Картина «Весна» была написана Боттичелли для виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. «весну» называют самой загадочной работой Боттичелли. В залах 10-14, посвященных творчеству Боттичелли, Вы можете полюбоваться его шедеврами «Весной» и «Рождением Венеры».
Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Но сколько бы ни было споров и трений, это нисколько не умаляет значимости и красоты «Весны» знаменитого Боттичелли. Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510).
Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности». По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен).
Исследователи предложили несколько толкований. Месяц считался концом весны и началом лета. Джулиано изменился до неузнаваемости.
Месяц считался концом весны и началом лета. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Фигуры расположены волнообразно.
Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Каково же содержание картины. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Фигуры расположены волнообразно.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Стал необщителен и молчалив. Он назван так в честь матери Меркурия – Майи. Такие подарки были в то время обычным явлением. Медичи даже забросили государственные дела.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста.
К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. На картине Волюпта смотрит исключительно на Пульчритудо, ведь все красивое дарует своего рода наслаждение и это одна из возможностей, которые Венера предлагает Душе-весне. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. От его полета согнулись стволы деревьев. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Жест заботливый, опекающий. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Но это не единственное повторение в картине.
Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. От его полета согнулись стволы деревьев. Джулиано даже не успел вскрикнуть.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни. Джулиано увидел опасность первым. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Всё изменила вечная весна. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». О том, как весной расцветает природа. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Она стала богиней в пышном одеянии. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Вот что значит выгодно жениться. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века.
Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро Боттичелли любил одевать своих Мадонн. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. В 1537 она была перевезена в Кастелло. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Она показана простой, тихой и скромной.
И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Следующая справа фигура – это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Сколь приятна для любования. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. К сожалению, росписи не сохранились. Что их связывает.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
но также и холод зимы. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Его роль отважного хранителя спокойствия подчёркивает алый плащ, шлем на голове и меч на боку. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е – о весеннем цветении природы.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
– воспылал любовью к искусствам. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Меркурий (слева) нарциссически красив.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Композиция работы составлена из нескольких локальных групп, которые соединяются между собой внутренним движением и тем самым образуют единую сцену. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Все сочиняют, рисуют, философствуют. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Картина висела над софой, называемой летуччо. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. обе выполнены с грацией и выразительностью». И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. А к лету по Флоренции поползли слухи. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Десятки кинжалов вонзились в его тело.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли.
Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Жест заботливый, опекающий.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Месяц считался концом весны и началом лета. Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Композиционно полотно делится на три части.
Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Она не просто богиня любви и красоты. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Но эту дурочку не поймешь.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Исследователи предложили несколько толкований.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. И это привело к трагедии. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». На самом деле это несколько противоречит истине. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Но, это неединственноеповторение в картине.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками). Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Движение в картине устремлено справа – налево. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Но, это неединственноеповторение в картине. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. обе выполнены с грацией и выразительностью». Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже.
И, конечно, это породило особое искусство. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. И не казнить их надо было, а вознаградить.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Картина написана на основе древнеримской мифологии. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «.
Меркурий (слева) нарциссически красив. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Интересна внутренняя интонация этой работы. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Но давайте попробуем. Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти).
«Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик».
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Каково же содержание картины. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Движение в картине устремлено справа – налево. И как поэтично показано превращение.
Картина настолько наполнена разнообразием цвета, фактур и интересных деталей, что вдохновение погрузило нас с головой в новый проект. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Последний персонаж картины художника – Меркурий (крайняя фигура слева). Движение в картине устремлено справа налево.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Это – гимн и природе и человечеству. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. А с правого края художник изобразил и себя.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно.
Художник, живший по соседству с семьей Веспуччи, считал, что в Симоннетте воплотился идеал красоты. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Зефиром. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Так как все влюблены.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
В древнеримском календаре Меркурию посвящался весенний месяц май. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Над богиней парит Амур.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Картина висела над софой, называемой летуччо. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.