В 1909 году Серов из солидарности с обвиненной в неблагонадежности скульптором Голубкиной оставил преподавание в Училище живописи, ваяния и зодчества. Кроме Ильи Ефимовича, в гости к Серовым часто захаживали такие знаменитые личности, как Тургенев, скульптор Антокольский, художник Ге, который рисовал для юного Валентина разноцветных лошадей. Радость, как жизненная ценность.
"Октябрь. Поездка в Вену и Италию с И. С. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне.
Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет.
В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы. Портрет И. И. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Портреты Ермоловой, Горького. 1906.
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911). За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств.
Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. и жанром («Заросший пруд. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
Римского-Корсакова (1898). Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Репина (1892), И. И.
Коровиным. Вскоре уже по всей Москве было известно о новом молодом творце имя которого – Валентин Серов. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
Поездка в Париж. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Работа над полотном шла три месяца. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени.
Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности. Становится членом "Мира искусства". фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей.
Когда Серов сопровождал своего учителя в поездках для сбора материала для картин, он часто писал ту же натуру, что и Репин. Возвращение в Россию. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем.
В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Летом он два месяца гостил в имении Трояновского Бугры и посещал соседние имения Обнинских Белкино и Турлики, где им был создан пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника.
В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Вопрос нерешаемый. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга.
Избран действительным членом венского Сецессиона. После выставки В. В. Стасов просил Серова написать портреты В. Шварца и А. Бычкова, но художник выбрал другое предложение: по заказу П. М. Третьякова был написан портрет Н. С. Лескова. Коровина (1891), И. Е. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова.
В истории России Серову особенно интересно петровское время. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения.
Интересно рассмотреть графическое наследие Серова не только в портретах, но и в дружеских шаржах, на И. Э. Грабаря, И. И. Трояновского, С. П. Дягилева и самого себя. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Великий русский художник Валентин Серов родился в в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Бергман – ученицы и жены композитора. Таманьо» (1891), «Н.
Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Радость беспричинная. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина.
В 1907 году Валентин Александрович отправился на остров Крит, а компанию ему составил Лев Бакст. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве.
Начало 1890-х гг. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Рождение дочери Натальи. 1909. Петр I Портрет Г. Л. Поездка в Берлин и Париж. 1910. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Рождение сына Михаила. 1897. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни. С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Турчанинова (1907), М. Н.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера. Весной 1901 года в Училище живописи был создан объединённый портретно-жанровый класс, который возглавил В. Серов вторым преподавателем был принят К. Коровин одновременно он преподавал в школе-мастерской Е. Н. Званцевой, в которой позировали обнаженные модели.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд.
Рождение сына Александра. 1894. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске.
Это случилось в 1871 году. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов инекоторые другие художники вышли изего состава. Портрет O. K. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Мать будущего художника также была известной личностью. Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Выходит из ТПХВ.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. 18 февраля вместе с В. Д.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. Автопортрет, созданный в эти годы, поражает зрителя глубиной самоанализа молодого художника.
Репиным. Стиль: реализм, неоклассицизм. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Бакстом в Грецию и на Крит.
Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Переезд с матерью в Киев. 1878. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Остроуховым, М. С. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков.
Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой. Домотканово". 1896. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Начало систематических занятий с И. Е. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков.
Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Поездка в Париж. 1907. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Живет с матерью в Мюнхене.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. за этюд с натуры». 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. С начала 1900-х гг. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф.
Мазини» (1890), «К. Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения.
Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Одна из его ранних картин «Заросший пруд. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Домотканово» (1895 г. ).
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Бенуа. Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра.
В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
Впрочем, на первую русскую революцию Серов откликнулся программно-антицаристски (темпера Солдатушки, браво ребятушки, 1905, Русский музей и др. ). Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Этим подчеркнута значительность личности Петра. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии.
Становится преподавателем МУЖВЗ. Левитана. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Поездка в Мюнхен и Голландию. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Произошло это спустя пять лет после поступления. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Репина, Т. А. Был написан портрет императора Николая II. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Да ещё и с издевательствами. Это произведение вместе с портретами М. Ф.
Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения.
В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). У Врубеля – ночной, даже несколько траурный колорит, роскошь переходящая в царственную, яркая и тяжелая пышность Востока. Будучи частым гостем в Абрамцево с 1891 года начал пробовать себя как скульптор исполнив там З. В. Мориц. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Гиршман. 1908.
Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.
В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова. Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие.
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Юноша поселяется в семье художника в Москве и начинает усердно работать под его руководством. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Ее организовали разночинцы. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Позднее, занимаясь крупными парадными портретами, Серов как художник, чётко осознающий законы монументальной живописи, а также находясь под влияниям всплеска интереса к культуре античности и востока, равно как и художники французского импрессионизма, Серов усиливает влияние линии и цвета. Поездка в Германию. 1903.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В 1900-е гг. Большего контраста невозможно придумать. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Поездка с женой в Италию. 1905.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом. Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Середина 1880-х гг.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила.
Морозовой и С. М. Избран членом ТПХВ. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Мамонтовой. За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России.
Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни». Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
Трубниковой (1865-1927). В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств.
Запечатлеть юность и красоту, Серову удалось приемами импрессионистской живописи, но как утверждают специалисты, с этим стилем художник впервые столкнулся только в 1889. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Поездка с Л. С.
Позже, через год, Серов воссоединился с матерю в Мюнхене где начал учиться у гравёра Карла Кёппинга, но в 1874 году Серовы переехали в Париж, где с октября был отдан в обучение И. Е. Репину, отмечавшего усердие, с которым уже в то время занимался рисованием будущий художник. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга. Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства».
Дервиза Домотканово. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Видно, что каждую вещь художник писал с нежным чувством, что все в этом доме хорошо знакомо и мило его сердцу. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств.
за этюд с натуры». В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб.
Рубеж 1890-1900-х гг. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Мамонтова, И. Е. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.
Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Левитана (1893), писателя Н. С.
«Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
Акимовой (1908). Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Валентин Серов родился в артистической семье.
Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде.
Домотканово» (1888) и «Октябрь. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. На рубеже 19–20 вв.
1902 год— Была завершена работа над портретом З. Н. Юсуповой её сын, Ф. Ф. Юсупов, писал: «терпеливое отношение моей матери увенчалось успехом и сам художник был удовлетворен своим произведением. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
Мамонтовыми. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». В этих правдивых, композиционно правильных и живописных исполнениях в величественной манере, Серов постоянно использовал линейно-ритмический рисунок в сочетании с декоративно-цветовыми комбинациями.
Рождение сына Георгия. 1895. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье».
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком.
Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил в Антверпене. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров».
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали.
Знакомство с К. А. Портреты Ф. Таманьо, К. А. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Смерть отца. 1872. Возвращение в Москву. 1898 год— на открывшейся в январе, в Санкт-Петербурге, в музее барона Штиглица, выставке русских и финских художников, организованной С. П. Дягилевым, Серов был представлен 15 работами на XXVI Передвижной выставке были показаны портреты М. Ф. Морозовой и Ф. Таманьо 23 марта на общем собрании Академии художеств, по предложению Матэ, Репина и Чистякова, В. А. Серов был удостоен звания академика. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.
Знакомство с А. Н. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». А. Коровин» (1891), «Ф. Родился сын Георгий.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком.
Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Получает звание академика живописи. 1899.
Эти работы принесли Валентину Александровичу большую известность и привлекли к нему широкий круг заказчиков. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Рождение сына Антона. 1902. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.
Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. В первую половину 1890-х гг. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Дервизом. 1885. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Нет, Савва Иванович был себе на уме.
Женитьба на О. Ф. Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. "Девочка с персиками". 1888. в зеркале у края холста). В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения.
Иначе. Домотканово», 1888 «Октябрь. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Лескова (1894), композитора Н. А. Таковы «А. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. Там регулярно ставились домашние и любительские спектакли, в которых Валентин принимал самое активное участие и быстро стал любимцем публики. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888–1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Встречается с Л. Н. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Серов становится популярным портретистом.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Домотканово», «Баба с лошадью». Среди них были и приближенные императора.
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул.
В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
Поездка в Рим и Париж. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Тем не менее в его творчестве в целом возобладали образы русской истории исполненные мажорного, а не критического пафоса (иллюстрации к книге Н. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, с 1900 картина Петр I, 1907, Третьяковская галерея). В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. В 1890-х – начале 1900-х гг.
Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. заменялся кодексом. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
Был написан портрет императора Николая II. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января.
А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. Избран действительным членом Академии художеств. 1904.
за этюд с натуры». Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в городе Санкт-Петербург, в семье композиторов. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле.
Вскоре после этого B. C. Переезд с матерью в Париж. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж.
и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
Орловой. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год). Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея).
Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. В феврале родилась дочь Ольга. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм.
В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»). Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Н. Ермолова», 1905 «Ф. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Так началась целая серия портретов императорской семьи.
Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. В последующие годы, постоянно совершенствуя свое мастерство, художник создал обширную галерею образов самых знаменитых людей эпохи, в числе которых были монаршие особы и князья, промышленники и банкиры, артисты и художники. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация. Мая. 1876. В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.
Наиболее известные из ранних произведений Серова (Девочка с персиками, 1887 Девочка, освещенная солнцем, 1888 обе картины – Третьяковская галерея, Москва) явились – несмотря на непритязательную простоту мотивов – настоящими этапами в истории русского искусства. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция.
Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». Л. Гиршман», темпера, 1907 «В.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности.
Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу).
А где можно было брать основной материал. Вскоре Серов покидает академию. («Н. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др.
В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Автор Распятия, Тайной вечери и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Обучение в гимназии К. И. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). С 1900-х гг.
и Ю. С. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Коровина. 1892. «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством.
Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Трубниковой. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером.
Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Знакомство с семьей Мамонтовых. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ).