Композиция ее настолько совершенна, что легла в основу произведений младших современников художника Пьетро Козимо и Якопо Селайо, которые писали вариации на тему «Венеры и Марса». Афродита, будучи законной супругой Гефеста, вступает в связь с Аресом. На таком же противопоставлении построена и композиция «Венера и Марса». Хотя богиня и полулежит, но ее торс изображен вертикально – как у сидящей фигуры. Но если присмотреться внимательнее, то все обстоит совсем наоборот.
В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). 203 x 314 см. Получив в 25 лет свой первый официальный заказ Боттичелли стал известен, что позволило ему войти в круг золотой молодежи при дворе Лоренцо Медичи «Великолепного». Ее облик являют миру его Венеры и Мадонны, которым он неустанно придавал ее черты.
Казалось бы, трудно найти лучшего композиционного положения для фигур любовников. «Венера и Марс» стала как бы своеобразным эпилогом к «Giostra», рыцарскому турниру, устроителями которого были Медичи (в1475г. ). Конечно же нет. Поэты посвящали ей стихи, художники писали ее портреты. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну.
Её ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с неё Венеру и Весну. Мужское пространство всегда вовне, женское – внутри. Для Венеры, как для любой матери ребенок олицетворяет высшую любовь именно так и переводится имя Купидона (Амура). Италия.
Афродита) родилась из семени Урана, соединившегося с морской пеной. Он был сыном кожевника. Некоторые высказывают предположение, что с момента их встречи художник изображал на всех полотнах Симонетту в образе Мадонны или Венеры на протяжении 15 лет. Они мальчишки. Марс, обольщённый Венерой, сладко спит. прямо в церкви во время молитвы. Сюжет картины отсылает нас к античному мифу об Афродите (Венере) и Аресе (Марсе), боге войны. Так таинственная «диалектика любви», начатая мастером еще в «Весне» с ее поэтическим утверждением жизни, с ее удивительною «любовью в смерти», в «Венере и Марсе» отзывается уже как идея «любви — смерти».
Мальчишки. В фигуре богини все наполнено негой, мягкостью, томящимся ожиданием. Впрочем, Джулиано ненадолго пережил Симонетту – он был убит заговорщиками в 1478г.
Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. А главное — не остается и следа прежнего пленительного ребяческого неведения. Эта идея, зародившаяся в недрах Гуманизма, проходит красной нитью через всю последующую историю и находит свое отражение даже в лозунге хиппи: «Make love, not war. » (Занимайся любовью, а не войной). Возрождение. В этом случае изображенное за Марсом «Древо семьи» символизирует его бездетность.
Происходя от противоположных начал борьбы и любви, она воплощает почти утопическую, столь милую интеллектуалам медичейского круга мысль о «Согласии несогласимого». В картине «Афина и Кентавр» — торжество разума и красоты человеческого духа (Афина) над инстинктом и животными страстями (Кентавр). Умер Боттичелли в безвестности. Галерея Уффици.
За его плечами было создание знаменитых работ «Весна» и «Рождение Венеры», несколько изумительных Мадонн и фрески Сикстинской Капеллы, заказанные папой Сикстом IV. Она привыкла ждать, ведь она Венера – богиня любви. Даже озорные сатиры не могут разбудить его. Любопытно, что в античной мифологии фавны предсказывали человеку его будущее во сне.
Венера бодрствует, в то время как Марс храпит. Они лежат на фоне миртового сада (мирт – дерево Венеры), головами в разные стороны, демонстрируя единое целое, состоящее из противоположностей. Перед нами супруги, но живущие каждый в своем мире. Она нередко изображалась с розами, миртом, лебедями, голубями и яблоком раздора. Тот, что снизу – залез в доспехи и будто любуется взглядом и красотой Венеры.
В образе этой Венеры впервые намечается привкус горечи, еще неизвестной предшествующим героиням Сандро.
Все признаки сюжетного действия говорят об отсутствии у этой пары общего эроса. И заостренность ее черт вдруг проступает затаенной болезненностью, когда усталые складки чуть намечаются возле носа и губ. Нередко она изображалась лежащей обнаженной, как на картине Джорджоне «Спящая Венера» (ок. Левая рука Венеры, собрав волну легкой ткани платья, готова обнажить (задрать подол), в то время как безвольная правая рука Марса символизирует обратное.
Осы (по- итальянски vespe) появились на картине не случайно, они были изображены на гербе семьи Веспуччи. Безусловно, главным в становлении Сандро как художника было место его рождения – Флоренция, где он также получил хорошее образование: два года в мастерской ювелира (не оттуда ли его филигранный рисунок. ), затем обучался живописи у фра Филиппо Липпи и пять лет в мастерской Верроккьо, где в это же время учился Леонардо да Винчи. С одной стороны Боттичелли создает у зрителя созерцающего богиню ощущение, что ее прекрасное тело расслабленно, окутано негой, а с другой показывает собранность Венеры (прямой торс) в ожидании предстоящих событий.
Учился у золотых дел мастера, затем у Филиппо Липпи, возможно, даже у Верроккьо. На то она и богиня. А уже в 1473 году художник написал прекрасную картину «Поклонение Волхвов» по заказу банкира Лами, на которой в виде волхвов и их свиты изобразил семейство Медичи, поэтов и философов из их свиты, заказчика Лами и самого себя в правом углу. Кто-то связывает сюжет картины с текстом греческого писателя II века Лукиана описавшего свадьбу Александра Македонского и Роксаны: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним».
Но боги принялись хохотать. Сатиры— самые весёлые персонажи полотна— один трубит в рог под ухом бога войны, второй умудрился надеть на себя огромный шлем и идёт вслепую вслед за остальными, чуть ли не повисши на копье, третий, который находится по центру картины, обернулся назад и смеётся над вторым, четвёртый залез под руку Марса и смотрит, словно влюблённый, на взгляд Венеры. Он открыл большую мастерскую и набрал подмастерьев. Около 1485 года художник пишет две картины на мифологические сюжеты «Афина и кентавр» и «Венера и Марс».
Так девически неопределенная меланхолия новорожденной Венеры, полуребенка, робко вступающего в преддверие «полдня любви», перерастает в осознанную горечь женщины, для которой этот полдень уже миновал. Она затаилась, она ждет. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Одев свое лучшее платье, уложив прекрасные волосы, скромно оголив ножку, проступающую сквозь обворожительные складки платья (напоминая, что она самая красивая и желанная женщина вселенной), Венера ждет пробуждения Марса. Флоренция.
Марс, обольщённый Венерой, сладко спит. Романтическая связь герцога Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи (урожденной Каттанео из Генуи), прозванной Perla di Firenze – жемчужина Флоренции, супруги Марко Веспуччи (кстати, находящемуся в родстве с Америго Веспуччи) волновала флорентийцев еще и потому, что Симонетта трагически погибла: умерла от тифа в 1476, в 23 года.
Но мир Марса иной. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Под боком шумят соседские мальчишки. Молодые люди проводили время в охотах, балах и турнирах в честь Прекрасной Дамы. Запрокинув голову, Бог войны погрузился в глубокий сон.
В произведении чувствуется декоративно-изысканный, чуть болезненный надлом. Может даже показаться, что они как капиллярные сосуды перетекают друг в друга. Основным символом такого виртуального будущего становится ребенок.
Обратим внимание на композицию картины. Хрупкость и легкость фигур, холодноватость колорита. Он спокоен и расслаблен. Такой Прекрасной Дамой была Симонетта Веспуччи, признанная первая красавица Флоренции. Эта его работа произвела фурор.
Что же произойдет, если разбудить бога войны Марса. К сожалению, этот штандарт не сохранился. Картину из мифологической серии Боттичелли – Марса и Венеру (Лондон, Национальная галерея) – возможно, заказало художнику семейство Веспуччи, поскольку на самом краю справа видны несколько ос (vespa по-итальянски – оса, она – геральдический символ семейства). Это дугообразное построение обеих фигур соединяет их только в нижней зоне картины. Большинство портретов Симонетты появилось уже после её смерти. При этом его спящая фигура не горизонтальна земле, а изображена дугообразно.
Принято считать, что эту картину Боттичелли написал по заказу Веспуччи в 1483 году. Но за каждым персонажем картины этот островок разный. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. В 1476 году умерла Симонетта, не дожив до 30 лет.
Это главный вопрос картины. Супруг же не торопится просыпаться. Художников вдохновляла их красота и изысканная обстановка, в которой они обитали. Кто-то предполагает, что эта картина, так же как и «Весна», запечатлела Джулиано де Медичи и его даму сердца Симонетту, хотя это предположение отвергается рядом искусствоведов, так как картина находилась в семейном собрании Веспуччи, ненавидевших Джулиано. Джулиано Медичи поклонялся ей и, конечно же, вся свита разделяла его чувства. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты.
И хотя «юридически» в римской мифологии Венера не была женой Марса, но его законная жена Нерио отождествлялась с ней.
Но не все было безоблачно в жизни художника. По поводу этого произведения Боттичелли накопилось много интерпретаций. Молодое красивое тело бога расслабленно. Они мечтают стать великими воинами, такими же как их кумир – Марс. Его картина «Венера и Марс», основанная на астрологическом мифе о чувствах богини любви, красоты и плодородия вечно юной Венеры к богу войны Марсу.
Но на картине Марс не сражается – он мирно спит, его доспехами играют шаловливые дети лесного божества Пана. Флоренция того времени была не только политическим и торговым центром, но и местом, где собрались лучшие поэты, философы, музыканты и художники кватроченто. Ее постоянный спутник – Купидон (Эрот).
По легенде, Венера пленяет мужчин с помощью волшебного пояса, выкованного ее мужем Вулканом (Гефестом). Его настоящее имя Алессандро Филипепи (1445-1510 гг. ). Марс абсолютно обнажен, только узкая накидка прикрывает его интимное место.
1508). Произведения с изображением античных персонажей часто имели символическое значение. Солнце уже высоко, но она не торопится будить обнаженного красавца, спящего рядом. Красота и разрушение, Любовь и Война, нежная Венера и свирепый Марс.
Четвертый дует небольшой раковиной в ухо Марса в попытке разбудить. Усыпленный ею Марс почти полностью обнажен, могучее тело расслабленно, голова запрокинута. Симонетта стала музой и любимой моделью Сандро Боттичелли. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Вспомним «Генеалогическое древо» семьи.
К примеру, на представленной картине изображена грациозно сидящая Венера и спящий Марс. Венера готова воспроизвести эти смыслы, проснулся бы только супруг. Она пристально смотрит в противоположный край картины, где расположился ее супруг – Марс.
По грустному взгляду богини понятно, что она знает ближайшее будущее. Как мы уже отмечали лицо Венеры наполнено достоинством, но омрачено некоторой тревогой. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. В ней ясно различается мастерство рисунка эта основополагающая черта флорентийского искусства того времени и в композиции Боттичелли изысканный ритм линий создаст утонченную, почти женственную атмосферу. И это «наоборот» пронизывает весь сюжет картины.
Такое пробуждение Марса противоречит ожиданиям Венеры и это не обычное бытовое противоречие, а онтологическое, смыслы которого невозможно устранить окриком, культурой, даже обманом. Как противоположность полностью одетой Венере Марс изображен обнаженным. О любви А. и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот, Деймос, Фобос («страх» и «ужас» – спутники Ареса) и Гармония. Историк живописи Вазари писал: «это величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему удивляется».
Композиция картины «Венера и Марс» представляет собой прямоугольное пространство 69x173, 5 см., в котором, слева от смотрящего на картину изображена полулежащая богиня любви Венера. Давно уже рассвело. Возможно и эта картина украшала изголовье брачного ложа.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРАВЕНЕРА: Богиня красоты и любви Венера (греч. Более или менее прямой иконографический источник расположения фигур (одна из них одета, другая обнажена) лежащих лицом друг к другу – античный саркофаг с изображением мифа о Вакхе и Ариадне, хранящийся в Ватикане. Маленькие сатиры-паниски играют его оружием. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Нетрудно заметить, что сюжет картины интерпретируется разнообразно. Перед нами несколько странная ситуация. Смысл картины очевиден: победа Любви, красоты (в том числе духовной), гармонии над Войной, Хаосом, разорением.
Уходил «Золотой век» Лоренцо Великолепного. Значение светских аллегорий понятно: гармония между человеком и вселенной, достигнутая усилиями разума и духа, победа интеллекта и красоты над грубой силой и оружием. Море из которого появилась Венера, видно на дальнем фоне.
Пишут, что идя за гробом и Марко и Джулиано рыдали в голос. Дерево, темпера. Итак, к моменту написания картины «Венера и Марс» Боттичелли был очень успешен, знаменит и имел множество заказов. В картине «Венера и Марс» полностью проявились присущие творениям Боттичелли блестящая техника, тонкие оттенки красок игра светотени и величественная гармония изображения. Несомненным является тот факт, что 28 января 1475 г. он принял участие в турнире и после своей победы провозгласил даму своего сердца – Симонетту – королевой турнира.
Античный сюжет служит здесь только канвой для иной, неоплатонической, символики. Боттичелли изображает Симонетту в образе Венеры и в других полотнах: «Рождение Венеры», где она изображена как Афродита Анадиомена («появившаяся на поверхности моря») и «Весна», где, в соответствии с Лукрецием, Афродита, «священносадовая», представляется как богиня вечной весны, жизни, в окружении цветов и в сопровождении харит и нимф. На картине Боттичелли «Рождение Венеры» (1484-1486) она запечатлена стоящей в огромной раковине на берегу.