После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи6.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Смерть Рембрандта была очень печальной.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)9 и «Рембрандт. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Таинственная, романтическая фигура молодого всадника вызвала больше споров, нежели любая другая картина Рембрандта, чье спорное авторство — лишь одна из неясностей, связанных с этой работой. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста5.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. А что же случилось с Гертье Диркс. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Рембрандт стал его последним протеже. Дела Рембрандта шли плохо. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей5.
По-видимому, это эскизная работа.
Она отдалась ему и зачала. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов4. Сюжет взят из Нового Завета. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни5, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». почти не сохранилось. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена6. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Этот очаровательный портрет юной Саскии написан в тот год, когда она вышла замуж за Рембрандта.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. В 1635 – 1640 –х гг. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов14. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец— бургомистр Леувардена6. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года6.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)6 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни4. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Я обвиняю. » (2008)10.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника8. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Освободившись, умерла через год.
Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей6 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами6, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма20. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Здесь упор, похоже, делается на успехе. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1213. Господня».
В центре площади находится памятник Рембрандту. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Так что это не был брак по расчету. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты6, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии6. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты5. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу6. Здесь видны особенности обоих стилей. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания5. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний5. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса6.
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)6. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»6. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля6.
Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Возможно, решающую роль сыграла протекция Хендрика ван Эйленбюрха, у которого квартировал Рембрандт. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Если так, то картина имеет отношение к Польше не по сюжету, а разве лишь потому, что впоследствии была приобретена поляками. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни4. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Зато все требования заказчиков были выполнены. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения6. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.