«весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов. Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли.
Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Уффици. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Это – гимн и природе и человечеству. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Весна. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Только теперь их зовут Невинность, Наслаждение и Красота.
И вдруг осознаёшь – увядание. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Костер за костер. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. – воспылал любовью к искусствам. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478).
«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Она не просто богиня любви и красоты. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Долгое время молва историки и романисты приписывали подобное и Боттичелли. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
обе выполнены с грацией и выразительностью». В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Миг. Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.
В преступном попустительстве предательству. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис из их союза возникает Флора затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию.
И как поэтично показано превращение. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Меркурий (слева) нарциссически красив. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Она показана простой, тихой и скромной. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Сандро Боттичелли. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Фигуры расположены волнообразно. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Но это не единственное повторение в картине.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Медичи даже забросили государственные дела. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Картина написана на основе древнеримской мифологии. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Весь город облекся в траур, оплакивая возлюбленную Принца Юности. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что картина отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. Но эту дурочку не поймешь.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Месяц считался концом весны и началом лета. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Зефиром. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Но, это неединственноеповторение в картине. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Сколь приятна для любования.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Композиционно полотно делится на три части. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Улыбка Флоры светится еще и незаурядным умом. Однако с ним было все иначе. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Ланеподобны фигурки полувоздушных созданий «Весны», но там, где поэт говорит только «стройная», художник способен уточнить и заострить особенный тип этой стройности, ее неповторимость: каплеобразное, узкое в плечах, но плавно расширяющееся книзу строение продолговатых тел. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности.
Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. А к лету по Флоренции поползли слухи. И не казнить их надо было, а вознаградить. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
1477-1478. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия— вверх.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
23 мая 1498 года Флоренция сожгла оклеветанного и отвергнутого Савонаролу с той же неистовой категоричностью, с какой еще недавно по его же указке казнила многогрешную людскую Суету. Теперь уже мы никогда не узнаем, какое чудо сберегло для нас боттичеллевскую Весну. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Над богиней парит Амур.
А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. В чем. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Лоренцо Медичи. Каково же содержание картины. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Андреа Верроккьо.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. И есть ли путь в этот мир.
Джулиано даже не успел вскрикнуть. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Но.
И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. И, конечно, это породило особое искусство. Они выясняют отчасти и загадку столь откровенно и капризно грезящего Меркурия. Факты истории культуры и факты истории искусства.
Отрава. Смелый разлет подвижных бровей и противоречит и вторит ее особенной улыбке. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Джулиано увидел опасность первым. Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. От его полета согнулись стволы деревьев.
Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. 1480-1485 гг. Волшебною палочкой — кадуцеем — сосредоточенный подросток то ли отводит от царства Весны грозящую ей грозовую тучу, то ли намеревается попросту добыть один из удивительных золотистых плодов с ветки вечноцветущего «майского дерева» — не апельсин и не яблоко — «плод вообще». В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Можно только гадать о причине ее внезапной смерти. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Человеческая подлость. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Движение в картине устремлено справа налево. Все сочиняют, рисуют, философствуют.
Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Но в собственную душу не допускал никого. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Но давайте попробуем. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Вот что значит выгодно жениться. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
И это привело к трагедии. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. Он проник в тайники душ своих героев, как до него не удавалось никому.
От нее вся картина возникает единой волною движений то порывистых, то текучих. Джулиано изменился до неузнаваемости. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Портрет Симонетты Веспуччи (. ). Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею». Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Боттичеллевская светская «Троица» кружит подобно девичьему хороводу дантовских символических Веры, Надежды, Любви. Флора, одновременно и женщина и цветник, воплощает вечное обновление природы. Неудачные роды.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. Вашингтон. Сандро Боттичелли.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Фрагмент. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Чахотка. Не зря Фиренцуола в своем трактате о красоте определяет смех как «сияние души». «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Исследователи предложили несколько толкований. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Всё изменила вечная весна. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Движение в картине устремлено справа – налево. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. на вулкане. Привкус горечи в блеске ее радости — то, чего еще не знала античная мудрость, где обычно скорбь или радость в чистом виде. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Но искусство – это ОБРАЗЫ.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. И отнюдь не детской игрою заняты «нимфы», в нескончаемом хороводе которых отражена непрерывность жизненных циклов в природе.
Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Десятки кинжалов вонзились в его тело. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. А между тем просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Исследователи предложили несколько толкований. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
На самом деле это несколько противоречит истине. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо.
Не потому ли даже вершина его счастья – светлый покой Весны пронизан невыразимой печалью. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Каждый художник, настойчиво прислушиваясь к себе, выражал своё индивидуальное, ни на что не похожее, чувство, свою эмоцию. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле это неоплатонический образ. А с правого края художник изобразил и себя. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Линия в структуре художественной формы. Жест заботливый, опекающий.
Весна. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Она стала богиней в пышном одеянии. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Каково же содержание картины. Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. От его полета согнулись стволы деревьев. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. «Ниобея скорбящая» или «Трон Людовизи», тогда как у Сандро все строится на игре промежуточных состояний.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. 1480 г. Национальная галерея искусства. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Философские версии связаны с неоплатонизмом. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. В скорбных картинах Распятий и Положений во гроб догорает остаток его страстей.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Что же все-таки повернуло к монаху гордую душу своенравного живописца. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо.
Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Уффици.
Так как все влюблены. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям.
Тревожные предчувствия сбывались. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась.
Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Стал необщителен и молчалив. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Но в образах его идеальных героев флорентийцы различали живые черты популярных личностей. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. 1477-1478.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Скопления цветов в траве вокруг Флоры порождаются словно самими ее шагами, становясь производными именно этой легкой походки, которая словно волшебно очеловечивает все окружающее, как у Полициано: «Трава под легкою стопою пунцовой стала, белой, голубою». Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Да, есть. О том, как весной расцветает природа.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Уходящий безвозвратно. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Улыбка боттичеллевской Флоры предвосхищает леонардовскую «Джоконду» своей интеллектуальной загадкой — образ женственной юности, мыслящей не по годам. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Может быть, вот таким образом Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Боттичеллевская Венера носит платье и покрывало его Мадонн.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Пленительная Венера перерождается в кающуюся Магдалину. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности». Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты.