Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Меркурий (слева) нарциссически красив. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Но, это неединственноеповторение в картине. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Его свадебным подарком была вечная весна, вследствие чего она стала богиней молодости (юности) природы, начинающей год. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Это одна из самых известных картин художника 8211 8220Весна8221. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Картина висела над софой, называемой летуччо. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Это – гимн и природе и человечеству. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Неудивительно, что есть множество трактовок картины. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Но давайте попробуем. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Картина висела над софой, называемой летуччо. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Жест заботливый, опекающий. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. Зефиром.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Картина написана на основе древнеримской мифологии. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Среди более понятных символов ракушки – это аллегорическое изображение женского естества. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Месяц считался концом весны и началом лета.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Такие подарки были в то время обычным явлением.
«Царство Флоры» считается одной из самых загадочных картин в творчестве французского художника. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Для нас было важно не сделать реконструкцию, а отразить именно характер и глубину картины и ее героини Флоры через пространство и образ – загадочное утро невесты в цветущем саду и ее ослепительное преображение во время церемонии.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Некоторые искусствоведы полагают, что картина должна была укрепить в подростке привязанность к тем нравственным идеалам, которые внушали ему воспитатели. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. От его полета согнулись стволы деревьев.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Это одна из поздних картин художника 8211 8220Мистическое Рождество8221. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Всё изменила вечная весна.
Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Она показана простой, тихой и скромной. Картина создавалась в последний период творчества Боттичелли, когда его родной город Флоренция попала в немилость к монахам, когда всей Италии грозили гибелью – все это наложило мрачный оттенок на картину. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. О том, как весной расцветает природа. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни. Вдруг заметила Флора, что у неё остались только две краски: белая и лиловая. Композиция двухфигурная. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Всадник гостям рассказал все, как и раньше рассказал Настаджио.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Такие подарки были в то время обычным явлением. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » (Перевод Ф. Петровского) Большой популярностью пользовался миф о Флоре и Зефире, в котором рассказывалось, как Флора последовала за западным весенним ветром Зефиром, а затем вышла за него замуж, усыпая свой путь цветами. Всё изменила вечная весна.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Исследователи предложили несколько толкований. Флора – это древнеримская богиня весны и цветов. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти).
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Полотно демонстрирует девять центральных персонажей. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. А просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
О том, как весной расцветает природа. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Сиренево-синий плащ Зефира, нежные розовые цветы, сыплющиеся под дуновением ветров, создают богатую, неповторимую цветовую гамму. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции. В эти дни двери всех домов были украшены цветочными гирляндами и венками, женщины в разноцветных пестрых платьях (что было строго запрещено в обычные дни), в душистых венках предавались веселым пляскам и шуткам. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). От его полета согнулись стволы деревьев.
На самом деле это несколько противоречит истине. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. По пути Юнона остановилась у дома, где жила богиня Флора. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Над богиней парит Амур. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Жест заботливый, опекающий. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. 4 В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Вокруг нее те фигуры из мифа, которые, когда умерли, превратились в цветы. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
А с правого края художник изобразил и себя. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Относящихся к маю, в там, стихах ставшей предметом обожания бога Зефира, богиня Флора говорит о своей жизни нимфой Хлоридой.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. А. М. - гвоздика на картине Пуссена «Сад Флоры», Дрезден) изображен бросающимся на свой меч он обезумел и покончил с собой после того, как лишился доспехов убитого. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В центре – богиня Венера, слева от нее – три Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение) и их предводитель Меркурий. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Ее название 8220Поклонение волхвов8221. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает 8211 кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). От его полета согнулись стволы деревьев. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Картина также известна под названием «Весна», а сам Пуссен называл ее «Садом цветов».
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Зефиром. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Сама же она изо всех сил тянет на судилище Жертву – полуобнаженного несчастного юношу. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
И, конечно, это породило особое искусство.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Картина была заказана герцогом Лоренцо Медичи по случаю свадьбы (по другой версии – дня рождения) его племянника. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Их авторами были три миланских поэта уже упоминавшийся Грегорио Команини, Известно несколько мадригалов, причем мадригал последнего на намекает некую любовную историю, Филиппо Герардини и Герардо Боргони, связанную с этой картиной, весьма сходную с той, что содержится в приведенной новелле – описывающих «Флору». Сколь приятна для любования. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Фигуры расположены волнообразно. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними 8211 Меркурий 8211 посланник богов. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482 – 1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Дикие цветы окружили его и погрузили в мир мечтаний. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Первоначально богиня италийских осков и сабинян, она была удостоена празднеств в свою честь под названием флоралий, отмечаемых в период с 28 апреля по начало мая (здесь можно отметить совпадение по времени с «Вальпургиевой ночью» и множеством обрядовых празднеств, выпадающих на май). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Движение в картине устремлено справа налево. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». обе выполнены с грацией и выразительностью». Композиционно полотно делится на три части. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Получилось удивительно красиво.
Сандро Боттичелли. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.
В этом образе Рафаэлю удалось соединить два мира. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Она стала богиней в пышном одеянии.
От его полета согнулись стволы деревьев. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Она не просто богиня любви и красоты. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). И как поэтично показано превращение. Каково же содержание картины. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. И так каждый день, в одно и то же время.
А с правого края художник изобразил и себя. Две их них – Саския в виде Флоры в Эрмитаже (1634) и в лондонской Национальной галерее (1635) – должны быть названы, скорее, мифологизированными портретами использованный в них антураж – одеяние, венки, цветы – несет на себе отпечаток атрибутивной условности.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
17 н. э. ) Флора в период Золотого века была нимфой по имени Хлорида (Chloris зеленящая), но западный ветер Зефир похитил ее и сделал своей супругой. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Движение в картине устремлено справа – налево.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Но это не единственное повторение в картине.
Каково же содержание картины. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Исследователи предложили несколько толкований.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Напротив, в относящейся к 1650-м годам «Флоре» в музее Метрополитен, моделью для которой служила Хкндрикье Стоффельс, конкретные черты этой последней оказались растворены в образе более широкого плана, которому придана естественная мифологическая форма бытия, без следов внешнего декора ранних работ. Торжественно выглядит в середине букета высокая, тёмно- красная ветка.