Картина Винсента ван Гога Колыбельная: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Первая – это материальные трудности вторая – работа над колоритом. Мастера не удручало, если «холст выглядит грубым», он любил резкость, этакое «беспутство в живописи». Главный корпус был спроектирован ведущим голландским архитектором Герритом Ритвельдом – одним из создателей стиля неопластицизм, участником авангардной для 1920-х группы «Стайл». Свою живопись он полностью посвятил созданию незабываемых по выразительности образов и персонажей ночной жизни Монмартра – веселого центра ночного Парижа, где были сосредоточены кафе-шантаны, цирковые балаганы, публичные дома и знаменитые кабаре – «Мулен Руж», «Ша Нуар», «Мирлитон».
Для него теплые желтые тона и холодные синие – антагонистичны, как жизнь и смерть. Экспозиционное крыло, спроектированное Кисё Курокавой, открылось в 1999. Пейзаж с листопадом – типичный этюд, в котором части холста остались незакрашенными. Его работа «Мост под дождем» (по мотивам произведений Андо Хиросигэ из серии «Сто знаменитых видов Эдо») – пример подобного увлечения. Сохранилось не так уж много «японских картин» Ван Гога, в их числе «Куртизанка», созданная под вдохновением от литографии знаменитого мастера ксилографии Кацусики Хокусая. Ремесла, крестьянская жизнь и сами деревенские жители «старой брабантской закалки» стали самыми излюбленными сюжетами полотен художника во время его пребывания в Нюэнене.
«Мне хочется, чтобы у меня был настоящий дом художника, без претензий, напротив, совсем непритязательный, но такой, где во всем, вплоть до последнего стула, будет чувствоваться стиль». Но все-таки мне кажется, что чему-то я все же научился». На первом плане эти луга перерезаны канавой, заросшей лиловыми ирисами.
Правда, подобное внимание к этому жанру во многом было вынужденным. La Berceuse (Augustine Roulin) «Колыбельная» («Августин Рулен») Январь 1889 года, АрльМасло, холст, 93 x 73 смИнститут искусств, ЧикагоПортрет жены почтальона, недавно родившей своего третьего ребёнка, был запланирован на конец 1888 года, но завершили его только после некоторых перерывов в начале 1889 года. «В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе как для выражения настроения нельзя использовать». В постоянных экспозициях, посвященных искусству Кореи, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), Кавказа (Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения), Ирана, Индии, Средней Азии и других стран, представлено свыше 147 500 произведений. Из письма Гогену: «Мне было бесконечно приятно писать этот интерьер, выполненный без всяких ухищрений, с простотой а-ля Сёра, плоскими и грубыми пастозными мазками В картине только одна нотка белого — ее создает зеркало в черной раме (Мне просто захотелось ввести четвертую пару дополнительных цветов)». Ван Гог творил теперь почти непрерывно, «много и быстро», «пытаясь выразить отчаянную быстротечность вещей», не скупясь кидая на холсты яркие сгустки цвета, стремясь насладиться самой возможностью писать, словно страшась в любой момент лишиться этих бесценных сокровищ – красок и кистей.
Подсолнечники, возникающие из светящегося желтого фона, указывают на свою прямую причастность к солнцу, они и должны были играть роль маленьких «солнц» в декорации Желтого дома. «Колыбельная» (Кормилица) относится к так называемым гогеновским работам художника, созданным во время и сразу после короткого пребывания Гогена в Арле в октябре – декабре 1888, когда «присутствие Гогена и его живописи словно окрашивало окружающий мир в гогеновские тона». Желтый и синий – любимые и глубоко символичные цвета в палитре мастера.
Тогда же он написал эту старую церковную башню с прилегающим кладбищем и стаей ворон, кружащей в сером небе. Физическая сохранность. В юности он работал в известной арт-дилерской компании «Гупиль», в которой позже служил до конца жизни его младший брат Теодорус Ван Гог (Тео).
Это скорее напоминает наивные картинки в старых-престарых сельских календарях, где мороз, снег, дождь, хорошая погода изображены в совсем примитивной манере» «Я вырос в деревне отголоски былых воспоминаний, стремление к бесконечному, символами которого является сеятель и всходы, по-прежнему чаруют меня». Он дал портрету название La Berceuse («Колыбельная»), что может означать как женщину, качающую колыбель, так и колыбельную, которую она поёт рядом с ней.
В России налоговое законодательство лояльно к инвесторам в искусство, однако за границей ставки на предметы роскоши могут быть весьма ощутимыми. Пока я писал, траву скосили и вместо задуманной мной картины получился только этюд, но что за мотив, а. Желтое море с грядой лиловых ирисов и в глубине кокетливый городок с хорошенькими женщинами. » И в заключение добавляет: «Променять городок на поляну с желтыми и лиловыми цветами, представляешь себе, это просто как будто воплощение японской мечты».
Ван Гог уже больше не стремился взглянуть «в лицо» полуденному солнцу, сияние его красок меркнет, колорит становится сдержаннее, приглушеннее, в нем преобладают земляные оттенки. Художник работал цветом, бесстрашно утрируя его. На них я учусь, а к этому-то я, в первую очередь и стремлюсь». Именно их он использовал в портрете мальчика и многих других членов его семьи. «Призвание художника – не нравиться, а выражать истину», – возражал Ван Гог.
Нередко Винсент спускался за ограду своей лечебницы и писал «куски» полей и лугов, часто вплотную, почти зарывшись лицом в благоухающие сочные стебли. «Я был бы в отчаянии, будь мои фигуры хороши Я не хочу, чтобы они были академически правильны Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать Вещи нужно писать не такими, какие они есть, а такими, какими их ощущаешь» Уже в это время художник напряженно размышлял об эмоциональной роли цвета, о возможностях, заключенных в контрастах и взаимодействиях дополнительных цветов спектра, а также о «произвольном колорите», о том, что краски живописца не обязаны совпадать с красками природы. Картина «Белый дом ночью», написанная в первый летний месяц после переезда в Овер, полна противоречивых чувств.
«Японская манера» – яркий колорит и большие, обведенные черным контуром цветные плоскости – очевидно, сказалась на его знаменитой серии театральных афиш. Семья перешла на сильно урезанный бюджет. Это плач мастера над самим собой. А. С. Пушкина, Москва) и он до самой смерти оставался полностью на содержании Тео. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца».
Художника пленили яркие, солнечные, сияющие краски юга. Ван Гог так писал об одном из восхитивших его панно мастера: «Когда видишь эту картину, долго рассматриваешь ее, начинает казаться, что присутствуешь при возрождении, полном и благодатном, всего того, во что хотел бы верить, о чем страстно мечтаешь становишься свидетелем странной и счастливой встречи далекой древности и жестокой современности». Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Ко времени смерти Иоганны в 1925 искусство Ван Гога было признано уже во всем мире, а благодаря захватывающей переписке о его жизни оказалось известно гораздо больше, чем о любом другом живописце. Измученный приступами, Ван Гог сравнивал себя со страдающим Иисусом. Но при жизни мастера было продано только одно его полотно – «Красные виноградники в Арле» (ГМИИ им.
Они и стали его излюбленными моделями. «Это место удивительной красоты, настоящая деревня с неповторимыми чертами и очень живописная», – писал он Тео. Ван Гог непрестанно писал солнечные пейзажи Арля.
Пейзаж написан открытыми мазками и точками, пространство передано в импрессионистической «зыбкой» живописной манере. В Париже он написал как копии с гравюр японских художников, так и подражания им. Не находя общего языка с бюргерским кругом Нюэнена, Ван Гог чаще завязывал дружбу с крестьянами и, в особенности, с ткачами, которых было много в здешних местах. Он остался верным принципу дополнительных цветов, но упростил его в духе японцев.
Винсент считал, что Желтый дом должен быть «сверху донизу увешан картинами» и написал для его украшения целый ряд полотен, включая «Подсолнечники», «Спальню», «Сеятеля», «Колыбельную». Художник изобразил вид из окна своей комнаты: большое пшеничное поле и горы на горизонте. «Нет более удачного и более быстрого пути к улучшению качества своей работы, чем начать писать фигуры». Небо же написано в «старой» манере – расплывчатыми пятнами голубого и белого цветов.
Глазам неизменно принадлежит важная роль во всех автопортретах Ван Гога. Ван Гог испытывал сильный душевный подъем от нового окружения. Налогообложение и таможенные пошлины. «Я увидел здесь столько красок, сколько раньше никогда не доводилось», – описывал он свое впечатление.
Существенно снижает риск инвестиций в искусство. На фоне бескрайнего холодного неба – хижины с покатыми крышами, поросшими зеленым мхом. У Синьяка есть акварель «Желтый дом в Арле». Это было не весело и не грустно – это было прекрасно. Эта тема интересовала мастера еще в Гааге в 1882, когда он сделал несколько рисунков, о которых писал: «Судорожно и страстно стараться укорениться в этой почве и все же быть наполовину выкорчеванным штормами.
В голове этого голландца вмещались и Библия и Доде и Гонкур. Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. «Жизнь надо искать в цвете подлинный рисунок есть моделирование цветом», – писал он.
Социальная проблематика занимает большое место в работах художника этого периода. Кормилица держит в руках веревку, за которую обычно качают колыбель. Синьяк был на 10 лет моложе Ван Гога, но к моменту их встречи уже входил в «Общество независимых художников» и вместе с Жоржем Сёра страстно увлекался теорией разложения цветов – девизионизмом.
Последний отблеск солнца усиливает темную охру до оранжевого Как видишь, вся эта комбинация красной охры, зеленого, омраченного серым и черных штрихов, обозначающих контуры, вызывает ощущение тоски, от которой часто страдает кое-кто из моих товарищей по несчастью и которую они называют черно-красной. В развернутых плечах и руке, крепко держащей кисть и палитру, чувствуется внутренняя сила. Он часто писал крестьян и рабочих в их домах. Впрочем, письма брату он писал не на родном языке, а по-французски, которым владел в совершенстве. Однако Ван Гог переживал за Тео, который являлся его единственной опорой.
Окно — зеленое. Я начал его портрет и сразу же вслед за первым – второй. Художник много бродил в одиночестве по окрестностям, мимо лугов, болот и торфяников. В письме к сестре Виллемине Ван Гог так описывал эту работу: «Розовато-сероватое лицо с зелеными глазами, пепельного цвета волосы, морщины на лбу и у рта, замершая, нескладная и очень рыжая борода, довольно взъерошенная и печальная» В отличие от предыдущих, камерных, этот портрет имеет формат и характер картины. В самой резкости красно-коричнево-зеленой гогеновской цветовой триады, в выразительной «мимике» этого горделивого, «неуязвимого», «отстраненно надменного» гогеновского кресла, с любовью купленного для него Винсентом, проступает предельный индивидуализм, даже эгоцентризм, Гогена, который Ван Гог переживал трагически.
Кормилица держит в руках веревку, за которую обычно качают колыбель.
Известно, что сосуществование двух живописцев закончилось крахом. «. «На этот раз попросту пишу собственную спальню.
Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на темном фоне. Характерный головной убор хозяйки свидетельствует о том, что она – уроженка Неаполя. Государственный музей Востока является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно отражено искусство Дальнего и Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки. Скудный свет керосиновой лампы создает трепетную игру светотени, выхватывая из полумрака бугристый рельеф усталых лиц и больших натруженных рук, по тону близких к «цвету пыльной картофелины».
«Колыбельная» (Кормилица) относится к так называемым гогеновским работам художника, созданным во время и сразу после короткого пребывания Гогена в Арле в октябре — декабре 1888, когда «присутствие Гогена и его живописи словно окрашивало окружающий мир в гогеновские тона».
27 июля 1890 Ван Гог выстрелил себе в грудь и двумя днями позже скончался от ран. «Упорядоченный мазок» для него был невозможен, художник свободно менял технику в зависимости от характера и настроения картины. В том же кафе художник провел выставку своей любимой японской графики, приведшую Луи Анкетена и Эмиля Бернара в восхищение и сыгравшую немалую роль в их последующем увлечении клуазонизмом.
Четыре этажа соединены открытыми лестничными пролетами и площадками, работы художника развешены в открытых галереях, обеспечивающих к ним свободный доступ. Во второй половине XIX века в Европе возникла мода на все японское. Сам художник признавал, что в его произведениях теперь чувствуются «ожидание и вопль». С самого начала меня шокировал ужасающий беспорядок в доме Винсента. Большинство созданных Ван Гогом в Париже живописных произведений – натюрморты (85 картин, главным образом изображения цветов). «Нет более удачного и более быстрого пути к улучшению качества своей работы, чем начать писать фигуры».
Все время пребывания в Арле Ван Гог занимался бесконечным комбинированием цветов, пытаясь, по его словам, «разрешить вопросы теории цвета на практике». Портрет итальянки Агостины Сегатори, в прошлом известной натурщицы, с которой у Ван Гога была недолгая связь, автор написал в кафе «Тамбурин» на бульваре Клиши в Париже. «Певец Монмартра» граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек, единственный сын одной из самых известных аристократических семей Франции, в силу наследственного заболевания имел очень маленький рост и выраженную диспропорцию тела. Я написал портреты со всех членов семьи того почтальона, которого я уже рисовал. «В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе как для выражения настроения нельзя использовать». Пока я писал, траву скосили и вместо задуманной мной картины получился только этюд, но что за мотив, а. Желтое море с грядой лиловых ирисов и в глубине кокетливый городок с хорошенькими женщинами. » И в заключение добавляет: «Променять городок на поляну с желтыми и лиловыми цветами, представляешь себе, это просто как будто воплощение японской мечты».
Мадам Рулен представлена, главным образом, как мать в руках она держит плетёную веревку. Не верь этому.
«Ведь это чистая правда – приобрести определенную легкость руки очень трудно и, перестав писать, я ее утрачу гораздо быстрее и легче, чем приобрел», – сообщал Ван Гог. Увы, но в колыбели лежал вовсе не ребенок Винсента, молодая мать была профессиональной проституткой, а сам Baн Гог не так давно выписался из больницы, где лечился от не слишком серьезной, но весьма неприятной болезни, которой его наградила «любимая женщина». На этом написанном на картоне портрете автор изобразил себя в выходном костюме, нейтральность самоподачи привлекает внимание к лицу. В своих письмах художник неоднократно обращался к теме работы над «Спальней», которая послужила одним из ярких примеров использования цвета как психологического фактора. У Средиземного моря цвет макрели, то есть непрерывно меняющийся.
Прованс казался живописцу «по своей радостной мере красок страной столь же прекрасной, как Япония» и он жалел о том, что не попал туда в молодости. Наконец, Ван Гога стала замечать публика, его работы приобретали все большую популярность. Они познакомились в Париже и Ваг Гог был захвачен обаянием и масштабом личности Гогена. Винсент Ван Гог скончался 29 июля 1890, завещав все имущество брату, который умер меньше чем через полгода после длительной депрессии, по заключению врача, от «перенапряжения и горя».
Помимо демонстрации технических достижений оно также представляло творческое кредо Ван Гога, его эстетическую концепцию, которую он часто обсуждал в письмах к Тео: «Нужно писать крестьян так, словно ты один из них, чувствуя и мысля, как они». Сколько чисто голландской любви к домашнему очагу вложил он в устройство этого жилища. Им нужен особенный климат при том, что охранять их всё равно надо 2. Анри Перрюшо писал: «Солнце было его пунктом, его идолом, отражения которого он с экстазом искал в золоте лучей, сжигающих землю».
Художник словно и не позирует, а просто показывает себя таким, каков он есть. Причины этой неудачи до сих пор не слишком ясны. Стены – бледно-фиолетовые, пол – из красных плиток.
Идея контраста желтого и синего, красного и зеленого, оранжевого и лилового определяет связь и отношения красок во всех его картинах этого периода, являясь концентрированным и «очищенным» вариантом тех цветовых отношений, которые бесконечно сложны и многообразны в природе. С Эмилем Бернаром, художником и поэтом, очень близким ему по духу, Ван Гог познакомился во время своего обучения в Ателье Фернана Кормона, откуда юноша (Бернар был на 15 лет моложе Ван Гога), выступавший против академической системы преподавания, был вскоре исключен за упрямство и бунтарское поведение. «Все сочтут, что я работаю чересчур быстро.
Чистые цвета – желтый, голубой, оранжевый, которые он открыл для себя еще в Париже, теперь безраздельно господствовали в его полотнах. Лотрек также был хорошо знаком с Тео Ван Гогом, который и приобрел у него за 150 франков картину «Молодая женщина за столом», на которой изображена бывшая в то время любовницей живописца художница Сюзанна Валадон с красной баночкой рисовой пудры-белил.
Примерно в то же время художник создал парную картину «Стул Винсента с трубкой» (1888, Национальная галерея, Лондон). Винсент писал брату Тео, что чем больше падает листьев, тем больше южный пейзаж становится похож на северный (то есть голландский). Мосты, пристани, набережные Арля – это была его Голландия.
Тогда он купил первые гравюры в свою коллекцию, а затем во французской столице с помощью брата Тео постоянно ее пополнял, регулярно наведываясь в магазинчик «папаши» Жульена Танги – торговца японской графикой. Брат 31 января 1890 сообщил о рождении сына – Винсента Виллема. Именно так написан «Подлесок», в котором нет ни неба, ни солнца, а только жизнь, происходящая на земле, между стволами деревьев. Она у Ван Гога — «символ связи матери и ребенка, зрителя и картины», «пуповины».
Теперь именно Прованс рисовался ему той обетованной землей, «мастерской Юга», где только и можно «отныне организовать ателье будущего».
Друзья вместе жили в Желтом доме, гуляли, писали, читали книги. В своих письмах художник неоднократно обращался к теме работы над «Спальней», которая послужила одним из ярких примеров использования цвета как психологического фактора. В «Пьете» изображен абсолютно неканонический Христос с рыжими волосами и бородой и лицом Ван Гога, чуть измененным смертной мукой. В той космогонии вечного круговорота природы, которую Ван Гог творил символикой своих образов и красок, «Жнец» Сен Реми явился прямым продолжением арльского «Сеятеля».
Художник страстно желал писать человеческую фигуру. В ней нет ни пуантилизма, ни штриховки — ничего, кроме плоских, гармоничных цветов».
Одеяло — ало-красное. В пейзаже «Кукурузное поле» предстает характерно арлеанская колористическая комбинация, где вариация синих тонов усиливается целой гаммой желтых, сгущающихся до оранжево-коричневых. В бедной комнатке со столом и табуретками из некрашеного дерева было чисто (он сам навел чистоту), на окнах висели белые кисейные занавески, по стенам — этюды, а у окна стояла колыбель, над которой склонялась молодая мать.
Перед зрителем – скромная вечерняя трапеза. Парижский период для художника – время обучения, обновления и экспериментирования. Винсент писал Эмилю Бернару: «Мечтаю украсить мою мастерскую полудюжиной Подсолнечников – декорациями, заключенными в тонкие рамки, окрашенные французским суриком, в которых яркие или приглушенные хромы засверкают на различных синих фонах, начиная с самого бледного веронеза и до королевской синей, – нечто вроде эффекта витражей в готической церкви». Из письма художника Тео: «. К тому же работу по его рисункам и гравюрам на дереве нельзя считать копированием в узком смысле слова.
Картина темна по колориту, выдержана в бурых и зеленоватых тонах. «Здесь, в Голландии, – признавался мастер брату, – нам трудно понять, что такое в действительности импрессионизм». Отношения Ван Гога с Полем Гогеном были мучительными и сложными.
«День прошел как сон, – писал Винсент брату, – я был так поглощен его упоительной музыкой, что с самого утра буквально не вспоминал ни о еде, ни о питье День прошел, а я совсем забыл о себе, внимая этой симфонии, длившейся с рассвета до сумерек от ночи до утра». «Я занялся копированием из искреннего и глубокого преклонения перед Милле», – писал он брату. «Сеятель» – квинтэссенция колористических исканий художника, в которых живописное пространство складывается из цветов, эмоционально эквивалентных чувствам.
Данная работа является свободной копией «Пьеты» Эжена Делакруа с литографии. Это было за некоторое время до отъезда Гогена.
Художник придавал этой работе особое значение, после «Сеятеля» колорит большинства его картин строился на принципе цветовых «оппозиций», в которые художник вкладывал «первичные» смыслы. Винсент считал, что Желтый дом должен быть «сверху донизу увешан картинами» и написал для его украшения целый ряд полотен, включая «Подсолнечники», «Спальню», «Сеятеля», «Колыбельную». Это сооружение стало его последним творением. Еще в самом начале своих занятий живописью мастер писал Тео о собственном принципе работы, которому не изменял никогда: «Если ты нарисуешь подстриженную иву как живое существо, а ведь, по существу говоря, так оно и есть, все вокруг ивы получится почти само собой, надо только сосредоточить свое внимание на дереве и не успокаиваться, пока оно не оживет».
«Мы трудимся все вместе над французским Возрождением – здесь я как бы на родине», – писал он. Из письма Гогену: «Мне было бесконечно приятно писать этот интерьер, выполненный без всяких ухищрений, с простотой а-ля Сёра, плоскими и грубыми пастозными мазками В картине только одна нотка белого – ее создает зеркало в черной раме (Мне просто захотелось ввести четвертую пару дополнительных цветов)». Винсент Ван Гог в первый (и в последний) раз зажил семейной жизнью.
Его умиляли старые соломенные крыши, напоминающие родной Брабант, едва успев обосноваться на новом месте, он взял в руки кисть. Как, однако, прекрасен желтый свет. » «Природа здесь необыкновенно красива. Цвет теперь безраздельно царит в картинах Ван Гога. Ван Гог хотел жениться на Урсуле, но брак не состоялся. Пейзаж полон тревоги, смятения, безысходная тоска водит рукой мастера. Из письма художника брату: «Мне пришла мысль написать такую картину, чтобы, взглянув на нее в кубрике рыбачьего судна у берегов Исландии, моряки, эти дети и мученики одновременно, почувствовали, что качка судна напоминает им колыбель, в которой когда-то лежали и они под звуки нежной песенки». Мощная диагональ дерева, осеняющего человека, над головой которого пылает огромное «апокалиптическое» солнце-нимб, обозначает, как в японской гравюре, передний план.
Внутреннее освещение этих жилищ завораживало его: при свете лампы появлялись большие и резкие по контрастности тени. Нередко Ван Гог использовал заимствованную из японских гравюр «лягушачью перспективу», применяющую взгляд на мир снизу, с уровня земли. Овер-сюр-Уаз, куда 21 мая 1890 прибыл Ван Гог, стал его последним пристанищем.
Таинственная культура Востока и раньше притягивала европейцев, но теперь, после реставрации монархии в Стране восходящего солнца и прекращения культурной изоляции, в Старый Свет хлынул поток «восточных диковин». Срочно прибывший Тео неотлучно находился у постели умирающего.
«Мне хочется работать так, чтобы все было ясно видно каждому, кто не лишен глаза», – писал он. Я случайно пришел к нему, но нахожу, что оно многому учит и – главное – иногда утешает. Для себя же он поставил цель «распахать почву» и создать условия для Гогена и других художников. «Вся природа содрогается, потрясенная вулканическими толчками, ввергнутая в первозданный хаос и невыразимо прекрасная в своей завораживающей скорби».
Позже именно Синьяк посетил больного, недавно перенесшего приступ друга в больнице в Арле. На первом плане эти луга перерезаны канавой, заросшей лиловыми ирисами. Заросший плющом больничный сад и виды из окон давали достаточно тем для творчества: «С тех пор, как я здесь нахожусь, одичавший сад с большими елями, под которыми растет высокая и неухоженная трава, перемешанная с борвинком разных сортов, не перестает снабжать меня материалом для работы». В ней Ван Гог исследовал альтернативные приёмы для придания портрету сложного значения.
Я считаю, что, в конечном счете, будущее нового искусства – на юге. Она у Ван Гога – «символ связи матери и ребенка, зрителя и картины», «пуповины».
«Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы человеческая душа гораздо интереснее», – писал он брату. Ван Гог копировал несколько ее гравюр изучая их композиционные приемы и структуру. За неприхотливым обедом – тарелкой с вареным картофелем и жидким кофе – сидят двое мужчин, две женщины и девочка. В конце апреля 1890 художник начал готовиться к отъезду. «Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен абсолютно по-разному при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф» – писал Ван Гог.
«На этот раз попросту пишу собственную спальню. Теперь его кисть была призвана напомнить миру о забытых обществом «малых сих» – шахтерах, крестьянах, ткачах, рыбаках. Трагически «освободившись» от всех прошлых планов интересов и обязательств – общественных, бытовых, социальных, – навсегда оставив свои мечты по подготовке почвы для искусства будущего, художник, наконец, полностью сосредоточился на своем собственном и его живопись обнаружила новые, еще неведомые возможности.
Настоящим открытием для Ван Гога стали японские литографии направления укиё-э (дословно – «картины плывущего мира»). Знаменитый барбизонец, певец крестьянской жизни Жан Франсуа Милле представлялся Ван Гогу настоящим классиком, мастера восхищали его монументальная простота форм их округлая основательность, «миллеподобность». Художник страстно желал писать человеческую фигуру.
Возможно, постоянное осознание своей финансовой несостоятельности и чувство «должности» явились важными факторами, объясняющими фантастическую работоспособность и продуктивность художника. «Корни деревьев» написаны в последние недели жизни художника. Работая непрерывно, он уходил из дома на рассвете и возвращался поздно ночью. В отличие от академистов мастер хотел, чтобы зрителям казалось, будто крестьяне на его картине «написаны землей, которую они засевают».
А в начале июля Ван Гог нанес брату краткий визит в Париже, где встретился с известным критиком Альбером Орье, давшим в январе 1890 в журнале «Mercure de France» высокую оценку творчеству художника. В письме брату мастер описывал «подъемный мост с маленьким желтым экипажем и группой прачек – тот этюд, где земля ярко-оранжевая, трава очень зеленая, а небо и вода голубые». «Если от картины изображающей крестьян, пахнет салом, дымом, картофелем, отлично. Стены — бледно-фиолетовые, пол — из красных плиток. «Представь себе широкую грязную дорогу – сплошное черное болото уходящую в бесконечность равнину справа, уходящую в бесконечность равнину слева несколько черных силуэтов дерновых хижин, сквозь маленькие окошки которых падает красный свет очага несколько луж с грязной желтоватой водой, где отражается небо и гниют стволы деревьев представь себе весь этот болотистый край в вечерних сумерках под беловатым небом – сплошные контрасты белого и черного».
Картина изображающая крестьян, ни в коем случае не должна пахнуть духами». Именно их он использовал в портрете мальчика и многих других членов его семьи. Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. Миндальные и персиковые деревья всегда пленяли Ван Гога своей изысканностью.
Ранней весной возникли две первые серии пейзажей – «Цветущие деревья» и «Подъемный мост». «Я попеременно поглощен двумя мыслями. Замыкает вид стена (опять красная охра), а над ней – фиолетовый и охристожелтый холм. Суровая красота этого тоскливого, мертвого края глубоко волновала художника. Из письма художника брату: «Мне пришла мысль написать такую картину, чтобы, взглянув на нее в кубрике рыбачьего судна у берегов Исландии, моряки, эти дети и мученики одновременно, почувствовали, что качка судна напоминает им колыбель, в которой когда-то лежали и они под звуки нежной песенки». Из письма художника Тео: «.
Художественные активы нельзя положить в сейф или простую банковскую ячейку на хранение. Винсент писал Тео: «Я работаю как бешеный: сейчас цветут сады и мне хочется написать провансальский сад в чудовищно радостных красках». Краски полотен тонки, выполнение быстрое и мягкое, без колебаний, композиция совершенна. Они – как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния.
Писалась работа непросто, много раз Ван Гог ее переписывал. Таким образом, Винсент Ван Гог начал профессионально заниматься живописью только с 27 лет. На стенах портреты, зеркало, полотенце и кое-что по одежде Тени устранены, цвет наложен плоскостно, как на японских гравюрах Моя спальня — это нечто вроде натюрморта из парижских романов, тех, что в желтых, розовых и зеленых переплетах, хотя фактура, как мне кажется и мужественнее и проще. «Художник, работая на воздухе под ветром, солнцем и взглядами зевак, заполняет холст кое-как, по мере сил, но вместе с тем схватывает в натуре то, что в ней есть подлинного и существенного, а в этом-то и состоит главная трудность».
Из письма Тео: «Пишу тебе из Сент-Мари – я-таки выбрался, наконец, к морю. Выполненная в стиле японской гравюры картина «Бабочки и маки» подобна эффектному декоративному панно. Мать и дочь содержали частный детский сад, так что Винсент нередко видел свою возлюбленную в окружении детей и называл ее «ангелом с младенцами».
Сегодня начал этюд Стрижка овец в гамме от лилового до желтого». Ван Гог писал сестре: «Я себе все время представляю, что здесь я в Японии, что мне нужно просто держать глаза хорошо открытыми и что нужно только и писать то, что из находящегося со мной в непосредственной близости производит на меня особое впечатление». Стремление к классификации цветовых контрастов художник противопоставлял сложностям дифференцированной техники импрессионистов.
В июне 1886 братья переехали на Монмартр (ул. Страхование. Сюжет данного полотна был навеян репродукцией с гравюры «Краб в морских водорослях» Кацусики Хокусая. Они выступают в противовес двум цветам в верхней части полотна.
Официальное открытие музея состоялось 2 июня 1973. В 1870-е там жили и писали Моне, Гийомен, Сислей, Сезанн, Писсарро. Но мастера привлекала именно старая часть Монмартра. Передавая Тео все права на свои картины, он считал, что брат в каком-то смысле становится их соавтором. В одном из писем к Эмилю Бернару художник говорил о своем методе: «Работая всегда непосредственно на месте, я стараюсь найти в рисунке самое существенное потом перехожу к плоскостям, ограниченным контурами я заполняю их цветом, равно упрощенным с таким расчетом, чтобы все, что будет землей, было выдержано в одном и том же фиолетовом тоне все, что будет небом, – в синей тональности чтобы зелень была либо зелено-синяя, либо зелено-желтая, с намеренно подчеркнутым в этом случае преобладанием желтого или голубого».
Основываясь на изучении искусства японцев, Ван Гог вывел для себя правило, которое стремился соблюдать в большинстве работ: «Нет синего без желтого или оранжевого значит, если вы пишете синее, давайте рядом и желтое и оранжевое». В Нюэнене Ван Гог создал более 40 этюдов – портретов, так называемых голов селян, явившихся подготовкой к многофигурной композиции «Едоки картофеля». Автор удачно передал атмосферу маленького вечернего городка.
Гоген также писал о разнице их манер: «Ван Гог любит все случайности густого наложения краски я же ненавижу месиво в фактуре». Вдова сохранила коллекцию неделимой, продав лишь несколько работ. Некоторые участки остались не покрытыми краской, что сообщает всей работе легкость этюда. Знай, самую большую радость я испытываю, когда ты здоров и целиком посвящаешь себя работе. Переписку с Ван Гогом, Гогеном и Редоном Бернар много позже, в 1904, опубликовал в основанном им журнале «La Renovation Esthetique». Картины твои замечательны».
Сколько чисто голландской любви к домашнему очагу вложил он в устройство этого жилища. Мастеру часто ставили в укор, что он как нарочно выбирал наиболее малопривлекательные типажи из самых низов социальной лестницы и к тому же часто рисовал их с нарушением пропорций и правил. За все восемь лет его титанического труда и неустанных усилий Тео была продана одна-единственная картина – «Красные виноградники в Арле» и художник продолжал оставаться на содержании брата, уже имевшего семью. Многие исследователи усматривают в этой работе художника автобиографический аспект.
«Японец рисует быстро, очень быстро, молниеносно: нервы у него тоньше, а восприятие проще. Меня это захватывает настолько, что я даю себе волю, не думая ни о каких правилах».
Ведь искренность восприятия природы и волнение, которые движут нами, бывают порой так сильны, что работаешь, сам не замечая этого и мазок следует за мазком так же естественно, как слова в речи или письме. Символическое преобладание того или иного цвета их взаимодействие, столкновение и борьбу зритель встречает в большинстве вангоговских пейзажей зрелого периода. Настоящая метаморфоза происходит с цветовым решением. Ван Гог соединил приемы импрессионизма и пуантилизма, усилил выразительность каждого из основных цветов (красного, желтого, синего), сочетая их с дополнительными (зеленым, оранжевым, фиолетовым).
Я написал портреты со всех членов семьи того почтальона, которого я уже рисовал. Окно – зеленое.
Именно в залах «Тамбурина» весной 1887 группа художников, куда входили Анкетен, Бернар и Тулуз-Лотрек (Ван Гог назвал их «Группой Малых бульваров» в отличие от уже признанной группы мастеров-импрессионистов «Больших бульваров»), организовала небольшую выставку, где Винсент впервые представил публике свои произведения. «Сад с влюбленными: площадь Сен-Пьер» Ван Гог создал во время романа с Агостиной Сегатори, владелицей кафе «Тамбурин» на Монмартре и романтическое настроение художника передалось в этом полотне, написанном с удивительной лирической мягкостью. «Бесконечно обязан Вам, – писал после этого визита художник, – за Ваше дружеское посещение, которое благотворно отразилось на мне и значительно улучшило мое моральное состояние».
1. Деревянная кровать и стулья – желтые, как свежее масло простыня и подушки – лимонно-зеленые, очень светлые.
Высокий горизонт становится частым в работах мастера в период его пребывания в лечебнице. Известно, что Ван Гог не только не боялся влияний, но и искал их. Он писал: «Я человек не безразличный и в самом процессе страдания мысли о религии и служении Богу приносят мне порой значительное утешение». «Я не могу смотреть на нее без волнения: большое и сильное чувство охватывает человека, когда он сидит рядом с любимой женщиной, а подле них в колыбели лежит ребенок».
Или выразить надежду мерцанием звезды, пыл души – блеском заходящего солнца». «Мне хочется, чтобы у меня был настоящий дом художника, без претензий, напротив, совсем непритязательный, но такой, где во всем, вплоть до последнего стула, будет чувствоваться стиль». Холмы и пустоши с ветряными мельницами, дворы, похожие на поляны, обнесенные изгородями, оживленные фигурками людей, – все это не имеет в своем облике ничего специфически парижского, это какой-то «деревенский» Париж, символом которого Ван Гог избрал ветряную мельницу. Поначалу художник верил, что сумеет вернуть деньги.
Три мельницы на Монмартре пользовались особой популярностью среди туристов. Ван Гог с нетерпением ждал появления на свет племянника – ребенка Тео и его жены Иоганны. В ней нет ни пуантилизма, ни штриховки – ничего, кроме плоских, гармоничных цветов». Неумолимое обжигающее солнце вновь возникло в этот период творчества мастера в связи с давно интересовавшими его темами «Жатвы» и «Жнеца».
Это событие открывает период его творческой зрелости. «Я глубоко симпатизирую им и почту себя счастливым, если когда-нибудь мне удастся их нарисовать так, чтобы эти малоизвестные типы стали знакомы всем», – писал художник. Лучше страховаться в компаниях, уже имевших дело с художественными вложениями. Если в хлеву пахнет навозом, прекрасно. Винсент писал брату: «Это огромные вытянувшиеся поля пшеницы под дикими необузданными небесами, я постарался выразить в них всю свою грусть и все одиночество». Одеяло – ало-красное.