Анри де Тулуз-Лотрек (Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa, Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа) – великий французский художник-импрессионист, постимпрессионист. Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa 24 ноября 1864, Альби— 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда)— французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Французский художник Анри Де Тулуз-Лотрек родился в епископском городе Альби 24 ноября 1864 года в семье аристократов. Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa 24 ноября 1864, Альби— 9 сентября 1901,, Жиронда)— французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Мало какие работы были оценены при жизни художника – мода на его картины появилась через некоторое время после смерти Тулуз-Лотрека. При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Картины художника Тулуз-Лотрека становятся характерными и специфическими, в них всегда виден талантливый неординарный стиль мастера. Тулуз-лотрек, картины которого уже пользовались некоторой популярностью, был приглашен как постоянный художник «Мулен Ружа» (всемирно известного кабаре Монмартра).
На открытии нового заведения были все – и князь Трубецкой и граф де Ларошфуко и уже знаменитый художник Тулуз-Лотрек. Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Анри Тулуз де Лотрек, картины которого впечатляют своей откровенностью и реализмом, является самым странным и самым несчастным художником-постимпрессионистом. Первую выставку своих произведений Тулуз-Лотрек устраивает в 1893 г. совместно с художником Шарлем Мореном.
Мы уже говорили о литографиях Анри де Тулуз-Лотрека, о его плакатах. Родители обратили внимание на то, что мальчик с увлечением рисует скетчи и карикатуры и попросили друга семьи известного французского анималиста и скульптора Рене Пренсто (Rene Princeteau), дать ему уроки живописи. В 1878 г. и в 1879 г. с Анри происходят два несчастных случая: вначале – перелом левой ноги, а затем и правой. А у его матери упреки замирали на губах, когда она видела сына. Журнал необычайно точно отражает атмосферу зарождающегося Монмартра. Пять манишек (1891), быть может, задуманный первоначально как подготовительная работа к большому плакату. Семья с трудом перенесла несчастье: Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь на военную службу также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту.
Его маленькая фигурка теряется рядом с двоюродным братом Тапье де Селейраном. Вскоре он сдает экзамены за среднюю школу.
Лотрек не поехал на выставку, но отправил одиннадцать своих полотен и один рисунок. Вероятно это были вообще лучшие годы в жизни Лотрека. Тулуз-Лотрек рассказывал об отце: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени»1. «Первый опыт, оказавшийся столь удачным, стал началом деятельности Лотрека в области литографии, к которой он обратился по совету Боннара и друзей по Ревю Бланш, – пишет Э. Жюльен. – В новой технике, тонкостями которой Лотрек овладел достаточно быстро, художник исполнил около пятисот черно-белых и цветных эстампов, постоянно совершенствуя мастерство. После первых успехов кабаре, Сали начинает издавать под редакцией Эмиля Гудо журнал Ле Ша-Нуар (название заимствовано из известной новеллы Эдгара Аллана По). В 1883 г. Анри поступает в мастерскую художника Леона Бонна (Leon Bonna), а с 1884 г. по 1885 г. занимается в частной художественной школе Фернана Кормона (Fernand Cormon).
Поль Фор, Малларме, Верхарн пишут для них свои произведения. 2 ноября 2005 г. картина Тулуз-Лотрека «Прачка» (The Laundress, 1886-1887) была продана на нью-йоркском аукционе Christies за 22, 4 миллиона долларов. Он не отпустит ее от себя. Известна очень трагическая история, которая случилась с художником в 13 и 14 лет.
Из последующих произведений Лотрека, кроме портретов, написанных в саду г-на Фореста (1889-1891), пейзаж совсем исчезает. Несколько раз он выставляет свои произведения с независимыми. Далее Лотрек рисует ряд литографий для театральных программ. Участились приступы белой горячки, после чего Лотрек был направлен матерью на лечение (1899) в психбольницу недалеко от Парижа. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Глядя вокруг невидящими глазами, расстегнул ширинку и помочился на собственную картину.
Он проложил путь живописи Тулуз- Лотрека. Типографы Анкур и Ше создают для художника яркие, почти светящиеся краски. Не думая о здоровье. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Художник утрачивает прежнюю цветовую непосредственность и уверенность рисунка.
Здесь человек только человек. На столе у Лотрека лежит роман Гонкура Проститутка Элиза. Голос утратил мальчишескую звонкость, тонкий точеный носик разросся в уродливую, бесформенную картофелину с огромными ноздрями. Такие дела. Смелыми, широкими, раздельными мазками Лотрек записывал фон. А вот зарисовка Мак Орлана ««Мулен Руж» был для него отправной точкой.
То была огромная победа для художника. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. До этого Тулуз-Лотрек как художник был почти неизвестен.
По прошествии нескольких лет нужен новый плакат. В манере, напоминающей Портрет Эмиля Бернара, написан портрет физически и нравственно искалеченной Рыжей в белой кофте (1888). Четкий рисованный контур придает фигурам монументальность. То была безумная жизнь без сна и печали.
1881 год. Плакат – важнейший рычаг массового производства, он немыслим без полиграфии. Он мечтает стать художником. Из-под их станков выходят совершенные в техническом отношении произведения. В начале 1901 г. художник пересматривает и подписывает свои картины и рисунки.
Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники ("Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме", 1883 "Графиня Адель де Тулуз-Лотрек", 1887 – обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека ("Молодая женщина, сидящая за столом", 1889, Собрание Ван Гога, Ларен "Прачка", 1889, Собрание Дортю, Париж). Его имя, подписанное на большом плакате, знают сотни парижан. «Они сердечные женщины, — говорил Лотрек. Длительное бездействие.
Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др. Наступает период расцвета его творчества (1892-97, репродукции XVII-XXXVII). Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Передавая выражение лица, движение и позу, художник стремится к предельному лаконизму. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить.
Ну, а чем он мог заниматься помимо живописи. Ведь не случайно мужские портреты стоят в начале и в конце его творческого пути (последние портреты Андре Ривуара, Октава Ракена и большой незаконченный портрет г-на Вио в адмиральской форме). Лишь специалистам удается установить, который из них принадлежит Лотреку.
Анри Перрюшо в своей книге «Жизнь Тулуз-Лотрека» так описывает этот район столицы Франции: «Париж, казалось, сбрасывал сюда все отребье. Он возвел афишу в ранг истинного искусства. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку.
Однако вскоре (слава Лотрека растет) соглашается на цикл 16 литографий (i-oe французское издание 1894 г. содержит 16 литографий с текстом Жеффруа, 2-ое английское 1898 г. – II новых литографий с введением Артура Байла). Себя он рисует в спину во главе шествия мужчин, направляющихся в античную рощу.
На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Настойчивое стремление убедить всех в том, что он здоров, желание вырваться на волю превратили больничную палату в ателье. Из близких к группе художников следует назвать Боннара, Виллара, Валлотона.
Я цитировал Лукана – хотя цитаты эти никогда не существовали. Он знает Мулен-Руж. В 1901 г. он вернулся в столицу, дописал несколько неоконченных работ. После возвращения он пишет портрет Оскара Уайльда (1895).
Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ("Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893 "Divan japonais", 1893 – обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Десятки картин, в которых передана жизнь ночного кафешантана, десятки портретов знаменитых певиц, актрис, танцовщиц, танцовщиков рождаются из бесконечного количества набросков, эскизов, рисунков.
Ведь у него не было выбора. Кабаре ищут знаменитых танцовщиц и певцов.
— писал он графине Адель. Все эти черты, определив манеру художника, стали играть первостепенную роль и в его станковых работах — например, в одном из самых блистательных произведений «Мавританский танец» (1895, Париж, Лувр). Родители приглашают лучших врачей. Анри Дио, фаготист оперного оркестра изображен за чтением газеты.
Однако уже вскоре после первой мировой войны музеи раскупают последние картины художника, появляющиеся на аукционах и в салонах. После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. Он накапливает наблюдения изучает лица, пишет портреты друзей и натурщиц. – Ведь хорошее воспитание дается сердцем.
Тулуз-Лотрек вновь выставляется в обществе Двадцати в Брюсселе. И рисовал, рисовал. Когда его что-то волновало, поражало, он сразу же брался за карандаш. Но вместе с тем в глазах Ша-Ю-Као отражаются меланхолия и грусть. Мы говорим здесь о родственности, а не о влияниях. Вечное ожидание, недвижимая тишина, молчание.
Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет. Он вынужден прервать учебу в лицее. Названные нами имена не исчерпывают всего круга знакомых Тулуз-Лотрека. Правда, эта мечта останется среди неисполненных. А он — с удовольствием демонстрировал свое кулинарное искусство. Несмотря на старания близких, Анри уже ничего не могло спасти.
В 1882г. Некоторые, однако, стали свидетелями рождения больших художников и внесли свой вклад в развитие французской живописи. Обладая искромётным чувством юмора, прикрываясь им, словно щитом, он глубоко в душе оставался тем же «маленьким сокровищем», ребёнком, который боится быть высмеянным большими взрослыми.
Он пытается рисовать, однако вынужден, как правило, вскоре же прекратить работу. В настоящее время портрет г-на Делапорта находится в известной Копенгагенской глиптотеке. Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре сталоизвестным ночным клубом.
Отец предпочитал заботиться о его физическом развитии и его светском воспитании. Достигаются подобные эффекты самой техникой живописи. Мэтр тоже хвалил воспитанника и было за что — Анри вкладывал в работы всю душу, его полотна цепляли любого, даже случайного, зрителя. Он понимает радость, но ему близка и боль. Анри был единственным ребёнком в семье и должен был стать продолжателем рода.
Бьющая ключом жизнь вокруг манила, требовала запечатлеть ее тотчас же, немедленно. В 1891 г. Тулуз-Лотрек получает этот заказ. Он рисует буквально все.
Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его. Лотрек к 14 из них создает литографированные иллюстрации (1895). Неотвратимое несчастье затуманило безоблачный горизонт семейства Тулуз-Лотрек-Монфа.
составляют единый цикл, названный художником Цирк. Эмиль Золя отказался. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Chteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Chteau du Cleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.
Верхняя часть развивается, однако, нормально. Несколько неожиданным среди картин этого периода является набросок В новом цирке. Его отчаяние столь же сильно, как и жажда жить.
Он рисовал постоянно, одержимо, как сумасшедший, стараясь изобразить движения людей и животных, мимолетное выражение чьих-то глаз, чью-то усталую гримасу. Его интересовали необычные ракурсы, глаза, взгляды.
Он пил и рисовал, рисовал и пил. Он не представляет изображаемых женщин более убогими, чем они были. В 1888 году художника пригласили принять участие в выставке брюссельской «Группы Двадцати», самой активной ассоциации нового искусства. Тем более подходящую, что молодая женщина отнюдь не была недотрогой. Среди них такие как «В Мулен Руж», «Прачка», «Гладильщица», «Портрет Ван Гога», «Канатная плясунья».
Родился будущий художник в аристократический семье. Искусство Тулуз-Лотрека складывалось в течение одного десятилетия (1879 – 1888). Он смотрел — и рисовал, занося на бумагу свои впечатления.
Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др. ). Лотрек наблюдал и рисовал то, что видел. Рядом были мастерские других известных впоследствии живописцев и скульпторов. Густые черные волосы покрыли грудь, щеки, руки. За год он превратился из ребенка в мужчину.
Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации. Любимый художник его – Дега и он нередко разрабатывает близкие темы: Прачка с корзиной (1888, литография), Туалет (1896), Жокей (1899)». Даниэль Жакоме издает книгу Гонкуров тиражом в 175 экземпляров.
Вновь, оживает цирк (в одном из них – цирке Фернандо – работают одновременно четыре художника: Дега, Ренуар, Сера и Тулуз-Лотрек). И, наконец, большой портрет Мориса Жойяна. Картина Голубая комната (Туалет) – 1901 г. – с плакатом Лотрека на стене свидетельствует о любви Пикассо к творчеству Тулуз-Лотрека. Однажды Дега, увидев у Дио рисунок Лотрека, долго, внимательно рассматривал его, а потом с грустью в голосе заметил: «Подумать только, это сделал молодой, а мы столько трудились всю жизнь. » Лотрек получил огромное удовлетворение, услышав из уст Дега комплименты, но больше они не встречались. Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром. Это вторая картина, на которой Лотрек изображает себя. Анри де Тулуз-Лотрек был современным художником в полном смысле этого слова.
— восклицал, глядя на его полотна, Лотрек. Несколько сот рисунков этого периода (хранящихся в Альби) свидетельствуют о настойчивости и упорстве больного человека ищущего выход из одиночества и отчаяния. Его называли Эмилем Золя от живописи. Особенность видения вновь, однако, свидетельствует о влиянии Эдгара Дега.
Под одним из писем он так и подписывается будущий художник А. де Т. Л. (X, 1881). Лотрек чувствовал себя на Монмартре непринужденно. А профессор с чувством собственного достоинства принял меня в распростертые объятия. Любой урод пробуждал любопытство лишь в первую минуту, затем никто уже не удивлялся. Прозябать в бездеятельности, превратиться в калеку, которого все холят.
А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род. Быть может, от руки убийцы, быть может, от чумы, быть может – от того и другого сразу. Пускай. Через год Тулуз-Лотрек уезжает в Лондон на открытие своей выставки в галерее Гупиль.
А Лотрек. Гармония холодных желтых и синих тонов, характерная для зрелых полотен художника. Вопрос вновь обсуждается, однако жюри настаивает на своем решении. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Лотрек с удивительной быстротой умел запечатлеть позу и внешний облик.
Однако в его творчестве это незабываемое впечатление уже не отразилось. Публикую её, дополнив не только шедеврами художника, но и малоизвестными (по крайней мере, для меня. ) картинами и фотографиями. Художник всю жизнь ненавидел пейзажи, потому как ненавидел природу. И непременно в каждой картине была частица его собственной боли, его несбывшихся надежд. Дорогая матушка.
Студия КормонаЭта групповая фотография была сделана в 1 885 году в мастерской Фернана Кормона, где Тулуз-Лотрек провел более четырех лет с 1 882 по 1 886 год. Мане и Ренуар указывают пути. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Что это. В 1875 году ему пришлось покинуть лицей, а затем и Париж.
Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это было возможно. Не раз он приводит сюда и друзей, чтобы показать им эту жемчужину живописи. Но из-за своего внешнего уродства не сближался ни с кем. Знает и Ла Гулю и хочет познакомиться с монмартрским художником.
Его стиль определяли цветные валеры, подчиненные основному тону картины. Подобные поиски не являются, конечно, во французской живописи случайными или единичными (можно напомнить хотя бы Эдуарда Мане импрессионистов, чтобы не заходить слишком далеко). Артиллерист, седлающий коня (1879). Ну и что, ну и пусть. Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти (9 сентября 1901 года), к нему пришло настоящее призвание.
Тулуз-Лотрек соблюдает нумерацию листов и литографский камень, к великому сожалению торговцев (часто на глазах у типографов), уничтожает. Своеобразие его живописного стиля – в синтезе линейного рисунка и цвета. Лотрек стремится с точностью передать движения, которые так хорошо помнит. Оценка критики соответствует действительному значению этих произведений. Рисунок был для ребенка способом выражать свои мысли. Веселый и живой от природы мальчик тосковал, заточенный в гипс, словно птица в клетке. Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу и вскоре они стали друзьями.
Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом. Белая горячка. Почти всех из них мы находим на рисунках и картинах Лотрека.
С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Мать забирает находящегося при смерти Анри к себе. Париж, казалось, сбрасывал сюда все отребье. Но простым и добрым Лотрек бывает, только рисуя животных, возможно, потому, что в их глазах он не замечает ни удивления, ни жалости к себе: ослик с грустными глазами, покорная лошадь с доброй мордой, важные почтенные быки – рисунки для Естественных историй Ж. Ренара (1897).
Картины его ценятся и по сей день, занимая лучшие позиции на аукционах и в коллекциях – частных и музейных. Как будто перед смертью Лотрек хотел показать все то, чего можно добиться в живописи. На первый взгляд простая цветовая гамма, легкая уверенная кисть, лишь касающаяся холста. Анри де Тулуз-Лотрек родился 29 ноября 1864 года в городке Альби в замке дю Боек.
В 1891 г. директор Мулен Руж заказал Тулуз-Лотреку афишу, которая сделала художника известным всему Парижу и, как следствие, появлению огромного количества аналогичных заказов. Окрыленный успехом Тулуз-Лотрек принял участие в двух выставках плаката, проходивших в Англии в 1895 и 1896 г. г. В мае 1898 г. в филиале галереи «Гупиль» прошла персональная выставка произведений Тулуз-Лотрека, на которой было представлено семьдесят восемь работ. Здесь открывается перед Лотреком мир, к которому художник будет впоследствии неизменно возвращаться. Жойян, однако, понимает, насколько талантлив Лотрек.
Два года тому назад Лотрек посоветовал Ван-Гогу уехать в Арль. Лотрек посещает семью Дио изучает хранящиеся у нее произведения знаменитого художника. Он так и не вырос У графа Альфонса был знакомый художник Рене Пренсто, глухой от рождения.
Все изменилось внезапно, в мгновение, когда 14-летний мальчик вдруг упал, сломав бедро. Рост его не превышал 150 сантиметров. Дорогая матушка. В Париже он пишет картины – В Ра Мор (1899) и На скачках (1899). Он собирается перенести эти иллюстрации на отдельные листы, однако откладывает свое намерение, а затем и вовсе утрачивает интерес к начатой им работе. Но прежде чем рассказать о серии картин, посвященных жизни Мулен-Руж, назовем небольшой портрет Анри Дио (1891), одного из членов музыкантской семьи, с которой был близко знаком и которую не раз рисовал Дега.
Короткий стремительный мазок, длинная линия рисунка, богатая цветовая гармония, маленькие цветовые плоскости в неповторимых сочетаниях, его грековский холодный свет (Пьер Мак Орлан), проницательный взгляд, чувство движения, лаконизм образов, воссоздающие искусственную и ложную атмосферу конца века. Некоторые журналы были вскоре забыты. Его имя постепенно приобретало вес — Лотреку заказывали картины и рисунки для журналов. Их ругают академики.
Собственный труд и помощь друзей он ставит выше советов учителя. Надо сказать, что внешность художника была весьма оригинальна.
Не все — о, далеко не все — были в восторге от его полотен. – Простых людей, бедняков, обычных жителей маленьких домиков на Монмартре. Им не было известно, что он происходит из древнего и знатного графского рода Тулуз-Лотреков-Монфа, чья история простиралась вглубь на долгие века.
Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки. Первым произведением, отмеченным печатью зрелости и неповторимостью этого видения, является портрет Элен В. в ателье (1888). Ведь и Винсент Ван-Гог продал при жизни лишь одну свою картину. Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»).
Их он не признавал и позднее (точно так же как и Коро). Конец, конечно, немного предсказуем. 18, 19, 20 лет. Нет, лучше я нарисую тебя, ты красивее.
Картины художников сближает благородство жеста, гордость изображенных образов. Прослеживая в ранних произведениях Лотрека влияние его учителей и прежде всего, конечно, Пренсто, мы должны остановиться на его рисунках, на эскизах лошадей, на картине Возвращение с охоты в Альби (1883). музея изобразительных искусств им. А. С.
В таком подходе к изображению можно отметить связь манеры Лотрека с принципами модерна. Однако заколдованный круг академизма был уже пробит до Тулуз-Лотрека. Впрочем, уже самая первая афиша Мулен Руж – Ла Гулю (1891), с ее рискованной композицией, свидетельствовала о том, что появился художник, способный заменить Шере.
Последовали бесконечные визиты докторов, гипс, костыли. Скандальная, но все же слава, настигла его. Он то и стал первым учителем рисования Анри. В 1889 году Клод Моне устроил сбор пожертвований на покупку картины Мане Олимпия для передачи ее в Лувр.
В Мулен де ла Галетт танцуют пока еще простые, неизвестные жители Монмартра. Картины и зарисовки из жизни проституток одинаково далеки как от романтики порока и соблазна запретного, так и от гневного обличения и назидательности. В 1896 г. Лотрек издает у Пелле альбомы литографий Они. Эти определения будет уместно отнести к плакату, предполагающему как промышленное производство (литография), так и рыночные предпочтения (основными целями плакатов являлось завлечение потенциальных клиентов, покупателей). Он лишь расширил прорыв.
Лотрек не комментирует и не подчеркивает грубость изображаемой профессии. И он жил. Все это часто заслоняет подлинный свет его творчества. Мать художника, часто изображаемая в его ранних произведениях (известны четыре ее портрета 1882-1887 г. ), сидит в спокойной позе исполненная благородства и в то же время известной провинциальности.
Вместе с картиной В Мулен-Руж, две танцующих (1892) из пражской Национальной галереи она представляет одну из вершин художественного гения Лотрека и дает возможность изучать богатейшую палитру его художественных приемов. Можно назвать еще один портрет Ля Гулю – Ля Гулю, входящая в Мулен Руж (1892). Портрет господина Делапорта в Жарден де Пари (1893) как и портрет Паскаля представляет одно из лучших произведений Лотрека-портретиста. Его не волновало содержание пьес — он смотрел на лица актеров. И наоборот.
Художника в это время можно почти ежедневно встретить в кафе Мулен-Руж. Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» — ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году. Болезнь вроде отступила и Анри начал расти.
На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. Ну, а по пятницам Лотрек и вовсе устраивал традиционные званые ужины для своих приятелей — художников и жокеев, артистов и девиц без определенных занятий. После расставания родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Chбteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Chбteau du Cйleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Жизни и творчеству Тулуз-Лотрека посвящено большое количество монографий.
Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. Это занятие было его утешением и отрадой всегда. Среди первых подлинно лотрековских мужских портретов следует назвать портрет артиста Самари (1889), брата Жанны Самари известной по одному из полотен Ренуара. Ну, а по пятницам Лотрек и вовсе устраивал традиционные званые ужины для своих приятелей — художников и жокеев, артистов и девиц без определенных занятий. Его родителями были самые настоящие графы.
Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Как замечает В. В. Здесь с ночи до зари кипела жизнь – и что за жизнь. Среди сотрудников журнала фигурируют Барбе ДОревийи, Альфонс Доде, Гюйсманс, Ги де Мопассан из музыкантов Вагнер, Гуно, Массне. И все же в 1900 г. он еще создает три замечательных произведения. (репродукции XXXVIII-XLV).
Заботясь о чести семьи, отец настоял на псевдониме. В это же время он знакомится с кругом писателей, группирующихся вокруг Ревю Бланш (во главе с братьями Натансонами). Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Он рисует еще несколько портретов и со своим двоюродным братом Тапье де Селейраном посещает операционный зал знаменитого парижского хирурга доктора Пеана, где делает десятки зарисовок, чтобы впоследствии использовать их для двух портретов знаменитого врача и большого полотна из операционного зала (1891). Яркоалые губы казались распухшими. Тогда же создан портрет мадемуазель Дио за фортепиано. В спиртном и еде — только самое лучшее.
Лотрек изображает артиста в несколько карикатурном виде в театральной позе (по-видимому, в комической роли). Он пил и рисовал, рисовал и пил. Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы («Диван Жапоне», «Мулен де ла Галет» и особенно «Мулен Руж») среди его моделей были танцовщицы Ла Гулю и Жана Авриль, певец и композитор Аристид Брюан, певица Иветт Гильбер и многие другие. В мае, по-видимому преждевременно, Лотрек возвращается в Париж.
Следует назвать также портреты Г-на Буало в кафе (1893) и Доктора Габриеля Тате де Селейрана (1894). Новорожденного назвали согласно его высокого происхождения Анри — Мари — Раймон де Тулуз — Лотрек де Монфа. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. В этих работах он сочетал технику Ван Гога с приемом Раффаэлли. Что несказанно огорчило отца. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Голова танцовщицы, золото ее волос выделяются на фоне этой темной массы.
Маленький Анри вырастает под опекой матери среди своих двоюродных братьев и сестер. Как и Домье, он не дожил до своей славы.
Образ жизни художник вел очень рассеянный это и стало причиной его ранней смерти. И центральная фигура изображенная с силой, напоминающей фрески Пьеро делла Франческо. Лишь с трудом удается организаторам банкета уладить спор и успокоить спорящих.
Так оно и было. Творчество стало для Лотрека настоящим убежищем. И – увы. Настоящее признание пришло только тогда, когда скончался Тулуз Лотрек. Долгое время он лежит в гипсе.
Время шло, Тулуз-Лотрек создавал свои реалистические картины и афиши. Кость срастается медленно. Значительно меньше внимания уделяется его картинам. Портрет, написанный длинными быстрыми мазками и упругой кистью.
До нас дошел документ, свидетельствующий о настроениях будущего художника. Картины Эль Греко потрясают их. Год упорной домашней учебы позволил Анри сдать экзамены и получить диплом бакалавра.
Постепенно Монмартр стал центром жизни художника. Так на полотнах Анри появилась анаграмма «Трекло». Этот период охватывает лишь один год, вернее, несколько месяцев одного 1899 года. Но и она, хотя и подписанная, осталась незаконченной.
В это же время был написан портрет Эмиля Бернара (1885), портрет будущего друга Ван-Гога и Гогена, написанный с виртуозностью почти ренуаровской кисти, свидетельствующий о том, с каким вниманием Тулуз-Лотрек изучал импрессионистов. Они пользуются такой же популярностью, какой недавно пользовались скачки. Но он увлекся алкоголем, последний период его жизни из фарса превратился в трагедию. Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки.
Рождаются театры. Очень много своих картин посвятил именно этой стороне парижской жизни. — писал он графине Адель. Но иногда и в ателье, за столиком в кафе. В это же время Лотрек пытается сделать первые иллюстрации к рассказу Cocotte, написанному его молодым другом Этьеном Девизмом (1879). Лотрек строит композиции на острых и неожиданных сопоставлениях, он как бы открывает часть интерьера и делает зрителя участником события». Ведь в его прекрасных черных глазах без труда можно было прочесть: Спасите меня.
Его единственное развлечение в это время – рисунки. Человек не может измениться в одночасье. По пути на курорт в юго-западной Франции Лотрек останавливается в Гавре. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы.
Пребывание в лицее было недолгим Режим занятий был трудным для слабого здоровьем мальчика. Маэстро расположился за мольбертом, Тулуз-Лотрек — на первом плане слева, сидя спиной.
Он видит не только блеск, но и нищету. Ничто не выдает в ее портрете графиню де Тулуз — Лотрек. Он жадно наблюдал жизнь вокруг себя — и стремился запечатлеть ее мгновения. Мать посвящает все свое время сыну (когда Анри исполнилось три года, у него родился брат, вскоре, однако, умерший).
Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. Раймонд IV Тулузский был одним из предводителей первого крестового похода в Иерусалим (1096). В лицее он встречается с двумя своими будущими друзьями имена которых следует назвать. Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. В течение одной ночи Тулуз-Лотрек становится знаменитым.
В художественном отношении портрет мало характерен для Тулуз-Лотрека. Все здесь были горбунами – одни физически, другие морально. Все восхищались его замечательным умом и наблюдательностью. Она стала любовницей Лотрека.
В группу входят Тристан Бернар, Жюль Ренар, Феликс Фенеон, РоменКоолюс, Поль Леклерк. В 1873 г. вся семья переезжает в Париж, где Анри поступает в лицей Фонтан. Анри де Тулуз-Лотрек умер в то время, когда его имя начало становиться известным. Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно.
Лотрек выработал свой почерк. Лотрек уже обессилен. Он понял: страсть, похоть — это не любовь.
После того, как в 1871 году Анри покинул родную землю и переселился в Париж, его жизнь изменилась кардинально и навсегда. С рождения был инвалидом. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. В тот же день друзья доставили его в замок Сен-Жам — дом для умалишенных. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche». Это были счастливые годы творчества. В это же время галерея в Бремене покупает его Девушку в ателье (1888). Как правило, Тулуз-Лотрека называют среди художников постимпрессионистов.
Вечером в компании друзей спешил в театр. Лишь друзья и соседи видели его картины. Какой художник, какая мощь. К этому времени относится портрет Винсента Ван-Гога (1887), написанный в кафе Ле Тамбурен, принадлежавшем якобы итальянке известной из картин Коро. И все же среди новообретенных товарищей Анри расцвел.
Лотрек, вновь, пишет себя в спину, сидящим на табурете и рисующим. Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Пожалуй, единственной женщиной искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Воспоминания о прошлых успехах, связанных с этим жанром, придают твердость больной руке. – И кроме того, сейчас он спит, а когда он спит, у него нет никакого выражения лица. Для него началась новая жизнь. Монмартр.
Дважды. И вновь периоды лихорадочной работы сменялись кутежом, а иногда и соединялись. Усталость охватывает не только его тело, но и его дух. Напечатав в «Курье франсе» рисунок с композиции «Похмелье или Пьяница», Лотрек подарил его своим дальним родственникам, неким Дио.
Рост его был ниже 150 сантиметров (но тогда его не считали за карлика, так как средний рост мужчины во Франции был ниже на 10 сантиметров, чем сегодня), голова была непропорционально огромна (видимо, вследствие перенесенных в детстве болезней), а ноги – небольшого размера. На Монмартре Тулуз-Лотрек находит новых друзей. Для богатых умалишенных. Здесь несколько позднее родится Мирлитон Брюана. Пользуясь любым случаем, чтобы поучится у художников их ремеслу, Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его взглядов, его зачастую бичующие карандаш и кисть. В последний раз краски горят яркими тонами в картине Англичанка из сс Звезды 6 в Гавре (1899).
Первые зрелые опыты относятся к 1896 году. На выставках они оставались почти незамеченными. Через какое-то время он снова получил приглашение и на этот раз повез свои работы сам.
Лотрек запечатлел облик известной певицы, типичные позы, жесты, найденные им для нее. Он сам признался, что одержим живописью. Ряд картин этого периода, хранящихся в Альби, свидетельствует о стремлении художника найти гармонию между цветом и рисунком (большей частью в голубой гамме). Спустя несколько месяцев, упав на прогулке, он сломал вторую ногу. XI). В этих статьях рассматривается, прежде всего, графика Лотрека. Ко времени создания афиши для Брюана Тулуз-Лотрек достиг известности благодаря своей деятельности в сфере печатной графики.
Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе. Henri de Toulouse-Lautrec Hangover (The Drinker) 1889 г. Но когда-то всему приходит конец, за все приходится расплачиваться. Т Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком и тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника. Именно Пренсто научил Анри мастерски передавать движение (особенность творчества Лотрека, восхваляемая всеми без исключения). Henri de Toulouse-Lautrec Self Portrait in front of a Mirror 1882-83 гг. Он преодолевал их кистью и цветом. Пришлите еще бочку вина по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки.
Образ жизни, который он вел на протяжении десяти лет, сильно подорвал ему здоровье. Мулен-Руж была первой победой, за которой следуют дальнейшие. Проницательный взгляд молодого художника схватывает самую суть модели. «Афиша Мулен-Руж рекламирует знаменитую танцовщицу, – пишет Н. Л. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в семье аристократов во Франции.
Однако краски и рисунок картины уже как будто не принадлежат Лотреку. Извечная хромота. С английского языка Лотрек переводит впоследствии книгу о соколах.
Картон впитывал ее и она приобретала матовую фактуру пастели. Отсюда свобода и быстрота движения кисти, стремительный темп «танцующих» линий-мазков, тонкий красочный слой, через который часто просвечивает цвет основы. Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились.
Лишь сравнительно недавно картину удалось восстановить. 18, 19, 20 лет. Отец, тем не менее, все еще продолжает брать сына с собой на охоту, учит его ездить на лошади в надежде вырастить достойного продолжателя дворянского рода. Всю грусть и тоску, не предназначенные для чужих глаз, Анри поверял бумаге.
Но не их пейзажи. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре. Утехи находил в публичных домах. Его стиль, сформировавшийся к концу 80-х годов, почти не менялся вплоть до 1998 года. Выставка проходила в Бельгии, здесь он представил картину «В Мулен-де-ла-Галлет».
Кроме портрета мадмуазель Дио у пианино сохранились портреты обоих братьев музыкантов. Цветная литография Англичанин в Мулен-Руж, плакат Аристид Брюат (оба 1892) и другие плакаты 1891-93 гг. Мунк. Он практически не спал.
К первой группе репродукций (1-vi) относятся произведения, написанные художником маслом между 1879 и 1887 гг. На странице в центре — Фернан Кормон Бегство Каина и его семьи (1 880, Париж, Музей Орсе). Он понимает радость, но ему близка и боль. Он пишет портрет.
Пожалуй, стоит отметить еще один талант Лотрека — гастрономический. Певица Ивет Гильбер (1894) отказывается от предложенного Лотреком проекта плаката, недовольная его обнаженной правдивостью. Неумеренное потребление алкоголя расшатывает здоровье художника. Портрет, чем-то напоминающий давний портрет матери. Без приукрашивания, но и без сцен, которые он не мог бы показать зрителям. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884году обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней.
Традиционно Лотрека относят к постимпрессионистам. Близкое знакомство с членами группы «Наби» — Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией.
А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Смелое художественное решение привлекает внимание с первого же взгляда. Последними даже иногда более, нежели его произведениями.
Больше всего недоумения здесь вызвал бы обычный, нормальный человек. И это было лишь первым ударом. Стародубова: «Обычно насмешливый иронично-дерзкий Тулуз-Лотрек становился иногда внимательным, застенчиво нежным – Джейн Авриль, выходящая из Мулен Руж (1892): задумчивое усталое лицо танцовщицы, опущенные глаза, строгий костюм – образ овеян тихой печалью. Зимой 1895 г – Анри де Тулуз-Лотрек посещает Лондон.
Но в его картинах нет и ненужной драматизации. Говорят, что последними словами Анри были «Старый дурак», очевидно, адресованные его отцу.
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек (1864-1901) родился в семейном поместье старинной дворянской семьи графа Альфонса де Тулуз-Лотрека-Монфа и графини Адель Тапье де Селейран. В 1872 г. Анри вместе с матерью переехал в Париж. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. Инвалидная коляска. Тогда Тулуз-Лотрек еще не знал, что его подруга (позднее она изменит свое имя и станет известной как Сюзанн) рисует, а ее сын Морис Утрилло сумеет, как никто до него передать в своих полотнах красоту и поэзию улиц Монмартра. Третья выставка была посмертной. Прервем, однако, на время повесть о жизни художника и вернемся к его картинам.
Кроме того, Лотрек окончательно спился. Лотрек поражен их красками и силой звучания. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье.
Известные критики, современники Лотрека Арсен Александр и Франсис Журден, публикуют статью о творчестве художника (1893). И относительный покой. Все повторяется вновь. Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку. Но болезнь вновь возвращается. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
Принц Уэльский (позднее король Эдуард VII) посещает выставку. (Одновременно он хотел помочь г-же Мане, жившей после смерти мужа в очень трудных материальных условиях. ) Было собрано 20 ооо франков. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией).
Пушкина в Москве. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Франциск I назначил одного из Лотреков (Оде де Фуа Лотрек, 1528) своим маршалом. Это слияние с окружающей его средой помогло Лотреку обрести душевное равновесие.
Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин. Слишком краткое существование журнала (с 12/XI1893 по 16/III 1894) не позволило Лотреку опубликовать в нем более 12 листов. Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо. Художники разных поколений и взглядов участвуют в его оформлении.
На заднем плане видны знаменитые черные перчатки певицы Иветт Гильбер. Вдруг. А пока, Тулуз-Лотрек много работает, его музами становятся танцовщицы и певицы кабаре, такие как Иветт Гильбер, Джейн Авриль, Ша-Ю-Као. Количество литографий всегда соответствует количеству приглашенных. Когда солнце поднималось над горизонтом, Лотрек засыпал на пару часов. В свои 10 лет оставался таким же тщедушным со слабенькими ножками. Жизнь ускользает от него, но он не даст себя отстранить. Танцовщица в театральной уборной (1885) – одно из первых произведений, свидетельствующих о зарождающейся любви Лотрека к Эдгару Дега, – к миру, который художник запечатлел на своих полотнах.
Они общались без слов. К числу наиболее известных портретов И. Гильбер принадлежит также эскиз Портрет Ивет Гильбер (1894, темпера) из собрания Гос.
Александр в журнале LArt Franchise (29. Лотрек работает с натурщиками. Анри с увлечением рисовал афиши для цирка и спектаклей, для кафешантанов и певиц. Он работал без устали. Без перчаток и горжеток. – Мальчик взглянул на сеттера, уткнувшего морду в лапы и дремавшего под столом.
Чаще всего в близлежащем саду Фореста в ярком солнечном свете. Он посещает всемирную выставку с еще блестящей свежими красками Эйфелевой башней. Художник не делал для картины никаких предварительных набросков. Но он предпочел другую.
Природа в спешке перепрыгнула период отрочества. Частные учителя под наблюдением матери руководят его занятиями. Очень любил жизнь. Сюзанне нравилась любовь.
Привычный мир мальчика рухнул. В Брюсселе он впервые видит написанные там Ван-Гогом картины. Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека. – в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова.
Однако к такому стилю художник пришёл постепенно. Мальчик учится блестяще. Надо радоваться жизни. Лотрек оставил после себя огромное наследие.
В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu — обжора) и Валентина Дезоссе. Многие, кто поначалу замечал этот дефект, скоро о нём просто-напросто забывал. Для начала стал учеником художника-анималиста Пренсто. Гипс.
Эскиз и картина В салоне на рю де Мулен (1894) не оставляет в этом отношении никаких сомнений. Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии. Если бы мы смогли повесить рядом одноименные полотна Ренуара (1876) и наконец, Пикассо (1900), то обнаружили бы чрезвычайные различия в воплощении одной темы разными художниками. Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями.
1872 году Тулуз-Лотреки отдали сына в подготовительный класс парижского лицея Фонтан. Капризный, он почти всегда добивался своего и требовал, чтоб ему всегда уступали. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Chteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Chteau du Cleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. Характеризуют ли эти рисунки прежняя легкость и лаконизм художника, умение одним штрихом передать движение. - Я уже рисовал его.
Тулуз Лотрек (картины того периода почти не сохранились) уже в 1884 году открывает собственную мастерскую в богемном районе Монмартра – тогда жилье там стоило достаточно дешево. Мне этого достаточно». Наконец-то все это за мной. Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. Утверждая свой взгляд на вещи и людей – часто безжалостный, жестокий и никогда не льстящий, Лотрек не ищет лицо, он изучает его и открывает тем самым путь, по которому за ним пойдут Пикассо, Дерен, Вламинк, отчасти Эд. Косоугольная композиция подчеркивает пространство.
Плакату предшествует множество рисунков, акварелей, эскизов. Нет и еще раз нет. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Советы и предостережения врачей не помогали.
Последней иллюстрированной книгой Тулуз-Лотрека были Рассказы из жизни природы Жюля Ренара (1899). Он растет в семье, где вечерним досугом часто бывает рисование. Пожалуй, лучшей работой из этой серии можно назвать «Цирк Фернандо» (1888, Чикаго, Институт искусств), ставшей первой на цирковую тему. В середине лета Лотрека ждала большая, настоящая радость.
Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Это влияние практически не ослабевает еще и сейчас. Мы уже сказали – это первая из серии картин, посвященных жизни монмартрских кафе. Для примера можно назвать такие полотна Тулуз-Лотрека: «Гостиная в Шато дель Мальроме» (1886 – 87), «Дезире Дио» (или «Чтение газеты в саду» – 1890), «Портрет мадам де Горцикофф» (1893).
Жидкая краска, строгие пастозные линии и остро ломающийся рисунок еще не уравновешены. Единственным, кто к этому времени уже осуществил подобный эксперимент, был Дега. Угасал очень долго. Лотрек два раза выставляет у Жойяна. («Группа двадцати» была создана в январе 1884 г. с целью проведения выставок, в которых могли участвовать не только члены группы, но и приглашенные художники. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
У Анри таких переломов было два. Намек пейзажа был лишь фоном в его картинах первого периода. Созданные маслом картины в количестве аж 737 не пользовались особым внимание тогдашних критиков. С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо. Тяжелый перелом шейки бедра.
Отец Анри, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек, потерял к нему всякий интерес. Просто однажды, поднявшись со стула, четырнадцатилетний Анри рухнул, как подкошенный. Его безжалостная кисть снимает с ее лица внешний лоск. Умер от заразной половой болезни.
Первое произведение Лотрека – Портрет клоунессы Ша-Ю-Као (1895) попадает в Лувр в 1914 году по завещанию Камона. Она занимала в ее жизни большое место. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). О, как хотелось ему создать свой собственный индивидуальный стиль, свою технику. Надо пользоваться жизнью.
Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать». Ибелем, II портретов принадлежат Лотреку.
И все же это произведение несколько лет висит в ателье Пабло Пикассо. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года. Он не мог писать того, что, по его словам, было лишено действия. Его литографии начинают регулярно появляться в еженедельнике LEscarmouche.
Он умел любить и ненавидеть, так как он был человеком из плоти и крови. Два обделенных природой человека понимали друг друга. Здесь в 1881 г. Рудольф Сали основывает знаменитое кабаре Ша-Нуар. Значит, он не мил родным в таком виде. Жесту психологически соответствует мимика лица. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Неразрывно граничит с ним и имя 17-летнего Тулуз-Лотрека.
Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Три фигуры переднего плана (по случайному совпадению у Ренуара и Пикассо их столько же) свидетельствуют о том, кого Лотрек увидел в Мулен де ла Галетт. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon Cie». Маленькое сокровище – так его называли родственники, пророчащие ему благородное будущее. Быстрота зарисовки, техника краткого удара кистью – таким приходит Тулуз-Лотрек в ателье Леона Бонна в 1882 г. Однако холодный академизм последнего не привлекает Лотрека и он вскоре переходит в ателье Фернана Пьестра (известного под псевдонимом Кормон) – 1883.
Одежда висела на нем мешком, под глазами не проходили иссиня-черные круги, но художник добился своего — консилиум врачей даровал ему свободу. И вновь — Монмартр, кафе, аромат жареных каштанов, музыка уличных певцов. Но когда стране нужны мужественные бойцы, Лотреков вновь призывают на службу.
Афиша, в которой проявляется влияние японской графики, считается однойиз самых знаменитых в творчестве Тулуз-Лотрека. Созданная для того, чтобы приглашать посетителей в новое кабаре (Divan japonais), афиша Звезды Диван Жапоне (1 892—1 893, Париж, Кабинет эстампов) — рядом — изображает Жанну Авриль и музыкального критика Дюжардена. Дега посвящает этой жизни свое творчество. Она состоит в том, что пигменты растворяются в большом количестве живичного скипидара (терпентина). Лотрек пишет легкими, длинными мазками, цветными, будто шевелящимися штрихами, то «обегающими» форму экспрессивным контуром, то распадающимися на мелкие пятнышки, так что возникает впечатление дематериализации объема и вибрации поверхности плаката или афиши. Тяжелые, местами как бы выцветшие краски в картине бара, где впоследствии писали свои полотна Дега и Вламинк. И пока не ослеп до конца – продолжал писать. В таком состоянии он создал около 60 литографий, которые были представлены на выставке, посвященной его творчеству в лондонском зале галереи Гупиля в 1898 году.
Больше того, эти отверженные инстинктивно поняли отверженного. «Моя комната завалена такими вещами, которые даже нельзя назвать мазней», - писал он. Здесь у него всегда заказан свой столик, за которым он сидит сам иногда с друзьями, но всегда с карандашом или с кистью. И так было повсюду, где бы он не появился.
Было очень много друзей в актерской среде. Второй период творчества Лотрека (1888-89), представленный на репродукциях VII-XVI, является периодом формирования собственного видения художника.
Для него началась новая жизнь. Монмартр. На переднем плане – Ла Гулю в розовой блузке и белой юбке. Он рассчитывал, в конце концов, на достойного продолжателя рода, который будет заниматься достойными для аристократа делами — т. е. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение.
В портрете звезды Монмартра Иветт Гильбер – Иветт Гильбер поет английскую песенку (1894) – можно наблюдать типичное для Лотрека сочетание лирической непосредственности с иронией и свойственную художнику манеру рисующего линейного цвета, средствами которого он достигал импрессионистической вибрации света и подчеркнутости линий. Подобные же препятствия стояли на его пути и при создании дальнейших произведений. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Острота глаза — это единственное, что ему даровано. На ней сконцентрирован весь свет, она олицетворяет собой танец, является основной, характерной для кадрили фигурой.
Интересуясь полусветом, жизнью парижских кабаре и цирков, монмартрских кафешантанов, рисуя портреты танцовщиц, художников, писателей, он изображает окружающий мир с жестокой справедливостью. Пикассо, быть может, еще более нарядный и блестящий мир. В это время он жил сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переехал на улицу Мулен. Уличные женщины, какие-то темные личности, парии, жившие неизвестно, на какие средства, бездельники, бездарные поэты, анархисты, молодые художники в широкополых шляпах, натурщики и натурщицы в ожидании работы (по воскресеньям на площади Пигаль, вокруг бассейна, устраивалась биржа моделей), нищие сицилианцы в красочных лохмотьях изображавшие бога, неаполитанки, которые то торгуют своим телом, то позируют для мадонны, красавчики в узких брючках, одинокие дамы — последовательницы Сафо и разные другие «феномены», говоря языком Лотрека, населяли Монмартр.
Так было и в короткой судьбе Тулуз-Лотрека. Картина с всадником отличается заметной скованностью. Выросший в достаточно богатой семье, он никогда не стремился обогатиться.
Здесь будут рождаться и умирать новые имена, новые идеи. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. К этому времени относится и несколько литографий. Певица в элегантном синем платье с красной оборкой двигается покачиваясь, почти танцуя. Портреты, ставшие книгой характеров, увлечений и страстей.
Несколько особняком в творчестве этого периода стоит картина В цирке Фернандо – всадница (1888). Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи. С фантастической силой и комизмом Лотрек передал причудливые сцены ночной жизни в Мулен Руж: Пересохшая глотка (около 1889), Салон на улице Мулен (1895), Эти прекрасные дамы (около 1895)». К тому же и его брак с графиней Адель Тапье де Селейран был отмечен печатью безразличия – брак двоюродных брата и сестры, продиктованный стремлением материально укрепить беднеющий род Тулуз-Лотреков и оказавший влияние не только на психику и эмоциональный мир ребенка, но и на его физическое развитие.
В это время мать Анри де Тулуз-Лотрека еще не знает, какой образ жизни ведет ее сын. Его уже знали, привыкли к его виду, никто не обращал на него внимания. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». В славную историю маленького принца Анри вмешалась жестокая судьба. Он спешил запечатлеть свой мир. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. Организуются новые выставки.
В данной картине использована техника «peinture a lessence» изобретенная художником Рафаэлли и затем усвоенная Лотреком. И страшный вердикт врачей: изменить что-либо, остановить течение болезни невозможно. Носил с собой бумагу и карандаши, постоянно, везде, где бы ни оказывался, делал зарисовки. Бурная жизнь искалеченного человека, бунт против общества, против самого себя, против собственных страданий, против бесправия, от которого Тулуз-Лотрек пытался спрятаться за беспечной улыбкой и которому мстил злой колючей иронией. Кажется, что в этой картине все вибрирует трепетом неопределенного света. Грустный образ лотрековской жизни.
Поражение художника или попытка выйти на новый путь, для которого уже не осталось сил. Друзья посещают Мадрид и Толедо.
И смотрел вокруг. Однако, годы в алкогольном тумане и недосыпании, подточившие иммунитет, сделали свое дело. Известно, что отец и мать Тулуз-Лотрека были замечательными рисовальщиками. 1882 год.
Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883 «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж). Ему всегда было интересно это вдруг. И сегодня творчество Анри де Тулуз-Лотрека продолжает оказывать влияние на культурное развитие общества, а цены на его работы продолжают стремительно расти. В частности его мужской портрет во весь рост (1901) свидетельствует о влиянии Лотрека.
Вольная жизнь уже кружила голову. И она прощала ему его безумную жизнь, его влюбленность в порочный Монмартр.
В это время рождаются имена Форена, Стейнлена, а позднее Лотрека. Разве что на полотнах. В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре. Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви.
Мир кабаре, танца и пения увлекает его своим ритмом, своей искрометной цветастостью. Кроме того источником вдохновения служили японские гравюры. Пришлось выдержать еще один удар – потерю имени. Он рисовал то, что любил и в первую очередь животных. Молитесь о нем, — писала матери графиня Адель. Сбылась мечта: люди смотрели — и узнавали с первой секунды: Это — Лотрек.
И он и она трезво смотрели на действительность. Они вновь сближаются и Жойян становится одним из наиболее настойчивых пропагандистов творчества Тулуз-Лотрека. Именно у Кормона он познакомился и подружился с Эмилем Бернаром и Винсентом Ван Гогом. В 1886 г. Тулуз-Лотрек снимает мастерскую и ежегодно, с 1889 г. по 1897 г. (кроме 1896 г. ) выставляет свои работы в «Салоне независимых». В январе 1890 г. Тулуз-Лотрек принимает участие в брюссельской выставке «Группы двадцати». Традицию картин определить легко, но она не объяснит их живой и беспокойной силы их неповторимого видения. – Здесь же исполнены портреты друзей Лотрека Анри и Дезире Дио. Уже к 30 годам беспорядочные связи привели художника к страшной болезни – сифилису.
Очень скоро он понял, насколько его ученик одарен. На картине В Мулен-Руж (1892) он изображает самого себя. Очень любил женщин. Дезире Дио сочиняет на тексты Жана Ришпена известные шансоны. Жуайан в 1896 году дал картине новое название: За туалетом.
Веками праздность и безделье правили бал в их шикарных угодьях. Растет интерес к спорту, к велосипедным гонкам. Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре — «Эльдорадо» и «Амбассадор». Такова судьба больших художников.
И он жил. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. То же самое следует сказать о картинах Молодой Рути и Рабочий (обе в 1882 г. ).
Двадцатилетняя девушка стала первой любовницей Тулуз-Лотрека. Они более чем соответствуют действительности. Вот что пишет Тулуз-Лотрек в письме, которое 22 ноября 1881 г. отправляет другу: Втянувшись в водоворот выпускных экзаменов (на этот раз я их сдал успешно), я забыл друзей, живопись и все, что заслуживает внимания на этой земле, во имя словарей и грамматик. Прежде всего следует назвать одно из лучших произведений Лотрека – Клоунессу Ша-Ю-Као (1895) с писателем Тристаном Бернаром на заднем плане.
У Кормона Тулуз-Лотрек впервые встречается с Ван-Гогом (1886), с первого взгляда привлекшим внимание художника. Анри де Тулуз-Лотрек был современным художником в полном смысле этого слова. Там художника поражает инсульт, его наполовину парализует. Рядом стоят Ла Гулю, Сеско, Гибер и поэт Эдуард Дюжарден. — воскликнул однажды художник.
И все это — жизнь. Все деньги, которые ему присылали в Париж он раздавал своим друзьям-художникам. Скачки и соколиная охота занимали его больше, чем судьба собственного сына.
Среди первых заслуживающих внимания портретов следует назвать Портрет матери в салоне Малъроме (1887). Спектакль окончен — пора в кафе. Лотрек написал два портрета Мари в саду папаши Фореста. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье.
Он видит не только блеск, но и нищету. Главная особенность его стиля – своеобразный синтез рисунка и цвета. Лишь случайность, вернее нежелание Гибера, помешали Лотреку отправиться дальше – в Дакар. Слишком хрупкие кости восстанавливались медленно, ноги частично атрофировались, Анри перестал расти (по мнению медиков, причиной этой беды было родство отца и матери Тулуз-Лотрека, они доводились друг другу кузенами). Edouard Vuillard Toulouse-Lautrec en euve sur Yonne, en casa de los Natanson. В образе японского императора Фото 1892 г. Между тем Лотрек много работал. Но благодаря отцу, который любил досуг и развлечения, Анри с раннего возраста познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Спокойствие и уравновешенность характеризуют Портрет шляпницы.
В 1884 году он пишет пародию на картину Пюви де Шаванна Le Bois Sacre. Среди 22 литографий, помещенных в альбоме изданном совместно с А. Г. И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос и даже иногда выздоравливают (для справки в 30 случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса, но на удачу надеяться, все-таки, не стоит). Друзья старались помочь ему.
На первом плане, в углу, напротив Валентина (он написан в серых тонах, словно против света, в свойственной ему позе: его гибкое тело как бы извивается, веки прикрыты, руки в движении и большие пальцы отбивают такт), взлетает подол какой-то танцовщицы. Под открытым небом и в комнате, фигурные композиции и портреты. В то время он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных. На его картинах проститутки прекрасны просто тем, что они женщины.
Подлинный восторг у него вызывало мастерство, с которым артисты владеют своим искусством. По приглашению Октава Мауза он приезжает на открытие выставки. Однако эта кисть (не следует бояться сравнений) достойна портретов Веласкеса.
Постепенно Монмартр становился центром его жизни. И это в какой-то мере освободило его от груза ответственности, но в то же время больно уязвило самолюбие. Роковая болезнь подтачивает здоровье Тулуз-Лотрека.
Обусловлено, что он никогда не будет напечатан во Франции. Так завершается цикл произведений, посвященный жизни женщин на рю де Мулен и рю дАмбуаз. Писал бесплатно рекламные плакаты различных кабаре (известное и фрагментами сохранившееся полотно для мадам Ля Гулю). Это период первых поисков, становление творческой манеры Лотрека. Он не польстил ей. За это время он успел пройти стадию увлечения импрессионизмом и отчасти пуантиллизмом. Разочаровавшись в посетителях Ша-Нуар, предметом насмешек которых часто был он сам, Лотрек бродит по ночным уличкам Монмартра, посещает кафе Мулен де ла Галетт, рисует в цирке, встречается с знаменитым певцом Аристидом Брюаном в кабаре Ле Мирлитон, рисует танцовщиц и друзей, выставляется с обществом Двадцати в Брюсселе (i888), впервые выставляет свои произведения в Париже в Салоне независимых (1889). К своим 30 годам он был законченным алкоголиком и страдал от сифилиса.
Запеченная баранья нога, гребешки Сен-Жак с чесночным пюре, маринованные луковицы, шпигованные гвоздикой. Жюри не принимает подарка. Портретную живопись Тулуз-Лотрека условно можно разделить на два вида: картины, где модель смотрит на зрителя глаза в глаза, как бы ведя молчаливый диалог с ним («Жюстин Дьель» – 1889, «Портрет месье Буало» – 1893) и картины, где персонажи находятся в какой-нибудь обычной для себя ситуации, в окружении привычных вещей, которые свидетельствуют о профессии, повседневных занятиях и привычках.
Особенно отец. «Приличное аристократическое общество» не принимало его. Анри был резвым, озорным, любознательным ребенком, он секунду не сидел на месте. Модели.
Родители были не против того, чтобы сын занимался искусством. Но и дар необходимо передать на рассмотрение жюри. Его другом становится Брюан, в Мулен-Руж он знакомится с Ла Гулю, первой из звезд, ярко засиявших на его полотнах. Но тот спит в кресле тяжелым сном приближающейся болезни.
Карлик, в раннем детстве перенесший две сложнейшие травмы. Как и его учитель Пренсто, мальчик особенно хорошо умел показать движение. Готовые коктейли любил посыпать тертым мускатным орехом. Например, портрет отца художника на коне с соколом в левой руке (1881). 17-летний художник уже добивается в нем заметных результатов.
На соседней странице — Жанна Авриль (1 893, Брюссель, Музей Иксель). Серый силуэт танцовщика на переднем плане, белая и розовая спираль танцовщицы, черная стена зрителей под желтыми лампами удивляет выдумкой и расчлененностью пространства. Вскоре, однако, происходит несчастный случай, который изменяет течение всей последующей жизни Лотрека (точно так же как отношение к нему отца). 30 мая 1878 г. Анри поскользнулся на паркете в замке дю Боек и сломал левую ногу. Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства. Переходным произведением является также портрет Гибера (картина В кафе 1891), написанный с удивительной правдивостью.
Художник человеческих образов не понимал и иронизировал над спокойствием пейзажей. Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией).
Возникает иллюзия пространства. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям.
Они безошибочно определили место Тулуз-Лотрека в истории современной живописи. Ша нуар, Мулен де ла Галетт, Элизе-Монмартр, а чуть позже — Мулен Руж — во всех этих кабаре Лотрек быстро стал своим. Его жизнь. Настоящим отцом плаката является как раз Тулуз-Лотрек. Henri de Toulouse-Lautrec Confetti 1894 г. Увлекся и литографией — новой модой времени.
Влиятельные друзья Лотрека протестуют. Творчества, но не жизни. Мягкость света и теней передают выражение и взгляд молодой женщины. Удачная афиша Шере, приглашающая посетителей в Мулен-Руж, выполнила свою роль. Второй вариант портрета, гораздо более близкий к его прежним произведениям, так же как и портрет Феликса Фенеона использован художником в картине Танцующая Ла Гулю (1895). Несколькими штрихами передает он фактуру ткани, отсвет флаконов, гладкость кожи, волос.
Дега не принадлежал к числу людей, которые ищут знакомства. Легкость и быстрота кисти, уверенность рисунка как бы переносят этот портрет в те годы, когда Лотреку не нужно еще было рисовать цикла Цирк. Они роднились с лучшими королевскими семьями Англии, Франции и Арагона. Рост костей нижней части тела приостанавливается. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки ("Гостиная в Шато де Мальроме", 1886-1887 "Дезире Дио (Чтение газеты в саду)", 1890 – обе в музее Тулуз-Лотрека, Альби "Портрет Мадам де Гортцикофф, 1893, частная коллекция).
Он сумел избежать этой опасности. Между тем, Тулуз- Лотрек в одном из писем 1890 года упоминает ее как Rousse (Рыжая). Друзей все более беспокоит тяжелое душевное состояние художника. Он понял: страсть, похоть — это не любовь.
Иногда в этих произведениях еще ощущается влияние Форена и Стейнлена, однако трактовка образов, критицизм взгляда – все это восходит к Домье. Не удивительно вот таким образом, что на одном из торжественных банкетов дело доходит до резкой ссоры, когда какойто подлинно академический художник Анри де Гру называет Ван-Гога шарлатаном. Последний погибает под Неаполем. Вполне отвечавшая стилю модерн, она была предпоследним плакатом художника. приехал в Париж, а в 1884г. Потрясающее везение.
Образование продолжалось с домашним преподавателем и под наблюдением матери. Безразличие, тишина. Композиция здесь, как и во многих его полотнах 1887-1888 годов, выстроена по диагонали сверху вниз. Единственное, с чем не мог поспорить никто, — в его полотнах была энергия, сила жизни.
Не думая о будущем. Благодаря карандашу и кисти он окажется в самой ее гуще. Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником.
Жойян пишет первую большую двухтомную монографию о Тулуз-Лотреке с наиболее полной пока библиографией его произведений (1926-27). Тяжелыми пастозными линиями пытается он в последний раз написать портрет двоюродного брата Тапье де Селейрана на выпускных экзаменах по медицине – Экзамен (1901). Тулуз-Лотрек и Синьяк готовы на дуэли защищать имя и честь Винсента. Один из любимых моих пост-импрессионистов. Судьба его была уникальна.
Рядом — Жанна Авриль (1 899, Брюссель, Музей Икселль). Правда, Тулуз-Лотрек и до этого пытался писать картины из жизни ночного Монмартра (1886, 1888), но они оставались, как правило, незавершенными. Это не просто развлечение.
.