Но с тех самых пор картины особенно «Весна» привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей ведь в изученных документах которые удалось найти после 1945 г. «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения всколыхнувшего итальянское Возрождение. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Даже говорится о том что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий» вновь найденный платонистами вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Жест заботливый, опекающий.
В 1982 году картина подверглась реставрации. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Композиционно полотно делится на три части. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. По прошествии этого срока он будет скован и повержен.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Как писал Ауэрбах уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви.
Полотно можно разделить на две части а в центре его царит Венера-Мать Богиня Любви. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Интересно также что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Картина висела над софой, называемой летуччо. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Клевету здесь выступает в образе красивой девушки, с якобы невинным лицом, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари.
Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Вернулась она в Уффици в 1919.
Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно итальянская богиня Весна Боттичелли. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Месяц считался концом весны и началом лета. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию которому покровительствует Меркурий орфиков сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Она стала богиней в пышном одеянии. Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Фигуры расположены волнообразно. И, конечно, это породило особое искусство.
В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. На картине Волюпта смотрит исключительно на Пульчритудо, ведь все красивое дарует своего рода наслаждение и это одна из возможностей, которые Венера предлагает Душе-весне.
Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Философские версии связаны с неоплатонизмом. Зефиром. На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками). Исследователи предложили несколько толкований. На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. От его полета согнулись стволы деревьев. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Например жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья» поскольку мавры завоевавшие полуостров в VIII веке поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. На самом деле это несколько противоречит истине. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Такие подарки были в то время обычным явлением. но также и холод зимы. Возможно, Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради усиления ощущения чуда.
Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В 1537 она была перевезена в Кастелло. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью. Всё изменила вечная весна.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. О том, как весной расцветает природа. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Речь зашла о «Рождении Венеры» так как она является в некотором роде продолжением картины которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Картина висела над софой, называемой летуччо. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Но давайте попробуем. Подобного западный человек не видел с тех пор как был отдан приказ закрыть Академию Платона с тех пор как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу» толпа буквально растерзала ее морскими ракушками).
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Статуи и рельефы на колоннах на сюжеты из мифологии и современной художнику истории ничего общего не имеют с темой картины. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Странная картина Боттичелли описывает рождение Христа как самое главное событие в истории человечества. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы. Каково же содержание картины. Но, это неединственноеповторение в картине.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Это подход гораздо более гибкий и разносторонний чем предыдущий ведь Европа — прародительница сегодняшней формы культуры — не всегда руководствовалась одними и теми же принципами. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Картина написана на основе древнеримской мифологии. Некоторые искусствоведы полагают, что картина должна была укрепить в подростке привязанность к тем нравственным идеалам, которые внушали ему воспитатели. Над богиней парит Амур. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Мы не знаем почему Боттичелли написал «Весну» на дереве а «Венеру» — на холсте.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Художник, живший по соседству с семьей Веспуччи, считал, что в Симоннетте воплотился идеал красоты. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Это – гимн и природе и человечеству. Меркурий (слева) нарциссически красив. А с правого края художник изобразил и себя. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. обе выполнены с грацией и выразительностью».
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Она не просто богиня любви и красоты. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Но это не единственное повторение в картине.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Движение в картине устремлено справа – налево. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
От его полета согнулись стволы деревьев. Такие подарки были в то время обычным явлением. С правого края мы видим голубого оттенка образ ветра Зефира, который пытается схватить нимфу Хлорис. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Она показана простой, тихой и скромной.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Зефир в данном случае может соответствовать Карме, которая непреклонно подталкивает Душу к воплощению в проявленном мире изображенному в виде персикового сада. А Византийская империя оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией сохраняла особую форму характерную для «античного периода» вплоть до XIV–XV вв.
Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Эта интересная картина, называется Клевета. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца.
И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик».
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской. Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. но также и холод зимы.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. И как поэтично показано превращение. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Грации, спутницы и служанки Венеры, – достоинства, порождаемые Красотой их имена – Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Движение в картине устремлено справа налево.