Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в семье небогатого, но очень разностороннего купца Ивана Васильевича Шишкина в маленьком провинциальном городке Елабуге, расположенном на высоком берегу Камы. Манера есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связана с личностью художника-автора, а также способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Талант явно выделял его среди сверстников, но не было предела совершенству. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого отправившись в Вятский край. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Окончив Академию с Большой золотой медалью Шишкину давалось право на заграничную стажировку. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Приобретя право на поездку за границу в качестве пенсионера императорской Академии художеств, И. И. Шишкин отправился в 1861 г. в Берлин, Дрезден, Саксонскую Швейцарию и Прагу, знакомится с Богемией и наконец поселяется в Мюнхене.
Местность Кукко», которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, была удостоена Большой золотой медали.
В родных местах Шишкин неустанно работал. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Заход солнца» (1874), «Первый снег» (1875), «Рожь» (1878), «Ручей в берёзовом лесу» (1883), «Лес зимой» (1884), «Сосновый лес» (1885), «Ели в Шуваловском парке» (1886), «Святой ключ близ Елабуги» (1886), «Автопортрет» (1886), «Зима» (1890), «Утро в сосновом лесу», (1889), «На Севере диком» (1891), «Хвойный лес. То же чувствует и зритель, глядя на это полотно. Каждое дерево обладает своим «характером». Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В окрестности Москвы» (1869), «Пейзаж с гуляющими» (1869), «За грибами» (1870), «Вечер» (1871), «Сосновый бор. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Заметив увлечение сына родной природой, он направил молодого Шишкина учиться живописи. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Шишкин был членом кружка аквафортистов.
А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. До сих пор исследователи спорят о том, для каких целей Шишкин брал с собой «на работу» топорик. (1896), «Корабельная роща» (1898) и другие. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Все сковано морозом и погружено в тень.
Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. Разных зеленых Шишкин употреблял очень много. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
И только получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». Живые облака, легкий ветер, мокрая земля – все просто, естественно и достоверно. Наоборот, Шишкин умел и любил компоновать детали разных пейзажных видов в одну композицию. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Каменевым. Несмотря на успех его персональной выставки, где были собраны только черновые этюды (300 шт. ) и более 200 рисунков, друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства при передаче световоздушной среды.
Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Он создал образы, в которых природа выражала себя почти в совершенной степени». Иван Иванович Шишкин написал в это время в Германии по заказу этого же коллекционера Н. Д. Быкова картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), которая принесла художнику звание академика пейзажной живописи Санкт-Петербургской Академии художеств наряду с картиной «Тевтобургский лес». Через три года на основе этого этюда Шишкин создаст картину «Полдень» – бескрайний простор и воздух, напитанный покоем, покорят зрителей (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи).
Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. По возвращении Шишкин представил на суд совета академии «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и получил звание академика. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Поначалу у меня так и было. Третий альбом его офортов (1886 г. ) назвали «поэмами в рисунках».
Нечего ждать пресловутого вдохновения. Васильева. Даже если сразу пересадить, поливать, заботиться, он вянет и погибает.
Среди них – «Шалаш», «Мельница в поле», «Болотистая местность при закате солнца», «Речка». Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В октябре 1868 г. Иван Иванович обвенчался с Евгенией Александровной Васильевой, «милой Женькой», простой и хорошей женщиной.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. К этому же стремился и сам Шишкин. Если при прополке выдернешь ненароком, потом втыкаешь его в землю и он приживается.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Солнечный день» (1895), «Роща у пруда. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. А «Утро туманное» (1885 г. ) И. Н. Крамской назвал «одной из удачнейших вещей Шишкина».
Он высоко ценил ее талант и посоветовал серьезно заняться пейзажами цветов и растений (в 1887 г. даже сам издал альбом ее рисунков). Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. За границею, в Германии, помимо живописи, он много занимался литографией и офортом, а также рисунком пером: «Непогрешимая точность каждой линии, каждой мельчайшей чёрточки, которая требовалась при исполнении перовых рисунков, не допускающих исправлений и переделок, приучили художника к исключительной дисциплине руки».
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Среди них — «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Шалаш» (1861, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), а также полотна, посвященные Валааму. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Его записи в дневнике заполнены такими эпитетами как: «великолепные ивы», «богатые сосны», «чудный дубовый лес». В перспективе очень хочется превратить всю Калининградскую область в настоящий «Кедроград». Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом. Что может быть лучше природы».
Размер выделенной для питомника территории это вполне позволяет. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. А их было немало.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. По своему характеру он был не только великолепным педагогом, надежным другом, но и прекрасным семьянином.
Иван Иванович Шишкини написал в это время в Германии по заказу этого же коллекционера Н. Д. Быкова картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), которая принесла художнику звание академика пейзажной живописи Санкт-Петербургской Академии художеств наряду с картиной «Тевтобургский лес». Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина.
Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
«Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. «Полдень. Иван Шишкин, по словам педагогов Московского училища ваяния и зодчества «обладал исключительным трудолюбием». Но все чаще и чаще в адрес создателя «Утра в сосновом лесу», «Золотой осени», «На севере диком» иллюстратора книги Д. Н. Китайгородова «Беседы о русском лесе» сыпались обвинения в превращении его в художника-фотографа.
В Московском училище широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г Венецианова, основанная на внимательном отношении к натуре. Учился Ваня прилежно, но из гимназии ушел раньше срока – ему претила чиновничья жизнь. Отец выписывал сыну книги по искусству. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования – так называемый рельефный штрих или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. Весной 1863 года, И. И.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Куинджи был педагогом от Бога, обладал врожденными способностями к преподаванию.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Убедившись, что на Сахалине у его «кедрового» проекта нет никаких перспектив, Иван Иванович решил переехать в другой регион. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». С 2009 года он занялся разведением на Сахалине этих ценнейших деревьев.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. К занятиям подходил серьезно, работал без устали. Братцево» (1866 г. ).
Окрестности Москвы. Шишкин 13 / 25 января 1832 года в Елабуге, на берегу реки Камы, в «краю суровом и величественном». В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Ученики боялись художника – богатыря Шишкина. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка.
Из писем художника в это время в Россию, мы узнаём, что Ивана Шишкина не вдохновляет «чужая природа», он с грустью противопоставляет её русской, в которой находит больше красот и достоинств». 2 Шишкину нравятся картины «без нарочитой эффектности», художник тяготеет к строгой законченности, но «без немецкой сухости пейзажей, обставленных фигурками животных». В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», следуя традициям романтического пейзажа середины XIX века. Густые кроны бросают на них тень. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Но не только в живописи он был мастер.
Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса. В учебной практике Академии копии с работ этого зарубежного художника были обязательны. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Его записи в дневнике заполнены такими эпитетами как: «великолепные ивы», «богатые сосны», «чудный дубовый лес».
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Другие убеждены, что живописцу такого масштаба «подчищать» натуру не было необходимости. — Ср. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Наружность его была типично великорусская, вятская. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Глава одного из тамошних районов – Зеленоградского городского округа, Сергей Кошевой, при первом же звонке Санжарова («набрал номер этой мэрии наобум» – признается энтузиаст) заинтересовался и предложил свою помощь: «Что нужно для создания питомника. » В итоге переселенцам с Сахалина и их зеленым подопечным уже выделен гектар земли, а кроме того имеется «добро» местной администрации на выделение еще 5 га для расширения посадок. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Шишкин стремился выявить и запечатлеть устойчивые ценности пейзажа.
90-е годы Шишкин встретил полный сил. Но счастье вновь отвернулось от художника.
Шишкин перебрался в Швейцарию, в Цюрих, где полгода рисовал под руководством художника-анималиста Рудольфа Коллера. Родился И. И. Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Да и сами рисунки, представленные на выставке Академии художеств, удивляли ибо такого богатства черного цвета в русской живописи еще никто не показывал.
Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Иван Шишкин – сын купца из традиционной русской патриархальной семьи Вятской губернии. Богато нюансирован цвет. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Вдохновение – это сама работа. » – говорил художник. Но несколько лет назад я вдруг стал замечать, что кедрики у меня перестали «капризничать».
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. «В Академии художеств к середине XIX века сложилась пейзажная школа классико-романтического направления», но за год до поступления Ивана Шишкина в пейзажный класс императорской Академии художеств знаменитый руководитель пейзажного класса профессор М. Н.
Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Шишкин обучался вначале в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. К этому времени художник уже определил область применения своих сил — только Родина, только пейзаж. Между тем помимо Сосен, освещенных солнцем и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Что может быть лучше природы. ». В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Мастер смело экспериментировал.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Картина Полдень. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой («Кама», «Дубки», «Вечер», «Речка», «Полесье», «Заря», «Ручей в березовом лесу», серия станковых рисунков). А когда эту картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным.
Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Ко времени окончания училища Шишкин уже четко определил свой творческий путь. Оценивая его влияние на творчество Шишкина, Мокрицкий писал: «Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама — я не вижу в манере Вашей есть нечто свое Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Любовь Шишкина к жанру пейзажа определилась очень рано. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Она оставила академию и начала заниматься с учениками Шишкина. Шишкин стремился выявить и запечатлеть устойчивые ценности пейзажа.
Его картины «Сосновый лес», «Сосновый бор» (звание профессора 1873 г. ), «Святой ключ близ Елабуги», «Горелый лес», «Песчаный берег», «Ручей в лесу», «Родник в сосновом лесу», «Лес», «На опушке леса», «Вырубка леса» – дали ему право занять первое место среди мастеров пейзажа. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Медведей написал Савицкий в самой картине. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Был похоронен на Смоленском православном кладбище1.
Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. Утихшие к XIX веку ветра истории оставили Елабугу в отдалении от столичных центров наедине с древними памятниками архитектуры, курганами, городищами и с необъятным миром живописной природы. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Местным жителям это будет только на пользу – и в смысле экологической обстановки и в смысле красоты природы. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Шишкин Иван Иванович – известный русский пейзажист, художник и гравер-аквафортист. Родилась дочь Ксения. Увы, понимания и поддержки в родных краях он так и не дождался. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина.
В сентябре 1864 года Иван Шишкин переехал в Дюссельдорф. В частности, русских лесов. Окрестности Москвы.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. А. Т. Комарова. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. За время обучения в Академии (1856–1860) у пейзажиста Сократа Воробьева за Шишкиным закрепилась слава ученика с необыкновенными, блестящими способностями.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Шишкин стремился к другому.
Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа – что изменить своей церкви». Всех своих «малышей» собираюсь, как и прежде раздавать желающим, кроме того при поддержке администрации района можно будет создавать на свободных участках земли большие участки насаждений – настоящие кедровые рощи. Его репутация была безупречной. На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство».
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. От пейзажей «Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников особой подготовленностью и блестящими способностями.
В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», следуя традициям романтического пейзажа середины XIX века. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами».
Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки, чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, делал простой мольберт и располагался как дома. – Малейшее неосторожное движение может их погубить. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. «Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу.
Современники прозвали Шишкина «лесной царь» : он как никто другой умел и любил рисовать лес. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Шишкин бросил работать, запил. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Чувствуется глубина оврага, глушь.
В стремлении стать живописцем Ивана Шишкина поддерживал его отец.
Бывший наставник Мокрицкий писал об его уходе: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии». Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
А художник, чтобы опять не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г. ). Родился будущий художник в Елабуге. В январе 1893 г. после посещения, по желанию царя Александра III, беловежских лесов Шишкин выставил 58 этюдов (из них 17 «громадных»), наработанных за лето и осень. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Зрители и критики увидели, что Шишкин «не исписался, не выдохся и в колорите он истинный виртуоз». Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Каменевым. Первое место занимает Шишкина Рожь. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Крамским.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В этих вещах использованы приемы, усиливающие эффект освещения.
Рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы». «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже и чище», записал Иван Шишкин в своём дневнике. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Иван Иванович Шишкин был глубоко религиозным человеком, вот таким образом не удивительно, что его привлекал Валаам с его особой атмосферой благочестия. Сосновый бор». Весной 1862 года вместе с В. И. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Главными красками были: Permanent, Paul Veronese (нрзб), зеленый кобальт, в большом количестве — de grime, хром, зеленая киноварь.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
У них родилась дочь, а затем двое сыновей. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Хвойный лес» (1873), «Сумерки. В сентябре 1864 года Иван Шишкин переехал в Дюссельдорф. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Их он стремился передать как можно конкретнее. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Он рос умным, ранимым и впечатлительным мальчиком, одаренным, открытым для всего нового. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Обычно художник брал с собой большую сумку с едой не только для себя, но и для животных. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Преображенское». Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. Отец не стал настаивать. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Да и к купеческим делам он был непригоден.
Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет: Я помню. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Из писем художника в это время в Россию, мы узнаём, что Ивана Шишкина не вдохновляет «чужая природа», он с грустью противопоставляет её русской, в которой находит больше красот и достоинств». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Воробьев. Изучая натуру, молодой человек так увлекался, что любой сучок или веточка воспринимались им как шедевр растительного мира. Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. Много работал Шишкин и за границей.
Отец интересовался историей и археологией, любил вносить во все, чем занимался, нечто новое и самобытное. – «Кедреныши» – очень капризная, чувствительная публика, – рассказывает Санжаров.
Он решил учиться на художника. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Двенадцати лет от роду Ваня Шишкин был определен в ученики 1-ой гимназии в Казани, но, «чтобы не сделаться чиновником», оставил ее, немного не доучившись и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества уже двадцатилетним юношей (1852-1856) гг. Особенно удавались художнику рисунки пером.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Их дом всегда был полон гостей. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Например, в картине «Рожь» объединены два мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые критик Владимир Стасов, современник художника, сравнивал с колоннами древнерусских храмов.
Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. За день в поисках впечатляющей натуры пейзажист исхаживал десятки километров. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». «Работать.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Сейчас для Санжарова наступил переломный момент.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. Шишкину нравятся картины «без нарочитой эффектности», художник тяготеет к строгой законченности, но «без немецкой сухости пейзажей, обставленных фигурками животных». Иван Васильевич — автор изданной в 1871 году в Москве «Истории города Елабуги» — за заслуги в области археологии удостоился звания члена-корреспондента Московского археологического общества. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Идея улучшить сахалинскую лесную «демографию» за счет активных посадок кедров в местной администрации не вызвала никакого интереса. Все это развивало поэтическое воображение мальчика. По подсчетам энтузиаста, за эти годы им было проращено 210 тысяч кедровых орешков из которых благополучно выросло 80 тысяч молодых деревьев (сам посадочный материал – кедровые шишки энтузиаст закупал в Иркутской, Новосибирской областях, в Приморском крае).
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Инициаторами судебной тяжбы стали несколько соседок Санжарова по дачному поселку. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Но это была не натура, а иллюзия.
Отсылая осенью 1864 г. на академическую выставку в Петербурге свои картины, Шишкин всей душой хотел отправиться вслед за ними. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Шильдер сам рассказывал, что он, человек нервный иногда, завидя издали фигуру Ивана Ивановича, направляющегося в его сторону, не мог удержаться и, оставив этюд и палитру, буквально уползал в кусты, как уж, а потом изворачивался, как мальчишка, объясняя свое отсутствие.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Во время летних работ, когда совместно с профессором писали несколько его учеников, он по очереди подходил смотреть их работы и делал свои замечания. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Художника обвиняли в том, в чем он по молодости обвинял Айвазовского, – в тиражировании одной темы, ремесленничестве и бездуховности. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Он был педагогом, не имевшим по методу преподавания ничего общего с Шишкиным.
Говорят, что он писал «портрет природы». Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Едва ли не половину жизни Шишкин провёл в одиночестве в лесу, работая над своими этюдами. Весной 1863 года, И. И. Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Воробьёв скончался и его место занял его сын «не способный отойти от архаических методов преподавания». Отец художника, автор «Истории города Елабуги», привил сыну любовь к чтению книг и рисованию, пробудившуюся рано. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Мастер уходил далеко в лес и неустанно рисовал. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Горе постепенно отпустило художника. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Воробьева. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Нечего ждать пресловутого вдохновенья.