Титус ван Рейн (нидерл. Titus van Rijn сентябрь 1641, Амстердам— 4 сентября 1668, Амстердам)— сын нидерландского художника Рембрандта ван Рейна и его жены Саскии. Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус ван Рейн. Титус ван Рейн (нидерл. Titus van Rijn сентябрь 1641— 4 сентября 1668)— сын нидерландского художника Рембрандта ван Рейна и его жены Саскии. Титус ван Рейн (нидерл. Titus van Rijn сентябрь 1641 (1641), Амстердам— 4 сентября 1668, Амстердам)— сын нидерландского художника Рембрандта ван Рейна и его жены Саскии.
Рембрандт моет кисти и щетки, смешивает краски. Соблазнителен вид натянутого чистого холста. Он на многих примерах убедился: кто падает, тот уже не поднимается. Золотистый свет скользит по его лицу и легкие тени и блики рождают впечатление очень живого движения мыслей портретируемого.
Чикагская картина "Девушка в североголландском платье" (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета. И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец. Титус не отличался сильным здоровьем.
Когда тот доложил о ходе боевых действий, Давид отпустил военачальника, позволив ему идти ночевать к жене. Хендрикье, не обладавшую светскостью Саскии, он чаще писал в простых нарядах.
И две поздние картины Рембрандта тоже связаны с судьбой Титуса. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Его высокомерие причина всех зол. Тончайшая, словно тающая дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает ее контуры и тени на фоне отдаленного пейзажа в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура. Четыреста флоринов. Они не являются.
В музее Бойманса в Амстердаме находится один из лучших портретов Титуса. Одеяние дано большими, обобщенными пятнами. Так и во втором варианте "Урока анатомии". В 1647-ом году вдова штатгальтера Фридриха Генриха Оранского решает создать мемориальное здание в честь ее покойного мужа и украсить его картинами лучших художников Голландии.
Гертье подала на Рембрандта в суд, обвинив его в нарушении брачного сговора. – Женитьба Титуса. Ярким пламенем, как последние лучи заходящего солнца, вспыхнуло бессмертное вдохновение художника в картине изображающей чудную семейную группу: мужчину, женщину и трех детей (Брауншвейгский музей).
Жизнь его всегда была очень бурной и полной. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Урия должен будет считать родившегося ребенка своим. Царь послал к ней гонца с письмом, в котором повелевал явиться к нему. Мы не знаем, что нас ждет в будущем.
В 1665 году все долги Рембрандта были уплачены. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Дела Рембрандта шли плохо. Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен. И он достиг своей цели. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
Постепенно исчезают белоснежные цветы, которыми мороз изукрасил окна. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». 1657-м годом помечен первый из них. Жена Иосифа с почтительной печалью слушает предсказания Иакова и думает о будущности дорогих малюток. Одну за другой она получает три повестки с требованием явки.
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. И он достиг своей цели. Пилат обращается к кому-то как бы поверх голов по-видимому, к нам.
Здесь же подчеркивается естественность, человечность происходящего: лишь неяркий нимб над головой Иисуса и восторженный, устремленный ввысь взгляд указывают на Его божественность, которой, очевидно, не замечает мальчик-прислужник. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком. Великий труженик был объявлен несостоятельным должником. Скорбно смотрит вниз знающий свою судьбу измученный Христос. Он выполнен в том же 1658-ом году.
Cпите спокойно, сестры и братья. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Давид увидел ее купающейся и прельстился ее красотой она завладела его помыслами. Так что это не был брак по расчету. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Жизнь проходила, время бежало. Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах. Но надолго ли. Рембрандт присутствовал на крестинах сироты-внучки, родившейся после смерти своего отца и названной в честь него Титией, а вскоре после этого печального торжества он похоронил свою молодую невестку. Вероятно, шум и суета, всегда сопровождающие приезд и отъезд путешественников, постоянный наплыв все новых лиц бередили его сердечные раны и мешали ему сосредоточиться на работе.
– Фамильный портрет будто бы семьи Рембрандта. Цвет часто монохромен – вся картина, начиная от загорелого и грубого лица, освещенного лишь слева и кончая темно-коричневым плащом на золотистом фоне, написана в теплых тонах краски ложатся на холст широкими, тягучими мазками. – Вдова и сироты. "Я во всем и всегда искал только естественности.
Благородное лицо мужчины написано широкими и смелыми взмахами кисти отделка правой руки по своей тщательности может сравниться разве что с руками «Джоконды» Леонардо да Винчи. В соответствии с ней, должник не препровождался в тюрьму, если ему удавалось доказать в суде, что его тяжелое положение вызвано объективными причинами. Часто пожилой художник, увлеченный своим делом, забывал обед и закусывал, стоя перед мольбертом, куском сыра с хлебом или селедкой (пища самого бедного класса в Голландии). Но, видимо, никакие рамки не могли остановить могучего полета гения Рембрандта даже покоряясь всевозможным указаниям, советам, требованиям богатых «суконщиков», он сумел сотворить создание единичное, цельное, перед которым еще долго, если не вечно, будут преклоняться знатоки искусства.
Бледное искаженное лицо смотрело на него из зеркала. Он никогда не приукрашивает его, даже тогда, когда рисует Саскию. По случаю праздника наместник отпускал того из узников, которого выбирал народ. Чтобы попасть туда, нужно пересечь по грахтам (улицам идущим вдоль каналов), переулкам со съестными лавочками, крохотным площадям и подворотням, чуть ли не весь город к вокзалу, туда, где раньше был еврейский квартал и где на Йоденбреестрат (Еврейской улице) стоит старый дом великого художника. Для Рембрандта тело священно.
И после ему часто случалось исполнять подобные поручения. Теперь, когда они уходят, он их едва узнает. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Он все еще не оплачен полностью, а ведь чтобы приобрести его он работал целых пятнадцать лет. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.
Здесь для семьи ван Рейн началась жизнь исполненная постоянного труда и строгой экономии. Постановка фигур поразительна по своей правильности и целесообразности. С точки зрения экспрессии портрет очарователен.
Уже этот один факт полного доверия двух женщин, отдавших в руки отца будущность своих детей, говорит в пользу ван Рейна. Часто пожилой художник, увлеченный своим делом, забывал обед и закусывал, стоя перед мольбертом, куском сыра с хлебом или селедкой (пища самого бедного класса в Голландии). Как он переворачивает шаткий столик, как трещит дерево и звенит медь, которые будят спящих внизу постояльцев и те спрашивают себя, что за зверь мечется взад и вперед у них над головой.
Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской. Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус ван Рейн. Титус часто служил моделью Рембрандту. Его самоутверждение носит характер почти агрессивный, поражающий и подавляющий зрителя. И в свете и в тени.
Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом "Портрете жены брата" (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра). Его поведение не могло не внушать уважения к нему вскоре вокруг него собрался кружок друзей: Сикс, Франсен, богатый торговец произведениями искусства, Зоммер, собиратель эстампов, называвший художника своим «специальным другом», были его постоянными посетителями. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Можно почти с уверенностью сказать, что женщина отнюдь не невеста и не иудейка, разве что изображена в воображаемом, псевдобиблейском стиле, характерном для исторических полотен Рембрандта.
Но из своей горькой жизни Адриан вынес одно гордость. Внешне величественный, Саул внутренне беспомощен.
Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам. В Петербургском Эрмитаже можно видеть его «Возвращение блудного сына» в музее Амстердама находится не совсем понятная, загадочная картина, почему-то названная «Еврейская невеста» изображающая молодую женщину в роскошном уборе она, видимо, ожидает приближающегося к ней пожилого мужчину. Всякий другой сделал бы из этого сюжета самый банальный, скучный, ординарный портрет.
Он сделал несколько шагов. Это оказался пергамент, скрепленный печатями. Подобно этому писателю, ван Рейн с особенной любовью относится к «униженным и оскорбленным», к забытым людьми, удрученным, погибающим под бременем жизни или в непосильной борьбе. В мастерской Рембрандта в беспорядке свалены незаконченные картины. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Рембрандт недолго оставался в «Императорской Короне». При этом героиня слегка, чуть-чуть наклонилась к нам так, что ее голова, правое плечо и рука (на картине слева) попали в полосу падающего слева света, а фигура в целом осталась в тени.
Для Рембрандта она и не была служанкой. – Впрочем, по зрелом размышлении, я полагаю, что ты мог бы писать портреты и здесь. Cпите, дети. Моделируют уголок рукава и несколько суставов опирающейся о ручку кресла руки.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. А тот, уже много лет не бывавший в доме Рембрандта, разглядывал все с острым любопытством. Он уже не здесь. Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки. Он живет уже в другом мире, где сквозь черный мрак пробивается лучезарный свет.
– Торговля картинами, основанная Титусом и Хендрикье. – «Поклонение волхвов». На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины. Можно ли удивляться, что после такого безумного напряжения, огромного труда и многочисленных забот в его душе наступил перелом.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров).
Сумерки почти перешли в ночь по пейзажу скользят лишь едва заметные полосы света. Он заглянул в пергамент и узнал его. Сюжет взят из Нового Завета. Некоторые остаются ему верны изредка заглядывают или шлют весточку. Руководил сбором Филипс де Конинк.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Их формы растворяются в игре неясных рефлексов и бликов. Одаренный тонким умом и нежной, восприимчивой душой, он вовсе не обладал светским лоском и умением жить и ладить с людьми.
Это был почетный и выгодный заказ Рембрандт решил эту задачу полностью в духе XVII века и притом середины столетия он представил себе слитную, динамическую сцену, в которой все участники занимают свое место, подчиняясь сложному, но единому ритму. Нужно работать".
В 1503-ем году он создал находящийся ныне в парижском Лувре портрет Моны Лизы Джоконды, явившийся новым словом в мировом портретном искусстве (его высота девяносто семь, ширина пятьдесят три сантиметра). В Петербургском Эрмитаже можно видеть его «Возвращение блудного сына» в музее Амстердама находится не совсем понятная, загадочная картина, почему-то названная «Еврейская невеста» изображающая молодую женщину в роскошном уборе она, видимо, ожидает приближающегося к ней пожилого мужчину. Он видел множество картин, – чьей кисти они принадлежали, он не знал. Давать, ничего не получая взамен. И мы, против воли своей, заступаем место подлинных слушателей.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Душа человека – вот что больше всего занимало Рембрандта в портрете. Глаз смотрит остро и настороженно.
Ну что ж, тогда он напишет себя таким, какой он есть и каким останется, во что бы ни пытались его превратить. И на этот раз. Грубая действительность пробудила его от грез. Картины, написанные в 1656 году. – Переселение на новую квартиру. – Труд и экономия. – Торговля картинами, основанная Титусом и Хендрикье. – «Поклонение волхвов». – Возвращение друзей. – Последний коллективный портрет. – Гравюра с изображением Коппенола. – Характеристика трех коллективных портретов. – Болезнь и смерть Хендрикье. – Ее духовное завещание. – «Возвращение блудного сына» и «Еврейская невеста». – Фамильный портрет будто бы семьи Рембрандта. – Уплата долгов и признание Титуса абсолютнолетним. – Женитьба Титуса. – Два портрета. – Стихотворение де Деккера. – «Бичевание Христа» и последний автопортрет. – Смерть Рембрандта. – Вдова и сироты. – Памятники.
Смотрите, я все тот же, крепкий, могучий, непоколебимый, как дуб, не тронутый грозой». Какое же это дьявольское честолюбие – считать, что тебе тесно в пределах родной страны. Серия изображений стариков и старух занимает важное место в его творчестве 1650-х годов. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Детское лицо средневековой фигурки улыбалось ему своей каменной, бессмысленной улыбкой.
На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело. Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами. Он тоже сквозь внешнее безобразие видит и вызывает бестелесную красоту души и умеет найти «человека» в самом последнем отверженце, утратившем всякий человеческий облик.
Ни сам Рембрандт, ни весь уклад их жизни не требовали от нее такого самоуничижения: к внешности своей он относился теперь безразлично, носил лишь такую одежду, в которой было удобно писать и гравировать. К 1655-му году относятся оба варианта одного из последних офортов "Христос перед народом" или "Се человек", размеры которого (длина сорок пять, высота тридцать девять сантиметров) значительно превосходят все предыдущие гравюры мастера, уступая лишь "Трем крестам". Рембрандт – поэт страдания и сострадания. Она отдалась ему и зачала. Они как живые".
Патриарх хочет перед смертью благословить своих внуков. Холод приятно подбадривает его.
" Счастливцы католики. Завершенные картины его уже не интересовали. Мы проживаем одну жизнь за другой. Рембрандт могущественнее рока. Движениями художника управляют далекие неведомые силы.
Саския умерла, но жив Титус. Пусть воплотятся в жизнь мечты и притчи. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. В 1650-1660-е годы портретные образы Рембрандта значительно усложняются. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. В 1658-ом году появляется офорт "Юпитер и Антиопа" (длина двадцать, высота четырнадцать сантиметров). Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками.
Он рассматривал кожу, которая сморщилась и обвисла от похудания и постоянного напряжения. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). По-видимому, он стоит на пороге смерти.
Неизвестность мучительнее любого зла. Зверь. Это "Негритянка" (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров). Фигура Сикса представлена в легком повороте, будто готовой к более выраженному движению.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
В еще большей степени это относится к психологическому содержанию. Сидящая напротив нас массивная фигура Рембрандта возвышается на кресле, словно на троне, широкой пирамидой. – Стихотворение де Деккера. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Были у Титуса и собственные картины. Этот контраст мертвого тела и живого духа человека, незаметный для профессора и стоящего слева участника демонстрации, но хорошо видимый зрителю, был сознательно задуман Рембрандтом.
Жезлом, который он сожмет в руке, ему покамест послужит муштабель, а завтра он одолжит у старого привратника палку. Она имеет квадратную форму (длина сто сорок два, ширина сто сорок два сантиметра). Поэтическая метафора "Петр-скала" ("Петр" по-гречески означает "камень") – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры. Свидетельница: тетка, Екатерина Тельниг».
Он обучался рисунку и живописи, подавал надежды и был гордостью отца. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Но вот она выпрямляется во весь рост между землей и небом и такой видит ее художник. Расчет был прост. Чуть поодаль справа, вровень с Иосифом, но словно отдалившись от него, стоит его жена Аснат. Он ловит себя на том, что, как всегда во время работы, тихо напевает или насвистывает.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Всякий другой сделал бы из этого сюжета самый банальный, скучный, ординарный портрет. Это – небольшой рисунок (высота двадцать три, ширина тринадцать сантиметров) изображающий самого Рембрандта во время работы, в мастерской, одетым в нечто вроде длинного халата и рабочую шляпу. Само собой разумеется, что он живой.
Вместе с Титусом, Хендрикье и ее маленькой дочерью Корнелией он переехал в гостиницу «Императорская Корона», хозяин которой согласился содержать его в долг. История искусства не знала до него такой правды и откровенности. Перед зрителем они предстают как воплощение человеческой мудрости и терпения.
Но Давид старался сохранить тайну своей связи. Длина картины сто тридцать пять, высота сто пятнадцать сантиметров. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Каждый день после обеда без умолку трещали доски дубового печатного станка. Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
В этом документе встречается интересная статья, по которой Рембрандту предоставляется право жить у ведущих дело, «не платя им за пищу и квартиру и стараясь быть им полезным». Краски богаты и горячи художник прибегает для наложения их густыми слоями к так называемому мастихину-шпателю – так называется специальный живописный инструмент в виде узкой лопаточки из упругого гибкого материала, с прямоугольно обрезанным концом. Доносчик, наемник Сикса. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Но у Рембрандта светотень, которую он получил из наследия Караваджо, приобрела новый смысл.
Его упрекают за неправдоподобие картин с ночным освещением. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. Цена увеличивалась, напряжение возрастало. – Возвращение друзей.
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Но сломить меня вы не могли. Они подчеркивают исключительную точность в изображении одежды, вооружения, сбруи, породы коня и даже манеры держаться в седле, характерной для польской кавалерии того времени. В иной день они опять застают Рембрандта в состоянии слепого, безудержного отчаяния.
Кто хоть раз внимательно изучил «Милосердного самаритянина» (музей Лувра) или хотя бы хороший фотографический снимок с него, никогда не забудет этого дивного произведения. Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): "Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью". Все они выполнены до 1652 года, когда скончался Адриан. Здесь ему не больше пятнадцати лет все преисполненные нежной любовью рембрандтовские портреты сына указывают на приветливый, кроткий нрав мальчика.
В образе Гендрикье есть и реальность и мечта и грусть и ощущение большого счастья. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. С точки зрения правды – совершенно правдив. Польские искусствоведы настаивают на том, что это – портрет их соотечественника. Господня».
Кажется, можно было расслышать, как стучит кровь в жилах взволнованной толпы. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Первая из договаривающихся сторон обязалась вносить из своих средств 800 флоринов в год в качестве оборотного капитала второй уделял на предприятие 950 флоринов, тоже ежегодными вкладами. Свидетельница: тетка, Екатерина Тельниг». Откуда выросло трагическое величие Шекспира, как не из общественного скептицизма.
Что же касается третьей картины, "Христос у колонны", музей в Дармштадте (высота девяносто четыре, ширина семьдесят три сантиметра), то кажется, что здесь раскрывается собственная драма Рембрандта. Где же были они, его друзья, поклонники, те, которым он дарил картины, бесплатно писал портреты. Этот офорт известен нам в восьми состояниях, но в любом из них он представляет самое строго построенное из графических произведений Рембрандта (в геометрическом смысле).
Он знает, что этому кризису предшествовали годы страстной и напряженной работы. Мы видим, что душу ее раздирают противоречия. Но сломить меня вы не могли. Спустя несколько лет ее сменила другая молодая женщина, Хендрикье Стоффельс. Понемногу в уединенное жилище художника пришло довольство он жил скромно, но не бедно. Он все забыл.
А как же дом, его дом. Петр – отец церкви. Сам собой напрашивается вывод, что кто-то умело и точно организовал разорение Рембрандта. В глубине трапеции, посередине, возвышается распятие.
В таинственном полумраке едва виднеются абрисы второстепенных лиц. Он утомлен, чуть сгорблен, печален плотно прилегающая к голове коричневая круглая шапочка и пушистая седая борода подчеркивают овал лица, для которого прямоугольная спинка кресла сзади образует как бы раму. Тем временем деньги были собраны. На столе медные пластинки, гравировальные иглы.
Это диктует ему честолюбие, такое же неистовое и требовательное, как и прежде. При этом Рембрандт отвергает каноны "идеальной наготы", созданной Рафаэлем. Подняться можно только раз в жизни. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Темно-красный большой берет оттеняет его нежное и грустное лицо. Его занимает больше всего основа основ человеческого существования. С горьким чувством глубокой обиды покинул он чудный уголок, устроенный и украшенный его трудами, то гнездо, в которое он когда-то ввел свою «милую хозяйку» (надпись на первом портрете, выполненном через три дня после свадьбы), цветущую, прелестную Саскию.
"Конечно, я знаю, как помочь им, – размышлял Рембрандт. Молодой человек рано стал заниматься живописью, но он не унаследовал таланта отца и не пошел далее посредственных попыток. В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Жена Сикса, дочь доктора Тульпа, заказывает свой портрет уже другому художнику. Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской "Вирсавии", 1654-ый год. Так же истаскана близкая ей по фактуре красная ткань пояса и белая – шарфа на груди.
Стол покрыт дорогим восточным ковром красноватого цвета. Мы уже ознакомились с несколькими картинами этого периода.
Постановка фигур поразительна по своей правильности и целесообразности. Между всадником и мрачным зданием течет, вдоль второго плана, река в глубине слева виден далекий водопад, а справа – лодка с несколькими гребцами и какие-то огни на том берегу, может быть, костер опускается ночь.
1650, Государственные музеи, Берлин). Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Художник как будто говорит своим противникам: «Вы разорили, вы оскорбили, вы унизили меня вы приписывали мне побуждения и поступки, чуждые моей натуре. Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, "скользящим" (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи. Обвиняемый отрицал обещание жениться и ничего не сказал о кольце. Положение тела не изящно, лицо положительно некрасиво. Это его дело – украсить и возвеличить ее так, чтобы на его картинах она являлась столь же абсолютной, как и самая прославленная из женщин.
Ему удалось избежать самого худшего с помощью законной операции, называвшейся «cessio bonorum» (что значит «передача долга»). Вирсавия миловидна, но не ослепляет красотой это женщина лет тридцати – тридцати пяти (бальзаковский возраст), высокая, сильная. Над ней, словно возникая в центральной точке изображения извиваясь и расширяясь кверху, сверкая и дымя, горит и полыхает очищающий сноп священного огня. Золотые блики пронизывают сумерки и из тьмы внезапно выступает Гендрикье и слышно, как шелестит ее одежда.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. В феврале 1668 года Титус женился, но спустя семь месяцев умер в возрасте двадцати шести лет. Особенно известна блистательная "Вирсавия" Рубенса из Дрезденской галереи.
Старинный дом, номер 4-6, окна с наружными ставнями и мелкими переплетами. Его красивые золотисто-рыжеватые локоны мягко спадают на плечи из-под берета.
Других моделей, корме Титуса, Гендрикье и самого себя у Рембрандта не осталось, но он снова, как в те счастливые дни, когда жива была Саския, принялся за работу. Патриарх хочет перед смертью благословить своих внуков. Если он изредка о них слышит, то лишь от торговцев картинами или от случайно повстречавшихся общих знакомых.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
Ту же задачу проводит Данте. Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Состояние смены мыслей и чувств пытается передать художник и на лице Яна Сикса (Портрет Яна Сикса, 1654). Особенно это поражает нас в детстве.
Рембрандт долго вертел фигурку в руках. Чувство горького одиночества подчеркнуто здесь еще сильнее, чем в портрете брата. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Кровь снова пульсирует в жилах размеренно, ритмично. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.
Вирсавия представлена в момент тяжелого раздумья о своей судьбе. Так с начала 1650-ых годов начался поздний период в творчестве Рембрандта. Не проходило недели, чтобы не являлись кредиторы.
Прекрасный, но трагический удел. Судя по костюмам героев, это образы библейских Исаака и Ревеки, для которых художнику, возможно, позировали, сам Титус (мужской образ напоминает Титуса изображенного на картине Портрет Титуса в большом берете, 1663, Галерея Далвичского колледжа, Лондон, хотя и выглядит старше) и девушка из семейства Эйленбюрх.
Многие из комментаторов творчества Рембрандта утверждают, что эта картина – портрет его самого и его жены, Екатерины ван Рейн, на которой он женился вскоре после смерти Хендрикье. – «Возвращение блудного сына» и «Еврейская невеста». Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах. Рембрандт стал его последним протеже.
И угасает она в одну из грозовых ночей. Холст не сопротивляется более. – Переселение на новую квартиру. Нельзя было даже сказать, что Рембрандт работает с определенной целью, что ему хочется закончить свой автопортрет.
Но теперь он замер и впился убийственным и подозрительным взглядом в Петра. Долго они взывали к нему. Этот мягкий, несколько тусклый колорит чрезвычайно гармонирует с сюжетом картины «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа». Колорит сам по себе – целая поэма в красках. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство.
Мы угадываем в Вирсавии Гендрикье. Эти две картины на первый взгляд могут показаться и по сюжету и по выполнению настолько различными, что как будто нет оснований для их сравнения. Портреты эти были написаны, по-видимому, во время посещения Рембрандтом Лейдена. На каждом из этих лиц легко прочесть мысли, настроение и характер изображенной личности.
Теперь все ученики уходят, все до одного. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно.
На ее верху установлен металлический блок с перекинутым через колесо стальным канатом. Теперь мы лучше прочитываем сложную игру чувств, которую придал Рембрандт образу героини. Вы можете подвергнуть его самым опасным сравнениям – и он выдержит испытание.
Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Туловище или, как принято называть его в искусстве, торс Вирсавии шероховат и налит силой.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Он создавал картину за картиной.
Тихая, почти веселая улыбка освещает его лицо. Он увидел, как шатко и непрочно его положение. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Светлой массой, вписанной в большой треугольник, образуемый основанием картины (ее правым краем и диагональю) выделяется нагота сидящей женщины. Он получил урок.
Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете. Новобрачные поселились на собственной квартире. Так пришло одиночество.
Вирсавия повиновалась.
Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания.
Рука уверенно следует велениям мечты. Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги. Правая рука и голова героини вяло опущены, губы чуть тронуты беспомощной, вялой усмешкой. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. Но, без сомнения, первый шаг к сближению был сделан не со стороны Рембрандта. И с тех пор двери его не закрываются.
Осталось два конкурента музей города Кливленда и Нью-Йоркский Метрополитен-Музей. Через некоторое время она известила Давида о том, что она беременна.
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Здесь упор, похоже, делается на успехе. «Хендрикье из Рансдорпа с редкой самоотдачей вживается в жизненную драму новой рембрандтовской Вирсавии, очарование которой – в полном отсутствии самолюбования – отмечает О. Петрочук. – Хендрикье словно бы всем украшениям на свете предпочитает скромное обручальное кольцо, которое ввиду незаконности брака с художником носила не на пальце, а на шее, что можно видеть в наиболее психологически полном ее изображении – Хендрикье у окна.
Служанка держит свечу, прикрывая от нас ее пламя правой рукой. Всплывали долги, сделанные два-три года назад. Руки у него связаны за спиной.
Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки. Каждый из ее членов вносил посильный вклад в достижение заветной цели – уплаты долгов и снятия пятна с честного имени Рембрандта. То здесь, то там собирались группки враждующих художников.
И что она добилась от Давида, чтобы он назначил Соломона престолонаследником. От явного стремления не забывать своего места, особенно при гостях. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Жизнь снова возвратилась к нему. Эта грань как бы стирается и исчезает, когда мы стоим перед картинами Рембрандта.
На его худеньком и оживленном лице дрожит отсвет увлекательного воображаемого волшебного мира, в который его унесла книга и кажется, что мы видим, как тонкие губы раскрываются, впитывая в себя взволновавшие юношу поэтические образы. "Боже мой, Адриан, я от души сожалею. Роль фактора времени в структуре создаваемых им образов приобретает все большее значение. Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро. – Памятники.
Чудное золотистое освещение смягчает слишком мрачный характер картины. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. Он уже не так часто вспоминает Саскию. Подобно тому, как портреты Гендрикье дают нам представление о том, какие черты, какие качества поздний Рембрандт стремился воплотить в образах женщин, так и в портретах сына Рембрандта, Титуса, мы наблюдаем, какие задачи ставил перед собой мастер, воплощая образы детства и юности.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Узнав об этом, царь позвал Урию на пир и приказал его, уже пьяного, отвести к Вирсавии.
Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Улыбка была для Леонардо знаком внутренней жизни человека. Все знали о его доверчивости, знали, что он ни о ком не думает плохо. Маннеринг).
Здесь для семьи ван Рейн началась жизнь исполненная постоянного труда и строгой экономии. Самые мощные струи темного огня, быстро скользя вдоль боковых сторон световой трапеции, бьют в лица распятых на крайних крестах. Этот портрет очень красив по своему живописному решению. У Рембрандта она стала ведущей темой творчества. Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус ван Рейн. Участь мастера.
Но старейшины делали все, чтобы предотвратить его. На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства. К счастью, мы обладаем богатым, неисчерпаемым источником для изучения характера Рембрандта.
Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо. Ярким пламенем, как последние лучи заходящего солнца, вспыхнуло бессмертное вдохновение художника в картине изображающей чудную семейную группу: мужчину, женщину и трех детей (Брауншвейгский музей). Она тоже была поначалу няней Титуса.
Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии. И действительно, древняя история сообщает нам, что Вирсавия стала женой Давида, а затем матерью легендарного Соломона. Немец Зандрарт в своих записках упоминает о нем с самой горячей похвалой. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
У него было несколько причин съездить осенью 1654-го года на родину. Говорят, что когда Адриану Брауверу пришлось бежать в Амстердам, он долго жил у Рембрандта вполне бесплатно. Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы.
Честолюбие, которое некогда погнало его, юношу, почти мальчика, в Амстердам, которое побудило его с дерзкой самонадеянностью добиваться руки дочери аристократа, советника принца Оранского, которое склоняло его вести жизнь на широкую ногу и рождало фантазии, по своей силе превосходившие его талант. Но, без сомнения, первый шаг к сближению был сделан не со стороны Рембрандта. Он изобразит себя восточным пашой, вознесенным над ничтожными, пресмыкающимися у его ног угодниками. Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности. Накинутая на плечи полусгнившая темная шуба почти не закрывает странной изрядно затрепанной золотистой одежды с ее водопадом бесчисленных вертикальных мелких складок, которые, словно каннелюры колонн, как бы поддерживают широкую грудь художника.
Он чувствует, что к нему возвращаются силы. «Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Лицо – зеркало души и во всех его произведениях лицо, выражение лица занимают центральное место. Его Христос есть Спаситель «труждающихся и обремененных», озаряющий мир солнцем божественной любви и милосердия.
Поздно. Рембрандт поднял голову. Рыжевато-коричневые, с огненно-красными вспышками кудри, черная фетровая шляпа, ослепительно-белый воротник благодаря этому вокруг лица образуется как бы огненное сияние, что придает голове изумительную воздушность и прозрачность.
Она становится особым органическим веществом, как бы обладающим жизненной энергией и способным на глазах у зрителя совершать свои превращения, то излучая свет на лицо Титуса, то ложась шелковистыми прядями его волос, то мерцая белым кружевным убором на его рукавах, то превращаясь в неплотно прилегающие друг к другу книжные страницы. Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется. Что тогда. Его взгляд говорит о противоречивых чувствах, охвативших владыку – ведь в следующий момент он схватит копье и метнет им в честолюбивого музыканта, проникшего своей музыкой в его душу.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Но он еще ничего не сказал. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща. Победа осталась за нью-йоркским музеем. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Настанет день и я познаю одиночество. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой "Моной Лизой" ("Джокондой") Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. Его библейские картины – не веселые пирушки, как у Паоло Веронезе, не апофеоз телесной красоты, как у Рубенса и Ван Дейка, а изображение подвига любви к людям, самоотвержения, высокого нравственного чувства.
Портрет ли это вообще. – «Бичевание Христа» и последний автопортрет.
Хрупкий и красивый подросток в темно-коричневой блузе изображенный в профиль, удобно откинулся в кресле налево, сдвинул со лба черный берет, положил руки на подлокотники, сжал в них распахнутую книгу изображенную в правом нижнем углу картины и погрузился в занимательное чтение.
Написанные годом позже «Иаков борется с ангелом» и «Моисей разбивает скрижали закона» (Берлинский музей) ясно доказывают, что ни время, ни несчастья не отняли у кисти бессмертного творца этих картин умения создавать световые эффекты и широкий взмах ее. Против него, Рембрандта использовали даже родственников.
Но тот вновь демонстративно отказался от свидания с женой и уснул на ступеньках дворца. Магдалена вскоре родила дочь, которую назвала Титией в честь отца. Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности.
Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев. В то же время обе героини связаны в единое целое выгибающимся кверху полукруглым контуром брошенных на скамейку тяжелых парчовых одежд, отливающих тонким золотым и серебряным шитьем. В 1656 году Рембрандт написал для той же хирургической аудитории, для которой почти четверть века тому назад он создал свой бессмертный «Урок анатомии», коллективный портрет профессора Яна Деймана и восьми докторов, его слушателей. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы даже день его смерти остался неизвестным. В гаагской картине царь изображен в момент душевного переворота.
Важную роль в этом смысле играет и свет. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Портрет ли это конкретной женщины, к которому мы должны подходить как к таковому: искать глубины проникновения в характер, восхищаться сходством. Чудное золотистое освещение смягчает слишком мрачный характер картины.
Затененная часть фигуры и косяк двери справа выделяются темными силуэтами на светлом фоне. Другие забывают, как только сами добьются славы. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью.
На втором плане мы видим высокого и седого еврейского первосвященника, в пестром светлом халате и круглой шапочке слегка склонившись между Пилатом и юношей, он внимательно следит за порядком церемонии "умывания рук", свидетельствующей о непредвзятости суда. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. В 1656 году Рембрандт написал для той же хирургической аудитории, для которой почти четверть века тому назад он создал свой бессмертный «Урок анатомии», коллективный портрет профессора Яна Деймана и восьми докторов, его слушателей. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе происходило великое знамение.
Вихри веют, слабеют, улегаются. И всякий, кто знакомится с картинами великого художника испытывает на себе благотворное влияние «рембрандтовского света». Не оставались безучастными амстердамские художники. В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого.
По существу, это второй из серии автопортретов, на которых он предстает с мольбертом, кистями и муштабелем, употребляемым живописцами в качестве опоры для руки. 1650, Лувр, Париж), стоящей у окна (ок. Они шли отовсюду. Все кормятся несметным богатством, созданным его гением.
Когда французская революция пела "Марсельезу", не стукнул ли Гете по христианскому миру первой частью "Фауста". Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). Но, как часто бывает с картинами Рембрандта, вероятно, ошибочно вдаваться в тонкости толкования.
Он не постеснялся послать к нему своих соглядатаев. Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души. Легкое несовпадение теней и бликов с формами лица создает впечатление движения. Смерть Рембрандта была очень печальной. О, какое упоительное счастье – исцеление.
Рембрандт недолго оставался в «Императорской Короне». На самом раннем портрете Титуса (1655) он изображен еще ребенком, который сидит за высоким пюпитром, подперев рукой подбородок и то ли что-то пишет, то ли рисует в толстой тетради. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена.
В гостях у них не было ни аристократов, ни богатых бюргеров. Именно этот подъем подчеркивает романтический взлет образа Титуса.
Стол покрыт дорогим восточным ковром красноватого цвета. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Это – один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. Это был почетный и выгодный заказ.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. В душе художника начался огромный и плодотворный перелом. Картина эта, высотой семьдесят семь и шириной шестьдесят три сантиметра, датирована 1655-ым годом, когда Титусу было тринадцать лет. – Гравюра с изображением Коппенола. Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания.
Ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс. Мы лежим, притаившись. В кабачке Аарта ван дер Неера встречались художники старшего поколения. Царь немедленно призвал к себе Урию. Петр проявил человеческую слабость, но все же это Петр, первый римский епископ, преемниками которого до сих пор считают себя Папы римские.
Это, как метко подметил Эжен Фромантен, не бюргер, не аристократ, а «человек хорошего тона», душевную красоту которого и стремился раскрыть художник (О Рембрандте, М. -Л., 1936, с. 88). В дом являлись те, о ком Рембрандт и вовсе забыл. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Она обретает реальность в картине, в объятиях женщины, в детских глазках, во взоре которых мы снова и снова познаем себя. Как после «Ночного дозора» Рембрандт потерял свою кроткую жену, так вскоре после окончания «Портрета синдиков» он лишился своей скромной, но верной подруги (1662 год).
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Не один вечер проводит он с Сегерсом, Деккером, Асселайном, Франценом и другими друзьями, сидя в их кругу перед пылающим камином. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Рембрандт категорически отвергает эти претензии и требует от заказчика остаток денег, предлагая представить картину на суд старшин гильдии святого Луки (цех живописцев). Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Почти все внешние черты этого изображения – расположение фигур на первом плане и их жесты – заимствованы у знаменитых академистов братьев Карраччи и у классика барокко Корреджо, у которого Рембрандт подметил юношескую кокетливость пожилого козлоногого сатира, развратного спутника Диониса-Вакха, бога вина и веселья.
"Спите спокойно, мать и отец. Очень глубокую психологическую драму, явно навеянную горькими размышлениями мастера над жизнью, воплощает Рембрандт в картине нью-йоркского Метрополитен-Музея "Пилат умывает руки" (длина картины сто шестьдесят три, высота сто двадцать пять сантиметров). Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. – Последний коллективный портрет.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Я – живой, а он или они на картине – как живые. Исполнена картина в высшей степени спокойно и просто. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину "Давид и Саул" (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр). При серьезном и добросовестном изучении его произведений невольно возникает убеждение, что творец их был человек «простой и чистый сердцем», очень правдивый, серьезный, не способный скрывать свои иной раз весьма резкие убеждения. Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Если мы присмотримся внимательнее к лицу трупа, на котором обнажены бледные полушария головного мозга, а по бокам вместо волос свисает снятая с черепа кожа, если мы вглядимся в его глубоко запавшие, словно взирающие пристально на нас глаза, в его крепко сжатые губы, то мы с содроганием прочитаем в них выражение упорства и страдания.
Рано или поздно, а беды не миновать, он чувствовал это с уверенностью ясновидящего. Этот портрет ныне находится в Художественно-историческом музее Вены. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. На все возражения своих друзей, упрекавших его за такой образ действий, он отвечал невозмутимо: «Когда я хочу дать отдых своему уму, я ищу не почета, а свободы». Повсюду зависть и злоба. Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса. Черные кафтаны, оттененные белыми воротниками, широкие черные шляпы гильдейских старшин (один только слуга стоит с непокрытой головой) красиво выделяются на фоне темной деревянной обшивки стены. И все же, почему честолюбие, спутник его юности и поныне не оставляет его в покое.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Корнелия – единственная из всех детей Рембрандта – пережила своего отца. Картины, написанные в 1656 году.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Днем над водою каналов нависали бесформенные клочья тумана.
Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. Быть может, талант его раскрывался по-иному, он стал сдержаннее и мрачнее, но застоя в работе не случалось, как бывало прежде. По бокам шарфа глухо мерцают переливающиеся металлическими блестками полосы ветхой парчи. Рама окна, которую художник раньше включил бы в картину полностью (прием "картина в картине"), теперь осталась только внизу и слева от зрителя, другие два края вынесены за пределы полотна. Когда он о них думает, они по-прежнему представляются ему зелеными юнцами, которые некогда пришли к нему, горя желанием, чтобы он их вылепил, сформировал.
Действительность во всем. Фигуры разбойников корчатся в агонии. Никакими словами сочувствия и утешения нельзя прогнать его мрачность и безысходную скорбь.
Жена его – молодая красавица из знатного рода – в последние часы своей короткой жизни заботилась только о его обеспечении. Он опять взглянул на статуэтку.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. Его считали скупым – он дарил ценные картины и гравюры всем своим знакомым и в минуту самой горькой нужды написал портрет Деккера «не ради платы, а только из дружбы». Учитель стал спокойнее, он старается примириться с судьбой. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше. Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). В этом документе встречается интересная статья, по которой Рембрандту предоставляется право жить у ведущих дело, «не платя им за пищу и квартиру и стараясь быть им полезным». С точки зрения художественности – верх совершенства. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин.
Пурпур и золото – это цвета его испачканного, заношенного халата. В церковной книге прихода Вестеркерк (Восточной церкви) помещена лаконическая запись: 8 октября 1669 года похоронен Рембрандт ван Рейн, художник с Розенграхта, «оставив двух детей». Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Но этот, по преимуществу коричневатый, фон неярок. Под стать главному герою картины Рембрандт лепит коня. Гильдии художников грозил раскол.
Он отвернулся. Здесь видны особенности обоих стилей. Имя Рембрандта в списке отсутствует.
И рухнул с высоты на мрачную и гнусную землю его завистники ныне празднуют свою победу. Тем временем подошли к Бреестрат. 1657) повзрослевший юноша запечатлен в поэтически приподнятом настроении. Этот мягкий, несколько тусклый колорит чрезвычайно гармонирует с сюжетом картины «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа».
При этом проглядывающее под простынями ярко-красное сидение, входящее в ту же гамму теплых и горячих тонов, получает как бы естественных спутников в виде зажигающихся красных вспышек в темно-каштановых волосах Вирсавии: это нитки кораллов, которыми убрана ее прическа. Тело для них являлось только предлогом для изображения красивых линий и красок. В портретах Гендрикье Рембрандт воплощал душевную ясность, теплоту и моральную силу, а от его изображений обнаженной Гендрикье веет целомудренной чистотой. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Детали сведены к минимуму. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят.
Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта "Иисус и блудница"). А как покаяться, как очиститься такому, как Рембрандт. Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда. Особенно мастерски написаны его светотеневые переходы, делающие его зрительно осязаемым, подобно скульптуре. 1660, Лувр, Париж ок. В соответствии с профильным изображением героини, эти руки получились на полотне неодинаковыми по величине.
Не прогремела ли с плачем и торжеством "Героическая симфония" Бетховена. Его можно рассматривать как завещание Рембрандтачеловека и Рембрандтахудожника. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Таким образом он приобрел некоторую коммерческую опытность и навык. По-видимому, цены занижались искусственно. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Чтобы по возможности оградить гениального отца от всяких материальных забот, молодой ван Рейн вместе с Хендрикье задумали открыть продажу картин, гравюр, эстампов и всяких редкостей. Кого еще оставалось ему писать. Удивительны большие, грубоватые, натруженные руки Вирсавии.
Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Но Урия, заподозрив неладное, домой не пошел, а лег спать со слугами. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Он глубоко уважал талант Рембрандта. Какой художник сумел бы написать портрет, подобный этому. – Болезнь и смерть Хендрикье. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. «Титус в образе монаха» (1660 г., Амстердам) и, вероятно, служил ему моделью для ряда картин библейской тематики. Зеленеют медные доски, на гравировальных иглах и инструментах лежит тонкий слой пыли. Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата.
Тем, кто читал переведенный у нас роман Тойна де Фриза "Рембрандт", будет особенно интересно пройти по всему дому с его старинной мебелью, резными шкафами, массивными столами, стульями с высокими спинками, заглянуть в комнаты учеников, в комнату Титуса, в спальню Саскии ван Эйленбурх. С портрета на нас смотрит пятидесятилетний мужчина огромного ума и бешеного темперамента, гигантских творческих возможностей и непреоборимой духовной силы. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. В 1635 – 1640 –х гг. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Это кажется фантастическим: Рембрандт написал Титуса раньше, чем его увидел. Кончилась многострадальная одиссея гениального художника: 58 лет от роду он мог начать новую жизнь. Эти люди, предлагавшие пятьдесят флоринов за то, что стоило самое меньшее триста, люди, вялые лица которых даже в алчности оставались невыразительными, а пальцы осторожно копались в отощавших кошельках – даже самые удачливые из них считали истекший год неблагоприятным. Как и полагал Давид, Урия вскоре был убит. Итак, я прикажу наказать его, а потом освобожу".
На ее лице нет ни тени радости, ни удовлетворения, ни просто чувственного желания она сидит, как пришибленная царским приказом, зовущим ее в объятия властелина. Рейсдаль чрезвычайно рад, что мастер не пишет портретов и тайно подстрекает против Рембрандта мелких художников, которые бывают у него в доме. Это было последнее долговое обязательство Сиксу, выданное меньше полугода назад.
10 февраля 1668 г. он женился на Магдалене ван Лоо, дочери друга Рембрандта, а 4 сентября 1668 г. (спустя всего несколько месяцев) умер, вероятно, от чумы и был похоронен при церкви Вестеркерк. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Ненарисованная линия горизонта явно понижена и Рембрандт смотрит на нас сверху вниз. Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным.
Эти поздние великолепные полотна Рембрандта испытывавшего в те годы нужду и унижение, свидетельствуют о том, что его дух не был сломлен, о его поразительной стойкости, о том, что в творчестве он всегда находил забвение от тех испытаний, которые преподносила ему жизнь. Освободившись, умерла через год.
По-видимому, это эскизная работа.
Все скромное, нуждающееся, всеми забытое ему близко и дорого. Гость слегка наклонился вперед, будто пытаясь определить ценность этих вещей и выразить ее в цифрах. Но ее спас, уличив старцев во лжи, пророк Даниил.
Кажется, что ее сложенные руки, скрытые в широких темно-коричневых, почти черных рукавах теплой одежды, опираются на багет картины. – Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег". Но произведений, где он изображен не в какой-либо роли, немного. Его поведение не могло не внушать уважения к нему вскоре вокруг него собрался кружок друзей: Сикс, Франсен, богатый торговец произведениями искусства, Зоммер, собиратель эстампов, называвший художника своим «специальным другом», были его постоянными посетителями.
Нас не оставляет чувство зыбкости внутреннего движения, его сознательной незавершенности. Откуда в живописи явилась трагическая глубина Рембрандта. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Составить себе ясное представление о Рембрандте как о человеке – задача вовсе не легкая. Он производит страшное впечатление. Как далекий смутный образ, воспоминания исчезают, едва родившись.
– Смерть Рембрандта. Да, зверь, пьяница, сумасшедший. Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом.
Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения. Но почему. У зрелого Рембрандта можно увидеть скорее взаимопроникновение обоих начал. Ван дер Гельст исподтишка ругает Рембрандта и сам теперь получает заказы от корпорации стрелков, которая когда-то осталась недовольна странным, по ее мнению, "Ночным дозором".
В 1658 году была окончена великолепная картина «Поклонение волхвов» (Бекингемский дворец). Таким образом он приобрел некоторую коммерческую опытность и навык. Источник этот – громадное количество созданных им картин и гравюр.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Сикс и его супруга Грета часто навещали Рембрандта и в трудные годы его жизни.
– Ее духовное завещание. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Начальную цену – один миллион долларов – перескочили моментально. И вдруг, высоко подняв ее, размахнулся и швырнул об пол. 1657-м годом помечен первый из них. До того как он заслышал роковые слова девушки, он положил свой глухо поблескивающий шлем и длинный кинжал на уходящий от него к правому нижнему углу картины борт колодца рядом со зрителем и приготовился отпить из большой круглой фляги, которую он сжал в обеих руках.
Колорит сам по себе – целая поэма в красках. Он прожил здесь до 1660 года, когда новый владелец дома аннулировал это разрешение. Уже современники понимали, что главное средство Рембрандта как живописца – это светотень. 1660-1661) – один из поздних шедевров Рембрандта.
Рембрандт и рок несовместимы. Так как на крик Сусанны сбежались люди, старцы объявили, будто застали ее с любовником. И после ему часто случалось исполнять подобные поручения.
Все повторяется, думал он в такие минуты, но по-иному, по-новому, в измененном виде. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Контуры второго и третьего ярусов образуют гигантский квадрат.
В пятьдесят лет нечего рассчитывать на благосклонность изменчивой судьбы. Широкий черный плащ облегает почти всю фигуру Брейнинга от плеч и ниже пояса. А что же случилось с Гертье Диркс. В более поздних портретах (ок. Он взял одну из них в руки.
В картине Портрет Титуса за чтением (ок. Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей. И она пошла к нему, как сказано в Библии. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
Моделью ему, несомненно, послужил неизвестный поляк. – Характеристика трех коллективных портретов. Ван Людик – шпион.
Теперь у него все отнимут. Они позабудут меня, учителя и юность свою. Перед нами ни что иное, как рембрандтовская кузница чудес. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Ему принадлежала инициатива этого начинания, он же и постарался довести это дело до конца.
Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. В другом замечательном портрете Титуса, выполненном в 1656-ом году (высотой семьдесят один, шириной шестьдесят два сантиметра), оттенены черты одухотворенности и поэтической мечты. Резко суженное в талии платье украшено у шеи частыми вертикальными складками отложного белого воротничка и широкой двойной ниткой ярко-красных коралловых бус.
После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. – Труд и экономия. Смотрите, я все тот же, крепкий, могучий, непоколебимый, как дуб, не тронутый грозой».
Освободилась она в 1655 году, а на следующий год умерла. В окно виден огромный бледный диск холодного зимнего солнца, он словно висит на небе.
Каким изящным жестом средний мужчина указывает на итог в книге, как естествен и красив поворот его головы, немного откинутой назад. Тихая, почти веселая улыбка освещает его лицо. И, наконец, самое главное – свет и колорит в венском портрете. И от учеников своих он настойчиво требовал упорного труда. 1660) и сидящей в простом домашнем платье. А светоносные потоки из невидимых мощных прожекторов, прорвавшиеся сквозь облака, все более расширяя гигантский конус сияния вокруг крестов, ослепляют фигуры и камни, заливают их лучами, уничтожают все, что попадается на пути. О большой любви Рембрандта к сыну повествует полотно Евангелист Матфей и ангел (1661), на котором художник представил себя в образе евангелиста, а девятнадцатилетнего Титуса – в образе прекрасного ангела, что-то нежно шепчущего на ухо святому.
Он увлеченно писал другие полотна – их темой стала библейская история. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Рембрандт только пожимает плечами. В наклоне головы Гендрикье влево, в неловко завернувшемся к груди колечке подчеркнут личный интимный характер портрета, своей случайностью как бы нарушающий равновесие эта деталь особенно примечательна обручальное кольцо, прикрепленное к шнурку, спадающему с шеи, символизирует фактический брак Гендрикье с Рембрандтом.
Ван Людик сделал вид, что приятно поражен встречей с родственником. Правда, на сей раз черного юмора нет и в помине, нет и открытых намеков на приближение смерти. Мастерская художника – специальная маленькая комнатка рядом с прихожей. Наступает мрак.
Да, такова моя участь, Саския.
Рембрандт огляделся. Половина его лица закрыта занавесом – портьерой, которой он утирает слезы. Вглядитесь в израненного, полумертвого человека, которого вносят в дом. Солдат, приподнявший коротко остриженную плешивую голову изображен в профиль.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Титус изображён на четырёх портретах Рембрандта: «Титус за партой» (1655 г., Роттердам), «Читающий Титус» (1656 г., Вена).
Они словно витают в таинственном зыбком пространстве за поверхностью холста. Здесь, наконец, Рембрандт достиг того, к чему он стремился всю жизнь. Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения. Саския очаровывала Рембрандта и возбуждала его чувственность и фантазию.
Рембрандт беднее последнего бедняка. Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность. Лондонский вариант "Сусанны" (высота шестьдесят один, ширина сорок семь сантиметров) имеет мало отношения к библейскому сюжету, отчего эту картину иногда называют просто "Купальщицей". Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). Наш внутренний мир связан с окружающим нас миром и все это единая природа.
А когда мы с трудом раскрываем глаза, наступление нового утра приносит нам отдохновение. Леонардо прекрасно реализовал этот девиз в своем собственном творчестве. Она разлетелась на мелкие кусочки.
Огонь в камине еще только разгорается, а Рембрандт уже стоит перед холстом. – Два портрета. «Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита.
И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними. В такие дни Гендрикье была Рембрандту такой близкой, какой не была уже долгие месяцы, хотя ее красота и желание казались ему столь же необъяснимыми и поразительными, как его собственное существование на три флорина в день. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. И не только чувствовал, но и давал ей простор. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». А ныне он не выходит из своей мастерской, охваченный огромным творческим подъемом. В церковной книге прихода Вестеркерк (Восточной церкви) помещена лаконическая запись: 8 октября 1669 года похоронен Рембрандт ван Рейн, художник с Розенграхта, «оставив двух детей». Стол у них отличался простотой.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Комнаты стали иными, но, подходя к окну испытываешь странное волнение: к этому окну, отвлекшись от работы, подходил Рембрандт ван Рейн. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Понемногу в уединенное жилище художника пришло довольство он жил скромно, но не бедно.
На каждом из этих лиц легко прочесть мысли, настроение и характер изображенной личности. – Уплата долгов и признание Титуса абсолютнолетним. Но теперь уже слишком поздно: что бы он ни предложил, все будет отвергнуто. Вирсавия – жена одного из военачальников царя, Урии Хеттиянина.
Ведь они получили от него все, что он мог им дать. Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье. На портретах она изображена не позирующей, а «наедине с собой» и ее лицо выражает самую разную гамму чувств: усталость, грусть, тревогу, неуверенность, задумчивость, чутко уловленные любящим ее художником.
Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика. Полную монументальность приобретает образ Гендрикье в самом известном ее портрете из Берлинского музея, 1658-ой год (высота портрет восемьдесят шесть, ширина шестьдесят три сантиметра).
В нем слишком было развито стремление к семейной, оседлой жизни, чтобы пребывание в таком месте, где люди устраиваются временно, мимоходом, могло его удовлетворить. Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть. Иногда доходило и до потасовок. Это опять-таки постоянный прием Рембрандта, предпочитавшего писать портреты, сидя за мольбертом, в противоположность многим другим живописцам, в частности, Веласкесу, обычно писавшему портреты стоя. Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги.
Мы знаем, кто этот враг – это амстердамское патрицианское общество, преуспевающие промышленники и знатные чиновники. Сикс, действительно, писал стихи и собирал произведения искусства, но он был также богатым оборотистым торговцем. Тем временем Хендрикье родила Рембрандту сына (он умер в младенчестве) и дочь Корнелию. Абсолютно в ином плане решена картина Рембрандта.
Черные кафтаны, оттененные белыми воротниками, широкие черные шляпы гильдейских старшин (один только слуга стоит с непокрытой головой) красиво выделяются на фоне темной деревянной обшивки стены. Нет.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Центральная группа изображена с абсолютной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Правой рукой художник царственно опирается на ручку кресла.
Конечно же, шлют не разодетых сановников и ведут не по парадной лестнице. Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой". Спаситель сказал: "Свершилось" (то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода). Скорбно опущены уголки еще алеющих губ и кажется, что они еще двигаются.
Наступила новая золотая, затянувшаяся осень. Лишь изредка бывал теперь Рембрандт в центре Амстердама чаще всего в дни, когда происходили большие аукционы.
Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка. Она не обладает светским изяществом Саскии. Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ. Но, видимо, никакие рамки не могли остановить могучего полета гения Рембрандта даже покоряясь всевозможным указаниям, советам, требованиям богатых «суконщиков», он сумел сотворить создание единичное, цельное, перед которым еще долго, если не вечно, будут преклоняться знатоки искусства.
Он выглядит несчастным существом, так как против него одного ополчилось все общество. Рембрандт и Гендрикье не обратились к церкви за санкцией своих отношений. Полотно Еврейская невеста (1668) было написано после свадьбы Титуса и Магдалены ван Лоо в 1668 году. Это два поразительных произведения.
Опять к нему приходят люди с заказами на портреты. Казалось, будто осуществлялся какой-то заговор. Они собрали необходимые для этого денежные средства. Торговля картинами продолжалась от имени Корнелии до самой смерти художника.
Он подавил в себе желание зарыдать. А вот перед нами другой офорт с изображением обнаженной натуры. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Он не служит признаком немощи, как в некоторых изображениях стариков и старух это, скорее, символ могущества и власти, вроде скипетра персидского царя или библейского патриарха. Дубовый печатный станок на стене – выполненная в семнадцатом веке географическая карта. Художник нанял для него няню, вдову Гертье Диркс, которая стала любовницей Рембрандта. Там он оставался три года и сделал такие успехи и так усилилась любовь его к искусству, что всех приводили в восторг работы юноши, обещавшего стать замечательным живописцем.
В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей. Рембрандт писал ее и в нарядном платье, с драгоценностями в ушах и на изящной головке (ок. Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина "Давид и Урия"). Образуемая ими темная горизонтальная полоса служит как бы своеобразным основанием, пьедесталом для возвышающейся скорбной полуфигуры. Так московский портрет становится воплощением одухотворенной красоты старости. Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена).
На третьем аукционе – дом и мебель. Его можно рассматривать как завещание Рембрандтачеловека и Рембрандтахудожника.
Все как будто знали друг о друге и друг друга подзуживали. Если же ему приходилось писать о произведениях Рембрандта, то он или вовсе не упоминал фамилии мастера, воспевая изображенных им персонажей (портрет Яна Сикса) или же сопровождал восхваление моделей Рембрандта каким-нибудь унизительным замечанием по адресу самого художника. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.
.