Картина Анри Тулуз-Лотрека В цирке Фернандо. "в цирке Фернандо" – первое выдающееся, а в целом ряде отношений самое значительное произведение Тулуз-Лотрека. Цирк Фернандо был открыт в 1875 году и вскоре стал одним из самых любимых развлечений парижан. –втам же, где и его подручных, В– в цирке Фернандо, что на углу бульвара Рошешуар и рю де Мартир. В– Месье Якба улыбнулся. В– Это не так уж и далеко.
–там же, где и его подручных, – в цирке Фернандо, что на углу бульвара Рошешуар и рю де Мартир. – Месье Якба улыбнулся. – Это не так уж и далеко.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Он также был известен как способный мимический актёр. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. В этих работах он сочетал технику Ван Гога с приемом Раффаэлли.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». В 24-летнем возрасте Тулуз-Лотрек написал одну из своих самых известных работ «Наездница в цирке Фернандо», где он заявил о себе как о художнике, выработавшем собственный почерк. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Он отдавал предпочтение обществу темных лич- ностей, окружая себя актрисами, клоунами, танцовщицами и проститутками, которые и становились героями его картин. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В этом их сила и слабость. Основой процветания города была торговля хлопком.
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги.
Хотя, по здешним меркам, вполне достаточно. Отмечалось, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Естественно, сражаться с кем-то до смерти Максим вовсе не собирался. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Не сейчас, так потом.
Такие работы давали повод для разговоров о неудачах либо несостоятельности Дега в этом жанре. Более чем достаточно для дуэли Которой не будет. Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах. Его произведения ничего не воспевают. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Смелыми, широкими, раздельными мазками Лотрек записывал фон.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Холст, масло. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Этюды, которые он написал с нее, были сделаны на картоне большими мазками.
Франция. Хюттингер). Что тут такого-то. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Художественный музей. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. А домой, на рю де Роше, лучше теперь и не возвращаться – какой смысл.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Прием состоял в том, что на листы картона тонким слоем наносилась сильно разбавленная растворителем краска. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Не будет с помощью Якбаала – пора бы уже ему отправлять путешественника обратно, пора. Постепенно Дега почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Картон впитывал ее и она приобретала матовую фактуру пастели. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Лучше уж написать Антуану письмо.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Лотрек выработал свой почерк. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Лотрек попросил ее позировать ему в мастерской. И уж тем более – с Антуаном.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Мулен Руж – танцевальный зал на Монмартре в Париже – су- ществует до сих пор. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
В 1873году художник вернулся в Париж. Просматриваются в работе некоторые элементы, присущие произведениям своего кумира – Дега (обрезаны фигуры зрителей), а также влияние японского искусства, для которого нехарактерно перспективное построение пространства. «Семейство Беллели». Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Писатель и журналист Эдмон Дю-ранти, приятель Дега, настойчиво призывал друзей следить за открытиями в науке использовать новшества, чтобы искусство художника шло в ногу со временем. В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Этюды, которые он написал с нее, были сделаны на картоне большими мазками. В своих картинах маслом Дега никогда не стремился изображать изломанную фактуру, любимую остальными импрессионистами, предпочитая писать в спокойном ровном стиле. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Дега искусно изобразил сценический костюм Лалы. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Все здесь полно осмысленного движения. 115, 5 x 150 см. Лотрек выработал свой почерк. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Остальные выполнены пастелью. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. Одной из его любимиц была акробатка мисс Лала, сумевшая своими яркими запоминающимися выступлениями покорить сердца не только парижской, но и лондонской публики.
Поль Валери иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углем.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы её дух» В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира. «В течение всей своей жизни, — писал Поль Валери, — Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Сайт посвящен одному из самых ярких художественных направлений в истории искусства XIX века, его зарождению и развитию. Он жил один. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью.
Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Постимпрессионизм.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Мне нравится эта суровость». Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. «Голубые танцовщицы». Аристократ по рождению. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Картон впитывал ее и она приобретала матовую фактуру пастели. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
С академическими канонами покончено, с идеализацией моделей – тоже. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски и кистью наносил её на холст. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Филадельфия. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Смелыми, широкими, раздельными мазками Лотрек записывал фон. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.