В его коллекции было несколько работ этого художника. Ван Гог боится этого торможения работы больше всего.
В самом отборе предметов выражается их причастность к его жизни. Однако в манере исполнения доминирует застылость, сочетающаяся с неуверенностью и тревогой. Его черные колючие живые изгороди на снежном фоне как «шрифт на белой бумаге», как «страница Евангелия».
Последние два года жизни художника были наполнены метаниями. На знаменитом полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, — полагает исследователь Джаред Бакстер. Опираясь на "Манга" Хокусая и пытаясь воссоздать фактуру японского рисунка, он работал тростниковыми перьями различной толщины.
Художнику лучше исходить из красок на его палитре, чем из красок природы. Однако его работы руководители мастерской воспринимают как сущее кощунство. А «Натюрморт с цветами в бронзовой вазе» (1887), один из натюрмортов тех лет, поражает и условностью и достоверностью в одно и то же время. В одном из своих писем он говорил, что «все его произведения основаны на японском искусстве» и называл импрессионистов «французскими японцами».
Ты знаешь, эти маленькие женские фигуры в саду или на берегу, всадники, цветы, скрюченные колючие ветки". Он полюбил свою кузину, рано потерявшую мужа, но вызвал этим лишь недовольство отца. Через японцев: вот лист бумаги, на котором только черточки и линии, но эти линии создают глубину, при этом оставаясь «как бы глубиной». В шелесте олив ему слышится «что-то очень родное, бесконечно древнее и знакомое», а олеандры —«дышат любовью». Как я все время думал, не попал ли я уже в Японию.
Зимой 1890 года Ван Гог пишет в Арле картину "Цветущие ветки миндаля". Вообще хижина бедняка – один из излюбленных сюжетов Ван Гога, воплощающий для него чисто голландский культ дома, которого он навсегда был лишен и к мысли о котором особенно часто возвращался ("Хижина в полночь", F83, Амстердам, музей Ван Гога "Заход солнца", F190 "Хижина под деревьями", F187 и др. ). Этот период жизни художника оказался очень плодотворным и насыщенным. Изначально гравюры были черно-белыми, но очень скоро японцы освоили технику цветной печати, превратив «низкий» массовый жанр в высокое искусство. К моменту, когда японские гравюры стали проникать на Запад, уже сформировалась полноценная традиция с устоявшимися приемами колористики, композиции и выбора тем. Вначале это была страстьтаких оригиналов, как мой брат и я. Он покупает дешевые японские гравюры и развешивает их на стенах своей комнаты.
Это выражается прежде всего в его бережном отношении к традиционно голландскому колориту, входящему в его картины (в особенности в натюрморты и портреты) на правах тематического материала.
Они похожи на тайнопись. Увлечение японским искусством. Он культивирует в себе это чувство единства человека и предметного мира.
Эта работа – еще одно доказательство культа знаменитого художника в современном обществе. Бюрль) и др. Эта черта получит развитие в последующих творческих циклах художника. Эти остановки самое страшное. Это уже не легкость импрессионизма, но постимпрессионизм. В отличие от многих своих современников, которые увлекались внешним подражанием Востоку, Ван Гог «хотел понять, как чувствует и рисует японец», проникнуть в тайну отношений художника и природы.
В этом-то вся беда" (413, 243). Японизм. Одновременно внятность-узнаваемость пространства – и его условность, четкое понимание, что всё это именно нарисовано на плоскости.
В сопроводительном письме Ван Гог замечал: «Утрируя свою личность, я стремился придать ей характер бонзы, простодушного почитателя вечного Будды». И вскоре начинающий художник решил сделать гравюру своим ориентиром в живописи: «Юг Франции — практически эквивалент Японии. » — писал Ван Гог из Арля. Только благодаря живописи он приобщался к теплу человеческого очага ("Едоки картофеля"), к домашней утвари, которой у него не было, но которую он теперь обретал в своих натюрмортах, к природе, которая "говорила" с ним, а он жадно внимал ее "языку" к жизни вещей, хижин, деревьев, которые из безразличных предметов превращались, когда он их писал, в собеседников, открывающих свой сокровенный смысл.
Влияние японской живописи заметно в резких контурах и расположении веток. Молодые всходы пшеницы напоминают ему выражение лица спящего младенца. Японизм – (от франц. Но и из кипящего жизнью Парижа Ван Гог сбегает – в тихий провинциальный Арль.
Решая покончить с собой, он стреляет в сердце. Ориентируясь на вкусы потенциальных покупателей, художники и выбирали свои сюжеты. Они переняли различные формы композиции, например изображения отдельно стоящего, как бы «обрезанного» рамкой картины объекта фигуру, стоящую на переднем плане полотна асимметричное построение картины экстремально углублённые вдаль диагонали «зарешёченность» картины при помощи деревьев и пр. Корзинка с яблоками" (F115, Гаага, Муниципальный музей октябрь 1885), который был написан исходя из того, что зеленый и красный – цвета дополнительные и что бесконечные комбинации этих цветов, получаемые в результате смешения или противопоставления, создают искомую тональную гармонию, получаемую на палитре художника, но не противоречащую правде природы. Серии цветной графики Хокусая (например, 100 видов священной Фудзи) были образцом для серийных работ Сезанна и Моне. И его мучили припадки болезни, становившиеся невыносимыми.
То же самое можно обнаружить буквально в любом натюрморте Ван Гога. "Я тоже иногда читаю Библию, как читаю Милле, Бальзака или Элиота, но в ней я вижу нечто абсолютно иное, чем отец и вовсе не нахожу того, что он извлекает из нее, следуя своим академическим рецептам" (164, 72). 44, 316).
Насыщенный колорит отличает и серию картин, на которых изображены подсолнухи. Но он не является ни аллегорией, ни даже символом в символистском понимании термина, а выступает в своей первичной роли, как предмет, который ничего не объясняет, но значит то, что представляет, являет собой равенство с существованием, утверждаемым художником как единственная реальность. "Но если в поздних картинах Ван Гога смерть – это хорошая смерть (ein guter Tod), то в ранних – смерть и отчаяние всегда контрастируют с мотивом жизни (примеры "Скорбь" и "Дерево" 9), – пишет Ян Бялостоцкий, посвятивший специальную работу этой особенности Ван Гога. И хотя в брюссельской Академии изящных искусств он долго не проучился, рисовать не бросил.
"Продавайте все, что у меня есть, но дайте мне работать. Они переняли различные формы композиции, например изображения отдельно стоящего, как бы «обрезанного» рамкой картины объекта фигуру, стоящую на переднем плане полотна асимметричное построение картины экстремально углублённые вдаль диагонали «зарешеченность» картины при помощи деревьев и пр. Сам образ отсылает нас к веткам цветущей японской сакуры. В 1853 году в международной торговле появились японские товары. Оно возникало из того же жизненного уклада, который ему надлежало увековечить.
Серии цветной графики Хокусая (например, 100 видов священной Фудзи) были образцом для серийных работ Сезанна и Моне. Ряды старых ветел — процессию стариков у богадельни.
Всего два года спустя, в 1887 году, он пишет картину «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик». Он интуитивно убегает даже от такой заданности-логики, как то, что линия горизонта в принципе и должна быть горизонтальной (2х24, ну и что. ) Его линия живее: уютная, человеческая (2х24, зачем. ) При этом его личное 2х2 всегда равно какой-то вполне определенной, не случайной величине (свою норму знает): угол горизонта на его картинах всегда опущен слева вниз, ровно на один и тот же градус. Ван Гог постоянно вводит ее в свои пейзажи, словно бы находя в ней подтверждение своим мыслям о преходящести всего сущего, кроме полюбившейся ему человеческой группы, прораставшей сквозь пласты времени и неизменной, "как трава и цветы", - "Старая башня в Нюэнене с кладбищем" (F34, музей Крёллер-Мюллер) "Старая башня с двумя фигурами на переднем плане" (F184, Амеронген, Нидерланды, частное собрание) "Старая башня в Нюэнене" (F84, Амстердам, музей Ван Гога F88, Цюрих, собрание Е. -Ж. И вот эти развалины говорят мне, что разрушаются, несмотря на свои глубокие корни и вера и религия, а крестьяне живут и умирают с той же неизменностью, что и раньше, расцветая и увядая, как трава и цветы, растущие здесь, на кладбищенской земле" (411, 242).
" (429, 256). Такой подход является традиционным в японском искусстве, где какая-либо частичка изображаемого пейзажа может оказаться не менее значимой, чем все необозримое пространство. Голландия и до открытия границ вела торговлю с Японией. Полотно предназначалось в подарок младшему брату Тео в связи с рождением у него сына.
Его ожидания, конечно, не оправдались. ". охватило всё от живописи до моды.
"Две полуразрушенные хижины под одной камышовой крышей напомнили мне двух старых, дряхлых людей, которые постепенно превратились в одно существо и стоят, поддерживая друг друга" (410, 242). А затем Моне перенес все на холст.
Когда скоропостижно умер отец Ван Гога, он написал в память о нем "Натюрморт с открытой Библией" (октябрь 1885 г. F117, Амстердам, музей Ван Гога). И вскоре начинающий художник решил сделать гравюру своим ориентиром в живописи: «Юг Франции — практически эквивалент Японии. » — писал Ван Гог из Арля. " (420, 249).
Рисунки, сделанные в Провансе, полны экспрессии и эмоционально наполнены. Так и Ван Гог, рисуя старое дерево, думает о превратности человеческой судьбы и передает «странное врастание в землю и вместе с тем полуоторванность от нее под воздействием бури». Это и символ новой веры Ван Гога.
Он стремился достичь «озарения» — тех высших мгновений, в которые мастера древнего Востока вдруг постигали истину о мире во всей ее полноте. Спасибо за статью, Эллина. Ван Гог хотел жениться на Урсуле, но брак не состоялся. Две хижины под одной крышей — престарелую супружескую чету, доживающую свой век.
Они не скрываются, не уходят в даль, в прошлое: типа, теперь мы всё поняли и начинаем новую жизнь, будем добрыми самарянами. Автор удачно передал атмосферу маленького вечернего городка. Сеятель – Жнец – наиболее близкая его восприятию метафора жизни – смерти – проходит через всю его жизнь. Он и так живет впроголодь, чтобы побольше денег вложить в живопись. Но родные не дали согласия на брак.
От натуры я сохраняю определенную последовательность и определенную точность в размещении тонов я изучаю натуру для того, чтобы не наделать глупостей и остаться в пределах разумного, однако меня мало интересует, точно ли такой же у меня цвет, как в натуре, – с меня достаточно, если он выглядит на моем холсте так же красиво, как в жизни" (429, 257).
Но несколько картин Гоген все же создал, поддавшись всеобщему увлечению. Выставка в цюрихском Кунстхаусе продлится до 10 мая.
Художник или поэт пытается уловить эти мгновения и передать другим их благую весть. "Одним из любимых словечек Гонкура было: "Вечная японщина". Называя Голландию "страной картин", Ван Гог имел в виду не только то, что картины присутствуют в каждом доме и окружают каждого голландца с детства. Ему открывается значение света и радости извлекаемых путем живописания из самого темного и безрадостного.
Например, его «Куртизанка», скорее всего, является репродукцией одной из гравюр Утагава Йоситора. Это ее единственное украшение.
Горизонт Ван Гога отличается от японского: у них он строго горизонтальный и трезвый. Недолгое пребывание в Антверпене (ноябрь 1885 – февраль 1886) явилось своеобразной "репетицией" поездки в Париж. Как он "читает" картины Хальса и рассказывает о них Тео.
Известна его серия картин «Башмаки» (1887 год), где в невероятно гармоничном сочетании цветов изображена простая пара рабочих башмаков, которые рассказывают нам целую историю о своем обладателе.
Библия и свеча – это атрибуты его отца, пастыря и проповедника, несшего своим прихожанам Слово, "в котором была жизнь и жизнь была свет человеков" (от Иоанна, 1, 4) 13. Делает зарисовки на улицах – "Ратуша в Антверпене" (F1351, Амстердам, музей Ван Гога), "Большой рынок в Антверпене" (F1322, там же) и др. Ван Гога до поры до времени удовлетворяет эта традиция, внутренне совпадающая с его образной системой.
Правда, считается, что Ван Гог еще в Нюэнене испытал влияние японцев 22. Он углубляется в эти милые формы, так прочно и "художественно" выстроенные их пернатыми творцами, любовно соединяет их листьями и ветвями, выкладывая их перед зрителем, будучи уверенным, что "людям, хорошо знающим природу, понравится цвет мха, сухих трав и листьев" (485, 250).
Теодор Ван Гог во всех бедах своего сына обвинял "французские романы". Мать и дочь содержали частный детский сад, так что Винсент нередко видел свою возлюбленную в окружении детей и называл ее «ангелом с младенцами». Рембрандта абсолютно справедливо называют волшебником – это нелегкое призвание" (426, 252). Однако художники слишком различались по темпераменту, что приводило к бурным ссорам.
Кроме гравюр он приобретал альбомы, шкатулки и разные безделушки. Они переняли различные формы композиции, например изображения отдельно стоящего, как бы «обрезанного» рамкой картины объекта фигуру, стоящую на переднем плане полотна асимметричное построение картины экстремально углублённые вдаль диагонали «зарешёченность» картины при помощи деревьев и пр. Но он не мог не подвергаться целительному действию искусства. Страстными почитателями и коллекционерами японских гравюр были Дега, Мане, Моне, Бернар, Боннар, а так же Эдмон Гонкур, который писал в своем «Дневнике»: «. Но не только. Помните потрясающее описание шахтерского поселка в Боринаже.
Дома-существа, прислонившиеся друг к другу, обладающие биографией, судьбой, чувством. Европа, XIX век: увлечение наукой, фотографией искусство скатывается к иллюзионизму, уже забыто, что картина – это вовсе не как можно более натуральное окно, в которое хочется засунуть голову (как Буратино).
Когда он находил привлекательный вид для пейзажа или смотрел на баржи, плывущие по Роне, это вызывало у него возглас восхищения, а в письмах к брату он писал: «Сущий Хокусай». В Прованс по приглашению Ван Гога приезжает Поль Гоген, чтобы работать вместе. В своем творчестве они не только использовали японские мотивы и принципы японской живописи, порой они даже повторяли японские гравюры (Винсент Ван Гог повторил, в свойственном ему стиле, гравюру Хиросиге «Вечерний дождь в Атаке на Великом мосту» из серии «100 известных фидов Эдо»). Художник Димут Штребе представил «живой предмет искусства». Это было для него, как он сам утверждал, "нечто большее, чем зеленые ландшафты и цветы.
Неизбежное совершилось: замысел жизни исчерпан, терпение иссякло. Он пишет в более светлой гамме и более свободной манере, чем это было в Гааге, городские пейзажи: "Дома в Антверпене" (F260, Амстердам, музей Ван Гога), "Группа старых домов" (F204, частное собрание). Винсент много читал, учился, работая. В письме к брату Ван Гог повторил то же самое, но добавил, что это образ некоего «импрессиониста вообще».
Одной из форм проявления японизма можно считать также появление в творчестве Клода Моне серии картин «Японский мостик» и «Нимфеи», а также цикл картин «Гора Сен-Виктуар», принадлежащей кисти Сезанна. Японское искусство стало катализатором развития новвых художественных стилей и живописных систем. Ребячливость, правда.
Он был странным, не таким, как другие. Он восхищался быстротой, ясностью и четкостью японских художников. Картина «Белый дом ночью», написанная в первый летний месяц после переезда в Овер, полна противоречивых чувств. Это символика многопланная, лишенная признаков "чистого" стиля.
В 1887 году в кафе "Тамбурин", знаменитом среди парижской богемы, Ван Гог организует выставку гравюр укиё-э. Но если для старых голландцев такое единство было жизненной реальностью, то для Ван Гога оно возможно лишь как реальность искусства. В этом значение антверпенского эпизода в его жизни, на чем сходится большинство авторов.
И тогда, как писал великий танский поэт и художник Ван Вэй в своем трактате «Тайны живописи», «на картине всего лишь в фут художник напишет сотни тысяч верст». Само название переводится с японского как «образы изменчивого мира». «Звездная ночь» (1889 год), одна из самых известных картин Ван Гога позднего периода, несмотря на нереалистичность изображенного звездного неба (по нему словно летит вихрь из звезд), не кажется надуманной или нарочитой.
Ван Гог действительно подчиняет свою кисть "воображению и чувству". В основном художники, работавшие в этом стиле изображали картины обыденной городской жизни. Этот умиротворяющий символ – символ примирения с законом всеобщего умирания присутствует во многих его пейзажах и картинах этого цикла: башня виднеется в окошке дома ткача ("Ткач", F24, Берлин, собрание Т. Вернера), появляется как напоминание в конце аллеи или сквозит сквозь ветви ("Сад пресвитера в Нюэнене", F67, США, собрание А. Хаммера "Сад пресвитера", F185, Гронинген, Городской музей).
Молодая пара, а пьют уже вторую бутылку. Если у Делакруа картина строится по законам прямой перспективы и священник, прошедший мимо ограбленного разбойниками, уже почти ушел второй путник (левит) тоже почти скрылся, а добрый самаритянин ближе всех (вся история разворачивается во времени), то у Ван Гога тот же сюжет строится именно в плоскости (как на иконе): все три варианта отношения к страдающему человеку представлены одновременно. Для создания инсталляции, Лиуве Ван Гог, праправнук Тео Ван Гога, брата художника, пожертвовал свой генетический материал: новая «раковина» была выращена из фрагмента его хрящевой ткани и, как утверждают авторы, в точности повторяет форму уха Винсента, восстановленную с помощью компьютерного моделирования.
В бедной комнатке со столом и табуретками из некрашеного дерева было чисто (он сам навел чистоту), на окнах висели белые кисейные занавески, по стенам — этюды, а у окна стояла колыбель, над которой склонялась молодая мать. Ван Гог очень быстро превратился из крестьянского художника в городского бродягу, шатающегося по докам и набережным ("Набережная в Антверпене", F211, Амстердам, музей Ван Гога), дешевым кафе и танцевальным залам, где молча "изучает" женские головы и фигуры ("Танцевальный зал", F1350a и F1350b, Амстердам, музей Ван Гога). Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды», – писал Винсент брату Тео. Он силится довести поразившее его впечатление до степени внушения. Таков, например, один из лучших его этюдов "Натюрморт.
Например, отношения предметов в "Натюрморте с пятью бутылками и чашкой" (F50) выходят за возможности предметного мира: в том, как бутылки, каждая подбоченясь по-своему, соприкасаются или отчуждаются, чувствуется нечто, уподобляющее эти обычные предметы живым существам. Жизнь была слишком сложная, да и заработков у начинающего художника не было. Сколько любви вызывает в нем Рембрандт, которого он даже не пытается определить словами. Я тот еще кунст-маньяк, вот таким образом на музей Ван-Гога потратила чуть ли не полдня.
Среди них интересен "Портрет папаши Танги", написанный еще в Париже в 1887 году. В этом названии – полное описание нового этапа жизни художника. Эта грохочущая "голгофа" тружеников, чернеющая в сером сумраке маленьких комнат, несомненно внушала ему мысль "о сходстве труда ткачей с его собственной работой" 17 ("Ткач", F30, музей Крёллер-Мюллер "Ткач", F27, Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген и десятки рисунков). Художник изобразил добродушного торговца на фоне стены, увешанной японскими гравюрами. Так вот, эти доки – великолепная японщина, фантастическая, своеобразная, неслыханная по крайней мере, мне так кажется" (437, 263).
В этом заключалась почвенная связь искусства с окружением. Один за другим он делает целую серию натюрмортов ("Три птичьих гнезда", F108, музей Крёллер-Мюллер F109 recto, Амстердам, музей Ван Гога F112, музей Крёллер-Мюллер). По мнению исследователей, слово «импрессионист» Ван Гог употреблял в значении «непризнанный», «отвергнутый». Их коллекция включала и произведения из цикла «53 станции Токайдо» мастера Утагавы Хиросигэ, такие элементы стиля которой, как яркие цвета, натуралистичные детали и необычная перспектива, ван Гог использовал в своём творчестве.
Легкая, воздушная, полная светлых оттенков и радостных цветов, эта картина знаменует период импрессионизма в творчестве Ван Гога. Люди пытаются сохранить не только мощи святых, но и частичку Винсента Ван Гога.
Когда влюблялся, эти истории рождали бурю негодования у его родных. «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Восхищение тут же переросло в страсть — он стал их неуемным собирателем и тут же написал несколько работ по следам впечатлений. После Ван Гог делал предложение Марго Бегеман, девушке из семьи, жившей по соседству с его родителями. "Вот что интересно: когда я сравниваю какой-нибудь свой этюд с этюдами других, оказывается, что между нами нет почти ничего общего" (447, 273).
«Я не могу смотреть на нее без волнения: большое и сильное чувство охватывает человека, когда он сидит рядом с любимой женщиной, а подле них в колыбели лежит ребенок». Ван Гог сразу же обнаружил свою тягу к разработке вечных, устойчивых тем искусства. А у Ван Гога левый угол всегда чуть опущен – вроде бы горизонталь, а не совсем.
Отбирая для изображения такие предметы, как крестьянские деревянные башмаки, деревенская посуда, часовня, кладбище, птичьи гнезда или такие сюжеты, как сеятель, жнец, трапеза, Ван Гог обнаруживает скрытую тенденцию представить крестьянский мир в системе символических образов, близкой к мифологии. Нет. Серии цветной графики Хокусая (например, 100 видов священной Фудзи) были образцом для серийных работ Сезанна и Моне.
". Причины этой неудачи до сих пор не слишком ясны. Работы, созданные с февраля по май 1888 года полны света, цвета и движения.
Ван Гог, отправляясь из Парижа в Прованс, ощущал это «путешествие в Японию», фантастическую «страну искусства» с сияющими небесами. Цвет, колорит служат средством выражения тех представлений, которые составляют содержание вангоговского искусства этого времени. В парижский период жизни ван Гога страстным его увлечением стало японское искусство.
Кроме того, ему кажется, что "здесь гораздо больше шансов найти людей, которые, возможно, заинтересуются моей работой" (443, 271). Он же вспоминал, что Ван Гог пробыл в Академии "только несколько недель.
Он как бы гласит: "крестьянский художник, место действия Брабант, Голландия".
У него нет четко очерченных хронологических границ и точных стилистических характеристик. Картины делаются более яркими, динамичными, насыщенными, экспрессивными. Пуля прошла ниже, но рана, полученная художником, оказалась смертельной.
29 июля 1890 года Винсент Ван Гог умер. Увы, но в колыбели лежал вовсе не ребенок Винсента, молодая мать была профессиональной проституткой, а сам Baн Гог не так давно выписался из больницы, где лечился от не слишком серьезной, но весьма неприятной болезни, которой его наградила «любимая женщина». Однако не запрещают ему писать картины даже в больнице. Отличительная черта нового стиля Ван Гога – яркость желтого и синего цветов их контрастное, но в то же время гармоничное сочетание, воплотилось в полной мере в картине «Ночная терраса кафе» (1888 год).
"Оборотная сторона живописи состоит в том, что художнику, даже если его картины не продаются, все равно нужны деньги на краски и модели для того, чтобы двигаться вперед. Его трепетные, свободные штрихи создают, как на свитках древних китайских мастеров, неуловимое ощущение постоянного роста. Будто следуя заветам легендарного Бодхидхармы, Ван Гог ищет «кратчайшее расстояние от сердца художника к сердцу зрителя», говоря на языке взволнованных линий, неистового цвета, смятенных форм.
Растоптанные башмаки крестьянина выступают как вангоговский символ предпочтения праведного крестьянского образа жизни, как свидетельство его понимания лица мира, который он выбрал и противопоставил цивилизованному миру, откуда он изгнан "за деревянные башмаки" (408, 241). Картина «Красные виноградники в Арле» (1888 год) отражает особый колорит природы, который мы, быть может, не видим в реальной жизни, но который, тем не менее, очень точно передает ощущение труда в поле на закате. ".
Винсент Ван Гог в первый (и в последний) раз зажил семейной жизнью. Один из гостей заведения стоит в дверях – по мнению Бакстера, это Иуда. С устройством помог дядя, который владел компанией, торгующей произведениями искусства. Значительное влияние японизм оказал также на искусство стиля модерн и на кубизм. Однако тот, кто стремился «нести свет во тьму» безсолнечной шахтерской жизни, вскоре сам погружается в нее и, не способный своею проповедью бороться с нищетой, переживает новый душевный кризис.
И дело тут не только в традиционно голландском понимании колорита.