Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Вашингтон. Сандро Боттичелли. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Сколь приятна для любования. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Человеческая подлость. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Это – гимн и природе и человечеству. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Однако с ним было все иначе.
Андреа Верроккьо. Вот что значит выгодно жениться. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Уффици. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
В преступном попустительстве предательству. 1477-1478. Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею». Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу».
В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». И не казнить их надо было, а вознаградить. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Не потому ли даже вершина его счастья – светлый покой Весны пронизан невыразимой печалью. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе». Сандро Боттичелли, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился 1 марта 1445 года вo Флоренции в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи, прозвище «Боттичелло» – «бочоночек» – унаследовал от старшего брата Джованни. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой.
Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Исследователи предложили несколько толкований. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. Вот таким образом в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты.
К сожалению, росписи не сохранились. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки.
Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям.
Возможно, Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради усиления ощущения чуда. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. По его мнению, весь мир открывался для Боттичелли в линиях, выражающих движение. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Творчество Боттичелли вновь было открыто только в середине 19 века художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. От его полета согнулись стволы деревьев. 1477-1478. Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу.
Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Каково же содержание картины. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Джулиано даже не успел вскрикнуть. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Жест заботливый, опекающий. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Да, есть.
Над богиней парит Амур. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. И как поэтично показано превращение.
Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Чахотка. Всё изменила вечная весна.
Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Костер за костер. Фигуры расположены волнообразно. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Все сочиняют, рисуют, философствуют. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама.
Портрет Симонетты Веспуччи (. ). Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Медичи даже забросили государственные дела. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Движение в картине устремлено справа – налево.
Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Стал необщителен и молчалив. Эту девушку с худощавым лицом подростка, с венком на золотых волосах, в длинном платье, расшитом цветами, часто называли Весной.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. Так как все влюблены. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
О том, как весной расцветает природа. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Движение в картине устремлено справа налево. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Но давайте попробуем. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Сандро Боттичелли.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. А с правого края художник изобразил и себя. Уффици. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Это путь к художественной форме. Факты истории и культуры, безусловно, помогают на этом пути. От его полета согнулись стволы деревьев. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Фрагмент. События в произведении развиваются справа налево: Моисей убивает египтянина убегая от мести фараона, он идет в страну Мидиамскую, где помогает дочерям Иосифа напоить овец Моисей снимает сандалии, чтобы приблизиться к горящему кусту из которого к нему воззвал Господь и возложил на него миссию спасения своего народа от плена. И есть ли путь в этот мир. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Она не просто богиня любви и красоты. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Она показана простой, тихой и скромной. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Но. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). В 1815-м она попала в галерею Уффици. На самом деле это несколько противоречит истине. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. И вдруг осознаёшь – увядание. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Отрава. Факты истории культуры и факты истории искусства. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Из античности здесь – персонажи и мотивы мифов. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Исследователи предложили несколько толкований. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Жест заботливый, опекающий. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Но, это неединственноеповторение в картине. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. 1480 г. Национальная галерея искусства. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Джулиано не слишком обременял себя делами государственного правления, зато блистал на турнирах, балах, карнавалах, ослепляя элегантностью, горделивой осанкой и рыцарской статью, всецело оправдывая данное ему народом поэтичное прозвище – Принц Юности. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Линия в структуре художественной формы. Десятки кинжалов вонзились в его тело. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Миг. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы.
А к лету по Флоренции поползли слухи. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое.
Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Джулиано изменился до неузнаваемости. Он проник в тайники душ своих героев, как до него не удавалось никому. Можно только гадать о причине ее внезапной смерти.
Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Весна. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Месяц считался концом весны и началом лета. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». В скорбных картинах Распятий и Положений во гроб догорает остаток его страстей. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Зефиром. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Весна.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. И это привело к трагедии. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. – воспылал любовью к искусствам. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Фигуры расположены волнообразно. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Теперь уже мы никогда не узнаем, какое чудо сберегло для нас боттичеллевскую Весну.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти.
Композиционно полотно делится на три части. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Весь город облекся в траур, оплакивая возлюбленную Принца Юности. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Пленительная Венера перерождается в кающуюся Магдалину. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Меркурий (слева) нарциссически красив. В чем. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Интересна внутренняя интонация этой работы. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.
В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. И, конечно, это породило особое искусство. Но в образах его идеальных героев флорентийцы различали живые черты популярных личностей.
Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Уходящий безвозвратно.
В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Движение в картине устремлено справа – налево. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. В центре противоположной группы в темном плаще стоит Джулиано, младший брат Лоренцо и его соправитель.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Но в собственную душу не допускал никого. Меркурий (слева) нарциссически красив. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте.
Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Впереди его ждала и великая слава при жизни, закат и долгое забвение. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо.
Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Но, это неединственноеповторение в картине. В левой части – три грации, олицетворяющие целомудрие, любовь и наслаждение. Философские версии связаны с неоплатонизмом. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Она стала богиней в пышном одеянии. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Но эту дурочку не поймешь. Такие подарки были в то время обычным явлением. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Неудачные роды. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. В 1464 Боттичелли открыл собственную мастерскую. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Тревожные предчувствия сбывались. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Назавтра умерла совсем молодой вдохновительница нежных фантазий Боттичелли – кроткая Симонетта Веспуччи. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но искусство – это ОБРАЗЫ. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. обе выполнены с грацией и выразительностью». «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Долгое время молва историки и романисты приписывали подобное и Боттичелли.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Джулиано увидел опасность первым. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Что их связывает.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Месяц считался концом весны и началом лета. Каково же содержание картины. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены. Лоренцо Медичи. Над ее головой – Амур с луком, целящийся в одну из граций.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. 1480-1485 гг. на вулкане. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Но это не единственное повторение в картине. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Что же все-таки повернуло к монаху гордую душу своенравного живописца. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты».
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Говорят, что полотно Весна Боттичелли писал, основываясь на Фастах Овидия – описаниях древнеримского календаря праздников. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки.