Дмитриенко, А. Ф. Айвазовский Иван Константинович / А. Ф. Дмитриенко. 4. Иван Айвазовский родился 17 июля (29 июля по новому стилю) 1817 года в Феодосии в армянской семье. Все внимание публики было обращено на фантазии, а эти проходили мимо как давно знакомые. Она отреставрирована специально к выставке.
Новоуспенский, Н. Н. Айвазовский : альбом. Небогатый торговец, он всё же занимал некоторое положение в коммерческой жизни города. Пятидесятые годы – годы Крымской войны.
Слышались итальянские, греческие, турецкие, татарские, армянские напевы. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника. Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина «Среди волн» значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет.
– М. : Искусство, 2002. 9. (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Побережье.
Закат и восход солнца. Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции. В Феодосии жизнь Айвазовского протекала спокойно, без каких-либо ярких событий. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею. 1841. В память о подвиге «Меркурия» название Память Меркурия присваивалось впоследствии ряду кораблей Черноморского флота. Этому событию посвящена ещё одна работа И. К. Айвазовского Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой, написанная им в 1842 году. Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение.
Крупные размеры листа и графическая законченность говорят о большом значении, которое Айвазовский придавал рисункам, сделанным с натуры. В непрерывном общении с морем – символом свободы, простора – прошла долгая и славная жизнь мастера. Сдержанное напряжение и эпическая сила волновали художника при создании подобных пейзажей. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено.
Есть и берег и пустыня и девушки. Экипаж взбунтовался. Она мерцает едва уловимым миражем.
Мой адрес: всегда в Феодосии, – писал он П. Третьякову. Это была беспримерная в истории морских сражений победа.
Порт и базар стали центром города, где формировалась его общественная и деловая жизнь. Сюда доходили из Греции иллюстрированные издания, в которых восхвалялись подвиги народных героев. Бравурно-катастрофический Девятый вал (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.
В порту и на феодосийском рынке звучала чужестранная речь. Анна Никитична была почти на 40 лет моложе Айвазовского, что не помешало ей стать его верной подругой и понимающим собеседником. О песчаный берег только что разбилась волна. Постепенно появлялись и более точные формулы его художественного вероисповедания.
Пишу большую картину и ужасно озабочен». Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. 1852. Штиль.
Корпеть над картиною целые месяцы – не могу, – признавался он. Художник предстаёт как маринист, баталист, график. У него была потрясающая зрительная память. Вдали от берега на рейде изображены корабли с убранными парусами, стоящие на якорях.
Похоронили его рядом с древним армянским храмом. Строгий критик И. Н. С 1844 года Айвазовский состоял живописцем Главного Морского штаба. Недаром Крамской писал об этом произведении: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».
И эти опасности в большой мере реализовались. Имеются три варианта эскиза к последней его картине «Взрыв корабля». Это было возможно только при действительно хорошем знании натуры. Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение.
Центральный Пушкинский Музей. К таким рисункам относится «Буря», созданная в 1855 году. Между тем семья вскоре дала трещину. Она мерцает едва уловимым миражем. Впервые покажет никогда ранее не экспонировавшегося великана У берегов Кавказа (1885, ГТГ). Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте.
Только ему была распахнута душа художника. В 1833 – 37 учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Билет на выставку стоил довольно больших денег. Здесь он подружился с Н. В. Гоголем, познакомился с А. А. Ивановым и другими русскими художниками.
У хаты, крытой соломой идет гулянье. Мастерство картины Среди волн – плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Море – это моя жизнь, – сказал художник.
Иван Айвазовский. Ночь после боя. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский – пейзажный фон. Обеспечив живописный эффект, Айвазовский, будучи к тому же мастером необычайно плодовитым (написавшим более 6000 картин), часто превращал его в своеобразный фирменный стереотип. В глубокой старости И. К. Айвазовский рассказывал: «Первые картинки, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии и гравюры изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражавшихся с турками за освобождение Греции к первому моему ребяческому лепету примешивались имена народных героев — Баболины, Канариса, Миаули и других». Ни одна живая душа, даже вольная птица, не смеет зреть разгул бури. Высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана».
Уже в конце 1850-х годов заговорили о том, что художник исписался, а талант его иссяк. В другом письме (1899): Я очень много в этом году написал. «Штиль у Крымских берегов», «Морской залив» Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. Неудивительно, что его приезд не остался в городе незамеченным.
Она написана самыми яркими красками палитры. Я царь земли, а ты – царь моря. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника.
Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю. – М. : Искусство, 1965. 5. Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос.
Он много работал. Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В основном, это обозначение цветовой гаммы. Была затребована помощь из Севастополя. Это одна из лучших картин на пушкинскую тему.
Искусство твое высоко могущественно, так как вдохновляет гений». В Италии Айвазовский подружился с Гоголем.
В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. Это масштабное полотно никогда ещё не покидало запасников Третьяковки.
Холст, масло. На фоне пейзажа изображена веселая деревенская свадьба. Был приятелем Пушкина».
В 1840-е годы Айвазовский много работал на юге России, главным образом в Крыму. Я приходил в ужас от бури и погибал в волнах, выбираясь из них без надежды на спасение. – 471 с. 8. По свидетельству современников, Айвазовский иногда писал по двенадцать часов кряду.
Айвазовский всегда много и охотно рисовал. Его заслуги в искусстве были отмечены во всем мире. Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина Среди волн значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет.
За выдающиеся успехи в живописи ему было присуждено звание академика и поручен «обширный и сложный заказ» – написать все русские военные порты на Балтийском море.
Бумага, масло. У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы.
Здесь они встретились с турецким флотом, считавшемся тогда сильнейшим в мире. Гончаров, мастер изображения моря в русской литературе (вспоминавший в своем романе «Фрегат «Паллада» И. К. Айвазовского), писал о подобных же явлениях: «Бледно-зеленый, чудесный, фантастический колорит. убитыми и 235 ранеными. Русские имели 720 орудий, а турки – 510.
Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Продолжил он эти попытки и в Италии. Помимо поэтического склада мышления он был одарен исключительной зрительной памятью, ярким воображением, совершенной точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Он обладал способностью передать движение и дыхание моря.
В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Художник Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853–1856), создав немало патетических батальных полотен (Чесменский бой, 1848, Феодосийская картинная галерея). А. ). «Ту, – не задумываясь, ответил Айвазовский, – что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать». Творчество Айвазовского было очень патриотично. (1843) и многие другие.
Пестрым и многонациональным было и коренное население города. – 304 с. : ил. 3. В. Верещагина, Россия.
Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. Бой изображен в ночное время. 14 (26) мая 1829 «Меркурий», преследуемый турецкой эскадрой (6 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 корвета), вступил в неравный бой с линейными кораблями Селимие (110 орудий) и Реал-бей (74 орудия) около Босфора, нанёс противнику серьёзные повреждения, вынудив его лечь в дрейф, а сам ушёл от преследования. Воробьева и французского мариниста Ф. Таннера. Холст, масло. Он хочет перед смертью расправиться с Колумбом, в котором видит причину своей гибели. Возможность вернуться к этим темам представилась Айвазовскому в Крыму.
Не меньший успех выпал на долю Айвазовского и в Париже, куда он в 1842 году поехал с разрешения Академии со своими картинами. Зрителей отправляют в свободное «плавание» им предлагают курсировать от штиля – к шторму, от рассвета – к закату. Впервые он женился в 1848 г. на англичанке Юлии Гревс, дочери петербургского доктора. Она написана самыми яркими красками палитры. Чуть повеет весной, – писал он, – меня тянет в Крым, к Черному морю. Как не отметить 200-летие со дня рождения того, кто один наводнил (в прямом и переносном смысле) мир тысячами полотен плотной русской реалистической живописи, утвердив тем самым если не мощь, то вес ее в мировом масштабе.
1898. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. Это, практически, привело к тому, что творчество Айвазовского взято на вооружение Военно-Морского Флота СССР.
Долгополов, И. Мастера и шедевры / Игорь Долгополов. Это были картины Морское сражение при Синопе 18-го ноября 1853 года и Синопский бой. В 1839 году генерал Н. Н. Раевский (сын героя 1812 года, сам прославившийся участием в боях вместе с отцом) предложил художнику принять участие в десантных операциях Черноморского флота у кавказских берегов. Радуга. 1881.
В лучших поздних работах (Чёрное море, 1881 г., Третьяковская галерея), сдержанных по цвету, он пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Он, в соответствии с его завещанием был похоронен во дворе феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). — Графиня Дампьер с детства отличается этими странностями. Его Последний день Помпеи, годом раньше показанный в Академии художеств, произвел огромное впечатление на молодого Айвазовского – где-то здесь нужно искать истоки его романтизма. Она и сейчас горделиво возвышается посреди Большого пруда. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.
Мальчик жадно схватывал и удерживал в памяти многообразные впечатления. Страховка 4 оплачивается дополнительно покупателем по его просьбе до отправления лота сразу после выигранного лота (завершения торгов по лоту).
Айвазовский пережил два периода в развитии русского искусства. Художник Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853-1856), создав немало патетических батальных полотен. Картина Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями посвящена подвигу, абсолютному русскими моряками во время русско-турецкой войны 1828 – 29годов.
Отзывчивость и щедрость всегда умели ценить. Эти рисунки заметил и оценил феодосийский градоначальник А. И. Казначеев. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт Петербург, Россия. Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.
В сентябре он был уже в Риме, а вскоре совершил путешествие и по другим городам Италии. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили а сами стали быть во всем архипелаге господствующими Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. Центральный военно-морской музей, Санкт Петербург, Россия. По мере того как выкристаллизовывался творческий метод Айвазовского и накапливались огромный творческий опыт и мастерство, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках.
Третьякову. 1863. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно.
Музей армянской конгрегации Мхитаристов. 1853. Подобные работы воспринимаешь как симфонию красок, как песню красоте. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга.
Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. Толпа гостей, молодые музыканты – все высыпали на воздух. Прозрачная материя стекленеет у нас на глазах, она навеки застыла под кистью мастера. Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовский хорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде. Да, нового об Айвазовском мы вряд ли тут узнаем. (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Побережье.
Айвазовский знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе. Иван Айвазовский и Илья Репин.
Клокочет, бурлит, пенится море. Искрятся гребни валов. Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями. 1892. Айвазовский был близок со многими передвижниками. 1887.
Надо сказать, что в оскорбленную позу он не встал – более того, многие из этих обвинений счел вполне мотивированными. 1873. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. В тот же год была написана и другая картина Пушкин на берегу Черного моря.
И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. – Харьков: Библекс, 2012. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. Он просто затмевает собою все", – поведала искусствовед.
Художник неустанно трудился до последних дней своей жизни. Виртуозно рисовал Айвазовский также пером-тушью. Изучение натуры откроет ему остальные сокровища, о которых теперь талант только догадывается» – писала «Художественная газета», отмечая «поэтическое дарование» художника. Спустя год они поженились. Счастье улыбнулось мне, – как-то заметил он о своей жизни исполненной трудов и успехов. Буря готова поглотить «Санта-Марию».
Конецкий, В. В. Солёный лёд. (1843) и многие другие. В развалинах города ещё было много древних архитектурных памятников. Искусство Айвазовского, помимо высоких живописных достоинств, позволяющих широко проводить эстетическо-образовательную работу, таит в себе познавательные ценности, что особенно дорого нам. Во время чествования Айвазовского по случаю пятидесятилетия его творчества П. П. Семенов-Тян-Шанский в своей речи сказал: «Русское географическое общество давно признало Вас, Иван Константинович, выдающимся географическим деятелем» и действительно, многие картины Айвазовского совмещают в себе художественные достоинства и большую познавательную ценность. По этому поводу Гоголь шутливо говорил художнику: Твой Хаос поднял хаос в Ватикане. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины.
Николаевский художественный музей им. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. В этом браке родились четверо дочерей. надо считать лучшими.
Писатель И. А. » А потом начала извиняться и льстить императрице самым изысканным образом. Над этой картиной Айвазовский работал в содружестве с Ильей Ефимовичем Репиным. – СПб. : Аврора, 2000.
Имеются три варианта эскиза к последней его картине Взрыв корабля. Айвазовский родился в Феодосии, небольшом городке на восточном побережье Крыма. Говорят, что это у нее вследствие испуга ее матери незадолго до рождения графини.
Именно благодаря стараниям Казначеева, вскоре ставшего губернатором Таврической губернии, Айвазовский сначала оказался в симферопольской гимназии (в 1830 году), потом и в петербургской Академии художеств (в 1833 году). В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883), «Волна» (1889), «Буря на Азовском море» (1895), «От штиля к урагану» (1895) и другие. В конце одного большого делового письма в 1894 году имеются такие слова: «Простите, что пишу на кусочках (бумаги). На одной из сторон саркофага на древнеармянском языке написаны слова историка V века Мовсеса Хоренаци: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память» и дальше на русском – «Профессоръ Иванъ Константиновичъ АЙВАЗОВСКIЙ 1817-1900». Подобные рисунки как бы иллюстрируют слова Айвазовского, относящиеся к методу его работы: «Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей».
Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ Лермонтова: «Белеет парус одинокий». Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Тем более, что само Черное море не спокойно. Картина была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского. Но вспыхнувшая в 1812 году в Феодосии эпидемия чумы привела его к разорению и, когда родился будущий художник, семья уже испытывала нужду.
1899. Хотя и среди этой группы произведений есть вещи, в которых видна рука большого мастера. Иван Айвазовский. «Художник, только копирующий природу, – говорил он, – становится ее рабом Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры Художник должен запоминать их Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью». За молодостью лет он был в 1838 году послан на два года в Крым для самостоятельных работ. Мастера русского пейзажа.
В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину Радуга. Российский художник, мастер морского пейзажа. Штиль.
Композиционно и сюжетно эти картины очень просты. В 1848 году Айвазовский женился. Его творческий путь – это непрерывный процесс совершенствования живописного мастерства. Делая ставку или покупая покупатель соглашается со всеми достоинствами или недостатками лота (лотов), если таковые имеются. По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф. М. Александров, В. История русского искусства / Виктор Александров. 2.
Штиль. В Академии художеств тогда были еще сильны гражданственно-патриотические идеи искусства классицизма, но уже успешно развивались и новые романтические веяния. «Меркурий», русский 18-пушечный бриг Черноморского флота, отличившийся под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского. В другом письме (1899): «Я очень много в этом году написал.
Но там побывало рекордное число человек. В результате боя, продолжавшегося 4 ч, весь турецкий флот (за исключением парохода Таиф) был уничтожен. Анна Бурназян была на 40 лет моложе своего мужа. Из мастерской, созданной им в 1845, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа (А.
Он такое всеобщее достояние, не раздражающее ни глаз, ни душу. Айвазовский создал в Италии около пятидесяти крупных картин.
С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000 человек. Девушки пожелали учиться живописи у знаменитого художника. Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (29) июля 1817 года на юге России, в древнем крымском городе Феодосии.
Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображению морских сражений. Если б была возможность собрать эту подавляющую коллекцию в одну кучу и устроить из нее гигантское аутодафе, то, наверное, тем самым была бы оказана великая услуга имени покойного художника. Пейзажи времен академической учебы художник еще пытался писать с натуры. Иван Айвазовский.
В конце концов, Айвазовский доказал, что на нем рано ставить крест. В конце одного большого делового письма в 1894 году имеются такие слова: Простите, что пишу на кусочках (бумаги). Правда, я женился, как истинный артист, то есть влюбился как никогда. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его.
Холст, масло. Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина. В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всяких изменений. Трижды Айвазовский ходил в плавание – в нем родилась его батальная живопись и началась дружба с М. Лазаревым, В. Корниловым, П. Нахимовым, будущими знаменитыми адмиралами. В Феодосии он сразу же оборудовал мастерскую и принялся за работу. Этой акварелью Айвазовский был, видимо, удовлетворен, так как послал ее в подарок П. М.
Среди карандашных рисунков выделяются своим зрелым мастерством работы, относящиеся к сороковым годам, ко времени его академической командировки 1840-1844 годов и плавания у берегов Малой Азии и Архипелага летом 1845 года. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. Под ними хрустальное, зеленовато-синее море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами радуги. Увы, он прав, не стоит смотреть на картины Тернера и Айвазовского рядом. Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина.
Сразу же по возвращении ему присвоили звание академика, причислив к Главному морскому штабу. На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника – художник пера и художник кисти. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею. Это – целая энциклопедия моря.
Вскоре он стал своим человеком в своеобразном братстве Брюллова, Глинки и Кукольника. Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Картина «Колумб на палубе, окруженный недовольным экипажем» рисует трагическое событие из истории этого путешествия.
В Третьяковской галерее это вторая масштабная ретроспектива Айвазовского. В шторм и штиль // Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах).
Национальная галерея Армении, Ереван, Армения. – М. : Изобразительное искусство, 1987. 6. Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.
Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. – Минск: Литература, 1997. Сюжетом для этого произведения послужил эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
С 1844 года Айвазовский – в России. картин (неравноценных по художественному качеству), много рисунков и акварелей. Иван Айвазовский. В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всяких изменений.
Лоррен – первый пейзажист по преимуществу в европейском изобразительном искусстве, чье творчество отличалось мягкой поэтичностью, – много писал воду уроки его живописи помогли Айвазовскому научиться видеть душу пейзажа. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». В Феодосии он ходил как самый что ни на есть взаправдашний генерал. 1.
Нелегок был путь Колумба, пока он достиг желанной цели. Его академические успехи были несомненны.
Здесь смолоду будущий художник научился распознавать в черепках старинной посуды, обомшелых архитектурных обломках и позеленевших монетах черты давно отшумевшей, полной грозными событиями жизни. (1843) и многие другие. «Радуга» В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга».
Его батальные картины стали летописью подвигов русского военно-морского флота. Сын мелкого торговца-армянина. Спокойное море. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.
«Свадьба на Украине» Взять, например, небольшую картину «Свадьба на Украине» (1891). В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. А. уже в 1840-х гг. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене.
Между вещами действительно художественными, попадаются вещи безвкусные. чел., около 200 чел. Примите от жителей города Тифлиса этот турий рог.
Их было несколько — армянская, караимская, греческая, цыганская, татарская, немецкая и др. Осенью того же года на академической выставке были показаны работы Айвазовского. Все это помогало ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения. Важную главу в наследии Айвазовского составляет батальная живопись. Умер Айвазовский у себя дома – 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года. Я видел море, я измерил Очами жадными его Я силы духа моего Перед лицом его поверил.
В 1860 году Айвазовский написал подобного рода прекрасную сепию «Море после бури». Но более всего подростка влекло рисование. В один из приездов в Петербург он был представлен весьма знатной вдове имевшей двух дочерей «на выданье». У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы.
Но поскольку море это довольно мутное, выбор тут действительно сложный. Айвазовский создал около 6 тыс. Его вымышленные романтические герои по-своему автопортреты.
Он смолоду определил своё место в искусстве, прожил завидно долгую трудовую жизнь, не зная старческого увядания чувств, мыслей и мастерства. В 1860 году Айвазовский написал подобного рода прекрасную сепию Море после бури. Мастер отличался необычным живописным мышлением.
Это были в основном изображения прибрежных городов. Эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова (3 линкора) во время крейсерского дежурства обнаружила турецкую эскадру и заблокировала ее в бухте. К тому времени Иван Айвазовский был не только всероссийской, но и мировой знаменитостью. Неповторимы ночные марины Айвазовского. Создавал полотна на темы армянской культуры («Посещение Дж. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: «Феодосия — Айвазовскому». — Наш дорогой знаменитый гость и друг Иван Константинович.
Вперед музей выставит четырех гигантов – Радугу (1873), Черное море (1881 оба – Третьяковская галерея), Девятый вал (1850) и Волну (1889 оба – ГРМ). Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Ночь после боя. О том, что он перестал развиваться, а остановки в творчестве есть смерть для творца. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Там им была создана графическая серия морских видов в технике сепии.
Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. В Армении он написал озеро Севан и Араратскую долину. Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции. Вот только западник Бенуа не удержался и точно определил эту поэзию как вторичную: Заслуга Айвазовского в истории русского общества (а тем более во всеобщей) невелика. Он никуда не исчезал, был все время на виду и на плаву, его любили (и ценили в очень даже денежном выражении) во все времена, Феодосия на него и на его благорасположение к себе молится до сих пор, армяне гордятся, турки пытаются найти в его родословной гордую турчанку.
Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации. 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. Папье пелле, графитный карандаш, цветной карандаш, процарапка. Холст, масло. В 1844 году молодой Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба, а в 1847 году, в возрасте тридцати лет – профессором Петербургской Академии художеств.
Хотя он исполнил ннемало «чисто земных» пейзажей, среди которых выделяются украинские и кавказские виды (1850–1860-е годы) именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам. Сотворение мира. Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. С 1844 он был художником Главного морского штаба, написал много значительных картин на темы истории русского военного флота («Чесменский бой», 1848, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского). Рыбаки на берегу моря. Его выдающееся мастерство и талант признавали крупнейшие художники того времени.
– Т. 2. Хаос. А буквально в последние дни жизни, готовясь в поездке в Италию, он написал картину «Морской залив» изображающую Неаполитанский залив в полдень, где с покоряющей тонкостью в жемчужной красочной гамме передан влажный воздух. В две недели все было кончено.
Ее холодный и спокойный свет только подчеркивает адское смешение на море огня и воды. Шумные толки в петербургских гостиных вызвала и женитьба Айвазовского. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Жизнь Айвазовского была поглощена огромным творческим трудом. Холст, масло. Затем точно так же написал вид в Амальфи.
Турки потеряли убитыми и утонувшими свыше 3 тыс. Сотворение мира. Виртуозно рисовал Айвазовский также пером-тушью. Он ничего нового в нее не внес. В конце жизни Айвазовский написал довольно много картин в серой красочной гамме. Редкий и необычный в живописи мотив, переданный к тому же романтически-воодушевленно, является, однако, вполне реальным.
Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского изображающие Синопский бой ночью и днем. Одной из лучших графических работ художника является картина Тонущий корабль. Сейчас для нас абсолютно ясен процесс непрерывного роста его мастерства и углубления содержания живописных образов его произведений, протекавший в течение всей его жизни. Айвазовский, Гайвазовский, Иван Константинович родился 17 (29). 7. 1817 в горде Феодосия, умер 19. 4 (2. 5). 1900, там же.
Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Много раз об Айвазовском писал Стасов. За день он почти закончил работу.
Брак был расторгнут в 1877 году. Он – в соответствии с требованиями современного реализма, вышедшего тогда на первые роли в русской живописи, – модернизировал манеру письма, не изменяя при этом своим интимным художественным предпочтениям и оставаясь в рамках той устоявшейся художественной системы, которую мы зовем миром Айвазовского. попали в плен (включая командующего флотом).
Сотворение мира. Иван Константинович Айвазовский. Некоторые из них Айвазовский впоследствии сообщил композитору М. И. Глинке, который использовал эти мелодии в своих сочинениях, например в опере «Руслан и Людмила». «Среди волн» как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины «Черное море» : если в одном случае изображено взволнованное море, в другом – уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии.
Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. Айвазовский был женат дважды.
Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника. Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. И в 1840 году он уехал в Италию.
«Приборы и материалы» Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом графической наследии, оставленном мастером, так как его рисунки представляют широкий интерес, как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода художника. Отец художника, Константин (Геворг) Гайвазовский (так на польский манер стало именовать себя семейство Айвазянов), в начале XIX века перебрался из Галиции в Крым. Холст, масло. Пушкин, Россия. Море всегда имело огромную притягательную силу для художников.
Закат его был светел. В поздний период художник не раз обращался к образу великого поэта – «Пушкин на берегу моря» (фигура поэта написана И. Е. Репиным, 1897, Музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург). Бури и штормы сменяются изображением моря в обычном его состоянии. Пушкин на берегу Черного моря.
Корабль был награждён кормовым георгиевским флагом. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Впрочем, предоставим слово самому Айвазовскому: Когда я уезжал в Италию, мне твердили все в виде напутствия – с натуры, с натуры пишите. То, что он делал (или, вернее, только желал делать), то есть эпическое изображение стихийной жизни, было найдено Тернером.
Айвазовский много и быстро пишет. Бой изображен в ночное время. Однако именно тогда и началось для Айвазовского познание жизни. Страшные бушующие, вздымающиеся на огромную высоту океанские валы. Одесский художественный музей, Одесса, Украина. Неповторимая особенность творчества Айвазовского – в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей (Девятый вал, 1850, Русский музей, Ленинград).
На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника – художник пера и художник кисти. А. Иванов отзывался о нем: Воду никто так хорошо здесь не пишет. Он много раз мысленно возвращался к этим образам, облику, прежде всего, Стамбула. Чесменское сражение – одна из самых славных и героических страниц в истории российского флота. Айвазовский был близок со многими передвижниками.
Выставил все – и что же оказалось. Он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Целый ряд картин Айвазовский посвятил древней и новой армянской истории (Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции, 1880, Картинная галерея Армении, Ереван).
Ледяные горы в Антарктиде. 1870. Тернера изображаемые фигуры выглядят мелким стаффажем среди величавых, «космических» пейзажей. Среди мастеров, повлиявших на формирование манеры Айвазовского, следует выделить троих – Клода Лоррена (1604-1682), Сильвестра Щедрина (1791-1830) и Карла Брюллова (1799-1852). Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе.
История искусства. – (Библиотека школьника). 7. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж.
Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский – пейзажный фон).
Безлюдно. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Побережье.
К таким рисункам относится Буря, созданная в 1855 году. В начале творческого пути его приветствовали Пушкин, Брюллов, Глинка, Гоголь, А. Иванов. На Черном море начинает разыгрываться буря.
– СПб. : Международный фонд «300 лет Кронштадту – возрождение святынь», 2001-2003. Летом 1840 года Айвазовский вернулся в Петербург и почти сразу отправился за границу в пансионерскую поездку.
Айвазовский – маэстро тона. Другое дело, что мало было среди русских художников настолько земных в обычной жизни. Недаром этот цикл картин принято называть «Голубыми Айвазовскими». В ответном письме художник написал, что, к сожалению, вынужден отказать, поскольку эту картину уже купило правительство и предложил коллекционеру другую работу, тоже «кавказского» цикла. Ответственность за почту, равно как и за качество доставки не несу.
Работа над ней протекала у него быстро и легко. Мальчик рос резвым и смышленым – рисованием он увлекался с ранних лет.
Но в самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как Черное море, 1881, Третьяковская галерея) он демонстрирует главный свой дар: умение показать ппронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Он обратился к мягким соотношениям цветов, тонким переходам, почти монохромной живописи. «Над бездной мечутся седые яростные валы. Выставку посетил адмирал Нахимов.
Лунная ночь на Капри (1841), Неаполитанский залив (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Лунная ночь (1849), Буря на море ночью (1849), Море в лунном свете (1878) – эта тема проходит через все творчество Айвазовского. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу мироздания. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880, Картинная галерея Армении, Ереван).
Стасов поливал мариниста ядом (до такой же рутины дописался и он со своими вечно одинаковыми голубыми морями, лиловыми горами, розовыми и красными закатами, со своим вечно дрожащим лунным светом и с прочею своею застарелою и застывшею неправдою и преувеличением), но тут же оговаривался: но у Айвазовского есть, несмотря на это, своя действительная поэтическая жила, есть порывы к истинной красоте и правде. Но где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря. Все гости поднялись и слушали стоя. Русские потеряли 37 чел. Море он начал писать уже в Академии – его первые награды связаны с морскими этюдами.
Тут и отличный художник Крамской, вдруг припечатавший:. Это были в основном изображения прибрежных городов. Персональные выставки, приносившие Айвазовскому немалый доход, следовали одна за другой: по их общему числу (более 120 выставок) он – абсолютный рекордсмен не только в отечественной, но и, пожалуй, в мировой живописи.
Русский Черноморский флот имел задачу воспрепятствовать активным действиям противника.
Работоспособность Айвазовского всегда удивляла знавших его. Случай этот напоминает одну из детских сказок Перро. Но он вообще не из тех художников, про которых стоит узнавать новое. Его предки еще в XVIII веке, спасаясь от геноцида, развязанного турками, бежали из Западной (Турецкой) Армении в Польшу. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах.
Но петербургская жизнь была не по душе художнику. Иван Айвазовский.
Национальная галерея Армении, Ереван, Армения. Незаконченная картина «Взрыв корабля» осталась на его мольберте.
Пусть неистовствует океан, пусть еще грозно вздымаются гигантские волны. В Вико написал две картины по памяти. 1854. Вдова уже гадала, какой из дочерей художник отдаст предпочтение. Айвазовский верил в непрерывный процесс развития своего искусства и прошёл огромный путь роста и совершенствования, создав самые вдохновенные произведения в конце жизни. Он сказал: Картина чрезвычайно верно сделана.
Айвазовский называл картину Черное море. Так, в 1842 году, находившийся в Италии знаменитый английский магистр Д. Тернер был настолько поражен картиной Айвазовского, что обратился к нему со стихотворным дифирамбом на итальянском языке: «Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня и восторг овладел мною. Море было его стихией.
Одна из таких работ это «Большой рейд в Кронштадте». И. Куинджи, К. Ф. Богаевский). Холст, масло. Он постоянно заботится об архитектурном облике родного города. Стремление как можно быстрее завершить картину диктовалось желанием не потерять единство настроения мотива, донести до зрителя остановленное мгновение из жизни подвижной морской стихии.
Очень хорошо передал свои впечатления о работе Айвазовского над большим полотном публицист В. С. Кривенко: «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд – истинное наслаждение». В детском приюте появился портрет Айвазовского, обрамленный гирляндой живых цветов. С 25 по 26 июня неприятельский военный флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили а сами стали быть во всем Архипелаге господствующими». Картина Хаос.
На полях – заметки, написанные его рукой. И Третьяков и Стасов и Бенуа оправдывали Айвазовского поэзией, которая в их глазах являлась главным оправданием и главной целью искусства вообще.
Особый интерес представляет картина «У берегов Кавказа» (1885). Это позволяло передавать самые незначительные цветотональные градации. Свой последний морской пейзаж он написал утром 19 апреля 1900 года в Феодосии. Это позволяло ему работать импровизируя, с изумлявшей многих современников легкостью.
В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Холст, масло. 1887. Иван Айвазовский. В следующем, 1899, году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках – «Штиль у Крымских берегов».
О ней складывались легенды и на «Девятый вал» приходили смотреть по многу раз, как когда-то на Последний день Помпеи. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича.
За свою жизнь он написал более 6000 полотен. В них ясно ощущались живое наблюдение и романтическая увлеченность родной природой. Через год после свадьбы рождается дочь Елена, в 1851 году – Мария, Александра, а в 1858 году – Иоанна (Жанна). По поводу незастрахованных лотов претензии не принимаются.
Зимой обычно уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих произведений. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин.
Сотворение мира. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно.
Холст, масло. Наполненные влагой облака будто уходят вдаль и даже в застывших на этот момент волнах уловим специфический облик ледяной Балтики. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. 1843. Однако в лучших картинах – таких, как «Черное море» (1881, Третьяковская галерея), – проступают лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды. Много путешествовал, с 1845 жил в Феодосии. Вторая жена – Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян (1856-1944), армянка. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.
В памяти художника навсегда остался грандиозный успех «Последнего дня Помпеи» К. П. Брюллова, знаменовавший триумф романтического направления в русской живописи. Тонущий корабль. А небо, если возможно, ещё бесконечнее. Айвазовский всегда много и охотно рисовал.
Сотворение мира. В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. В октябре 1837 года Иван Константинович окончил академический курс и был удостоен Большой золотой медали, которая давала ему право на длительную заграничную поездку за счет Академии. Остров Св. Иван Айвазовский. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. И на полотне воплощалось именно то, что он заранее видел своим внутренним взором. Вы, наверно, ее знаете.
Синопский бой. Город быстро застраивался и приобретал интернациональные черты. В сюжете этой картины – буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, – нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Среди большого числа земных ландшафтов, выполненных Айвазовским, выделяются своими бравурными панорамическими эффектами циклы картин, навеянные впечат7гнлениями от путешествий по Украине и Кавказу (1850-60-е годы).
Иван Айвазовский. 82 года заставляют меня спешить». Художник необычайно плодовитый, Айвазовский часто прибегал к композиционным и колористическим штампам.
Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). Иногда – названия мест, где были сделаны зарисовки.
Лазурное море: Побережье. Они поженились в 1848 году. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. Писал я ровно три недели.
В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет бушующее море и упорство нескольких человек. Работа над ней протекала у него быстро и легко.
Через открытые Айвазовским Общие художественные мастерские (своеобразный феодосийский филиал петербургской Академии художеств) прошли Л. Лагорио, М. Латри, А. Фесслер, К. Богаевский, М Волошин и др. Долгополов). Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: «Лунная ночь», «Морской берег» и др. Третьяковка сделала единственно возможный ход – отобрала лучшее. Но как убедительно и достоверно он воспроизвел на своем полотне картину морской битвы.
Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Холст, масло. После нескольких военных стычек турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А. С. Пушкина: «Прощание Пушкина с Черным морем» (1887), фигура Пушкина написана И. Е. Репиным, «Пушкин у Гурзуфских скал» (1899), в стихах которого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю. Белоусов, Е. Рассказы о художнике Айвазовском / Е. Белоусов. «Ледяные горы В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, Айвазовский написал первую картину изображающую полярные льды –Ледяные горы».
И это была не прихоть гения, а – принципиальная позиция. Каждый раз становясь за мольберт, Айвазовский давал волю своему воображению. Иван Айвазовский. Картина Радуга была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского. Так было с его шедеврами Радуга (1873), Черное море (1881), Среди волн (1898).
82 года заставляют меня спешить Он был в том возрасте, когда ясно сознавал, что время его истекает, но он продолжал работать со все возрастающей энергией. Бой изображен в ночное время.
«Картины Айвазовского говорят без околичностей, что талант художника поведет его далеко. Впрочем, на склоне лет и семейное счастье улыбнулось художнику. Вторая половина 19 века. Художник очень много путешествовал по свету, но всякий раз возвращался в родную Феодосию.
Мастерство картины «Среди волн» – плод долгого и упорного труда всей жизни художника. От природы музыкально одаренный, он исполнял на скрипке народные напевы. Иван Айвазовский. Этим мастером был Иван Айвазовский. В этом браке, продлившемся 12 лет, родились четыре дочери.
Иван Айвазовский. Со многим он не соглашался в его творчестве. Свинцовые тяжелые тучи, веющие холодом смерти. Художник был награжден многими российскими и зарубежными орденами, в том числе французским орденом Почетного легиона, получил звание адмирала. Штиль.
И картина и личность Брюллова сыграли большую роль в становлении творчества Айвазовского. В этот раз организаторы решили уйти от хронологии. Ночь после боя.
Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в своем родном городе Феодосия, в возрасте 82-х лет. Новый цикл картин обладал не меньшими достоинствами, чем его «голубые марины» семидесятых годов. Художник заметно притушил палитру, поражавшую раньше своей безудержной (романтической. ) яркостью и делавшей его работы излишне театральными. По большому счету, он пришелся на время учебы в Академии и первый год жизни в Италии.
Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Часть 4. В Феодосии художника чтили как отца города. Художник Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853-1856), создав немало патетических батальных полотен. Избавляясь от слишком плотной манеры письма ии слишком резких контрастов классицистической «кулисной» композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Среди волн.
Член ряда европейских академий. Они оставили самые яркие впечатления у будущего художника. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Цикл картин «Голубые Айвазовские» В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме.
Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи и эти черты его искусства особенно проявлялись, когда он писал полные героического пафоса морские баталии в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия. Пишу большую картину и ужасно озабочен. Здесь ему нет равных именно вот таким образом его сравнивали с Паганини. Ко второй половине жизни Айвазовского относится большое количество рисунков, выполненных в свободной широкой манере.
академист, Гайвазовский (фамилию Гайвазовский художник в 1841 году изменил на Айвазовский) удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования. Более того, очень скоро гость стал настоящей городской достопримечательностью. Национальная галерея Армении, Ереван, Армения. Холст, масло. Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина.
Совершенство результата достигается виртуозностью самых необычайных тоновых ньюансов. Айвазовский говорил, что его женитьба с Анной в 1882 еще больше «приблизил его со своей нацией» имея в виду армянскую нацию. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. И все же, когда надо было дать общую, объективную оценку искусству Айвазовского, он писал: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник абсолютно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами». Едва намеченный кистью, он уже привносит человеческое начало в пейзаж, задает масштабы произведения и делает нас, зрителей, соучастниками изображения, сопереживающими не только стихиям природы, но и человеку внутри нее.
/ Ф. С. Мальцева. Пусть он будет эмблемой, символом изобилия вашего несравненного художественного гения.
Крымские виды один за другим начали появляться на мольберте художника. «Черное море» В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений – картину «Черное море». Лазаря, Венеция. Известнейшее произведение этого периода – картина «Девятый вал» (1850, Русский музей).