«весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). Так получилось, что переставляя статьи в сообщество удалила случайно рассказ о картине Боттичелли Весна.
В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества – Венеры считали, что Грации – это она сама. Следующая справа фигура – это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Это – гимн и природе и человечеству. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Она показана простой, тихой и скромной. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Движение в картине устремлено справа – налево.
И, конечно, это породило особое искусство. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. В древнеримском календаре Меркурию посвящался весенний месяц май. Исследователи предложили несколько толкований. Месяц считался концом весны и началом лета. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна.
Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. А с правого края художник изобразил и себя. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Сколь приятна для любования. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Композиционно полотно делится на три части. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности». Над богиней парит Амур.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Но, это неединственноеповторение в картине.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Картина висела над софой, называемой летуччо. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
О том, как весной расцветает природа. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Зефиром. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. От его полета согнулись стволы деревьев. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Но это не единственное повторение в картине.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). А май считался не только концом весны, но и началом лета. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Жест заботливый, опекающий. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Она не просто богиня любви и красоты. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли – Весна. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Ее преследует и пленяет сила Любви – и, оживленная Любовью, она рождает цветы под влиянием этой новой силы Хлорис превращается во Флору – Красоту, Великолепие.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Движение в картине устремлено справа налево. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. На самом деле это несколько противоречит истине. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Каково же содержание картины. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Философские версии связаны с неоплатонизмом. И как поэтично показано превращение. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение.
Он – частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. обе выполнены с грацией и выразительностью». Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Последний персонаж картины художника – Меркурий (крайняя фигура слева). Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Месяц считался концом весны и началом лета. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх. Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Но давайте попробуем. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы. Фигуры расположены волнообразно. В стихах там, относящихся к маю, богиня Флора говорит о своей жизни нимфой Хлоридой, ставшей предметом обожания бога Зефира.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно итальянская богиня Весна Боттичелли. Всё изменила вечная весна. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е – о весеннем цветении природы. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Она стала богиней в пышном одеянии. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Такие подарки были в то время обычным явлением. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Картина висела над софой, называемой летуччо.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Он назван так в честь матери Меркурия – Майи. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. От его полета согнулись стволы деревьев.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.