Философы искусствоведы ведут не прекращающиеся споры по поводу картины Диего Веласкеса. За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин. Диего Родригас де Сильва Веласкес – самый замечательный художник золотого испанского века, мастер реалистической живописи, автор правдивых портретов, картин придворной жизни исторических и мифологических сюжетов. Картины и биография Диего Веласкеса. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником.
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Разумеется, нет. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Такова предыстория появления одного из лучших портретов европейской живописи всех времен – Портрета папы Иннокентия Х. Изображение главы Ватикана получилось таким живым, несущим едва ли не все сущностные черты личности изображенного, что сам папа, увидев его, воскликнул: Troppo vero. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Они рассматривают гобелен изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука. Это период, когда Испания правила миром.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп.
Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Своей особой философией дышит и природа произведения. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. На втором показана мастерская художника.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. Эта работа стала визитной карточкой художника, открывшей ему, как портретисту, двери в апартаменты самых авторитетных и властных людей Вечного города (Веласкес был вхож в них и без того, как посол испанского короля). Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене.
(«Триумф Вакха»). Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие.
инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Одной из знаменитых работ художника стал портрет папы римского Иннокентия X.
Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Недаром на работу Веласкеса стекались смотреть художники со всех концов Рима. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде, ведя свою историю от королевской коллекции.
Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Итак, содержание картины – круговорот жизни, ее содержание и закономерности. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Их позы и жесты живые, естественные. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Они изображены на переднем плане, в центре картины. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.
А может быть, он показывает, что они свободны и счастливы настолько, что могут не стремиться соответствовать жёстким требованиям этикета. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Но прежде всего Веласкес – художник. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. В этот период Диего Веласкес продолжает знакомиться с сокровищами мировой живописи: творчеством Ван-Дейка, Леонардо да Винчи, венецианских колористов – Тициана, Тин-торетто, Паоло Веронезе, Микеланджело, делает копии с их полотен. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Может быть, он забыл о работе.
Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. И нет этому конца и нет покоя. А в 1623 году Веласкеса неожиданно требуют к королевскому двору. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Настроению картины также способствует и полный света пейзаж второго плана.
С неё было сразу же сделано несколько копий. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. В совершенстве, методом изображения сцен на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея).
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. На переднем плане – несколько работниц.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
Вместе с тем, очевидно, что Веласкес относился к обоим карликам с большим уважением – Мария Барбола и инфанта не случайно оказываются на одной параллели и их образы отчетливо пересекаются. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. (Правдиво свыше меры. ). Мир портрета Диего Веласкеса – один из самых удивительных уголков многовековой европейской живописи.
Веласкес, как и его великий голландский современник – Рембрандт (1606-1669), в это время уверенно шел неординарной дорогой реалистической живописи. Проведший детство и молодость в Севилье, в 1622 году художник совершает поездку в Мадрид.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. ". Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье.
А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Веласкес, как и его великий голландский современник – Рембрандт (1606-1669), в это время уверенно шел неординарной дорогой реалистической живописи. Проведший детство и молодость в Севилье, в 1622 году художник совершает поездку в Мадрид. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Итак, время действия – 1656 год. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
В левой части картины изображен сам художник. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Дама, подающая инфанте кувшин в глубоком реверансе, это донья Мария Сармиенто, за малышкой стоит донья Иабелла де Веласко.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство и вся картина прославляет само искусство. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Но всю свою дальнейшую жизнь он плакал об этой своей слабости. Обычно Пётр изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми волосами и бородой и в жёлто-синем облачении. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
Картина хранится в мадридском музее Прадо. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Так, во время своей второй поездки в Италию (1649-1651) среди написанных им портретов особое впечатление на публику произвел портрет Хуана Парехи, слуги и ученика Веласкеса, мавра (араба) по национальности.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л.
Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. В марте 1627 года Веласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с 1628 года занял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня.
В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Марфа.
До 1623 работал в Севилье. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить.
Нередко, художник выносит действие на природу, отчего освещение становится ровнее, а краски сверкают богаче. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
На портрете Иннокентий X был изображен таким, каким художник видел его. В 1617 получил звание мастера. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. А в 1623 году Веласкеса неожиданно требуют к королевскому двору. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. ", которые впоследствии стали классическими – "Слишком правдиво. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. В картине присутствуют два плана. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). И почти невероятным. Высокопоставленный придворный, дворянин, род которого по линии отца начинается с Энея Сильвия, бывшего внуком прародителя римлян, рыцарь, умнейший человек.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. 10:38-42). На переднем плане картины Веласкеса – кухарка, которая подгоняет недовольную и, видимо, нерасторопную служанку, чтобы присоединиться к обществу Иисуса и сестёр. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок.
Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений. Значительное место в работе художника занимали конные и охотничьи портреты. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) – обе в Прадо. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Веласкесу несказанно повезло. Даже не так.
Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Таким мы видим его и на картине Веласкеса. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Ему дорого их здоровье и самочувствие. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. На огромную популярность этого портрета в Италии указывают десятки копий, сделанных с него, что для того времени представлялось делом абсолютно необычным. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Появляются картины Завтрак, Старая кухарка, Служанка-мулатка, Музыканты, Завтрак двух юношей, Водонос. Ничуть не бывало.
На это указывает отражение в зеркале. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). На первом изображена мастерская, где происходит работа.
Это произведение – первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать его учение. В Мадриде художник пишет короля Филиппа IV.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Сам художник изображён с крестом ордена Сант-Яго на груди, который он получил тремя годами позднее, в 1659 году, — по легенде, этот крест добавил к портрету сам король Филипп IV. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
Его картины очень многоплановы. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Веласкес картины писал в особенной манере.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. скажи ей, чтобы помогла мне. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
На фрейлину она не обращает внимания. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Вероятно. и о наличии вакансии на это место.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос».
Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
«Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Его замысел становится очевиден только после завершения работы. В Мадриде художник пишет короля Филиппа IV. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Каждый образ на редкость красноречив. «Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» – картины парные.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Композиция построена на двух уровнях: на заднем плане показаны три дамы, рассматривающие шпалеры, на одной из которых изображен миф об Арахне.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16).
Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. 1625 год. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Лица обеих групп реальны. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Известно о дружеских отношениях монарха и художника. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Иронически посмеивается над ним юноша, жестом руки предлагая и нам, зрителям, обратить внимание на неуместный восторг мальчика. А почему в мастерской находится инфанта.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Мастер обрел большую, чем его соотечественники, свободу в создании произведений светского содержания, но оставался ограниченным заказами своего господина Филиппа IV. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Оно проявляется во многих его работах. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Впоследствии оно только увеличивалось.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Веласкес Диего, великий испанский художник. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
На мальчика свет падает слева – это утро. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Она очень мила. Острота характеристики, глубокий психологизм и необыкновенное мастерство исполнения позволяют считать эту работу одним из высших достижений мирового портретного искусства». Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. И в этом особенный трагизм.
По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Камердинер королевского брата кардинал-инфанта Фердинанда отнёс этот портрет во дворец и показал принцу. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Картины тесно связаны между собой по содержанию и символике. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Он превзошел их и по величайшему техническому мастерству и по смелости отображения героев и по художественному замыслу.
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Каганэ. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.
С 1622 года он возглавил правительство. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Ему 57 лет. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день.
Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Большинство ранних работ Веласкеса, созданных им в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен, главными героями которых становятся простые люди Севильи. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. «бодегон»). Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. На протяжении 1630 – 1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух.
Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). (Менипп, Венера с зеркалом). Границы империи простирались далеко за пределы одного материка.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.
До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. – харчевня или трактир). " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. «Менины» часто называют картиной создания картины. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром изображение которого остается для зрителя загадочным. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит— менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес.