«весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). Сегодня я хочу Вам представить одну из работ Фоминова Виктора, это копия картины Сандро Боттичелли Весна.
Зефир в данном случае может соответствовать Карме, которая непреклонно подталкивает Душу к воплощению в проявленном мире изображенному в виде персикового сада. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Персонажи античной мифологии здесь несут определенную смысловую нагрузку. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Месяц считался концом весны и началом лета. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Он назван так в честь матери Меркурия – Майи. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Основа картины – холст на подрамнике форматом 204 х 123 см. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Они символизируют возвышенную Любовь, которая призвана быть проводником в горний мир. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Эту метаморфозу Боттичелли передаёт интересным образом. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Размеры оригинала картины 315 x 205см. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. И как поэтично показано превращение. От его полета согнулись стволы деревьев.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Последний персонаж картины художника – Меркурий (крайняя фигура слева).
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Из её рта падают цветы, которые превращаются в узор на платье Флоры. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Работа находится в частной коллекции. Над богиней парит Амур. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Картина висела над софой, называемой летуччо.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Она стала богиней в пышном одеянии. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Копия с этой работы была сделана мною в технике масляной живописи. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Композиционно полотно делится на три части. Выполнение рисунка заняло 6 месяцев. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного». На картине изображено более 500 различных видов растений и цветов, мы попробовали воплотить это многообразие в пространстве загадочного Колизея. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Каково же содержание картины. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Основной идеей картины считается Любовь и супружеское соединение. Фигуры расположены волнообразно.
Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Это тщательная проработка каждой фигуры по отдельности. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В тоже время, Венера своим жестом указывает на трех граций (справа) Это Красота, Целомудрие и Наслаждение. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Следующий этап – самый длительный. Картина висела над софой, называемой летуччо. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Над фигурой Венеры мы видим купидона, который своими стрелами вызывает страстную любовь. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Но давайте попробуем. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Зефиром.
Движение в картине устремлено справа налево. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Затем рисунок был переведён на холст и обведён тушью.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Следующая справа фигура – это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. О том, как весной расцветает природа. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. На этой стадии решаются основные тонально-цветовые отношения. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Если ты женишься на ней и назовешь ее своею, будут твои годы сладостными, а ты сам – отец замечательных детей. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия— вверх. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е – о весеннем цветении природы.
Всё это действо происходит в саду Любви, обильно украшенном цветами и плодами. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Это – гимн и природе и человечеству. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Она показана простой, тихой и скромной. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. От его полета согнулись стволы деревьев.
Своим жезлом-кадуцеем, он пронизывает облака. Картина написана на основе древнеримской мифологии. После этого вся работа была отрисована в тоне коричневой краской. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
В древнеримском календаре Меркурию посвящался весенний месяц май. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества – Венеры считали, что Грации – это она сама. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Фигура Зефира – бога холодного западного ветра (с правой стороны) олицетворяет животворящие силы природы. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви.
А с правого края художник изобразил и себя. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Она не просто богиня любви и красоты. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Эту идею символизирует Меркурий – посланец богов.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника.
В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Это была эпоха зарождения удивительного явления, позднее названного Возрождением или Ренессансом, определившего на несколько веков вперед пути развития философии, литературы, живописи и скульптуры.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Движение в картине устремлено справа – налево. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Исследователи предложили несколько толкований. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. И, конечно, это породило особое искусство. Но, это неединственноеповторение в картине. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Картина написана темперой на дереве. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Месяц считался концом весны и началом лета.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. На самом деле это несколько противоречит истине. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. В центре произведения фигура Венеры, которая своей позой и одеждой напоминает мадонну. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Но это не единственное повторение в картине. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Картина висела над софой, называемой летуччо. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Жест заботливый, опекающий.
Хотя, как видно по слегка увеличеннымживотам и удлиненным торсам, они были переработаны исходя из современных представлений флорентийской эстетики. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Картина Боттичелли «Весна» – один из ярких примеров аллегорического произведения. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. По другой трактовке, Меркурий охраняет сад Любви, разгоняя облака невежества. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Расходящиеся ветви вокруг её головы, образуют как бы нимб. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Сколь приятна для любования. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Всё изменила вечная весна. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
В волшебной приветливости Весны – очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу. Выполнение работы на холсте заняло у меня 1, 5 года. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею».
Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. На картине мы видим, как Зефир наполняет нимфу своим дыханием.