Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Все это не было простой благотворительностью. Но художник продолжал поддерживать свою мать, которая управляла гостиницей. Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор.
Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. Но, как уверяют оппоненты этой точки зрения, первенец в семье появился в 1653 году. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С.
Это могла быть Мария – старшая дочь художника. Другое дело – буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. Вермеер наследовал его стиль жанровой живописи в своих полотнах. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. Сохранился нотариальный акт, в котором указывается, что мастера Йорданс Якоб и Вермеер Ян картины сочли не подлинными и стоящими десятую часть от запрашиваемой цены. Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии.
В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». ХАРЛЕМ) И ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ДЖЕФА РАДЕМАКЕРСА (БРАСХААТ, ПРОВИНЦИЯ АНТВЕРПЕНА). Особенностью цветовой палитры последней является то, что при ее написании художник исключил чёрную краску. Картины он якобы приобрел у русского аристократа, который купил их еще в начале века, а во время революции успел вывезти из России в Швейцарию. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель.
Но Хоох не мог быть учителем молодого гения, поскольку жил в Делфте лишь с 1652 года. Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Он ему покровительствовал. Но крещен он был в последний день октября 1632 года в одной из приходских церквей Делфта.
» Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины.
Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. О том, что живопись Яна Вермеера ценилась современниками, свидетельствует тот факт, что художник дважды избирался деканом гильдии Святого Луки (в 1662-1663, а также 1670-1671 годах). Художник обращается к религиозной тематике («Христос у Марии и ее сестры Марфы»). Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств.
Мастер в этом полотне достиг пика своего гения. В основе легенды о художнике лежит подлинный факт – он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео.
И этот выбор тоже не случаен. Вот и поехал художник в качестве эксперта в Гаагу проверять подлинность полотен. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».
Их прекратили покупать. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Когда полгода истекли, Ван Гог с удивлением и досадой обнаружил, что обучение стало платным. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Он ему покровительствовал.
Запись о том, что Ян Вермеер Дельфтский стал членом гильдии, относится к концу декабря 1653 года. Молодая девушка – словно олицетворение нежной женственности. Череп представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную силу. На поздних автопортретах Ван Гога и изображениях мертвого художника, сделанных его друзьями, видно, что волос на голове он не утратил до самой смерти. Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Вермеер вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить многочисленное семейство. В основе легенды о художнике лежит подлинный факт — он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве.
Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Краеугольный камень легенды о Ван Гоге – его безумие. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. К тому же химики выяснили, что при создании «картин русского аристократа» были использованы краски, появившиеся только после смерти Ван Гога.
Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности. Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе. Пушкина. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество – «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн.
Публика рано или поздно ее обязательно оценит. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства – Парижа. И этот выбор тоже не случаен. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье.
Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности. «Красные виноградники в Арле» На самом деле продажа этого полотна с выставки в Брюсселе в 1890 году за 400 франков была прорывом Ван Гога в мир серьезных цен. Деревья кричали, облака охотились друг за другом. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским. Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально.
В кого вселился Винсент. В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента.
Чуть позже, держа нос по ветру, сочинитель «переквалифицировал» Ван Гога в бунтаря-авангардиста, якобы, объявившему войну замшелому реализму. Или — пройти ускоренный курс за три года в евангельской школе по упрощенной программе, да еще бесплатно. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться.
Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который теперь известен всем. Художнику нравились ночные пейзажи. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани.
Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа. И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Винсент Ван Гог Женщина в кафе Тамбурин.
Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех». В 1672 году началась голландско-французская война, которая продолжалась семь лет. А вторая тема – люди, увлеченные своим трудом. Он ему покровительствовал.
Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. «Прозрения юродивого» Ван Гог выстрелил в себя 27 июля 1890 года, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Но Ян Вермеер не любил спешить. В первой картине — мрак и напряжение, во второй — свет и гармония. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега.
Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. В качестве примера можно привести «Любовное письмо» и «Молодую женщину с гитарой». Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины.
Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог – за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо – за абстракционистов и модернистов XX столетия. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи».
Ван Гог писал не по наитию — долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. Контраст цветовой, тематический, композиционный.
Мученик от искусства и безумец, мистическое творчество которого предстало под пером Мейер-Грефе чем-то вроде новой религии, такой Ван Гог захватил воображение и пресыщенных интеллектуалов и неискушенных обывателей. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством — артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами.
Пытливый разум человека изображен в полотнах «Астроном», «Географ», «В мастерской художника». Мейер также привлек внимание на многих выставках в Нидерландах между 1826 и 1863 годами. Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение.
Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. (На самом деле, Ван Гог был большим поклонником академической живописи).
Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. Картины «Кружевница», «Дама у спинета», «Женщина в голубом, читающая письмо» и «Девушка, примеряющая колье» – яркие образчики этого периода творчества художника. И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство.
Лондон. Среди немногочисленных картин на другие сюжеты особенно замечательны два пейзажа, Вид Делфта (Гаага, Маурицхёйс) и Улочка (Амстердам, Рейксмузеум), отличающиеся удивительной безмятежностью и уравновешенностью. Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. С конца 1650-х художник меняет манеру изображения.
Это он, практически, спас Эдварда Мунка (и немецкий экспессионизм) от общественной «анафемы», когда за интерес к этому норвежскому символисту критики клеймили позором любого из «культурных немцев». Некоторые из них выросли в значительные художественные сокровищницы. Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов — от Энгра до Делакруа. Пожинать плоды трудов великого живописца Винсента и великого галериста Тео стали люди типа Мейер-Грефе.
Врачи видели в этом действие абсента – алкогольного напитка, настоянного на полыни, чье разрушительное действие на нервную систему стало известно только в XX веке. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII века.
Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». «Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством — артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео (брат художника): «Первая овечка прошла через мост».
Но судьба распорядилась иначе. Пушкина. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог.
Семья художника не была бедной. «Ночь гораздо живее и богаче красками, чем день» — утверждал Ван Гог. ИСХОДЯ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЖДОГО СОБРАНИЯ, КУРАТОРЫ ПОПЫТАЛИСЬ ВЫЯВИТЬ ОБЩЕЕ И СВОЕОБРАЗНОЕ, ЕВРОПЕЙСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ И НИДЕРЛАНДОВ.
Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ.
Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». Именно в этот момент Винсент решает стать художником. Разворот головки с беззащитным взглядом, жемчужно-голубые цвета косынки на темном фоне как бы светятся. (В тоги такого цвета одеты некоторые апостолы на тайной вечере). Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником.
В галерее Тео проводил персональные выставки Камиля Писсарро, Клода Моне и других импрессионистов, к которым Париж начал понемногу привыкать. С 1827 по 1830 года Мейер учился в Париже после этого он провел еще три года в Амстердаме. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера.
Понадобилось заступничество Брамера, тоже католика, чтобы сердце будущей тёщи смягчилось. Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Дело в том, что Ян Вермеер был из протестантской семьи, а его невеста – из католической.
Публика рано или поздно ее обязательно оценит. Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. «Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником.
Данная экспозиция включает ряд произведений из подобных собраний. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Впечатление живости изображения усиливается благодаря жесту протянутой вперед руки, как бы выходящей за пределы холста в реальное пространство зрителя.
Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». Тео женился, у него появился ребенок и Винсента угнетала мысль, что брат будет заниматься только своей семьей, а не их планом покорения художественного мира. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными.
Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Например, подлинный факт – Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, – «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех». «Непризнанный» В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным.
Meier-Graefe, 1887–1935). Кто был его учителем. И кто это сделал. Однако никаких особенных терзаний в юные годы у Винсента не было. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Значит, определился с профессией и начал обучение подросток на пятнадцатом году жизни.
К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Они готовы были платить за его полотна большие деньги. А изображенную на картине девушку часто называют «Северной Моной Лизой». Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн.
Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Это самое известное полотно художника. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас.
Он не забросил ткачество и записался в Гильдию Святого Луки – цех, который объединял всех работников искусства. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все.
Объясняется же все просто. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них – безусловно талантливая «Христос в Эммаусе») не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента.
Отправившись на миссионерскую стажировку в шахтерскую деревню Боринаж, Ван Гог не стал «одним из них», не превратился в представителя низшего сословия, а лишь отбывал положенный срок. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. К началу миссионерства у Ван Гога был внушительный семилетний опыт на торговом поприще: он продавал картины в крупной фирме «Гупиль», принадлежавшей его дяде. Например, мы можем увидеть ее, беременную, на полотне «Женщина с весами». Его избранницей стала Катарина Болнес, дочь преуспевающего предпринимателя, владеющего фабрикой по обжигу кирпича недалеко от Делфта.
В битве экспертов, которая развернулась в апреле 1932 года в судебном зале берлинского района Моабит, Мейер-Грефе и его сторонники горой стояли за подлинность вакеровских «Ван Гогов». Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Камилю Писсарро Ван Гог запомнился тем, что не стеснялся остановить нужного ему человека на улице и прямо у стенки какого-нибудь дома показывать свои картины.
Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С.
Кого же изобразил на картине Ян Вермеер. В своих ранних работах он особенно любил рисовать горный пейзаж, леса и ледяные сцены. Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства — Парижа. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге. Свое влияние оказывает и голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох. Торговля предметами искусства замерла.
МЕЖДУ ТЕМ ЖИВОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ, ЗАЛОЖЕННЫЕ ВЕЛИКИМИ И «МАЛЫМИ» ГОЛЛАНДЦАМИ, ИМЕЛИ СВОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ И НА НОВОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ, В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА. В этот «профсоюз» на двадцать первом году жизни вступил и Вермеер Ян, картины которого через несколько лет потрясли мир. Все это не было простой благотворительностью. Контраст цветовой, тематический, композиционный. Так что в Германии, где Мейер-Грефе стал «разрабатывать» легенду, о художнике толком никто не знал.
Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. Автопортрет Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. Ван Гог даже поступил сначала в брюссельскую, а затем в антверпенскую Академию художеств, где проучился три месяца, пока не отправился в Париж. Художники того времени часто изображали на своих полотнах жен или возлюбленных.
Картина скорее всего не портрет в собственном смысле слова, но то, что было известно как сцены Vanitas, говорящие о неизбежности смерти и скоротечности жизни. Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо — модным «светским львом» и общественным деятелем — борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех.
Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги.
Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее». Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника.
Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Но судьба распорядилась иначе.
Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. За 7 лет Ван Гог сделал карьеру в непростом, основанном на семейных традициях антикварном бизнесе. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Свадьба состоялась 20 апреля 1653 года.
Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев.
Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост».
Другое дело — буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. Под конец 60-х годов семнадцатого века художник немного изменил свою манеру.
По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера.
Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».
В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Девушка с жемчужной сережкой. Вермеер даже при жизни был одним из самых ярких художников «Золотого голландского века» и определённо самым талантливым в «Гильдии Святого Луки» (самом крупном объединении художников Делфта), при этом наименее «плодовитым».
Ван Гог, Винсент Виллем. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела. Поль Гоген – Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи.
Краеугольный камень легенды о Ван Гоге— его безумие. О таком положении считающий каждый франк неприкаянный бродяга Гоген, например, мог только мечтать. Мы не знаем причины, но он почему-то изменил фамилию и имя. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными.
Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. «Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. На суде танцор-галерист рассказывал байку-«провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов.
И этим артдилером был его брат. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин умирает. «Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе – не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль».
220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Безусловное влияние на молодого художника оказал Питер де Хоох. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. В первой картине — мрак и напряжение, во второй — свет и гармония.
Мать девушки, Мария Болнес, поначалу наотрез отказала претенденту на руку ее дочери. Молодой мастер долгое время находился под впечатлением итальянского барокко. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником.
Конечно, он был гуманистом, старался помочь этим людям, но сближаться с ними и не думал, всегда оставаясь представителем среднего класса. Он писал две картины в течение года. Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. В 1675 году художник заболел и скоропостижно скончался.
Братья составили амбициозный план – создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин. Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ.
Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду» : блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. За это время Винсент изучил как старое, так и современное ему живописное искусство: «Находясь в окружении картин, я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Якобы только оно позволило ему заглянуть в такие глубины, которые недоступны простым смертным. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса».
С этим связана единственная в жизни Вермеера поездка за город. Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже. Холст, масло.
При таком фаворе художник окончил свои дни почти в нищете. «Винсент писал картины в слепом, бессознательном упоении. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира.
Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию.
И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало.
Вне сомнений, он был выдающейся фигурой, существовавшей на то время в немецкой критике. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии.
Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех». Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Узнав об этом, один из «экспертов», поддержавших Мейер-Грефе и Вакера, заявил ошеломленному судье: «А откуда вы знаете, что Винсент после смерти не вселился в конгениальное тело и не творит до сих пор. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины.
Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Ей было на момент рождения брата двенадцать лет. На пути к браку влюбленных ждали препятствия, но отнюдь не материального характера. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Солнце зияло ослепительной дырой, ведущей в хаос».
Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава.
Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам.
В молодости Мейер работал с пейзажистом Джозефом Муренхаутом (Moerenhout). Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. Ясно одно: сын не пошел по стопам отца и не учился ткачеству по шелку. Винсент Ван Гог. Катарина напишет в дневниках, что «Ян умер, так как стыдился разорения».
Соединить, казалось бы, несоединимое – рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Композиция полотна «У сводни» яркая, полная юного задора и чувственности. За всю жизнь он написал не более 40 – 45 работ (часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц. А между тем он постоянный участник выставок в Салоне независимых и Свободном театре — самых модных местах парижских интеллектуалов того времени.
Инвертируя выражение Анри Матисса: «Цветы — это звезды земли», Ван Гог изображает на картинах звезды в виде цветов. Все полотно проникнуто бесконечным лиризмом. При этом «подлинность» произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики. Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию.
Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Позже легенда обыграла этот факт как акт отчаяния художника, которого никто не хотел пускать на нормальные выставки.
Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. Обладая бойким пером, Мейер-Грефе решил написать привлекательную для коллекционеров и любителей искусства биографию художника. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. Но судьба распорядилась иначе.
Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Бакстер утверждает, что на ней изображен неканоноический вид Тайной вечери — когда апостолы сидят по одну сторону стола. Город Антверпен богат разнообразными художественными сокровищами. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника.
Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Легенда гласит, что за всю свою жизнь Ван Гог продал всего одну картину, «Красные виноградники в Арле», бедствовал и едва наскребал на кисти и краски, которые покупал вместо хлеба на последние гроши. Объясняется же все просто. О разуме, свободном «от оков» Зато «биографию» издал Мейер-Грефе и в ней он особенно расписал «интуитивный, свободный от оков разума» процесс творчества Ван Гога.
Тональный колорит смело сочетается со звучными пятнами чистого цвета. Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо – модным «светским львом» и общественным деятелем – борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. Точной даты рождения художника мы не знаем.
Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». 1889. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега.
В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе.
По договору, молодожены переехали в дом невесты. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». Но судьба распорядилась иначе. «Подсолнухи» В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ.
Он же оплачивал лечение Винсента. Музей Майер ван ден Берг обладает коллекцией произведений искусства, собранной Фрицем Майером ван ден Бергом (Антверпен, 1858-1901), который скоропостижно скончался в возрасте 42 лет. С 1833 по 1839 год.
220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Ван Гог писал не по наитию – долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом.
Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Другое дело — буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник.
Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. Автопортрет с отрезанным ухом. Это – картины из Музея ван ден Берг и Музея Смидт ван Гельдер.
Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Он же оплачивал лечение Винсента. В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. А еще помещает пальмовую ветвь над обедающими.
Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником. Мастер жанровой живописи ценился и как искусствовед.
Автором этого мега-мифа стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе (J. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией.
Контраст цветовой, тематический, композиционный. Не остался в стороне от этой тенденции и Вермеер Ян. Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми.
Художники Нидерландов обычно не бедствовали. Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Вермеер умер на пороге нищеты.
И этот выбор тоже не случаен. Картины художника иногда изображают Катарину.
Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента. Оно принадлежит Гаагскому музею, но его практически никогда нельзя застать на месте – так часто оно гастролирует по миру. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство.
У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Его темперамент выплескивался на холст.
Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Первоначально прокормить многочисленное семейство помогала гостиница «Мехелен», располагавшаяся на главной рыночной площади Делфта. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.
Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. И кто это сделал. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст».
Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. Подобные аллюзии повторяются и на других полотнах голландца.
Художники практически перестали получать заказы. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Сначала в его представлении Ван Гог был «человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью». Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения.
Картины и предметы прикладного искусства были очень востребованы в голландском обществе. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». Тео-провидец Так Ван Гог оказался в столице «нового искусства» — Париже и по совету Тео поступил учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов.
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ ЗНАЕТ ПОЛОТНО КИСТИ Я. ВЕРМЕРА ДЕЛЬФТСКОГО «ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЕЖКОЙ» (1665) БЛАГОДАРЯ НАШУМЕВШЕМУ КИНОФИЛЬМУ. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее». Иногда женщин сопровождают кавалеры, однако число персонажей всегда невелико.
Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. Ван Гог писал не по наитию — долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. Самой значимой картиной данного периода можно назвать крупнофигурное полотно «У сводни». Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Объясняется же все просто. Kартина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной.
Так выглядит звездное небо на его картинах «Звездная ночь» и «Ночное кафе», которую он написал в тот же год что и «Ночная терраса кафе». Уже женившись, он мигрировал в Делфт и купил там постоялый двор. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». После рокового выстрела Ван Гог прожил еще два дня, был удивительно спокоен и стойко переносил страдания.
Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге. Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии.
«Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи».
Имея за плечами фундаментальное знакомство с историей и теорией искусства, а также с практикой торговли им, упорный голландец в двадцать семь лет приступил к систематическому изучению ремесла живописи. Пушкина. Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе.
Хозяин гостиницы «Мехелен» теперь звался Рейнер ван Вос. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. О матери мастера, Дигне Балтес, нам почти ничего не известно. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».
Следовательно, на момент написания картины (1665) Марии было всего двенадцать. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела.
Он ему покровительствовал. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. Но хорошо известно, что после нее он написал еще целый ряд работ, где злополучное поле изображено сжатым. Пушкина. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства — Парижа.
Публика рано или поздно ее обязательно оценит. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов».
Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани. Он же оплачивал лечение Винсента.
Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. 92, 2 x 80, 8. На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов.
Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». Есть мнение, что персонаж справа – автопортрет художника. У кого же он брал уроки рисования. Технологическая экспертиза показала, что они идентичны проданным полотнам. Теперь у него появляются две излюбленные темы.
В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Типичными для этого периода картинами являются «Девушка с письмом», «Молочница», «Кружевница». В первой картине – мрак и напряжение, во второй – свет и гармония. Мейер работал в Девентере.
Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Все его наследство отошло кредиторам. И этим артдилером был его брат. Как бы ни была юна девушка на картине, она все же явно старше дочери художника. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Национальная галерея.
Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог — за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо — за абстракционистов и модернистов XX столетия. Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». Краеугольный камень легенды о Ван Гоге— его безумие. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена.
Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». Этими картинами Мейер создал международную репутацию. «Находясь в окружении картин, — писал он, — я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе.
«БОЛЬШЕ ЧЕМ РОМАНТИЗМ» – ТАКОЕ НАЗВАНИЕ ПОЛУЧИЛА УНИКАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, РАЗВЕРНУТАЯ В ЗАЛАХ ИНЖЕНЕРНОГО КОРПУСА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ С 6 НОЯБРЯ 2013 ПО 15 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА В РАМКАХ ПРАЗДНОВАНИЯ ПЕРЕКРЕСТНОГО ГОДА РОССИЯ – НИДЕРЛАНДЫ. Все это не было простой благотворительностью. Его ранние полотна отмечает монументальность и возвышенность образов. Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. И этим артдилером был его брат.
Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа».