Саломея для Тициана — его волюбленная Виоланта, он нам на это намекает. Виоланта (итал. Violante) — согласно классической традиции ранняя любовница и натурщица Тициана, дочь художника Пальмы Старшего, с именем которой связан знаменитый портрет венецианской золотоволосой красавицы из Вены «Violante (La Bella Gatta)», приписываемый кисти Тициана или Пальмы Старшего. На картинах Тициана есть указание на любимую Виоланту — он зашифровал свою любовь — помимо основного сюжета на некоторых картинах есть цветочек Виолы (Анютины глазки), который имеет прямое отношение к имени любимой девушки — Виоланта.
Считается, что на этом полотне Тициан изобразил Виоланту дважды и в образе любви земной ив образе любви небесной. Моделью, вероятно, была Виоланта, любовница Тициана и дочь художника Пальмы Векьо, который также нарисовал серию венецианских красоток. Виоланта (итал. Violante) — согласно классической традиции ранняя любовница и натурщица Тициана, дочь художника Пальмы Старшего1, с именем которой связан знаменитый портрет венецианской золотоволосой красавицы из Вены «Violante (La Bella Gatta)», приписываемый кисти Тициана или Пальмы Старшего.
Виоланте – живопись, приписанная Тициану, датированному к приблизительно 1515 и теперь проводимый в Музее Kunsthistorisches в Вене.
Это – то, почему эта картина часто копировалось. А легенда есть почти у каждой картины 16 века, тем более у портрета. Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. О его второй жене неизвестно вообще ничего, даже имени.
Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер. Его даже называют тициановским – в честь мастера.
Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом. Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. Не менее чувственна и Даная Тициана. К счастью, молодая жена выжила. Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра.
К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Дочь звали Лавиния Вечеллио. Перед ним мост, символизирующий переход из одного состояния в другое, но Актеону не дано до него добраться. Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа.
Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной. Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга. Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея). Разразился шумный скандал.
Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его. Ее выражение имеет мало общего с тщеславием, общим блеском на изображениях женщин перед зеркалом и показывает незатронутое и рассветающее восхищение в ее собственных достоинствах, которые зритель, как и ее поклонник, вероятно, разделит. Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше. (Тициан, видимо, не очень стеснялся: известно, что еще какая-то служанка родила ему дочь Эмилию). Мальчиков было двое – Помпонио и Орацио.
Позади ангела возвышаются мощные античные колонны. Даже Карл V от одного лишь упоминании об Аретино быстро оживлялся и сильно веселился, читая его послания. Рисунок и колорит были настолько превосходны, что когда она предстала перед зрителями, то друзья Джорджоне решили единодушно, что это его работа и тут же принялись поздравлять художника, заверяя его, что это лучшее из созданных им творений». Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание. Долгие годы Чечилия была хозяйкой в доме Тициана, его возлюбленной и матерью его детей, но отказывалась вступать в брак с Тицианом, считая, что она ему не пара. Кстати, Данай у художника несколько и хранятся они в разных музеях мира.
Она прожила еще пять лет и родила дочь. Звали ее Чечилия, а романтичная «Виоланта» – всего лишь обыгрывание названия цветов фиалки, которые держит Чечилия на известном полотне «Вакханалия» из музея Прадо. Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам.
Но брак (по настоянию Тициана. ) влюбленные все же заключили – когда Чечилия тяжело заболела. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности. Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера. Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться. Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. Лет пять работала его экономкой – вела дом, а заодно и рожала ему детей.
Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра. К сожалению, страсть эта не увенчалась ни браком, ни красивым романом, но, судя по произведениям искусства, образ прекрасной девушки еще долго не отпускал Тициана. Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). Радоваться пришлось недолго. Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». Хорошо, что паромщик был на месте и уже совсем скоро они оказались на том берегу, быстро передвигаясь по узким безлюдным улочкам в сторону дома Джорджоне.
Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было. К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался. Существует и еще одна версия, которая гласит, что Виоланты никогда не существовало, а на всех этих полотнах изображена давняя подруга Тициана, которая вела его дом и рожала ему детей и на которой он в конце концов и женился. Заодно это позволяло узаконить их обоих внебрачных сыновей.
Дотошные искусствоведы утверждают, что именно ее черты мы видим на таких полотнах мастера как «Флора», «Любовь земная и небесная», «Саломея», где, по преданию, Тициан изобразил самого себя в виде головы Иоанна Крестителя на блюде, «Женщина с зеркалом», «Портрет молодой женщины». В общем, одна из этих дам родила ему вторую законную дочь, которая прожила долгую жизнь. Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху.
Венецианская красавица всегда полновата (по современным меркам – неприлично толста, хотя до рубенсовских толстушек и не дотягивает). В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда. Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи. Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев.
И вызвал священника, чтобы обвенчаться с ней на смертном одре.
Друзья Тициана – поэты, музыканты и художники никогда не упоминали ее в своей переписке. Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины. Это была его большая победа — он проявил характер и доказал правителям Венецианской республики свою значимость художника и гражданина. А некоторые исследователи говорят, что у Тициана вообще была только одна жена, Чечилия. Композиционно они похожи.
Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж. Видимо, она не появлялась на пирах и вечеринках, вела дом, жила скромно. Охотник попытался убежать от разгневанной богини. Через некоторое время художник снова женился.
Таково и большинство дам на полотнах Тициана. Помимо прочего, ему приходилось отчитываться перед мелочным отцом Джермано за каждую унцию дорогостоящих пигментных красителей и экономно их использовать. И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней».
Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. Скупость. Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы.
«С раннего детства я, Тициан из Кадора, задался целью овладеть искусством живописи, но не корысти ради, а только ради обретения славы, пусть даже самой малой, чтобы оказаться в сомне тех, кто в настоящее время занимается этой профессией. Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя. Тициан очень любил ее рисовать – возможно, она напоминала ему красотой свою мать.
Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. История их любви очень трогательна. Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения. В одном из писем, он нескончаемо разливался лестными эпитетами, а в заключении скромно напомнил о себе, мечтающем лишь об одном — чтобы его неустанные старания по защите святой апостольской церкви были вознаграждены кардинальской шапкой. Флора1515-20Картина маслом, 80 x 64 смГалерея Уффици, ФлоренцияЭто – одна из самых красивых работ Тициана, которая, в теплой и страстной интенсивности цвета, подводит итог ранннего периода Тициана. Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III. Они ищут сотворившего их автора, чтобы узнать хоть что-то об уготованной им судьбе, но автора нет и о нем ничего не известно. Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась.
Однако цвет этот неестественный – чтобы добиться его, венецианки мазали волосы различными веществами, например, смесью лимона и шафрана (а то, сплетничают и лошадиной мочой) и на долгие часы выставляли голову под палящие лучи солнца, чтобы волосы выгорели. Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Больше Тициан его никогда не видел.
Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято. Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души. В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести. Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной.
Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру. За свой проступок Каллисто была изгнана. Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год. Реализм.
К счастью, Чечилия все-таки выздоровела. Это означало дополнительные 25 дукатов. Она была из простых – дочь брадобрея.
Тициан был в ужасе от перспективы потерять любимую. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения. Однажды Чечилия крайне тяжело заболела – врачи говорили, что надежды нет.
Этот все тот же венецианский тип красоты, который мы видим на его других полотнах.
Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище. Страсть Тициана к юной Виоланте была так сильна, что об этом говорила вся Венеция. Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко». А еще у нее особенный золотисто-рыжеватый оттенок волос. Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий».
Вот почему рядом с обнаженной Дианой дана в качестве ее двойника фигура чернокожей девушки в облачении.