Автопортрет, написанный в 1645 году после возвращения из Италии, где Веласкес изучал античную живопись и скульптуру, копировал картины Микеланджело.
На фоне тонко прописанных пейзажей показаны всадники: мужчины в костюмах полководцев, женщины – в роскошных туалетах. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. В Менинах Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив ее приподнято-монументально. На задней стене комнаты висят две картины.
Каганэ. А виртуозность художника живописца входит как составная часть в само содержание этой картины. Ему 57 лет. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Естественно, Веласкес без колебаний принял это предложение. С 1622 года он возглавил правительство. В1623 году Веласкес отправляется в Мадрид.
Ему дорого их здоровье и самочувствие. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Веласкес написал портреты королевской семьи в охотничьих костюмах а так же изображения греческих философов («Эзоп» и «Менипп»).
Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Очень интересен автопортрет Веласкеса, являющийся деталью картины. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.
То, что они изображены в одной композиционной группе с собакой, напоминает о статусе этих людей при дворе. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Веласкес скончался в возрасте 61 года.
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Доминирующие в картине красные тона звучат особенно интенсивно в горячем свете, который пронизывает фигуру, придавая ей необычайную живость. Это период, когда Испания правила миром. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Большую часть живописных полотен было представлено Рубенсом.
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Этот портрет короля (теперь потерянный) произвел столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника и объявил, что теперь только Веласкес будет писать королевские портреты.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Это единственный достоверно подтвержденный автопортрет художника. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Эти наблюдения вносят новые штрихи мастерства в его творчество – естественность и обаяние в изображении героев, особенно детей, мастерскую передачу пространства и световоздушной среды. В. И.
Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Через несколько лет имя Веласкеса становится широко известным в Севилье. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. Впоследствии оно только увеличивалось.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Почему эти женщины в простых платьях, без красивых корсетов, кринолинов и плоёных воротников. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
В «Портрете инфанта Балтазара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и с перекинутой через плечо лентой. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. Следствием этой первой встречи с королём было получение Веласкесом приказа в октябре 1623 года переселиться на жительство в Мадрид. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
Даже не так. На это указывает отражение в зеркале. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев.
Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. На переднем плане – несколько работниц. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Несколько лет спустя он создает картину Миф об Арахне- произведение, принадлежавшие сегодня к вершинам достижения в мировой живописи. Ничуть не бывало. Они изображены на переднем плане, в центре картины.
Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Тем самым живопись в Менинах выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Не смотря на необходимость совмещать живопись с многочисленными обязанностями по сопровождению короля в поездках и подготовке визитов монархов в этот период были написаны наиболее зрелые и глубокие по содержанию картины «Менины» и «Миф об Арахне». Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости.
Изображения животных и сцены охоты заказаны Паулю де Фоссу и Питеру Снайдерсу. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Композиционное решение картины создает впечатление сиюминутности события, цветовая гамма насыщенная и богатая. Веласкес картины писал в особенной манере.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. В этой картине и во многих своих творениях Веласкес далеко опередил собственное время и превзошел достижения многих своих предшественников и современников. При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. Здесь он изображен в полной достоинства спокойной и уверенной позе.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. – харчевня или трактир). Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Может быть, он забыл о работе. В 1650г. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Веласкесу несказанно повезло. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Раздольская пишет: «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. Они показаны в диалоге, где проявляют уважение к собеседнику.
По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. До 1623 Веласкес работал в Севилье. С неё было сразу же сделано несколько копий. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
Каганэ. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Между художниками установились дружеские отношения.
По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. И нет этому конца и нет покоя. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. В 1657 году была создана картина «Пряхи или Миф об Арахне» — изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Но если раньше художник чаше всего изображал себя в образе св. Его картины очень многоплановы.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. «Менины» часто называют картиной создания картины. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Он стремился показать, насколько важно сохранять достоинство и в поражении и в победе.
В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Все любящие мужчины верят, что их жены преданны им и безупречны. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста.
Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением, Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. получает пост гофмаршала – высший ранг испанского королевского двора. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
С этого момента Веласкес становится придворным живописцем. Он был призван ко двору графом Оливаресом и получает заказ написать портрет Филиппа IV, за год до этого взошедшего на престол. Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. А почему в мастерской находится инфанта.
В автопортрете необычным является то, что художник изобразил себя за работой, а само его присутствие в кругу королевской семьи. Не должность придворного живописца, а скорее занимаемый им пост гофмаршала давал ему право на такую свободу. Художник приложил не мало усилий, чтобы добиться этой важной придворной должности, хотя она и отнимала много времени и не имела никакого отношения к его занятиям искусством. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
В картине присутствуют два плана. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Вместо темного фона в полотне появляется пейзаж.
Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества. Это прекрасные психологические этюды, полные сочувствия и сострадания, принадлежащие к высшим достижениям портретного искусства. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. В интерьере Менин не случайно такую важную роль играют картины. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Веласкес родился в 1599 году в небогатой дворянской семье в Севилье, в 1611 году был отдан в обучение известному художнику Франсиско Пачеко (1564–1645), гуманисту и поэту.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Решение задачи в полной мере удалось Веласкесу, что делает «Менины» картиной единственной в своем роде. Этого абсолютно не поняли авторы модерниствих вариаций на тему «Менины», подвергшие в XX веке кубистическим рассечением, деформация и тому подобным уродливым искажениям величайший шедевр мировой живописи. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея).
В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. В картине присутствуют два плана. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Несмотря на то, что резкая экспрессия картины художника противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Миф об Арахне является одной из последних работ позднего периода творчества Веласкеса. Недуг даровал здоровье художника, занятого исполнением служебных обязанностей, связанных с должностью королевского гофмаршала. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо.
Он начал работать в севильской мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко (1611 – 1617), на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618 году. В этом взгляде зоркость, вглядывание в натуру слились с той необходимой долей отрешенности от её частных подробностей, которая помогает живописцу схватить и запечатлеть главное, видеть цельно и обобщенно, передавать реальный мир в том богатстве его форм, линии, красок, связанных друг с другом и со световоздушной средой, в каком его видит артистически развитое зрение подлинного художника реалиста. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Король предстает в важной позе, с надменным взглядом и с горделивым поворотом головы. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано.
Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Сквозь шутовскую личину великий мастер смог разглядеть и показать духовный мир обиженных природой людей изобразив их без тени насмешки, с простотой и тактом. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Однако, в двенадцатилетнем возрасте Диего Веласкес окончательно решил стать художником. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Данные произведения отличает резкий светотеневой контраст (прием письма тенеброссо), освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры. («Триумф Вакха»).
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Он трактовал их как самостоятельные произведения — «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены — «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте». И этим страдали все художники Средневековья, не только Веласкес. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Христос в доме Марфы и Марии, 1620 Иисус с учениками пришли в одну деревню.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.
Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Каждый образ на редкость красноречив. Детство Веласкеса было достаточно обеспеченным, он смог получить хорошее образование. Он начал работать в севильской мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко (1611 – 1617), на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618 году.
Его одежда проста и не имела никаких украшений. Чему остался верен художник, так это облику Девы Марии и Младенца. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой.
Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Вероятно. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков.
В 1618 году Веласкес женился на красавице Хуане (дочери своего учителя Пачеко). Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году.
Что можно сказать про следующее полотно, которое написал на закате жизни 58-летний Веласкес. Его учителями были Франсиско Эррера Старший и Франсиско Пачеко. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Вот таким образом это произведение по праву считается первый в новейшей живописи изображающим труд в фабричном помещении. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).
Смысл античного эпизода состоит в том, что к богу кузнечного дела Вулкану, в подмастерьях у которого значились циклопы, явился Аполлон и сообщил неприятную весть о том, что жена Вулкана, красавица Венера изменила ему. 1625 год.
В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Деог был старшим из восьмерых детей в семье.
Картина «Менины» – групповой портрет в центре которого инфанта Маргарита в окружении фрейлин. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям. Общение с Рубенсом оказало сильное влияние на Веласкеса.
Вместе с многочисленными портретами художник создает несколько больших композиций «Вакх», «Кузнеца Вулкана», «Сдача Бреды». Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Но, подчеркиваю, демонстрация блистательного мастерства в «Менинах» не самоцель Веласкеса, а наглядное доказательства о всемогущества реалистической живописи в изображении жизни. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Сюжет был выбран Веласкесов под влиянием творений венецианцев эпохи Возрождения – Джорджоне и Тициана.
Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из Метаморфоз Овидия. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). Автопортрет написан живописцем в возрасте сорока лет, в годы расцвета своего таланта, в годы, когда современники стали называть Веласкеса «художником Истины».
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. В его взгляде читаются ум, проницательность, хитрость, надменность. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Каганэ. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
Так же для этого замка была написана картина «Марс» и портреты придворных шутов и карликов. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В картине «Вакх» ярко проявляется влияние Питера Пауля Рубенса, который в 1628 г. находился с дипломатической миссией при испанском дворе.
«Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Но прежде всего Веласкес – художник. Все Его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном. Нередко, художник выносит действие на природу, отчего освещение становится ровнее, а краски сверкают богаче.
В левой части картины изображен сам художник. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Итак, время действия – 1656 год. В этот период Диего Веласкес продолжает знакомиться с сокровищами мировой живописи: творчеством Ван-Дейка, Леонардо да Винчи, венецианских колористов – Тициана, Тин-торетто, Паоло Веронезе, Микеланджело, делает копии с их полотен. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
Слава Веласкеса не подвергается сомнениям. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Луки.
Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Веласкес Диего, великий испанский художник. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое.
Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. И в этом особенный трагизм. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде.
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты особ королевского дома.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок.
Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Она очень мила.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» – зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса, то есть в сфере самой живописи, где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности.
Этот портрет короля (теперь потерянный) произвел столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника и объявил, что теперь только Веласкес будет писать королевские портреты. Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Самый великий художник испанской школы родился в Севилье в 1599.
И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. На задней стене комнаты висят две картины. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В интерьере «Менин» не случайно такую важную роль играют картины. В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе (Музей изобразительных искусств, Бостон).
Иннокентий Х был известен своей двуликостью и корыстолюбием – с полотна на зрителей недобро смотрит явно коварный и жесткий человек. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. 1625 год.
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Своей особой философией дышит и природа произведения. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Теперь художника влекла Италия. Там была написана «Кузнеца Вулкана», манера письма приобретает большую свободу, богатство и красочность. Веласкес был избран членом Академии св. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе (Музей изобразительных искусств, Бостон). Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа.
Картина «Пряхи», на первый взгляд, представляет собой жанровую сцену, показывающую труд работниц ткацкой королевской мастерской. «Менин» часто называют «картиной создания картины».
Автопортрет великого испанского художника Диего Веласкеса. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
«бодегон»). Он все больше внимания уделяет пейзажу, который в живописи Испании еще не получил самостоятельности. Достижение подобного высокого психологического уровня портретируемого было необычайным.
Сегодня большинство его картин находится в мадридском музее Прадо, они всемирно известны и получили широкое признание благодаря различным публикациям. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.
На втором показана мастерская художника. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Картина хранится в мадридском музее Прадо. «Портрет папы Иннокентия X» (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) сразу приобрел широкую известность, с него было сделано немало копий, что совершенно удивительно для того времени. Разумеется, нет.
1625 год. Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Глубоко посаженные глаза холодно и внимательно смотрят прямо на зрителя. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. На первом изображена мастерская, где происходит работа.
Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Размер картины 46 x 38 см, холст, масло. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Так как Диего Веласкес был придворным живописцем, то за свою жизнь он написал огромное количество портретных работ. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
В 1618 году Веласкес женится на дочери своего учителя Франсиско Пачеко Хуане. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.