На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Ван Гог Винсент. В 1886 году Ван Гог уехал в Париж, где начался его самый плодотворный период творчества. Конец непродолжительной, но такой насыщенной художественной деятельностью жизни Винсента Ван Гога, считается рассветом его творчества. Как и подсолнухи с ирисами, ботинки в творчестве Ван Гога представлены серией.
Картины того периода творчества Ван Гога словно струились светом, благодаря использованию голубых, золотисто-желтых, красных цветов, а также написанию их при помощи техники мелких мазков.
Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. Ван Гог родился в деревне Грот-Зюндерт, которая находится в южной части Нидерландов. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. В 1886 году художественная жизнь столицы богата захватывающими событиями.
Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. А экспериментировал он со всем, с чем только было возможно. По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета (оружие так никогда и не будет найдено).
Ван Гог стал одним из величайших художников-постимпрессионистов. А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике.
Франция стала вторым домом для Ван Гога. Ему казалось, что наконец начинает реализовываться его мечта о создании своего рода «коммуны» близких по духу и мировоззрению художников. Приглашён к участию в экспозиции «Группы двадцати» в Брюсселе, посылает на выставку шесть картин. Его Рыбацкая нянька вся написана звучными лубочно-цветистыми колерами. Однако страстное отношение к делу настроило против проповедника его духовное начальство, в глазах которого стремление Винсента «всех любить» имело характер ереси.
Непостоянство натуры Винсента положила тень на их отношения с Тео. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)8.
Могила первого Винсента была расположена рядом с церковной дверью, через которую второй Винсент проходил каждое воскресенье своего детства. Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Тот испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу. Так он и поступает. Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) – знаменитый нидерландский художник, который своим творчеством оказал огромное влияние на живопись XIX-XX веков. Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть.
Следующие два месяца были ужасны и для Винсента Ван Гога и для Поля Гогена. Ожидание признания и успеха давно сменились замкнутостью и депрессией. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Единственное, что омрачает его жизнь, — это нехватка денег и красок.
Ничего удивительного, что молодой Винсент решил «нести мир для бедных». Рисуя ли или просто прогуливаясь, Винсент Ван Гог жил для солнца. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. В мае 1890 г. Ван Гог почувствовал себя лучше.
Здесь, между прочим, много соломенных крыш, что уже становится редкостью», — пишет он Тео. За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину (Красные виноградники в Арле), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его Портрет доктора Гаше был куплен за 82, 5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. В 15 лет семья Винсента помогла ему устроиться в гаагский филиал художественной компании «Гупиль и Ко».
Долина Ла-Кро, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). А. С. Пушкина, Москва). Отношения усугубились в результате приступа душевного расстройства у Винсента. Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом.
Наряду с этими работами — полные просветленного и спокойного мироощущения холсты «Куст» (1889, Эрмитаж) и «Доктор Рэй» (1889, Музей изобразительных искусств им. Но тут уже вмешалась его семья и мысли о браке были попросту развеяны. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным – Евгению) и оказывается отвергнутым. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Во-первых, занятие искусством для Винсента было не менее привычным, чем чтение. Он сочувствовал тяжелым рабочим условиям их работы и, как духовный наставник, старался изо всех сил облегчить их тяжелую жизнь. Особое место в этом жанре принадлежит подсолнухам, которые Ван Гог изображал в вазах — «Натюрморт с розами и подсолнухами» (1886, Кунстхалле, Мангейм) и лежащими на столе — «Два срезанных подсолнуха» (1887, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Так звали дедушку по линии отца, который всю жизнь служил в церкви протестантов. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Мост через Сену, 1887, Папаша Танги, 1881). Япония только недавно приоткрыла двери перед «неверными» после веков культурной блокады и в результате этого продолжительного изоляционизма, западный мир просто сходил с ума по всему японскому.
Напротив, в картине «Пейзаж в Овере после дождя» (1890, Музей изобразительных искусств им. Одни из первых полотен Ван Гога относятся к своеобразному направлению реализма. Но со времени Салона 1874 года импрессионизм претерпел серьезную эволюцию. Как и на протяжении всей своей жизни, плохая погода в течение зимних месяцев действовала на Винсента раздражающе и угнетающе.
Арль кажется художнику светлым и прекрасным. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Очень часто Ван Гог рисовал картины и отдавал их людам бесплатно, лишь бы они дали ему еды или питья. А. С. Пушкина, Москва).
«Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», – признается он в письме к брату. Дождь, ветер, снег — ничто не останавливало его. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события.
Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег. Винсент испытывал душевную привязанность к шахтерам. Он не только любил много красочность мира, но и читал в ней слова целого тайного языка. Ван Гог болезненно воспринимал равнодушие друга, его постоянное желание уехать. Вскоре его уволили.
Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Он заставляет их служить себе, выражению своего внутреннего состояния. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения. Однако местным властям не по вкусу такие крайности и они отказывают ему в этой должности. Одной из таких картин является картина «Красные виноградники».
Как всегда настроение Ван Гога (как впрочем и Гогена) колебалось в зависимости от погоды. «Природа здесь необычайно прекрасна», – пишет Винсент брату из Арля. «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу и она стоила мне половины моего рассудка, это так», — писал он в своем последнем письме брату, так и не оконченном. Так провел детские годы Ван Гог. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену.
Вглядитесь в живопись красных виноградников. Эмиль Бернар, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Гоген создают «новый стиль», сами называют себя группой «малого бульвара» иронически подчеркивая свою оппозицию по отношению к «академическим» импрессионистам, которые выставляют свои работы на больших бульварах. Он связал свою жизнь с проституткой по имени Кристина Хоорник (Ван Гог называл ее Син). В том же 1886 году поэт Жан Мореас публикует в «Фигаро» «Манифест символизма», обозначив этим термином существующую, по его определению, тенденцию созидательного духа в искусстве. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте.
Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). В конце 1881 г. после ссоры с отцом Ван Гог покидает дом и перебирается в Гаагу. Винсент повел себя абсолютно непредсказуемо: он огорчился.
Автором удивительной заметки был Альбер Орье. Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). Первая большая картина, созданная в нюэненский период, — «Едоки картофеля» — изображает крестьян за ужином.
В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье. Это граничит с условиями, в которых жил Художник. К тому же для него было плюсом появление модели для его картин. Однако, несмотря на появившуюся в его полотнах красочность, нельзя говорить о благотворном влиянии на эмоциональное состояние художника парижской атмосферы. Сердечные травмы с подвигли Винсента к изучению богословия в Амстердаме которое он так и не окончив бросил, став проповедником в бедном шахтерском городке в Бельгии, Боринаже. Наконец-то я увижу, как выглядят мои полотна в светлом помещении».
Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение. Свет на этих картинах как будто не реален, потусторонен.
Тот факт, что Тео Ван Гогу удалось без ведома вышестоящих лиц из галереи Гупиля продать опытным знатокам несколько полотен Моне, Писсаро или Дега, не изменило их положения на рынке искусства. И, наконец, в нем будет доминировать цвет». Систематизированная в 1891 году Альбером Орье (как уже говорилось, он станет первым критиком, давшим в 1890 году положительную оценку Ван Гогу), эстетика символизма имела своих предшественников: Пюви де Шаванна (1824-1898) и Гюстава Моро (1826-1898), «автора Саломей», которого столь почитал герой романа «Наоборот» Гюисманса, ключевого литературного произведения того периода. Ван Гог стал приобретать значительное количество японских гравюр на дереве (в настоящее время находятся в коллекции Музея Ван Гога в Амстердаме) и его работы в этот период (например, «Портрет Папаши Танги») отражают и вибрирующее использование цвета, почитаемое импрессионистами, а также четко прослеживается японское влияние.
Он рисовал картины, которые отображали реальную жизнь тех времен. Сын пастора.
От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Из всех детей гувернантка менее всего выделяла его и считала, что он ничего не добьется в жизни. Он хотел спасти эту бедную женщину и даже думал жениться на ней. За семь лет активной творческой деятельности он создал более 850 картин и 700 рисунков в самых разных жанрах — натюрморте, портрете (а также автопортрете), жанровой картине. За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода.
Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Таким образом написанные ночные виды – отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, – становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Все шло к тому, что Ван Гог мог бы стать преуспевающим торговцем, но как это часто бывает, на пути его карьеры стала любовь, да именно любовь. К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым.
В 1888 он перебрался в Арль. После этого он был отправлен в Сен-Реми-де-Прованс, где написал более 150 картин, в числе которых есть такая известная картина как «Звездная ночь». По поручению брата художника, Тео, он лечил Ван Гога во время его жизни в Антверпене. Скудная трапеза крестьян – тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года. Вот таким образом 1869 году практически сразу после возвращения домой он становится кадровиком гаагского предприятия «Гупиль и Ко» специализировавшейся на продаже произведений искусства.
«Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров», — пишет он Тео в июле 1880 года, — «и там окажется Бог». Эта идея оказалась блестящей. И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. 7 января Винсент покидает больницу и возвращается домой, он охвачен желанием работать. Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев.
В жизни Винсента наступила длительная пауза. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым».
Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен. Эти работы, портреты семьи Рулен, остаются среди наиболее ценных из его работ. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. Это был самый плодотворный период творчества художника.
Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Однако, работая в четырех стенах, Винсент смягчался, когда рисовал портреты. Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Для этого периода характерно резкое изменение манеры художника.
В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса. В феврале 1886 г., в состоянии физического и духовного истощения он уезжает к брату в Париж.
«Ресторан «Сирена» в Аньере» (1887, Музей дОрсэ, Париж), «Огороды на Монмартре (Монмартрский холм)» (1887, Городской музей, Фонд Винсента Ван Гога, Амстердам), «Мулен де ля Галлетт» (1886, Новая национальная галерея, Берлин), «Хлебное поле с маками и жаворонками» (1887, Городской музей, Фонд Винсента Ван Гога, Амстердам), «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. Его отец был пастором, потому сын пошел по его стопам и первое время (1878-1879) работал проповедником в Бельгии, где познал тяготы жизни шахтеров и проникся симпатией к бедным людям с нелегкой судьбой. Возможно, судьба пошлет ему однажды радость признания и покаянную лесть моды. Увлечение ею проявляется в живописной манере портрета парижского торговца гравюрами Папаша Танги (1887, Музей Родена, Париж) и пейзажа Поле пшеницы с жаворонком (1887, Музей Ван Гога). В период жизни в Нидерландах Ван Г. писал картины о природе, труде и быте крестьян и рабочих, который он наблюдал вокруг («Едоки картофеля»).
Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Это была неблагодарная работа. Практически Ван Гог был самоучкой, хотя и пользовался советами А. Мауве. В этом, состоит полный трагизм творчества Ван Гога. Сумрачные цветовые сочетания, деформированные деревья и архитектурные объемы в полотнах «Часовня в Овере» (1890, Лувр), «Вороны в пшеничном поле» (1890, Музей Ван Гога), «Хижины» (1890, Эрмитаж) рождают гнетущее настроение.
Когда потеплело, Винсент не стал терять время и начал работать на натуре. В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-Мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме. Но время, проведенное в деревне, оказало благотворное влияние. Неизвестно – кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни.
Однако его творческое наследие поразительно. Но знания чисто академические, не пополнявшие сокровищницу жизни, оставляли его равнодушным и раздражали: зубрёжка мёртвых языков (как впоследствии копирование мёртвых гипсов) была ему тягостна, он занимался ею через силу». Винсент Ван Гог (1853 – 1890) считается великим голландским художником, который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве.
Он считал, что художнику вовсе не обязательно быть талантливым, достаточно бесчисленные часы практиковаться, вот таким образом большую часть своей жизни он учился самостоятельно. Весь следующий год Винсент день ото дня боролся за кусок хлеба и, хотя был не в состоянии помочь деревенским жителям в качестве священника, он тем не менее решил остаться жить в их обществе. За отличную работу он был переведён в лондонский филиал фирмы. Он практически никогда не проводил свой досуг с другими детьми, но несмотря на это единоплеменники отзывались о нем как о мягкосердечном, добром, благожелательном, отзывчивом, милом и благонравном мальчике.
В 1885 Винсент поселился в Антверпене, где посещал занятия в Академии искусств. Винсент Ван Гог поехал в Арль в начале 1888 года, подгоняемый рядом причин.
Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, – того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби». Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца). Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик. В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке. Там впервые выставляются Сера со своей картиной «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» и Синьяк, впоследствии возглавившие движение постимпрессионизма (известное также как дивизионизм или пуантилизм), которое ознаменовало конечный этап импрессионизма, доведя до крайности его технические основы.
В этот период им написаны знаменитые пейзажи с кипарисами («Дорога с кипарисами и звездами») и оливами («Оливковая роща»), натюрморты с цветами, а также реплики знаменитых картин его любимых художников Милле и Делакруа, а также Доре и Домье, написанные по репродукциям. Долина Ла-Кро, Рыбачьи лодки в Сент-Мари, оба – 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Импрессионизм перестал быть монолитным направлением.
Под впечатлением живописи импрессионистов и японской гравюры изменилась манера художника: появились интенсивная цветовая гамма и характерный для позднего Ван Г. широкий энергичный мазок («Бульвар Клиши», «Портрет папаши Танги»). Через несколько лет его отправили в еще одну школу. Но это не так.
И он мечтал о невозможном. Среди наиболее значительных – последняя выставка группы импрессионистов на улице Лафит. Профессор психиатрических и кардиологических наук очень серьезно относился к искусству. Представляешь себе — дом снаружи желтый, внутри белый, солнечный.
его уволили из фирмы Goupil Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников-совладельцев компании. В минуты душевной тревоги были написаны серии пейзажей с оливами («Оливовая роща», 1889, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло) и кипарисами («Дорога с кипарисами и заездой», 1890, там же) с искривленными стволами деревьев. В1888 г. Винсент переехал на юг Франции, в местечко Арль. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (Дорога с кипарисами и звездами, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (Пейзаж в Овере после дождя, 1890, ГМИИ, Москва). Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» – произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками. Ван Гог, страстно мечтавший о семейном счастье, очень привязался к новорожденному малышу. В 1886 году Винсент с большим удовольствием рисует окрестности Парижа.
Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным – Евгению) и оказывается отвергнутым. Ему не суждено было творить долго.
Работы мастера сразу заинтересовали художников и любителей живописи, в результате чего за четыреста франков у него купили картину «Красные виноградники» (1888, Государственный музей им. А. Ко времени их знакомства Син уже имела одного ребенка и была беременна вторым. Наконец в октябре в Арль приезжает Гоген, что привело Винсента в полный восторг.
Развитию глубокого религиозного рвения Ван Гога способствовала среда, в которой он вырос. Природа здесь необыкновенно красива. И вот уже художник, перевязав ухо, спокойно попыхивает трубкой. Там же он получал уроки рисования. «Едоки картофеля» признаны первым величайшим произведением художника, да и он сам был вдохновлен результатом.
Это был конец иллюзий о братстве художников. Но еще большим фактом выразительности у Ван Гога, нежели его техника, является колорит. Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи.
Одним из художников барбизонской школы был Жан Франсуа Милле. В 1868 году он внезапно бросает учебу и приезжает домой. Пройдя полугодичный стаж, ван Гог намеревался поступить в Евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. Новый кризис под Рождество.
Шапка с куском меха впереди уверенно надвинута на лоб. Через полгода к нему приезжает погостить Гоген, с которым Ван Гог был хорошим другом. В том, что восхищает Ван Гога, Гоген не видит ничего заслуживающего внимания: все кажется ему мелким и ничтожным.
Истекая кровью, тяжело раненый, он самостоятельно вернулся в свой номер в гостинице. Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем. Но, видимо, до конца избавиться от «чёрных лучей» ему не удалось никогда и можно с уверенностью сказать, что именно детские впечатления заложили в нём будущие фобии и даже комплексы. Но тогда это были лишь юношеские, несерьёзные мечты. С ней Ван Гог прожил почти год, причем неоднократно ему приходилось лечиться от венерологических заболеваний.
Хотя любая критика приводила Винсента в бешенство и расстраивала его (его друг, разделяющий взгляды, художник Антон Ван Раппард не оценил картину, а его комментарии побудили Винсента разорвать их отношения), Винсент был доволен результатом и таким образом начался новый, более уверенный и технически полный виток его карьеры. Я считаю, что в конечном счете будущее нового искусства — на Юге».
Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов. Живя на средства брата, в Париже Ван Гог испытывает значительные материальные трудности.
План переехать в Овер-сюр-Уаз под наблюдение доктора Гаше. Винсент упорно продолжал учиться практически до конца 1878 года. В приюте много пишет, но депрессивное состояние не проходит. Однако у Христин оказался тяжёлый характер и вскоре семейная жизнь ван Гога превратилась в кошмар.
«Сейчас мои краски очень яркие — небесно-голубой, оранжевый, розовый, киноварь, ярко-желтый, светло-зеленый, светло-винный, фиолетовый», — пишет он сестре. Тень этой неудачи следовала по пятам художника все не долгие годы его жизни. Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу – с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) – в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Эта новая стезя не столь неожиданна, как может показаться. В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Винсент Виллем ван Гог (Vincent Villem van Gogh, 1853—1890) — всемирно известный нидерландский и французский художник-постимпрессионионист. Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере», где изящество композиции диссонирует с буйством красок или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем», где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти. Не за горами и переезд в Париж и работа в центральном отделении компании «Гупиль». Однако произошло нечто неожиданное и не поддающиеся пониманию: он впал в состояние «болезненного одиночества» и отказался заниматься чем-либо.
Однако местным властям не по вкусу такие крайности и они отказывают ему в этой должности. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. В Гааге художник попытался создать семью. Что же было на самом деле, остается неизвестным. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Это в какой-то мере граничит с социальными событиями того времени. Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть и для «Итальянки» (Париж, Музей дОрсэ).
Работы, написанные после переезда Ван Гога в Овер-сюр-Уаз (провинция Иль-де-Франс) в окрестностях Парижа, свидетельствуют о том, сколь эмоционально глубоко передавал Ван Гог состояния природы. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Абсолютно не несет в себе предощущения трагедии и портрет «Доктор Гаше» (1890, Лувр). Его можно считать самоучкой, т. к.
Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу. Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами. С. Пушкина, Москва).
Поначалу близость любимого брата очень радует Тео. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре.
Приезд в Арль ускорил разрыв Винсента с импрессионизмом. Их ссоры становились все более частыми, «наэлектризованными», как описывает их Винсент. Винсент с бритвой в руках бросается на Гогена и тот вынужден бежать в гостиницу.
Полотна Бульвар Клиши и Сады Монмартра (оба – 1887, Музей Ван Гога), написанные легкими раздельными импрессионистическими мазками, насыщенными переливчатыми сочетаниями красок, передают яркие краски парижской весны. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей.
Тем не менее он продолжает заниматься живописью («Церковь в Овере», «Улица в Овере», «Дорога в Овере после дождя»). Это можно увидеть в серии натюрмортов: «Натюрморт с цветами в бронзовой вазе» (1887, Музей дОрсэ, Париж), «Натюрморт с красными гладиолусами» (1886, частное собрание).
Одно из самых трагически звучащих полотен «Прогулка заключенных» (1890, Музей изобразительных искусств им. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. С самого начала Винсент тяготел к изображению скорее правдивому, чем прекрасному, стараясь в первую очередь выразить искреннее чувство, а не просто добиться добротного исполнения.
Он находит темы для картин вокруг себя, в саду. Июль 1890 года стал датой рождени шедевра «Пшеничное поле с воронами» которое стало одной из известнейших его работ.
Творчество Винсента отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. «В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду», — так объясняет он замысел картины в одном из писем к Тео. Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен – старый анархист веселого нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», – будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной». Самоотверженность будущего художника победила возникшее не только у шахтёров, но и у членов Евангелического общества предубеждение против него. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им.
Самыми известными его произведениями считаются «Едоки картофеля», «Спальня в Арле», «Ночное кафе», знаменитый «Автопортрет», «Подсолнухи» и другие. Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. На фоне вспаханной нивы и огромного солнечного диска появился разбрасывающий семена крестьянин (Сеятель, 1888 г. ), затерялись в осеннем винограднике собирающие урожай женщины (Красный виноградник, 1888 г. ).
Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски – в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», – приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения.
К тому моменту это было для него самым серьезным произведением: против обыкновения, он сделал подготовительные рисунки крестьянских голов интерьеров, отдельных деталей, композиционные наброски и написал его Винсент в студии, а не с натуры, как он привык. Понравившаяся женщина вновь отвергла его. Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). В 1887 году, когда он уже переехал в Париж – место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был причастен к искусству, – он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал». Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру». В 1877 году Ван Гог снова живёт в Голландии и все больше находит утешение в религии. В последствие, как и любое другое искусство, творчество Ван Гога под воздействием различных направлений и художников приобретало все более оригинальный и неповторимый стиль.
Тео представляет брату Писсаро, который учит Винсента ценить свет больше, нежели форму. Ему была чужда эстетика Гогена, его художественный язык. На этом заканчивается его формальное образование. Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Затем постепенно в нем что-то меняется и его внимание обращается к живописи. Его картины, будто рисовал ребенок, не ведавший тяжб реальной жизни. В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье.
В 1888 году он переехал в Арль. С большим упорством стал осваивать всё то, что казалось ему наиболее важным и ценным. В конце концов Париж становится ему отвратителен. Винсент прилежно работал всю весну и лето и начал высылать Тое посылки со своими работами. Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца). Отдаленным эхом возвращались в его поисках идеи реалистического изобразительного искусства.
Когда Гоген приехал в Арль, Ван Гог был восхищен им. Этот год стал поворотным моментом, когда нетипичное творчество живописца было признано его коллегами, впервые был написан отзыв о «Красные виноградники в Арле» но художника совершенно не интересовало это событие. В 7 летнем возрасте его отправили для обучения в школу из которой вскоре он был отправлен домой на обучение у воспитательницы. В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве.
Вот дерево, убегающее ввысь завитками линий, нот стога, образующиеся из спиралей и трава, растущая вертикально и крыши, уходящие черепицами вверх или разлохмаченные ветки, растущие туда и сюда. Творчество Ван Гога отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. В глазах Ван Гога оно — та же жизнь, а значит, способность мыслить, чувствовать, сопереживать. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Они научили его ценить японскую гравюру и он стал ее страстным собирателем и почитателем.
Эта сторона его творчества особенно хорошо раскрывается в пейзажах и натюрмортах. Жизнь среди шахтеров пробудила в Винсенте особое дарование и он снова начал рисовать. Отдавая себе отчет в опасности своего психического расстройства, художник решает сделать все, чтобы вылечиться и 8 мая 1889 года добровольно ложится в специализированную лечебницу Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс. В работах художника этого периода проявляется заметно больше цвета, он выбирает все более яркие цвета, стараясь проникнуть в суть вещей, бытия как такового.
В эти годы он уже довольно много рисовал, но эти рисунки не выглядели настолько многообещающе, чтобы кто-то, либо сам Винсент тогда заметили какую-то гениальность или даже одарённость. В результате его попросили уехать. А начинался этот год с наилучших предзнаменований, с той первой, единственной и неожиданной продажи его картины "Красные виноградники в Арле". Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу. Брат устремляется к нему на помощь, но судьба Винсента уже предрешена: он умирает ночью 29 июля в возрасте тридцати семи лет.
Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда – безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых – первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году. Когда он вернулся в Париж его уволили. Однако событие, которого Ван Гог ждал столько лет, не принесло ему радости. Юный Ван Гог отличался от многих сверстников мирным нравом и спокойной натурой.
Они отражают его изменчивую внутреннюю жизнь, череду самопознания. Снова влюбляется. К сожалению, совместное проживание двух братьев также отразилось на их отношениях друг с другом, добавив напряженности. После переезда в Амстердам он начал учиться на священника, но вскоре бросил учебу, так как обстановка на факультете его не устраивала.
Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера.
В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей – тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс). Его нахождение вдали от дома явилось для него сильной эмоциональной травмой. За тусклые зимние месяцы 1887-88 годов в Париже Ван Гог обессилил. В позднейших письмах художник не раз упоминал о «чёрных лучах», под знаком которых прошли ранние годы его и брата, призывал избавиться от их влияния и обратить взор к «белым лучам». Жизнь шахтеров оказала на художника большое впечатление.
Дни проходили бесполезно, ему нужно было обрести цель. В Лондоне он влюбился в дочку квартирной хозяйки, но был отвергнут. В поисках мотивов Ван Гог путешествует по окрестностям Арля. Выходит из кризиса и возвращается к живописи. Винсент попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. В его картинах много пессимизма. А. С. Пушкина, Москва).
Цвет в работах Ван Гога становится ещё ярче импрессионистское мерцание уступает место практически монохромным картинам, на которых предстают то бесконечные пляжи, то широкие борозды полей — одновременно и цвет и предметная форма. Винсент знакомится с будущими друзьями. Винсент свободно говорил и писал на французском, английском, голландском и немецком.
Он выявляет характерное в человеке не только утрировкой рисунка, но и символикой красок. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника. Винсент планировал добраться до Марселя, где жил и умер художник Адольф Монтичелли, творчеством которого он был в то время увлечен, но в итоге остановил свой выбор на Арле. Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников9.
Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Частенько он заглядывает в лавку папаши Танги, парижского торговца красками, у которого всегда можно было кого-нибудь встретить. Некоторые из его родоначальников ушли (Моне умер в 1883 году), остальные избрали собственный творческий путь. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться.
Еще в январе 1874 года в своем письме Винсент перечислял Тео пятьдесят шесть любимых художников, среди которых выделялись имена Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, Жюля Бретона, Констана Труайона и Антона Мауве.
Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил. Благодаря влиянию импрессионистов живопись Ван Гога приобретает больше ярких красок. В Сен Реми, неподалеку от Арля им были созданы самые выдающиеся произведения. Он решил разделить их участь и даже стал одеваться, как они. Причина — галлюцинации и мания преследования.
Он хотел спасти эту бедную женщину и даже думал жениться на ней.
Хотя Винсент был полон стремлений стать в перспективе священником, его проповеди были довольно тусклые и безжизненные. «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров», – пишет он Тео в июле 1880 года, – «и там окажется Бог». Противоположный по смыслу синий, от голубого до почти чёрно-свинцового — цвет печали, бесконечности, тоски, отчаяния, душевной муки, фатальной неизбежности и, в конечном итоге, смерти.
Познакомившись с делами фирмы, Ван Гог должен был научиться вести переговоры с клиентами. Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше.
Любовь к прекрасному, вероятно, зародилась еще в юности, когда будущий мастер работал продавцом полотен в салонах фирмы Гупиль. Вихрящиеся очертания земли в картине «Овраг Пейруле» (1889, там же) словно готовы разрушить структуру полотна. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра».
А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет (Спальня ван Гога в Арле, 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком.
В нем появился столичный лоск. Его приводила в дикую ярость неспособность рук, таких слабых и глупых, выразить на полотне то, что было в мозгу гения. Скудная трапеза крестьян – тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В его картинах находят скрытые замыслы, а письма к брату открывают суровую правду о нелегкой жизни художника.
Однако существует версия, что брак их не состоялся из-за отца Винсента. Утверждение собственной живописной манеры и одновременно интерес к технике клуазонизма П. Гогена присущи полотну «Арльские дамы» (1888, Эрмитаж). Тяжело раскаивается в своей непокорности по отношению к отцу. Коллекционер заинтересовался в творческом восприятии Винсента обладающего «живым умом».
Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). А. С. Пушкина, Москва).
Знакомится с самыми разными художниками — Писсарро, Гогеном, Сёра, Синьяком. Снял я его за пятнадцать франков в месяц. В результате в конце марта 1876г. В Автопортрете в серой фетровой шляпе (1887, Музей Ван Гога) исполненном в темной гамме, характерной для голландского периода, Автопортрете в галстуке и сюртуке (1887, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло) и Автопортрете в голубой куртке с палитрой и мольбертом (1887, Музей Ван Гога) художник изображает себя то элегантным парижанином, то пастором, то художником. Два года проведённые в Париже, явились периодом активного поиска собственного стиля.
Ван Гог покидает Арль 8 мая. Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств.
Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». Гогену случайно удалось остановить Винсента. Годом позже Ван Гог получает должность приходского священника в шахтерской деревне. Несмотря на удачные работы, Винсент понимает, что состояние его нестабильно и, посоветовавшись с Тео, согласился на свой перевод в психиатрическую лечебницу Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс. В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. Не контролирующий своих действий Ван Гог, отрезает себе мочку уха и «дарит» ее общей знакомой – проститутке Рашель.
Над «Едоками картофеля» Винсент работал весь апрель 1885 года. Не выдержав напряжения, в 1888 г. Ван Гог покидает столицу. Ван Гог видит, что импрессионизм все меньше способствует его художественным изысканиям. В этом Тео был заинтересован не только, как заботливый брат, но и как бизнесмен.
«Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», – заявляет Винсент брату. Ван Гог, чье творчество сейчас искусствоведы называют характерным примером постимпрессионистической живописи, в свое время не получил систематического академического образования и вообще творить начал довольно поздно. На этот раз в свою кузину. Последней картиной Ван Гога стал вид пшеничного поля со стаей черных птиц над ним («Вороны над хлебным полем»), в ней он пытался выразить «грусть и крайнее одиночество». Рисунок был сделан в марте и деревья и пейзаж получились немного тусклыми после зимы. Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил.
Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, автопортреты. Подсознательное желание делать что-то подобное появилось само собой.
К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Существует некая тетрадка Бетси (1873-1874) – там рисунки, сделанные специально для маленькой девочки. Сразу после выписки из больницы он направился в Овер-сюр-Уаз. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. Среди его самых знаменитых работ «Подсолнухи», «Ирисы», «Звёздная ночь», «Пшеничное поле с воронами» мы можем увидеть весь жизненный путь и переживания Винсента Ван Гога, не покидающих его до конца дней.
Это отражает духовные искания художника, которые отличали его творчество от искусства жизнерадостных импрессионистов. Изоляция от родных оставила в его жизни глубокий отпечаток. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Они считали его ненормальным лунатиком. В конце октября (22 или 23 число) в Арль приезжает Гоген, наконец убежденный уговорами Тео, желавшего не только помочь брату, но и извлечь материальную выгоду от картин Поля, работы которого можно было конвертировать в деньги.
Он создал огромное количество набросков мужчин и женщин, несущих мешки с углем. В Автопортрете с отрезанным ухом Ван Гог как бы обретает новые силы. Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами.
Я сделал дюжину пейзажей — два откровенно зеленые, откровенно синие. В серии марин Ван Гога исполненных в Сент Мари-сюр-Мер, около Арля («Море в Сент Мари», 1888, Музей изобразительных искусств им. Он почти не играл с другими детьми.
После краткой поездки в Арль переживает в июле и августе тяжёлый кризис. Как и год назад Ван Гог изображает цветущие сады в окрестностях Арля. Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Но, несмотря на появившиеся связи, продавать свои картины Ван Гогу так и не удавалось.
И абсолютно естественно, что в этот мир природы вошла органичная для Ван Гога тема труда. Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений – от исступленного отчаяния (У врат вечности, 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов (Дорога с кипарисами и звёздами, 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости (Пейзаж в Овере после дождя, 1890). Тогда им были написаны неплохие работы: рисунок «Пейзаж с тропой и обрубленными деревьями» и картина «Тропа сквозь поле с ивами». Но краски и свет юга производят на него глубочайшее впечатление и он привязывается к этому краю, как позднее пленились им Сезанн и Ренуар. Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу — с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) — в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге.
Ван Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30. 3. 1853, Грот-Зюндерт, Голландия, – 29. 7. 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский художник. Оно стало своего рода иконой для художника до самого конца жизни. В Овере художник написал два портрета доктора Гаше.
Винсенту было 27, когда он наконец понял, что жаждет стать художником. Лишь наутро он узнал о ночной трагедии от инспектора полиции. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира.
Дома он провел пятнадцать долгих месяцев, не решаясь выбрать тот или иной жизненный путь. Одна из известных картин Ван Гога – Едоки картофеля (1885 г. ). Художник ведет полунищенское и полуголодное существование.
Два года, проведенные в Париже, эмоционально истощили Винсента. Но в творчестве Художника наступает время оптимизма. В1888 г. он переехал на юг Франиии, в местечко Арль. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. «Наши дискуссии наэлектризованы до предела», — пишет он в письме к Тео.
Все заканчивается в 1890 году, когда Ван Гог заканчивает свою жизнь самоубийством. Его необычное исполнение выделялось среди импрессионистов, с которыми он работал и стало началом зарождающегося стиля постимпрессионизма. Однажды Винсенту захотелось посетить дом любимого им французского художника Жюля Бретона и с всего 10 франками в кармане он прошел пешком все 70 километров до Коуррьерес (Франция), чтобы увидеть Бретона. Париж открыл для Ван Гога небывалые доселе возможности. Это было его первое и последнее произведение, проданное при жизни.
Тем не менее, важность пребывания Винсента в Париже очевидна. Однако связи у него остались и летом 1869 года он дал племяннику свои рекомендации и помог устроиться на работу в гаагский филиал фирмы «Гупиль».
В искусстве Ван Гога доминирует всепоглощающая потребность самовыражения. Винсент Ван Гог оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. Винсента назвали в честь его деда.
Трактованный с высоты птичьего полета, как в японских гравюрах, вид равнинного Прованса и зеленых холмов Монтмажура в пейзаже «Долина Ла Кро» (1888, Музей Ван Гога) написан энергичными пастозными движениями кисти, свидетельствующими уже об отходе от импрессионистической техники и обретении собственной живописной манеры. «Здесь я по-новому вижу мир» (Из переписки с братом Тео).
В мае брат пишет Пейрону о возможном переезде Винсента в Овер-на-Уазе в окрестностях Парижа, где его готов лечить доктор Гаше, с которым Тео недавно подружился. Работа в галерее «Гупиль» не могла не повлиять на оттачивание его вкуса, а во время пребывания в различных городах (в Гааге, Лондоне, Париже, Амстердаме) он никогда не упускал возможности походить по музеям. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Одна из известных картин этого периода Едоки картофеля. Для бескомпромиссного Ван Гога встреча с Бретоном стала очередным большим разочарованием. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку.
В это время в портретном творчестве Ван Гога преобладают автопортреты (около 23-х). Так я борюсь за жизненность и прогресс искусства». «У меня сегодня окончательно иссякли краски, холст и деньги, — жалуется он брату. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. По своей тематике ранние работы ван Гога могут быть отнесены к реализму, хотя манеру исполнения и технику назвать реалистичными можно лишь с определёнными существенными оговорками. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия.
Ван Гог посещает занятия в Академии художеств Антверпена. Для импрессионистов одним из главных объектов отображения являлся человек. Улучшение финансового положения позволило Тео спонсировать поездку Гогена в Арль. Его назвали в честь умершего брата, родившегося за год до него в тот же самый день.
Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен. Его палитра становится более прозрачной («Мост в Аньере», «Ресторан «Сирена»). Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Творил в художественном направлении постимпрессионизма.
«Я начинаю чувствовать, что я стал совсем другим, чем был в день приезда сюда: меня больше не мучат сомнения, я без колебаний берусь за работу и моя уверенность в себе все больше возрастает», — пишет он брату. Одержимый своей идеей, Ван Гог отправился с проповедями в Патюраж. Как мы правильно говорим: ищи жизнь в цвете.
Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца». Для него не было большего счастья, чем проводить время на природе в хорошую погоду. Наследие Ван Гога насчитывает около 850 полотен. «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже исчезает и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», – пишет Винсент в августе 1888 года Тео. «Никто из художников, кроме Ван Гога, не смог бы найти для этих птиц, застигнутых врасплох надвигающейся темнотой, такой особый черный цвет, одновременно «жирный» и отталкивающий», — писал об этой работе поэт Антонен Арто. «Овер очень красив.
Они есть линия, составляющаяся в рисунок. И однажды он умер от этого. Зимой 1885—86 гг.
В школе ему легко давались иностранные языки, там же он учился рисовать. Для начала стоит осветить некоторые аспекты жизни художника. Париж буквально ошеломил Винсента. Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Сначала он рисовал крестьян, подражая Милле, о котором сказал: «Он был единственным современным художником, который показал новые горизонты многим людям». Там он выстрелил себе в сердце, но пуля прошла ниже.
Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Ван Гог был умным ребенком и тянулся к знаниям. Он возглавлял художественную торговую фирму и мог бы устроить Винсента к себе на работу. В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям (Крестьянка, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло Едоки картофеля, 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам).
И 16 мая Винсент один отправляется в Париж. В концентрированной форме они выражают умение художника синтезировать натуру. А. С. Пушкина, Москва), видах Роны («Мост Ланглуа», 1888, Музей Вальраф Рихартц-Людвиг, Кельн) пространство передано по-импрессионистически фрагментарно. Энергичные мелкие пуантилистские мазки в натюрморте Фритилярии в медной вазе (1887, Музей Ван Гога) образуют подвижное цветовое марево. Винсент родился 30 марта в 1853 году при деревушке Грот-Зюнгерт (Голландия).
Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях5. Посочувствовав бедственному положению, он тут же предложил ей с детьми разделить его нищий кров.
Ван Гог окончательно для себя решил стать художником. Допускаю, что он прав. В первые дни пребывания в приюте он пишет Тео: «У меня в работе два новых сюжета, найденные здесь, в саду, — фиолетовые ирисы и куст сирени». Увидев «изнанку» Лондона, его нищету, Винсент утверждается в мысли стать «тружеником во Христе».
За свою недолгую творческую карьеру (всего 10 лет) Винсент Ван Гог написал около 2200 набросков и полноценных картин, работая в последние годы своей жизни каждый день и не покладая рук. учился живописи, копируя картины старых мастеров. Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора.
Он арендовал небольшой домик, разрисовал стены и приготовился к приему художников. Его наброски пером — какие-то пульсограммы мира, графические символы мировой жизни. На самом деле ему нравилось общество и за эти прекрасные месяцы приобрел массу друзей – как для просто компании, так и для возможности иметь выразительных позеров. Попытки самоубийства путём отравления красками. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), протестантский пастор, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Может быть».
Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира (Музей Метрополитен, Нью-Йорк Художественный институт, Чикаго галерея Тейт, Лондон). «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», – пишет Винсент. Тогда он уехал в Гаагу, где всерьез занялся живописью. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются.
Это желание вновь начать, упорядоченно и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»). В качестве мастерской Винсент снимает несколько комнат в так называемом «желтом домике», которые он намерен сделать «штаб-квартирой на все время пребывания на юге».
Эти взгляды Ван Гога мы находим в таких картинах как «Персиковое дерево в цвету» (1888, Музей Крёллер — Мюллер, Отерло) или в «Цветущий фруктовый сад» (1888, Музей Ван Гога, Амстердам) и даже в «Мосту Ланглуа в Арле» (1888, Музей Вальраф-Рихарц), где перспектива едва ощущается. Той же ночью он срезал свою мочку уха таким образом наказывая себя. Жизнь стала налаживаться и Ван Гог был даже счастлив, но его болезнь вернулась снова. Он поселился в угольном районе Боринаже среди шахтеров, жизнь которых раньше представлял с младенческой наивностью: «Спускаясь в шахту, во тьме которой им светят лишь прикрепленные к их каскам маленькие лампочки, они вверяют себя Богу, а он видит их труд и охраняет их самих их жен и детей. » В Боринаже вместо идиллии Ван Гог увидел нужду и эксплуатацию.
Из всех произведений этого периода большой интерес представляет серия из шести работ: «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор) поражают своей внутренней экспрессией и в тоже время простодушной искренностью и открытостью миру. Найдя близких по духу людей он в своем творчестве набрал колоссальных оборотов за период с 1886 по 1887 года им было написано около двухсот сорока произведений живописи среди которых широко известные «Башмаки», «Папаша Танги», «Мост через Сену». Подлинный рисунок — это моделировка цветом.
Пошатываясь, он вернулся в Желтый дом и там упал в изнеможении. В ней я устрою себе спальню На этот раз я выбрал жилье удачно. Именно с этого момента в его жизни начинается новый период.
Он работает неистово, пишет несколько холстов каждый день: пейзажи Арля («Красные виноградники в Арле», «Жатва», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари»), портреты его жителей («Колыбельная (Мадам Рулен)»), натюрморты, среди которых особенно выделяются «Подсолнухи», воспринимавшиеся им как символ солнечного, жизнерадостного Юга.
В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Им был художник изображавший семейные сцены – Жюль Бретон. Ван Гог стал последним истинно великим художником в истории, недосягаемым примером для других, самоотверженное и героическое искусство которого, словно факел, словно радуга, сияет теперь над человечеством. Главное достоинство живописи той эпохи – точность деталировки и огромное количество часов, посвященных их рисованию.
Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок. Очень скоро они расстались. Есть даже информация о том, что братья по секрету от других строили планы сделаться художниками.
Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. «В мире существует лишь один Париж, — пишет он Ливенсу в августе 1886 г., — пусть жизнь здесь трудна, пусть она будет даже еще хуже и труднее, все равно парижский воздух проясняет мозги и приносит пользу, огромную пользу» Его основные темы этого периода — натюрморты с цветами и виды Парижа (Огороды на Монмартре, «Мост через Сену»). В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»12. Он хотел открыть мастерскую для обучения будущих художников. Он лезвием отрезал мочку, завернул ее в тряпку и отнес «подарок»в бордель, где и вручил его одной из местных женщин.
Это был продуктивный, но эмоционально неблагоприятный период в жизни Ван Гога. В период между участившимися душевными кризисами, которые привели Ван Гога в больницу для душевнобольных, художник находит спасение в живописи. Оба художника творили как раз в эти последние десятилетия XIX века.
Там он пытался разработать свою собственную технику рисования. К тому же социальное искусство Милле или Бретона, с их народнической тематикой, не могло не найти в нем безоговорочного последователя. Он и стал тем великим победителем, который принёс славу фамилии Ван Гог. Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу.
В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле». В течение этого времени Ван Гог написал серию картин с изображением цветущих фруктовых садов. Вечером 23 декабря Винсент попытался убить лезвием бритвы спящего Гогена, который по невероятной случайности проснулся именно в этот момент и смог остановить его. Имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну, мать с отцом мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род. Винсент Виллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды— 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)— нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости).
«Едоки картофеля» было первым полотном его кисти ставшим значимым в его творчестве в 1885 году. 8 мая – Винсент просит поместить его в приют для душевнобольных в Сен-Реми. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции.
Как-то во время одной из «художественных» вылазок Ван Гог познакомился с Клазиной Марией Хоорник, которая была девушкой легкого поведения. Он был потрясён местной нищетой и без устали трудился во благо всех страждущих, посещал больных, читал неграмотным Писание, учил детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Вот что писала о случившемся арльская газета «Forum republican» от 30 декабря: «В прошлое воскресенье, в половине двенадцатого ночи, некий Винсент Ван Гог, художник из Голландии, явился в дом терпимости 1, спросил некую Рашель, вручил ей свое отрезанное ухо со словами «Береги его как зеницу ока» и исчез. Я утрирую светлый тон его волос до степени оранжевого цвета. Ему хотелось большего. Все в том же 1886 году закладывается, наконец, фундамент Эйфелевой башни (она будет завершена три года спустя к Всемирной выставке 1889 года), передовой постройке, возведенной целиком из железных конструкций, отражавшей значение Парижа того времени как центра технологического эксперимента. В это время он много общается, посещает с друзьями-художниками кафе «Тамбурин» — одно из самых оживленных мест Монмартра, хозяйкой которого была Агостина Сегатори.
На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Но в ещё большей мере, чем рекомендации современного голландского живописца, в формировании Ван Гога сыграло знакомство с произведениями и репродукциями Рембрандта, Делакура, Домье и Милле. О произошедшем в Арле трагическом разрыве между художниками повествует полотно «Кресло Гогена» (1888, Музей Ван Гога) и «Стул Ван Гога» (1888, Галерея Тейт, Лондон).
Он много раз рисовал Син: она позировала художнику для 60 рисунков и акварелей. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. К этому следует прибавить такое же количество рисунков, эскизов и офортов. Однако, в конце июля умирает дядя Ван Гогов, Винсент и оставляет Тео наследство.
Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны. В письмах он не перестает восхищаться этим благодатным краем. Умер он, как было сказано ранее, в бедности, не зная, что в будущем его картины будут стоить по 33 миллиона долларов («Звездная ночь»). «В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», – отметит он. А в марте он снова среди участников Салона Независимых в Париже и там Моне хвалебно отзывается о его работах.
Пытался передать интенсивный цвет, а не серую гармонию. Винсент всю жизнь будет тосковать по родному дому. Однако эти периоды творческой активности чередуются с днями и неделями депрессии и бездеятельности: «Не вижу, где найти мужество или надежду, однако нам давно известно, что в ремесле художника нет ничего веселого».
Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. «Я написал портреты всей семьи» – писал он Тео (письмо 560). Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Ван Гог пробыл там два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных.
Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении. Вот таким образом ему всегда казалось, что он заменяет кого-то другого. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. 31 декабря Йоханна родила мальчика, которого назвали Винсентом в честь дяди.
Неизвестно кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни. Одно из них – «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега. С. Пушкина). Юношу вдохновлял окружающий его мир искусства. Теперь мне хочется как-то обставить хоть одну комнату, ту, что на втором этаже.
Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (Спальня ван Гога в Арле, 1888). Он был не единственным ребенком в семье. Когда портрет был закончен, он мне сказал: «Да, это я, но только впавший в безумие». Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе. А. С. Пушкина, Москва) по гравюре Доре передает чувство безысходности, ощущаемое художником.
В декабре Отношения Ван Гога с Гогеном начали обостряться. В дополнение к этой неразберихе с именами, которая существует уже десятилетия, последние исследования свидетельствуют о том, что Винсент был влюблен вовсе не в Евгению, а в немку по имени Каролина Хаанебик. Милле изображал крестьян за работой в особой манере, которая была близка Ван Гогу. Его кузина Кея Вос стала вдовой. Несчастного срочно доставили в больницу». Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы.
В новый город он приехал с рекомендательным письмом, адресованным Полю Гаше. И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт). Увлечение рисованием помогало Винсенту спасаться от частых депрессий. В 1880-х гг. Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме 3 по улице Кавалери. Но тут уже вмешалась его семья и мысли о браке были попросту развеяны.
В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок (Мост через Сену, 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам Портрет папаши Танги, 1887, Музей Родена, Париж). Например известно, что во время ликвидации кафе «Тамбурин», где Ван Гог выставлял работы, его картины были выброшены или отданы тем, кто хотел использовать их в качестве подрамника для собственных работ.
Страдания физические словно бы сняли страдания духовные. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». В качестве аргумента он ссылается на то, что «в статье описано не то, как я работаю, а то, как я должен был бы работать». Джонс дал согласие и Винсент приступил к чтению молебнов для прихожан церкви Тернхам Грин. То, что в случае с Винсентом судьба избрала фактор неожиданности, сделав чрезвычайно знаменитым и почитаемым автора, при жизни безвестного и презираемого, начинает проявляться, как кажется, уже в событиях 1890 года, решающего для несчастного художника, в июле закончившегося для него трагически. Среди этих пейзажей – «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль.
Но она обладала сложным характером и их сожительство продлилось недолго. Менялось его творчество и по мере того, как изменялось его мировоззрение. В Овере он энергично принимается за работу. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Он, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Согласно Ван Гогу (как и увлекавшей его японской миниатюре, где цвет более важен, чем перспектива), «современное изобразительное искусство стремится в сторону утончения – оно будет скорее музыкой, нежели гравюрой.
Неоднократно он копировал гравюры из своей коллекции масляными красками. Винсент Ван Гог родился в 1853 году в Голландии. «Я уеду куда-нибудь на юг, чтобы не видеть всего этого скопления художников, которые как люди внушают мне отвращение», — пишет он. Благодаря брату он знакомится с некоторыми ее самыми знаменитыми представителями: Клодом Моне, Камилем Писсарро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Альфредом Сислеем, Пьером-Огюстом Ренуаром, начинающими Полем Синьяком (с ним он будет вместе писать на пленэре) и Жоржем Сера.