В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Жил в Петербурге и Москве. Таманьо» (1891), «Н. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.
Турчанинова (1907), М. Н. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Рождение сына Александра. 1894. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды.
Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. В 1890-х – начале 1900-х гг.
Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Похоронен на Донском кладбище в Москве. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила.
Тем не менее в его творчестве в целом возобладали образы русской истории исполненные мажорного, а не критического пафоса (иллюстрации к книге Н. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, с 1900 картина Петр I, 1907, Третьяковская галерея). Коровина (1891), И. Е. В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»). Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. Мая. 1876.
Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). и жанром («Заросший пруд. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников.
Коровиным. Когда Валентин был маленьким, в его семье часто ставились всевозможные любительские спектакли, концерты и чтения. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств.
На это Серов предложил императрице самой взять в руки кисти и мольберт и изобразить царя так, как она считает нужным. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил. Автор Распятия, Тайной вечери и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Запечатлеть юность и красоту, Серову удалось приемами импрессионистской живописи, но как утверждают специалисты, с этим стилем художник впервые столкнулся только в 1889. На рубеже 19 – 20 вв. В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник.
Репина (1892), И. И. Поездка в Рим и Париж. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве.
Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Возможно из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Гиршман. 1908.
И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. С начала 1900-х гг. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».
Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Поездка с женой в Италию. 1905.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Возвращение в Россию. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н.
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Репиным. На рубеже 19–20 вв.
Левитана. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Большего контраста невозможно придумать.
В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался.
Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19.
Радость, как жизненная ценность. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». В 1884 году, вскоре после получения в Художественной Академии малой серебряной медали за этюд с натуры, он бросает учебу, попросив об отпуске по состоянию здоровья и начинает самостоятельную работу. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками».
В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Весной 1901 года в Училище живописи был создан объединённый портретно-жанровый класс, который возглавил В. Серов вторым преподавателем был принят К. Коровин одновременно он преподавал в школе-мастерской Е. Н. Званцевой, в которой позировали обнаженные модели. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Это произведение вместе с портретами М. Ф.
Обучение в гимназии К. И. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. Был написан портрет императора Николая II.
В этих картинах художник очень много времени уделяет передаче характера моделей, постоянно возвращаясь к уже написанному лицу и внося изменения. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
Знакомство с семьей Мамонтовых. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Репина. Вскоре после этого B. C. Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона.
Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Детская тема играет важную роль в творчестве художника. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В 1874 году Валентин Серов вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И. Е. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье».
за этюд с натуры». Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое.
Серов становится популярным портретистом. Рождение дочери Натальи. 1909. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. В феврале родилась дочь Ольга. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. Дервизом. 1885. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Им также был издан журнал «Музыка и театр». В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Портрет И. И.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию.
Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Рождение сына Георгия. 1895. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие. В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний.
Римского-Корсакова (1898). Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
(«Н. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Встречается с Л. Н. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911). Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга.
Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. Позже, через год, Серов воссоединился с матерю в Мюнхене где начал учиться у гравёра Карла Кёппинга, но в 1874 году Серовы переехали в Париж, где с октября был отдан в обучение И. Е. Репину, отмечавшего усердие, с которым уже в то время занимался рисованием будущий художник.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Рождение сына Антона. 1902. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. Одна из его ранних картин «Заросший пруд.
После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Дервиза Домотканово. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно.
Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). и Ю. С. "Девочка с персиками". 1888. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея).
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Поездка в Париж. Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12.
К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Репина, Т. А.
Валентин Серов родился в артистической семье. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Н. Ермолова», 1905 «Ф. Домотканово» (1888) и «Октябрь. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Трубниковой (1865-1927).
Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Акимовой (1908). Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты».
Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.
Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Получает звание академика живописи. 1899. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем.
Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Мамонтова, И. Е.
Над этим полотном художник проработал почти 3 года, при этом ему приходилось работать с фотографиями, а самого императора он увидел всего лишь один раз и то по чистой случайности. Середина 1880-х гг. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался».
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей.
Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Поездка в Берлин и Париж. 1910. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Морозовой и С. М. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками».
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Заработав славу одного из лучших портретистов своего времени, Валентин Александрович решил пойти на эксперимент, создав ряд картин в несколько непривычном для себя пейзажном стиле. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897).
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Да ещё и с издевательствами. Вопрос нерешаемый. Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Избран действительным членом венского Сецессиона. Так рождались тонкие творения мастера. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Мазини» (1890), «К. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Коровина. 1892.
Серов всегда ценил в человеке артистическое начало искал возможность увидеть это качество в модели. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Радость беспричинная. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В первую половину 1890-х гг. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Портрет O. K. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Мамонтовыми. Ее организовали разночинцы. Серов стал коллегой Дягилева и Александра Бенуа, одним из первых членов движения Мир искусства из которого возник русский балет. Отличия тут не только в возрасте модели ином темпе жизни иной пластике и прочим нюансам, но и в игре пятен цвета, напоминающей мозаичное оформление.
Был написан портрет императора Николая II. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). Петр I Портрет Г. Л. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем».
С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. А где можно было брать основной материал. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул.
Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Живет с матерью в Мюнхене. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ).
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). С сентября десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Санкт-Петербурге. В 1876 году Валентин Серов вместе с матерью поселился на хуторе Ахтырка в Харьковской губернии, принадлежавшем гражданскому мужу матери В. И. Немчинову. Переезд с матерью в Париж.
Картина, принёсшая известность художнику была написана в 1887 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Произошло это спустя пять лет после поступления. 18 февраля вместе с В. Д. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов вдень ипри этом— думать оприятном, чтобы сохранять задумчивое ирасслабленное выражение лица. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды. Бенуа.
В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). в зеркале у края холста). Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина. Спустя год, Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза». Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Знакомство с А. Н. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова.
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Переезд с матерью в Киев. 1878. Поездка в Крым и Сочи с В. Д.
В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Это случилось в 1871 году. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка.
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Самому художнику в это время было 23 года. Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ».
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Домотканово», 1888 «Октябрь. "Октябрь. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
«Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей).
К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Женитьба на О. Ф. Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. Он изобразил своих старших сыновей. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Иначе. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911).
С 1900-х гг. Начало систематических занятий с И. Е. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Он приехал в Терноки к своему другу В. В. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний.
Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. Родился сын Георгий. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Впрочем, на первую русскую революцию Серов откликнулся программно-антицаристски (темпера Солдатушки, браво ребятушки, 1905, Русский музей и др. ). Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Среди них были и приближенные императора. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Начало 1890-х гг. В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком.
Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Становится преподавателем МУЖВЗ. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Вскоре Серов покидает академию. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков.
Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Рубеж 1890-1900-х гг. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Поездка в Мюнхен и Голландию. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Возвращение в Москву.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907).
Стиль: реализм, неоклассицизм. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности».
В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Лескова (1894), композитора Н. А. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками».
Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Васнецову, продолжил писать портреты: С. Ю. Витте, С. П. Дягилева, Ф. И. Шаляпина, Я. Г. Круселя, Г. Л. Гиршман. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году.
А. Коровин» (1891), «Ф. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности.
Художник побывал в Петербурге, в Костроме и Харькове, посетил Владимирскую и Симбирскую губернии, Крым, путешествовал вместе с К. А. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г.
Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Рождение сына Михаила. 1897. Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным.
Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.
Матэ. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Когда Врубель доставил полотно в Абрамцево, то получил от Мамонтова десять рублей и целый поток оскорблений. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Знакомство с К. А. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888–1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели.
В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. Домотканово". 1896. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. В перерывах между работами над заказами Серов отдыхал в Тверской губернии в имении своего друга В. Д. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. В доме Серовых всегда было шумно и весело.
Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Поездка с Л. С. Таковы «А. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку.
Левитана (1893), писателя Н. С. Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год). В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд".
В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков.
Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях. за этюд с натуры». Мать будущего художника также была известной личностью. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет.
Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами.
Поездка в Вену и Италию с И. С. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Мамонтовой. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. В них не содержится каких-либо значительных исторических событий, художник стремится передать дух эпохи. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.
В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете.
В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В 1900-е гг.
В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил в Антверпене. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Домотканово» (1895 г. ). Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Трубниковой.
и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров.
Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.
Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов.
Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой». Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства».
В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру.
Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создал жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми.
Бакстом в Грецию и на Крит. Нет, Савва Иванович был себе на уме. Поездка в Париж. 1907.
Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же).
Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
заменялся кодексом. На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Наезжал в Абрамцево. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Смерть отца. 1872. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Работа над полотном шла три месяца. Портреты Ф. Таманьо, К. А.
Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Потом Серов вслед за матерью отправился в Киев, а позднее и в имение Ахтырка Харьковской губернии.
Остроуховым, М. С. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Становится членом "Мира искусства". Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
Поездка в Германию. 1903. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности.
Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Избран членом ТПХВ. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Выходит из ТПХВ.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Орловой. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Наиболее известные из ранних произведений Серова (Девочка с персиками, 1887 Девочка, освещенная солнцем, 1888 обе картины – Третьяковская галерея, Москва) явились – несмотря на непритязательную простоту мотивов – настоящими этапами в истории русского искусства.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года.