Здесь пели и Федор Шаляпин и Алеександр Вертинский. Подобная практика, резко отличавшаяся от уроков Чистякова и Репина, развивала способность схватить форму, замечать в натуре самое общее, но характерное и выразительное.
Вместе с Репиным постоянно рисовал и Серов. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. Большое место в творчестве Серова в последние годы жизни занимала историческая живопись – картины исполненные мажорного, а не критического пафоса (Петр I, Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту и др. ). Радость, как жизненная ценность.
О чем один из членов этой мастерской-коммуны, Илья Остроухов, писал Серову: «Василий Иванович сделался, кажется, неизменным патриотом вечеров на Ленивке и охотно и аккуратно их посещает».
Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Сегодня причина повышенного внимания к этой цветовой гамме видится в том, что для многих русских мастеров конца XIX – начала ХХ века этот этап творчества стал переходным к новой живописной манере: «густеющие серые тональности были своеобразным подходом к интенсивным и далее к контрастным цветовым сочетаниям» 10. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904 Портрет актрисы М. Н. Ермоловой, 1905 Портрет артиста Ф. И. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Она по-прежнему занималась живописью. Ее сестра — профессор Кишиневской консерватории — вела большую педагогическую работу.
«Серов. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Ульяновым.
Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Насколько действенными оказались эти установки, свидетельствуют рассуждения Н. П. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства».
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве (имении Саввы Ивановича Мамонтова) и Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза). В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Целью Серова при поступлении в Академию было попасть в класс профессора Павла Чистякова, через руки которого прошли Суриков, Поленов, Репин, Врубель. Не окончив курса, Серов покинул Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в музеях Голландии и Италии, оказавших на него огромное влияние.
Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
потому, что слишком уважаю её — я только не понимаю всех этих обрядов. Ключевое слово здесь, несомненно, «познание» – умение увидеть, понять и почувствовать в натуре то главное, коренное, что впоследствии и станет сутью художественного произведения. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года — в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Его учениками стали: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Боткина (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Чтобы выработать в учениках чувство тона, педагог, ставя натуру, советовал «исполнять ее на первых порах двумя красками – белой и черной» 8, а по воспоминаниям М. Ф.
Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Анализируя творчество одного из учеников Серова, критик А. Эфрос писал: «Речь здесь может быть лишь о степени чистоты этого серовского влияния и еще больше о способности ученика приблизиться к мастерству учителя» 21. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Он тоже рыбак. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках — в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Может Серов забрал его с собой. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Говоря о педагогической деятельности В. А. Всю жизнь он сам упорно делал штудии, наброски с натуры, а в Училище нередко садился вместе со студентами и выполнял зарисовки поставленных им моделей. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).
Но началась Великая Отечественная война. В день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады и на похоронах Баумана. Художники-мученики своего дела никогда не довольны собой.
Серов тоже был частым и дорогим гостем в Абрамцево и именно здесь в 22 года написал свою самую знаменитуюкартину «Девочка с персиками». 1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова. Вот как он описывает одну из них: «Позировала у нас "раскольница".
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Проявлял Серов интерес и к античной мифологии, таковы серии эскизов к картинам «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». В нначале 90-х Серов был связан с творческим объединением «Мир искусства».
Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Шемякиным и С. Г Никифоровым. – Мне нравилось, когда Серов ругал себя «лошадью» и бил себя по голове, что не может взять цвета: «ах, я лошадь», – говорил он». 1893 год — Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. Именно в этом и состоит суть не просто обучения, а «школы» в ее высшем понимании, в этом цель и награда истинного педагога, каким по всей своей человеческой и творческой сути и был Серов.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Радость беспричинная. У Василия Сурикова Серов никогда не учился. С 8 лет Валентин Серов занимался в мастерской Ильи Репина.
это только и есть искусство» 1. Крымов, М. С. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. 1903 год — 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Лесков (1894, ГТГ). Он это дело понимает.
1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Гинцбург слепил несколько фигурок животных, чем восхитил мальчика. Кузнецов, К. Ф.
1901 год — созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Просьба в виде исключения была удовлетворена и Шемякин занимался в Училище с 1902 по 1905 год. Портрет-картина Дети (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок Портрет детей С. С.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. При этом все его полотна отличались друг от друга, поскольку Серов постоянно развивался как художник, ставил перед собой непростые цели и неизменно их достигал. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию.
Вопрос о школе в отношении серовских студентов поднимался еще его современниками. Сам пишет солнце. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии.
В 1880 году поступил в Императорскую Академию Художеств. Круг людей, становившихся моделями Валентина Серова, регулярно расширялся, но и это не смогло заставить мастера повторяться и писать шаблонные картины. В Государственной Третьяковской галерее хранится небольшая работа Н. П.
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д. ), совестно становится.
Они побывали и на Днепре, где художник собирал материалы для своей знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.
Был членом Товарищества передвижников и объединения Мир искусства. Домотканово, 1888 Зимой, 1898 В деревне. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Но самое забавное, что центром этого большого по размеру портрета является вовсе не сама «барынька», которая смещена вправо, а ее крошечная собачка.
Совсем портретчиком становлюсь. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном — русское портретное искусство XVIII в. ). В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Нет, Савва Иванович был себе на уме.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Эскизные портреты детей царя— 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и11-летней Ольги— художник рисовал снатуры. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. После этой встречи Серов не только рисовал, но и лепил своих лошадок. 1886 год — в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Но можно сказать, что в период жизни в Москве (уже оставив Академию) почти что с ним приятельствовал, несмотря на существенную разницу в возрасте.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Детство Серова прошло в артистической среде. Антокольского, он ограничил количество ног до четырёх.
Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Его работы по-прежнему разнообразны, каждый новый портрет не похож на предшествующий, но уже не только потому, что сам Серов ставил и решал разнообразные художественные задачи, а потому, что круг его моделей все более расширялся, а Серов по-прежнему не желал повторяться. В 1895—1897 Серов преподавал в Моск. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
Домотканово, 1888, ГТГ). Однажды уже упомянутый С. Г Никифоров принес педагогу свои летние этюды, где в яркий солнечный день были изображены мальчики-рыбаки на берегу речки: «Взглянув на этюды, Серов хотел уклониться от отзыва, но, пересилив себя, скучающе-равнодушно заметил: "Покажите это Коровину. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Нельзя думать, что талант сел за рояль в первый раз и сыграл симфонию – этого не бывает. Коровина. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Успехи мальчика не остались без внимания педагогов и в школе рисования был удостоен серебряной медали юный Валя Серов. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Разницу подходов и темпераментов двух художников-педагогов можно почувствовать в эпизоде, описанном Н. П. Серова.
Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника – оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911 (Всадники). Твердо отстаивая художественную правду, Серов продолжил чистяковско-репинскую линию, на которой в свое время сформировался как художник. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Что стало с рисунком дальше. Окно» (1900).
Картина создавалась в весьма сходных условиях с теми, при которых писался вышеупомянутый шедевр в Введенском поместье, расположенном неподалеку от Москвы. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Это было близко и его характеру, не выносившему даже намёка на какое-либо давление. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Да ещё и с издевательствами.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. Он также увлеченно пишет детские портреты. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино.
Правда, больше всего понравились Валентину огромный пес и диковинные фазаны, разгуливающие по внутреннему двору композитора. В феврале родилась дочь Ольга. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Летом он два месяца гостил в имении Трояновского Бугры и посещал соседние имения Обнинских Белкино и Турлики, где им был создан пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Н. П. Смерть художника потрясла его современников. Наезжал в Абрамцево. Работа над полотном шла три месяца.
Большего контраста невозможно придумать. А в 1900-м он рисует портрет Николая II. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Напрасно думать, что живопись одному даётся просто, без труда, а другому трудна. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Папки с рисунками и полотна покойной Малешевской, к счастью, оказались нетронутыми. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. уч-ще живописи, ваяния и зодчества.
Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
«Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. В мастерской он встретил воспитанника Антокольского – будущего скульптора И. Я. Композитор Рахманинов исполнял на фортепьяно свои новые произведения. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. «Модели на его занятиях перестали быть просто моделями: Серов учил видеть ее особый, ей присущий характер и осмысливать ее в "сюжетном" плане (как и сам Серов делал в своих портретах)» 5.
Чтобы рисовать так, нужно, ах, как много, серьёзно поработать. «В становлении Серова-художника заметную роль сыграл Врубель. Среди шедевров «светского» Серова – Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой, 1903 Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911). В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался». Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Львова согласился на должность преподавателя натурного класса. Ульянов.
Малешевская тяжело болела и эвакуировать ее в тыл было нельзя. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Начав свой творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности художественного языка, отдав дань импрессионизму, Миру искусства, стилю «Модерн» и во многом определил художественный облик своего времени. Она скончалась, не дожив двух лет до освобождения города советскими войсками.
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Ну, например, хотя бы образа Валькирии» 7.
Кроме того, Серов был сторонником единоличного ведения преподавателем творческой мастерской, отстаивая единообразие требований, а значит и единую стратегию в подготовке художника. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Круг друзей Серова сложился помимо Академии. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Он слышал выстрелы, видел убитых. Ее организовали разночинцы.
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Семья была большой и дружной. Когда Врубель доставил полотно в Абрамцево, то получил от Мамонтова десять рублей и целый поток оскорблений.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Иначе. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты».
1905 год — В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905 г. Валентин Серов вышел из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович. 1887 год — в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. 1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов.
Кроме того, мальчика окружали художники. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».
Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович) (1888, ГТГ). Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Однажды художники отправились на Украину, чтобы собрать материал для «Запорожцев». Он родился в Петербурге 7 января 1865 года в музыкальной семье, принадлежащей к творческой элите российского общества.
Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. « интерес к рисованию и любовь к животным маленький Серов перенял у своего отца. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Сарьян и многие другие.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Это началось в 1882 году, когда Врубель поступил в частную мастерскую Чистякова (почему Павел Петрович не пригласил его раньше, несмотря на превосходные рисунки своего необычного ученика. ) и продолжалось в период совместной работы в василеостровской мастерской с осени 1883 по весну 1884 года. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Помимо ценного свидетельства дружеских взаимоотношений между серовскими учениками14 само присутствие в названии слова «окно» говорит о том значении, которое придавалось в мастерской умению передавать освещение, прежде всего в интерьере. Художник в нём заставляет себя же вызвать волю к деятельности. Недаром Серов любил повторять: «Кто любит яркие тона, любит и серые» 11. Учился главным образом у П. П. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением.
Такая установка расходилась с визионерским подходом К. А. После бесконечных разговоров об искусстве Антокольского и Репина, относившихся к своей деятельности как к важной ипостаси общественной жизни (так принято было в среде передвижников), возможность иного отношения к искусству, тем более такого, при котором оно воспринималось независимым от чего-либо импонировала Серову чрезвычайно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособности. Его набросок портрета Брюсова говорит, каков это был рисовальщик. Изменился не только выбор моделей, но и принципиальный подход к самой учебной постановке. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой.
Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Александр Николаевич рисовал всю жизнь и, по мнению его сына, вполне профессионально. Немецкому мастеру удалось разглядеть в усердном ученике того, кем станет спустя десятилетие Серов.
Шемякин, П. В. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Я только высмотрел, подметил. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
Возможно, что образ именно этой «Валькирии» увиден одним из учеников Серова, С. Г Никифоровым, в его «Натурщице» (1900) из Рязанского художественного музея. В 1888 году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
Ульянова «В мастерской художника В. А. В 1895 – 1897 преподавала Моск. Шемякину повторно обучаться в его мастерской24. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей.
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр.
Витте (1904), Ф. И. Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. 1896 год — В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». О разнообразных постановках в мастерской Серова много вспоминал и Н. П. Принимал участие в организации сатирического журн. Так пребывание в знаменитой усадьбе чуть не разрушило начинающую карьеру юного художника. 1905. Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым.
Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил. В 1880 году Серов поступил в Академию художеств. 1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Он не только обнаружил в мальчике незаурядные художественные способности, но и стал, в сущности, первым его учителем (если не считать немецкого художника К. Кёппинга, который весной 1874 года часто брал молодого Серова с собой на этюды). Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885 г. за этюд с натуры». Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок.
Приходится лишь гадать. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
За недолгую творческую жизнь художник успел написать большое количество портретов знаменитостей, среди которых был князь Павел Александрович, за портрет которого автору вручили «grand prix» на парижской выставке 1900 года, дети Александра III, Левитан, Шаляпин и многие другие деятели политики и культуры. Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет.
Ульяновым, М. Ф. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. 1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Был написан портрет императора Николая II.
И это. Крылова и др. Когда портрет был закончен, в обществе его назвали «дама на диване в пустыне». В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды.
Голубкиной. «Я не развратим», — последовал ответ мальчика. Художник всегда в себе самом с врагами самого себя.
Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Мне много пришлось видеть учеников – и их самая большая ошибка была в том, что они все говорили – «потом» – они все отдаляли трудность задачи, как бы закрывали глаза и волю на то, что именно надо было тут же атаковать – взять, победить. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.
Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».
Это случилось в 1871 году. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Разве в этом лице нет чего-то такого. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». училищеще живописи, ваяния и зодчества. Репина в Париже и в Москве.
Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Жил в Петербурге и Москве. Родился сын Георгий. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Репин – художник, которого она близко знала – уже прославившийся к тому времени картиной Бурлаки на Волге. Такая участь настигла Софью Михайловну Боткину, которую сам художник называл «скучающей барынькой». Возможно из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир.
Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. Крымова, почерпнутые им из серовских уроков: «Я много думал о том, что такое реалистическая живопись и убедился, что живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала. Торжественный на первый взгляд портрет наполнен иронией.
Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. БиографияРусский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна.
Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские, либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Серов нарочно «очистил» интерьер от так раздражавшей его вычурной роскоши, создав впечатление пустого пространства. А я. я люблю серые дни"» 19. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. упал и умер от приступа стенокардии.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Серова, основное внимание необходимо уделить его преподаванию в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), так как здесь гениальный художник получил возможность общаться с талантливой молодежью и смог раскрыться как незаурядный педагог.
Ульянов, М. Ф. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками».
Разве вы сами не видите, в чем дело. Мастер высоко ценил ученика за талант и трудолюбие, называя его «Геркулесом в искусстве». 1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Шаляпина, уголь, мел, 1905 Портрет Иды Рубинштейн, темпера, уголь, 1910).
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885) — копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Шемякина, студенты серовской мастерской первоначально «писали тремя красками: белилами, жженой костью и охрой светлой» 9. Серова решено было отдать в обучение к Репину. Коровина, который за основу своей методики преподавания брал образное восприятие природы, «изучение натуры ради выражения своего личного отношения к окружающей действительности в любом ее проявлении» 18.
скажем, героического. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики. Влияние Врубеля неудивительно.
Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Система обучения Серова строилась «исходя из понимания рисунка, живописи и композиции как методов познания реального мира и способов выражения этого приобретенного познания в искусстве» 17.
В 1903 был избран действительным членом Академии художеств. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета.
Иными словами, живопись, основанная не столько на цвете, сколько на тоне, давала возможность более глубокого колористического видения натуры, позволяла в дальнейшем свободнее пользоваться изобразительными возможностями цвета. 1899 год — в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Но на что обращает внимание сам автор – этому нельзя выучиться. Тоном я называю степень светосилы света.
Юон, Н. П. В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885).