Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Политический кризис во Флоренции, разразившийся после смерти Лоренцо Великолепного и прихода к духовной власти в городе воинствующего проповедника Савонаролы, не мог не сказаться на творчестве художника. Напрасно ждёт Ответа изнемогший новый год Данте Габриэль Россетти Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузен Лоренцо Великолепного, заказывает Боттичелли несколько работ. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Она показана простой, тихой и скромной. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Движение в картине устремлено справа – налево. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). От нее вся картина возникает единой волною движений то порывистых, то текучих. Исследователи предложили несколько толкований.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты».
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. И как поэтично показано превращение. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Святотатство. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Что это.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Она не просто богиня любви и красоты.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. В середине картины дама в современном художнику платье в позе неподвижной статуи. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.
И, конечно, это породило особое искусство. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками). Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Боттичеллевская Венера носит платье и покрывало его Мадонн. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Месяц считался концом весны и началом лета. Как и в более ранней работе, Мадонна с Младенцем на руках изображена на фоне пейзажа, виднеющегося сквозь архитектурные элементы. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Месяц считался концом весны и началом лета. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Поскольку картина по программе Venus – Humanitas обернулась «Весной», Боттичелли возвращается к ней и создает «Рождение Венеры» (1484-1486).
Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Скопления цветов в траве вокруг Флоры порождаются словно самими ее шагами, становясь производными именно этой легкой походки, которая словно волшебно очеловечивает все окружающее, как у Полициано: «Трава под легкою стопою пунцовой стала, белой, голубою». Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Зефиром. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ.
К числу его лучших картин за эти годы относят Поклонение волхвов, где мастер изобразил семью Медичи в образах мудрецов Востока. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Но это не единственное повторение в картине.
В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. От его полета согнулись стволы деревьев. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса – все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Не зря Фиренцуола в своем трактате о красоте определяет смех как «сияние души». Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия – Майи.
веснои на глаза я Зефиру попалась ушла я, Он полетел за мнои: был он сильнее меняhellip Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругои, И на свои брачныи союз я никогда не ропщу. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Жест заботливый, опекающий. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. И сразу становится ясно, что «Весна» – романтическая картина еще задолго до романтиков и по теме и по поэтике. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико.
Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Следующая справа фигура – это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Месяц считался концом весны и началом лета. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
О том, как весной расцветает природа. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Юный Меркурий у Боттичелли — такой же помощник богини, как порхающий Амур, целящийся из лука то ли в него, то ли в Граций. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Сандро с его восприимчивостью, прислушиваясь к беседам членов Платоновской академии, несомненно проникся утонченными идеями неоплатонизма и гуманизма.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Композиционно полотно делится на три части.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. К сожалению, росписи не сохранились. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Меркурий (слева) нарциссически красив. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет.
Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Это – гимн и природе и человечеству. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Вольность. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
«Ниобея скорбящая» или «Трон Людовизи», тогда как у Сандро все строится на игре промежуточных состояний. Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ.
На самом деле это несколько противоречит истине. Здесь речь не только о самоутверждении личности художника, но и личности его персонажей. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Смелый разлет подвижных бровей и противоречит и вторит ее особенной улыбке. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Композиция двухфигурная. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Жест заботливый, опекающий. И так каждый день, в одно и то же время. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Ведь так же, как и с богородицей, он обходится и с Венерой. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
И зачем Боттичелли понадобилось все эти герои, чтобы рассказать о весне – символе новой жизни, любви. Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). С этого времени и начала расти ее всемирная известность. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами.
«Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Она стала богиней в пышном одеянии. В 1815-м она попала в галерею Уффици. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Неудивительно, на молодого художника обращает внимание круг Лоренцо Медичи. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра.
Последний персонаж картины художника – Меркурий (крайняя фигура слева). Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно итальянская богиня Весна Боттичелли. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Движение в картине устремлено справа – налево. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Только теперь их зовут Невинность, Наслаждение и Красота.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Картина создавалась в последний период творчества Боттичелли, когда его родной город Флоренция попала в немилость к монахам, когда всей Италии грозили гибелью – все это наложило мрачный оттенок на картину.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. И отнюдь не детской игрою заняты «нимфы», в нескончаемом хороводе которых отражена непрерывность жизненных циклов в природе. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Интересна внутренняя интонация этой работы. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. В древнеримском календаре Меркурию посвящался весенний месяц май. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте.
На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Фигуры расположены волнообразно. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Независимо от истины, надо отметить глубину смысла и гуманизм живописи, что даёт представление о культурных ценностях тех времён.
Улыбка Флоры светится еще и незаурядным умом. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. А с правого края художник изобразил и себя. У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Они выясняют отчасти и загадку столь откровенно и капризно грезящего Меркурия.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. обе выполнены с грацией и выразительностью». «Рождение Венеры» – это ренессансная классика и по теме и по поэтике, хотя в последней сохраняются элементы романтической эстетики. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Над богиней парит Амур. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой — любовь, природу, цветение. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Движение в картине устремлено справа налево. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. но также и холод зимы. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности.
Моральная рефлексия, в которой он искал спасения, лишь погубила его гений, столь лучезарный интимно понятный и близкий всем, кто соприкасается с его шедеврами «Весна» и «Рождение Венеры» через страны и столетия. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано. Но, это неединственноеповторение в картине.
Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Всё изменила вечная весна.
Улыбка боттичеллевской Флоры предвосхищает леонардовскую «Джоконду» своей интеллектуальной загадкой — образ женственной юности, мыслящей не по годам. Но давайте попробуем. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему.
По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Эта работа была бы самоценна, как и живопись Боттичелли, если бы он в ней, как прежде, находил достоинство художника, а не повод для раскаянья и самоуничижения раба божьего, что повело и к тому, что он умер в нищете, по свидетельству Вазари. Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Картина висела над софой, называемой летуччо. Священный сюжет предстает светским портретом молодой женщины имя которой даже известно.
Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
Каково же содержание картины. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. В это время, в зените своей славы, Боттичелли, «как человек полный неожиданностей», по словам Джорджо Вазари, увлекается проповедями Савонаролы и иллюстрацией «Божественной комедии» Данте. Каково же содержание картины.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. От его полета согнулись стволы деревьев. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е – о весеннем цветении природы. Что их связывает.
Но, это неединственноеповторение в картине. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Он обратился, а после гибели Савонаролы, когда многие во Флоренции, включая Марсилио Фичино, опомнились, Сандро вовсе забрасывает кисть и всецело отдается комментированию «Божественной комедии» рисунками. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Ланеподобны фигурки полувоздушных созданий «Весны», но там, где поэт говорит только «стройная», художник способен уточнить и заострить особенный тип этой стройности, ее неповторимость: каплеобразное, узкое в плечах, но плавно расширяющееся книзу строение продолговатых тел. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Сколь приятна для любования. Фигуры расположены волнообразно. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Волшебною палочкой — кадуцеем — сосредоточенный подросток то ли отводит от царства Весны грозящую ей грозовую тучу, то ли намеревается попросту добыть один из удивительных золотистых плодов с ветки вечноцветущего «майского дерева» — не апельсин и не яблоко — «плод вообще». Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже.
Недаром время расцвета Платоновской академиии и расцвета творчества Боттичелли совпадает. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его. Флора, одновременно и женщина и цветник, воплощает вечное обновление природы.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Исследователи предложили несколько толкований. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом».
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Боттичеллевская светская «Троица» кружит подобно девичьему хороводу дантовских символических Веры, Надежды, Любви. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.