А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Но, это неединственноеповторение в картине.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май.
Месяц считался концом весны и началом лета. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Там же три грац – свита богин Венери, – кружляють у танц. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. А с правого края художник изобразил и себя.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Такие подарки были в то время обычным явлением. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Над нею ширя незмнний супутник – амур з завязаними очима, з луком стрлою. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Последний персонаж картины художника – Меркурий (крайняя фигура слева). Картина висела над софой, называемой летуччо. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Такие подарки были в то время обычным явлением. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. И как поэтично показано превращение.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. На самом деле это несколько противоречит истине.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим.
Исследователи предложили несколько толкований. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. В волшебной приветливости Весны – очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу.
Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. А между тем просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. В древнеримском календаре Меркурию посвящался весенний месяц май.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Меркурий (слева) нарциссически красив. Композиционно полотно делится на три части. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
От его полета согнулись стволы деревьев. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Зефиром.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Но это не единственное повторение в картине.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Жест заботливый, опекающий. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Она стала богиней в пышном одеянии. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. И, конечно, это породило особое искусство.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Сюжет картини глибоко мфологчен, в кожному з персонажв, в кожному мальовничому елемент зашифрована одна з основоположних дей Ренесансу – все на Земл пдпорядковане любов, яка ма божественне походження джерелом земного вдродження, символом весни. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. обе выполнены с грацией и выразительностью». Картина висела над софой, называемой летуччо. Она не просто богиня любви и красоты.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Следующая справа фигура – это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Движение в картине устремлено справа – налево. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е – о весеннем цветении природы. А май считался не только концом весны, но и началом лета. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
О том, как весной расцветает природа. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Она показана простой, тихой и скромной.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Картина висела над софой, называемой летуччо. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Фигуры расположены волнообразно. От его полета согнулись стволы деревьев. Всё изменила вечная весна. Композицйно полотно длиться на три частини. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Каково же содержание картины. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах.
Он назван так в честь матери Меркурия – Майи. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Картина висела над софой, называемой летуччо. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Над богиней парит Амур. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Но давайте попробуем.
Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой — любовь, природу, цветение.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Это – гимн и природе и человечеству. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Движение в картине устремлено справа налево.
Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Сколь приятна для любования. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Центральну займа образ Венери – богин любов, благословляючою все, що вдбуваться навколо. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Месяц считался концом весны и началом лета. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.