Поскольку заслуга южнославянских художников в развитии на Новгородской земле иконографической темы Христос Великий Архиерей представляется несомненной, упомянем наиболее известные балканские памятники, отражающие тему Архиерейского служения Христа. Без сомнения, в иконографии Христа Великого Архиерея четко прослеживаются особенности облачения, усвояемого Первосвятителю. В церкви Живоначальной Троицы у ж/д станции «Перловская» Московской области в верхнем храме находится икона Спас Великий Архиерей.
Филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее также хранит икону XVI века «Предста Царица Христос Великий Архиерей». Изображение Великого Архиерея получает развитие в иконографических композициях на тему Небесной Литургии в русском искусстве в XVI – XVII вв. Под влиянием этой иконографии на русских иконах и в росписях на тему Небесной литургии появляются изображения Великого Архиерея в митре (например, роспись параклиса св.
Иконография Иисуса Христа «Великий Архиерей» близка иконографии Спасителя «Царь Царем». На данный момент исследованием иконописи старообрядцев-липован занимается одесский специалист Ю. Горбунов. А. В. 4:7).
Так, существует устойчивая иконография Царя Царем — Великого Архиерея, сочетающая царский и священнический титулы Христа (происходит от слов апостола Павла — «во-первых, по знаменованию царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира» (Евр. 7:2). Иконе «Спас Великий Архиерей» – пристало возносить молитвы во всех случаях, неразрешенных и сложных жизненных ситуациях, в нуждах и чаяниях, горестях и радостях. «Christ the Great Pontiff» in the iconography of the Old Believers- Lipovans, the second half of the nineteenth early XX century. Жестко прорисованы брови. Осташенко.
Ключевые слова: икона, Спас Великий Архиерей, старообрядцы-липоване иконография. В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е гг. В основу статьи положен материал, собранный во время поездки автора в Одессу и Южную Бессарабию (Буджак) в июнеиюле 2014 года. Иконографический тип «Царь Царем» основывается на тексте 109-го и 44-го псалмов. Очевидно, одна из функций образа— служить напоминанием того, что священник в ходе литургии символизирует собой (является живой иконой) Христа.
1320 г. св. Почему мы говорим об изображении на этой иконе именно апокалиптических времен Христа. Постановка проблемы.
Между чашей и дискосом лежит развернутый свиток с начальными словами литургии: «Благословенно царство Отца и Сына. » Христос изображен в крещатом саккосе и омофоре, с непокрытой головой. Рецензент статт: Котляр. О., канд. Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквях: св.
Михаила в Леснове (Македония), 1346 г., в купольной композиции «Небесная литургия» изображение Великого Архиерея отсутствует, но дважды представлено в алтаре: в нижнем ярусе центральной апсиды под сценой «Причащение апостолов» и в нише диаконника. В соответствии с традиционной иконописной схемой в «Великом архиерее» лицо Христа худое, нос прямой и тонкий. Ты – судья всех живых на земле и умерших душ. XIV в. из монастыря Ксиропотам, в апсиде церкви вмч. Image in the hands of the Christ the Great Pontiff secular symbol of authority (the king s scepter) brings it to the iconographic type of Christ the King of the King, as recorded in underwriting of icons.
В церкве Вознесения монастыря Раваница (Сербия), ок. В Тебе надежда и вера моя. Но она находится под частичной записью и художественные признаки говорят о ее принадлежности к XVII в. Несомненно, что на ее месте в Софийском соборе находился гораздо более древний образ Предста Царица (возможно, действительно Корсунский). Михаила в Леснове (Македония), 1346 г., в купольной композиции «Небесная литургия» изображение В. А. отсутствует, но дважды представлено в алтаре: в нижнем ярусе центральной апсиды под сценой «Причащение апостолов» и в нише диаконника.
Говоря о сюжетном репертуаре, Ю. Горбунов упоминает о широком распространении у липован икон Христа «Спас Великий Архиерей» (называет «Спас Царь Царем»). Никиты, близ Скопье (Македония), ок. Когда омофор надет на рамена (плечи) епископа, тогда владыка – символ Самого Христа. Харьковская государственная академия дизайна и искусств «СПАС ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ» В ИКОНОПИСИ СТАРООБРЯДЦЕВ- ЛИПОВАН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIХ НАЧАЛА ХХ ВЕКА Шулика В. В. «Спас Великий Архиерей» в иконописи старообрядцев-липован второй половины XIХ начала ХХ века.
Аминь». Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. В XVII в. было заменено большинство местных икон, в том числе снята копия с иконы XVI в. Спас на престоле, оригинал которой, по преданию связываемый с именем Византийского императора Мануила, перевезен Иваном IV в Москву (ПСРЛ, т. 3). Шулка В. В. Верхняя риза указывала на славу, величие и святость первосвященника. 1370 г. - Великий Архиерей везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов.
Во время Литургии омофор надевается и снимается с архиерея несколько раз. Изображение в руках Спаса Великого Архиерея светского символа власти (царский скипетр) приближает ее к иконографическому типу «Спас Царь Царем», что зафиксировано и в надписаниях икон. 28:36-38). Он складывался в XIV в. и представлен прежде всего в композициях Предста Царица одесную Тебе, где Христос изображается в царском саккосе, с лором и омофором, в короне-камилавке, часто сопровождаемый надписью: Ты еси иерей по чину Мелхиседекову (роспись церкви Спаса на Ковалеве, 1380 икона 1562 г. в ГРМ), а иногда надписью: Архиерей Великий (икона Никиты Павловца, 1676, ГТГ).
св. Поверх нее затем левкасят иконную доску. Keywords: con, Christ the Great Pontiff, Old Believers-Lipovans, iconography. Под ризой носился хитон с рукавами, который также был длиной до пят. Потомственные первосвященники народа израильского – иудейские архиереи.
Во второй раз Господь придет уже как Царь и Господь во всей своей славе прямо с Небес. 4) и его истолкование в Послании к Евреям (4. 28:32).
Да не суди меня по деяниям моим. Выбираем размер и отправляем заказ. Зображення в руках Спаса Великого Архрея свтського символу влади (царський скпетр) наближа до конографчного типу «Спас Цар Царем», що зафксовано в надписанн кон. Лишь ты способен избавить меня от уныния. Георгия в Полошко (Македония), ок.
В основе иконографии лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс CIX 4) и его истолкование в Послании к Евреям (IV, 14 V, 5-10). иконографическому типу Христа, основанному на текстах 109-го и 44-го псалмов, - «Царь царем», к-рый складывался в XIV в. и представлен прежде всего в композициях «Предста Царица одесную Тебе», где Христос изображается в царском саккосе, с лором и омофором, в короне-камилавке, часто сопровождаемый надписью: «Ты еси иерей по чину Мелхиседекову» (роспись ц. Спаса на Ковалёве, 1380 – см. Является одним из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. Ведь именно Его Божие Царство мы потеряли избрав взамен жизнь греховную. Икона Спас Великий Архиерей именуется в народе «Царь царей», так как изображает Господа Иисуса Христа в той славе, которая только возможна на Земле и иллюстрирует апокалиптические эпитеты: «Царь царей и Господь господствующих».
Спас – спаситель мира, представляющий Господа, как царя небесного. Да будет на все воля Твоя. Христос изображается почти безбородым молодым человеком, на Егоголове выстрижено гуменцо. Яичная темпера достаточно прихотлива – она не ляжет на обычный грунт, на слишком гладкой поверхности краска будет собираться в капли, а на холсте или бумаге она просто впитается внутрь. Здесь Богоматерь предстает прежде всего как Заступница за род человеческий, знаменуя собой Церковь, молящуюся пред престолом Царя царствующих и Господа господствующих.
Под влиянием этой иконографии на рус. XIV в. Христа Пантократора монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1335-1350гг. Прости нас за минуты сомнения во власти и могуществе Твоем, о Царь Небес и Земли.
Димитрия Маркова монастыря (Македония), 1376-1381 гг., в росписи купола ряда афонских соборов, например монастыря Дохиар, 1568 г. В росписи церкви арх. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря). Интересным примером может служить воздух, вышитый в 1389 г. великой княгиней Марией (вдовой князя Симеона Гордого).
А» близка др. В представленном (кратком. ) списке памятников содержится ответ на вопрос о причинах обращения к опыту балканских мастеров в России XVI в. Внимание к южнославянскому искусству выражало духовные запросы Москвы, на которых выстраивалась большая государственно-религиозная программа. Этот признак, отличающий Спасителя от святых, указывает на Его голгофскую Жертву. Изображения Христа Священника не прослеживаются позднееXIIIв., далее их сменяет иконографический тип Спаса Великого Архиерея. Они знали об этом и ждали рождения Его. Ты – душа моя. XIV в. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1335-1350 гг. «О, Великий Спаситель.
С. 184 икона, 1562 (ГРМ), а иногда надписью: «Архиерей Великий» (икона Никиты Павловца, 1676 (ГТГ). Знали и соседствующие с иудеями языческие народы. Статтю побудовано на матерал, який було збрано пд час поздки автора до м. Одеса та Пвдено Бессараб (Буджак) в червн-липн 2014 року. Анализ литературы. Таков, – продолжает апостол Павел, – должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
Статтю присвячено найбльш розповсюдженому конографчному типу Христа у старообрядцв-липован «Спас Великий Архрей». По сторонам – 2 ангела в диаконских стихарях с покровенными красными платами руками. И тогда никто не сможет противиться очевидной всем и каждому Царской славе Христа. Второй, который касается именно освящения икон.
Владыка Небес. Дары, стоящие на престоле. искусстве.
Когда Он жил на Земле, то проповедовал людям именно об этом Царстве. Ее надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, подобно отверстию брони (Исх. Ключов слова: кона, Спас Великий Архрей, старообрядц-липован, конографя. Под влиянием этой иконографии на русских иконах и в росписях на тему Небесной литургии появляются изображения Спасителя в типе «Великий Архиерей» в митре.
Рядом с апостолом Марком написан лев, в знак могущества и царственного достоинства Христа. Да, в Православии принято освящать иконы.
1 ВСНИК 123 УДК (477. 74):726:75. 03 «18-19» Шулика В. В. И тотчас Господь обещал покаявшемуся разбойнику забрать его «ныне» же вместе с Собой в Рай. Ефод, верхняя одежда первосвященника, по мнению комментаторов Ветхого Завета, походил на саккос, но без рукавов, состоял из двух кусков дорогой материи (напоминавшей парчу) на нем закреплялся и носился наперсник. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв.
Забери душу мою в Царствие Свое, когда свершится суд. Интересным примером может служить воздух, вышитый в 1389 г. великой княгиней Марией (вдовой князя Симеона Гордого). Эти символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя. Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквах: св. По сторонам – 2 ангела в диаконских стихарях с покровенными красными платами руками. Ты – единственный судья всему народу мирскому. Левкас также состоит из натуральных компонентов – животного или рыбьего клея (желатина), смешанного в строго определенных пропорциях с мелом. Отныне и во веки веков.
Вот уже многие столетия икона «Спас Великий Архиерей», дарует верующим исцеление от болезней, защищает от стихийных бедствий, соединяет разрозненные семьи, вот таким образом данную икону рекомендуется иметь в каждом христианском доме. В росписи ц. арх. 5:5-10). В 2 нижних медальонах изображены пророки Самуил и Давид. Но в самые важные моменты Литургии омофор снимают с архиерея.
7:23-28). Кто же они – эти убийцы Бога. Мы учтём любые ваши идеи и уточнения к образу, не противоречащие православному канону.
Вот таким образом в иконописи используется специальный вид грунта – левкас. искусстве. Согласно церковному преданию, образ Господа появился уникально из пречистых рук самого Иисуса Христа, таким образом, появился образ «Спас нерукотворный». Встречаются как отдельные изображения Иисуса Христа в типе «Великий Архиерей», так и в составе композиций «Евхаристия» и «Небесная литургия», в которых делается акцент на теме архиерейского служения Христа и единстве небесной и земной литургии. Первые публикации, посвященные этому явлению, появляются в 1980-е г. на волне нарастающего интереса к так называемой «поздней» иконе. Георгия в Полошко (Македония), ок.
В 2 нижних медальонах изображены пророки Самуил и Давид. 1370 г. - В. А. везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов. Не покидай меня в минуты страха и отчаяния. 14 5. А», так и в композициях «Евхаристия» и «Небесная литургия», распространенных в поздневизант. Иудеи ждали этого предреченного Царя с нетерпением.
Он должен был произойти из колена Иуды. 5-10).
Иконография «В. Подобное изображение было в росписи церкви Спаса на Ковалеве 1380 года. Он складывается в XIV веке и представлен прежде всего в композициях «Предста Царица одесную Тебе», где Христос изображается в царском саккосе, с лором и омофором, в короне-камилавке, часто сопровождаемый надписью: «Ты еси иерей по чину Мелхиседекову». Без омофора владыка не может священнодействовать. мистецтвознавства, доцент кафедри монументального живопису, Харквська державна академя дизайну мистецтв Shulika V. V.
Со временем лик Господа был перенесен древними живописцами на другой холст и была создана икона – «Спас Великий Архиерей». Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Левкас наносится на деревянную иконную доску, что имеет символическое значение.
Ибо закон поставляет первосвященниками человеков имеющих немощи а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки абсолютного (Евр. А буквы греческого алфавита, расположенные по сторонам вписанного креста, являются аббревиатурой слова «Сущий», которое отражает одно из имен и свойств Божьих. The article is based on material collected by the author during a visit of Odessa and Southern Bessarabia (Budzhak) in June-July The article is devoted to the most popular iconographic type of Christ in the Old Believers Lipovans Christ the Great Pontiff.
Царь всех царствующих и господствующих. 1387 г., Великий Архиерей изображен в алтаре в композиции «Евхаристия» перед престолом, благословляющим обеими руками апостолов, облачен в саккос и омофор и в куполе в композиции «Небесная литургия» – с кадилом в руках встречающим процессию ангелов с Дарами. 1320 г. св. Великий Архирей — символическое именование Иисуса Христа, основанное на ветхозаветном пророчестве («Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4), комментируемом апостолом Павлом («наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5:10). В иконописи Великий Архиерей — изображение Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другими символическими изображениями.
«Спас Великий Архрей» в конопису старообрядцв-липован друго половини ХХ початку ХХ столття. Никиты, близ Скопье (Македония), ок. Таким образом, омофор означает сверархиерейское достоинство Христа. Ты – сердце мое.
Блещунова. К тому же омофор изображает собой грешное человечество (заблудшую овцу, которую Господь спасает, неся на плечах). Несмотря на то, что данная техника является очень сложной, большинство храмов украшается именно темперными иконами.
Фреска «Христос Иерей» входила в цикл росписей Церкви Спаса на Нередице (внише под нижним окном алтарной апсиды). Так же Он представлен в композиции «Небесная литургия» напанагиаре 2-й пол. Дары, стоящие на престоле.
Подобные изображения получили распространения в поздневизантийском искусстве. Встречаются как отдельные изображения «В. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв.
Прошу, прости мне все грехи мои, наставь на путь праведный и истинный. Между чашей и дискосом лежит развернутый свиток с начальными словами литургии: «Благословенно царство Отца и Сына. » Христос изображен в крещатом саккосе и омофоре, с непокрытой головой. св. Статья посвящена наиболее распространенному иконографическому типу Христа у старообрядцев-липован «Спасу Великому Архиерею».
Очевидно, одна из функцийобраза— служить напоминанием того, что священник в ходе литургии символизирует собой (является живойиконой) Христа.