Средневековая живопись (книжная миниатюра, монументальнаяживопись, витражное искусство). Не менее существен быстрый, стремительный и динамический стиль кратких пояснений Виллара. Вот таким образом они представляют собой как бы многократно репродуцированное обрамление. И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства.
государств германских племен произошло их обращение в христианство. Они не имело целью отражать видимую картину окружающего мира. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок.
Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы, культура — примитивной, доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви. В среде горожан рождалось свободомыслие и критическое отношение к феодальному строю.
К примеру, объясняя базиликальный план церкви изображением человека с раскинутыми в стороны руками (рукава трансепта), они объясняли некоторое отклонение апсиды от главной оси храма тем, что она будто бы изображает склоненную набок голову распятого Христа. Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему. Единообразное христианское пениепостепенно вводилось во всех странахЗ. С мозаичным искусством Русь познакомилась, благодаря Византии, где с непревзойденным мастерством из смальты1 творили грандиозные живописные произведения, которыми восторгались современники.
Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были в XIV в. такие, как сиенская и флорентийская, в XV в. --флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в XVI в. -- римская и венецианская. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Фрески Аджанты, Ван Вэй (китайский художник (699-759) пейзажист), Ма Юань (Сосна на скале, Лунная ночь), Го Си (11 век, Деревня в горах), Цуй Бо (Порыв ветра), Византийские мозайки, Фрески Св.
Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Искусство эпохи «варварских» королевств часто противостояло античности по духу, однако в последующие периоды, художники не раз обращались к античному наследию. Те, которые мы помним, запечатлелись особой художественной манерой, новизной подходов в рамках канонического письма, особым эмоциональным светом своих творений. Снимок, сделанный таким образом, будет сходен с подлинником так же, как и первый». работ (по другим данным 80 тысяч).
В едином неудержимом порыве он устремляется ввысь. Ее исполнял один певец смногоголосным инструментальнымсопровождением. (дошли в оригиналах и копиях). Примерами могут служить «Евангелист Матфей», «Вакх», «Обращение Савла» и др. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии.
Е. он. Идеологи средневекового изобразительного искусства отвергали реалистические тенденции не потому, что они были против реальной трактовки образов, а потому, что реалистически переданная натура вызывала «земное» чувство у зрителя. Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону. Наиболее характерной ее особенностью явился выполненный с необычайным каллиграфическим мастерством сложный геометрический узор, в котором христианские мотивы переплелись с разновидностью кельтского орнамента, получившего название «звериного стиля». 1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах.
В этой связи, не было удивительно, что имена средневековых мастеров почти неизвестны. 1429) (Иоанн Креститель, Чудо со стариком, Изгнание из рая), Джованни Бллини (ок. В готическом зодчестве она постепенно хиреет.
Возникла масляная живопись. Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Это изображения не картинного типа. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи. Вот таким образом в России, Болгарии, Сербии и других православных государствах мы до сих пор имеем возможность наблюдать византийское зодчество в весьма характерных его проявлениях. По снегу облаков неслышной поступью к нам приближается, плывет прекрасная Дева.
Идеалы гуманизма проникают в произведения великих мастеров. bу Dodwell С. В. London, 1961. Художники первых веков христианства еще пользовались художественными формами античной живописи. В чем же отличие. Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона.
Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400-1420-е гг. Рисунки наглядно передают мир представлений средневекового человека. Знание передавалось устно и в художественных образах, по сути, без подкрепления рукописным словом.
работал над статуями для собора в Амьене, возможно также, в Реймсе. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. Он получает важную роль в частной и государственной жизни. Фигуры, хотя и приставлены к колонне или стене, стали объемнее, они смелее выступают в реальное пространство. История русской иконописи сохранила мало имен изографов. (дошли в оригиналах и копиях).
худ., ок. Их принято обозначать обычно как Мастер 2 и Мастер 3. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были преданы забвению.
Первыероманы появились во Фр. Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Ее лицо печально и задумчиво, а на руках Марии охваченный ужасом младенец Христос. Среди потомков Василия были весьма образованные люди, благожелательно относившиеся к античной культуре (Константин VII Багрянородный, страстный любитель книг, Лев VI, богослов и поэт).
Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). В большем относительно числе их сохранила Италия.
Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». 1433 – 1516), Озёрная Мадонна, Греческая Мадонна, Мадонна на лугу), Сандро Боттичелли (1445-1510), Магнификат, Весна, Святой Себастьян, Рождение Венеры, Мистическое Рождество), Перуджино (ок. рыцарский куртуазныйроман. Основатель династии — македонский крестьянин Василий — вряд ли был знатоком искусства. Новые возможностиНовому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений.
О творчестве художников каролингской эпохи рассказывают изделия из слоновой кости и драгоценных металлов, бронзовая статуэтка, которая, как считают некоторые ученые изображает Карла Великого и главным образом рукописные книги с иллюстрациями —миниатюрами. Эти рукописи создавались по заказам императоров, крупных феодалов и епископов в специальных мастерских —скрипториях, существовавших при дворе и в крупных монастырях. Их могли брать в дорогу купцы, артельщики, меняющие место работы и т. п. Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир.
Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Яркая иллюстрация этого — памятники каролингского искусства.
Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей. Одновременно с Дюрером работал крупнейший художник – Матис Нитхардт (1460/1470 -1528), прозванный Грюневальдом. Такие иконы были легки и удобны в путешествиях. Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Зодчие готических соборов были смелыми экспериментаторами.
На севере страны, где было мало природного камня, готические соборы строили из кирпича. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным. Так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу античности.
798 — 805)Одо из Мецапостроил внушительное здание. Дело в другом. Возникла масляная живопись. Эта нидерландская живопись в 1-й пол.
Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. Мозаика Софийского Собора.
В течение целого века (VII-IX вв. ) в Византии было запрещено изображать Бога и святых в человеческом облике, заменив знакомые образы символическими орнаментами и фигурами. Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок.
Эта работа могла быть доверена помощникам изографа. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее. Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной», то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире». Иконы, воспроизводимые таким образом (это не вполне копии, скорее тщательные повторения), назывались изводами. Точной даты окончания Средневековья не существует.
Мастер-изограф писал лики, кисти рук, стопы ног. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Подобным образом символически осмысливаются формы круга, квадрата, октагона. В Западной Европе церкви имели вытянутую среднюю часть. Он первым из великих флорентийских мастеров снискал прижизненную славу, добившись почета и богатства.
Это, в свою очередь, приводило к деформации, дематериализации изобразительных форм. Готические храмы щедро украшались произведениями скульптуры. Более разнообразными стали и темы изображений. 1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы.
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. В романскую эпоху ведущую роль в художественном творчестве играла архитектура. В своем альбоме он фиксировал мотивы увиденного, с его точки зрения полезные архитектору.
Первыми ростками стали живопись и скульптура. По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью -- взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя.
Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Город с 1028г. Например, голубь был символом Святого Духа, рыба — символом Христа. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Скрупулезная детализация сменяется обобщённостью и монументальностью форм. Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала.
Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни. Работа в технике фрески, как правило, не предполагает исправлений и требует быстрого (до высыхания штукатурки) завершения произведения. О том, как производилось копирование, автор «Ерминии» пишет: «. В отличие от своих предшественников, художники VIII—IX вв. Затем пражская школа живописи распространила свое влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль).
Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Эти столетия заняло в общественной жизни небывалое до того положение. Творчество таких авторов какМазаччо, Донателлои их соратников говорит о победе ренессансного реализма, который имел серьёзные отличия от «реализма деталей», присущего готическому искусству позднего треченто. Вот таким образом они предложили условно назвать европейское искусство X — XII вв. романским (т.
К XI в. обширное каменное строительство развернулось по всей Европе. Далее работали над "доличным письмом", создавая пейзаж, одежду, повествовательные эпизоды.
Карл, ставший королем франков в 768 году, придал начинаниям Пипина грандиозный размах. В 800 году идея «возобновления» была политически реализована. В цветовой гамме преобладали белый, коричневый и золотой цвета, не допускающие кричащей пестроты и простоватости. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Во Франции величайшимпамятником той эпохи яв-ся «Песнь оРоланде» (идеальном рыцаре, патриоте иправдолюбце, защитнике христиан отневерных).
Однако по мере развития у европейских народов феодальных отношений и образования новых «варварских» королевств постепенно формировались средневековая культура и искусство. Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. Характерный пример такой тенденции— миниатюры с изображением поднесений иллюминированных манускриптов художником или заказчиком королю или другому покровителю, а также сцены молитв и церковных служб. Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Западной Римской империи (V в. ) до начала эпохи Возрождения (XV в. ) впервые был назван «средним веком» итальянскими писателями-гуманистами.
Слои мазков, нанесенные друг поверх друга, открывали доселе неизвестные возможности игры цвета. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Основным видом искусства в эпоху готики оставалась архитектура.
Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Это есть живопись истинная, как писание в книгах. Беглые наброски, кажется, следуют за каждым словом текста.
Их произведения не лишены интереса. Лучшие образцы книжного искусства, богато оформленные миниатюрами, предназначались для королей и князей и создавались не только в монастырях, но и профессиональными художниками имевшими собственные мастерские. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (25 октября 1881—8 апреля 1973) — всемирно известный испанский художник и скульптор, основоположник направления в изобразительном искусстве — кубизм.
Самой знаменитой работой Рубенса является триптих «Снятие с креста» написанный в период с 1610 по 1614 год и принёсший художнику всемирную известность. Как создавался образ мадонны.
Возведение общественных построек, установка монументов, украшение главных сооружений города были делом государственной важности и предметом внимания высших должностных лиц. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Марии в Мюльхаузене). Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Во-вторых, действие цветных стекол. Когда же мы рассматриваем работы художников средневековья – здесь налицо только внимательный и талантливый глаз художника.
была театром технически-художественных находок и событий.
Петра). Средневековое искусство -- особая ступень в мировом художественном развитии. То же самое прослеживалось и в живописи.
Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов.
Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация. «Materiam superabat opus»). Крупными центрами художественных ремесел были монастыри, такие как Хельмарсхаузен в Падерборне (Северный Рейн-Вестфалия). Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете. Виллар де Оннекур (V.
1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). и даже стиль Барокко XVI—XVIIвв., проникнутый христианским мистицизмом, а также Маньеризм. Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513 г. ), символ материнства и самоотречения. Профильные портреты в стиле Симоне Мартини, в первую очередь работы Маттео Джованнетти из Витербо, послужили прямым примером для художников северной готики. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса.
На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины.
Для возведения этой церкви традиционно использовали камни и строительные детали римских руин, а также различные материалы из Равенны.
От богослужебной реформы Пипина оставался один шаг до идеи «возобновления» христианской Римской империи, провозглашенной при дворе его сына, Карла Великого и связанного с этой идеей короткого, но блестящего периода европейской культуры, получившего название «Каролингский ренессанс». Художник понимается как наследник божественной мудрости. Центром духовной жизни и эстетического воспитания человека средневековья стал храм, который синтезировал все виды искусств – архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, художественное слово, музыку. Кроме того исчезала необходимость торопиться, сопровождавшая написание картин при помощи темперы: составляющий ее основу желток очень быстро высыхал. Ed.
И на примере византийского искусства особенно наглядно дает о себе знать «охранительное» начало образца, направлявшего творческую мысль художника в прокрустово ложе традиции». Знатоками и ценителями античности были также некоторые патриархи этого времени (Фотий). Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности.
Живопись Средневековья еще в романский период обогатилась новым приемом. Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). Чуть позже, в 30-х годах XV века, живопись обогатилась новым стилем, оказавшим впоследствии огромное влияние на все изобразительное искусство. Культура, которую завоеватели принесли с собой, была ниже римской.
Как и Итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. В эпоху готики художники уже пытаются придать модели реалистические черты. В простенках барабана купола помещают изображения двенадцати Апостолов, в куполе — небе — образ Пантократора (Вседержителя). Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг. Благодаря широким проемам в стенах и окнам в куполе здание было пронизано светом.
Ранние средневековые книги были тщательнейшим образом переписаны и проиллюстрированы монахами. Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни. К концу века в этих странах, а также в Испании, развиваются местные школы по примере нидерландской — наступает Северное Возрождение. 1371-75, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха). Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток.
Управление новой империей началось после коронования в Риме. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. Итак, в эпоху средневековья в методах обучения рисунку преобладало механическое копирование образцов.
XV века. Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII — XIV веков. Существовали лицевые (иллюстративные) и толковые руководства, содержащие краткое описание предметов изображения и технические рекомендации.
К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. 36, 37). Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью.
Альбом представляет собой неоценимый источник для изучения готического мастерства. Я нарисовал эти окна, так как они мне понравились больше других.
Перекрытие, наиболее оригинальная часть гробницы, — один из самых больших монолитов, когда-либо применявшихся в строительстве (его диаметр –10, 5 метров, высота –2, 5 метра). Эпоха готики — время расцвета новых культурных центров средневековья — городов. искусство орнамента, перегородчатой эмали). 1250 — 1260) установлены в городскомсоборе Наумбурга (1210 — 1240). В это время был создан один из наиболее изысканных образцов крестово-купольного храма, получивший название храма «на четырех колонках». Но средневековое искусство выражало это зашифрование, своим значительно более условным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху, языком.
граничит с развитием общественного разделения труда, породившим в эту эпоху во всех важнейших отраслях ремесленного производства профессиональные объединения с мастерами, подмастерьями, учениками. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. Образцы-эталоны передавались от мастера к мастеру из поколения в поколение. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Он творил икону для моления, а ведь верующий человек не нуждается в зримых подробностях христианского сюжета – икона для него лишь духовный толчок, напоминание об образе, хранящемся в душе, для начала истинного общения с Богом.
Однако, сидящая в золотом сиянии женщина и ее сын настолько прелестны, что патриарх Фотий вынужден был заметить: «Видимо искусство живописца вдохновлено было свыше: так верно подражает он природе». Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Она наиболее ярко воплотила новые представления об окружающем мире.
Художник стремился запечатлеть не бытовое, обнаженное лицо, а измененное, преображенное1, запечатленное в своем, как бы идеальном вневременном состоянии2. Отсюда девиз: Материал выше работы (лат. de Honnecourt), монах цистерианского ордена, в 1230-егг. Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г. Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св.
Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. В это время переписывались древние рукописи исправлялись по римским установлениям богослужебные книги, корректировался перевод Библии, города и церкви пытались строить по римским образцам. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве.
Огромный по своим размерам, Реймсский собор (1211 — 1311) поражает величественностью замысла и дерзновенной смелостью тех, кто этот замысел осуществил. Для готики характерны стрельчатые, устремленные вверх арки.
Но в целом создание франкского зодчего тяжелее и массивнее византийского храма. Она была простой, тяжелой и очень прочной. Основное выражение он получил в архитектуре. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов.
Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Во Фландрии были изобретены масляные краски. В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Готическим первоначально именовали все средневековое искусство.
Возглавлял строительство главный мастер, опытный и искусный архитектор. centrum — центр, средоточие), в отличие от пантеизма предыдущего времени (античности) и последующей эпохи Возрождения. Появление их во многом изменило жизнь феодального общества. Но реалистическая тенденция, заложенная Лимбургами, быстро растворяется в манерной готической стилизации художников двора Иоанна Бесстрашного — см.
Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Пантелемона в нерези, Фрески Средневековой Сербии, мастер Жильбера (Гислеберус), Бегство в египет, Ползущая Ева), ну и самые знаменитые: Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 – 1337), Поцелуй Иуды, Оплакивание, Рождество), Ян Ван Эйк (между 1390 и 1400 – 1441), Мадонна под балдахином, Тимофей, Мадонна у фонтана), Мазаччо (1401- ок. Св. В свое время она считалась чудом строительного искусства и вызвала целый ряд подражаний.
Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. Каждый из них был подчиненным — вассалом своего непосредственного патрона — сюзерена. худ., ок.
у ван Эйка и Робера Кампена на основе реалистических тенденций франко-фламандской миниатюры начала XV века и бургундской скульптуре того же периода складывается новый тип реалистической картины15. Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени». В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. –песня, в кот. Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника).
Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. В киевском соборе св. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя.
1267-1337). Средневековые художники работали не с натуры, а по образцам (на Западе такой образец назывался exemplum). «Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков.
Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. печах, затем резали всоответствии с подготовленным рисункоми набирали на спец. В Аахенской капелле каменные массивы подавляют пространство и делят его так, что подкупольная часть кажется вставленной в уже заготовленное кольцо обхода. Иконописец писал не с натуры, а по образцу – прописи (см. Завоевали огромную популярность бродячие певцы, мимы и актеры. В искусстве чтилась традиция, оно создавалось по образцам и канонам.
Города вели борьбу против феодалов за свою независимость. Римское богослужение хранило традиции христианизированной поздней империи, оно должно было принести «варварским» народам плоды некогда разрушенной ими великой цивилизации, заставить их подражать древним искусствам, литературе и, наконец, самому интеллектуальному духу античности. Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Так, например, краска на иконах накладывается своеобразными пятнами (по-древнерусски – плавями), художник как будто избегает работы со светотенью, предпочитая обозначать объем всего лишь несколькими светлыми штрихами (оживками или движками). Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи.
Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). После смерти Виллара альбом хранили в г. Сен-Кантен, в масонской артели, добавляя к нему новые рисунки (проблемы авторства не существовало). Стефана, ок. Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом.
ЗодчийАхенской капеллы (ок. Подобные соответствия В. Мортэ остроумно назвал символизмом задним числом (symbolisme a posteriori). 35).
Миниатюра). Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. " Именно образцы помогали писать «согласно преданию», которое охраняло средневековую иконографию от вторжения смелых новшеств.
Их создатели стремились изваять светских людей. Народнаясмеховая к-ра преобразилась в сатиру ипородила новый жанр – фарс (грубыйкомизм с присущим ему издевательством). Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра.
Так, отношения сторон фасадов следовали правилу золотого сечения (2:3 или 3:5), однако это правило подкреплялось теологически. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство.
Произведения портретной пластики возникают одновременно с живописными в 1470-80-е в Париже, Праге и Вене, но, в отличие от последних, они были не интимными и камерными, а более официальными и репрезентативными (статуи Карла V и его жены, ок. путешествовал по Европе в поисках работы строителя. В границах этой традиции работал Джотто. Софии в конхе (навершии) апсиды по канону помещено мозаичное изображение Богоматери.
языческого жизнеподобия. Рафаэль учился у известного художника Перуджино и огромное влияние на его творчество оказал знаменитый Леонардо.
Его влияние сказалось на творчестве целой плеяды художников, в живописи и графике которых важную роль играл пейзаж и которые известны в искусствоведении как «Дунайская школа». 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева.
Бернарду), Хиеронимус Босх (1460-1516), Воз сена, Сад земных наслаждений, Блудный сын, Фокусник, Корабль дураков), Леонардо да Винчи (1452-1519), Мадонна Бенуа, Поклонение волхвов, Мадонна Литта, Мадонна в гроте, Тайная вечеря, Мона Лиза), Альбрехт Дюрер (1471-1528), Продажная любовь, Три крестьянина, Мужская баня, Вид Инсбрука, Заход солнца, Жизнь Марии, Всадник, Смерть и Дьявол, Меланхолия), Лукас Кранах Старший (1472-1553), Портрет дамы, Рай, Влюблёный старик). Человек, возвышаясь, становится над уровнем обыденности. Собор Свв.
В 1420-30-е гг.
Перелом событий в искусстве наблюдается в начале XV века. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Но, цель, была не в том, чтобы реставрировать Древний Рим. Когда появился термин «романское искусство», под готикой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV вв., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием. Но распространены они были и в других странах и в другие периоды.
Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Считался самым универсальным художником своего времени. Отсюда иконографический канон в размещении росписей и мозаик. Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений.
Венчающие части колонн — капители — украшались сюжетными скульптурными изображениями. Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ).
Излишних витиеватых и сложных декоративных элементов здания не получали. Свою кульминацию итальянская культура достигает на стыке XIII и XIV столетий.
человеческого лица». В 1430-х гг. Города боролись с феодалами за свою независимость. Речь идет об изобретении масляных красок.
Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного. В своих работах Рубенс подчёркивал и воплощал жизненную силу и чувственность цвета. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. Итальянские гуманисты считали его порождением готов, в начале V в. разграбивших Рим. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. В символическом смысле — проема из мира материального в мир духовный, трансцендентный.
Его отмечала специальная ниша — апсида. Готическая скульптура по сравнению с романской больше похожа на круглую статую. Далее поверхность доски покрывали специальным составом и затирали до идеальной гладкости.
Это был Ян ван Эйк. Экспертами, был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет, а также самым «дорогим» в мире. Считалось, что олифа предохраняет красочное покрытие и подчеркивает выразительность цвета. Следя на протяжении XI–XV вв.
Мелкие городские ремесленные мастерские объединяются в цехи, гильдии, братства. В XII в. первенство стало переходить к новым хозяйственным и культурным центрам — городам. Их граждане гордились своими завоеваниями. Они умело изображали человеческую фигуру, пейзажи, архитектурные сооружения.
И это не метафора. В литературе бурно развивались светские жанры (сатира, любовная лирика, куртуазный роман). Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. Популярныйжанр – фаблио (во Фр. ), шванк (Герм. ).
На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. Это вдохновенное произведение Древней Руси и сегодня потрясает своим величием. Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков.
Культовые постройки преобладали среди каменной архитектуры эпохи Каролингов (так называют династию франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий). Среди его скульптур самыми знаменитыми считаются «Пьета» («Оплакивание Христа») и «Давид». Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII--XIV в. -- Проторенессанс (предвозрождение) и Треченто XV в. -- раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV--первая треть XVI в. --Высокий Ренессанс (реже в науке употребляется термин Чинквеченто). был резиденцией епископа. Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов.
Но к концу XIII века положение начинает меняться. Сикста) в Пьяченце. Никогда ранеецвет и свет не играли такой символическойроли. Но каждую статую безвестные скульпторы (художники крайне редко подписывали свои произведения в средние века) наделили ярким и индивидуальным характером.
По своей продуктивности эпоха Возрождения, охватывающая в Италии около трех столетий, вполне сопоставима с целым тысячелетием, на протяжении которого развивалось искусство средневековья. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. В некоторых русских землях иконы писались на ткани, которую покрывали левкасом. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов. Фрагмент рельефа с изображением богоматери и апостолов из «Вознесения» вырезан в императорской мастерской до 814 года. е. феодалов, пожертвовавших средства на строительство храма.
Характерные особенности живописи этого периода наиболее отчетливо заметны в небольших иллюстрациях, украшавших книги. Высшее создание готики — величественный городской собор. Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века).
Таким образом, портретная живопись в готическом искусстве Северной Европы формируется следующим образом: профильный портрет, первоначально воспринятый из Италии и связанный с донаторским образом в религиозной композиции, рано обосабливается в виде станковой картины. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см.
Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Одной из самых знаменитых картин художника считается «Лютнист» (1595), которую Караваджо называл наиболее удавшимся ему фрагментом живописи. Неизвестный автор ориентировался на стиль пражского Мастера Теодориха (капелла замка Карлштейн, ок. Он не был единственным. Не одно столетие, до покупки Сикстинской мадонны для Дрезденской галереи, в 1754 году курфюрстом Саксонии, мать и сын смотрели на деревянное распятие, по древней итальянской традиции установленное напротив алтаря церкви в Пьяченце Святой Сикст (многие исследователи считают, что здесь перед нами портрет заказчика картины Папы Юлия II, которому не суждено было увидеть прекрасное творение Рафаэля оконченным) и Святая Варвара приветствуют их. Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов. В них вырабатываются своеобразные композиционные приемы, которые затем окажут влияние на построение образа в станковых портретах.
Излюбленные темы их песен –пирушки, легкий флирт ироническиесетования на свою тяжкую долю («Вофранцузской стороне»). Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853—29 июля 1890) — знаменитый нидерландский художник, приобретший известность лишь после смерти. Он не отступает от византийского типа облипающей одежды.
И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. поднимаются уже соц. Труд Теофила показывает, насколько высоко ценилась в 12 веке деятельность художника. Среди них выделяются две — фигуры Маркграфа Экхарда и его супруги Уты. Отсюда основополагающее значение принципа симметрии и правила прямого угла.
По сравнению со средневековым западноевропейским искусством византийское искусство отличалось большей степенью канонизации в рисунке и композиции, в особенности при изображении человека (святых), а это налагало свои особенности и на методику обучения. Впоследствии так стали называть искусство эпохи в целом. Само итальянское слово "fresco" означает "свежий".
Мастерство художника, естественно, воспринимается Теофилом как дар божий. Применяющиеся же декоративные элементы были утонченными и даже изысканными. Вожди варварских племен стремились приобщиться к этому величию.
Главное внимание строители уделили сооружению и обработке западного фасада здания. От византийской живописи итальянский проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного иногда даже на бытовом уровне восприятия действительности (тщательный акцент кисти художника в изображении средневековых костюмов и мелких бытовых деталей в своих картинах и фресках). ис-ве начинает занимать тема распятия, смерти и воскресения Христа. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). В миниатюрах портреты имели донаторский характер, а также включались в какую-либо светскую сцену. Теперь не стена, а эта конструкция в целом держала своды, вот таким образом готические мастера смело прорезали в стенах окна, а между опорами сооружали легкие и высокие аркады.
Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. Питер Пауль Рубенс (28 июня 1577—30 мая 1640) — фламандский (южнонидерландский) художник, один из величайших художников эпохи барокко известен своим экстравагантным стилем. В конце V в. н. э.
Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Средневековая Литература: и ее особенности. Святые начинают утрачивать былую строгость, наделяются чертами земных людей. Наиболее известной работой Винсента Ван Гога, пожалуй, считается серия картин под названием «Подсолнухи».
Наконец, характерно его традиционное, несколько формальное благочестие, выраженное скороговоркой в одной фразе и резко отличающееся от обстоятельной, подробно обоснованной благочестивости Теофила. Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует совершенно отождествлять с восточным, азиатским. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта.
Это рождало у горожан критическое отношение к существующему строю, пробуждало дух свободы. Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. Петра и Павла строили в XIII—XIVвв. Иным было и понимание красоты.
Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Римляне называли их варварами.
В результате альбом превратился в цеховую книгу образцов. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Фигура Богоматери украшала навершие (конху) алтаря – дома Бога.
Эти статуи (ок. Длятого чтобы написать мотет, комп. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. Изучая архитектуру раннего средневековья, они обнаружили некоторые черты сходства культовых зданий с постройками Рима, наличие арок и сводов, сходство отдельных украшений.
При его дворе была организована школа, в которой учились дети именитых франков. Это и позволяло им убедительно передавать натуру. Понимание красоты, чувство цвета и гармонии издревле органично пронизывало жизнь каждого россиянина – люди украшали свой быт расписной посудой, резными и расписными инструментами, они тонко чувствовали красоту цвета в искусных вышивках и одежде, наконец, не было ни одного русского дома, красный угол которого не украшали бы иконами. В начале XI в. по всей Европе развернулось строительство каменных зданий.
Theos — Бог и лат. Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св. вопросы:кто достоин любви – учтивый простолюдинили бесславный барон. Весьма примечательны 165 рисунков пером в так называемой «Утрехтской псалтири», написанной в Реймсе около 820 года. Вступление Виллара более напоминает сжатую и краткую стенограмму заключительной мысли Теофила в его вступлении, преподнесенной к тому же последним в изящной литературной форме: Виллар де Оннекур приветствует вас и просит всех, кто будет работать с помощью средств, которые указаны в этой книге, помолиться за его душу и вспомнить о нем. См. : Введение Додуэлла, с. XXIII-XLIV. ).
Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Известно, сколь статичны и консервативны православные традиции. Немецкий Ренессанс был делом одного поколения художников и истощился к концу XVI века. В эпохуКаролингов (так называют династию франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий) развернулось каменное строительство.
Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини».
В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. 1370-80, Вена, Музей города). Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Они напоминают образы людей той эпохи.
Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль). Согласно утверждению Блаженного Августина (354—430), Ноев ковчег имел пропорции: 300:50:30 локтей, таковы же пропорции идеальной фигуры человека (отношения роста, ширины и толщины 30:5:3), соответственно должно строиться и здание. Вероятно, он учился во Франции, в 1125—1130-хгг. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). 1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр). Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля.
статью в разделе История искусства). Стены оратория некогда покрывали изображения Рая.
Очень сложно назвать средневековых художников их имена утерены, в основном это художники эпохи Возрождения (Микеланджел, Рафаэль, тициан) но в целом они творили уже в позднем средневековье. Сюжеты составлялись придворными учеными в соответствии с древними образцами, которые понимались очень вольно. Император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом.
Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Клод Моне – самый яркий представитель импрессионизма истинный глава школы импрессионистов.
Несмотря на различия античного метода квадратуры и средневековой триангуляции, пропорциональный строй и в Средневековье оставался античным. Оно отдаленно напоминает церковь Сан-Витале в Равенне. «родник» из серии 8 гобеленов, вытканных на одноименной мануфактуре при королевском дворе в 17-ом веке Экслибрис Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Часто изображал простых римлян, людей с улиц и рынков в образах святых и мадонн.
Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. Средневековье стало началом для возрождения литературы. Имелся ли для него реальный прототип.
С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи. Наиболее известнымэпич. Выдающийся портретист, мастер мифологических и религиозных сцен Лукас Кранах Старший (1472—1553) особенно тесно связал свое творчество с задачами Реформации.
Короли — властители новых государств охотно поддерживали церковь, так как видели в ней силу, способную держать в повиновении и «страхе божьем» всю массу закрепощаемых тружеников. Эти качества все реже проявлялись в его более поздних маньеристских произведениях. XV века станет решающим фактором развития стран Северной Европы, найдя отклик в германских, бургундских и французских центрах.
За свою жизнь Пикассо создал около 20 тыс. Образованный монах, совместивший художественную практику со знанием свободных искусств, – не редкое в романскую эпоху явление. Микеланджело Меризи да Караваджо (29 сентября 1571—18 июля 1610) — великийитальянский художник периода раннего барокко, основатель европейского реалистической живописи XVII века. За умение укрощать лошадей и большую физическую силу он попал в милость к императору Михаилу III, который (бывает же такое) сделал его своим соправителем. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол.
По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. XV века9.
Пример — северная церковь монастыря Липса. Цель искусства, как цель своего сочинения, монах видит в служении и восхвалении бога. XV века. Автор более 2100 произведений искусства, в том числе 870 картин, 1 тыс.
В 1420-30-е гг. Переселяясь (как до, так и после ее падения) на территорию Римской Империи все кочевые «варварские» народы сталкивались с болеевысокимпо своему уровню наследием античной культуры. Основополагающим был принцип подчиненности композиции идее, заложенной в произведение. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта.
Прототип Мадонны. илл. Стали возводиться каменные христианские храмы. Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в». Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия).
Скульптурные изображения помещали и на порталах по сторонам поперечного нефа. Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Их постройки были украшены росписями и мозаиками. все больше места в изоб.
Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение. и привела. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. На четырех парусах, поддерживающих купол изображали четырех евангелистов, а четыре столпа средокрестия символизировали прочность евангельского учения. Согласно подобной медиевистской концепции (от лат. (Мономах, богатый константинопольский аристократ, взял в жены дочь последнего императора македонской династии (которой в ту пору было 64 года) и правил империей с 1042 по 1054 г. )Изобразительное искусство, связанное с церковью, продолжало развиваться в рамках строжайших иконографических канонов, однако, случались и поразительные исключения из правил — мозаика Богоматери в апсиде Софийского собора.
Однако в иконописи используется принцип обратной перспективы1. Многое роднит их друг с другом, каждый достаточно типичен для своего времени. Появилась и настенная живопись, а также мозаика, которыми украшали внешние и внутренние стены церквей – это за это следовало благодарить орден францисканцев, для которого строилось большое количество подобных сооружений. Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. Это было граничит с той особой ролью, какую играла в жизни средневекового общества церковь.
Оформление проекта в форме презентации в программе Power PointПрактическое применение: наглядное пособие для уроков МХК, обществознания и истории. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Сюжет.
Картины представляли собой своего рода схему, передающую суть, но не нюансы. Наконец, посвятительные листы из написанных в Туре рукописей, так называемой первой «Библии Карла Лысого», 843—851 годов и «Евангелия Лотаря» 849—851 годов, дают представление об изысканной роскоши двора внуков Карла Великого.
Хотя «Наставление. » Дионисия Фурнаграфиота было написано в XVIII веке, оно отражает педагогическую практику византийской школы, традиции которой сохранились на Афоне и после гибели Византии.
Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Он предстал огромным и динамичным.
Чтобы сделать этот рассказ более экспрессивным, романские мастера нередко нарушали пропорции человеческого тела, увеличивали отдельные детали, утрировали движения. Алтарной части церкви предшествовал поперечный неф. Имя их создателя неизвестно, его называют Мастером из Наумбурга. рисунков и 133 эскизов.
Ренессансная острота и свежесть восприятия мира отличают его ранние работы. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество -- повышенный духовный контакт со Зрителем. «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг», подчеркивалось в императорских указах.
Особенности картины. Подкупольные арки опирались не на столбы, а на изящные, тонкие колонны.
Они подчеркивали легкость и устремленность готической архитектуры ввысь. Характерно, что с натуры художники не писали. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями.
Марка и Амьенского лабиринта. Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св.
Как и в большинстве средневековых сочинений об искусстве, в «Ерминии» много богословских отступлений, но, как писал В. Н. Лазарев, «отбрасывая эту теологическую оболочку, читатель без труда найдет в Ерминии" множество интереснейших фактов, непосредственно относящихся к ремеслу живописца. Стоит отметить, что тот героизм и монументальность, которые характеризовали творения открывших итальянскую эру Возрождения великих авторов, удерживаются в искусстве кватроченто лишь некоторое время и развиваются в дальнейшем лишь только впериод Высокого Возрождения. С 1240г. Чуть позже появился готический стиль. Их «возникновение. Он получил название «готика».
витражи нах-ся в соборахШартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа (Сен-Шапель). Зато византийцы очень трепетно следовали одному из правил средневековой живописи – все фигуры, которые присутствовали на их полотнах, для большей наглядности изображены отнюдь не в реальных размерах и с нарушением пропорций: то с очень крупной головой и огромными глазами, то с удлиненной шеей и вытянутым туловищем, то с отсутствием конечностей и так далее. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». Книги в раннем средневековье были редкостью.
По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. Мы знаем немало произведений средневековья, которые отличают реалистические черты. Художники не знали ни тех принципов построения изображения на плоскости, которыми пользовались великие мастера Древней Греции, ни достижений в области методики обучения, с помощью которых те воспитывали замечательных рисовальщиков и живописцев. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок.
К сожалению, большинствокаролингскихпамятников погибло. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Несмотря на политическую раздробленность Европы, представлявшей пеструю и быстро меняющуюся мозаику народов и государств, на разные пути культур разных народов, были и объединяющие начала, основными из которых были: память о римском наследстве (римское право, в основных своих формах распространенное по всей территории Европы, римские города, традиции городской жизни), христианская религия, латинский язык, ставший основой романских языков и являвшийся важной составной частью германских языков, общие процессы искусства. Она хорошо сохранилась. Самым ответственным этапом являлось так называемое "личное письмо" – своеобразная огранка произведения.
Художники не считали нужным увековечивать свое имя, так как воспринимали себя не творцами, а лишь исполнителями воли Всевышнего. Это достигается с помощью ряда художественных приемов. Невежество и неграмотность становятся предметом насмешек. 1412-15), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы.
Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Постройки XI — XII вв., а вслед за тем и все изобразительное искусство этого времени позднее получили названиероманских. Этот термин был введен в XIX в. французскими археологами. Отдернут занавес и перед нами небеса. Так национальная литература на итальянском языке, которая зародилась еще в первой половинеXIII века, начинает активно развиваться, апоэзию «сладостного нового стиля» сменяет величавый герой Данте. Отечественная же традиция зачастую склоняется к началу Нидерландской революции (1568 год).
Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. В ряде случаев принимается падение Константинополя (1453 г. ) иногда – смерть "последнего рыцаря Европы" Карла Смелого (1477 г. ), подчас – открытие Колумбом Америки (1492 год). Синий цвет считался также символомверности.
Для строительства больших соборов создавались специальные мастерские, в которых была сосредоточена вся работа по данному объекту, начиная с архитектурно-строительных и кончая декоративными работами резчиков, живописцев и др». Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля -- так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием.
Древний Рим оказался бессильным противостоять натиску пришлых племен (римляне называли ихварварами). Варвары разрушили многие римские города, храмы, памятники искусства. Западная Римская империя прекратила свое существование. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. Художественное убранство храма подчинялось строгой логике. Картина мученической смерти Христа во искупление грехов человечества. Среднее геометрическое число многих отношений обозначалось эстетической категорией «Ad meridianum (лат., К середине), что можно перевести: К равновесию, гармонии, золотой середине.
Характерным видоммонументальной живописи на Руси стала фреска2. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)10. Состав этот, содержащий мел и рыбий клей, назывался левкас. Раскрашивание иконы делилось на этапы.
Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль). Именно эти выработанные правила иконописи унаследовала Русь с принятием христианства. В этот период наблюдались те же тенденции борьбы между религиозной и светской культурой.
Иосиф на портале того же собора похож на галантного рыцаря. Именно из этих составляющих происходило формирование западноевропейского искусства, архитектуры и дизайна интерьера. Перед ними будущее. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям.
Во 2-й пол. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. а в водах Сены плескались обнаженные девы изображая морских сирен.
Им отмечены трактаты Альберта Дюрера и Никласа Хиллиарда. произведении воссоздавался "божественный прообраз", "архетип". Возникло движение иконоборцев, развернувших острейшую борьбу против идолопоклонства. Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы.
Микеланджело Буонарроти (6 марта 1475—18 февраля 1564) —всемирно известный итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель, наложивший неизгладимый отпечаток на всю мировую культуру. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Из произведений архитектуры — дизайн купола базилики Святого Петра.
В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511 г. г. ), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются.