываться от «традиции» искавшим стабильность в «водовороте» перемен. Энергия, порождаемая рычагами, рукоятками, моторами, предполагала новый язык, новые формы. Быстро утратил иллюзии по поводу «целительных» свойств войны и Льюис. В "Бласте" (1915.
«Эпилептическая риторика» — так назвал Льюис лекции Ф. Т. Маринетти в Лондоне. Паунд в своей рубрике «Вортекс» писал о единстве эстетики авангардизма, будь то литература, живопись, скульптура, музыка: главное — существование некой изначальной энергии и формы, воплощаемой затем в звуке, слове, образе, цвете. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь – vortizto). Годье-Бржезка сравнивал свои абстрактные работы с поэзией Паунда.
Печатным органом данной художественной направленности, которая продолжалась около 2 лет, был издававшийся Льюисом журнал «Blast», выходивший два раза, в июле 1914 и в июле 1915 года. Паунд был сознательным вдохновителем движения. Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Учитывая, что в дальнейшем члены этой группы характеризовались в политическом плане как активные крайне правые (собственно, протофашисты) интересно – и даже любопытно – отметить ту решительную поддержку, которую они оказывали своим участницам-женщинам. Такое отношение к нему действительно во многом превалировало на протяжении всего ХХ века, в том числе среди самих британцев и, несомненно, влияло на многих интеллектуалов, готовых искать передовое искусство и передовые идеи не у себя на родине, а на континенте.
Хотя Шекспир была талантливым колористом – в ее «Композиции с синим и черным» (1914 – 1915) проявляется искусный баланс цвета и формы, – в целом эти работы нельзя счесть особо выдающимися (тем более, что речь идет о небольших работах на бумаге). Вортицизм как художественное течение угасло ко времени окончания Первой мировой войны. Подобно футуризму, вортицизм – резкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, – стремился передать процесс движения. Мир Льюиса предстает суровым, грубым, закрытым и бесчеловечным. ВОРТИЦИЗМ (VORTICISM) – название группы художников и литераторов, представлявших авангардистское течение английского модернизма.
Вортицизм это авангардное крыло в искусстве и литературе английского модернизма. vorticism, от лат. В 1919 он опубликовал памфлет "Замысел калифа: Архитекторы. Для передачи «сущности» объекта, сцены, эмоции нужно, как считал Льюис, найти их «логику и математику» и передать их в «линиях и формах картины», в словесных «уравнениях» или «формулах» эмоций (правда, он был вынужден признать, что даже в самом абстрактном искусстве присутствует неизбежный изобразительный элемент). В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму.
Поначалу его путали с футуризмом. Активность итальянских футуристов в Лондоне в 1912-13 (выставки, выступления их лидера Маринетти) побудила Льюиса и Паунда начать издание журнала, чтобы выразить в нем свой взгляд на современное искусство, продемонстрировать, что это такое на практике и собрать вокруг себя единомышленников — литераторов и художников-авангардистов. Испытав на себе поначалу влияние футуризма, вортицисты быстро от него отмежевались. Название группы вошло в обиход в июне 1914 после выхода 1-го номера "Журнала Великого Английского Вортекса" – "Бласт" ("Blast: The Review of the Great English Vortex").
В следующем зале представлена работа такой же мощной силы воздействия, но абсолютно иного типа. "Вортици-сты" действительно пережили увлечение футуризмом, но быстро от него отмежевались. Эстетика вортицизма основана на отделении искусства от жизни и природы, утверждении приоритета творческого, преобразующего начала, убеждении в необходимости создания изобразительного или словесного эквивалента событию или явлению, подобного объективному корреляту Т. С. Элиота. Печатный орган – журнал «Взрыв» («Blast», 1914-1915 вышло 2 номера).
В "Бласте" напечатаны произведения примыкавших к В. Р. Уэст (рассказ в 1) и называвшего себя "дедушкой вортицистов" Форда Мэдокса Форда (вполне традиционный фрагмент романа "Хороший солдат" под назв. В 1914 на фронте оказался Годье-Бржезка, в 1915 — Льюис. Vorticist картина сочетает в себе кубизма фрагментации реальности с резкими границами изображения от машины и городской среды, создание высокоэффективных выражения чувства Вортицисты динамизм современного мира. Название как зигзаг молнии пересекало его эпатажную красную обложку. Другая мишень — импрессионизм (французский и английский) как искусство мимесиса. ВОРТИЦИЗМ (англ.
No 2), а в дальнейшем в его «Песнях» (1917-68), хотя, как иронически заметил Льюис, его пламенная пропаганда нового искусства не сопровождалась адекватными ей художественными экспериментами. Деятельность группы прекратилась с началом 1-й мировой войны. (Бомберг, Льюис). водоворот воронки») работы теоретика итальянского футуризма, художника Умберто Боччини (1882-1916), заявившего, что акт художественного творчества совершается лишь в состоянии эмоционального водоворота, вихря. Паунд был идейным вдохновителем течения.
В июле 1915 вышел второй (и последний) номер журнала. («Шквал»), замеченный в авангардных кругах благодаря своему экспериментальному дизайну и загадочным текстам, приближающимся, скорее, к конкретной поэзии, перестал выходить после двух номеров из-за отсутствия денег. Прежде всего, следует сказать, что многие произведения группы «вортицистов» не пережили Первую мировую войну и, следовательно, ключевых работ, по которым можно серьезно судить об этом течении, сохранилось крайне мало. Это название обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски vortizto — вихрь). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно отразившись в деконструктивизме.
Кроме того издаваемый «вортицистами» журнал BLAST. В отличие от футуризма, претендовавшего на «мировое господство», вортицизм ставил перед собой цели национального масштаба. Истинный неоклассицист, ориентированный на выявление прочных опор жизни, Льюис определял идею «вортекса» как неподвижный центр в сердцевине суетной жизни, «великую неподвижную точку, где концентрируется вся энергия. Бомберг, Льюис. Однако война положила конец вортицизму как группе и направлению.
ВОРТИЦИЗМ (английский – vorticism, от латинского vortex – вихрь, водоворот), направление в английской литературе и искусстве, близкое авангардизму. Каждый из них дал определение «вортексу» на страницах «Бласта». Одна из основных мишеней вортицизма — викторианство, его мораль идеология, эстетика инерционное господство которых делало Англию «Сибирью сознания» (определение Льюиса). В., по его убеждению, отличался от имажизма большей энергетикой образов, а именно энергия – главное в искусстве: "Образ – это не понятие, представление (. ), это (. ) вортекс – водоворот, через который пропускаются идеи и в котором они вращаются".
Вортицизм началось с первого выпуска журнала Blast, который содержит среди других материалов двух агрессивных манифесты (из двух) Льюис взрывных работ то, что, по его мнению, effeteness британского искусства и культуры и провозгласив эстетической Vorticist: новый Vortex погружается в сердце настоящего «мы производим новой жизни абстракции». Это вытесанная в камне великолепная «Иератическая голова Эзры Паунда» (1915) работа Анри Годье-Бжески. В результате возник интерес и к нему и к авангардным кругам. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь – vortizto). Неуживчивый и раздражительный Льюис был представлен как лидер движения (как, впрочем и в книге Рида). Печатный орган– ж. «Взрыв» («Blast», 1914–1915 вышло 2 номера). Действительно ли вортицизм (от vortex – вихрь), это малоизвестное британское авангардное течение, просуществовавшее совсем недолго во втором десятилетии ХХ века, заслужил масштабную выставку «Вортицисты: Манифест современного мира», проводившуюся в лондонской галерее Тейт Бритэйн с 14 июня по 4 сентября 2011 года.
Попытка Льюиса и Уодсворта в 1919 возродить вортицизм как «Группу X» оказалась тщетной, она распалась после первой же выставки. Их единственная выставка группы было проведено в Лондоне в следующем году. Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. В. стремился преодолеть барьер между изобразительным и словесным искусствами. Стремление к «чистой форме» ощутимо в стихотворении Паунда «Шахматная игра» («Бласт». Активность итальянских футуристов в Лондоне в 1912-1913 (выставки, выступления Маринетти, в частности в "Клубе поэтов" Т. Э. Хьюма) побудила Льюиса и Паунда к изданию журнала, чтобы, собрав вокруг себя единомышленников – литераторов и художников, выразить в нём свой взгляд на современное искусство. Годье-Бржезка сравнивал свои абстрактные работы с поэзией Паунда.
" (прежде опубликованный им в виде статей в журн. Деятельность группы прекратилась с началом 1-й мировой войны. Инициаторы и теоретики вортицизма — писатель и художник Уиндем Льюис (1882-1957), считающийся основоположником абстракционизма в Великобритании и американский поэт Паунд, сыгравший важнейшую роль в истории английского авангардизма начала 20 века. Среди источников английского понятия называют досократовское учение о четырех элементах, возникших в процесс водоворотного движения книгу У. Блейка «Милтон» («Все втянуто в свой водоворот») книгу физика Аллена Апворда «Новое слово» (1908) — о водоворотном, спиралевидном движении планет в космосе раннее стихотворение Эзры Паунда (1885-1972) «Плотин» («. Художники направления объединились с членами Кемден-Таунской группа (Лондон). Инициаторы и теоретики В. – писатель и художник У. Льюис поэт Э. Паунд, давший название направлению франц.
Мотивы «вортекса» Льюис использовал в своих работах уже в 1912, в частности в выставленных на Второй пост-импрессионистской выставке в Лондоне (организованной Р. Фраем) иллюстрациях к трагедии У. Шекспира «Тимон Афинский» (1608), где геометрические изображенные фрагментарно, как будто после взрыва, фигуры закованных в латы людей увлечены, движением в центр «вортекса» — водоворота, а также в картине «Творение» изображающей предельно стилизованные фигуры мужчины и женщины, охваченные вихрево-водоворотным танцем. Где ваш вор-текс. На одной из них (5 мая 1914 в Галерее Доре на Бонд-стрит) он и другие антифутуристы (Т. "Атенеум"), где изложил притчу о "сильном правителе", создающем условия, необходимые для обновления культуры (так Льюис начинает связывать идею процветания искусства с сильной властью). «Эта война—великое лекарство»—трагически ироничные слова Годье-Бржезки в его послании в «Бласт» (No 2.
Из художественных произведений удалось собрать лишь те, которые были показаны на двух выставках, проведенных «вортицистами» в краткий период их деятельности: первая состоялась в лондонской галерее Доре (1915), вторая в нью-йоркском Пенгвин-клубе (1917). Можно утверждать – полагаю, вполне оправданно, – что такое пренебрежение едва ли было граничит с устоявшимся мнением, будто британское искусство изначально консервативно и замкнуто в себе. скульптор А. Годье-Бжезка, в 1910–14 живший в Англии. в иллюстрациях к трагедии У. Шекспира «Тимон Афинский», где фрагментарно изображены фигуры закованных в латы людей, движущихся в центр по вихревым спиралевидным линиям). Льюис называл Паунда "Троцким от литературы", "революционным простофилей", Элиота – "псевдоистом".
Как это объяснить. Ядро группы вортицизм — Льюис, Паунд и французский скульптор Анри ГодьеБржезка, с 1910 живший в Англии (в 1914 погиб на фронте). На поставленный вопрос можно дать несколько ответов.
N. Y. ). В дальнейшем «уроки» вортицизма, эстетическая память о нем присутствует в творчестве Льюиса, Паунда, Элиота. В манифесте вортицистов говорилось, что современного художника вдохновляют «разные виды машин, механизмов, фабрик, новые и просторные здания, мосты» (Wyndham Lewis on Art Ed. Большое влияние на формирование вортицизма оказал итальянский футуризм. N. Y. ). Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с задачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и «конструктивизм философский» (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего -- в различных видах геометрической абстракции).
лит-ре и иск-ве, близкое авангардизму. И там, в этом центре, находится вортицист". Визуально идея «вортекса» воплощена в работах Льюиса, выставленных в 1912 на Второй постимпрессионистской выставке в Лондоне (в т. ч. Название «вортицизм» для обозначения группы, данное ей Паундом, стало фигурировать после выхода в июне 1914 первого номера «Журнала великого английского вортекса» — «Бласт» («Взрыв»).
В 1910 году в Лондон приезжает Ф. Т. Маринетти и выступает с лекциями о футуризме в женском Лицеум-клубе (Lyceum Club for Women), а в 1912 году лондонская галерея Саквилл становится вторым местом, где расположилась большая футуристическая передвижная выставка. Серия черно-белых литографий (1913) – иллюстрации к «Тимону Афинскому» Шекспира – показывает, насколько динамичным, радикальным и мощным было творчество Льюиса в этот период и насколько оно отличалось от элегантного лиризма, яркого колорита, пастельных тонов и органических форм в живописи и графике «блумсберийской» группы. Объединенные эстетико-философской общностью, вортицисты тем не менее всегда оставались союзом независимых индивидуалистов, склонных иронико-сатирически оценивать друг друга: Паунд характеризовал вортицизм в целом как «вырвиглаз». 2) и в дальнейшем в его "Песнях" ("Cantos", 1917-1968), хотя, как иронически заметил У. Льюис, его пламенная пропаганда нового искусства не сопровождалась адекватными ей художественными экспериментами. Действительно, резкие, сталкивающиеся формы его «Толпы», написанной годом позже, производят впечатление сошествия в некий механистический, урбанизированный ад. Печатным органом этого художественного направления, просуществовавшего 2 года, был выпускавшийся Льюисом журнал «Blast», выходивший дважды, в июле 1914 и в июле 1915 года.
Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии. В поэзии и прозе стиль вортицизм основан на обрывистых, резких ритмах и параллельных конструкциях, соответствовавших, как считали вортицисты, машинному веку. Подтвердила это и выставка «Вортицисты: Манифест современного мира». Другие художники были Аткинсон Лоуренс, Джессика Дисмор, Катберт Гамильтон, Уильям Робертс, Хелен Сондерс, Эдуард Уодсворт и скульпторы Джейкоб Эпштейн и Анри Gaudier-Бжеска.
Цель вортицизма – выражение в звуке, слове, образе, цвете энергии индустриальной эпохи. Стремление к "чистой форме" ощутимо в стихотворении Э. Паунда "Шахматная игра" ("Бласт". Изначально, в 1913 году, группа задумывалась как «Кубистический арт-центр» (сменив вскоре свое название на «Мятежный арт-центр») и противопоставляла себя другому лондонскому объединению авангардистов – группе «Блумсбери». Where is Your Vortex. " ("The Caliphs Design: Architects.
Э. Хьюм, А. Годье-Бржезка, Э. Уодсворт) устроили Маринетти обструкцию. Сыграл важную роль в процессе развития абстрактного искусства в Англии. Название его вортицистской пьесы «Враг звезд» (Бласт. В марте 1915 состоялась выставка вортицистов в галерее Доре.
Льюис называл Паунда «Троцким от литературы», «революционным простофилей», Элиота—«псевдоистом». W. Michel. Обнажение такого конечного, предельного, неподвижного центра жизненных потоков и перекрестка художественных периодов, «точки максимальной энергии» и есть акт творения (Blast). Название пересекало его эпатажную красную обложку как зигзаг молнии. Вернувшись с войны, Льюис отошел от абстракционизма, стал более традиционным (об этом свидетельствовала его первая самостоятельная выставка "Пушки", Галерея Гупил, февраль 1919), занялся критикой искусства, однако продолжал мечтать об обществе, которое поддержало бы возрождение культуры "вортицистского" образца. Вортицизм (живопись, скульптура), как и футуризм – динамичный стиль, полный движения, резких, угловатых линий.
Напоследок он написал Фраю закольцованное письмо с многочисленными подписями без начала и конца, обвиняя того в непорядочном поведении (автор представленного на выставке письма до такой степени пылал негодованием – вполне законным, – что трудно не рассмеяться). параллелизме. Годье-Бржезку прозвали «первобытным Мессией». К созданному ими в 1913 Авангардистскому центру искусств (Rebel Art Centre) присоединился Паунд, отошедший от имажизма, после того, как его возглавила поэтесса Эми Лоуэлл.