На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича.
Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». – писал Репин Стасову. Мы спускались вниз к ручью. Какой художественный и новый мотив. Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках. Репин и Н. Н.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам. Оболенский и др. Из-под густых, грозно нависших бровей строго и покаянно блестели глаза. Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. На ее пышной причёске можно прочитать слово АННА.
Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него. «Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику». Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства.
Среди них одни рисунок был особенно дорог Толстому, он напоминал ему своим выражением, мягкостью братца Николеньку. Плоскость была неровная: надо было то всходить на гору, то спускать соху под гору, с осторожностью, чтобы не подрезать задние ноги лошади. Впоследствии миссис Ауда становится женой Фогга.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Третьяков»109. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги.
Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих.
Выдающийся подбородок. Правое ухо и скулу я читаю как буквы СЕ, правую бровь – как слово САМЪ, левую бровь – как слово МУЖЪ, волосы справа на уровне носа: буквы «КО», ложбинка под носом – буква «Р», левая линия верхней и нижней губы – буква «Е», права бакенбарда – буквы «НИНЪ». Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
«Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Толстого явилось продолжением аналогичного исследования творчества А. С. Первые статьи «Из моих общений с Л. Н. Толстым» Репин поместил в 1908 году в газетах и журналах, в год исполнявшегося 80-летия великого писателя. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина.
Толстой пришел в мастерскую Репина, чтобы посмотреть «Запорожцев», над которыми работал художник. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже сохраняет его облик».
Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Страшно трудно. Я вспоминаю, как целесообразна музыка, когда в походе играет оркестр.
Ге. Все вместе они образуют фамилию ВРОНСКИЙ. Но мы, старые люди, лучше владеем собой.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Далее я читаю на верхней части бороды слова: МАРЫ ХРАМА и тут тоже рано ставить точку. Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15).
Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Вот я и у лошади. Так, женщина, показанная анфас, слегка приподнимает руками пышную юбку – видимо, так Л. Н. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Мы заезжали в два места.
Вечером, часов в 9, вся семья, за исключением малолетних, которые идут спать, — собравшись опять в зале, к вечернему чаю и фруктам — устраивает самые разнообразные развлечения. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — величайший русский писатель. Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Художник не раз гостил в его имении Ясная Поляна и много работал с натуры, оставив целую галерею портретов писателя. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. Цвета полотна очень сдержанны. Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре.
К 6-ти час. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Я сейчас не буду комментировать, действительно ли И. Н. Толстого. Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Башилова, С. Н. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9). Толстого, Д. Н. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Художнику Л. О. Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г.
«Как Вы умеете во всем видеть суть дела. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. На фоне основной фигуры остальные персонажи смотрятся мелковато. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Репин страстно любил свое искусство.
Он был чем-то потрясен и опечален. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни.
Все кажется неотразимо, как сама истина. Здесь назначение музыки оправдывается той пользою, которую она приносит. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Толстого, брата писателя, тетушек А. И.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. И, действительно, он работал до упаду. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Америка—Франция—Россия. Современники Толстого, его друзья и почитатели, среди которых было немало художников, понимали важность сохранения для потомков всего, что граничит с именем великого писателя. И все это время между Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. Черткова, М. А. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. – Главное же то, что во имя этих пустяков я как будто огорчил Репина, которого я так же высоко ценю, как и Вы и сердечно люблю.
Мы сели и он заговорил. –. Гинцбурга, П. П.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Что бы я теперь делал в калошах.
Пушкина. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Внизу, в овраге, лежала бутылка воды с белым вином, завернутая в пальто графа от солнца иногда он, весь мокрый, отпивал наскоро из этой бутылки, прямо с горлышка и спешил на работу. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
И, наконец, на средней части бороды Репин изобразил слова: ЯРА МАСКА МИМА ЯРА РОДА. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Чертовский народ. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель.
Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Он погружён в работу и ничего не замечает. Чертков, А. К.
История создания такова. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно. Погрязнуть с ними навсегда – жертва.
Более того, выяснилось, что он стоял скорее в самом ее конце, ярко вспыхнув в течение двух десятилетий 20-х и 30-х годах XIX века, тогда как в 40-х годах эта традиция исчезла как в Западной Европе, так и в России». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Это барельефы и силуэты Ф. П.
Пророческим тоном звучал его низкий, грудной голос. У него самая большая серия портретов писателя. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Хотя легко догадаться, кто это, тем не менее, можно прочитать: на хохолке – букву «В», чуть правее – букву «R», на шее – буквы «ОН», на задней стороне шеи – букву «С», на верхней части шарфа вокруг шеи – букву «К», правее – две буквы «И». По ночам же – до 3-х час. Подымать.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни. Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Работа над портретом длилась менее месяца. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. М. В. Тем самым моё исследование изобразительного творчества Л. Н. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. –.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Хочется так же, как молодым.
Очень много зарисовок ко всем картинам. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Первый портрет ему самому не понравился. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза.
Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием. Воздействие песни и музыки на утомленных людей я не могу отрицать». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Ге, Л. О. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег.
Вот, если бы, например, оркестр играл в поле во время летних полевых работ. Мягко ей стало. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. и С. А. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле. Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин.
Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Это предложение начато, но не закончено. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Первая встреча произошла 7 октября 1880 года. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров.
Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам. На фоне голубого неба Лев Николаевич, барахтаясь в белом снегу, казался каким-то мифическим богом в облаках. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял.
Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л.
Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Главный акцент сделан на лице и руках писателя.
«Не молчать перед правдой царицею». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным.
Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Правда, если применить эра по Феофилу, 5515 год до н. э., то получим 1872 год. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Их надо осветить, пробудить от прозябания. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Крамского, в Академии художеств у П. В. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Но Крамскому удалось убедить писателя. Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Но если вычесть из данного числа цифру 5508, мы получаем не 1873, а 1879 год. Я ценил бы музыку, если бы она служила людям, помогала им в тяжелом труде. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни.
Ничто земное никогда не было ему чуждо. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». Крамского, И. Е. Взрослые как будто стыдились.
Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Молились, благодарили и уходили не торопясь. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Много материала дают письма, дневники, записи разных лиц, знавших Толстого и Репина. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Скоро он был уже близ лошади. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. О ней много говорили, хвалили и порицали ее. старшего сына, кончая двухлетним младенцем. А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. И она при этом улыбается. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. Они были бы полны снегу. Весь день поглощена она этим.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала.
Неффа (1864-1871). Оставил большое эпистолярное наследие. Репин именно молодец. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Стаховичей. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Выражение победы духа над страстями».
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Надо сказать несколько слов и о графине. Репин дважды подавал прошения об отставке.
– говорил Крамской. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли. Очертание всего рта было классически прекрасно. Картина строга и проста. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Непротивление злу, помощь нуждающимся в виде пахоты, тачания сапог у Толстого и решительное, твердое убеждение Репина, что помощь заключается не в этом, а в том, чтобы подымать их до себя иначе говоря, заниматься большим, нужным и единственно правильным делом – пробуждать людей, просвещать их, чтобы они поняли, что так дальше жить нельзя, – таковы убеждения Репина московского периода его жизни. Сначала мне показалось легко но, от неумелости держать соху на равномерной глубине в земле и в то же время следить за правильностию борозды и за шагом лошади — я начал спутывать линию борозды соха то врезывалась очень глубоко, то скользила поверх и я, собрав всю свою выдержку, едва дотянул второй подъем на гору и возвратил соху хозяину, вспотев и устав до невероятности от непривычного труда правда и день был жаркий, 9-го августа.
Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. Отец не был человеком не от мира сего. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике — обобщенный до символа — портрет 1901 года изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба.
Это был Лев Толстой. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Л. Н. Толстого». Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. о страшном равнодушии людей ко всем ужасам жизни.
«В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». У М. В. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Нет. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать. Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Салтанова, И. Я. Бирюков, Н. Л. Далее я приступаю к чтению. Лев Николаевич подходит к лошади, как опытный кавалерист, с головы, берет, правильно подобрав, повода в левую руку и, выровняв их у гривы на холке и захватив вместе с поводами пучок холки, берет правой рукой левое стремя. Он первым из современных художников смог уговорить писателя позировать ему – Толстой категорически отказывался от создания живописного своего портрета.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин сам очень красочно рассказал о этой встрече.
Это часто бывает. Толстой передал ее кокетство. Репина, Н. Н. Нет. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. И здесь больше подростки-дети.
Между ветвями высоких деревьев, по густой траве, он стал спускаться в темный овраг, заросший высокой травой. Какое блаженство. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Позже он повторил и расширил свои воспоминания в «Далеком близком».
Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни. Нельзя же его надевать со снегом.
Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Басина, Ф. А. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали.
Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Рассмотрев рисунки И. Е. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Мочи не было. Черткова, Ю. И. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
В комнате сумрак. Очень известна работа Н. Н. Но Крамской явно написал «РОДА ГОД», то есть, он употребил датировку по Роду, которая, как получается, отличается от датировки «от Рождества Христова» на 5514 лет. С И. Е. Он сообщил мне необходимые правила и я пошел.
В ней чувствуется что-то властное и энергичное. кто может, пусть следует благородному Прометею. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника.
Эти семнадцать дней были такие чистые, свежие, ясные, наполненные интересным трудом и симпатичным, отрадным отдыхом. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. В то время я еще не занимался выявлением номера вторичной Арконы. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час.
Здесь кормилось много детей. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Толстой несколько раз позировал в саду. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Очертание всего рта было классически прекрасно.
Леонид Пастернак много рисовал писателя. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Вот тяжесть. В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Если бы речь шла о датировке «от сотворения мира», которая по Византийской эре отличается от датировки «от Рождества Христова» на 5508 лет.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Мешает путешествию и сыщик Фикс» (Википедия). Остен-Сакен, А. А. Справа на нее уставился длинноносый мужчина со врезанным затылком.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму.
Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Закладывается дуга, поднимается нога к хомуту, чтобы стянуть гужи тонким ремешком супони, продевается повод в кольцо дуги, завожживается лошадь, – готово.
С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Игумнова, П. И. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).
В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом. «Я познакомился с Львом Николаевичем в Москве в тот знаменательный период его жизни, когда он переживал огромный внутренний перелом». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Сначала я читаю надписи на усах: слева – МИМ И, справа – МАСКА. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю.
Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам.
Сухотиной-Толстой. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. И. Н. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Наконец я попросил позволения попробовать попахать. Пастернака, М. С. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Работ очень много. Правда, датировка городов художников не интересовала – только номер Арконы, что мы отмечаем и у Крамского и у Репина и даже у Нерадовского.
Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало. вится, будет работать и пойдет понемногу. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. На месте трудно удержаться во время тряски. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза.
Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. ну и народец же. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках.
Выдающийся подбородок. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Природа богатейшая. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». «Не молчать перед правдой царицею». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Крамской воспроизвел эту датировку точно, но приблизительно эта датировка действительно соответствует общепринятой датировке «от сотворения мира».
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Репин принимал Толстого и художника и мыслителя, без оговорок, реалистические основы его искусства были ему близки и понятны. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Кроме того – у них 23 внука. «Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь.
Однако, поскольку фамилии, которые в истории часто записывались малограмотными писцами при записи искажались, в романе уже фигурирует как КАРЕНИН. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. В фонде имеется иллюстрация к роману Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней». Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Бруни и Т. А. Надо было только выбить овчину тулупа.
И мы в санях сидели уже по грудь в снегу. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Затем сказала, что, вероятно, мы о ней слышали много дурного всюду распространено мнение, что Л. Н. – небо, а она – земля. А 1906 году он нарисовал портрет углем.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. вечера, он неустанно проходил взад и вперед по участку вдовы, направляя соху за лошадью и таща другую, привязанную к его ременному поясу лошадь с бороной: он запахивал, «разделывал» поле. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Вместе они образуют фамилию, КОРЕНИНЪ.
Выражение победы духа над страстями». Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887.