В Риме Ван Дейк написал портрет ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Палаццо Питти), одно из лучших своих произведений. В 1622–1623 годах художник создает одну из лучших картин – портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Он считается вершиной итальянского периода (1621 – 1627) Антониса Ван Дейка.
В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую. Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. Кардинал сидит в кресле, опершись левым локтем о подлокотник, а руки его (изящнейшие и прекраснейшие на свете), небрежно опущенные на колени, естественно и непринуждённо поправляют стихарь, выписанный тщательнейшим образом, но нисколько не разрушающий общую гармонию. Мюнхен, Старая пинакотека). 1623, Эрмитаж, Ленинград). Художник обосновался в Антверпене и женился на дочери городского секретаря Изабелле Брандт. Почтенный старец — отец семейства — сам «король», увенчанный бумажной короной, пьет вино из бокала, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками.
В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. Им были написаны картины на мифологическую тематику: Ринальдо и Армида (1628, Балтимор, Картинная галерея), Амур и Психея (1638, Лондон, Хептон-корт). В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649), которого Рубенс называл «величайшим любителем живописи из всех государей мира», Ван Дейк едет в Англию. Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу (1630, Вена, Музей истории искусств), Богоматерь с куропатками (нач. Обогащенный итальянскими впечатлениями, Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, занятого дипломатической деятельностью, практически становится первым художником Фландрии.
Однако настоящим его призванием стало искусство портрета. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Иордане выполняет в Антверпене совместо с Рубенсом ряд декоративных работ.
Иордане был также автором ряда портретов. Он получил крупный заказ на выполнение группового портрета в натуральную величину городских эшевенов (муниципальных советников) для зала ратуши. Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. В стремительном танце то развертывается, то свертывается движение хоровода.
Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. В 1634 Ван Дейк посещает Антверпен, а затем Брюссель, в котором он пишет портреты знати: Портрет Кардинала-инфанта Фердинанда (1634, Мадрид, Прадо), Конный портрет Томаса, принца Савойско-Кариньянского (1634, Турин, галерея Сабауда). В итоге в XVIII веке английская живопись переживала бум мастеров жанра. Мартин и нищие». А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им.
Получил блестящее образование. Сам Галилей и его сторонники рассматривали Гвидо Бентивольо и Дезидерио Скалья (Desiderio Scaglia) как сочувствующих подсудимому членов суда инквизиции и искали у них поддержки. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение. Кстати, Ван Дейк был настолько популярным, что позировать для его портретов считалось честью.
В знаменитом Семейном портрете (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. Свойственная и ранее художнику тяжеловесность композиции и фигур становится чрезмерной. Уже здесь принципы искусства Ван Дейка выражены со всей очевидностью. 1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом.
В «Кермессе» (ок. 306. ). В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника — баловня судьбы. Разнообразие характеристик присуще и офортам, составившим изданную в 1627 «Иконографию» — сборник офортов-портретов известных современников (из 100 изображений мастером собственноручно сделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы).
С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился 2-й – Мадрид, Прадо) Поцелуй Иуды (ок. В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств).
Разнообразие характеристик присуще и офортам, составившим изданную в 1627 «Иконографию» — сборник офортов-портретов известных современников (из 100 изображений мастером собственноручно сделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы). 1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок. Но внешняя представительность сочетается с раскрытием богатой внутренней жизни человека. Тем не менее, по крайней мере некоторое время он воспринимал свою должность как недостаточно престижную (особенно в сравнении с положением его брата, Энцо Бентивольо, феррарского посла в Риме) и добивался другого назначения, называя в числе своих предпочтений Мадрид1.
Историки назвали его вундеркиндом – художником от природы. Клары (ок.
От погибшей в 1695 картины сохранились лишь подготовительные наброски маслом. 1648) изображена шумная семья фламандского бюргера. Эрмитаж).
Спустя века производит впечатление костюм маркизы Бриньоле Сале (Антонис Ван Дейк, Портрет маркизы Бриньоле Сале). Они изображают трапезу крестьянской семьи, которую посещает козлоногий сатир. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Ван Дейк за всю свою жизнь ничем, кроме живописи, не занимался.
По-видимому, до 1630 г. исполнена смелая и оригинальная по композиционному замыслу картина «Моисей, высекающий воду из скалы» (Карлсруэ, Музей). Луки. Показателен сам метод его работы в это время.
Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утонченный вид. В изображении этих сцен отразился жизнерадостный дух традиционных народных празднеств.
Симон (ок. Так, в музеях Мюнхена, Касселя, Будапешта, Москвы имеется несколько вариантов картины «Сатир в гостях у крестьянина», написанной на сюжет басни Эзопа. Эта полнота оптимистического восприятия мира сближает Иорданса с Рубенсом. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война.
1617–1618, Антверпен, Синт-Паулускерк) Св. Один из них заявил, что краски ван Дейка – «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». Розалией, Петром и Павлом (1629, Вена, Музей истории искусств), для церкви доминиканцев в Антверпене – Распятие со св. Фигура примостившегося среди ветвей флейтиста как бы вырастает вместе с дубом из недр. Была в биографии Гвидо Бентивольо страница, которая до сих пор вызывает дискуссии. В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников. Иордане уже избегает здесь резких светотеневых контрастов.
1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет Паолы Адорно с сыном (ок. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Заложенные Ворстерманом основы этого нового стиля были продолжены и развиты его учениками и последователями, которые все же не могли достичь широты и свободы Ворстермана, хотя среди них были и такие одаренные мастера, как Пауль Понциус (1603—1658), особенно известный как первоклассный портретист, братья Больсверт — Боэций (ок.
В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. В знаменитом Семейном портрете (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. С 1630-х гг.
Своеобразный жанр охотничьих сцен, в области которого работал и близкий к Снейдерсу художник Пауль де Вое (1596—1678), получил распространение именно во фламандском искусстве ибо изображение захватывающего зрелища яростной схватки травимых собаками диких зверей открывало особенно благоприятные возможности для излюбленных фламандскими мастерами эффектов. Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Картина написана стремительными, энергичными мазками.
ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599–1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. «Он стоит, лошадь его держит конюх. Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом.
В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. Краски на полотне мягкие и приглушённые. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Однако подлинным его призванием стало искусство портрета.
Это был период наивысшего творческого расцвета художника. Художник по-прежнему не мыслил природы отдельно от обживающих её людей. С. Применко). Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. И кто знает, по какому пути пошла бы английская живописная школа, если бы не ван Дейк.
В 1628 и 1630 гг. С конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. 1640 Мюнхен, Старая пинакотека), Томаса Уортона (конец 1630-х гг. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Среди плеяды талантливых мастеров гравюры в первую очередь следует назвать Лукаса Ворстермана (1595—1675). В 1608 г. Рубенс стал придворным живописцем Изабеллы Австрийской, поселился в Антверпене и в 1609 г. женился на аристократке Изабелле Брант. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью.
Более параден портрет семьи Иорданса (Мадрид, Прадо). Девятнадцатилетним юношей он пришел в мастерскую Рубенса. Браун).
В 1920 по инициативе королевского гофмаршала Томаса Хауэрда, графа Эрендела (1585–1646) Ван Дейк был приглашен в Англию в качестве придворного живописца. Народная основа героического оптимизма Рубенса получает здесь свое наиболее прямое выражение. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок.
По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». В 1618–1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599 – 1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта.
Ван Дейк Антонис (van Dyck), фламандский художник. В Венской академии изобразительного искусства доныне сохраняется замечательный за выполнением автопортрет самого художника, написанный им в возрасте 16 годов. Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов.
По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т. к. Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения. Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах.
Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). В 1622-1623 годах ван Дейк создаёт одну из лучших картин — портрет кардинала Гвидо Бентивольо.
Художник становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Явно под впечатлением от произведений Брейгеля Старшего он написал свою «Кермессу» (1635—1636 гг. ). Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622—1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин и считающаяся шедевром детского портрета. В ранних картинах Браувера (например, берлинской «Школе», написанной еще в Голландии) преобладают черты откровенного шаржа.
Роскошный и великолепный наряд способен придать любой женщине подлинное величие. Знакомство с живописью венецианцев обогащает композиционные приемы мастера, его палитру. Себастьяна (1624–1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей.
Здесь он знакомится с произведениями Высокого Возрождения. 1615 Эрмитаж). Так, брюссельская картина «Аллегория плодородия» (ок. Работал также в Италии и Англии. Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов.
Мастер портретной живописи. К числу лучших портретов ван Дейка раннего периода относится «Семейный портрет». Портрет кардинала Гвидо Бентивольо Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки, Ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Но не сюжетные картины были подлинным призванием Ван Дейка.
предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598-1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Там он получает должность «главного живописца на службе их величества», дворянский титул и золотую цепь. Ярко выраженный аристократизм образов сочетается в них с эмоциональной и психологической утонченностью: портреты Филиппа Уортона (1632 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Мери Расвен (ок. Пространство заполнено грузными фигурами, окружающими стол, переполненный яствами. Он изображает компанию курильщиков, мирно беседующих между собой или создает такую картину, как «Крестьянский квартет» (Мюнхен).
Фейт не стремится, в отличие от Снейдерса, к созданию произведений мощного монументально-декоративного размаха. Однако подлинным его призванием стало искусство портрета. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин и считающаяся шедевром детского портрета. Чести позировать ему добивается всё высшее общество. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику.
А. С. В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. Симон (ок. Именно в этот период творчества особенно ярко проявляется живой темперамент Ван Дейка, его связь с реалистическими традициями искусства Фландрии.
Екатериной Сиенской (1629, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему присутствуют портреты. Крупнейшим натюрмортистом Фландрии 17 в. был соратник Рубенса Франс Снейдерс (1579—1657). Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка.
Клары (ок. Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов ("Маркиза Улена Гримальди", "Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли", "Паола Адорно с сыном", "Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли", "Маркиза Бальбиани", "Семейство Ломеллини", "Старый сенатор"). В какой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик – монархи. Наряду с изображениями сановников и вельмож, военачальников и прелатов, богатых фламандских купцов, написанных в традициях парадного портрета, он создает портреты юристов, врачей, своих собратьев — фламандских художников. Елена Гримальди, маркиза Каттанео в черном элегантном платье словно проходит перед зрителем.
В Лондоне Ван Дейк проживал в чрезвычайной роскоши: держал слуг, кареты, коней, музыкантов, певцов и клоунов, которые развлекали его титулованных посетителей, которые приходили позировать для портретов. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Более декоративна написанная на этот же сюжет картина из Эрмитажа, обычно известная как «Мадонна с куропатками» (начало 1630-х гг. ).
Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). Некоторые из портретов близки к его картинам («Семейный портрет», ок.
Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т. к. На короле широкополая чёрная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Глядя на его портреты, художники Англии учились уму-разуму.
Точностью и содержательностью характеристик отличаются портреты художников: усталого, строгого Снейдерса (Вена, Музей), молодцеватого Снейерса (Мюнхен, Старая пинакотека), добродушного Крайера (Вена, галлерея Лихтенштейн), врача Лазаруса Махаркейзуса (1622—1630 Эрмитаж), филолога и издателя Яна ван ден Ваувера (ГМИИ им. Павла. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать.
Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). Художественная индивидуальность Иорданса проявляется уже в его ранних работах. 1621, Кассель, Картинная галерея). От этого брака родилось трое детей. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра).
1618, Лондон, частное собрание), Св. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему присутствуют портреты. Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает черты холодной представительности, внешней декоративности, в нем появляются символические и аллегорические аксессуары. По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Эффектные костюмы и украшения не могут скрыть невыразительности характеров.
Мощный ветвистый дуб осеняет своей листвой танцующих. Между тем яркая, заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость напряженным, словно беспокойным ритмом, что во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр).
Зато ван Дейку открылись души их детей. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). 1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом. В изображении кардинала Гвидо Бентивольо (1622—1623 гг. ) парадность соединяется с живостью и эмоциональностью. 1635, Эрендел-касл, Собрание герцога Норфолка). В 1635 г. Рубенс купил поместье Стеен в Брабанте, провинции Южных Нидерландов.
1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства. К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла (Портрет Карла верхом, Карл на охоте, Карл в трех ракурсах), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей.
Третьим крупнейшим представителем фламандской живописи был Якоб Иордане (1593—1678). Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. XVII в. ).
Это был период наивысшего творческого расцвета художника. Мартин и нищие (1620–1621, 1-й вариант – Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант – Завентем, церковь Сан Мартен), Мученичество св. Наиболее удачно полотно московского Музея изобразительных искусств. Теснее других он был связан с реалистической традицией старонидерландской живописи. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей поэта.
Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). Интерес живописца к постижению человеческой натуры отражает и данная картина, на которой изображен кардинал, папский нунций (посланник) в Южных Нидерландах и Франции, ученый-богослов Гвидо Бентивольо. Молодожёны изображены сидящими в саду под пышным кустом жимолости. К ранним работам относится его Автопортрет (ок.
В изображении кардинала Гвидо Бентивольо (1622-1623 гг. ) парадность соединяется с живостью и эмоциональностью. 1621, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Ван Дейк работал в течение одного дня над несколькими портретами.
Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Иконография была издана в 1632 в Антверпене. Она интересует его главным образом с праздничной стороны. В это время он обращается к изображению пожилых людей, отмеченных печатью прожитой жизни: Портрет сенатора и Портрет жены сенатора (1622–1627, Берлин, Государственные музеи), а также к изображению детей, создав впервые в истории искусств первый парадный детский групповой портрет: Портрет детей семьи де Франки (1627, Лондон, Национальная галерея). предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Он охотно черпал сюжеты в народных пословицах, баснях, поговорках, метких и полных лукавого задора.
1620-21, Национальная галерея, Вашингтон). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Среди произведений Рубенса на религиозные сюжеты особое место занимает «Последнее причащение Святого Франциска» в алтаре францисканской церкви Антверпена (1619 г. ).
Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528–1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом (Лондон, Британский музей) Ван Дейка. 1638–1640, Вена, Художественно-исторический музей), "Кермесса" (ок. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. И действительно, в предполагаемом автопортрете (Гаага, Mayрицхейс), написанном в последние годы жизни, он создает удивительный для своего времени образ.
В 1615 году Бентивольо вернулся в Рим. Работы Браувера приобретают более созерцательный характер, окрашиваясь мягким юмором. За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла ("Портрет Карла верхом", "Карл на охоте", "Карл в трех ракурсах"), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей. Среди них следует назвать портрет "Елены Фоурмен Шубка" (ок. А. С. Пушкина «Фрукты и попугай», 1645, Эрмитаж «Фрукты и цветы», Брюссель, Музей изящных искусств).
В Риме он создал портрет ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (Флоренция, Питти). В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы. Более сдержанно и утонченно творчество Яна Фейта (1611—1661), другого выдающегося мастера фламандского натюрморта. Из общего оливкового тона выделяются звучные пятна белого, синего, особенноо красного (омары, мясо, ягоды, одежда лавочника или лавочницы).
Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.
Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528-1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом (Лондон, Британский музей) Ван Дейка. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579-1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. В 1615-1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
А в 1633 году она будет судить Галилея. Пушкина), Портрет Мартина Рейкарта (1630, Мадрид, Прадо), Портрет Марии Луизы де Тассис (1628, Вадуц, Собрание Лихтенштейн). Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства («Отдых на пути в Египет», начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Среди них подчеркнуто парадный Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни.
Гораздо позднее, уже будучи нунцием во Франции, Бентивольо опубликовал дипломатическую переписку этого периода, связанную с бегством принца Конде из Франции вследствие разрыва с Генрихом IV (Relazione della fuga di Francia dHenrico di Borbone prencipe di Cond). Незаурядной личностью предстает маркиза Катарина Дураццо в портрете нью-йоркского Метрополитен-музея. В 1634 Ван Дейк посещает Антверпен, а затем Брюссель, в котором он пишет портреты знати: Портрет Кардинала-инфанта Фердинанда (1634, Мадрид, Прадо), Конный портрет Томаса, принца Савойско-Кариньянского (1634, Турин, галерея Сабауда). В 1624 Ван Дейк получает приглашение от вице-короля Сицилии посетить Палермо, где он пишет поколенный Портрет вице-короля Эммануила Филиберта Савойского (1624), а также большую алтарную картину для палермской церкви Ораторио дель Розарио Мадонна четок (1624–1627) – самый крупный заказ, полученный Ван Дейком от церкви в итальянский период. И вместе с тем в картине есть и человеческая теплота и ощущение жизненной правды.
1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), групповой портрет Портрет семьи Ломеллини (1624–1626, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».
Среди сюжетов, к которым он неоднократно возвращался, было изображение праздника «бобового короля». Я любовался картиной два часа и ещё раз двадцать приходил смотреть её снова. Даже просто примерив подобный костюм – королевская осанка и аристократические манеры появятся у женщины сами по себе. В одеянии священнослужителя широкие, плавно ниспадающие пурпурные складки великолепно сочетаются с рисунком белых кружев. Весь период своей дипломатической деятельности (которая с учётом нунциатуры в Париже продолжалась до 1621 года) Гвидо Бентивольо находился в непосредственном подчинении кардинала-племянника Шипионе Боргезе и зарекомендовал себя добросовестным и верным сотрудником. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания). Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 г. в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста.
Лицо его выражает силу, далеко превосходящую всё, что я видел, но в то же время мудрость и твёрдость, не уступающие рафаэлевским». Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I». Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.
Розалией, Петром и Павлом (1629, Вена, Музей истории искусств), для церкви доминиканцев в Антверпене – Распятие со св. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Там он получает должность «главного живописца на службе их величества», дворянский титул и золотую цепь. фламандский художник и дипломат. В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека (Портрет кардинала Г. Бентиволе). 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена). В 1620 г. Ван Дейк едет в Англию, а затем в Италию.
1630-х, Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для английской королевы. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей поэта. Музыка его флейты — это радостная и свободная песня самой природы.
Адриан Браувер родился в семье ремесленника в городе Ауденарде. Это издание появилось в свет 1645 и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св. 1635 Лувр).
Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремился отойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичь более самостоятельных живописных решений («Пьяный Силен», ок. 1580—ок. Его искусство в известной мере более однопланово. Дерзкий дух богемного озорства пронизывает произведения Браувера, составляющие резкий контраст господствовавшим в то время во фламандском искусстве художественным направлениям.
После четырёх лет обучения Антонис начал работать самостоятельно. Вскоре Ван Дейк возвращается в Англию, где он провел последующие 15 лет. Те же черты отличают и картины Иорданса на мифологические сюжеты («Воспитание Юпитера», Лувр «Мелеагр и Аталанта», Антверпен).
Луки и этим годом помечены самые ранние его работы – этюды изображающие головы стариков. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео со слугой негритенком (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), Портрет маркизы Бальби (ок. В конце 1620 – начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I. В этот период (Семейный портрет, 1621, ГЭ) определились стремление Ван Дейка к интимности и одухотворённости образов, внимание к особенностям эмоционального и интеллектуального склада человека. Признание скоро пришло к молодому художнику. 1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), групповой портрет Портрет семьи Ломеллини (1624–1626, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).
Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Мастер создает в этот период динамичные по композиции картины на религиозные сюжеты. Многие из них обнаруживают сильное влияние Рубенса («Св. Августина (1628, Антверпен, Церковь св. Спокойно величавый ландшафт воссоздает образ плодородной и могучей земли.
(Н. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров и менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству — фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва) иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Один из них заявил, что краски ван Дейка – «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». С особой виртуозностью Фейт передает фактуру изображенных предметов: нежных переливчатых жемчужно-серых перьев птиц, пушистого мягкого меха зайца, влажного, сияющего, как драгоценности, винограда («Битая дичь», Музей изобразительных искусств им. «Уже в первый антверпенский период, работая как портретист, ван Дейк использует различные технические приёмы живописиТехника живописи «Семейного портрета» имеет свои особенности: картина написана на крупнозернистом холсте слой краски местами настолько тонок, что фактура холста обнажается, создавая ощущение ещё большей живости и трепетности». Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). 1621, Кассель, Картинная галерея).
Пушкина). Ученик П. П. Рубенса. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Ярко и красноречиво обрисован каждый персонаж.
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens), 1577–1640 гг. Изысканной красотой отличается насыщенный прозрачными серебристо-серыми и тускло-золотистыми оттенками колорит портрета. Но, как и прежде, его главным призванием остается портрет. Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами.
Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Популярность его огромна: он выполняет заказы на крупные алтарные картины для церквей Антверпена, Гента, Куртрэ, Мелехена, портреты, картины на мифологические темы.
Он не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Уже в 14 лет он писал портреты, за которые люди были готовы платить. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св.
Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. В то же время ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. 1620 – 1621, Виндзор, Королевское собрание).
Сложно сказать, почему прекратилось сотрудничество, но примечательно, что к работе с монархами ван Дейк вернулся только в 1627 году, когда стал придворным художником испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении. Ван Дейк рано сложился как художник. Сын богатого антверпенского коммерсанта, он всегда в своих картинах и портретах подчеркивал аристократизм модели, ее хрупкость и изысканность. Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями, со струящимися складками усиливают значимость образов. Матфей (ок.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Рядом с произведениями Рубенса, Иорданса, Снейдерса и других фламандских живописцев первой половины 17 столетия работы их современника Адриана Браувера (1605/06—1638) кажутся необычными. Иероним», «Пьяный силен» Дрезден). Это блестящие обстановочные портреты-картины. Он создаёт ряд картин на мифологические и религиозные сюжеты: «Несение креста», «Увенчание тернием», «Поцелуй Иуды». От погибшей в 1695 картины сохранились лишь подготовительные наброски маслом.
1620—1621, Виндзор, Королевское собрание). Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Дух напряжённой, яростной схватки передаёт картина «Битва греков с амазонками» (1б15— 1619 гг. ). 1630-х, Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для английской королевы.
В это время он обращается к изображению пожилых людей, отмеченных печатью прожитой жизни: Портрет сенатора и Портрет жены сенатора (1622–1627, Берлин, Государственные музеи), а также к изображению детей, создав впервые в истории искусств первый парадный детский групповой портрет: Портрет детей семьи де Франки (1627, Лондон, Национальная галерея). Снейдерс был большим мастером в изображении животных, в то время как человеческие фигуры наименее выразительны в его картинах их чаще всего писали другие художники. Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (Маркиза Улена Гримальди, Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли, Паола Адорно с сыном, Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли, Маркиза Бальбиани, Семейство Ломеллини, Старый сенатор). Подобный метод привел к преобладанию у него определенного штампа. Если в творчестве Рубенса темы и образы подобного характера отличаются чертами более высокого художественного обобщения, то в картинах Иорданса сильнее выражены жанровые элементы.
По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». Отчасти эта подготовительная работа обусловила ту особую степень художественного обобщения, которая выделяет фламандскую гравюру 17 в. среди других западноевропейских школ. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью.
«Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. 1618, Лондон, частное собрание). На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х – начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом. 1618, Лондон, частное собрание). В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).
Он получил крупный заказ на выполнение группового портрета в натуральную величину городских эшевенов (муниципальных советников) для зала ратуши. Отчаянно отплясывают они бешеный танец. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена.
Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622 – 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов Иконография) раскрыть богатство духовной жизни своих современников. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. Все своеобразие его дарования раскрылось в области портрета.
Он выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства («Отдых на пути в Египет», начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Произведения Иорданса даже на религиозные и мифологические сюжеты трактуются в жанровом плане, персонажи, чаще всего данные в бытовом окружении и всегда написанные с натуры, кажутся порой слишком тяжеловесными.
Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов («Маркиза Улена Гримальди», Национальная галерея, Вашингтон «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале», собрание Фрика, Нью-Йорк «Паола Адорно с сыном», Национальная галерея, Вашингтон «Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале», Палаццо Россо, Генуя «Маркиза Бальбиани», Метрополитен-музей «Семейство Ломеллини», Национальная галерея, Эдинбург «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора», Картинная галерея Берлин-Далем). Второй антверпенский период (1627-1632) В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, Ван Дейк практически становится первым художником Фландрии он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. В «Поклонении пастухов» (1618 Стокгольм, Музей) полные трогательного простосердечия крестьяне окружили молодую некрасивую фламандку с ребенком на руках. земли. С конца 1621 Ван Дейк жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал характерный для себя тип парадного аристократического портрета, в котором важную роль играют поза, осанка, взгляд и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция).
Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу (1630, Вена, Музей истории искусств), Богоматерь с куропатками (нач. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). К ним относятся стихийные явления (землетрясения, наводнения и т. п. ), обстоятельства общественной жизни (военные действия, чрезвычайные положения, крупнейшие забастовки, эпидемии и т. п. ), запретительные меры государственных органов (запрещение перевозок, валютные ограничения, международные санкции запрета на торговлю и т. п. ). 1618, Лондон, частное собрание), Св. В 1618 году его приняли в гильдию живописцев св.
Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Сын зажиточного антверпенского купца, он всю свою жизнь провел в своем родном городе. Поначалу, копируя своего учителя, он перенял его манеру и стиль вместе с насыщенностью цвета, полнотой и чувственностью сюжетов. К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенского купца (в современной Бельгии).
Себастьяна» (1618—1621). 27 мая 1607 года был рукоположён в архиепископа и получил архиепископскую кафедру Родоса, но только в качестве предварительного этапа для получения иной должности. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон «Св. Ван Дейк пишет множество портретов английского короля, королевы и их детей.
В 1618-1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. И в них мы находим такие же полнокровные, сильные, выхваченные из жизни народные типы.
Работа над множеством заказов приобрела в мастерской Ван Дейка приметы четко организованного производства. В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома. Однако искусство этого самобытного мастера не было некоей исторической случайностью. 10. 1. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Среди них подчеркнуто парадный Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни.
1634) и Схельте Адаме (1581 – 1659), лучшие работы которого представляют гравюры с пейзажей Рубенса. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами. Живописная манера мастера достигает особой широты.
С 1630 г. — он придворный художник эрцгерцогского двора. Известен т. н. Одной рукой он опёрся на трость, в другой у него лайковые перчаткиИз всех вандейковский портретов Карла этот – самый прекрасный: богатый колорит, чарующая композиция (король смело помещён слева), безукоризненно уверенная техника» (К. Заваленный заказами, он, подобно Рубенсу, окружает себя учениками-помощниками.
Бизнес пошел в гору. Но, видимо, они так и не были отосланы и эта идея не была воплощена в жизнь. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка – своего рода идеал творческой натуры. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. В 1628 году (через несколько лет после написания этого портрета Ван Дейка) кардинал Гвидо Бентивольо возглавит римскую Инквизицию.
Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук с длинными пальцами украшает многие портреты Ван Дейка. Для церкви иезуитов Ван Дейк пишет большую алтарную картину Видение св. А в 18 стал сотрудничал с Питером Рубенсом.
Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный. Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей. Бентивольо также стремился усилить влияние католической церкви и с этой целью поддерживал связи с университетом Дуэ и Лёвенским университетом (лат. Universitas studiorum Lovaniensis).
Папский военачальник кардинал-племянник (cardinale nipote) Пьетро Альдобрандини (Pietro Aldobrandini) одержал победу и Гвидо Бентивольо при посредничестве папского легата Романьи кардинала Бандини сумел не только добиться у Папы прощения для своей семьи, но и начать собственную церковную карьеру, приняв во время личной аудиенции в Равенне предложение Папы стать его тайным камергером и отправившись в 1600 году в Рим. Рубенс высоко оценил своего ученика и вскоре Ван Дейк стал его помощником в выполнении различных заказов. Благодаря браку с Мэри Рутвен, молодой фрейлины королевы, перед Ван Дейком отворяется мир английской аристократии. Портрету Снейдерса соответствует портрет его супруги Маргариты де Вос, но он менее выразителен.
В 1621-27 Ван Дейк посетил Италию. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. Августина (1628, Антверпен, Церковь св.
Сотрудничая с Рубенсом в течение ряда лет, ван Дейк полностью овладел техникой живописи и в большой мере композиционным мастерством учителя. В этот период Бентивольо пришёл к убеждению, что духовник нового короля Пьер Котон (en:Pierre Coton) отстаивает при дворе интересы Испании и обратился к своему начальнику Шипионе Боргезе с предложением добиться через генерала Общества Иисуса (то есть главу иезуитов) Вителлески (en:Mutio Vitelleschi) удаления священника от близкого общения с Людовиком, после чего тот действительно получил новое назначение и оставил двор, хотя и сохранил уважение монарха3. В связи с этим событием Рубенс написал автопортрет с супругой известный под названием «Жимолостная беседка» (1609 г. ). Талант ван Дейка ярко проявился в портретной живописи. В 1598 году Бентивольо вернулся в Феррару, поскольку скончавшийся герцог Альфонсо II дЭсте не оставил после себя прямых наследников и брат Гвидо, Ипполито Бентивольо, воевавший прежде в Португалии и во Фландрии, теперь оказался в лагере кузена покойного герцога Чезаре дЭсте (Cesare dEste), участвуя в обороне Луго от войск Папы Климента VIII, который вознамерился вернуть Феррару в своё владение.
По возвращении Ван Дейка на родину начинается второй антверпенский период его творчества (1627—1632). Более сдержанна и жизненно убедительна картина "Святой Мартин и нищий" (ок. Новый Папа Римский Павел V в 1607 году назначил его папским послом во Фландрии (Nunziatura apostolica in Belgio) с резиденцией в Брюсселе, которым он оставался до 1615 года. Крупнейшим живописцем Фландрии после Рубенса был его талантливейший ученик и младший современник Антонис Ван Дейк (1599—1641). Антони ван Дейк – фламандский художник (22. 03. 1599 Антверпен – 09. 12. 1641 Лондон). Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику.
Пушкина), Портрет Мартина Рейкарта (1630, Мадрид, Прадо), Портрет Марии Луизы де Тассис (1628, Вадуц, Собрание Лихтенштейн). Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео со слугой негритенком (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), Портрет маркизы Бальби (ок.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. 1635 —1636 Лувр) и особенно в «Крестьянском танце» (между 1636 и 1640 Прадо) Рубенс, отталкиваясь от традиций нидерландских реалистов 16 в., поднимается до обобщенного образа силы и величия народа. В Англии он написал немало детских портретов, замечательных то забавной важностью, то обаятельной непосредственностью юных героев, как, например, «Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон» (вторая половина 30-х гг. 18 октября 1634 гильдия св.
Для церкви иезуитов Ван Дейк пишет большую алтарную картину Видение св.
Матфей (ок. Уже через год молодой художник был избран в члены антверпенской корпорации живописцев. Он становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. В десять лет мальчика отдали в обучение к антверпенскому живописцу Хенрику ван Балену. А. С. Пушкина).
Домиником и св. Он охотно пишет одиночные фигуры людей, то погруженных в свои невеселые думы, то наигрывающих на гитаре, то ласково беседующих с животными («Человек с собакой», Остербек, собрание Хелдринг «Трактирщик», Мюнхен). Слабый свет из полузанавешенного окна проникает в бедную монастырскую церковь. В 1598 г. он был принят в гильдию св. Эти качества проявляются в изображении полных бессмысленной ярости пьяных драк (картины в музеях Дрездена, Москвы, Ленинграда) или азартных карточных игр («Крестьяне играющие в карты», 1630-е гг. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников.
Домиником и св. Екатериной Сиенской (1629, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Луки.
А в 16 лет открыл свою мастерскую. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты («Карл I на охоте», 1633 портрет Г. Бентивольо, ок. На деле это дворянское собрание, напротив, предложило дополнить существующий запрет подданным французского короля поддерживать отношения с представителями иностранных монархов (установленный ради предотвращения контактов протестантских королей с гугенотами) запретом также и на отношения с папскими посланниками. В последние десятилетия Рубенс обращается к изображению народной жизни. Он совершил две поездки в Париж.
18 октября 1634 гильдия св. Мартин и нищие», ок. Художник пишет портреты антверпенских бюргеров и испанской знати.
Известен т. н. Уже на втором сеансе Ван Дейк столь же быстро заканчивал портрет. Снижаются и живописные качества его произведений. Из современных итальянских мастеров он более всего ценил искусство Караваджо.
В то же время ван Дейк создаёт ряд самостоятельных произведений: «Самсон и Далила», «Св. Книги позади изображенного свидетельствуют о его образованности и любви к знаниям. В период обучения в Падуанском университете Гвидо Бентивольо посещал частные уроки Галилео Галилея, во время процесса над Галилеем в 1633 году находился в числе подписавших приговор (подпись стояла второй, после кардинала дАсколи)8. К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (ок.
Потом пути ученика и учителя разойдутся. Он блистательно передает внутренний мир портретируемого, они полны жизни, естественны: Портрет Яна ван дер Ваувера (1632, Москва, ГМИИ им. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров и менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству — фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва) иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).
Антонис Ван Дейк обязан своей славой жанру портрета, который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение. От четырехлетнего путешествия потомкам остался Итальянский альбом Ван Дейка. Антонис ван Дейк родился в Антверпене в семье удачливого купца.
Мартин и нищий». В сумраке среди бурых одеяний монахов выделяется бледно-золотистое тело полунагого Святого Франциска (перед смертью он решил отречься от последних земных благ, которыми ещё пользовался, в частности от верхней одежды). Пожалуй, ни у кого из мастеров почвенное начало фламандского искусства не было выражено с такой принимающей подчас оттенок грубоватой чувственности силой, как у Иорданса. Иконография была издана в 1632 в Антверпене. В портрете юной маркизы Бальбиани (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) все представляется необычным, отмеченным печатью особой рафинированной красоты: удлиненные пропорции, бледность лица и изнеженных праздных рук, великолепие темной, украшенной тончайшим узором мерцающих золотых кружев одежды.
Антонис ван Дейк – наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. Отныне основным содержанием его творчества стали образы близких людей и скромная, но величественная брабантская природа. 1618-20, Королевский музей изящных искусств, Брюссель Картинная галерея, Дрезден «Самсон и Далила», ок. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579 – 1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. С конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. В изображении кардинала Гвидо Бентивольо (1622-1623 гг. ) парадность соединяется с живостью и эмоциональностью.
1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (ок. Это издание появилось в свет 1645 и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Обучение (с 1607 г. ) у Адама ван Ноорта не оказало большого влияния на художественное развитие Иорданса. Но, видимо, они так и не были отосланы и эта идея не была воплощена в жизнь.
Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. Одно из самых значительных произведений этих лет — портрет молодой красавицы Марии Луизы де Тассис (Вена, галлерея Лихтенштейн).
В 1600 г. художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки, Ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков. На эрмитажной картине «Бобовый король» (ок. В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен.
Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649), которого Рубенс называл «величайшим любителем живописи из всех государей мира», Ван Дейк едет в Англию. 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет Паолы Адорно с сыном (ок.