Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello настоящее имя итал. Paolo di Dono) (1397, Флоренция — 10 декабря 1475, там же) — итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы. Paolo Uccello настоящее имя итал.
Оно датируется примерно 1460 годом. В центральной части триптиха (Флоренция, Галерея Уффици) на фоне пейзажа с пустынными, лишенными растительности холмами и темного, ночного неба вздымаются и перекрещиваются пики, встают на дыбы и яростно лягаются лошади странной розово-коричневой и серо-голубой масти, лежат тела поверженных животных и людей. Левая часть триптиха (Лондон, Национальная галерея) изображает похожий на великолепный парад выезд флорентийского главнокомандующего Никколо Толентино верхом на белом коне, правая (Париж, Лувр) — таинственную, немного призрачную картину ночного выезда его союзника Микелетто да Котоньола верхом на вставшим на дыбы черном коне. Его интересовало абсолютно другое.
Точку зрения Вазари разделяли многие историки искусства последующих поколений. Следует отметить также превосходные геометрические рисунки Уччелло, где художник изучает предметы в перспективе. Однако настоящего признания предстояло ждать еще несколько лет. Мастер не создает в картинах единого пространства. Луки.
Всего было принято три картона Уччелло. К тому же стремился и Уччелло, с головой ушедший в науку о перспективе. 1430 Построение ковчега, Благодарственная жертва Ноя, вторая половина 1440-х). Создание купола было завершено к 1431 году. Обычно историки искусства считают эти два направления антагонистическими, называя одно из них устаревшим (применительно к XV столетию), а другое – прогрессивным.
Через два года он попадет в плен и погибнет, как подозревают, от яда. Приблизительно с середины 30-х до середины 40-х гг. Талант живописца проявился у Паоло еще в детстве. Современник Мазаччо, работы которого оказали на него большое влияние. Эта теория выглядит правдоподобной, но подтвердить ее пока ничем не удалось.
Первая дошедшая до нас датированная работа Уччелло — фреска с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда во флорентийском соборе (1436). В его работах органично сливается общеевропейский готический стиль с научным подходом, характерным для мастеров раннего Возрождения.
собрания), сказочно-поэтическая Охота (конец 1460-х гг., Музей Ашмола, Оксфорд). Трагичной оказалась судьба и героя сражения при Сан-Романо – Никколо да Толентино. Ему казалось (и, как показала история дальнейшего развития искусства, абсолютно правильно казалось), что перспектива способна дать художнику поистине безграничные возможности. Приблизительно с середины 30-х до середины 40-х гг. Особенно много лестных слов говорит он о Памятнике кондотьеру Джону Хоквуду, отмечая богатую фантазию художника, его умение изображать животных. Настоящее признание как художника пришло к мастеру лишь в XX веке.
Эти фрески, написанные в технике «терра верде» («зеленой земли»), обогащенной Уччелло введением кирпично-красных тонов, не имеют равных в Италии этого времени по размаху и монументальности. История этой работы (как, впрочем и многих других работ Паоло Уччелло) весьма загадочна. XV в. работал над циклом фресок в церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из Ветхого Завета. В январе 1431 года Уччелло возвращается во Флоренцию. Созданные Уччелло три варианта монументальной исторической композиции Битва при Сан-Романо (середина 50-х гг., Уффици, Национальная галерея, Лондон и другие собрания) явились одним из истоков европейского батального жанра нового времени. Что сталось с рисунками, набивавшими сундуки мастера, мы не знаем. Первая дошедшая до нас датированная работа Уччелло — фреска с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда во флорентийском соборе (1436).
Сказочное начало присутствует и в Охоте (1460, Оксфорд, Музей Ашмолеан), с ее радостной суматохой скачущих во весь опор, бегущих, упоенно кричащих загонщиков в таинственном темном лесу. Например, передний и задний планы мало соотносятся между собой. Жил во Флоренции. а также в изумительном воображаемом пейзаже на дальнем плане. В то время она была абсолютно новым, еще плохо изученным оружием в руках живописцев.
Испытал влияние Донателло, Ф. Брунеллески, Мазаччо и Л. Гиберти (в мастерской которого обучался в 1407-14). Это серия из трех больших панелей, где изображена битва при Сан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что «Битва при Сан-Романо» изначально предназначалась для дворца Медичи.
Теперь, когда невозможно стало рассматривать развитие изобразительного искусства как широкую дорогу идущую лишь в одном направлении – в направлении максимального приближения живописи к реальности, мы можем позволить себе не согласиться с Вазари. С 1424 года Уччелло вступает в новую организацию — Цех художников Святого Луки. Но даже на первом плане обломки копий рисуют четкую схему перспективного построения.
Учился в мастерской Гиберти (вероятно, с 1407 по 1414 г. ) В 1415 г. был принят в цех врачей и аптекарей, а в 1424 г. — братство Св. Уччелло создал три варианта монументальной исторической композиции Битва при Сан-Романо (середина 1450-х годов, Уффици, Лувр, Париж и Национальная галерея, Лондон), ставшей одним из истоков европейского батального жанра. Ни один из подготовительных картонов Уччелло не сохранился.
До нас дошло лишь считанное число работ художника в этом жанре. В этом же году он работает над фресками в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции.
Его отличительный знак — изображенный на знамени узел царя Соломона. В 1425 году Уччелло переезжает в Венецию, где будет работать на протяжении пяти лет.
Сюжет картины необычен и непривычен. XV в. работал над циклом фресок в церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из Ветхого завета. Замысел художника имеет вполне героическое звучание, простые формы, ограниченную, минималистичную даже, цветовую гамму – она близка к естественному цвету каменной скульптуры.
искусстве нового времени (середина 1450-х гг., Национальная галерея, Лондон и др. Святой Георгий изображен закованным в доспехи рыцарем на вздыбленном белом коне. Некоторые историки искусства предполагают, что эта работа мастера иллюстрирует некое (возможно, утраченное) литературное произведение того времени. (собственно ди Доно, di Dono) Паоло (1397, Флоренция, – 10. 12. 1475, там же) итальянский художник.
Флорентийская школа) кватроченто. Вазари начинает биографию Уччелло словами: Уччелло посвятил перспективе большую часть своей жизни и если бы он не потратил на эти изыскания столько времени, он смог бы стать самым знаменитым живописцем со времен Джотто. Первоначально они висели в большом зале Палаццо Медичи во Флоренции. Примером может служить его рисунок Перспектива чаши. Учелло был страстно увлечен передачей пространства и перспективного сокращения. Не в меньшей степени увлекали его возможности цвета, законы дополнительных тонов.
Основное внимание художник уделяет ракурсу. Эта работа имеет головокружительный успех. В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо, — сделал три картины «Битва при Сан Романо», в которых изобразил эпизоды битвы при Сан-Романо (1432), где флорентийцы одержали победу над войсками Сиены. Они подготовили полноразмерные картоны, послужившие образцами для мастеров-стекольщиков.
Акуто, фреска в соборе во Флоренции, 1436). В настоящее время фрески, о которых идет речь, повреждены настолько сильно, что слова Вазари трудно отнести к ним, однако сходное использование цвета мы встречаем, например, в Битве при Сан-Романо, где земля написана неожиданным бледно-розовым цветом (или, быть может, поле брани порозовело от крови. ). Свою критику Вазари основывал на всем понятном представлении о назначении живописи – максимально приближать написанное на доске, холсте или стене собора к тому, что написала природа вокруг нас. Здесь показан флорентийский полководец Никколо да Толентино, сидящий на белом коне. Особенно его увлекали принципы перспективного построения пространства на плоскости в полуразрушенной фреске Рождество (Флоренция, Галерея Уффици) он даже попытался передать эффект бинокулярного зрения, построив перспективу с двумя точками схода. И перспектива служила ему вовсе не для написания правдоподобной сцены.
С 1425 по 1430 г. выполнял мозаики для собора Сан Марко в Венеции. Схематически изображенная красавица принцесса в знак победы над дьявольским воплощением похоти надевает на шею героя свой пояс, олицетворяющий ее невинность. Охота как таковая (и тем более – ночная охота) никогда не становилась до Уччелло самостоятельным сюжетом картины. Однако талант Учелло проявился и в изобилии деталей и странных форм. Гиберти создает большую мастерскую, в которой работают, в основном молодые мастера.
В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо, — сделал три картины «Битва при Сан Романо», в которых изобразил эпизоды битвы при Сан Романо (1432), где флорентийцы одержали победу над войсками Сиены. Представитель флорентийской школы. Испытал влияние Донателло, Ф. Брунеллески, Мазаччо и Л. Гиберти (в мастерской которого обучался). Они, как и те рисунки, что лежали в сундуках самого мастера, бесследно исчезли. Учился в мастерской Гиберти (вероятно, с 1407 по 1414 г. ) В 1415 г. был принят в цех врачей и аптекарей, а в 1424 г. — братство Св. Луки.
Уччелло выполнил также героические портреты современников (Кондотьер Дж. Помимо Флоренции, работал в Венеции (1425-30), Падуе (около 1447) и Урбино (1465-68). В 1415 году Уччелло вступает в ряды Цеха флорентийских докторов, аптекарей и живописцев.
Их возможности он эффективно использовал в росписях так называемого Кьостро Верде (Зеленого двора) монастыря Санта Мария Новелла во Флоренции (Сотворение Адама, Сотворение Евы и Грехопадение, ок. Уччелло Паоло (Uccello собственно ди Доно, di Dono) (1397-1475) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Большинство их находится ныне в галерее Уффици во Флоренции. Художник хотел так организовать пространство картины, чтобы каждая деталь в нем выглядела неотменимой, каждая – являлась частью целого, создающего определенное настроение. Это уже разгар сражения – на земле видны обломки копий, сбитые шлемы, поверженный воин. В 1436 году Паоло получает от Совета заказ по строительству церкви Санта Мария дель Фьоре.
Художник должен отражать реальность – эти слова звучали и пятьсот и шестьсот лет спустя. Тем же целям служит перспектива и в других работах Уччелло.
С 1425 по 1430 г. выполнял мозаики для собора Сан Марко в Венеции. Представитель флорентийской школы (См. стр. ). Вместе с Уччелло там работал художник Мазолино, а также будущий скульптор Донателло.