Над образом Александра III Серов работал пофотографии. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911).
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. На сеансах позировал артист, похожий на композитора, в его костюме. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Обучение в гимназии К. И.
Знакомство с А. Н. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера.
Поездка в Париж. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Лесков (1894, ГТГ). Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты».
Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. В этих правдивых, композиционно правильных и живописных исполнениях в величественной манере, Серов постоянно использовал линейно-ритмический рисунок в сочетании с декоративно-цветовыми комбинациями. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). Серов же стал поистине популярен и среди простых людей.
Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. Да ещё и с издевательствами. Римского-Корсакова (1898). Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Серов родился в Санкт-Петербурге, он был сыном российского композитора Александра Серова и его жены Валентины Бергман, композитора немецко-еврейского происхождения. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову.
В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. На рубеже 19 – 20 вв. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург). Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. Бенуа. Поездка в Рим и Париж. Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга.
Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Поездка в Париж. 1907.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. "Октябрь. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. Дервиза Домотканово. В Академии юный художник сближается с М. А. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом.
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Однако основной жанр, которому Серов в дальнейшем посвятил свое творчество, — это портрет.
Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни».
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. В феврале родилась дочь Ольга. Им были созданы подлинные шедевры портретного искусства, например знаменитый портрет В. С. Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (ГТГ) и портрет М. Я. Симонович «Девушка, освещенная солнцем» (ГТГ).
Я только высмотрел, подметил. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Большего контраста невозможно придумать. Официальное оформление выхода из Академии художеств.
«Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством. Переезд с матерью в Киев. 1878. В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Она лаконична и строга, а ее красота это красота благородных черных тонов. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Рождение сына Георгия. 1895. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись.
Поездка в Германию. 1903. В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц.
А серовский портрет Николая Романова навсегда остался одним из лучших портретов последнего российского императора. С 1900-х гг. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885).
Н. Ермолова», 1905 «Ф. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей).
В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты М. Горького, 1904, Музей М. Горького, Москва М. Ермоловой, 1905 Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея). В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год.
Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Это кровавое преступление властей против собственного народа сильно потрясло художника. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Работа над полотном шла три месяца.
Совсем портретчиком становлюсь. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Одна из его ранних картин «Заросший пруд. Родился сын Георгий. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Знакомство с семьей Мамонтовых.
Избран членом ТПХВ. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Домотканово», 1888 «Октябрь. Радость, как жизненная ценность. Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Серов стал коллегой Дягилева и Александра Бенуа, одним из первых членов движения Мир искусства из которого возник русский балет. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Это произведение вместе с портретами М. Ф. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Мюнхенский рисовальщик К. Кеппинг становится его первым учителем.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Радость беспричинная. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Начало систематических занятий с И. Е.
Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Обостренное чувство времени, нетерпимость Серова ко всякой фальши делают многие его работы источником для постижения жизни России на рубеже XIX и XX столетий. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
Продолжение занятий с Репиным. 1880. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Таманьо» (1891), «Н. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Я только высмотрел, подметил.
Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). Мамонтовой. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Академию художеств в класс П. П. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге.
Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Это случилось в 1871 году. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций.
Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
В доме Серовых всегда было шумно и весело. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). Рождение дочери Натальи. 1909.
Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Поездка с Л. С. Одним из первых портретов художника был портрет О. Ф. заменялся кодексом. В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы.
В 1884 году, вскоре после получения в Художественной Академии малой серебряной медали за этюд с натуры, он бросает учебу, попросив об отпуске по состоянию здоровья и начинает самостоятельную работу. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Чистякова. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии.
Смерть отца. 1872. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета.
Трубниковой (1865-1927). Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. В 1907 году художник совершает поездку в Грецию. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Жил в Петербурге и Москве. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Картины Серова, написанные им в конце девятнадцатого века, вызывали одобрение и восторг среди широкой публики.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков.
Портрет И. И. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». В результате в 1910 году художник создает декоративное панно «Похищение Европы», пишет картину «Одиссей и Навзикая». В 1910 году Серов пишет знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона.
Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Морозовой и С. М. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения.
Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. мастерство Серова-портретиста достигла апогея. Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой.
Портреты Ф. Таманьо, К. А. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени.
Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина. Произошло это спустя пять лет после поступления. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Он слышал выстрелы, видел убитых.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза. В истории России Серову особенно интересно петровское время. Получает звание академика живописи. 1899.
Репина, Т. А. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Он слышал выстрелы, видел убитых. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.
за этюд с натуры». Мая. 1876. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова).
Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания.
После этих событий Валентин Александрович вместе с В. Д. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма.
Мамонтовой. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Задачи пленэрной живописи решал здесь 22-летний художник с последовательностью истинного мастера. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Поездка с женой в Италию. 1905. Коровина. 1892.
В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907).
Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год). Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. Репина (1892), И. И. Эти работы можно отнести к раннему русскому импрессионизму.
В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Мамонтовыми.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений. В дальнейших картинах отчетливо просматривается тенденция к усложнению технических приемов и задач. К тому моменту, как Серов покинул учебное заведение, он являлся постоянным участником культурных мероприятий в Абрамцеве. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.
Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). На рубеже веков Валентин Александрович стал лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Морозовой и С. М.
Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Однако со второй половины 1900-х годов пейзаж как самостоятельный вид живописи уже почти не занимает Серова. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». Репина (1892), И. И. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Мазини» (1890), «К. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы. Левитана (1893), писателя Н. С. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
Все его спутники погибли в пути. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
В 1872 году Валентин Серов лишился отца и они вдвоем с матерью поселились в Мюнхене, который вскоре превратился в ведущий культурный центр Европы. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Наиболее известные из них это картина «Дети» (1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей С. Боткина (1900), портрет Мики Морозова (1901). Помимо творческой деятельности художник вел общественную деятельность.
Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Таковы «А. Гиршман. 1908. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В 1887 году Серов побывал в Италии. Из ранних произведений художника можно отметить картины «Волы» (1885), «Осенний вечер. Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына.
Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Бакстом в Грецию и на Крит. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. В 1900-е гг. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование.
Турчанинова (1907), М. Н. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Домотканово», «Баба с лошадью». С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Лескова (1894), композитора Н. А. Поездка в Мюнхен и Голландию.
Художников объединяло вдумчивое отношение к творчеству они работали в одной мастерской, часто «спорили об искусстве», что способствовало формированию их художественных взглядов. Выходит из ТПХВ. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Вскоре Серов покидает академию. Акимовой (1908).
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова. В 1898 году создается новое художественное объединение — «Мир искусства». После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств.
После усмирения, 1905 год. Врубелем, несмотря на то, что тот был старше Серова почти на десять лет. Знакомство с К. А. Это произведение вместе с портретами М. Ф. Коровина (1891), И. Е. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Коровина (1891), И. Е. Наезжал в Абрамцево. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
Возвращение в Москву. В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). В 1890-х – начале 1900-х гг. Домотканово» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Зимой» (1898), «Стог сена» (1901), «Полоскание белья» (1901), «Финляндский дворик» (1902), «Стригуны на водопое. С 1890-х гг.
"Девочка с персиками". 1888. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин. Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра. Избран действительным членом венского Сецессиона.
Домотканово, 1888, ГТГ). Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ).
Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ). В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой.
Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ».
Рождение сына Антона. 1902. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле.
Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. В 1907 году Валентин Александрович отправился на остров Крит, а компанию ему составил Лев Бакст. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ).
В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»). В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Стиль: реализм, неоклассицизм. В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети».
Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10.
Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Левитана (1893), писателя Н. С. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Вопрос нерешаемый. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».
Чувством проникновенной любви к родине полны пейзажи художника и произведения, посвященные русской деревне, – «Заросший пруд. Совсем портретчиком становлюсь. Наиболее известные картины этого направления – «Октябрь. Художник изображал крестьян занятыми своими повседневными делами. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Петр I Портрет Г. Л. Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Поездка в Берлин и Париж. 1910.
В 1907 году Серов исполнил темперой картину «Петр I». Нет, Савва Иванович был себе на уме. Ее организовали разночинцы.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Был написан портрет императора Николая II. В 1898 году, после смерти П. М. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Среди них были и приближенные императора.
Портрет O. K. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Однажды морская волна вынесла Одиссея на берег страны феокийцев. 18 февраля вместе с В. Д. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г.
В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см.
С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Репина, Т. А. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Дервизом. 1885.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Уже в ранних своих работах Валентин Серов ярко раскрыл свое дарование живописца, создав ряд великолепных полотен. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Бывал у Серовых И. С. Тургенев.
Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.
Становится членом "Мира искусства". С начала 1900-х гг.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ). В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной.
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Встречается с Л. Н. Иначе. Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». Не поладив с директором учебного заведения, ушла и начала брать частные уроки у Александра Серова, за которого в скором времени вышла замуж, несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Левитана. Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Русский музей). Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
Предметы обстановки утрачивают свою прозаическую обыденность и приобретают новый, более глубокий смысл. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками».
Мамонтова, И. Е. Вскоре после этого B. C. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Валентин Серов родился в артистической семье. А где можно было брать основной материал. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний.
«Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). («Н. На пиру Одиссей рассказал о том, сколько бед пришлось испытать ему и его товарищам. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. и жанром («Заросший пруд.
«Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Этим подчеркнута значительность личности Петра. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. Остроуховым, М. С. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
Дервиза Домотканово. В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве. Поездка в Вену и Италию с И. С. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М.
Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Домотканово, 1888, ГТГ). Живет с матерью в Мюнхене.
Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Домотканово". 1896. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде.
Серов часто обращался к различным графическим методам – акварели, пастели, литографии и так далее. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Переезд с матерью в Париж. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства.
и Ю. С. Акимовой (1908). Женитьба на О. Ф. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос.
При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Одновременно с Серовым в училище стал преподавать И. И. Левитан, — руководил пейзажной мастерской.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Покупает участок земли в Финляндии и строит дачу, где отныне почти каждый год проводит летние месяцы. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
Турчанинова (1907), М. Н. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Домотканово» (1886), «Заросший пруд. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Оно одухотворяет все то, что окружает человека. Она пригласила героя во дворец своего отца.
Орловой. Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников.
Коровиным. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Лескова (1894), композитора Н. А.
В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Возвращение в Россию.
Римского-Корсакова (1898). Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Трубниковой — «У окна» (1887). Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Трубниковой.
Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Серов становится популярным портретистом. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Мать будущего художника также была известной личностью.
«Портрет А. Н. Серова» выдающегося музыканта, одного из основоположников русской национальной оперы, автора очень популярных в свое время опер «Рогнеда» и «Вражья сила», стал одним из первых в созданной В. А. Серовым галерее образов замечательных деятелей отечественной и зарубежной культуры: музыкантов, артистов, художников. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. А. Коровин» (1891), «Ф.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Трубниковой. Рождение сына Александра. 1894. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне.
Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти – все эти черты присутствовали и в работе Серова. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Много бед претерпел Одиссей, возвращаясь из-под Трои на родину. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция.
Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).
1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. Работы «Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны» (1900), «Выезд Екатерины II на охоту» (1902), «Юный Петр I на псовой охоте» (1902), «Охота с борзыми» (1906) предназначались для издания Кутепова «Царские охоты». Мамонтова, И. Е.
Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Становится преподавателем МУЖВЗ. в зеркале у края холста). Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив.
Домотканово» (1904). В 1905 году Серов стал свидетелем расстрела рабочих в Петербурге. Репиным. Рождение сына Михаила. 1897. Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Домотканово» (1888).
И серовская беззастенчивая лёгкость, живость цвета и характера, отчаянная детская радость, весенняя свежесть и в образе и в каждом движении кисти художника. Детские годы будущего живописца проходили в атмосфере высокого служения искусству, которую создавали не только родные, но и друзья дома: художники В. Д. Поленов, Н. Н. Ге, М. М. Антокольский, Л. О. Пастернак (отец поэта Бориса Пастернака), композиторы Ф. Лист, Г. Берлиоз, знаменитый критик В. В. Стасов. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем.