В зависимости от того, насколько объёмно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа: низкий (барельеф) и высокий (горельеф).
Эту функцию исполняют изображения Полтавской и Гангутской битв на пьедестале растрел-лиевского памятника Петру I. За «лепление» их по эскизам М, И. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены.
Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Она как бы очеловечивает архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит «Экстаз святой Терезы» Бернини). Раньше, чем в скульптурах других стран, во 2-й половине 13, начале 14 вв, новые, реалистические тенденции проявились в скульптурах Италии (Никколо Пизано и другие скульпторы). В подобном рельефе основную изобразительную роль играет силуэт.
Сделанная из гранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора. Она сделалась в 19 столетии общей любимицей благодаря красоте своей фигуры, дошедшей до нас, к сожалению, без рук душевной теплоте, которой дышат благородные черты ее лица необыкновенной мягкости рубки мрамора. Аникушиным, замыкает одну из центральных магистралей города. Классическим примером барельефа служит фриз древнегреческого храма Парфенона (442—435 до н. э. ), на котором изображено торжественное шествие афинян к храму Афины, богини-покровительницы города.
Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение. Некоторые исследователи предполагают, что эта тенденция идет от Пабло Пикассо. Реалистический характер древнегреческих статуй и рельефов (нередко связанных с культовой архитектурой), надгробных стел, бронзовых и терракотовых статуэток наглядно проявляется в высоком мастерстве изображения обнажённого или задрапированного человеческого тела.
Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, анималистический жанр). Итак, в чем состоит отличие барельефа и горельефа. Рельеф как разновидность скульптуры всегда был связан с архитектурой. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. В период 600-1100 годов, в скандинавской исламской и мексиканской культурах, скульптурами создавались абстрактные рельефы.
свидетельствует о вновь пробудившемся интересе к полихромной скульптуре. По преимуществу станковым жанром является портрет, но условия его бытования весьма сложны. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446 – 1450, Донателло). Персепольские рельефы утверждали царскую власть: на них были изображены воины с мечами, копьями и луками и народы, несущие дань «царю царей» — вавилоняне вели ему быков, армяне — коней, эламитяне— прирученных львов, арабы — верблюдов.
Барельефы пользуются наибольшей популярностью. Великим представителем аргосского искусства явился Поликет. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425 – 1452, Л. Гиберти).
149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. также ВЕРСАЛЬ).
Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. Козловским и Ф. Ф. до н. э., Париж, Лувр). Оно даже подавляет основную тему исцеления. Барельефы используются и сейчас. animal – животное). Ассирийцы изображали сцены войны и охоты, они не знали себе равных в воссоздании действий и чувств животных, умели показать их яростными, страдающими, борющимися.
Но у Мартоса некоторые фигуры похожи на изваяния, в их позах есть что-то застывшее. Рельефная скульптура барокко продолжает идеи ренессанса, а также увеличивает масштаб работ. Рельеф был особенно распространен на Древнем Востоке: в Индии, Двуречье, Камбодже (Кампучии), Иране. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики.
Чтобы убедить в этом зрителя, автор рельефов (предположительно Аполлодор Дамасский) изображает его девяносто раз — то перед одним, то перед другим легионом. Барельеф следует отличать от высокого рельефа (горельефа) и контурного рельефа (en creux). Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру.
(Аполлон, Аремида, Латона, Дионис, Афродита и Эрос -–то любимцы Праксителя). Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Вот как описывает их автор монографии «Русские монументальные рельефы» А. Г.
История скульптуры знает несколько типов рельефов, различающихся по отношению изображения к фону, по степени погружения в него, по «живописному» или «графическому» характеру трактовки формы. Изображаемые фигуры в нем выступают не более чем на половину своего объема. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Ответить можно кратко: в глубине.
Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже противопоказан ей. С. 112— 113). В это понятие не совсем справедливо включают иногда и миниатюрные произведения глиптики (резьбы на камне), камеи (на многослойных камнях или раковинах) инталии (на камнях с углубленным изображением), металлические плакетки и произведения нумизматики.
В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. Часто при создании рельефов используется цвет. Рельефом (фр. Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А.
Слово «барельеф» происходит от французского Bas-relief и значит «низкий рельеф». Рассмотрение этих типологических признаков и составляет основу анализа рельефа. Примерами станковых композиций могут служить многочисленные скульптурные группы Е. А. Щедрина, многочисленные торсы, создававшиеся в XIX—XX веках. Одна из разновидностей рельефа – «классический рельеф», который относится к монументально-декоративной скульптуре (характерен для искусства античности и классицизма). Внимательное прочтение русских теоретических трактатов второй половины XVIII века свидетельствует о том, что их авторы считали необходимым и для художников и для зрителя постижение законов изобразительного искусства, близких законам построения музыкального произведения.
Малые, пространственно -- объемные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура. Бюстом (фр. А также знаменитую мраморную статую – «Венеру Милосскую». В Древней Греции и Риме они часто присутствовали на фронтонах храмов.
Произведения этого художника являются, в греческом искусстве, выражением совершенства. Мартоса и И. П. К Пулковским высотам обращены скульптурные группы, доминирующие в его образной концепции.
Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). Три его статуи дошли до нас в мраморных воспроизведениях: «Копьеносец», «Амазонка», «Диадумен». «Классический рельеф» не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно фону. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др. ). Он всегда связан с архитектурным сооружением и раскрывает замысел здания. Искусством отсекать лишнее назвал Микеланджело скульптуру в камне и мраморе. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см.
Исполнена она, по всей видимости, Александром (или Агесандром). relevo – поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Фигуры как бы вдавлены в поверхность и выступают из нее лишь наполовину или еще меньше.
Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку – символ разлива Нила. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др. ). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в. ), фарфоровые статуэтки, народную игрушку. К этому времени мы относим такую скульптуру, как «Боргезский боец» – Агасий Эфесский. Памятник Минину и Пожарскому М., 1990.
до н. э. Такой рельеф называется койланоглиф. Со стороны города видны лишь обелиск и стена, облицованная гранитом. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В.
В расположении скульптуры сохраняется идущий от древнерусской традиции иерархический принцип, а ее объемно-пластическая моделировка и степень обобщения форм обеспечивают «прочтение» сюжетов зрителем на значительной высоте. В 15-16 вв. (Е.
Развитие рельефной скульптуры проходило неравномерно. relief, от лат. Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161 – 180, Рим), Микеланджело Давид (1501 – 1504, Флоренция), Э. М. Фальконе Петр I (1766 – 1778, Санкт-Петербург), В. И. Мухина Рабочий и колхозница (1935 – 1937, Москва). Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э. М. Фальконе "Петр I" (1766–1778, Санкт-Петербург), В. И. Мухина "Рабочий и колхозница" (1935–1937, Москва).
Моисей, величественный и властный, возвышается над народом. Таковы, например, «Марсий» Ф. Ф. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, так как в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). ПсковМонумент – очень значительный по размерам памятник.
Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Рельеф (франц. Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Прокофьев более непосредственно выражает свои чувства. Гордеев, И. П. С. 38).
Что ж, тогда стоит раскрыть этот секрет. Шмелеву не только реконструировать программу, положенную в основу архитектурного ансамбля, но и раскрыть целостную систему гармонических пропорций композиции «Золото Древнего Египта». Рельефы Ангкора являются подлинной энциклопедией повседневной народной жизни.
Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. См.
Примером в этом плане могут служить произведения Ф. Г. Любая скульптура чувствительна к освещению. С. 54—55).
В. И. Ленину (скульптор С. А. Евсеев и С. М. В 13-16 вв. Растрелли для триумфального столпа в честь петровских побед. Многофигурные рельефы, как правило, повествовательны, причем «рассказы» их могут быть значительно более исчерпывающими, чем «рассказы» круглых скульптурных групп. Крупнейшие представители скульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). Это отчетливо выражено в римских рельефах, украшавших триумфальные арки и колонны.
Из скульпторов Возрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и Т. Рименшнейдер (Германия). Мартос, М. И.
Колоссальная статуя стоящей девственной богини Афины Паллады, в афинском Парфеоне, (12 метров в высоту) и колоссальная статуя Зевса, сидящего на троне, в Олимпийском храме, (13 м в высоту) – два главных светила на художественном небосклоне Фидия. Композиция барельефа развивается, как бы следуя за шествием (недаром его осматривают, двигаясь за изображением), фон фриза абсолютно гладок, внимание сосредоточивается на силуэтах идущих фигур. - (от латинского relevo – поднимаю) скульптурное изображение на плоскости. 3 тыс. Гордеева исполненные для семьи Голицыных.
Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э. ) или его ближайшие талантливые помощники. Каменским и скульптором МД. Оттиск же, как, например изображение на монетах, оказывается барельефом.
Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло).
В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона. Лансере изображающие всадников, скачущих воинов, охотников. Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры имевших культовое, мемориальное назначение. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурных или скульптурных произведений, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение. Однако опыт 1950-60-х гг.
Челлини и др. ). Малые, пространственно — объемные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура. В памятниках сооруженных в 20-30-х гг. Щедриным на тему: «Изяслав Мстиславович на поле брани» в качестве конкурсных работ на соискание золотой медали. Сперанским, В. А.
Скульпторы 19 – 20 вв. А. Л.
Следует отметить такие скульптуры, как «Раненный галл», «Умирающий воин», «Галл и его жена». Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени. Различают низкий рельеф или барельеф (от французского слова bas – низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона и высокий рельеф или горельеф (от французского слова haut – высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Греческое искусство воспроизводило действительность и выросло непосредственно из состязаний, объединивших эллинские племена со времени учреждения Олимпийских игр. Н. а них изображены охотники, стреляющие птиц из луков рыбаки, забрасывающие сети в воду каменщики, отесывающие камни повара, суетящиеся возле печей, — они варят рис, пекут лепешки канатоходец, смело шагающий по протянутой в воздухе веревке мальчишка, крадущий что-то с лотка задремавшего на рынке торговца взволнованная группа «болельщиков», захваченных петушиным боем.
В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др. ). В 40 -70-х гг. Скульптору не приходится выражать свой замысел в «остановленном мгновении» и его повествование зачастую разворачивается в том же хронологическом порядке, в котором происходили воссоздаваемые события. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, – развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий – позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, так называемого живописного, рельефа). Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно).
«Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л. Гиберти). Л. Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка). Часто при создании рельефов используется цвет.
Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н. э., С. -Петербург, Эрмитаж). В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских храмов). Произведения этого рода вводят нас в действительно новый мир искусства.
Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Барельеф – это неглубокий рельеф.
Русские монументальные рельефы. Чаще всего он используется в матрицах и печатях. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета III. Козловский.
Идеализм и реализм, стиль и природа сливаются в греческом искусстве в одно неразрывное целое. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Прокофьевым Моисей поставлен на том же уровне, как и остальные фигуры: он исполнен сострадания. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б.
И кентавров, одетых в кафтаны и шапки княжеских ловчих. История путешествия Александра Македонского на небо целиком взята из популярной приключенческой повести «Александрия». Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра.
Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др. ). Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450 – 410 до н. э. ) (см. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие.
Глиптикой (греч. Значимость данной работы очень велика для освоения последующих заданий, таких как медальерное искусство, где познаются законы построения рельефа медали, лепки рельефа пейзажа с архитектурными формами и других. Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. Собственно барельефом, т. е. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости.
Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры 2-й половины 50 – 70х годов.
Совмещение форм круглой скульптуры и рельефа характерно для городских монументов и надгробий, когда рельефу отводится роль своего рода комментария, дополнения, способствующего более полному раскрытию содержания памятника. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф или рельеф "en creux") получил широкое распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.
Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н. э. ), дворцовый ансамбль Версаля. Они получают прочные теоретические знания, практические профессиональные умения и навыки в овладении высоким скульптурным мастерством, а так же познать основные лепные и скульптурные процессы: выполнение моделей из пластичных материалов (пластилин, глина). В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Лениниана Н. А. Андреева, работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др. ), а также изображение человека-борца (Булыжник – оружие пролетариата И. Д. Шадра), воина (Часовой Л. В. Шервуда), рабочего (Металлург Г. И. Мотовилова). Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура).
Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки используется в скульптуре техника майолики. Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании).
Своего полного расцвета искусство достигло только в созданиях Фидия. Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий – барельеф и высокий – горельеф, значительно более распространен: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельефы на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д. ), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени. Зачатки греческой скульптуры были очень ничтожны.
Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. 111 —114 гг.
Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. По отношению изображения к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф. Они появились еще в каменном веке и встречаются в архитектуре всех древних культур. Инталия). Изображения на рельефах по большей части очень реалистичны. Мужские статуи изображают молодых, безбородых, нагих людей женские статуи в одежде.
Воздвигнутая в честь победы над даками тридцативосьмиметровая колонна Траяна (ок. Центральными, в середине 20-30-х гг., становятся тема революции (Октябрь А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. В период 1530-1570 годов фантастическиерельефы и лепнину создавали французские маньеристы.
По отношению изображения к плоскости фона различают углубленный и выпуклый рельеф. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446-1450 г., Донателло). Рельеф, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах, называется многоплановым рельефом. Л. Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404 – 1424) (см.
Примером такого рельефа может служить всемирно известный фриз Парфенона изображающий торжественное шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней. В основу эскизов Козловского были положены приемы построения рельефов К-Б. Для более полного воплощения сюжета авторы иногда используют прием докомпоновывания. При этом, как и в античных рельефах, — художники отказываются от изображения некоторых частей тела, совмещающихся в одном плане. Стратиник, Антигон.
Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Растрелли, что в 1950-х годах именно ему приписывали исполнение их моделей (Там же. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). В западноевропейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж.
В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др. ). Характерный головной убор – немес, с изображением урея – священной змеи, охраняющей царя, а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер.
Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа. Еще гуще и наряднее скульптурный убор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Станковая скульптура – род скульптуры имеющий самостоятельное значение. Тени за них цепляются, одаряют их убранством», . Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донагелло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др. ). Композиция, расчлененная с исключительным мастерством, точно рассчитана.
В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской скульптуры средних веков. Это так называемый живописный рельеф. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах.
Колдер) и т. п. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Кроме этого барельефы нередко прокрашивались красками различных оттенков для того, чтобы максимально «поднять» изображение. Фигура фараона дана в традиционной позе. Размещение фигур и атрибутов по вертикали, по горизонтали и в глубину строится, подчиняясь простейшим геометрическим отношениям: 1 : 2, 1 : 4, 1 : 8 изображения первого плана не выступают за границы высоты кромки рельефа и т. д. В самостоятельных творческих работах выпускников Академии, особенно созданных дая определенного интерьера или для фасада здания, система пропорционирования усложняется в соответствии с законами «Золотого сечения». Собственно барельефом, т. е. (Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф. И. Шубин, В. И. Мухина).
в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Памятник героическим защитникам Ленинграда, созданный архитекторами С. Б. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек.
Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Так различаются между собой рельефы И. П. Они учатся изготовлять каркас и лепить объемную скульптуру малых форм. Жанры и направления малой скульптуры -- портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж.
Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий – барельеф и высокий – горельеф, значительно более распространён: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельеф на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д. ), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени. Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Развивается анималистическая скульптура (И. Даже в таких торжественных рельефах, каким был рельеф дворца в Персеполе, строго соблюдается реализм деталей: кайма одежды одного из изображенных на нем царей в точности воспроизводит подлинную кайму, найденную археологами в одном из древнейших захоронений.
Красота греческого искусства состоит в его правде и свободе, кроме того, как и всякая художественная красота, она заключается в полном согласии формы с содержанием. Старательно подчеркивается роль полководца: Траян всегда впереди сражающихся войск. (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской).
Габо, А. Певзнер), сюрреализма (Х. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. Райские восточные врата баптистерия во Флоренции (1425-1452 г., Л. Гиберти). Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены.
многочисленные парадные портреты и памятники. Ни одной из таких деревянных фигур не дошло до нас, но зато сохранилось много изваяний из рыхлого известняка (poros) или из крупнозернистого островного мрамора. В Египте, некоторых культурах Ближнего Востока и некоторых цивилизациях Древнего мира (3500-600 до н. э. ) рельефы обычно создавались на каменных зданиях, в декоративных целях.
Рельефом (фр. Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. Многочисленные деревянные идолы (ксоаны), считавшиеся свалившимися с неба, напоминали позднейшим эллинам о начальном времени их пластики.
– писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. Все это особая область скульптуры, во многих отношениях связанная с декоративно-прикладным искусством, требующая и от художника и от зрителя отношения к ней не просто как в мелкомасштабному рельефу, но как к самостоятельной области пластического творчества. Герои Мартоса сохраняют твердость духа и в страданиях. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Популярна рельефнаяскульптура и в религиозном искусстве.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой. Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам.
также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ). Скульптор Мартос. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, так как в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Статуя была найдена на острове Милос в 1820г. Темы единения стихий — Воды, Земли и Неба — и утверждения России как морской державы раскрываются средствами монументально-декоративной скульптуры через аллегорию, ретроспективную аналогию исторический (в понимании конца XVIII — началаXIX в. ) рельеф.
Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на площадь Капитолия в Риме). Киров, скульптор Н. В. Томский – в Ленинграде, К. А. Тимирязев, скульпторы С. Д. Меркуров и Н. Э. Бауман, скульптор Б. Д. Королев – в Москве, Т. Г. Шевченко – в Харькове, скульптор М. Г. Манизер), в монументально – декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международный выставки (Рабочий и колхозница В. И. Мухиной), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности советского искусства. Можно назвать еще ряд знаменитых его произведений: «Венера Аральская», «Юнона Людовизи», «Гермес Антной», «Ародита» и др. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов.
М., 1953. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф или рельеф en creux – анкрё, то есть вырезанный на плоскости контур) получил распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике (см. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Более интимно содержание надгробных сооружений, посвященных памяти отдельного человека.
В Древнем Египте применяли т. н. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе. Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Классический рельеф обычно расположен на гладком фоне. П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. buste, от ит.
Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. также Скульптура, Глиптика, Медальерное искусство. Как особая разновидность станковой скульптуры выделяется мелкая пластика.
У студентов повысился их профессиональный эстетический уровень в познании окружающей их реальной действительности, появились теоретические знания, практические умения и навыки работы со скульптурными материалами и инструментами, любовь к тонкой ручной работе, зародилась творческая личность художника – творца. Ромм: «Героическое начало ярче выражено во фризе Мартоса.