Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.
Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Такие подарки были в то время обычным явлением1. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Но, это неединственноеповторение в картине.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или зарисовок с нее имевших большое распространение в эпоху Возрождения. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв.
Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Фигуры расположены волнообразно. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Фигуры расположены волнообразно. Жест заботливый, опекающий. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера Поклонение волхвов (ок. 1475, Уффици).
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Блаженство и Целомудрие соединяются в Красоте, но каждая своим особым образом являет собой Красоту, которая в платоновском понимании представляется одной из форм Блаженства, другая форма которого — Этика. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен).
Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Философские версии связаны с неоплатонизмом. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Всё изменила вечная весна.
«Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Такие подарки были в то время обычным явлением. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал.
Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Она не просто богиня любви и красоты.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Но это не единственное повторение в картине. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены.
Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. От его полета согнулись стволы деревьев. Она показана простой, тихой и скромной. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Наказание Корея, Дафана и Авирона также намекает на преемственность закона божьего (что символически выражено аркой Константина на заднем плане) и на неизбежность наказания тех, кто его преступает, что недвусмысленно увязывается в сознании зрителя с еретическими учениями. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Меркурий (слева) нарциссически красив.
«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В центре противоположной группы в темном плаще стоит Джулиано, младший брат Лоренцо и его соправитель. Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470) иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Овидий описывает в одном тексте, как холодный ветер Зефир похитил нимфу Хлорис сбежав от него, нимфа превратилась в богиню цветов и назвала себя Флора или Венера-Гармония. Движение в картине устремлено справа – налево. Над богиней парит Амур.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Неудивительно, что есть множество трактовок картины. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. На самом деле это несколько противоречит истине. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Картина висела над софой, называемой летуччо. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
(Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Зефиром. Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал там своих друзей. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Что их связывает. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Композиционно полотно делится на три части. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны произведениями античных поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также мифологией. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. обе выполнены с грацией и выразительностью». Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь).
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. На фоне широкого морского горизонта развиваются с различной интенсивностью три ритмических эпизода – ветры, Венера, выходящая из раковины, служанка, принимающая ее с украшенным цветами покрывалом (намек на зеленый покров природы).
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля). Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. О том, как весной расцветает природа. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Каково же содержание картины. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Художник передает грусть, охватившую девушку, то ощущение пустоты, которое пришло на смену активному действию.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли.
Кое в чем можно усмотреть намек и на современных художнику лиц и обстоятельства. Интересна внутренняя интонация этой работы. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Отец хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.
Жест заботливый, опекающий.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. И, конечно, это породило особое искусство. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Сколь приятна для любования.
Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Это – гимн и природе и человечеству.
Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Предметы, окружающие св. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). От его полета согнулись стволы деревьев. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре.
Движение в картине устремлено справа – налево. Исследователи предложили несколько толкований. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять энергичные охристые тени для передачи телесного цвета – прием, который стал характерной чертой его стиля. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). но также и холод зимы. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Как и в более ранней работе, Мадонна с Младенцем на руках изображена на фоне пейзажа, виднеющегося сквозь архитектурные элементы. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи. Она стала богиней в пышном одеянии. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Он использовал приемы и принципы изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436) и экспериментировал с перспективой. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Месяц считался концом весны и началом лета. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Каково же содержание картины. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Даже его учитель Липпи привел к нему своего сына Филиппино.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Меркурий (слева) нарциссически красив. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Свое имя-прозвище Боттичелли (бочонок) Алессандро получил от старшего брата. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом».
В этой картине действительно, как известно, зашифрована некая музыкальная фраза, которая пластически выражена в танце трех Граций. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Иероним. Героиня изображена в трепетном свете зари после свершения своего подвига. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. хроматическими сочетаниями.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет.
Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Эту девушку, в длинном расшитом цветамиплатье, с худощавым лицом и венком на золотых волосах часто называли Весной.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Например, сцены из жизни Моисея призваны стать прообразом жизни Христа. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. С правого края мы видим голубого оттенка образ ветра Зефира, который пытается схватить нимфу Хлорис. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Произведения этого десятилетия демонстрируют постепенный рост художественного мастерства Боттичелли. И как поэтично показано превращение. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св.
В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками).
Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис из их союза возникает Флора затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Символична и раковина. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнением продолжали считаться. Стоит упомянуть и влияниеАнтонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции.
Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Одна из известных картин этого времени, Покинутая (1495-1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Но давайте попробуем. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Но, это неединственноеповторение в картине.
Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Исследователи предложили несколько толкований. Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). А с правого края художник изобразил и себя. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Движение в картине устремлено справа налево. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. К сожалению, росписи не сохранились. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Все эти качества присутствуют во фреске Св. Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая). «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчеством Липли.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Месяц считался концом весны и началом лета. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению.
(ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.