Московская жизнь ознаменовалась для Репина знакомством с Львом Николаевичем Толстым. В октябре 1880 года, как-то вечером, в репинскую мастерскую в Большом Трубном переулке пришел, совершенно неожиданно для Репина, Лев Николаевич Толстой, ненадолго приехавший в Москву из Ясной Поляны. Споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Репин иллюстрировал также многие произведения Толстого, созданные в 80-е годы.
Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя. Следующая глава воспоминаний Репина относится к лету 1891 года, когда художник уже во второй раз гостил у Толстого в Ясной Поляне и увидел его совсем иным — опростившимся. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея.
По свидетельству И. Е. Репина, В. И. Суриков высоко ценил творчество Толстого и горячо сочувствовал его борьбе за реализм в искусстве. В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстогос Репиным. Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга.
В 1894 г. отец, после посещения Третьяковской галереи, говорил, что он долго не мог отойти от Ареста Репина, что ему очень понравилась картина На исповеди, но он отрицательно отнесся к Ивану Грозному и Не ждали (письмо С. А. Толстой к дочери Татьяне). Иллюстрации Репина к произведениям Толстого. И. е. репина и Л. Н. Толстого связывала тридцатилетняя дружба, начавшаяся осенью 1880 г., когда Толстой впервые пришел в мастерскую художника. Еще раньше, в 1882-1886 годах, Репин сделал несколько рисунков изображающих Толстого на Всероссийской переписи населения. Знакомство И. Е. Репина с Л. Н. Толстым.
Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне Толстой в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. Рисунки к трактату Толстого Репин делал с натуры, поэтому так ярко и сочно отобразил он в них жизнь московской бедноты. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком. С. а. толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести.
Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Толстой, только недавно лично познакомившийся со Стасовым, заинтересовался его статьей, похвалил ее в письме к Стасову и написал о Репине: «. В 1887 году Репин сделал еще один рисунок – Толстой, сидящий с книгой в так называемом «дедовском кресле».
«как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу. «их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича».
Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Все вместе они образуют фамилию ВРОНСКИЙ.
Страшно трудно. Репин сам очень красочно рассказал о этой встрече. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. С И. Е. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Очень много зарисовок ко всем картинам. Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза.
Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Репин и Н. Н. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов.
Репин страстно любил свое искусство. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание.
И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Так, женщина, показанная анфас, слегка приподнимает руками пышную юбку – видимо, так Л. Н. В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом. Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Третьего дня был на выставке, — пишет Толстой Репину, которого он однажды прозвал Ильёй-пророком, — и хотел тотчас писать Вам, да не успел.
Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Он погружён в работу и ничего не замечает. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Необычайно популярна картина Ильи Ефимовича, где изображен Толстой, стоящий босиком на траве. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Надо сказать несколько слов и о графине. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»).
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь. Оболенский и др. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Чертовский народ. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Вот я и у лошади. Лев Николаевич – такая крупная личность, что его фигура должна быть оставлена потомству во весь рост и непременно на воздухе, летом во весь рост буквально». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
«Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Сколько особенных эпизодов, так западающих в душу, настойчиво преследующих, побуждая выразиться в какой-нибудь художественной форме. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору.
Работа над портретом длилась менее месяца. Пророческим тоном звучал его низкий, грудной голос. Остановились и долго-долго стояли. Крамского, в Академии художеств у П. В. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. –. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Так, в творчестве Льва Николаевича Толстого мне удалось обнаружить всего два листа черновиков с рисунками. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда».
У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. –. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Воздействие песни и музыки на утомленных людей я не могу отрицать».
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Сухотиной-Толстой. Бирюков, Н. Л.
Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Выдающийся подбородок.
Басина, Ф. А. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже сохраняет его облик».
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше.
Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках. Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). По ночам же – до 3-х час.
Главный акцент сделан на лице и руках писателя. И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни.
Выражение победы духа над страстями». Казалось, мы накануне страшного суда. Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно.
Весь день поглощена она этим. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Мочи не было. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Здесь назначение музыки оправдывается той пользою, которую она приносит. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Путешествие Фогга начинается в Англии, далее он отправляется во Францию, Италию, Египет, Индию, Китай, Японию, Америку. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Здесь кормилось много детей. ну и народец же.
Салтанова, И. Я. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. М. В. На месте трудно удержаться во время тряски. Л. Н. возвращается к обеду в свою многочисленную семью, состоящую из 10-ти детей всех возрастов, начиная от 26-летн.
Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Репин дважды подавал прошения об отставке. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег.
Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину.
Надо было только выбить овчину тулупа. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Они были бы полны снегу. Далее я приступаю к чтению. Это был Лев Толстой.
В комнате сумрак. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле.
Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Известно около семидесяти репинских произведений, на которых изображен Лев Николаевич.
Это часто бывает. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры. Работ очень много. Крамского, И. Е.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. «Не молчать перед правдой царицею».
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Остен-Сакен, А. А. Общение с прежними друзьями было только заочным. Мягко ей стало. Наконец переглянулись с недоумевающей улыбкой и пошли своей дорогой.
Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). И все это время между Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. И, действительно, он работал до упаду. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Что бы я теперь делал в калошах. Толстого, Д. Н. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. И больше ничего.
Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. На фоне основной фигуры остальные персонажи смотрятся мелковато. В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола. Толстого явилось продолжением аналогичного исследования творчества А. С.
Помешал казнить, ну, что же, ну, помешал. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина.
Манера исполнения у него лёгкая, непринуждённая, сознательно незаконченная – всё это придаёт его рисункам ту недосказанность, которая и отличает его работы вообще и в частности портреты. Какое блаженство. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). На ее пышной причёске можно прочитать слово АННА. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Крамской воспроизвел эту датировку точно, но приблизительно эта датировка действительно соответствует общепринятой датировке «от сотворения мира».
Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Я вспоминаю, как целесообразна музыка, когда в походе играет оркестр. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15). Но как только он начинает писать, проводя нарочно какую-нибудь мысль, он заслуживает жалости. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В ней чувствуется что-то властное и энергичное.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Мы сели и он заговорил. Но если вычесть из данного числа цифру 5508, мы получаем не 1873, а 1879 год.
Пушкина. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу.
Цвета полотна очень сдержанны. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. Кроме того – у них 23 внука. Очень известна работа Н. Н.
кто может, пусть следует благородному Прометею. И. Н. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Мешает путешествию и сыщик Фикс» (Википедия). Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих.
А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда.
Тем самым моё исследование изобразительного творчества Л. Н. Природа богатейшая. Он говорил много интересного: о пустоте измельчании человечества в городах, о их пустозвонной, фальшивой суете и крайнем нравственном и физическом бессилии и развращенности горожан. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба. Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Мужик, баба и подросток-девочка.
Конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. – писал Репин Стасову. Я сейчас не буду комментировать, действительно ли И. Н. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Рассмотрев рисунки И. Е.
Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Но Крамскому удалось убедить писателя. В то время я еще не занимался выявлением номера вторичной Арконы. Игумнова, П. И. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам.
«Как Вы умеете во всем видеть суть дела. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. – говорил Крамской.
Не всегда однозначно. Оставил большое эпистолярное наследие. Часто на другой и на третий день после разговора с ним, когда собственный ум начинает работать независимо, видишь, что со многими взглядами его нельзя согласиться, что некоторые мысли его, являвшиеся тогда столь ясными и неотразимыми, теперь кажутся невероятными и даже трудно воспроизводимыми, что некоторые теории его вызывают противоположные даже заключения, но во время его могучей речи этого не приходило в голову.
Из-под густых, грозно нависших бровей строго и покаянно блестели глаза. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Но вот группа, должно быть, дальние. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Это барельефы и силуэты Ф. П.
Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. И здесь больше подростки-дети. Молились, благодарили и уходили не торопясь. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Позже он повторил и расширил свои воспоминания в «Далеком близком». Тогда я, следуя его примеру, начинаю пробираться к лошади с другой стороны по краю саней и по оглоблям, чтобы помогать. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Если бы речь шла о датировке «от сотворения мира», которая по Византийской эре отличается от датировки «от Рождества Христова» на 5508 лет. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Зато именно Толстому принадлежит высшая оценка репинского Ивана Грозного. Почти ежедневные свидания в Москве, когда оба они жили там, далее – переписка и встречи с Толстым в Москве и в Ясной Поляне, куда чуть ли не ежегодно приезжал художник, были плодотворны и для Репина и для Толстого. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми. Наконец я попросил позволения попробовать попахать. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое.
Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Первый портрет ему самому не понравился. Упоминание этого города на изображении Льва Николаевича – это свидетельство причисления этими художниками великого русского писателя к числу наиболее уважаемых русских граждан со времен Древней Руси.
Подымать. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). «Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь.
Очертание всего рта было классически прекрасно. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Америка—Франция—Россия. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19.
Гинцбурга, П. П. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Очертание всего рта было классически прекрасно.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну.
Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. Вот, если бы, например, оркестр играл в поле во время летних полевых работ. Я ценил бы музыку, если бы она служила людям, помогала им в тяжелом труде. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
«Не молчать перед правдой царицею». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Первые статьи «Из моих общений с Л. Н. Толстым» Репин поместил в 1908 году в газетах и журналах, в год исполнявшегося 80-летия великого писателя. А потом.
Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Так, когда П. М. Третьяков высказал мнение, что неудобно изображать Толстого за плугом, это, мол, будет похоже на рекламу и что-де с прежних писателей подобных картин не писали, Репин ответил, что он никогда в жизни с этим не согласится: «А что не писали этюдов с натуры с прежних гениев – это очень жаль. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Вот Вы так не только проездом, а даже нарочно съездили туда и написали портрет, значит, мы сошлись в надобности и желании сделать портрет и самое дело уже сделано. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Репина, Н. Н.
От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Ничто земное никогда не было ему чуждо. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре.
Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. Сначала я читаю надписи на усах: слева – МИМ И, справа – МАСКА. Хотя легко догадаться, кто это, тем не менее, можно прочитать: на хохолке – букву «В», чуть правее – букву «R», на шее – буквы «ОН», на задней стороне шеи – букву «С», на верхней части шарфа вокруг шеи – букву «К», правее – две буквы «И». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9).
И, наконец, на средней части бороды Репин изобразил слова: ЯРА МАСКА МИМА ЯРА РОДА. Да и потом, когда Льва Николаевича уже не было в живых, Корней Иванович Чуковский, описывая репинский Крестный ход в Курской губернии -это непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца), заметит: Обо всём этом с такой же экспрессией мог бы написать лишь один человек — Лев Толстой. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. О нём я написал: «Самый главный вывод, который можно сделать о жизни это человека, чей век ограничился всего 57 годами, – это был не просто художник и гравер, а настоящий мыслитель, мим Яра, человек, который мог передавать свои мысли не только метафорически живописными средствами, но и великолепно вписывать свои суждения в изобразительные сюжеты.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». о страшном равнодушии людей ко всем ужасам жизни.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Бруни и Т. А. Толстого. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Мы спускались вниз к ручью. Нет.
и С. А. Сидели, стояли не только на полу, на подоконниках, подставках, скамейках, стульях, – даже на комодах и на шкафах кое-как громоздились люди. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Толстой передал ее кокетство.
Все кажется неотразимо, как сама истина. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Картина строга и проста. Он был чем-то потрясен и опечален.
А вот Илье Ефимовичу Репину повезло больше всех его собратьев по искусству. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. вится, будет работать и пойдет понемногу. Нет. Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни. Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна. Скоро он был уже близ лошади.
Какой художественный и новый мотив. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Вся картина без фокуса и все фигуры ползут врозь. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Но Крамской явно написал «РОДА ГОД», то есть, он употребил датировку по Роду, которая, как получается, отличается от датировки «от Рождества Христова» на 5514 лет. Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. Мы заезжали в два места. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — величайший русский писатель. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Отец не был человеком не от мира сего. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55.
Впоследствии миссис Ауда становится женой Фогга. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. И мы в санях сидели уже по грудь в снегу. Толстой пришел в мастерскую Репина, чтобы посмотреть «Запорожцев», над которыми работал художник.
Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием.
Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Много материала дают письма, дневники, записи разных лиц, знавших Толстого и Репина. Третьяков»109. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Черткова, Ю. И. Пастернака, М. С. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Выдающийся подбородок.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Правда, если применить эра по Феофилу, 5515 год до н. э., то получим 1872 год. Стаховичей. На столе уже горела лампа, мрачное и таинственное предвестие дрожало в воздухе. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Никто не рисовал Толстого столь много, как он. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам.
В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Справа на нее уставился длинноносый мужчина со врезанным затылком. О ней много говорили, хвалили и порицали ее.
Сказано. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. В фонде имеется иллюстрация к роману Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней». Нельзя же его надевать со снегом.
На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Напомню, что «Герой романа, Филеас Фогг, побился об заклад, что сумеет обогнуть земной шар с запада на восток в срок не более 80 дней, что было в то время предельно возможной скоростью, учитывая технические возможности транспорта. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать. И эти прогулки стали почти ежедневными: По бесконечным бульварам.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Вместе они образуют фамилию, КОРЕНИНЪ. Это предложение начато, но не закончено. Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках. Я едва поспевал за ним, ветки мешали видеть, лошадь увязала в сырой почве под травой оврага надо было отстранять ветки от глаз и отваливаться назад при крутом спуске вниз. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы Толстого с мужицкими чертами его типично русского лица и умными, проницательными глазами. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Здесь предельная степень реалистической правды. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Взрослые как будто стыдились. Вот тяжесть.
Но мы, старые люди, лучше владеем собой. Возможно, единственная хвала, произнесенная им на столь высокой ноте в адрес современника. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. На фоне голубого неба Лев Николаевич, барахтаясь в белом снегу, казался каким-то мифическим богом в облаках. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Далее я читаю на верхней части бороды слова: МАРЫ ХРАМА и тут тоже рано ставить точку. Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Хочется так же, как молодым. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Его страстные и в высшей степени радикальные рассуждения взбудораживали меня до того, что я не мог после спать, голова шла кругом от его беспощадных приговоров отжившим формам жизни. Первая встреча произошла 7 октября 1880 года. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». старшего сына, кончая двухлетним младенцем. И она при этом улыбается. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
В 1901 году им был создан портрет Толстого Льва Николаевича на фоне грозы и при свете настольной лампы. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. У него самая большая серия портретов писателя.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Толстой несколько раз позировал в саду. «Я познакомился с Львом Николаевичем в Москве в тот знаменательный период его жизни, когда он переживал огромный внутренний перелом». Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Как некий чародей, он двигался решительно и красиво.
История создания такова. А как Толстой оценивал творчество Репина. Художнику Л. О. вечера, он неустанно проходил взад и вперед по участку вдовы, направляя соху за лошадью и таща другую, привязанную к его ременному поясу лошадь с бороной: он запахивал, «разделывал» поле. Вы были очень добры, снисходительны, хвалили и ободряли мои затеи, но никогда с такою ясностью я не чувствовал всей их пустоты и ничтожности» («И.
Именно в этом состоит новаторство художника – во внешней простоте изображения гениальной личности. А великий оратаюшка все так же неизменно методически двигался взад и вперед, прибавляя борозды. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Неффа (1864-1871). Помимо живописного портрета 1907 года и его повторения 1921г., в фондах музея находится десять портретных карандашных изображений писателя, сделанных Нестеровым в Ясной Поляне летом 1906 года.
Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него. Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Чертков, А. К. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Репин именно молодец. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Ге. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
К 6-ти час. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Л. Н. Толстого». Выражение победы духа над страстями». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Ге, Л. О. Башилова, С. Н. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин.
Их надо осветить, пробудить от прозябания. Черткова, М. А. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Правое ухо и скулу я читаю как буквы СЕ, правую бровь – как слово САМЪ, левую бровь – как слово МУЖЪ, волосы справа на уровне носа: буквы «КО», ложбинка под носом – буква «Р», левая линия верхней и нижней губы – буква «Е», права бакенбарда – буквы «НИНЪ». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Никакого пафоса, всё обыденно и просто, но зритель понимает, что это портрет великого человека. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича.