Осмотрев раненого, доктор понял, что его жизнь в опасности. Тоска все равно не пройдет никогда. Семье постоянно не хватает денег.
Он бывал у Прудона и Курбе, с которым в Париже жил в одном квартале. Но он хранит нерушимое молчание. А младшая, Жермена, еще девочка, теперь не засыпает — ее вообще не так-то легко отправить в постель, — пока к ней не зайдет «г-н Винсент». В кафе Раву, кроме Винсента, живет еще один художник, Мартинес испанец по происхождению. Давние обиды ожили в его сердце.
Доктор Гаше не знал, что Винсент уже уехал из Сен-Реми. Он служил врачом в Компании северных железных дорог, был врачебным инспектором школ города Парижа и жил в столице на улице предместья Сен-Дени, 78, а в Овер наезжал три раза в неделю. Но впечатление, которое на него произвел доктор, никак нельзя назвать неблагоприятным. Из слухового окна падал свет на автопортрет Винсента, на копию «Пиеты» Делакруа, на «Арлезианку», на новые полотна, которые теперь ежедневно — по одному в день — прибавлялись к старым холстам, точно талант художника бил неиссякаемым, щедрым ключом. Зато он надеется, что Гаше раздобудет ему модели. Только кружат, каркая, вороны. Психиатры и психоаналитики также предлагали различные толкования болезни. Но впечатление, которое на него произвел доктор, никак нельзя «назвать неблагоприятным».
«Я верну деньги или умру», — писал Винсент брату за полтора года до этого, после первого приступа болезни. Сам Винсент, глядя на только что законченное им повторение портрета доктора Гаше, признает, что в его произведениях чувствуется «какое-то ожидание и вопль». Ничего, кроме страшной бездны, на голос которой человек отзывается горьким безмолвием. Пойми, я не знаю, совсем, совсем не знаю, какой оборот могут принять мои дела». Доктор Гаше не практиковал в Овере.
Через несколько недель, в октябре, нефрит перешел в тяжелую уремию. Они повсюду. Доктор восхищен портретом, «он захлебывается от восторга», — пишет Винсент. Если припадки повторятся, сам понимаешь. Но разве Винсент может прервать работу, перестать изводить холст, краски и кисти. Доктор Гаше почти уверен, что припадки у Винсента больше не возобновятся.
Бесполезно вкладывать в это душу. Вороны с давних пор в живописи считаются символами беды, смерти, потустороннего мира. Они разговорились о Бельгии, о жизни старых мастеров, «закаменевшее от горя» лицо доктора осветилось улыбкой и Винсент тотчас решил написать портрет человека, в котором угадал будущего друга. Винсент вспылил. Папаша Раву поднимается наверх.
Папаша Пенель знавал многих художников: Коро, Жюля Дюпре, Домье. Гаше оставил дежурить возле раненого своего сына, чтобы в случае чего его немедля известили. Абсолютно поглощенный работой, Винсент непрерывно курит. Как-то он обратил внимание, что картина Гийомена «Обнаженная с японской ширмой» висит у доктора без рамы. Он посоветовал Винсенту — можно себе представить, с каким жадным вниманием был выслушан этот совет. Одни считали, что это диффузный менинго-энцефалит, другие – что это шизофрения (такого мнения придерживался, в частности, Карл Ясперс), третьи – что это психическая дегенерация и конституциональная психопатия, наконец, некоторые возвращались к старому диагнозу – эпилепсия. Бесполезно вкладывать в это душу.
Хотя доктор Гаше, которого его друг, художник Генёт, прозвал за рыжую шевелюру «доктор Шафран» из кокетства скрывает свой возраст, в своей манере одеваться он проявляет такую же независимость, как и в образе мыслей. Бесполезно пытаться проникнуть в великие тайны мироздания. что примерно к сорока годам – впрочем, не будем загадывать.
Винсент, который не преминул отметить импульсивную живость доктора, сразу же счел его «довольно эксцентричным», а «по части нервов» таким же «тяжелобольным», как сам Винсент. Чтобы доставить доктору удовольствие, Винсент обещает написать для него второй вариант портретаи по просьбе Гаше повторить для него копию «Пиеты». Винсент вспылил.
Они висят на стенах, лежат под кроватью, под диваном, под шкафами «Фруктовые деревья в цвету» украшают спальню, »Едоки картофеля» венчают камин в столовой Винсент, сняв пиджак, раскладывает картины на полу в комнате, предназначенной для гостей и долго, придирчиво рассматривает одну за другой, «уйдя в себя», по выражению Ио. И как таковой, он не укладывается в обычные мерки и оценки.
На следующий день голландский художник смертельно ранил себя из револьвера. Впрочем, чем только не интересовался этот разносторонний человек. Душу Винсента терзает тоска.
Одним из первых в медицине он заинтересовался гомеопатией. О докторе Гаше см. Винсент был слишком поглощен живописью. Никакого ответа. Он все время чувствует безмерную усталость и все-таки пишет, продолжает писать, он не может прервать работу.
Помещение оказалось сырым, в нем кишели клопы. Доктор Гаше не практиковал в Овере. Ребенок болеет. Один.
Винсент не отзывается, Раву решает открыть дверь. И вот уже Винсент стоит перед своей невесткой. Он просит брата, чтобы тот как можно скорее прислал ему упражнения Барга «Рисунки углем», которые снова хочет копировать. Абсолютно один.
И вот уже Винсент стоит перед своей невесткой. Тео не ответил на его записку. С первого же дня знакомства доктор Гаше выразил желание посмотреть работы Винсента.
В квартире брата их скопилось великое множество. Спустилась ночь.
Абсолютно один. Вернувшись в Овер, Винсент снова принимается за работу. День клонился к закату. Не слышно ни звука.
Возможно, последние минуты Винсента сопряжены с какой-то тайной. Сам Винсент еще на Лионском вокзале обратил внимание на болезненный вид брата и очень огорчился. Само собой, Винсент пишет портрет доктора Гаше. Сеансы происходят в задней комнате при кафе. В руках у него частенько белый зонт на зеленой подкладке.
Винсент не отзывается, Раву решает открыть дверь. Само собой, Винсент пишет портрет доктора Гаше. У него были энциклопедические познания и редкое разнообразие интересов. Он ходит, чуть склонив голову набок в ту сторону, где у него нет уха и, хоть он мало разговорчив, на его губах всегда играет полуулыбка. Простые могилы, без всяких надгробий, теперь они увиты плющом. Абсолютно поглощенный работой, Винсент непрерывно курит.
Все тихо. Он и сам рисовал, занимался гравюрой (его главной страстью были офорты), подписывая свои произведения Р. ван Рейсел (ван Рейсел пофламандски означает «из Лилля») и выставляя их в Салоне Независимых. Каждый вечер художник мелом рисует для нее игрушечного человека и она каждый раз приходит в восторг, что все человечки разные (Воспоминания сестер Раву, записанные Максимильяном Готье (Нувель литерер, 16 апреля 1953 года). Винсент снова стал необычайно раздражителен. Старшая дочь, шестнадцатилетняя Аделина, считает, что, хотя г-на Винсента не назовешь красивым, в нем много обаяния, к тому же он такой добрый и простой. Доктор Гаше не знал, что Винсент уже уехал из СенРеми.
Бесполезно пытаться проникнуть в великие тайны мироздания. Доктор хотел уведомить о несчастье Тео. Тео не ответил на его записку. Но дальше планов дело не пошло.
Жилище доктора представляло собой настоящий музей. Но эти письма не сохранились). Впрочем, внезапно решает Винсент, на доктора Гаше рассчитывать нельзя, доктор болен еще серьезнее, чем сам Винсент. Воздух чист. Но он считает себя неудачником. Впрочем, Гаше специализировался не только на урологии, он глубоко изучил сердечные и нервные заболевания (он работал в больницах Бисетр и Сальпетриер).
Впрочем, не все картины Винсента находятся в Сите Пигаль. Было девять часов вечера. Помещение оказалось сырым, в нем кишели клопы.
То, что обусловило талант Ван Гога, обусловило все обстоятельства его жизни и его болезнь. Семье постоянно не хватает денег. Доктор Гаше, шестидесятидвухлетний уроженец Лилля (Гаше родился 30 июля 1828 года. Однако на сегодня именно «Пшеничное поле с воронами» официально считается последней картиной Ван Гога. Старшая дочь Раву, Аделина, согласилась позировать Винсенту.
Тео не ответил на его записку. Както он обратил внимание, что картина Гийомена «Обнаженная с японской ширмой» висит у доктора без рамы. Все бесполезно. С кем только не сталкивался Гаше в своей неустанной кипучей деятельности.
У него были энциклопедические познания и редкое разнообразие интересов. Никакого ответа. Ничего, кроме страшной бездны, на голос которой человек отзывается горьким безмолвием. Даже поддержка брата не смогла помочь Ван Гогу сохранить жизнь. С первых шагов импрессионизма многие представители этой школы стали его друзьями.
Винсент заглянул туда и глубоко огорчился. — приехать на несколько недель в Овер подышать деревенским воздухом. Винсент пишет, подавленный одиночеством, неудачами, постигшими его в жизни. Доктор восхищен портретом, он захлебывается от восторга, – пишет Винсент. Дрема. Ах, так.
Навестив в Париже Тео, он даже заверил его, что его брат выздоровел. Доктор и художник понимают друг друга с полуслова. Никогда еще Винсент не работал с такой быстротой. Винсент идет на улицу Вессно к доктору Гаше – доктора нет дома.
Зато он надеется, что Гаше раздобудет ему модели. Создавая картину за картиной — поля, виноградники, луга, — Винсент спешит запечатлеть на полотне тайны природы, открывшиеся ему в его напряженных поисках. Никого.
Гаше, желая успокоить художника, пообещал без промедления заказать раму. Папаша Раву отдал трем художникам в их полное распоряжение заднюю комнату кафе. Но Винсент отказался сообщить домашний адрес брата.
В«Пшеничном поле» Ван Гог смог при помощи всего четырех красок передать напряженную атмосферу ипридать картине по-настоящему сильную эмоцию.
Винсент уверяет брата, что Гаше «такой же больной и нервный человек, как мы с тобой». Он ложится в девять часов, встает в пять, ведет размеренный образ жизни и работает с увлечением. Доктор и Винсент почти сразу почувствовали взаимную симпатию. Безмолвием – или воплем.
Вдруг Винсент резко поворачивается к хозяину. Услышав стоны художника, он стучится в дверь. Напротив муниципалитета в кафе завсегдатаи перекидываются в карты. Но по соседству с «черным-пречерным старьем» сверкают живые краски полотен Сезанна, Гийомена, Моне, Ренуара, Сислея, Писарро, которыми тотчас заинтересовался Винсент. С первого взгляда Винсент показался ей «здоровее Тео».
Для человека, написавшего «Вороны над полем пшеницы», что остается в жизни. Простые могилы, без всяких надгробий, теперь они увиты плющом. «Слишком любезный с виду для художника», — отметил Винсент. С энергией отчаяния он снова хватается за кисть, пишет «бескрайние хлебные поля под взбаламученными небесами», в которых «я не постеснялся выразить тоску и безмерное одиночество». С первого же дня знакомства доктор Гаше выразил желание посмотреть работы Винсента.
Конечно, малыш и его мать могли бы — ведь правда, это отличная мысль. Ван Гог писал: Создавая такие картины, я стараюсь выразить свою печаль и невероятное одиночество. «Тут битком набито разными разностями — точно в антикварной лавке и не все заслуживает внимания».
Впрочем, Гаше специализировался не только на урологии, он глубоко изучил сердечные и нервные заболевания (он работал в больницах Бисетр и Сальпетриер). Вкаждом мазке краски сквозит отчаяние иполное одиночество. Денег он отдать не смог.
«Да, такова моя судьба — я чувствую, что смирился с ней и она уже не изменится». Доктор и художник понимают друг друга с полуслова. Жена доктора, несмотря на его неусыпные заботы, три года спустя умерла от туберкулеза. Винсент пишет, подавленный одиночеством, неудачами, постигшими его в жизни. Старшая дочь Раву, Аделина, согласилась позировать Винсенту. «Я гораздо уверенней владею кистью, чем до поездки в Арль», — пишет он.
Но дальше планов дело не пошло. Теперь оно называется просто — «У Ван Гога». Ребенок болеет.
На другой день спозаранку художник уже стоял перед своими полотнами. Каково же было изумление молодой женщины, когда она увидела не опустившегося неудачника, какого она ждала, а «крепко сбитого, широкоплечего мужчину», с «веселым выражением» и «здоровым цветом лица», «во всем облике которого чувствовалось упорство». Пришлось поместить его в лечебницу доктора Бланша в Пасси.
С первого взгляда Винсент показался ей здоровее Тео. Это безумие невозможно рассматривать изолированно от той исключительной (в самом прямом смысле слова) личности, какой был Ван Гог. – проронил художник. С кем только не сталкивался Гаше в своей неустанной кипучей деятельности. Теперь его работы, которыми он «пытается выразить отчаянную быстротечность вещей», состоят сплошь из спиралей, завитков, все в них трепетное, вихревое движение, упоение бесконечностью пространства. Долгое время считалось, что это последняя работа Ван Гога, но исследование писем Ван Гога с высокой долей вероятности свидетельствует, что последней работой художника была картина «Пшеничные поля», хотя в этом вопросе всё ещё существует неоднозначность. Доктор и Винсент почти сразу почувствовали взаимную симпатию. Госпожа Раву обратила внимание, что Винсент держится рукой за бок.
Винсент, весь в крови, лежит на кровати лицом к стене. Познание — это змий, который пожирает сам себя. Доктор Гаше, встав, в упор взглянул на Винсента.
На эту композицию он переносит свою печать и беспредельное одиночество. Навестив в Париже Тео, он даже заверил его, что его брат выздоровел. В квартире брата их скопилось великое множество. Полотно было выполнено в июле 1890 года. Раву снова и снова окликает художника.
В середине июня у Раву поселился третий художник – голландец Хиршиг. Он и сам был уже обречен. Но, несмотря на эту легкость, он снова, как, впрочем и всегда, жаждет учиться. Он просит брата, чтобы тот как можно скорее прислал ему упражнения Барга «Рисунки углем», которые снова хочет копировать. Он сам знает, что в практической жизни от него мало толку.
Винсент показывает брату и невестке свои новые владения – поля, поросшие буйной зеленью (какое раздолье для живописца. ), кафе Раву (в семье Раву, которая состоит из отца, матери и двух дочерей, он живет теперь, как у родных). Винсент, весь в крови, лежит на кровати лицом к стене. Впрочем, чем только не интересовался этот разносторонний человек.
Бесполезно вкладывать в это душу. Давние обиды ожили в его сердце. Все стало на свои места, вошло в колею банальной повседневности. Для человека, написавшего «Вороны над полем пшеницы», что остается в жизни. Ночь — ведь это тоже солнце.
Все стало на свои места, вошло в колею банальной повседневности. «Тут битком набито разными разностями — точно в антикварной лавке и не все заслуживает внимания». День клонился к закату. Перспектива омрачилась, я не вижу ничего хорошего в будущем». Из слухового окна падал свет на автопортрет Винсента, на копию «Пиеты» Делакруа, на «Арлезианку», на новые полотна, которые теперь ежедневно — по одному в день — прибавлялись к старым холстам, точно талант художника бил неиссякаемым, щедрым ключом. Но радость встречи довольно быстро развеяла тревогу Винсента и он успокоился.
Тео исхудал, у него появился кашель. Для того чтобы хладнокровно обсудить создавшееся положение, всем троим сначала необходимо отдохнуть. Винсент идет на улицу Вессно к доктору Гаше — доктора нет дома. Почти оцепенение.
Пространство представлено таким образом, будто перспективный центр отсутствует. Да, он пытался застрелиться, но, к сожалению, кажется, промахнулся. Услышав стоны художника, он стучится в дверь. Почти оцепенение.
Иоханна прихварывает. Безмолвием — или воплем. Впрочем, Гаше специализировался не только на урологии, он глубоко изучил сердечные и нервные заболевания (он работал в больницах Бисетр и Сальпетриер). Пшеничное поле, подлесок, замок в Овере, сад Добиньи.
Одним из первых в медицине он заинтересовался гомеопатией. — смело и много работать, не думая о минувших припадках. Да, он пытался застрелиться, но, к сожалению, кажется, промахнулся. У него были энциклопедические познания и редкое разнообразие интересов. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события.
Папаша Пенель знавал многих художников: Коро, Жюля Дюпре, Домье. Его мужество иссякло. Доктор Гаше был, несомненно, на редкость обаятельным человеком. Тео исхудал, у него появился кашель. — смело и много работать, не думая о минувших припадках. Доктор Гаше, встав, в упор взглянул на Винсента. Но чем он может помочь брату.
Доктор и художник понимают друг друга с полуслова. Никого.
Она позирует в голубом платье — первом своем девичьем платье. Две руки машут Иоханне снизу. В этом она была права. В доме Тео одна беда следует за другой. Его мужество иссякло.
Никого. Винсент вспылил. На этом живом и в то же время спокойном фоне я хотел бы писать портреты. Вдобавок ко всему у Тео испортились отношения с хозяевами.
С энергией отчаяния он снова хватается за кисть, пишет «бескрайние хлебные поля под взбаламученными небесами», в которых «я не постеснялся выразить тоску и безмерное одиночество». Но по соседству с «чернымпречерным старьем» сверкают живые краски полотен Сезанна, Гийомена, Моне, Ренуара, Сислея, Писарро, которыми тотчас заинтересовался Винсент., Эскулап, Париж, 15 мая 1940 года). Таково было мнение доктора Гаше. А младшая, Жермена, еще девочка, теперь не засыпает – ее вообще не так-то легко отправить в постель, – пока к ней не зайдет г-н Винсент.
«Слишком любезный с виду для художника», — отметил Винсент. Но разве Винсент может прервать работу, перестать изводить холст, краски и кисти. Боюсь. Абсолютно один. Долгое время считалось, что это последняя работа Ван Гога, но исследование писем Винсента с высокой долей вероятности свидетельствует о том, что его последней работой стала картина «Пшеничные поля», вероятно достоверность этого факта всегда будет сомнительна. Конечно, малыш и его мать могли бы – ведь правда, это отличная мысль. Видимо, это все и послужило причиной его решению покончить с собой.
Душу Винсента терзает тоска. Это кафе когда-то принадлежало Раву. И спокойно попросил доктора дать ему трубку и табак. Винсент был слишком поглощен живописью.
Вернувшись в Овер, Винсент снова принимается за работу. Дурные новости беспокоят Винсента. В доме Гаше он уже не раз впадал в ярость, не считаясь ни с чем, когда ему вдруг хотелось написать картину по мотиву, который внезапно произвел на него впечатление.
Тут будет зеленый всех оттенков, но одинакового валера, так что он будет образовывать как бы единый зеленый фон, который своей вибрацией должен вызывать представление о тихом шелесте колосьев, колеблемых ветерком с колористической точки зрения непростая задача». «Тоска все равно не пройдет никогда». Он сам знает, что в практической жизни от него мало толку. Все тихо. Наконец в Сите Пигаль въезжает экипаж. Большинство медиков, писавших о болезни Винсента, глубоко несправедливы.
В кафе Раву, кроме Винсента, живет еще один художник, Мартинес испанец по происхождению. А младшая, Жермена, еще девочка, теперь не засыпает — ее вообще не такто легко отправить в постель, — пока к ней не зайдет «гн Винсент». Впрочем, чем только не интересовался этот разносторонний человек. Много лет спустя при первой возможности Паскалини ее продал. Три извилистые неровные дороги как будто уходят в никуда, теряясь среди колосьев.
Он и сам рисовал, занимался гравюрой (его главной страстью были офорты), подписывая свои произведения Р. ван Рейсел (ван Рейсел по-фламандски означает из Лилля) и выставляя их в Салоне Независимых. Винсент, весь в крови, лежит на кровати лицом к стене. Почти оцепенение. Для него, наперсника многих художников, который одним из первых оценил творчество Сезанна, сомнений нет: человек, который стоит перед ним в рабочей блузе, человек, только что вышедший из сумасшедшего дома, на лице которого выжгло свои следы безумие и житейские горести, – гений масштаба величайших мастеров.
Пойми, я не знаю, совсем, совсем не знаю, какой оборот могут принять мои дела. Винсент пишет, подавленный одиночеством, неудачами, постигшими его в жизни. Сам Тео дошел до крайнего истощения. Услышав стоны художника, он стучится в дверь.
Вдруг Винсент резко поворачивается к хозяину. Для человека, написавшего Вороны над полем пшеницы, что остается в жизни. И в самом деле, безумие Ван Гога не так легко поддается определению и классификации. Бесполезно пытаться проникнуть в великие тайны мироздания.
По его собственным словам, он пишет много и быстро, одну картину за другой. – приехать на несколько недель в Овер подышать деревенским воздухом. Только кружат, каркая, вороны. Никакого ответа. Тем не менее он постарался обнадежить Винсента. Дрема. Что до Буссо и Валадона, господи, ну как тут быть.
Зато он надеется, что Гаше раздобудет ему модели. Доктор Гаше не практиковал в Овере. Воздух чист. Доктор хотел уведомить о несчастье Тео. С девушкой он почти не разговаривает. Все стало на свои места, вошло в колею банальной повседневности.
Покачав головой, доктор Гаше прошептал: «Как трудно быть простым. » Для него, наперсника многих художников, который одним из первых оценил творчество Сезанна, сомнений нет: человек, который стоит перед ним в рабочей блузе, человек, только что вышедший из сумасшедшего дома, на лице которого выжгло свои следы безумие и житейские горести, — гений масштаба величайших мастеров. Но, несмотря на эту легкость, он снова, как, впрочем и всегда, жаждет учиться. В середине июня у Раву поселился третий художник — голландец Хиршиг. Дрема.
Гаше, желая успокоить художника, пообещал без промедления заказать раму. Но, по его собственным словам, кисть валится у него из рук. Волнующая встреча.
И в самом деле, Винсент чувствует себя превосходно. Волнующая встреча. Если так, мы ее, очевидно, никогда не узнаем). Винсент не отзывается, Раву решает открыть дверь. Тем не менее, у этой теории нет никаких доказательств, кроме выраженной депрессивности картины, что, вероятно и вызвало ассоциации с последовавшим вскоре самоубийством художника.
Дело в том, что в рассказах свидетелей этого события есть противоречия. Напротив муниципалитета в кафе завсегдатаи перекидываются в карты. Смерть Винсента нанесла страшный удар Тео. Раву снова и снова окликает художника.
«Пшеничное поле» несет чувство тревоги. Душу Винсента терзает тоска. Ночь — ведь это тоже солнце. Винсент снова стал необычайно раздражителен.
Она позирует в голубом платье – первом своем девичьем платье. Неужели мы не вправе требовать уважения и молчания. ). Чтобы доставить доктору удовольствие, Винсент обещает написать для него второй вариант портрета и по просьбе Гаше повторить для него копию «Пиеты».
Но он считает себя неудачником. что в юной девушке, какой я тогда была, он угадал женщину, которой я стала потом.
Все члены семьи глубоко уважают Винсента им просто не верится, что их постоялец страдал приступами помешательства. Познание – это змий, который пожирает сам себя. Винсент может обещать только одно — изо всех сил стараться «думать, что все идет хорошо».
Но житейские невзгоды и разочарования превратили энтузиаста Гаше в меланхолика и этот человеколюбец, которому слишком часто пришлось сталкиваться с людской неблагодарностью, теперь зачастую погружался в мизантропическую печаль. Кроме доктора Гаше, семьи Раву и еще одного поселившегося в городке художникаавстралийца Уолпола Брука, с которым Винсент иногда проводит время, Ван Гог завязал дружеские отношения кое с кем из жителей Овера. Сеансы происходят в задней комнате при кафе. Художник Винсент Ван Гог, пребывавший в сумеречном состоянии рассудка и находившийся под опекой психиатра, выйдя с мольбертом на этюды и выбрав в качестве натуры заурядный сельский вид у церкви с кладбищем, создал свой шедевр «Вроны над пшеничным полем». С5н и сам был уже обречен. Тишина.
Трактирщик подходит к нему, пытается заговорить. «Сходи к господину Винсенту, — говорит она мужу, — мне кажется, ему нездоровится». На другой день спозаранку художник уже стоял перед своими полотнами. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало. Ван Гог, чуть больше чем за две недели до того, как лишился жизни с помощью револьвера, написал картину «Вороны в пшеничном поле». Ван Гога нельзя рассматривать как рядового пациента. Папаша Раву поднимается наверх.
Он вспоминает «клоповник» папаши Танги, куда брат перенес его полотна, а также полотна Гийомена, Рассела и Бернара. В этом она была права. Но чем он может помочь брату. Денег он отдать не смог. Само собой, Винсент пишет портрет доктора Гаше. Слишком любезный с виду для художника, – отметил Винсент.
Папаша Раву отдал трем художникам в их полное распоряжение заднюю комнату кафе. Винсент вышел, опустив голову. Трактирщик подходит к нему, пытается заговорить. Винсент отдал этим бесчисленным творениям святая святых своей души, вскормил их собственными страданиями.
Не слышно ни звука. Смерть Винсента нанесла страшный удар Тео. Его казус – это казус всех великих мистиков, всех героев Познания.
Они висят на стенах, лежат под кроватью, под диваном, под шкафами «Фруктовые деревья в цвету» украшают спальню, »Едоки картофеля» венчают камин в столовой Винсент, сняв пиджак, раскладывает картины на полу в комнате, предназначенной для гостей и долго, придирчиво рассматривает одну за другой, «уйдя в себя», по выражению Ио. В мансарде кафе Раву растет груда картин. Давние обиды ожили в его сердце. Денег он отдать не смог.
Доктор Гаше почти уверен, что припадки у Винсента больше не возобновятся. На этом живом и в то же время спокойном фоне я хотел бы писать портреты. Спустилась ночь.
Чтобы доставить доктору удовольствие, Винсент обещает написать для него второй вариант портрета (В настоящее время картина находится в галерее Же де Пом в Париже) и по просьбе Гаше повторить для него копию Пиеты. Бесполезно было создавать шедевры, те восемьсот или девятьсот картин, что он написал за десять лет подвижнического труда. Винсент идет на улицу Вессно к доктору Гаше — доктора нет дома. Сходи к господину Винсенту, – говорит она мужу, – мне кажется, ему нездоровится. Однако считаю нужным внести в них некоторые поправки. С первого же дня знакомства доктор Гаше выразил желание посмотреть работы Винсента. Один.
Картина «Пшеничное поле с воронами» предположительно была закончена 10 июля 1890 года, всего за 19 дней до гибели художника. Жена доктора, несмотря на его неусыпные заботы, три года спустя умерла от туберкулеза. За все годы учебы и работы он, к большому сожалению, не смог никак продать свои работы. Папаша Раву отдал трем художникам в их полное распоряжение заднюю комнату кафе. Отныне Винсент говорит полным голосом и ничто не может заглушить его звучания.
Госпожа Раву обратила внимание, что Винсент держится рукой за бок. Познание — это змий, который пожирает сам себя. Это кафе когдато принадлежало Раву. Сам Винсент, глядя на только что законченное им повторение портрета доктора Гаше, признает, что в его произведениях чувствуется «какоето ожидание и вопль». Покачав головой, доктор Гаше прошептал: Как трудно быть простым. Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Две руки машут Иоханне снизу.
Да, такова моя судьба – я чувствую, что смирился с ней и она уже не изменится. Папаша Раву поднимается наверх. Одним из первых в медицине он заинтересовался гомеопатией. Винсент заглянул туда и глубоко огорчился.
Пришлось поместить его в лечебницу доктора Бланша в Пасси. Но по соседству с черным-пречерным старьем сверкают живые краски полотен Сезанна, Гийомена, Моне, Ренуара, Сислея, Писарро, которыми тотчас заинтересовался Винсент (В собрании Гаше, переданном в 1951 году его наследниками в дар национальным музеям, было три Сезанна: Современная Олимпия, Дом доктора Гаше в Овер-сюр-Уаз, Дельфтская вазочка с цветами две картины Гийомена: Заход солнца в Иври, Обнаженная с японской ширмой Хризантемы Моне два Писарро: Дорога в Лувесьенне, Паром в Варение портрет Ренуара Вид на канал Сен-Мартен Сислея. Он и сам рисовал, занимался гравюрой (его главной страстью были офорты), подписывая свои произведения Р. ван Рейсел (ван Рейсел по-фламандски означает «из Лилля») и выставляя их в Салоне Независимых. Вдобавок ко всему у Тео испортились отношения с хозяевами. Все бесполезно. Жилище доктора представляло собой настоящий музей.
И в самом деле, Винсент чувствует себя превосходно. Наконец в Сите Пигаль въезжает экипаж. Доктор Гаше почти уверен, что припадки у Винсента больше не возобновятся. «Тоска все равно не пройдет никогда».
Болезнь, которая подтачивала его многие годы, близилась к роковой развязке. Но дальше планов дело не пошло. Небольшое полотно (находится в амстердамском Музее Ван Гога), выполненное напряженными густыми и резкими мазками, с черными птицами, обрушившимися из грозовой синевы неба на слепящее золото растревоженных хлебов, было последней работой мастера. На другой день спозаранку художник уже стоял перед своими полотнами. Я гораздо уверенней владею кистью, чем до поездки в Арль, – пишет он. День клонился к закату.
Напротив муниципалитета в кафе завсегдатаи перекидываются в карты. Чем-то испуганные вороны стаей рвутся к небу, выписывая на холсте буквы «М». Раву снова и снова окликает художника. Над ярко-желтым пшеничным полем нависает свинцово-синее небо, создающее гнетущее ощущение. Осмотрев раненого, доктор понял, что его жизнь в опасности.
Потом вдруг решил снять кабаре «Тамбурин» и основать в нем товарищество художников, а вскоре в приступе помешательства пытался убить жену и ребенка. Но Винсент отказался сообщить домашний адрес брата. И спокойно попросил доктора дать ему трубку и табак. – смело и много работать, не думая о минувших припадках.
Доктор Гаше не знал, что Винсент уже уехал из Сен-Реми. Он, несомненно, ошибся. Соблазненный предложением доктора, Винсент в перерыве между двумя картинами сделал гравюру с портрета доктора Гаше, с автопортрета «Человек с трубкой» и решил сделать еще несколько офортов — «ну хотя бы шесть» — со своих провансальских полотен.
Но, по его собственным словам, кисть валится у него из рук. Сам Тео дошел до крайнего истощения. Именно в этой картине художник выразил своё смятение души и тревожное состояние. Гаше, желая успокоить художника, пообещал без промедления заказать раму.
Винсент тотчас решил подыскать для них другое хранилище. Письма, посланные вслед за этим Винсенту Иоханной и братом, могли бы нам кое-что разъяснить. Винсент показывает брату и невестке свои новые владения — поля, поросшие «буйной зеленью» (какое раздолье для живописца. ), кафе Раву (в семье Раву, которая состоит из отца, матери и двух дочерей, он живет теперь, как у родных). Через несколько недель, в октябре, нефрит перешел в тяжелую уремию. И в самом деле, Винсент чувствует себя превосходно.
Винсент был слишком поглощен живописью. Еше и сейчас жив другой очевидец драмы, сын доктора Гаше. Они повсюду. Впрочем, не все картины Винсента находятся в Сите Пигаль. Винсент вышел, опустив голову. Папаша Пенель знавал многих художников: Коро, Жюля Дюпре, Домье.
Картина «Вороны в пшеничном поле» (она же «Вороны на пшеничном поле») была написана Винсентом Ван Гогом в 1890 году, за пару недель до того, как он попытался застрелиться, в следствие чего умер от обильной кровопотери. Винсент так трагично ушёл с жизни через нерешенные проблемы с семьей и финансами. Винсент тотчас решил подыскать для них другое хранилище. Соблазненный предложением доктора, Винсент в перерыве между двумя картинами сделал гравюру с портрета доктора Гаше, с автопортрета «Человек с трубкой»и решил сделать еще несколько офортов — «ну хотя бы шесть» — со своих провансальских полотен. Волнующая встреча. Доктор восхищен портретом, «он захлебывается от восторга», — пишет Винсент. Воздух чист.
В кафе Раву, кроме Винсента, живет еще один художник, Мартинес испанец по происхождению. Ничего, кроме страшной бездны, на голос которой человек отзывается горьким безмолвием. Винсент может обещать только одно – изо всех сил стараться думать, что все идет хорошо. Трактирщик подходит к нему, пытается заговорить. Желтая пшеница сгибается под порывами ветра.
С девушкой он почти не разговаривает. Тишина. Винсент снова стал необычайно раздражителен. Иоханна прихварывает. Спустилась ночь.
Это кафе когда-то принадлежало Раву. Перспектива омрачилась, я не вижу ничего хорошего в будущем. Это его погубило. Существует версия, что Винсент покончил с собой в процессе написания этой картины такая версия финала жизни художника была представлена в фильме «Жажда жизни», где актёр играющий Ван Гога (Кирк Дуглас), стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном.
Они повсюду. Тем не менее он постарался обнадежить Винсента. В середине июня у Раву поселился третий художник — голландец Хиршиг. Но, по его собственным словам, кисть валится у него из рук. Ночь – ведь это тоже солнце.
Что до Буссо и Валадона, господи, ну как тут быть. Простые могилы, без всяких надгробий, теперь они увиты плющом. Существует версия, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в процессе написания данной картины данная версия финала жизни художника была представлена в фильме «Жажда жизни», где актёр играющий Ван Гога (Кирк Дуглас) стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном. Они разговорились о Бельгии, о жизни старых мастеров, «закаменевшее от горя» лицо доктора осветилось улыбкой и Винсент тотчас решил написать портрет человека, в котором угадал будущего друга.
Доктор и Винсент почти сразу почувствовали взаимную симпатию. Дурные новости беспокоят Винсента. Доктор Гаше был, несомненно, на редкость обаятельным человеком. Доктор Гаше, встав, в упор взглянул на Винсента. Он изображает его в белой фуражке (Эта фуражка была присоединена к коллекции картин, подаренной семьей Гаше национальным музеям в 1951 году) и синем пальто с веточкой наперстянки, символизирующей болезни сердца, которыми усердно занимается Гаше.
Отныне Винсент говорит полным голосом и ничто не может заглушить его звучания. Он бывал у Прудона и Курбе, с которым в Париже жил в одном квартале. Жилище доктора представляло собой настоящий музей. Таково было мнение доктора Гаше. «Я гораздо уверенней владею кистью, чем до поездки в Арль», — пишет он. Безмолвием — или воплем.
Жена доктора, несмотря на его неусыпные заботы, три года спустя умерла от туберкулеза. Мотив выбора пути — дорога в нижней части картины разветвляется — говорит о тяжелом состоянии художника. Теперь оно называется просто – У Ван Гога. «Ах, так » — проронил художник.
Покачав головой, доктор Гаше прошептал: «Как трудно быть простым. » Для него, наперсника многих художников, который одним из первых оценил творчество Сезанна, сомнений нет: человек, который стоит перед ним в рабочей блузе, человек, только что вышедший из сумасшедшего дома, на лице которого выжгло свои следы безумие и житейские горести, — гений масштаба величайших мастеров. Болезнь, которая подтачивала его многие годы, близилась к роковой развязке. Тем не менее, нет никаких доказательств в поддержку данной теории. Винсент вышел, опустив голову. «Сходи к господину Винсенту, — говорит она мужу, — мне кажется, ему нездоровится». Только кружат, каркая, вороны. С первых шагов импрессионизма многие представители этой школы стали его друзьями.
Его мужество иссякло. Все бесполезно. Вернувшись в Овер, Винсент снова принимается за работу. Полотно выражает тревожное состояние, полное смятение души художника.
Госпожа Раву обратила внимание, что Винсент держится рукой за бок. По его собственным словам, он пишет «много и быстро», одну картину за другой. Доктор Гаше был, несомненно, на редкость обаятельным человеком. В мансарде кафе Раву растет груда картин. На этом живом и в то же время спокойном фоне я хотел бы писать портреты. Не слышно ни звука. Густые, почти черные мазки неба создают в верхней части нервозную динамику.
Вполне возможно, что у Винсента была интоксикация, вызванная скипидаром, а кроме того, южным солнцем, слишком жарким для северянина. Но, несмотря на эту легкость, он снова, как, впрочем и всегда, жаждет учиться. Зрителю трудно понять, где заканчиваются и горизонт и тропы.
Он вспоминает «клоповник» папаши Танги, куда брат перенес его полотна, а также полотна Гийомена, Рассела и Бернара. Исследуя переписку Винсента Ван Гога в последний период жизни, было выяснено, что, скорее всего, после картины «Пшеничное поле с воронами» Ван Гог написал ещё одну картину «Пшеничные поля». В доме Тео одна беда следует за другой. Тишина. В руках у него частенько белый зонт на зеленой подкладке.
Все тихо. Один. Винсент показывает брату и невестке свои новые владения — поля, поросшие «буйной зеленью» (какое раздолье для живописца. ), кафе Раву (в семье Раву, которая состоит из отца, матери и двух дочерей, он живет теперь, как у родных). Случай Ван Гога не просто медицинский или чисто эстетический казус.
произв. ), – я заметила. Хотя доктор Гаше, которого его друг, художник Генёт, прозвал за рыжую шевелюру доктор Шафран из кокетства скрывает свой возраст, в своей манере одеваться он проявляет такую же независимость, как и в образе мыслей. Теперь оно называется просто — «У Ван Гога». «Я верну деньги или умру», — писал Винсент брату за полтора года до этого, после первого приступа болезни.
Вдруг Винсент резко поворачивается к хозяину. Винсент уверяет брата, что Гаше «такой же больной и нервный человек, как мы с тобой». Винсент уверяет брата, что Гаше такой же больной и нервный человек, как мы с тобой. Было девять часов вечера. С тех пор многие врачи интересовались болезнью Ван Гога.
Это могло быть 25 мая или 15 июня. Навестив в Париже Тео, он даже заверил его, что его брат выздоровел. В квартире брата их скопилось великое множество.