Значимой эта тема была и для Тициана Вечеллио, который возвращался к этой картине пять раз, создав несколько схожих картин.
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. По мнению всеведущего Вазари, было бы лучше, если бы Тициан более тщательно заботился о сохранении той репутации, которую он приобрел в свои ранние годы, «когда талант его еще не был на склоне».
Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Для Венеции фигура Тициана исключительно важна: до этого периода достижения живописцев были незначительны.
Творчество Тициана прошло сложную эволюцию. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Это один из последних шедевров Тициана. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Огромное впечатление на короля произвел и тот факт, что находившаяся в Сен-Квентине церковь святого Лаврентия абсолютно не пострадала, несмотря на массированный обстрел города испанской артиллерией. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно.
Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Сохранились драгоценные свидетельства того, как яростно работал Тициан над своими полотнами, уподобляясь то доброму хирургу, убирающему все вредоносное, то злейшему врагу, безжалостно расправляющемуся со своим детищем, то придирчивому музыканту, наводившему последнюю ретушь нервным постукиванием пальцев, а когда и это не удовлетворяло его, то он запускал руку в палитру и, словно ваятель, лепил красками желанный образ.
Венера и зритель видят в нем отражение нежного румянца, белоснежной кожи, золотых волос, жемчужных серег. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Тот, кто хорошо помнит знаменитую «Спящую Венеру» Джорджоне, выставлявшуюся у нас в числе других шедевров Дрезденской галереи, усмотрит в «Венере Урбинской» Тициана черты сходства с ней, а вместе с тем и различия. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. После этого Даная родила сына Персея. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Он сконцентрировался на ее высоком положении, культурной утонченности, сильном характере и интеллекте. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Описание картин их просмотр говорят о том, что его зрелые работы не содержат ярких светящихся оттенков. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Описание картины: одно из самых узнаваемых полотен Рубенса. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Другой современник Тициана не без тайного злорадства отмечает, «что он уже не видит, что делает и что его рука настолько дрожит, что он ничего не заканчивает, оставляя все помощникам». К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Василия Сурикова и Эрика Булатова. Выставка «Европа—Россия—Европа» откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Петра. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Колорит – контрастный. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Говорят, что общий план Эскориала с воздуха напоминает ее очертания.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. До сих пор в каталогах музея ни одно полотно великого итальянца не значилось. Несмотря на огромное количество заказов, художник умудряется сделать каждую картину индивидуальной и не похожей на остальные. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Франциска.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Произведения раннего Тициана впечатляют красочным великолепием, реалистической силой, которая, в то же время, содержат идеально-возвышенные представления о жизни.
Исследователи творчества Тициана разделяют его жизнь в искусстве на два этапа. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. В «Венере Урбинской» больше пространства, простора, воздуха, дыхания, несмотря на то, что джорджопевская «Спящая Венера» изображена под открытом небом, на фоне прекрасного сельского пейзажа, а тициановская Венера лежит в глубине спальни, отстраненная от окна бархатной портьерой.
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». приобрела Екатерина II при активной поддержке философа Дидро. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет. Это собрание, где были также работы Джорджоне, Рубенса, Пуссена, Ватто, Шардена.
В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. В 1920-х незначительное полотно сослали из Эрмитажа в ГМИИ. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Рядом с ней находится в рубище св. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Рубенс прославился изображением пышнотелых женщин. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Художник одет в простую и дорогую одежду. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. До известной степени, картину художника можно рассматривать как исторический документ, отражающий жизнь папского двора.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Тициан поистине мыслил краской. Много и охотно художник писал женские портреты. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Созданные им образы обладают мощными силами. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Живописное решение картины, построенное на мажорном звучании красных тонов, эффектно и торжественно. Все фигуры вписаны в круг.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Картина не была закончена художником, некоторые детали были дописаны после смерти Тициана его помощником Пальмой Младшим.
Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Центр Ж. Помпиду, Дрезденская галерея, лондонская Тейт-галерея. Познавательно, что при жизни живописца ведущее положение Венеции среди других городов стало ослаблено и это тоже отразилось на его работах: наряду с религиозными появляется интерес к аллегорическим и мифологическим сюжетам. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Так называли современники Тициана. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Излюбленными густыми и уверенными мазками Тициан умело строит форму тела и пространственную среду картины, дополненную романтическим пейзажем. А Европа ответит не менее достойно: например, римская Галерея Боргезе, которую называют «Елисейскими Полями» Рима, покажет картину Тициана «Венера, завязываюшая глаза Амуру».
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. От России покажут Феофана Грека, Андрея Рублева. Имя венецианского живописца Тициана Вечеллио стоит в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Пальцы правой руки нежно сжимают хрупкую кисть. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Святого мученика, не пожелавшего отречься от Христа, сожгли живьем на железной жаровне. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Декоративный эффект усиливается разноцветными тканями. Тициан написал целую серию работ на эту тему. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Теперь она выставлена в Вашингтоне.
Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Он чувствует себя независимым. Так достигал великий мастер неповторимого звучания своего прославленного красочного хроматизма. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.
Это отразится в его автопортретах. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Картина, которую в 1538 году создал Тициан, Венера Урбинская, стала примером символизма в живописи.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). «Св. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Тициан — величайший художник Венеции Высокого и позднего Возрождения. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. У них родился сын Персей.
Портрет не имеет равных у Тициана по великолепию и богатству цветового решения, симфонии красных тонов, в которой объединяются краски утренней зари, ее отблески на металлических доспехах, цвета красной попоны коня, украшающего голову скакуна плюмажа и перевязи на груди всадника. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
Она станет заключительной в череде празднований 150-летнего юбилея в рамках программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею». Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Необычно исполнение картины. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Эта работа новатора. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Над темным морем он несет её на Крит. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с совершенной свободой манеры. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год).
Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Теперь автором полотна снова признали Тициана. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Магдалина», «Св. Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Согласно христианским авторам, святой Лаврентий был родом из Испании и принял мученическую смерть в Риме в 258 году. Вплоть до начала XX века «Портрет» считали картиной Тициана, но затем немецкий ученый Отто Мюндлер, а позже итальянец Лионелло Вентури подвергли авторство сомнению. Картины Тициана этого периода характеризуются монументальностью, которая наполнена пафосом и динамикой.