Диего Веласкес краткая биография на украинском языке великого испанского художника изложена в этой статье. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин.
Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. В 1622 году Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовые произведения живописи в королевском собрании и написал портрет поэта Гонгоры (в Мадридском музее). Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру.
Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Дружба эта сохранилась до последних дней художника, хотя все вокруг изменилось неузнаваемо – тот же Филипп за это время превратился из гордого владыки самой могущественной в мире империи во второразрядного европейского монарха.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»10. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (рус. )исп. Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Но это была лишь одна сторона медали.
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую.
В июле 1629 года художник в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Он обратился напрямую к папе римском) который издал специальный указ, позволивший посвятить Веласкеса в рыцари.
Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Веласкес был великим портретистом. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы». Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.
Родился в дворянской семье в городе Севилле. На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи. Картины «Завтрак» (ок. Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Последним событием, в котором Веласкес принимал участие, стало устройство брака между Людовиком ХIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезией, заключённого в честь Пиренейского мира 1660 года, положившего конец долгой вражде между Испанией и Францией. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
Героями трех из этих работ стали карлики. Главной фигурой со всей силой своего озорного обаяния, является маленькая инфанта Маргарита, которая ворвалась в студию Веласкеса, сопровождаемая придворными дамами, карликами и собаками, в ворохе юбок, плащей и лент, в то время как он был полон решимости нарисовать короля и королеву, чьи единственные лица и являются четкими, отражаются в зеркале на стене фоном, где видны две большие мифологические картины, одна – Рубенса, другая – Джорданса, также висящие на стене. Им стал Франсиско Гойя. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва (1599—1660) родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье. Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». По словам историка Хулиана Гальего (рус. )исп., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Художники – народ «проблемный». К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»12. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Вершины портретного мастерства Веласкеса – «Портрет папы Иннокентия X», картины «Пряхи» (1657) и «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656). Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Веласкес изобразил как германский полководец вручает ключ от крепости испанскому адмиралу. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». «Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне».
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Художник же как мог оттягивал отъезд. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Это произошло 6 августа 1660 года.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Лишь более века спустя после смерти Веласкеса у него обнаружился по-настоящему великий последователь. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).
В 1643 году – получает звание камердинера и в 1642 – 44 гг. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже). По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Впоследствии оно только увеличивалось. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Она была очень успешна. Резко ограничилась и тематика его картин, а основным жанром на многие годы становится портрет. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана». Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны.
Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Но они никак не проявили себя. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л.
Эрреры Старшего и уф. Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха). Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало.
Вот они- то и являются главными персонажами полотна. Каганэ. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца— он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: Продавец воды (находится у лорда Веллингтона), Поклонение волхвов (в лондонской Национальной галерее) и Поклонение пастырей (в Мадридском музее) – картины, уже замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения.
Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века. До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, писал так называемые «бодегонес» (от исп. Полотно оригинально во всех своих качествах. Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца.
Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства». Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх».
Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Диего получил хорошее образование. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. То же и портреты Веласкеса. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника — «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью.
Веласкес – редкое исключение из этого правила. Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось.
Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа. Но, несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались помочь художнику, предстать перед монаршими персонами ему так не удалось. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Они высказывали сомнения по поводу его таланта.
Камердинер королевского брата кардинал-инфанта Фердинанда отнёс этот портрет во дворец и показал принцу. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. «Менин» часто называют «картиной создания картины». В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: Лас Менинас (Фрейлины 1656) и Пряхи (1657 – обе в Прадо. В Лас Менинас, отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В картинах Вакх (Пьяницы до 1630), Кузница Вулкана (1630, обе – в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами (Кузница Вулкана).
Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Картины пропитаны большим психологическим смыслом.
Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни.
У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни. Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия. Луки и общества виртуозов Пантеона.
Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. С неё было сразу же сделано несколько копий. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. Впоследствии оно только увеличивалось. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644).
Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи». Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников — художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Но сильнее всего его манила живопись. Слева в беспорядке толпятся голландцы.
Это объяснимо. «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Там его избрали членом римской Академии св.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627).
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Веласкес без конца мог рисовать голову этого парня, как и головы всех подряд местных жителей. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В 1623 году Веласкес переезжает в Мадрид и вскоре становится придворным живописцем короля Филиппа IV.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ). 1608-1670). Арахна выйграла, а Афина в гневе превратила ее в паука.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Изображена внутренность мастерской шпалер.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах». К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»).
Они поспорили. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Антоний и Павел (все три в Мадридском музее) и многие портреты. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо).
Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана. Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами.
Он выносит действие на природу, отчего ровнее становится освещение, богаче сверкают краски. Учился в Севилье-уф. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Испанский художник эпохи Барокко. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником». В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид.
Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. В середине 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится королевским живописцем. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей. До 1623 работал в Севилье. Каганэ.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657).
Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л.
В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». С возвращения Веласкеса из этой поездки в Мадрид (1651) начинается третий период его творчества, к которому относятся, между прочим: Св.
В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Звание мастера он получил в 1617 году. А здавши успшно спит — отримав звання майстра.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Даже такой огромный музей, каким является музей Прадо, не в состоянии достаточно полно представить всю европейскую живопись, возраст которой исчисляется многими столетиями. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (рус. )исп.
С неё было сразу же сделано немало копий. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Веласкес показал гуманность победителя неразрешившего встать перед ним на колени. Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3.
Однако и это не помогло. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Первыми произведениями этой второй манеры Веласкеса были: Кузница Вулкана (в Мадридском музее), Одежда Иoсифа (в Эскурьяльском дворце) и два вида виллы Медичи (в Мадридском музее) за ними следовал ряд других великолепных картин, каковы например: Усопший Спаситель (в монастыре Сейнт-Пласидо, в Мадриде) и многочисленные портреты королей Филиппа III, Филиппа IV их супруг инфантов и инфант, герцога Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские.
Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи. – все 1631-48, Прадо). Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру. Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.
Картина Венера с зеркалом стала одним из величайших произведениий испанской живописи. В 1649 году состоялась вторая поездка Веласкеса в Италию. Его учителем был Пачеко. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко. Тот без раздумий принял это предложение.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (рус. )исп., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (рус. )исп. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Филипп IV женился дважды.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV.
bodegon – трактир, харчевня). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161111. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Благодаря этой работе Веласкеса в 1650 г. принимают в Академию Св. Творчество Веласкеса – вершина испанской живописи XVII века. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа — грустное безразличие и мудрость человека изведавшего истинную цену жизни. От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II).
На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). Менин часто называют картиной создания картины. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. и о наличии вакансии на это место. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Семейство известное под названием Los Meninas, Ковровая фабрика, Св.
Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. 1620), «Старая кухарка» (ок.
На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В 1617 получил звание мастера.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В В 1627 г., по конкурсу с Кахесом, Нарди и Кардучо, он написал картину: Изгнание мавров и получил звание гофмейстера. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей.
Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. На готовом гобелене Диего изобразил финал предания об Арахне, но не превращение девушки в ужасного паука, а торжество непревзойдённой богини искусства, что является аллегорией с политическими нотками. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.
К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegon — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. картина обозначалась как «Семья», «Семья Филиппа IV»), «Пряхи» (1657) написанные, за три года до кончины. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Его самобытная манера складывалась естественно, как бы исподволь, без метаний и разочарований. В 1627 г. Веласкес стал победителем конкурса среди придворных живописцев, посвященного исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609 г».
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора.
– Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе». Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины» («Фрейлены», 1656, в инвентарях 17 и 18 вв. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. 1638 г. ).
Картина «Непорочное зачатие», ок. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона. Он приобрел известность еще в юности. Тут Веласкес опанував навички уявленнями про шедеври живопису в свтовому масштаб.
Именно Рубенс подсказал Веласкесу сюжет картины «Вакх»9 («Пьяницы»), на которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня).
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Уже в 1816 году Фердинанд издал указ о восстановлении здания и перемещении в него части картин из королевской коллекции. Веласкес Диего, великий испанский художник. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии8. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя — Хуане Миранде Пачеко. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости.
Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. У её босых ног лежит кошка. В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье. Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился).
Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо. Луки.
Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. В 1834-1835 гг. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен.
Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. Художник писал картины на мифологические сюжеты («Кузница Вулкана». сопровождал короля в его походе для усмирения Аррагонии. Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В качестве награды художник получил должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь. Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Один из них представлен слева. С 1622 года он возглавил правительство.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) уроженцев Севильи Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. 1625 год. В. И.
В 1634 г. знаменитый художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера и написал картину «Сдача Бреды»10, которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. и о наличии вакансии на это место. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали».
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Картину невозможно смотреть вблизи.
Веласкес здесь избегает портретистики. Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. Народився 6 червня 1599 року в невеликому мстечку Севлья в см вихдцв з Португал. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Отсюда появилось большое количество завистников. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
А различия между ранними и поздними работами Веласкеса, между тем, не просто заметны – они колоссальны. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее.
Это решение оспорил король Филипп IV. В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. 6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшим в себя будущие гонорары за картины. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.
Маленькая инфанта с распущенными золотыми волосами в пышном, странном для ребенка, платье с кринолином находится в центре композиции. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Иногда фон вообще выбирался условный. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году.
Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов.
Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. В 1868 году в Испании произошла революция. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Пряхи на картине изображена прядильная мастерская испанского двора.
Рисует он опять же портреты. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать». Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Он не сразу преодолел каноны этого жанра. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.
Она изображала сцену придворного быта. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы. Тот без раздумий принял это предложение. В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века.
На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. Сохранилось около десятка подобных работ. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В это же время Веласкес создает целый ряд картин на библейские темы («Христос в Эммаусе», «Христос в доме Марфы и Марии»). Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь.
Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок. Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь».
Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна.
Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. и о наличии вакансии на это место. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
1617), «Продавец воды» (ок. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. Впоследствии оно только увеличивалось.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». 1620). Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Портрет исключительно хорош в живописном отношении. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (рус. )исп.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (Хуан Матеос, около 1632, Картинная галерея, Дрезден Герцог Оливарес, около 1638, ГЭ Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). С 1622 года он возглавил правительство. 1630) и исторические темы («Сдача Бреды», 1634-35), создавал пейзажи и жанровые зари совки («Триумф Вакха», 1628), превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников. На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты.
В картине Сдача Бреды (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. «Он платил немного денег деревенскому парню, – вспоминал Пачеко, – который охотно позировал ему за это.
Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г. Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников. При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи.
В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира.
И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629).
Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска. Так был создан прецедент человек искусства стал кавалером одного из древнейших в Европе рыцарских орденов. Проведя в этой стране около 3-х лет (1629 – 1631), он изучал и копировал произведения П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микель-Анджело и антики в Риме. Изображает сцену передачи ключей от города. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627).
Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. С 1622 года он возглавил правительство. К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно Венера перед зеркалом (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа Вилла Медичи (1650-51, Прадо по другому мнению – около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы.
Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом». В Италии же (или вскоре после возвращения в Мадрид) художник исполняет композицию «Венера перед зеркалом»11.
Их судьбы зачастую трагичны. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
Здача бреды это перваякартина исторического данра в европейской живописи. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»). Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. х, кто имел арабское происхождение.
В 1630—1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (рус. )исп., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. 1625 год.
Музыкальный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов – эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). В Риме он написал мастерский портрет папы Иннокентия Х (в палаццо Дориа, в Риме), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво. »).
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Перш роки навчання вн провв у мсцевй монастирськй школ, як вс хлопчики його вку. Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Более 40-ка лет Веласкес изображал королевскую семью, свиту, шутов и карликов.
На переднем плане группа ткачих за работой. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velбsquez) (1599-1660) испанский художник. В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году). По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно.
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства». Портрет на долгие годы становится его основным жанром. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье.
Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. «харчевня») — сцены из народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты («Завтрак», «Водонос»). Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала. Впрочем, не бывает правил без исключений. Впоследствии оно только увеличивалось. «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела». Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.