Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Меркурий (слева) нарциссически красив. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Что их связывает. Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу».
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Но давайте попробуем. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Напрасно ждёт Ответа изнемогший новый год Данте Габриэль Россетти Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузен Лоренцо Великолепного, заказывает Боттичелли несколько работ. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли.
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Движение в картине устремлено справа – налево.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Сандро Боттичелли. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Но, это неединственноеповторение в картине. Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Меркурий (слева) нарциссически красив. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Она не просто богиня любви и красоты. Месяц считался концом весны и началом лета. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. От его полета согнулись стволы деревьев. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». К сожалению, росписи не сохранились.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Фигуры расположены волнообразно.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. А с правого края художник изобразил и себя. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей.
Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. И как поэтично показано превращение. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.
В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Над богиней парит Амур. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. На самом деле это несколько противоречит истине.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. В волшебной приветливости Весны – очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Фигуры расположены волнообразно. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Она показана простой, тихой и скромной. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Жест заботливый, опекающий. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Это – гимн и природе и человечеству.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает или теми, к кому они обращены. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Философские версии связаны с неоплатонизмом. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Но, это неединственноеповторение в картине. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Художник, живший по соседству с семьей Веспуччи, считал, что в Симоннетте воплотился идеал красоты. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Движение в картине устремлено справа – налево. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. О том, как весной расцветает природа.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. С легкостью, едва касаясь земли, погруженные в себя фигуры предстают на картине в каком-то причудливо-волшебном сне.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Сколь приятна для любования. Исследователи предложили несколько толкований.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Месяц считался концом весны и началом лета. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Но это не единственное повторение в картине. Каково же содержание картины.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Интересна внутренняя интонация этой работы. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине).
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Зефиром. Жест заботливый, опекающий. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни.
Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру.
Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Данная картина является одним из первых известных произведений изображающихбогов и богинь в натуральную величину и практически голыми. А между тем просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Такие подарки были в то время обычным явлением. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Движение в картине устремлено справа налево. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
От его полета согнулись стволы деревьев. Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Некоторые искусствоведы полагают, что картина должна была укрепить в подростке привязанность к тем нравственным идеалам, которые внушали ему воспитатели. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Всё изменила вечная весна. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. Она стала богиней в пышном одеянии.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Композиционно полотно делится на три части.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. И, конечно, это породило особое искусство. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).