Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни. Творчество Питера Брейгеля Старшего — наивысшее выражение нидерландского Ренессанса. Творчество Питера Брейгеля Старшего большей мерой было посвящено изображениям природы, селу и его жителям, библейским персонажам. Но только Питер Брейгель Старший явился самым известным и своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство.
Тематику жанровой картины 16 века расширил в своём творчестве Питер Брейгель Старший, прозванный Мужицким Брейгелем. Эта мысль, что главным предназначением человека является труд, что только своим трудом человек может добиться единения с природой, пройдет через все творчество Брейгеля. Главным в творчестве Питера Брейгеля (Старшего) является размышление о человеческих пороках, бренности, глупости или приземлённости человеческой жизни.
С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Понимаете ли вы, что валитесь в бездну, увлекаемые слепым поводырем.
Проста картина Брейгеля, но в этой простоте очевидности присутствует нечто такое, что никак не могут постичь своими изощренными умами зрячие слепцы. Продолжается строительство.
Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Общество потребления. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучистому солнцу. Мир представлялся ими как, огромные театральные подмостки. Выходит, не ради небесных, а для земных целей затеяна грандиозная стройка.
Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). В картинах «Фламандские пословицы» (1559, Государственный музей, Берлин), «Битва Масленицы и Поста» (1559) и «Детские игры» (1560, обе – Художественно-исторический музей, Вена) фольклорные сюжеты даны в излюбленном мастером панорамном охвате, дающем возможность наблюдать необычайное разнообразие бытовых сцен. Одна из последних картин Брейгеля – «Слепые» раскрывает смысл евангельской притчи о слепых, ведомых слепым поводырем. И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник.
Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Св.
Переход к изображению народной жизни начался у Брейгеля с картины «Бой Масленицы с Постом» (1559). В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. 1525—1569). Эти выступления местным властям удалось подавить.
Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) – великий художник прошлого из Нидерландов.
Нидерландские пословицы. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же, как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. Две другие— «Жатва. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает.
Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.
Гигантская конструкция воздвигается на скале, продолжая и преображая творение природы. Отчаяние и пессимизм охватывают Брейгеля.
Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. В работах конца 50-х годов XVI века художник исследует место человека в мире.
В этом отношении он резко отличался от других своих выдающихся современников. Не так ли представляют многие вожделенное будущее или райское ничегонеделание (пусть иносказательно). Музей в Далеме, Берлин), Война поста с масленицей (1559) и Игры детей (1560 – обе находятся в Музее истории искусств в Вене) фантазия Брейгеля направлена на то, чтобы с максимальной полнотой передать праздничные обычаи горожан, мудрость народных изречений, многообразие забав и развлечений детей.
Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Во многих картинах Брейгеля косвенно запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Ибо вещи, явления в «Охотниках на снегу» обрели утерянный ими первоначальный и добрый смысл: греет, но не сжигает огонь легко парят птицы — не воронье каркает над пепелищем даль не пугает, а привлекает открытостью — земля не юдоль печали, а обжитой дом людей. Язык символов у П. Брейгеля Старшего восходит к истокам символики Босха, а еще раньше был известен по народным пословицам и поговоркам. Полная противоположность этим картинам – Крестьянский танец (1568, Вена, Музей истории искусств).
Как часто бывает, сначала он подмечал в людях прежде всего пороки. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Картина "Обращение Савла" (1567 г. ) посвящена политическим событиям в Нидерландах.
Второй этап творчества Брейгеля — живописный (1559—69) — «брюссельский» (с 1563 и до конца жизни художник жил и работал в Брюсселе). В картине «Охотники на снегу» или «Декабрь» метко схвачены главные черты зимнего снежного пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-сероватым небом, с тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, с далеким пространством заснеженных полей и гор и теплом, веющим от жилища людей. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием Месяцы или Времена года (скорее всего, часть более обширного цикла всех месяцев года): Охотники на снегу (Январь), Хмурый день (Февраль), Возвращение стад (Ноябрь) (все -- Музей истории искусств, Вена), Сенокос (Июль) и Жатва (Август). Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот. Только тревога, сухая насмешка.
Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой. И, наконец, «Охотники на снегу» – спокойный заснеженный простор, маленький городок, оживленные фигурки конькобежцев на застывших прудах, тихая жизнь, согретая теплом человеческого уюта. Уже в этот период определилась творческая индивидуальность Брейгеля. В начале 1560-х годов народ Нидерландов терпит поражение. В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме.
Он одним из первых показал на своих полотнах жизнь простых людей и за это стал именоваться «мужицким» художником. Вообще в его творчестве всегда чувствовалось тяготение к простому народу. Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Площадь заполнена народом, который постоянно двигается. Во «Фламандских пословицах» Брейгель Старший изображает множество юмористических сцен, в которых высмеиваются людские пороки. В своём творчестве отразил с наибольшей силой и глубиной жизнь и настроения народных масс в эпоху наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». По левую сторону от Мадонны Валтасар. Только Безумная Грета, видит неизбежность катастрофы.
Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет). Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. О тщете человеческих усилий подняться в небесные выси. Знаменитого нидерландского живописца и гравера Питера Брейгеля Старшего называли еще «Мужицким».
Человечество охвачено безумием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников -- Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Образ на все времена. Перед зрителем находится пейзаж, как бы рассматриваемый человеком «ротационно», то есть в определенной точке пространства при вращении вокруг собственной оси.
«Крестьянский танец» (1568, Художественно-исторический музей, Вена) пронизан вихревым движением исступлённо-самозабвенной пляски бурной динамике танца противостоит тихий покой уходящей вдаль деревенской улочки. Брейгель Старший выражает в этой картине беспокойство за жизнь и судьбу этих детей. «Жатва» – словно потемневшая от зноя, с плотной, опаленной жаром рожью и затянутыми густым маревом далями, спокойно плодоносящая земля. Но не будем торопиться.
В картине «Битва Поста и Масленицы» (рисунок 3. 3) Брейгель Старший изображает праздничное гулянье. Впрочем, нидерландские мастера издавна владели этим секретом. Он чувствовал, что должен дать зрителю возможность увидеть красоту мира и его гармонию. Мы знаем, что этот шар обозначает мир.
В начале 60-х годов XVI столетия происходят перемены в личной жизни Брейгеля. н. мастерские гравюры, 1513-14). В серии картин Месяцы (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян.
Сюжеты реальной жизни сатирического содержания претворяются у него в богатое красочное зрелище. В небольшой алтарной картине «Поклонение св. Все это ощущается в картине одновременно, сразу. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец – оба в Музее истории искусств, Вена).
Отчасти так проявлялся возврат к идеалам античности с ее культом героев.
Некоторые приемы босховской живописи -- большой размер холста и мелкий -- фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля (Нидерландские пословицы, Игры детей, Безумная Грета, Битва Поста и Масленицы), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Им впоследствии было суждено продолжить художническую династию Брейгелей.
Снег чуть золотист, строгие очертания сизо-голубых речек и прудов уверенно ведут вдаль. Она возвеличивает царя и тем самым унижает тех, кто трудится. Уверенный шаг охотников к долине объединяет первый план с простором огромного пейзажа.
В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора. Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы.
Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками. На переднем плане – недоеденное яйцо на тонких ножках, с торчащей изнутри ложкой. Единая «мелодия» линий и форм повторяется всюду, варьируется на разные лады, заставляя ощущать дальние горы и бег щенка, поступь охотников и лет птицы как части одного целого и неделимого мира – огромного, но нечужого, пусть незнакомого, но не внушающего тревоги. Без жизни людей нельзя понять жизни природы. Главная тема работ Брейгеля — изображение нидерландских крестьян и городских ремесленников.
Например, в большом пейзаже «Сеятель» фигурка крестьянина уже является для художника как бы непременной частью мира. Теперь он стремится запечатлеть события уже в их конкретной форме. Величественная, погруженная в мрачное размышление крылатая Меланхолия, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели в людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала, «божественной одержимости» гения).
Современники его считали «немым». Широко образованный, хорошо знакомый также и с итальянской живописью, он за любовь к народной тематике был прозван «Мужицким». Адские видения открываются зрителю и в картине Безумная Грета (1562.
Показательно, что художник обращается на этот раз не к городской, а к сельской жизни, быту и трудам крестьян, теснее всего зависимых от годового природного цикла. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Как отголосок этих бедствий воспринимается картина Брейгеля "Избиение младенцев в Вифлееме", созданная в 1566 г. (Согласно Евангелиям, царь Иудеи Ирод, узнав о рождении Христа в Вифлееме, повелел умертвить всех младенцев в этом городе. ) На картине изображено нидерландское селение, в которое пришли враги. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Их алые одеяния ярко пестрят среди тёмных фигур горожан. Поле зрения художника заметно сузилось. Все это рано или поздно исчезнет.
Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Кстати, к этому же времени относится миниатюра «Две мартышки». Но художник ощущал, вероятно, что не может искусство жить лишь отрицанием, горечью, болью. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Живопись 1494-1514. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего.
Башня была гигантским олицетворением тщеты. О том, что надо упорно выполнять свою земную работу, а не витать мыслею в облаках. Охваченные неудержимым весельем, люди находятся в непрерывном движении, но за праздничной пестротой чувствуется мудрая философская ирония художника.
Но в какой именно день происходит действие. Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские просторы, горные потоки, он достигает впечатления космической грандиозности, демонстрируя огромную протяженность пространства, ландшафтного величия окружающего мироздания. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Судя по одежде, это богатый человек, возле закрытая книга, под головой лист бумаги. В картинах Битва поста и масленицы (ок. Он смастерил себе и своему сыну Икару крылья, с помощью которых они словно птицы, полетели с острова прочь. В этом же цикле он начал изображать крестьян их работу, заботы, отдых.
Получается своеобразная «перспективная» не концентрированность, размытость. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. Рано или поздно нехитрые эти истины открываются не просто уму, но сердцу художника. Известный рисунок Брейгеля Художник и знаток (Альбертина, Вена), где за спиной работающего живописца, усталого и угрюмого изображен улыбающийся, самодовольный ценитель, сжимающий в руке кошелек, дает об этом представление.
И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли.
Крестьяне изображены крупным планом. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы.
Музей истории искусств, Вена) лишь само название напоминает о библейском сюжете. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. Следующее произведение – "Сенокос" (май и июнь, 1565г., рисунок 2. 2).
Отмеченное исключительной широтой и глубиной охвата жизненных явлений, ярко реалистическое и демократичное творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и заложило основы развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в. Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Точная дата и место рождения Питера Брейгеля остаются неизвестными, хотя принято считать, что родился он около 1525 года в деревушке Брейгель, близ Бреды в Брабанте. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств).
В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. В двух картинах -Избиение младенцев (ок.
Затем молодой художник совершил путешествие в Италию. Художник выбирает высокую точку зрения, дальний план завершает цепью гор. Одно из самых ранних его полотен -Падение Икара (ок.
Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». В знаменитом пейзаже Охотники на снегу (приложение 8) (Музей истории искусств, Вена) художник как бы обозревает панораму местности глазами охотников идущих по заснеженной вершине холма. «Охотники на снегу» (нидерл. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция).
В легкой, едва заметной мимике, очертаниях полуоткрытых или чуть изогнутых в улыбке губ, взгляде широко раскрытых глаз, движении нахмуренных бровей, энергичном рисунке скул проступает отблеск напряженной духовной жизни. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», уголь, «Лука Лейденский», серебряный карандаш «Агнес Дюрер», металлический карандаш).
Питер Брейгель очень высоко ценил картину «Сорока на виселице» и завещал ее своей жене Мейкен Кук. Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимают гравюры «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513), «Св. Вскоре по возвращении в Антверпен Брейгель создаёт картину "Падение Икара". картина Безумная Грета, 1562.
Здесь множество детей играющих в разнообразные игры: они пускают волчки, гоняют обруч играют в чехарду, катаются на бочке, стоят на голове. Если прольешь кашу, то ложкой в чан ее уже не собрать а попытка раскрыть рот шире, чем печная дверца, означает явную переоценкусвоих способностей. Судя по всему, он был широко образованным человеком (этого требовала эпоха Возрождения). В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Облака скрывают ее вершину.
Индивидуальные образы обобщены до типических. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Внешние формы зла обретают формы неприкрытого цинизма. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). Во «Временах года» эта множественность воспринимается не как ряд отдельных мизансцен, а как многообразие единого, «космического» зрелища. Исход боя, пожалуй, очевиден и дети смеются над Постом. Некоторые предполагают, что всего их было двенадцать (по числу месяцев в году).
Тревога звучит под сурдинку, как «memento mori» древних, но и о ней, оказывается, – а это редкость у Брейгеля – можно забыть. Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля Большие рыбы поедают малых была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги. Осень», «Охотники на снегу.
В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Супруги обосновались в Брюсселе. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. 1480-1550). Он создает картины «Фламандские пословицы» (1559г., рисунок 3. 1), «Детские забавы»» (1560г., рисунок 3. 2).
Замечательны поздние картины Брейгеля – на дереве и на холсте: «Деревенская свадьба» и «Деревенский танец». Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов, влекущих толпы людей — кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих — к огромному распахнутому гробу. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок.
Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Первая значительная работа Дюрера — серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию.
Все полотна имеют почти одинаковые размеры (1, 5м в длину) и написаны на дереве масляными красками, как и большинство других работ Брейгеля Старшего. Брейгель Питер (точнее, Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (р. Позади, внизу, остались гладь озера и закатное небо.
К сожалению, эта картина не сохранилась. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. В картине «Охотники на снегу» Брейгель Старший использовал приёмы, которые ввёл в пейзаж Иоахим Патинир – нидерландский художник эпохи Возрождения (1475-1524). Во льду, точно приникая к заснеженной земле, отражается небо. В картине Избиение младенцев (1566.
Вот как описал их Р. Климов: «Тёмный день» – бушуют разлившиеся воды, клоками несутся рваные, набухшие водой тучи и медленно разгораются красно- коричневые, влажные тона земли и оживают мокрые, голые ветви и все напоено порывами весеннего сырого ветра. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы.
Где же Икар и при чем здесь его падение. В ранних рисунках и акварелях он изображал грандиозные панорамы Альп, Тироля. Весна». «Жатве», как считается, соответствует август.
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Ровное, ясное настроение, стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 в. — начала 2-го десятилетия 16 в. таковы небольшой алтарь «Рождество» («Алтарь Паумгартнеров, «Поклонение волхвов», где Дюрер объединяет группу, состоящую из Мадонны и трех волхвов, спокойным круговым ритмом, плавностью силуэтов, подчеркнутой мотивом арки, многократно повторяющимся в архитектурной декорации. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни стала картина «Падение Икара» (1555—1558 гг. ). Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Картины на темы фламандского фольклора.
У Брейгеля были и иные картины, где, казалось бы, ничего мрачного не происходило. Среди самых ранних картин – «Падение Икара» (1555-58, Королевский музей изящных искусств, Брюссель): землепашец и пастух, занятые своим трудом, не замечают трагедию античного героя равнодушна к его смерти и прекрасная природа, в изображении которой заметны традиции первого нидерландского пейзажиста – И. Патинира. Его манера изображать все с высокой точки зрения точки скалы, море, долины, горные потоки, оставляет впечатление космической грандиозности, охват огромной протяженности пространства, показывает величие окружающего мира. Что все это означает. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню.
И тогда легче и глубже дышится иной мерой измеряет мастер горести и радости бытия. около 1525-30 – ум. у Брейгеля жизнь природы выступает в многообразии проявлений. Проще узнать руку Брейгеля, нежели объяснить, как узнают ее.
В 1565 году были написаны его знаменитые "Времена года".
Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Жизнь в Нидерландах с приходом герцога Альбы не прекратилась. Крестьянская тема.
Тот же принцип в основе картины «Игры детей» (в незаконченной серии «Четыре возраста человека»): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы — своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Питер Брейгель по праву считается основоположником бытового крестьянского жанра. В 1520-е гг. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Зима» (все – Художественно-исторический музей, Вена) и «Жатва. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).
Художник женился, у него был годовалый сын. Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных.
В картине «Сорока на виселице» сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. По стране прокатывается волна кровавого террора, чинимого испанской инквизицией. Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки.
Затем в 1565 году была серия пейзажей изображающей сезонные работы крестьян – «Времена года», выполненная по заказу Николаса Ионгелинка, видного антверпенского коллекционера произведений искусств. Это были своего рода зашифрованные послания. Противоречие между жизнью природы и человеком, наметившееся в Крестьянском танце, получает трагическое завершение в картине Слепые (1568, Неаполь, Нац. Выполненные Брейгелем пейзажи с бескрайними просторами равнин, речных долин, холмов и перелесков, в которых природа изображается в органичной связи с жизнью населяющих её трудовых людей исполнены смелых реалистичных наблюдений, тонко передают пространство и изменчивость световоздушной среды, воссоздают состояние жизни природы в различное время дня и года. Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти.
Икар упал в море и погиб. В произведениях, выполненных около 1557 года, роль человека несколько возрастает. Что хотел сказать художник. Об этом можно только догадываться. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. И последняя картина «Сорока на виселице» (1568г., рисунок 3. 7) также показывает танец крестьян, который вылился за околицу, где стоит уродливая виселица, а вдалеке приспособление для колесования, но это похоже никого не смущает.
Ван Мандер в своей книге утверждает, что художник был учеником у известного живописца и издателя Питера Кука ван Альста (1502— 1550) и что между ними сложились прекрасные отношения. Брейгель часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок (Детские игры, 1560, Музей истории искусств, Вена), народные пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких раздумий о судьбах своей страны и народа. Несмотря на то, что отдельные детали еще условны (горы вдали навеяны альпийскими впечатлениями), эта картина, как и вся серия в целом, передает специфический облик и красоту именно нидерландского ландшафта. Образ сурового немолодого воина, движущегося к неведомой цели на фоне дикого скалистого пейзажа, невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола, навеян, по-видимому, трактатом Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина».
Все это уменьшается к горизонту, но не кончается, тянется в бесконечность. Или о крахе героической личности индивидуализма. «Крестьянский танец» – одна из первых картин Брейгеля чисто бытового жанра.
По сделанным им рисункам (некоторые выполнены уже по возвращении в Антверпен) становится ясно, что альпийские панорамы, поразившие некогда Альтдофера, Кранаха, Дюрера и др., затмили впечатления художника от Италии и Рима. На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. А цвет — он звучит здесь с непривычной строгой умиротворенностью. Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами. Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Искусство того времени обычно представляло крестьян обжорами, тупицами и пьяницами, склонными к насилию.
В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. Лето (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Осень, Охотники на снегу.
И перед «Сумрачным днем» о ней забываешь, погружаясь в созерцание домов, деревьев, тяжелой, влажной, будто дышащей земли. Локальное зло приобретает глобальный характер. По всему пути шествия разъезжают конные стражники. Около 1552 отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию. Люди органически слиты с природой, они полны энергии и активности.
Тот, кто вел их, рухнул в обрыв и увлек за собой других. Земля доверчиво и дружелюбно открывается взгляду. Особое место в творчестве- Брейгеля, да и пожалуй всего Возрождения, занимает цикл пейзажей «Времена года» из четырех полотен.
Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. На почётном месте восседает невеста — румяная деревенская красавица. А эта лампа погасла. К концу жизни Брейгеля Старшего в его картинах все больше на первый план выступают крупные фигуры крестьян, показывается их сила, увлеченность танцем «Свадебный танец» (1566г., рисунок 3. 5), «Крестьянский танец» (1568г., рисунок 3. 6), народ веселится, несмотря на тяжелую обстановку в стране с множественными запретами.
Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго.
Надо сказать, что в его семье было немало известных и просто хороших художников, как, например, Питер Брейгель Младший – сын или Ян Брейгель Старший, но именно он явился самым известным, который своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство. На руках у вдовы остались двое малолетних сыновей, Питер и Ян. Осень», «Охотники на снегу. Перед «Охотниками на снегу» можно поверить, что великий мастер хоть ненадолго отошел от мучительной веры в несправедливость жизни, от мысли о невнятности ее путей или скорее, как думали в ту пору, рока. Некоторые приемы босховской живописи — большой размер холста и мелкий — фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля («Нидерландские пословицы», «Игры детей», «Безумная Грета», «Битва Поста и Масленицы»), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора.
Вот создается удивительный узор темных силуэтов людей и собак на фоне снега. Они сидят на туго связанных снопах. Лето» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). А вот его полотно «В стране лентяев»: сверхупитанные мужчины, спящие в свободных позах, как сморил их сон. И тут же мы вновь видим вечную прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью. Картина «Сорока на виселице»— последняя картина Питера Брейгеля. Так как картина является одним из звеньев центрического цикла, то любая замкнутая центричность в композиции отдельной картины, сделала бы ее самостоятельной «сценой-коробкой», отчужденной в своей замкнутости от следующего звена.
Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Махнул Икар руками, но нет на них больше крыльев. Создаются видения, своей зловещей фантасмагорией превосходящие Иеронима Босха. В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) (Крестьянский танец, Крестьянская свадьба -- обе в Музее истории искусств, Вена).
Только в природе, что виднелась в глубине его картин, оставались крупицы гармонии и покоя.
Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами — первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства. Ничего подобного искусство еще не знало. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян.
Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе — большом диптихе «Четыре апостола», написанном для нюрнбергской ратуши. Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Каждая из картин — монументальный символ поэтических представлений о временах года как о вечной череде картин мироздания. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке.
Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. В произведениях середины 1560-х Брейгель предстает уже абсолютно иным мастером. В центре внимания — пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж. портрет становится ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени — Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526) и в живописи («Портрет молодого человека», «Мужской портрет», «Иероним Хольцшуэр). Достоверно известна только дата принятия в гильдию живописцев в Антверпене – 1551 год. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности.
Одно уже это придает многим его полотнам непреходящую ценность. Самые ранние картины исполнены в конце 1550-х — 1560-м. Брейгель — яркий, своеобразный художник. И можно не думать о виселицах, глядя на «Возвращение стад», а наслаждаться суровой гармонией звучных темно-золотых, ржаво-коричневых тонов, ощущать угловатую грацию тяжелой поступи стада, прозрачно-льдистый воздух поздней осени.
Одним из первых стал изображать человеческий труд. Весна», «Возвращение стад. "Малая" Вавилонская башня, Питер Брейгель СтаршийГигантское строение было запечатлено дважды. В картине «Охотники на снегу» поражаешься глубиной пространства, которое, как кажется, создается за счет использования линейной перспективы. Картины Брейгеля Старшего – это «эзопов язык» в живописи.
Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. 1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. Иероним в келье» (1514), «Меланхолия» (1514), образующие своеобразный триптих.
Калейдоскопичность ранних картин исчезает. Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), горьких иносказаниях (Сорока на виселице, 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в полных глубокого трагизма символически обобщённых образах (Слепые, 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Детство и юность Брейгеля покрыты мраком неизвестности.
Лето» и «Сумрачный день. Отсюда – еще одна примета произведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся в современном искусстве: совмещение временных и пространственных пластов. Творческая зрелость. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Вселенная не имеет центра и не имеет границ. Только в конце его творчества стали появляться картины, в которых основное внимание приковано к личностям людей. Известен также как Брейгель Мужицкий. На улочках фламандского городка идет гулянье и течет будничная жизнь. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Противопоставляются возвышенное и обыденное. По левую сторону от Мадонны Валтасар.
В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность. «Возвращение стад. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559).
Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Она представлена здесь в своих самых существенных, самых сокровенных и вместе с тем самых близких и дорогих человеку проявлениях. Перед Марией – трое волхвов.
Простые радости сельских жителей показаны с улыбкой и снисходительной вроде бы иронией, как бы взглядом участника, такого же крестьянина (этим вполне оправдывается прозвище Брейгеля «Мужицкий»). 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. Работал в Антверпене (член гильдии живописцев Святого Луки, с 1551) и Брюсселе (с 1563). Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»). Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх.
Питер Брейгель Младший – нидерландский (фламандский) художник. Среди заказчиков Брейгеля были такие крупные личности, как кардинал Антуан Перрено де Гранвела, возглавлявший Государственный совет Нидерландов и банкир Николас Ионгелинк, заказавший писцу его знаменитую серию «Месяцы» («Времена года»). Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Эта картина у современников Брейгеля имела второе название — «Пляска под виселицей».
Испанский период. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Картина с изображением нидерландских пословиц — «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», — включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы.
Его картины – это правда и вымысел. В картине Охотники на снегу (или Декабрь, Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. Это картина Голова крестьянки 1564 года.
Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) – постоянно движущаяся народная масса.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Картина захватывает буйным весельем, безудержной пляской. И они не случайны. Картина «Слепые» (1568, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь) – философская притча, полная горечи и пессимизма, несомненно, навеянная драматическими событиями из истории Нидерландов. Творчество Брейгеля Старшего сочетает в себе элементы реальности и фантастики. Но там не небо, а круглый стол с остатками еды.
А вокруг на равнине – скопище невысоких построек, деревенских избушек (не древний Вавилон, конечно, а средневековый городок). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля.
Из 45 картин, оставленных мастером 30 – сцены из крестьянской жизни. В Триумфе смерти (ок. Приговоры выносились незамедлительно. К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. Огромная башня занимает большую часть площади картины.
Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых». К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере (фигуры были написаны Мартеном де Восом). Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. Пейзажи. Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармоничного красочного единства.
И это делается осознанно. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода («Проповедь Иоанна Крестителя» «Избиение младенцев» «Обращение Савла» «Перепись в Вифлееме», 1566, «Несение креста») с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Вашему вниманию представлена картина Брейгеля, которая называется «Обращение Савла». Однако художник, помимо этого, создал ряд «босхианских» работ («Безумная Марта», «Свержение падших ангелов»). Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего.
В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т. Человечество перед лицом Смерти предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру.
Затем "Жатва" (июль и август, 1565г., рисунок 2. 1), "Возвращение стада" (сентябрь и октябрь, 1565г., рисунок 2. 3), "Охотники на снегу" (ноябрь и декабрь, 1565г., рисунок 2. 5). В картинах Брейгеля человек представлен в природном окружении не одним лишь своим присутствием, но связан с ним деятельным единством своих трудов и дней, единством судьбы -- жизни и смерти. Весна». В «Безумной Грете» старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть — преисподнюю лишь бы насытить свою жадность — олицетворение алчности и порока. Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни.
Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. совершил путешествие в Италию. Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Отсюда эпическая широта повествования. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Последний период жизни Брейгеля совпал с бурными потрясениями в жизни Нидерландов.
Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Брейгель в своем творчестве обращался и к народному фольклору играм изображению празднования праздников: «Фламандские пословицы», «Детские забавы», «Битва Масленицы и Поста». Нижние этажи заселены: в арках и окнах видны многочисленные человеческие фигурки, кое-где сушится белье. Рядом с мужчиной – женщина с фонарем. Уже в ранних, выполненных с натуры акварелях и рисунках (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Альп, Тироля, виды родной страны, Брейгель Старший проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея).
Современники не сумели по достоинству оценить талант художника, он опередил свое время. А на площади начинается соперничество.
Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В поздних произведениях Брейгеля исчезает многоцветность, число фигур сокращается обобщенные силуэтные изображения людей гибко и естественно вписываются в ландшафт исполненный строгой гармонии и выдержанный в землистых, серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенках, тяготеющих к тональному единству (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Его картины — это правда и вымысел.
Перед художником открылись новые возможности, так как в столице жили богатые вельможи и коронованные особы, которые могли стать его покровителями. В Нидерландах впервые появился художественный рынок.
Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. Может быть, вот таким образом при жизни его считали «немым». Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и Брюсселе (с 1563).
На картине мы видим, как только ноги бедного Икара тонут в море. В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. 900 рисунков). Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. Две другие— «Жатва.
Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок. Здесь показаны разные слои населения: нищие, монахи, торговки, гуляки, ряженые.
Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). В этой картине действие также происходит в городе. И хотя силы зла не дают забыть о себе, не они царят в этих картинах. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Весна, Возвращение стад. Так, в «Несении креста» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории.
Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Может быть, вот таким образом при жизни его считали немым. «Месяцы» были созданы по заказу антверпенского богача Николоса Ионгелинка, видного коллекционера произведений искусства. Таков мир в знаменитейших картинах Брейгеля, написанных незадолго до «Времен года», — в «Триумфе смерти», «Безумной Грете», да и во многих других его произведениях.
В 1563 году художник переезжает в Брюссель, где остается до конца жизни. Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. Лето» и «Сумрачный день. Возможно именно так и было на самом деле. Это родная природа, увиденная не только глазами, но и духовным зрением тех, кто изображен вблизи (озябшие охотники, спешащие в свои теплые жилища усталые пастухи, что гонят стадо к дому косцы возле тучных хлебов и т. д. ).
Интересна его большая картина «Строительство Вавилонской башни». Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Царство сытости и полной бессмысленности бытия. «Возвращение стад.
Брейгель Старший, при показе этого огромного театрального «действа» использовал реальные сценические композиции народных площадных представлений. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Этот период был временем высочайшего расцвета творчества художника. В статье приведены 4 репродукции с его картин: «Художник и знаток» (возможно, она передаёт портретные черты автора), «Вавилонская башня», «Крестьянская свадьба» и «Возвращение охотников». На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Он проявил себя как новатор в пейзажной живописи.
Картина с изображением нидерландских пословиц -- энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком, -- включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. До 1576 г. годовой цикл в Нидерландах начинался с Пасхи. Здесь все как бы преувеличилось, возросло, обрело больший размах и значительность. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. Его источник – эгоистическое сознание или безумие. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами.
После средневекового коллективизма наступило время «самодостаточных» личностей индивидуумов. В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации. Как и многие передовые люди своего времени, он был недоволен царящим в стране произволом властей и церкви, но молчал, так как каждый осмелившийся поднять голос рисковал оказаться на костре. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Большое влияние на Брейгеля оказало творчество Босха. Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии.
Художник изобразил полдень. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. В конце 1551 года он стал членом профессионального объединения художников — Гильдии св.
Застывая в одной отдельной фигуре, оно как бы продолжается во времени в следующих. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек. 1569), нидерландский художник и рисовальщик. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ или Мужицкий (Breugel Bruegel de Oude, Boere Brueghel), Питер (собственно Пер ден Дрол, Peer den Drol) (между 1525 и 1530, деревня Брейгель, близ Бреды – 5. 9. 1569, Брюссель), нидерландский художник и рисовальщик.
В 1565 году Брейгель выполнил серию картин Времена года (их было, по-видимому, двенадцать или шесть, но сохранилась лишь часть). Это — Фламандские пословицы (1559, Берлин, Гос. Слева направо, наискось движется вереница прилично одетых людей с пустыми глазницами. Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе.
Осень», «Охотники на снегу. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. Вот крестьяне играют свадьбу.
Весь цикл распался бы на отдельные элементы (сцены-коробки), возможно связанные умозрительно, но не пространственно. В «Детских забавах» Брейгель Старший показывает улицу, уходящую в никуда, которая заполнена играющими детьми, здесь не увидишь улыбок, так свойственных детям. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Троице». А вдали на тоненькой ветке вместо птички какой-то человечек.
В следующем году он уже в Риме, где знакомится со знаменитым итальянским миниатюристом Джулиано Кловио (будущим покровителем Эль Греко). Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке.
Его прах обрёл вечный покой в церкви Богородицы в Брюсселе. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара. Брейгель рисует один из характерных эпизодов революции – разгром карателями мирной нидерландской деревни, убийство крестьян и их детей. Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. В 1566 году нидерландские протестанты — а именно кальвинисты — громили католические храмы, кольями и топорами скидывали с пьедесталов скульптуры святых, разрывали в клочья алтарные картины. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре.
В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. В Триумфе смерти (Прадо, Мадрид) он рисует жуткую картину массовой гибели людей. Охотники несут острые пики и ягдташи. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица.
Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). Волновавший художника вопрос о месте человека в мире получил в цикле «Времена года» свое разрешение. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр).
На самом же деле здесь единая точка зрения заменена множественностью точек зрения. Тогда было разорено несколько тысяч храмов. Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные, спотыкаясь, неудержимо следуют за ним судорожны их беспомощные жесты, в оцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать разрушительных страстей и пороков, превращающая их в мертвенные маски. Весна». Искусство стало его работой. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в Притче о слепых (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко.
Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Вот крестьянин прилежно выводит борозду на своём поле стоит, рассеянно опираясь на посох, пастух деловито закидывает удочку рыболов. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Ад начинается в человеческом сердце. Произведения Брейгеля пользовались большой популярностью в различных кругах общества, в том числе и у знати (даже Филипп II имел его картины).
В 1551—1553 гг. Основоположник искусства немецкого Возрождения. «Праздник четок» (точнее — «Праздник венков из роз») — одна из самых больших (161, 5х192 см) и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера она наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции. Люди казались жертвами собственных пороков и суетных страстей. Тот же принцип в основе картины Игры детей (приложение 6) (в незаконченной серии Четыре возраста человека): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы -- своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы (Сумрачный день, Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня (Жатва, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. «Возвращение стад. Особенно ярко эти особенности проявились в картине «Охотники на снегу» – это получился шедевр, на который хочется смотреть бесконечно, он оставляет впечатление чистоты и покоя.
За спиной у одного из них – убитая лиса. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. В картинах Фламандские пословицы (1559. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. Кроме Питера Брейгеля Старшего на небосклоне голландской живописи есть еще Питер Брейгель Младший — это один из двух его сыновей, второго сына звали Ян Брейгель и он тоже был художником.
В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. Если в ранних работах Питера Брейгеля Старшего пейзажные фоны, вечные в своей незыблемости, противостояли людям, то здесь художник, в противовес космической необъятности мира изображает шумную, бурлящую стихию человеческого общества. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием «Месяцы» или «Времена года» (скорее всего, часть более обширного цикла всех месяцев года): «Охотники на снегу» (Январь), «Хмурый день» (Февраль), «Возвращение стад» (Ноябрь), «Сенокос» (Июль) и «Жатва» (Август). Ветер разносит в стороны перья его распавшихся крыльев. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Питер Брейгель умеет показывать зрителю самые простые вещи как чудо.
Зима» и Сенокос— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Начинал творчество как рисовальщик с 1551 года выполнил для антверпенского издателя И. Кока свыше 135 рисунков, переведённых в гравюру различными мастерами и имевших грандиозный успех: величавые панорамы альпийских пейзажей, открывающиеся с высоты птичьего полёта (в 1552-53 годах Брейгель Старший совершил поездку в Рим через Францию, во время которой исполнял рисунки) и аллегорические композиции с многочисленными мелкими фигурками, напоминающими монструозные образы И. Босха (серии «Семь смертных грехов», 1558 «Семь добродетелей», 1559-60 «Морские корабли», 1564-65 и др. ). Показав людям ужасающие трагедии современной жизни («Триумф смерти» и «Безумная Грета»), Брейгель Старший обратился к иной теме.
Обычная жизнь течет как всегда. Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти. На ней изображён вооружённый отряд, взбирающийся по крутой горной тропе. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. В Безумной Грете (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х гг. ).
Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. Но достоверные сведения есть лишь о шести картинах.
Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Обращение Савла Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. В написанном около 1562 Триумфе Смерти (приложение 7) Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий панегирик Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте -- такое же пустынное море с гибнущими кораблями.
Политическая обстановка в Нидерландах была очень сложной. По заснеженной деревенской площади мечутся каратели и их жертвы. Не сразу пришел Брейгель к своей главной теме.
Две другие— «Жатва. Кажется, сама природа отторгает от себя людскую жестокость, ужас и горе. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков».
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Природа в цикле «Времена года» обладает особыми масштабами. Лето» и «Сумрачный день. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. К своей коллекции Ионгелинк относился сугубо практически – как к удобному средству вложения денег (что, впрочем, было вполне обычным делом в среде нидерландских собирателей картин).
Картина захватывает бурным весельем, безудержной пляской, энергией и мощным темпераментом крестьян. Из Библии знаем, что перед тем как обратиться в Христианство Павел (настоящее имя которого было Савл) был заклятым врагом и гонителем христиан. И покой, неведомый прежде яростной кисти Брейгеля, льется с картины в душу зрителя. Смерть проносится на лошади с косой в руках. В основе другой картины этого времени – «Падение Икара» также лежит иносказание: мир живет своей жизнью, гибель отдельного человека не прервет ее коловращения. Торжественные багрово-бурые оттенки приносят ощущение сокровенного праздника, возвращающейся к новой весне природы ликующий ветер, чудится, сейчас разорвет облака, а буря – она далеко. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Вот Брейгель берет кисть – он и объем насыщает настойчивой густой материальностью, в его фигурах есть особая литая плотность, словно изображенным персонажам или предметам «тесно» в очертаниях, данных художником. Брейгель метко схватывает переходящее движение. Стремглав упал он с страшной высоты в море и погиб в его волнах. Творчество П. Брейгеля Старшего очень символично.
«Возвращение стад» – медленно наползающая пелена туч, опустевшие, словно застывающие дали, последнее горение рыже-зеленых осенних, еще живых тонов и суровое, холодное безмолвие природы. Сыновья Брейгеля Старшего – художники Ян Брейгель «Бархатный» и Питер Брейгель Младший (около 1564 – 1638), часто копировавший произведения отца (также автор картин на религиозные и бытовые сюжеты). Начинал творчество как рисовальщик с 1551 года выполнил для антверпенского издателя Иеронима Кока свыше 135 рисунков, переведённых в гравюру различными мастерами и имевших грандиозный успех: величавые панорамы альпийских пейзажей, открывающиеся с высоты птичьего полёта (в 1552-1553 годах Брейгель Старший совершил поездку в Рим через Францию, во время которой исполнял рисунки) и аллегорические композиции с многочисленными мелкими фигурками, напоминающими монструозные образы Иеронима Босха (серии «Семь смертных грехов», 1558 год «Семь добродетелей», 1559-1560 годы «Морские корабли», 1564 – 1565 годы и другие). Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. На переднем плане царь с охраной, а перед ним рабочие на коленях. Рядом крестьянин, поодаль – рыцарь.
Тогда Нидерланды не были еще единым государством. «Мужицким» его считали, так как он предпочитал изображать жизнь народа, трудящихся. Его персонажи столь же занятны, сколь и ничтожны, столь жизненны, сколь и гротескны.
Его творчество той поры, как зеркало, показывает, в каком направлении шла эволюция художника. К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции — выполненный для одной из венецианских церквей «Праздник четок» и «Поклонение св. музей и галереи Каподимонте). Маленькая армия готова скрыться в темноте последние лучи солнца светят в спины уходящим.
музеи), Битва Масленицы и Поста (1559) и Детские игры (1560, обе — Вена, Музей истории искусства). Деревню оцепили, спастись негде. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. Он как бы вопрошает: а вы, господа, не такие ли. К религиозной тематике Брейгеля Старшего почти не обращался (либо трактовал её весьма своеобычно).
Картины Брейгеля наполнились горечью и смирением перед лицом неумолимого рока. Учился у П. Кукке ван Алста в Антверпене. Исходным является множественность мотивов.
Так свершается круговорот природы, так меняется ее обличив, ее внутренний ритм. Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками. А в жизни самого Брейгеля словно наступило некоторое успокоение.
В картину Битва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Правда, один устремил задумчивый взгляд вверх. Казалось бы, смысл картины ясен. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.
Взгляд скользит по глади морской лагуны с островами и парусниками, по скалистому, поросшему кустарником берегу. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Осень», «Охотники на снегу. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. 1559), Детские игры (ок.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. В отличие от Италии, где искусство Ренессанса, как и гуманизма, ставило в центр внимания образ человека, Возрождение в Нидерландах и искусство Брейгеля расставляло акценты по-другому: их интересовал мир и человек, находящийся в нем как частица мироздания, величественного бытия природы. Их сближает не только общность композиционного построения, но и фольклорность сюжетов. Это одна из ранних картин Брейгеля под названием «Падение Икара» написана под вдохновением от древнего греческого мифа о Дедале и Икаре. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. В нем говорится о шести работах, относящихся к этому циклу. Подобно ему он изображает в картинах «Триумф смерти» и «Безумная Грета» апокалиптические сцены гибели людей и мира. Троице» сонм святых, отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют, как в «Диспуте» Рафаэля, ритмические полукружия, перекликающиеся с арочным завершением алтаря.
Рождается ощущение полнейшей слитности людей и природы. В 16-17 в. в. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Земля спокойна и величава в своём белоснежном убранстве.
Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. художественным центром Южных Нидерландов был город Антверпен. Толкает бочку с Масленицей дюжий мужик, а тележку с Постом тащат две тощие старухи. И хотя природа у Брейгеля грандиозна, в то же время она абсолютно близка человеку. Перед Марией — трое волхвов.
Но ничего не меняется. ДЮРЕР Альбрехт (1471, Нюрнберг — 1528, там же), немецкий художник и график. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Выбор между добром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, на протяжении всей жизни – так же, как были вынуждены делать этот выбор его предки и как делают его сегодня множество других людей. Это относится и к его знаменитой серии «Времена года» (1565) и к картинам «Пейзаж с сеятелем», «Падение Икара», «Бегство в Египет», «Самоубийство Саула».