Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Перелом в творчестве флорентийца произошел в конце XV века, когда он познакомился с монахом Джироламо Савонаролой. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. И, конечно, это породило особое искусство.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Картина висела над софой, называемой летуччо. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Картина написана на основе древнеримской мифологии. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). обе выполнены с грацией и выразительностью». Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо.
Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца.
Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. А между тем просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Но, это неединственноеповторение в картине. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
На самом деле это несколько противоречит истине. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. О том, как весной расцветает природа. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Всё изменила вечная весна. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
И тогда те, кто свыше, на них наложили такое наказанье: он ее постоянно догоняет, убивает и вынимает ее сердце, выбросив его собакам. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Исследователи предложили несколько толкований.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Но это не единственное повторение в картине. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считалсябогом ветра и в этом качестве назывался Зефиром. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. А с правого края художник изобразил и себя. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Независимо от истины, надо отметить глубину смысла и гуманизм живописи, что даёт представление о культурных ценностях тех времён. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Такие подарки были в то время обычным явлением. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Но давайте попробуем.
Зефиром. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Движение в картине устремлено справа налево. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Каково же содержание картины.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Композиция двухфигурная. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Над богиней парит Амур. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Движение в картине устремлено справа – налево. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Она показана простой, тихой и скромной. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Она не просто богиня любви и красоты. Жест заботливый, опекающий. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. От его полета согнулись стволы деревьев. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой.
Каково же содержание картины. Меркурий (слева) нарциссически красив. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Рисунок фигур изображает бурное напряжение.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. И так каждый день, в одно и то же время. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят.
Для итальянского портрета xv века это было почти революцией – до того момента всех, кто заказывал свой портрет изображали в профиль или, со второй половины века, в три четверти. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Это – гимн и природе и человечеству.
Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. От его полета согнулись стволы деревьев. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Она стала богиней в пышном одеянии. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Сколь приятна для любования.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Фигуры расположены волнообразно. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Сандро Боттичелли. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Месяц считался концом весны и началом лета. В 1815-м она попала в галерею Уффици. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Исследователи предложили несколько толкований. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Композиционно полотно делится на три части. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. И как поэтично показано превращение. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина.