В работах последних недель жизни Ван Гога – таких как Пшеничное поле с воронами или Пшеничное поле под грозовыми тучами – заметно сильное эмоциональное возбуждение, – поясняет она. «пшеничное поле с воронами» (нидерл. Korenveld met kraaien, фр. Champ de bl aux corbeaux)— картина нидерландского живописца Винсента Ван Гога, написанная художником в июле 1890 года и являющаяся одной из самых знаменитых его работ.
Ван Гог, чуть больше чем за две недели до того, как лишился жизни с помощью револьвера, написал картину «Вороны в пшеничном поле». Ван Гог просто решил, что ему нужно рисовать больше и чаще. Доктор и Винсент почти сразу почувствовали взаимную симпатию. Вдобавок ко всему у Тео испортились отношения с хозяевами.
что примерно к сорока годам – впрочем, не будем загадывать. Как-то он обратил внимание, что картина Гийомена Обнаженная с японской ширмой висит у доктора без рамы. Но Винсент не менял своего мнения. В квартире брата их скопилось великое множество.
А младшая, Жермена, еще девочка, теперь не засыпает — ее вообще не так-то легко отправить в постель, — пока к ней не зайдет «г-н Винсент». Винсент снова стал необычайно раздражителен. Вдруг Винсент резко поворачивается к хозяину.
«Пшеничное поле» несет чувство тревоги. Доктор Гаше был, несомненно, на редкость обаятельным человеком. Душу Винсента терзает тоска. Пространство представлено таким образом, будто перспективный центр отсутствует. Спустилась ночь.
Психиатры и психоаналитики также предлагали различные толкования болезни. Таково было мнение доктора Гаше. В руках у него частенько белый зонт на зеленой подкладке. Тео не ответил на его записку. Бесполезно вкладывать в это душу. С кем только не сталкивался Гаше в своей неустанной кипучей деятельности.
Винсент не отзывается, Раву решает открыть дверь. Такие дела. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Тоска все равно не пройдет никогда. В квартире брата их скопилось великое множество. И как таковой, он не укладывается в обычные мерки и оценки.
В начале XX столетия были ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Винсент был слишком поглощен живописью. Картина «Вороны в пшеничном поле» (она же «Вороны на пшеничном поле») была написана Винсентом Ван Гогом в 1890 году, за пару недель до того, как он попытался застрелиться, в следствие чего умер от обильной кровопотери.
С первого взгляда Винсент показался ей здоровее Тео. Зрителю трудно понять, где заканчиваются и горизонт и тропы. Винсент показывает брату и невестке свои новые владения – поля, поросшие буйной зеленью (какое раздолье для живописца. ), кафе Раву (в семье Раву, которая состоит из отца, матери и двух дочерей, он живет теперь, как у родных). Чтобы доставить доктору удовольствие, Винсент обещает написать для него второй вариант портрета (В настоящее время картина находится в галерее Же де Пом в Париже) и по просьбе Гаше повторить для него копию Пиеты. Для человека, написавшего Вороны над полем пшеницы, что остается в жизни.
произв. ), – я заметила. Зато он надеется, что Гаше раздобудет ему модели. Винсент вышел, опустив голову. Но он хранит нерушимое молчание.
Через несколько недель, в октябре, нефрит перешел в тяжелую уремию. Музеи с его картинами самые популярные в мире. Пшеничное поле, подлесок, замок в Овере, сад Добиньи. Ядро же экспозиции составят 40 произведений самого художника.
Впрочем, Гаше специализировался не только на урологии, он глубоко изучил сердечные и нервные заболевания (он работал в больницах Бисетр и Сальпетриер). Каково же было изумление молодой женщины, когда она увидела не опустившегося неудачника, какого она ждала, а «крепко сбитого, широкоплечего мужчину», с «веселым выражением» и «здоровым цветом лица», «во всем облике которого чувствовалось упорство». — приехать на несколько недель в Овер подышать деревенским воздухом. Тео исхудал, у него появился кашель.
Впрочем, не все картины Винсента находятся в Сите Пигаль. Госпожа Раву обратила внимание, что Винсент держится рукой за бок. Доктор Гаше не практиковал в Овере. Винсент тотчас решил подыскать для них другое хранилище. Но, по его собственным словам, кисть валится у него из рук.
Доктор Гаше почти уверен, что припадки у Винсента больше не возобновятся. Это кафе когда-то принадлежало Раву. Тем не менее он постарался обнадежить Винсента. Все стало на свои места, вошло в колею банальной повседневности. Какая разница, какой именно женщине была посвящена та или иная картина.
«Я гораздо уверенней владею кистью, чем до поездки в Арль», — пишет он. Душу Винсента терзает тоска. Вера ван Гога растворилась в его пейзажах, натюрмортах, портретах. Услышав стоны художника, он стучится в дверь. Перспектива омрачилась, я не вижу ничего хорошего в будущем».
Папаша Раву отдал трем художникам в их полное распоряжение заднюю комнату кафе. Картина «Пшеничное поле с воронами» предположительно была закончена 10 июля 1890 года, всего за 19 дней до гибели художника. Покачав головой, доктор Гаше прошептал: Как трудно быть простым. В«Пшеничном поле» Ван Гог смог при помощи всего четырех красок передать напряженную атмосферу ипридать картине по-настоящему сильную эмоцию. На его холстах природа корчится в фантастических конвульсиях, словно под влиянием какого-то страшного катаклизма.
Винсент, который не преминул отметить импульсивную живость доктора, сразу же счел его довольно эксцентричным, а по части нервов таким же тяжелобольным, как сам Винсент. Но Винсент отказался сообщить домашний адрес брата. И все-таки, как всегда, неудовлетворенный собою, он считает, что многое мог бы еще улучшить. С тех пор многие врачи интересовались болезнью Ван Гога.
Полотно выражает тревожное состояние, полное смятение души художника. Я гораздо уверенней владею кистью, чем до поездки в Арль, – пишет он. Над ярко-желтым пшеничным полем нависает свинцово-синее небо, создающее гнетущее ощущение. Если так, мы ее, очевидно, никогда не узнаем). И несмотря на то, что с точки зрения благочестия пастырь из Винсента был так себе (проститутки, алкоголизм, попытка убийства), вера живописца была совершенной.
Болезнь, которая подтачивала его многие годы, близилась к роковой развязке. Большинство медиков, писавших о болезни Винсента, глубоко несправедливы. Это кафе когда-то принадлежало Раву. Само собой, Винсент пишет портрет доктора Гаше. Его здоровье ухудшалось и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем в Сен-Реми-де-Прованс (1889--1890), где познакомился с доктором Гаше (художником-любителем) и в Овер-сюр-Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года. Его работы — работы фанатика, но фанатика, бесспорно, гениального.
Пришлось поместить его в лечебницу доктора Бланша в Пасси. Его мужество иссякло. В руках у него частенько белый зонт на зеленой подкладке. Это безумие невозможно рассматривать изолированно от той исключительной (в самом прямом смысле слова) личности, какой был Ван Гог.
Жилище доктора представляло собой настоящий музей. Религия всегда играла для ван Гога определяющую роль. Но дальше планов дело не пошло.
Они разговорились о Бельгии, о жизни старых мастеров, «закаменевшее от горя» лицо доктора осветилось улыбкой и Винсент тотчас решил написать портрет человека, в котором угадал будущего друга. Вдруг Винсент резко поворачивается к хозяину. Раву снова и снова окликает художника. Старшая дочь Раву, Аделина, согласилась позировать Винсенту.
Пришлось поместить его в лечебницу доктора Бланша в Пасси. Каждый вечер художник мелом рисует для нее игрушечного человека и она каждый раз приходит в восторг, что все человечки разные (Воспоминания сестер Раву, записанные Максимильяном Готье (Нувель литерер, 16 апреля 1953 года). Что до Буссо и Валадона, господи, ну как тут быть.
Не слышно ни звука. Доктор восхищен портретом, «он захлебывается от восторга», — пишет Винсент. Доктор Гаше был, несомненно, на редкость обаятельным человеком. Дрема.
Гаше, желая успокоить художника, пообещал без промедления заказать раму. Папаша Пенель знавал многих художников: Коро, Жюля Дюпре, Домье. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Одним из первых в медицине он заинтересовался гомеопатией. Вернувшись в Овер, Винсент снова принимается за работу.
Две руки машут Иоханне снизу. Один. Но голос этот проявился далеко не сразу. Никого. Он бывал у Прудона и Курбе, с которым в Париже жил в одном квартале. Конечно, малыш и его мать могли бы — ведь правда, это отличная мысль. Но разобранные механизмы человеческой души всегда вызывают во мне отторжение. Но уже на другой великой картине автора вороны будут играть определяющую роль. Доктор Гаше, встав, в упор взглянул на Винсента.
В 1957 году ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909--1992) на основе репродукции картины Ван Гога «Художник на пути в Тараскон», оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны, написал серию своих произведений. Папаша Раву отдал трем художникам в их полное распоряжение заднюю комнату кафе. Только кружат, каркая, вороны.
Но он считает себя неудачником. Если припадки повторятся, сам понимаешь. Никого.
Тео исхудал, у него появился кашель. Чем-то испуганные вороны стаей рвутся к небу, выписывая на холсте буквы «М». Черными штрихами обозначены летящие птицы. С первого взгляда Винсент показался ей «здоровее Тео». Сам Винсент еще на Лионском вокзале обратил внимание на болезненный вид брата и очень огорчился.
Густые, почти черные мазки неба создают в верхней части нервозную динамику. Но, несмотря на эту легкость, он снова, как, впрочем и всегда, жаждет учиться. Винсент пишет, подавленный одиночеством, неудачами, постигшими его в жизни. Чаще всего они пытаются не столько понять, сколько осудить и при этом пишут непререкаемым и недоброжелательным тоном. Винсент, который не преминул отметить импульсивную живость доктора, сразу же счел его «довольно эксцентричным», а «по части нервов» таким же «тяжелобольным», как сам Винсент. Да, он пытался застрелиться, но, к сожалению, кажется, промахнулся.
На другой день спозаранку художник уже стоял перед своими полотнами. Абсолютно один. Ничего, кроме страшной бездны, на голос которой человек отзывается горьким безмолвием. Доктор Гаше, шестидесятидвухлетний уроженец Лилля (Гаше родился 30 июля 1828 года.
Но, несмотря на эту легкость, он снова, как, впрочем и всегда, жаждет учиться. Перспектива омрачилась, я не вижу ничего хорошего в будущем. Сеансы происходят в задней комнате при кафе.
Долгое время считалось, что это последняя работа Ван Гога, но исследование писем Винсента с высокой долей вероятности свидетельствует о том, что его последней работой стала картина «Пшеничные поля», вероятно достоверность этого факта всегда будет сомнительна. Впрочем, чем только не интересовался этот разносторонний человек. И в самом деле, Винсент чувствует себя превосходно.
Но Винсент отказался сообщить домашний адрес брата. Я не высчитываю каждый грош, но и не делаю лишних трат, а сижу без денег, наверно, мне стоит явиться к ним, выложить им все начистоту и, если они посмеют мне отказать, заявить: Господа, я иду на риск и хочу основать собственное маленькое дело. Тишина. Однако считаю нужным внести в них некоторые поправки. День клонился к закату.
Винсент вспылил. Вкаждом мазке краски сквозит отчаяние иполное одиночество. Доктор Гаше не практиковал в Овере.
Небо резкими синими и черными мазками нависают над пронзительно желтой нивой. Выпуклые, сочные мазки, струящие и извилистые, наполняют пейзаж жизнью. Давние обиды ожили в его сердце. В этой работе Ван Гог с непревзойденным мастерством передает свои чувства. Все тихо.
Случай Ван Гога не просто медицинский или чисто эстетический казус. Бесполезно пытаться проникнуть в великие тайны мироздания. Пойми, я не знаю, совсем, совсем не знаю, какой оборот могут принять мои дела. Небольшое полотно (находится в амстердамском Музее Ван Гога), выполненное напряженными густыми и резкими мазками, с черными птицами, обрушившимися из грозовой синевы неба на слепящее золото растревоженных хлебов, было последней работой мастера. Что до Буссо и Валадона, господи, ну как тут быть. Жена доктора, несмотря на его неусыпные заботы, три года спустя умерла от туберкулеза. Никакого ответа.
По его собственным словам, он пишет много и быстро, одну картину за другой. Описание картины: «Пшеничное поле с воронами» (нидерл. О Винсенте ван Гоге написано столько книг, столько биографий.
Чтобы доставить доктору удовольствие, Винсент обещает написать для него второй вариант портрета и по просьбе Гаше повторить для него копию «Пиеты». Само собой, Винсент пишет портрет доктора Гаше. Винсент может обещать только одно — изо всех сил стараться «думать, что все идет хорошо». Но разве Винсент может прервать работу, перестать изводить холст, краски и кисти. Все бесполезно. Абсолютно поглощенный работой, Винсент непрерывно курит.
Но хотя появление Винсента и было для Гаше неожиданностью, между ними сразу установился контакт.
Да, дно жизни всегда манило его, призывало к себе и он шел ему навстречу. Он сам знает, что в практической жизни от него мало толку. С девушкой он почти не разговаривает.
И спокойно попросил доктора дать ему трубку и табак. Безмолвием – или воплем. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Это могло быть 25 мая или 15 июня. Никакого ответа.
Но разве Винсент может прервать работу, перестать изводить холст, краски и кисти. У него были энциклопедические познания и редкое разнообразие интересов. Но радость встречи довольно быстро развеяла тревогу Винсента и он успокоился. Винсент показывает брату и невестке свои новые владения — поля, поросшие «буйной зеленью» (какое раздолье для живописца. ), кафе Раву (в семье Раву, которая состоит из отца, матери и двух дочерей, он живет теперь, как у родных). Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников.
Трактирщик подходит к нему, пытается заговорить. Это его погубило.
Неужели мы не вправе требовать уважения и молчания. ). Тем не менее он постарался обнадежить Винсента. Восхищаться им модно. Навестив в Париже Тео, он даже заверил его, что его брат выздоровел.
Услышав стоны художника, он стучится в дверь. У него были энциклопедические познания и редкое разнообразие интересов. Три извилистые неровные дороги как будто уходят в никуда, теряясь среди колосьев. Почти оцепенение.
Существует версия, что Винсент покончил с собой в процессе написания этой картины такая версия финала жизни художника была представлена в фильме «Жажда жизни», где актёр играющий Ван Гога (Кирк Дуглас), стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном. Она позирует в голубом платье – первом своем девичьем платье. Доктор Гаше, встав, в упор взглянул на Винсента.
Никогда еще Винсент не работал с такой быстротой. Воздух чист. Долгое время считалось, что это последняя работа Ван Гога, но исследование писем Винсента с высокой долей вероятности свидетельствует о том, что его последней работой стала картина «Пшеничные поля», хотя в этом вопросе всё ещё существует неоднозначность. С первых шагов импрессионизма многие представители этой школы стали его друзьями. Смерть Винсента нанесла страшный удар Тео.
За все годы учебы и работы он, к большому сожалению, не смог никак продать свои работы. Винсент уверяет брата, что Гаше такой же больной и нервный человек, как мы с тобой. Сам Винсент, глядя на только что законченное им повторение портрета доктора Гаше, признает, что в его произведениях чувствуется «какое-то ожидание и вопль». «Тут битком набито разными разностями — точно в антикварной лавке и не все заслуживает внимания». Спустилась ночь. что в юной девушке, какой я тогда была, он угадал женщину, которой я стала потом.
На заднем плане яркое солнце. Художник Винсент Ван Гог, пребывавший в сумеречном состоянии рассудка и находившийся под опекой психиатра, выйдя с мольбертом на этюды и выбрав в качестве натуры заурядный сельский вид у церкви с кладбищем, создал свой шедевр «Вроны над пшеничным полем». Они висят на стенах, лежат под кроватью, под диваном, под шкафами «Фруктовые деревья в цвету» украшают спальню, »Едоки картофеля» венчают камин в столовой Винсент, сняв пиджак, раскладывает картины на полу в комнате, предназначенной для гостей и долго, придирчиво рассматривает одну за другой, «уйдя в себя», по выражению Ио. Доктор восхищен портретом, он захлебывается от восторга, – пишет Винсент. А сеятель как будто не идет, а скользит по ней (как тут не вспомнить Христа).
Простые могилы, без всяких надгробий, теперь они увиты плющом. Хотя доктор Гаше, которого его друг, художник Генёт, прозвал за рыжую шевелюру «доктор Шафран» из кокетства скрывает свой возраст, в своей манере одеваться он проявляет такую же независимость, как и в образе мыслей. Художника давно разобрали «по винтикам».
И вот уже Винсент стоит перед своей невесткой. Две руки машут Иоханне снизу. Теперь оно называется просто – У Ван Гога., Эскулап, Париж, 15 мая 1940 года).
О докторе Гаше см. На следующий день голландский художник смертельно ранил себя из револьвера. Но впечатление, которое на него произвел доктор, никак нельзя «назвать неблагоприятным». И спокойно попросил доктора дать ему трубку и табак. Винсент вспылил.
Винсент может обещать только одно – изо всех сил стараться думать, что все идет хорошо. Винсент пришел в ярость, мрачные огоньки вспыхнули в его глазах и вдруг он сунул руку в карман, где уже несколько дней носил пистолет, который одолжил у Раву под предлогом, что пойдет стрелять ворон. Жилище доктора представляло собой настоящий музей. «Я верну деньги или умру», — писал Винсент брату за полтора года до этого, после первого приступа болезни.
Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Много лет спустя при первой возможности Паскалини ее продал. Шутка ли, за неполные 10 лет творчества он создал больше 2 000 работ.
Ребенок болеет. В доме Тео одна беда следует за другой. Винсент был слишком поглощен живописью. Воздух чист. Но слава ему не принесла ничего, кроме проблем. В мансарде кафе Раву растет груда картин. Через несколько недель, в октябре, нефрит перешел в тяжелую уремию.
Музей ван Гога в Амстердаме – последняя остановка этого триумфального турне. Его лучи заполняют все небо и, кажется, сливаются с уже взошедшей пшеницей. Он изображает его в белой фуражке (Эта фуражка была присоединена к коллекции картин, подаренной семьей Гаше национальным музеям в 1951 году) и синем пальто с веточкой наперстянки, символизирующей болезни сердца, которыми усердно занимается Гаше. То, что обусловило талант Ван Гога, обусловило все обстоятельства его жизни и его болезнь. Из слухового окна падал свет на автопортрет Винсента, на копию «Пиеты» Делакруа, на «Арлезианку», на новые полотна, которые теперь ежедневно — по одному в день — прибавлялись к старым холстам, точно талант художника бил неиссякаемым, щедрым ключом.
Полотно было выполнено в июле 1890 года. Напротив муниципалитета в кафе завсегдатаи перекидываются в карты. Желтая пшеница сгибается под порывами ветра. Потом вдруг решил снять кабаре «Тамбурин» и основать в нем товарищество художников, а вскоре в приступе помешательства пытался убить жену и ребенка.
Соблазненный предложением доктора, Винсент в перерыве между двумя картинами сделал гравюру с портрета доктора Гаше, с автопортрета «Человек с трубкой» и решил сделать еще несколько офортов — «ну хотя бы шесть» — со своих провансальских полотен. Он и сам рисовал, занимался гравюрой (его главной страстью были офорты), подписывая свои произведения Р. ван Рейсел (ван Рейсел по-фламандски означает «из Лилля») и выставляя их в Салоне Независимых. Он бросает в землю не просто зерна – это семена веры. С девушкой он почти не разговаривает. «Слишком любезный с виду для художника», — отметил Винсент. Она позирует в голубом платье — первом своем девичьем платье.
Бесполезно пытаться проникнуть в великие тайны мироздания. Сам Тео дошел до крайнего истощения. Они повсюду. Было девять часов вечера.
Было девять часов вечера. Он и сам рисовал, занимался гравюрой (его главной страстью были офорты), подписывая свои произведения Р. ван Рейсел (ван Рейсел по-фламандски означает из Лилля) и выставляя их в Салоне Независимых. И вот уже Винсент стоит перед своей невесткой. Иоханна прихварывает.
С кем только не сталкивался Гаше в своей неустанной кипучей деятельности. Сходи к господину Винсенту, – говорит она мужу, – мне кажется, ему нездоровится. Денег он отдать не смог. Винсент, весь в крови, лежит на кровати лицом к стене.
Папаша Раву поднимается наверх. Винсент уверяет брата, что Гаше «такой же больной и нервный человек, как мы с тобой». Покачав головой, доктор Гаше прошептал: «Как трудно быть простым. » Для него, наперсника многих художников, который одним из первых оценил творчество Сезанна, сомнений нет: человек, который стоит перед ним в рабочей блузе, человек, только что вышедший из сумасшедшего дома, на лице которого выжгло свои следы безумие и житейские горести, — гений масштаба величайших мастеров.
Впрочем, Гаше специализировался не только на урологии, он глубоко изучил сердечные и нервные заболевания (он работал в больницах Бисетр и Сальпетриер). Доктор Гаше почти уверен, что припадки у Винсента больше не возобновятся. Его казус – это казус всех великих мистиков, всех героев Познания. «Сходи к господину Винсенту, — говорит она мужу, — мне кажется, ему нездоровится». Да, такова моя судьба – я чувствую, что смирился с ней и она уже не изменится. Смерть Винсента нанесла страшный удар Тео.
Винсент снова стал необычайно раздражителен. Винсент так трагично ушёл с жизни через нерешенные проблемы с семьей и финансами. Нет.
Он, несомненно, ошибся. Винсент заглянул туда и глубоко огорчился. В мансарде кафе Раву растет груда картин. Но впечатление, которое на него произвел доктор, никак нельзя назвать неблагоприятным.
Семье постоянно не хватает денег. С первого же дня знакомства доктор Гаше выразил желание посмотреть работы Винсента. На другой день спозаранку художник уже стоял перед своими полотнами.
А младшая, Жермена, еще девочка, теперь не засыпает – ее вообще не так-то легко отправить в постель, – пока к ней не зайдет г-н Винсент. – проронил художник. Он просит брата, чтобы тот как можно скорее прислал ему упражнения Барга «Рисунки углем», которые снова хочет копировать. Поссориться со всей семьей, так как решил жить со старой проституткой из Гааги.
Картина передает эмоциональное состояние ванн Гога, а детали композиции – грозное небо, зловещие вороны, три дороги – это вестники беды, символы смерти. Видимо, это все и послужило причиной его решению покончить с собой. – приехать на несколько недель в Овер подышать деревенским воздухом.
Абсолютно поглощенный работой, Винсент непрерывно курит. Он был продавцом картин, но стал миссионером. Семье постоянно не хватает денег.
Винсент, весь в крови, лежит на кровати лицом к стене. Все тихо. Именно в этой картине художник выразил своё смятение души и тревожное состояние. В середине июня у Раву поселился третий художник – голландец Хиршиг. Он вспоминает «клоповник» папаши Танги, куда брат перенес его полотна, а также полотна Гийомена, Рассела и Бернара.
Давние обиды ожили в его сердце. Существует версия, что Винсент покончил с собой в процессе написания этой картины такая версия финала жизни художника была представлена в фильме «Жажда жизни», где актёр играющий Ван Гога (Кирк Дуглас), стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном. Трактирщик подходит к нему, пытается заговорить. Безмолвием — или воплем.
Дурные новости беспокоят Винсента. С5н и сам был уже обречен. Популярная тема во французской живописи. Сеансы происходят в задней комнате при кафе.
Болезнь, которая подтачивала его многие годы, близилась к роковой развязке. Но эти письма не сохранились). В этом она была права. Осмотрев раненого, доктор понял, что его жизнь в опасности. Создавая картину за картиной — поля, виноградники, луга, — Винсент спешит запечатлеть на полотне тайны природы, открывшиеся ему в его напряженных поисках.
На деньги, вырученные от продажи картины, Паскалини напился, упал, сломал ногу и умер в результате перелома). Теперь оно называется просто — «У Ван Гога». Ничего, кроме страшной бездны, на голос которой человек отзывается горьким безмолвием.
В 2007 году группа голландских историков составила Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором Ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль». Почти оцепенение. Впрочем, внезапно решает Винсент, на доктора Гаше рассчитывать нельзя, доктор болен еще серьезнее, чем сам Винсент.
Но дальше планов дело не пошло. С первого же дня знакомства доктор Гаше выразил желание посмотреть работы Винсента. Впрочем, чем только не интересовался этот разносторонний человек. Еше и сейчас жив другой очевидец драмы, сын доктора Гаше. В кафе Раву, кроме Винсента, живет еще один художник, Мартинес испанец по происхождению. Многие лично знали великих художников и писателей того времени. Но чем он может помочь брату.
Абсолютно один. Наконец в Сите Пигаль въезжает экипаж. С первых шагов импрессионизма многие представители этой школы стали его друзьями.
Ван Гога нельзя рассматривать как рядового пациента. Выставка «Ван Гог и Япония» уже успела побывать в Стране восходящего солнца: в Саппоро, Токио и Киото. Один. Зато он надеется, что Гаше раздобудет ему модели. Волнующая встреча. Вдобавок ко всему у Тео испортились отношения с хозяевами. Как-то он обратил внимание, что картина Гийомена «Обнаженная с японской ширмой» висит у доктора без рамы.
Винсент вышел, опустив голову. Одни считали, что это диффузный менинго-энцефалит, другие – что это шизофрения (такого мнения придерживался, в частности, Карл Ясперс), третьи – что это психическая дегенерация и конституциональная психопатия, наконец, некоторые возвращались к старому диагнозу – эпилепсия. Пока. – смело и много работать, не думая о минувших припадках. С энергией отчаяния он снова хватается за кисть, пишет «бескрайние хлебные поля под взбаламученными небесами», в которых «я не постеснялся выразить тоску и безмерное одиночество». Конечно, малыш и его мать могли бы – ведь правда, это отличная мысль.
Боюсь. Здесь на улице Вессно у него был большой двухэтажный дом – бывший пансионат для молодых девиц – с садом, уступами спускающимся по холму. Он сам знает, что в практической жизни от него мало толку. Раву снова и снова окликает художника.
Эти скряги Буссо и Валадон обращаются со мной так, словно я только вчера поступил к ним на службу и отказывают мне в деньгах. Доктор и художник понимают друг друга с полуслова. Слишком любезный с виду для художника, – отметил Винсент. И в самом деле, безумие Ван Гога не так легко поддается определению и классификации. Познание — это змий, который пожирает сам себя. Теперь его работы, которыми он «пытается выразить отчаянную быстротечность вещей», состоят сплошь из спиралей, завитков, все в них трепетное, вихревое движение, упоение бесконечностью пространства.
Дело в том, что в рассказах свидетелей этого события есть противоречия. Все бесполезно. Бесполезно вкладывать в это душу.
Тео не ответил на его записку. Доктор и Винсент почти сразу почувствовали взаимную симпатию. Пойми, я не знаю, совсем, совсем не знаю, какой оборот могут принять мои дела». Бэкон был вдохновлен не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим Ван Гогом, которого Бэкон расценивал как отчужденного лишнего человека, положение, которое резонировало с настроением Бэкона. Винсент пишет, подавленный одиночеством, неудачами, постигшими его в жизни. Не сомневайтесь в этом (Мы не располагаем точными сведениями о том, что произошло 6 июля в Сите Пигаль.
Винсент рано утром уходит из дома с мольбертом, а после полудня часто заканчивает в этой комнате начатую картину. Вороны с давних пор в живописи считаются символами беды, смерти, потустороннего мира. Он бывал у Прудона и Курбе, с которым в Париже жил в одном квартале. В кафе Раву, кроме Винсента, живет еще один художник, Мартинес испанец по происхождению.
На этом живом и в то же время спокойном фоне я хотел бы писать портреты. Винсент идет на улицу Вессно к доктору Гаше – доктора нет дома. Для человека, написавшего «Вороны над полем пшеницы», что остается в жизни. Он ложится в девять часов, встает в пять, ведет размеренный образ жизни и работает с увлечением.
Художник выбирает необычно широкий формат композиции, растянутой по горизонтали, на переднем плане – три дороге, расходящиеся в разные стороны. Кроме доктора Гаше, семьи Раву и еще одного поселившегося в городке художника-австралийца Уолпола Брука, с которым Винсент иногда проводит время, Ван Гог завязал дружеские отношения кое с кем из жителей Овера. «Да, такова моя судьба — я чувствую, что смирился с ней и она уже не изменится».
Винсент не отзывается, Раву решает открыть дверь. Даже поддержка брата не смогла помочь Ван Гогу сохранить жизнь. Но после того, как он умер, люди поняли, что он передавал в своих произведениях. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало. День клонился к закату. Да, этот хмурый голландский парень был уникален во всем.
Korenveld met kraaien, фр. Он и сам был уже обречен. Познание – это змий, который пожирает сам себя. На эту композицию он переносит свою печать и беспредельное одиночество. Дрема.
Отныне Винсент говорит полным голосом и ничто не может заглушить его звучания. Отныне Винсент говорит полным голосом и ничто не может заглушить его звучания. И в самом деле, Винсент чувствует себя превосходно. Дурные новости беспокоят Винсента. Иоханна прихварывает. Волнующая встреча.
Практически о каждой его картине существует научная статья. В доме Гаше он уже не раз впадал в ярость, не считаясь ни с чем, когда ему вдруг хотелось написать картину по мотиву, который внезапно произвел на него впечатление. Вернувшись в Овер, Винсент снова принимается за работу. Доктор Гаше не знал, что Винсент уже уехал из Сен-Реми. «Ведь это чистая правда — приобрести определенную легкость руки очень трудно и, перестав писать, я ее утрачу гораздо быстрее и легче, чем приобрел. Вэтой картине художник создает иллюзию перевернутого пространства изритель неможет отыскать, где находится перспективный центр композиции.
Исследуя переписку Винсента Ван Гога в последний период жизни, было выяснено, что, скорее всего, после картины «Пшеничное поле с воронами» Ван Гог написал ещё одну картину «Пшеничные поля». «Тоска все равно не пройдет никогда». Доктор и художник понимают друг друга с полуслова. Но он считает себя неудачником.
Винсент идет на улицу Вессно к доктору Гаше — доктора нет дома. Напротив муниципалитета в кафе завсегдатаи перекидываются в карты. По его собственным словам, он пишет «много и быстро», одну картину за другой. Денег он отдать не смог. Я уже упоминал об аналогичном случае с доктором Реем, который с годами все больше становился похожим на свой портрет). Но, по его собственным словам, кисть валится у него из рук. Доктор хотел уведомить о несчастье Тео.
Все стало на свои места, вошло в колею банальной повседневности. Доктор хотел уведомить о несчастье Тео. Помещение оказалось сырым, в нем кишели клопы. Наконец в Сите Пигаль въезжает экипаж.
Ирландский художник в дальнейшем отождествил себя с теориями Ван Гога в искусстве и процитировал строки, написанные Ван Гогом в письме к Тео, что «настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими». Ах, так. Возможно, последние минуты Винсента сопряжены с какой-то тайной.
Из собственно японских вещей будет только большая подборка гравюр укиё-э из коллекции Музея ван Гога, здесь их около 560. Потрясенный доктор Гаше — он в этот день ходил удить рыбу на Уазу — вместе с сыном примчался в трактир Раву. Есть тут и вороны, убивающие семена, но их мало, они так незаметны. Сам Тео дошел до крайнего истощения. У него был абсолютно другой взгляд на жизнь.
Земля тут больше походит на воду: она движется, подобно волнам. На этом живом и в то же время спокойном фоне я хотел бы писать портреты. Госпожа Раву обратила внимание, что Винсент держится рукой за бок. Ребенок болеет.
Преград для художника не существовало. Все, что не помогает художнику выразить эти чувства, отброшено. Но по соседству с «черным-пречерным старьем» сверкают живые краски полотен Сезанна, Гийомена, Моне, Ренуара, Сислея, Писарро, которыми тотчас заинтересовался Винсент. Только кружат, каркая, вороны.
Его мужество иссякло. «Ах, так » — проронил художник. Ночь — ведь это тоже солнце. Доктор Гаше не знал, что Винсент уже уехал из Сен-Реми.
В это время высший свет страны уже знал, что такое этика и эстетика. Так ли это важно. Мало кто мог увидеть этот тонкий смысл в его картинах.
Папаша Раву поднимается наверх. Однако на сегодня именно «Пшеничное поле с воронами» официально считается последней картиной Ван Гога. Гаше, желая успокоить художника, пообещал без промедления заказать раму. В этом она была права. С тех пор Гаше жил со своими детьми, семнадцатилетним сыном Полем, дочерью Маргаритой двадцати одного года и их гувернанткой.
Но и из более поздних работ вечная книга никуда не делась. В доме Тео одна беда следует за другой.
В самом начале своего творчества, его знали, как художника, рисующего непонятно что. Жена доктора, несмотря на его неусыпные заботы, три года спустя умерла от туберкулеза. В середине июня у Раву поселился третий художник — голландец Хиршиг. Одним из первых в медицине он заинтересовался гомеопатией.
Старшая дочь Раву, Аделина, согласилась позировать Винсенту. Осмотрев раненого, доктор понял, что его жизнь в опасности. Простые могилы, без всяких надгробий, теперь они увиты плющом.
Папаша Пенель знавал многих художников: Коро, Жюля Дюпре, Домье. Не слышно ни звука. Тишина. И если в японском варианте работы ван Гога (1853 – 1890) дополняли произведения местных художников испытавших его влияние, то амстердамская экспозиция сосредоточится на одной теме – неизбывной любви голландца к японскому искусству.
Да, отторжение и печаль. Навестив в Париже Тео, он даже заверил его, что его брат выздоровел. — смело и много работать, не думая о минувших припадках. Они повсюду. Ночь – ведь это тоже солнце. Да не вопрос.
Но чем он может помочь брату.