Уильям-адольф Бугро стал одним из самых любимых религиозных художников всех времен. Художник Адольф Вильям (Уильям) Бугро (Бугеро) – знаменитый французский живописец девятнадцатого века, которого называют представителем салонного академизма.
В 1892 году он стал регулярно выставляться в Лондоне, в Королевской Академии художеств. В ней приняли участие ведущие специалисты, включая Джеральда Экермана (профессора в отставке Колледжа Помоны) и Скотта Шефера— куратора музея. Грунт для всех эскизов должен был совпадать с грунтом окончательного варианта. Это «открытие» определяло деятельность Бугро на всю оставшуюся ему жизнь: он уверовал в силу человеческой привычки, внешне передаваемой жестом.
Логически это привело к созданию программных полотен «Дары любви» (1893) и «Восхищение» (1897). По-видимому исходный замысел возник под влиянием картины Делакруа на аналогичный сюжет. Обосновывая, он утверждал, что первичной в их творчестве была искренность изображения «того, что они видели и чувствовали используя соответствующие их идеалу средства и, особенно, линию»13. В ней приняли участие ведущие специалисты, включая Джеральда Экермана (профессора в отставке Колледжа Помоны) и Скотта Шефера – куратора музея.
Большинство этих портретов хранится в частных собраниях, в государственном музее представлен единственный «Портрет графини Камбасерес». Отказ Бугро от обобщённости образов и сцен тяжёлого труда был принципиальной позицией художника: зрители Салона хотели видеть образы, знакомые им по картинам и пьесам пасторального жанра («Пастушка»). Чтобы заработать денег, он создавал этикетки для джемов и варений. Но, к сожалению, судьба выдающегося мастера готовила ему очередной тяжелый удар. Но почему-то только работы последнего пробудили в Вильяме катарсические переживания. Живопись Вильяма Бугро последнего десятилетия его жизни прогрессировала мало.
Если в 1960 г. его картины оценивались в среднем в 500 – 1500 долларов США, то, проданная в 1999 г. на аукционе Christies за 1 760 000 долларов США картина «Амур и Психея в детстве» (Cupid and Psyche as Children), в мае 2000 г. была вновь выставлена на аукционе и продана уже за 3 520 000 долларов США. С 1997 г. по 2015 г. только на Sothebys было продано более 40 работ Бугро и, в том числе:«Завтрак» (Morning breakfast, 1887) – 2 057 000 долларов США (апрель 2008)«Психея и Амур» (Psyche and Amour, 1889) – 2 210 500 долларов (апрель 2010)«Брат и сестра» (Brother and Sister, 1887) – 1 082 500 долларов США (ноябрь 2010)«Краб» (The Crab, 1869) – 1 314 500 долларов США (ноябрь 2010)«Апельсины» (The Oranges, 1865) – 1 370 500 долларов США (май 2011)«У источника» (At The Fountain, 1897) – 1 986 500 долларов США (ноябрь 2011)«Девушка с гранатом» (Girl with a Pomegranate, 1875) – 2 322 500 долларов США (май 2012)«Девушки возвращаются с рынка» (Girls returning from the market, 1869) – 926 500 долларов США (ноябрь 2012)«Вишневая ветвь» (The Cherry Branch, 1881) – 1 538 500 долларов США (ноябрь 2012)«Сборщики урожая» (The Harvester, 1868) – 797 000 долларов США, май 2013). Теперь она истолковывалась в духе сентиментализма Грёза.
Существует версия, что источником вдохновения для «Дня памяти» была «Пьета» Микеланджело. Дела у Теодора Бугро в это время шли не лучшим образом.
Дядя-священник привил Вильяму искреннюю веру, а также любовь к литературе. Ярким примером является полотно «Флора и Зефир», возможно, созданное по мотивам балета Дидло на музыку Кавоса обольщение здесь трактовалось как динамичный и решительный натиск, причём полуобнажённая Флора с наклонённой головой «придаёт картине чувственную занимательность». Естественность сюжета обеспечивала его занимательность и ценилась покупателями.
Кеннет Кларк характеризовал ню Бугро как «неприкрыто сладострастные» и при этом приукрашивающие действительность. Бугро работал очень быстро: на один этюд у него уходило не более 3—4 часов, чаще всего они не требовали правок и без изменений переносились в окончательный вариант картины. долларов. Теперь она истолковывалась в духе сентиментализма Грёза. Он занимался в мастерской известного французского живописца Франсуа-Эдуара Пико (Franois-Edouard Picot), где изучал живопись в академическом стиле, одновременно посещая курсы по истории костюма, археологии и анатомии. В 1850 г. картина молодого художника «Зенобия, найденная пастухами на берегах Аракса» (Zenobia found by shepherds on the banks of the Araks) завоевала Римскую премию, что позволило ему в том же году отправиться в Италию.
В 1839 году мальчик поступил в колледж. Типичной здесь является картина «Вторжение в королевство Амуров», однако критики, признавая высокий уровень мастерства, порицают его за «бесконечные вариации одного и того же приторного сюжета»49.
В 1857 году у Адольфа и Мари-Нелли родилась первая дочь Генриетта. Из этих двух работ большую известность получил «Орест, преследуемый эриниями». За свою плодотворную творческую жизнь он создал более 822 работ. Глава семейства был мелким предпринимателем и управлял винным складом5. Завершением этой темы стала в 1895 году картина «Похищение Психеи»46. Бугро, казалось бы, обрел долгожданный душевный покой.
Художник тяжело переживал инциденты такого рода этой картиной он гордился и в одном из писем зятю утверждал, что «поза и экспрессия молодой женщины, как я думаю, абсолютно правильны». Естественность сюжета обеспечивала его занимательность и ценилась покупателями26. В моделях Бугро всегда подчёркивал правильность черт лица и достоинства фигуры. Петра и Павла и Иоанна Крестителя для парижской церкви св. Новой избранницей художника стала его собственная ученица Элизабет Джейн Гарднер. Способная девушка оставила живопись и полностью посвятила себя мужу, помогая ему в организационных и административных делах.
Его имя было вычеркнуто из истории. В 1890 году полотно купили в США и перевезли в Омаху, где один из зрителей даже пытался уничтожить картину, «чтобы защитить женское достоинство»48. Гармония розового с белым отвечала эстетике «искусства ради искусства», распространившейся в Англии5553.
К этому жанру он обращался время от времени ещё с 1860-х годов, но теперь эротическая живопись пользовалась большим спросом. В то время он даже считался одним из величайших мастеров живописи в мире. Там Бугро удостоился первой премии за изображение святого Роха. Однако сохранившиеся этюды, наподобие «Портрета Габриэль Кот» (дочери одного из учеников Бугро), считаются одними из лучших образцов французской портретной живописи52. В 1875 году сын художника Георгий заболел и умер в возрасте 16 лет.
К началу 1860-х годов относятся идиллии Бугро, ставшие ответом в его полемике с Жаном Милле, который ещё в 1857 году представил на Салоне полотно «Сборщицы колосьев» и продолжил в 1859 году изображать тяжёлый крестьянский труд. По-видимому исходный замысел возник под влиянием картины Делакруа на аналогичный сюжет. Идеи, заложенные в основу «Возвращения весны», активно использовались Бугро и в 1890-е годы. После этого картины Бугро увидели в Канаде и США. В 1861 году родилась вторая дочь Джейн. Именно к нему попал талантливый мальчик.
Организатор выставки и её куратор Роберт Айзексон (1927 – 1998) приложил немало усилий, чтобы реабилитировать Бугро и его современников. Детей решено было отправить к родственникам. По А. Шестимирову, особую выразительность приобретают руки на фоне траурных одежд оцепенелые пальцы выражают скорбь в не меньшей степени, чем лицо матери.
С 1875 года Бугро начал преподавать в частной Академии Жюлиана. Не отказывался Бугро и от начатой в предшествующие годы крестьянской темы.
Это «открытие» определяло деятельность Бугро на всю оставшуюся ему жизнь: он уверовал в силу человеческой привычки, внешне передаваемой жестом. Эти картины часто были анекдотичны по сюжету и сочетали «откровенное смакование нежности плоти при фантасмагорическом сюжете». Бугро сравнивали с Рембрандтом. Бизнес не процветал из-за этого возникали финансовые трудности и, как следствие, ссоры.
Его творчество может характеризоваться как «квинтэссенция живописи своего поколения»1. По стилю живопись Бугро напоминают только работы его ученицы и жены Джейн Гарднер57.
На Салоне 1886 года большой скандал вызвало полотно «Возвращение весны», посвящённое теме зарождения любви: художника обвинили в «безнравственности». В 1892 году он стал регулярно выставляться в Лондоне, в Королевской Академии художеств. Бугро попытался противопоставить идейности искусства Милле сцены семейного счастья. Из этих двух работ большую известность получил «Орест, преследуемый эриниями». Дискуссия также показала, что ни художники, ни критики-искусствоведы не располагают объективными критериями оценки произведений искусства.
В столицу семья возвратилась только в сентябре 1871 года. В 1856 году Бугро женится на Мари-Нелли Моншаблон (у них впоследствии будет пятеро детей, 2 девочки и 3 мальчика). Гармония розового с белым отвечала эстетике «искусства ради искусства», распространившейся в Англии. Это же касалось и декоративных работ: известное панно «Танец» было в основе своей вольной интерпретацией фрески «Аврора» Гвидо Рени.
Он включает каталог 828 работ Бугро (без этюдов и подготовительных материалов) и его 600-страничную биографию. Художник откликнулся несколькими картинами на тему скорби, в том числе «Молитвой», где молодая мать и её дочь, держащие вдвоём одну свечу, молятся за здравие больного ребёнка. В 1890 году полотно купили в США и перевезли в Омаху, где один из зрителей даже пытался уничтожить картину, «чтобы защитить женское достоинство». Вильям Адольф Бугро (фр.
Дядя-священник привил Вильяму искреннюю веру, а также любовь к литературе. Получил он и ряд заказов на оформление особняков А. Бартолони и Э. Перейры, для первого из которых исполнил «Ариона на морском коньке» и «Вакханку». Дискуссия показала резкую поляризацию мнений, её участники так и не пришли к согласию: сторонники салонно-академического искусства подчёркивали мастерство Бугро и его способность «достучаться» до обыкновенного зрителя, а также найти глубину в самых обыденных вещах и сюжетах. Мертвое тело Иисуса безвольно висит на руках и восемь ангелов их окружают.
Августина и ряд других. 26-летний художник добился своей цели в 1850 году: его картина «Зенобия, найденная на берегу Аракса» получила меньше голосов жюри, чем работа Поля Бодри, но поскольку в 1848 году из-за революционных событий в Италию никого не отправляли, во Французской академии в Риме образовалась вакансия. В 1856 году Бугро женится на Мари-Нелли Моншаблон (у них впоследствии будет пятеро детей, 2 девочки и 3 мальчика). Памяти Бодри были посвящены несколько изображений обнажённых женщин на фоне набегающей волны, одной из последних его картин стала «Океанида» (1905). Одной из первых самостоятельных его работ стала большая (281225 см) картина «Данте и Вергилий в аду», написанная в год прибытия в Рим.
Его отца убедили послать сына в школу изящных искусств в Бордо. В изображении обнажённой натуры Бугро руководствовался достижениями Энгра, «населив» картину множеством мифологических персонажей, причём тела путти едва прописаны, а расплывчатость контуров наводит на мысль об их бесплотности. В этом же году Адольф получает почётную медаль в Салоне за картину «Возвращение Тобиаса». В семье отца художника Теодора Бугро и Марии Маргариты Аделины Боннин было 8 детей. Подобно всем академистам, основой живописной техники Бугро считал рисунок и в общем отвергал теорию, настаивая, что опыт приходит только с непрерывной практикой.
Его картины, несмотря на высокие цены, бойко раскупались, особенно богатыми американцами. Все части гармонично взаимодействуют, тем самым подчеркивая эмоции каждого полотна. Там Бугро удостоился первой премии за изображение святого Роха.
В нескольких девичьих портретах и изображениях цыганок 1867 года показаны слёзы. И, как следствие, копия фрески Рафаэля «Триумф Галатеи» стала главным результатом стажировки художника. Ярким примером является полотно «Флора и Зефир», возможно, созданное по мотивам балета Дидло на музыку Кавоса обольщение здесь трактовалось как динамичный и решительный натиск, причём полуобнажённая Флора с наклонённой головой «придаёт картине чувственную занимательность»32. Во время учёбы Бугро удостоился первой премии за работу изображающую святого Роха. Только после отработки деталей начиналось написание основного полотна56.
По А. Шестимирову, особую выразительность приобретают руки на фоне траурных одежд оцепенелые пальцы выражают скорбь в не меньшей степени, чем лицо матери19. Там сразу обнаружили его художественный талант. По окончании школы получил главный приз – поездку в Италию. Ему суждено было унаследовать торговое дело своей семьи, но благодаря своему дяде Эжену (католическому священнику) Бугро смог рано продемонстрировать свой художественный талант.
Помимо матерей, Бугро охотно изображал старших сестёр, например, в одноимённой картине «Старшая сестра» (1869) художник попытался воссоздать психологический портрет не по-детски серьёзной девочки, которой довелось присматривать за маленьким ребёнком. От туберкулеза умер последний сын Вильяма.
С 1875 года Бугро начал преподавать в частной Академии Жюлиана. В июне того же года умер Морис. Он также скопировал «Триумф Галатеи» Рафаэля и «Триумф Флоры» Тициана. В 1857 году удостоен почётной Медали Салона, командор ордена Почётного легиона (1885). Айзексон издал в 1974 году каталог выставки. Несмотря на восторженные отзывы критиков того времени, А. Шестимиров заметил, что Венера Кабанеля была написана в мастерской, а затем помещена в морской пейзаж, причём поверхность моря более всего напоминает «ровную и гладкую мостовую».
Случилось то, что позволило многим людям всерьез заговорить о проклятии. С «Рождения Венеры» Бугро начал последовательное написание полотен изображающих обнажённую натуру. Его отца убедили послать сына в школу изящных искусств в Бордо. Бугеро изучал живопись в Королевской школе изящных искусств.
Натуралистичность должна была заставить зрителей поверить в жестокость сил, царящих в Аду. Вечное недовольство собой и маниакальная жажда совершенствовать свое мастерство закрепили за ним прозвище «Сизиф 19-го века». Невозможно установить, какое именно впечатление или событие легло в основу картины «День памяти усопших». Результатом стали заказы императора Наполеона III. В Риме Бугро исполнил ряд больших полотен на религиозные сюжеты (в частности, «Триумф мученичества» 1854 года), которыми обратил на себя внимание французских светских и церковных властей. Он включает каталог 828 работ Бугро (без этюдов и подготовительных материалов) и его 600-страничную биографию.
Художественное вдохновение на сей раз подпитывалось композицией Микеланджело «Сотворение Адама», во всяком случае, кисть руки эринии с вытянутым указательным пальцем напоминает руку Бога Саваофа. Это проявилось в двух картинах 1850 и 1851 годов, одинаково названных «Идиллия». В семье отца художника Теодора Бугро И Марии Маргариты Аделины Боннин было 8 детей.
Уильям Бугеро (William-Adolphe Bouguereau) 1825 – 1905, французский художник эпохи ампира, мастер академической живописи, крупнейший представитель салонного акдемизма, автор картин на исторические, мифологические, библейские и аллегорические сюжеты исполнял стенные росписи и портреты. Родился 30 ноября 1825 года в городе Ла Рошель во Франции, в семье торговцев вином и оливами. В общей сложности около десяти процентов всех картин Бугро изображают обнажённую натуру. Августина, скончалась его вторая дочь Джейн.
На выставках парижского Салона 1878 и 1885 годов удостоен высшей награды – золотой медали, как лучший художник года Франции. Его картины на исторические, мифологические, библейские и аллегорические сюжеты были композиционно тщательно выстроены и кропотливо выписаны, вплоть до мельчайших деталей. Это же касалось и декоративных работ: известное панно «Танец» было в основе своей вольной интерпретацией фрески «Аврора» Гвидо Рени. После 1920 г. имя Бугро было предано забвению (и не только его) из-за изменения предпочтений в искусстве в сторону модерна. А спустя пять лет 19-летнего юношу ожидал первый творческий успех. Браку противились старшая дочь художника и его мать, однако Вильям и Элизабет тайно обвенчались в мае 1879 года.
Так, в 1857 году Бугро получил официальный заказ на картину «Император, посещающий пострадавших от наводнения в Тарасконе в июне 1856 года» 17. В июне того же года умер Морис.
При изображении людей он стал выставлять на первый план подробности и нечаянные движения. Его картины, несмотря на высокие цены, бойко раскупались, особенно богатыми американцами. Клиенты отца убедили его послать сына в Школу изящных искусств Бордо.
Учился в парижской Школе изящных искусств, в 1850 году удостоен Римской премии за картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса». Адольф Вильям Бугро (фр. Adolphe William Bouguereau 30 ноября 1825 года, Ла-Рошель— 19 августа 1905 года, там же)— французский художник, видный представитель салонного академизма XIX века. Для многих он был олицетворением традиционного вкуса и изысканности, для других – отличным живописцем, застрявшем в прошлом. В результате после кончины он оказался забыт и долгое время в критической литературе воспроизводились только негативные мнения о его творчестве, он воспринимался преимущественно как художник жанра ню, потакавший самым низменным вкусам. «Рождение Венеры» по манере письма и образов ближе не к эпохе Ренессанса, а, скорее, к рококо и творчеству Франсуа Буше.
Похоронен на кладбище Монпарнас. Адольф-Вильям Бугро (фр. Клубок ниток в руках девушки обозначает грёзы, уводящие от истинного пути в жизни. Художник тяжело переживал инциденты такого рода этой картиной он гордился и в одном из писем зятю утверждал, что «поза и экспрессия молодой женщины, как я думаю, абсолютно правильны»48.
Памяти Бодри были посвящены несколько изображений обнажённых женщин на фоне набегающей волны, одной из последних его картин стала «Океанида» (1905). Одним из первых произведений, в которых переживания героини передавалась через символы, была картина «Разбитый кувшин». Величественная Вилла Медичи стала новым пристанищем для молодого гения. Он также скопировал «Триумф Галатеи» Рафаэля и «Триумф Флоры» Тициана11. Семья занималась торговлей вином и оливками. По стилю живопись Бугро напоминают только работы его ученицы и жены Джейн Гарднер. Говорили о развращении молодого поколения.
В 1886 году Бугро настоял на посмертной выставке своего друга Поля Бодри. Одной из первых самостоятельных его работ стала большая (281225 см) картина «Данте и Вергилий в аду», написанная в год прибытия в Рим. Люди задавались вопросом: «Где мосье Бугро находит время на новые идеи. В то время он даже считался одним из величайших мастеров живописи в мире. Помимо матерей, Бугро охотно изображал старших сестёр, например, в одноимённой картине «Старшая сестра» (1869) художник попытался воссоздать психологический портрет не по-детски серьёзной девочки, которой довелось присматривать за маленьким ребёнком.
Исследователи причисляют его творчество к так называемому «романтическому реализму», поскольку он, следуя приёмам романтизма, предпочитал писать с натуры и воспроизводил внешность своих моделей с фотографической точностью. Процесс написания картины включал несколько этапов, на первом из которых карандашом или углём (с подмалёвкой белилами) делался первичный набросок. В 1848 году он получил третье место на конкурсе за картину из жизни апостола Петра, в 1849 году – только седьмое место за картину на сюжет «Одиссеи».
Очевидно, у мальчика развивалась страсть. Обращаясь к сюжету из Данте, Бугро ставил чрезвычайно амбициозную задачу, особенно в передаче страстей, которые должны были превзойти Делакруа. Вильям стал вторым ребенком в семье. В декабре 1877 года Бугро познакомился с американкой Элизабет Джейн Гарднер, которая стала его первой ученицей и возлюбленной.
Тяжелые утраты, преследующие художника, не закончились со смертью сына Георгия. Цветы и плоды символизируют доброту и невинность, свежесть и веру4. В картине 1868 года «Пастораль» Бугро, не удовлетворённый возможностями классической композиции, попытался найти другие выразительные средства, обратившись к античности. Обосновывая, он утверждал, что первичной в их творчестве была искренность изображения «того, что они видели и чувствовали используя соответствующие их идеалу средства и, особенно, линию». В 1846 году Бугро отправляется на годовое обучение на Виллу Медичи в Риме. Фигуру раненой Зенобии Бугро показал в сложном «промежуточном» ракурсе, когда застывшие фигуры дают ощущение «динамичного спектакля, где каждый импровизирует в соответствии со своей ролью» (определение А. А. Шестимирова). В 1866 году, когда Бугро работал над росписью церкви св.
Полотна Бугро были преданы забвению, а его имя подвергнуто жесткой критике. Его отца убедили послать сына в школу изящных искусств в Бордо. Эти работы демонстрируют несомненную способность художника к монументальной живописи.
К крестьянской теме периодически Бугро возвращался до конца жизни таким работам свойственна известная повторяемость сюжетов, однако все они отличаются тонким мастерством в изображении лиц, рук, ног, ступней и фактуры кожи. Накопив достаточно средств, он отправился в Париж для дальнейшего изучения живописи.
Бугро в тот период существовал на стипендию в 600 франков, которую ему выплачивал муниципалитет Ла-Рошели, вот таким образом содержание в 4000 франков на четыре года казалось ему роскошью9. Биография Родился в 1825 году в Ла-Рошели в семье торговцев вином и оливками. Натуралистичность должна была заставить зрителей поверить в жестокость сил, царящих в Аду. После окончания школы юноша поступил в Школу изящных искусств г. Бордо (cole des Beaux-Arts in Bordeaux) и в 1844 г. завоевал первый приз в конкурсе на лучшее произведение исторической живописи, проводимом в Школе. Благодаря дяде Вильям получил несколько заказов на портреты прихожан и смог скопить необходимую сумму для продолжения обучения живописи. В 1844 г. Вильям Бугро отправился в Париж и стал студентом Школы изящных искусств (cole des Beaux-Arts in Paris).
В 1850 году вместе с Бодри Бугро на 4 года был командирован в Рим. С 1875 года Бугро начал преподавать в частной Академии Жюлиана. Там сразу обнаружили его художественный талант. В 1848 году он получил третье место на конкурсе за картину из жизни апостола Петра, в 1849 году— только седьмое место за картину на сюжет «Одиссеи».
Он стал четвертым погибшим ребенком в семье. Вильям Бугро всю жизнь являлся последовательным приверженцем академизма и «идеального романтизма», но в 1890-е годы в целом ряде его работ проявился новый метод раскрытия сущности изображаемого человека, возникший при несомненном влиянии символизма. Далее наступала очередь подробных разработок лиц, частей фигуры, одежды и драпировок.
Человек в картине выражает искреннее сочувствие и, неся символический крест, находит свой путь к Иисусу и свое собственное искупление (многие христиане носят кресты на шее, представляя, что они тоже были принесены в жертву с Христом). В искусстве Джотто Бугро прежде всего привлекали жестикуляция и изображения лиц, поскольку он обнаружил глубокую эмоциональную взаимосвязь живописи Проторенессанса с французской галантной живописью XVIII столетия. Отказ Бугро от обобщённости образов и сцен тяжёлого труда был принципиальной позицией художника: зрители Салона хотели видеть образы, знакомые им по картинам и пьесам пасторального жанра («Пастушка»)35. В изображении обнажённой натуры Бугро руководствовался достижениями Энгра, «населив» картину множеством мифологических персонажей, причём тела путти едва прописаны, а расплывчатость контуров наводит на мысль об их бесплотности.
Далее наступала очередь подробных разработок лиц, частей фигуры, одежды и драпировок. В 1866 году Джейн умирает. В 1861 году родилась вторая дочь Джейн. Официально они смогли объявить о браке только в 1896 году37.
Художественное вдохновение на сей раз подпитывалось композицией Микеланджело «Сотворение Адама», во всяком случае, кисть руки эринии с вытянутым указательным пальцем напоминает руку Бога Саваофа. Творческий метод и техника живописца окончательно оформились к 1860-м годам. Глава семейства был мелким предпринимателем и управлял винным складом. Только после отработки деталей начиналось написание основного полотна. «Бичевание Христа» (1880) также является одним из шедевров Вильяма Бугро. Как и в случае с «Данте и Вергилием», художника привлекла тема поединка и ничем не сдерживаемых страстей. Эта картина была навеяна смертью старшего сына Бугро в 1875 (художник потерял четверых из пяти своих детей).
Процесс написания картины включал несколько этапов, на первом из которых карандашом или углём (с подмалёвкой белилами) делался первичный набросок. «Зенобия» была конкурсной работой на сюжет из «Анналов» Тацита она должна была представить умение художника написать несколько фигур в разных ракурсах. Тем не менее, Бугро остался верен себе и показал обольщение сатира одновременно как танец и борьбу. Чуть выше головы Христа, ребенок сочувственно смотрит на него. Творческий метод и техника живописца окончательно оформились к 1860-м годам.
Вильям Бугро (1825-1905) родился в г. Ла-Рошель в семье мелкого торговца вином и оливковым маслом Теодора Бугро. Кеннет Кларк характеризовал ню Бугро как «неприкрыто сладострастные» и при этом приукрашивающие действительность50. Практически ни один из них не продолжил направление, разрабатываемое учителем.
Он придерживался традиционных методов в живописи, создавая много детальных эскизов карандашом и маслом. В 1866 году Джейн умирает. В последние 20 лет жизни Бугро все чаще отвлекается от творчества на организационные дела. Официально они смогли объявить о браке только в 1896 году. С 1876 года – действительный член Академии изящных искусств, профессор Высшей школы изящных искусств (1888) и Академии Жюлиана (1875).
В 1876 году художник был избран пожизненным членом Академии изящных искусств, а спустя шесть месяцев удостоился звания офицера Ордена Почётного легиона. Говорили, что Рембрандт уловил душу старости, в то время как Бугро уловил душу юности. Как и в случае с «Данте и Вергилием», художника привлекла тема поединка и ничем не сдерживаемых страстей. Тяжёлые утраты, преследующие художника, не закончились со его кончиной.
За свою жизнь Бугеро написал 826 картин. С этого же времени работы Бугро стали цениться на антикварном рынке. «Рождение Венеры» по манере письма и образов ближе не к эпохе Ренессанса, а, скорее, к рококо и творчеству Франсуа Буше. Вильям не останавливался ни на миг.
Вильям Бугро всю жизнь являлся последовательным приверженцем академизма и «идеального романтизма», но в 1890-е годы в целом ряде его работ проявился новый метод раскрытия сущности изображаемого человека, возникший при несомненном влиянии символизма. Дополнением к этому сюжету выступила картина «Первый поцелуй (Амур и Психея в детстве)», герои которой были помещены в облака, чтобы возвысить их чувства в буквальном смысле. В 1864 году Бугро впервые представил публике свою работу в жанре ню, – это была «Купальщица».
Известен конфликт между Бугро и Матиссом, которому учитель посоветовал «не только тщательнее изучать перспективу, но и вообще научиться держать в руках карандаш». В столицу семья возвратилась только в сентябре 1871 года. Августина, скончалась его вторая дочь Джейн. В этом же году Адольф получает почётную медаль в Салоне за картину «Возвращение Тобиаса». Типичной здесь является картина «Вторжение в королевство Амуров», однако критики, признавая высокий уровень мастерства, порицают его за «бесконечные вариации одного и того же приторного сюжета». Не смотря на то, что Вильям был самым младшим в группе, он лучше всех смог изобразить Святого Роха, за что и удостоился награды «Лучшая историческая живопись».
Во Французской академии он познакомился с Г. Буланже и Ж. Леневё, но больше всего сдружился с пейзажистом П. Кюрзоном. Его творчество может характеризоваться как «квинтэссенция живописи своего поколения». Человек с бородой смотрит прямо на зрителя, показывая, что он – тоже часть толпы (есть мнение, что этот бородатый человек с морщинистым лбом – автор картины). Подобными же символами отмечены множество картин 1890-х годов: «Девочка с яблоками», «Девочка с лимонами», «Маргаритки» и другие.
Сейчас картина находится в музее Орсэ в Париже. В результате, при всей условности пейзажа на заднем плане, Бугро удалось добиться единства женской фигуры с окружающей средой. Учился в парижской Школе изящных искусств, в 1850году удостоен Римской премии за картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса». Картина «Зенобия, найденная пастухами на берегах Аракса» принесла ему грант для обучения в Италии в 1850 г., где он прожил один год изучая шедевры эпохи Возрождения, греческой, этрусской и римской античности, а также классическую литературу. Цветы и плоды символизируют доброту и невинность, свежесть и веру.
Первая картина на тему материнства – «Мать с ребёнком» – была закончена в 1861 году. Картина «Сострадание» (1897) является символом обращения каждого человека в христианство через сострадание к жертве Иисуса. Бугро обвиняли в распутстве и в излишней эротизированности картин. Откровенно эротическая композиция, по-видимому, появилась под впечатлением от Салона 1863 года, где были в изобилии представлены работы такого рода, среди которых выделялось «Рождение Венеры» Кабанеля, немедленно купленная императором. В 1875 году сын художника Жорж заболел и умер в возрасте 16 лет. Вильям-Адольф Бугро (William-Adolphe Bouguereau) (1825-1905) – велекий французский художник – родился в Ла-Рошель (Франция) в семье состоятельных купцов.
Исследователи причисляют его творчество к так называемому «романтическому реализму», поскольку он, следуя приёмам романтизма, предпочитал писать с натуры и воспроизводил внешность своих моделей с фотографической точностью3. Ещё в 1902 году Бугро представил «Молодую жрицу» – видимо, это была реплика французского художника на проблематику викторианской академической живописи того периода. В моделях Бугро всегда подчёркивал правильность черт лица и достоинства фигуры. Картина была прохладно встречена критикой: так, Гюисманс писал, что Бугро «изобрёл газированную живопись»43, это отношение практически не изменилось за последующие десятилетия44.
Большинство этих портретов хранится в частных собраниях, в государственном музее представлен единственный «Портрет графини Камбасере». Скорее всего, она оплакивает своего сына, как земная мать оплакивает потерю ребенка. Несмотря на восторженные отзывы критиков того времени, А. Шестимиров заметил, что Венера Кабанеля была написана в мастерской, а затем помещена в морской пейзаж, причём поверхность моря более всего напоминает «ровную и гладкую мостовую»22.
». Крестьянкам Бугро характерны собственное достоинство в отличие от моделей Милле, они не вызывают жалости, не свойственна им и интеллектуальная убогость. Бугро работал очень быстро: на один этюд у него уходило не более 3 – 4 часов, чаще всего они не требовали правок и без изменений переносились в окончательный вариант картины. Результатом стали заказы императора Наполеона III.
На Салоне 1886 года большой скандал вызвало полотно «Возвращение весны», посвящённое теме зарождения любви: художника обвинили в «безнравственности». С «Рождения Венеры» Бугро начал последовательное написание полотен изображающих обнажённую натуру. В нескольких девичьих портретах и изображениях цыганок 1867 года показаны слёзы29. Одним из первых произведений, в которых переживания героини передавалась через символы, была картина «Разбитый кувшин».
Однако сохранившиеся этюды, наподобие «Портрета Габриэль Кот» (дочери одного из учеников Бугро), считаются одними из лучших образцов французской портретной живописи52. Позировали ему собственные дети— старшая дочь Генриетта и сын-младенец Поль. Крестьянкам Бугро характерны собственное достоинство в отличие от моделей Милле, они не вызывают жалости, не свойственна им и интеллектуальная убогость. Официально они смогли объявить о браке только в 1896 году37.
Делакруа, как и Энгра, Бугро причислял к величайшим художникам XIX века. Логически это привело к созданию программных полотен «Дары любви» (1893) и «Восхищение» (1897). Большинство этих портретов хранится в частных собраниях, в государственном музее представлен единственный «Портрет графини Камбасерес». Получил он и ряд заказов на оформление особняков А. Бартолони и Э. Перейры, для первого из которых исполнил «Ариона на морском коньке» и «Вакханку». Клубок ниток в руках девушки обозначает грёзы, уводящие от истинного пути в жизни4.
При изображении людей он стал выставлять на первый план подробности и нечаянные движения. Их сюжеты и манера письма напоминают пасторали стиля рококо16.
Позировали ему собственные дети – старшая дочь Генриетта и сын-младенец Поль. Августина и ряд других. Самые известные из них — «Рождение Венеры», «Данте и Вергилий в аду», «Девушка за вязаньем», «Пастушка», «Танец», «Купидон» и др. Учился в парижской Школе изящных искусств, в 1850 году удостоен Римской премии за картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса». Такого рода метод Бугро применял в основном в своих произведениях «крестьянского» жанра, однако похожие мотивы имеются в картине на античный сюжет «Прерванная работа».
Такого рода метод Бугро применял в основном в своих произведениях «крестьянского» жанра, однако похожие мотивы имеются в картине на античный сюжет «Прерванная работа». Подобными же символами отмечены множество картин 1890-х годов: «Девочка с яблоками», «Девочка с лимонами», «Маргаритки» и другие.
Организатор выставки и её куратор Роберт Айзексон (1927—1998) приложил немало усилий, чтобы реабилитировать Бугро и его современников. Но нагота женских тел и праздность вызывали у многих недовольство. Невозможно установить, какое именно впечатление или событие легло в основу картины «День памяти усопших». Семья занималась торговлей вином и оливками. В Риме Бугро исполнил ряд больших полотен на религиозные сюжеты (в частности, «Триумф мученичества» 1854 года), которыми обратил на себя внимание французских светских и церковных властей.
Это проявилось в двух картинах 1850 и 1851 годов, одинаково названных «Идиллия». В 1857 году у Адольфа и Мари-Нелли родилась первая дочь Генриетта. Там Бугеро удостоился первой премии за изображение святого Роха. В 1857 году удостоен почётной Медали Салона, командор ордена Почётного легиона (1885).
Несомненно, умница Вил имел все шансы на успешное поступление, но нужны были деньги. К началу 1860-х годов относятся идиллии Бугро, ставшие ответом в его полемике с Жаном Милле, который ещё в 1857 году представил на Салоне полотно «Сборщицы колосьев» и продолжил в 1859 году изображать тяжёлый крестьянский труд. Здесь выделяется фигура нагого мальчика, который садится на каменную кладку этот момент и застала кисть художника. Откровенно эротическая композиция, по-видимому, появилась под впечатлением от Салона 1863 года, где были в изобилии представлены работы такого рода, среди которых выделялось «Рождение Венеры» Кабанеля, немедленно купленная императором.
В 1880 году была написана «Девушка, защищающаяся от Эрота», героиня картины пытается уберечь свою девственность от стрелы Эрота, но изображённый у подножья камня чертополох (символ неминуемых потерь при борьбе) намекает, что ей этого не удастся. Петра и Павла и Иоанна Крестителя для парижской церкви св. Неудивительно, что в Салоне 1870 года он представил единственную работу – это была «Купальщица», воспроизводившая известную античную статую Венеры Анадиомены. В 1866 году, когда Бугро работал над росписью церкви св.
Художник откликнулся несколькими картинами на тему скорби, в том числе «Молитвой», где молодая мать и её дочь, держащие вдвоём одну свечу, молятся за здравие больного ребёнка. В верхней части креста размещено письмо, в котором говорится: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. Сегодня более чем в ста музеях мира работы Бугро находятся в постоянной экспозиции. В общей сложности около десяти процентов всех картин Бугро изображают обнажённую натуру45.
Показ оказался успешным. В 1880 году была написана «Девушка, защищающаяся от Эрота», героиня картины пытается уберечь свою девственность от стрелы Эрота, но изображённый у подножья камня чертополох (символ неминуемых потерь при борьбе) намекает, что ей этого не удастся. Айзексон издал в 1974 году каталог выставки. Неудивительно, что в Салоне 1870 года он представил единственную работу— это была «Купальщица», воспроизводившая известную античную статую Венеры Анадиомены. Его имя было нарицательным, так же как и имя Пикассо сегодня. Идеи, заложенные в основу «Возвращения весны», активно использовались Бугро и в 1890-е годы. Исследователи причисляют его творчество к так называемому «романтическому реализму», поскольку он, следуя приёмам романтизма, предпочитал писать с натуры и воспроизводил внешность своих моделей с фотографической точностью3.
Людовика для часовни Сен-Кло, жития св. А склонные к мистике люди до сих пор ищут тайный смысл в подписи Бугро, которая после поездки в Италию изменилась с традиционной «Bouguereau» на латинский вариант ее написания «Bovgvereav». Известен конфликт между Бугро и Матиссом, которому учитель посоветовал «не только тщательнее изучать перспективу, но и вообще научиться держать в руках карандаш». Находясь в Риме, Бугро рассчитывал посылать свои полотна на Парижский салон.
Уже тогда молодой талант грезил о Париже, а именно о Высшей школе изящных искусств. Их сюжеты и манера письма напоминают пасторали стиля рококо. «Зенобия» была конкурсной работой на сюжет из «Анналов» Тацита она должна была представить умение художника написать несколько фигур в разных ракурсах. Картина вновь напоминает о мастерах Ренессанса. Первая картина на тему материнства— «Мать с ребёнком»— была закончена в 1861 году. По окончании пенсионерской поездки он получил несколько заказов на оформление церквей: житие св. Было собрано большинство работ мастера.
Существует версия, что источником вдохновения для «Дня памяти» была «Пьета» Микеланджело. Делакруа, как и Энгра, Бугро причислял к величайшим художникам XIX века. «Пьета» (1876) Бугро – уникальное изображение самого известного из образов. В 1864 году Бугро впервые представил публике свою работу в жанре ню, — это была «Купальщица». Там и проявился художественный талант Вильяма Бугро.
Чтобы заработать денег, он создавал дизайн этикеток для джемов и варений. К крестьянской теме периодически Бугро возвращался до конца жизни таким работам свойственна известная повторяемость сюжетов, однако все они отличаются тонким мастерством в изображении лиц, рук, ног, ступней и фактуры кожи36. Но они вернулись и их возвращение стало триумфальным. Его отца убедили послать сына в школу изящных искусств в Бордо. Глава семейства был мелким предпринимателем и управлял винным складом5.
В декабре 1877 года Бугро знакомится с американкой Элизабет Джейн Гарднер (1837 – 1922), своей первой ученицей, ставшей впоследствии его женой. Картина вновь напоминает о мастерах Ренессанса. Дядя-священник привил Вильяму искреннюю веру, а также любовь к литературе. Людовика для часовни Сен-Кло, жития св. Сюжет картины был основан на литературном источнике, но это была не сказка из романа Апулея, а поэма Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».
В 1850 году вместе с Бодри Бугро на 4 года был командирован в Рим. Эти работы демонстрируют несомненную способность художника к монументальной живописи. В 1846 году Бугро отправляется на годовое обучение на Виллу Медичи в Риме. В декабре 1877 года Бугро знакомится с американкой Элизабет Джейн Гарднер (1837—1922), своей первой ученицей, ставшей впоследствии его женой.
Сейчас интерес к работам художника снова растёт. С этого же времени работы Бугро стали цениться на антикварном рынке. Выставленные на Салоне 1857 года работы Бугро вызвали восторженную реакцию Теофиля Готье и были удостоены почётной медали – в первую очередь за оформление особняка Бартолони. Дискуссия показала резкую поляризацию мнений, её участники так и не пришли к согласию: сторонники салонно-академического искусства подчёркивали мастерство Бугро и его способность «достучаться» до обыкновенного зрителя, а также найти глубину в самых обыденных вещах и сюжетах. Толпа вокруг – любопытные зрители.
Находясь в Риме, Бугро рассчитывал посылать свои полотна на Парижский салон. Эти картины часто были анекдотичны по сюжету и сочетали «откровенное смакование нежности плоти при фантасмагорическом сюжете». Живопись Вильяма Бугро последнего десятилетия его жизни прогрессировала мало. Картина была прохладно встречена критикой: так, Гюисманс писал, что Бугро «изобрёл газированную живопись», это отношение практически не изменилось за последующие десятилетия.
Чтобы отвлечься, в конце 1860-х годов Бугро много путешествовал, посетил Швейцарию и Бельгию из французских провинций он чаще всего выезжал в Бретань. Однако сохранившиеся этюды, наподобие «Портрета Габриэль Кот» (дочери одного из учеников Бугро), считаются одними из лучших образцов французской портретной живописи. Грунт для всех эскизов должен был совпадать с грунтом окончательного варианта. Завершением этой темы стала в 1895 году картина «Похищение Психеи».
26-летний художник добился своей цели в 1850 году: его картина «Зенобия, найденная на берегу Аракса» получила меньше голосов жюри, чем работа Поля Бодри, но поскольку в 1848 году из-за революционных событий в Италию никого не отправляли, во Французской академии в Риме образовалась вакансия10. Чтобы заработать денег, он создавал этикетки для джемов и варений. В то время спросом пользовались небольшие картины изображавшие женщин в народных костюмах и разнообразные жанровые сценки, преимущественно, семейные. Практически ни один из них не продолжил направление, разрабатываемое учителем.
Работы живописца выставлялись ежегодно на Парижском Салоне в течение всей его жизни. Христос, привязанный к столбу, представляет свою жизнь судьбе. Чтобы заработать денег, он создавал этикетки для джемов и варений. Глава семейства занимался торговлей вином и оливковым маслом.
Южен привил молодому художнику интерес к философии, литературе и мифологии. Сюжет картины был основан на литературном источнике, но это была не сказка из романа Апулея, а поэма Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона». Бугро попытался противопоставить идейности искусства Милле сцены семейного счастья. Фигуру раненой Зенобии Бугро показал в сложном «промежуточном» ракурсе, когда застывшие фигуры дают ощущение «динамичного спектакля, где каждый импровизирует в соответствии со своей ролью» (определение А. А. Шестимирова).
Дополнением к этому сюжету выступила картина «Первый поцелуй (Амур и Психея в детстве)», герои которой были помещены в облака, чтобы возвысить их чувства в буквальном смысле. Вильям Бугро родился в 1825году в Ла-Рошели. Не отказывался Бугро и от начатой в предшествующие годы крестьянской темы.
Ещё в 1902 году Бугро представил «Молодую жрицу»— видимо, это была реплика французского художника на проблематику викторианской академической живописи того периода. Так, в 1857 году Бугро получил официальный заказ на картину «Император, посещающий пострадавших от наводнения в Тарасконе в июне 1856 года».
Казалось, он работал и ночью. Благо, такие произведения не могли исчезнуть просто так. В картине 1868 года «Пастораль» Бугро, не удовлетворённый возможностями классической композиции, попытался найти другие выразительные средства, обратившись к античности.