Работая в различных жанрах, Тициан непрерывно совершенствовал свою живописную технику и достиг в ней такого совершенства, такой свободы и смелости, которая поражала тогда и поражает сейчас. Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон). 1546 г. Тициан Вечеллио.
С тех пор, достигнув абсолютной славы, звания первого художника Венеции, сказочного богатства, Тициан нес в себе комплекс Джорджоне. Последняя картина Тициана – Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576. Когда война прошла по землям его родного городка Кадор, архив приходской церкви, в которой крестили Тициана, был куда-то перевезен и затерялся или сгорел.
В 1550-е годы Тициан, ранее не имевший соперников в Венеции и один олицетворявший всю венецианскую школу, уже работает рядом с достойными конкурентами — молодыми, полными энергии и масштабных творческих замыслов Веронезе и Тинторетто. В 1533 году император присвоил Тициану дворянское звание графа Палатинского. Этот шедевр, один из самых прекрасных и самое поэтическое из созданий Тициана, единодушно датируемый критиками в пределах 1515 года. Вазари, оставивший прекрасное описание этих лет жизни Тициана. Завод так называемого Тициана, постоянно заметный в его исследованиях, в Collontola под Беллуно.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). Она была представлена с цветами в другой известной живописи Тициана, - Вакханалии из Прадо. Правда, вскоре у Тициана завязываются дружеские отношения с герцогом Феррары Альфонсом ДЭсте.
Тициан становится активным участником диспутов в доме Мануция и даже запечатлевает своего учителя на заказанной ему картине «Встреча Папы Александра I и императора Фридриха Барбароссы». По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. Компания АртФото изготовит репродукции картин Тициана в любой из техник. Заболел и Тициан, 27 августа 1575-го художника обнаружили мертвым около мольберта. И действительно, в ранних работах Тициан многое перенял у Джорджоне, а вернее переосмыслил все то, что успел почерпнуть у него.
5 августа 1530 года умирает жена Тициана Чечилия. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Тициан. Тициан покидает Венецию лишь на несколько месяцев в 1511 году, спасаясь от начавшейся в городе эпидемии чумы.
Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520).
В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519 Мантуя, с 1523 Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция). Тициан пользуется покровительством Федерико Гонзага, герцога Мантуи. Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.
Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518 – 1523 для герцога Альфонсо д39Эсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея). Осенью 1510 года, Тициан, работая в своей скромной мастерской в квартале Сан-Самуэле, услышал громкий стук в дверь. Когда Тициан был подростком, однажды после мессы он нарисовал на стене дома Мадонну. Эта аллегория – ранняя работа, выполненная Тицианом. Работая в мастерской Беллини Тициан встречал многих видных деятелей культуры, политики и делового мира.
Год рождения Тициана так и остался неизвестным. 1530-е годы были едва ли не самым интенсивным периодом творческой деятельности Тициана. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года.
В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана. В 1507 году Тициан покинул дом братьев Беллини и поступил в мастерскую крупнейшего итальянского художника Джорджоне. «конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека.
Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Тициан обращался к образу Марии Магдалины неоднократно, но самым лучшим полотном считается то, которое находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В 1516 – 1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари.
В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов). Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Герцог Альфонсо дЭсте присвоив Тициану рыцарское звание, заплатил за три великолепные картины всего лишь 100 дукатов, видимо запамятовав, о былой договоренности — сто дукатов за каждую работу. Приблизительно в 1560 Тициан нарисовал картину маслом, Мадонну и Ребенка со Святыми Люком и Екатериной Александрийской, производной на мотиве Мадонны и Ребенка.
Тициан прожил 99 лет, причем самым плодотворным и самым значительным оказался поздний период его жизни. Тициан успел закончить новую картину «Венера и Адонис», придав возлюбленному богини черты своего заказчика. Тициан Вечеллио – итальянский художник, крупнейший представитель эпохи Возрождения, магистр венецианской школы живописи. Когда однажды художник уронил кисть, король поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору».
Моделью, вероятно, была Виоланта, любовница Тициана и дочь художника Пальмы Векьо, который также нарисовал серию венецианских красоток. И именно слово матери оказалось тогда решающим: отец надеялся, что сын станет нотариусом, но она настояла, чтобы Тициан учился в Венеции у художников. Его старший сын Помпонио был бездельником, не желающим учиться, уехал из города, зато младший Орацио никогда не покидал отца, разделяя его страсть к живописи, что не могло не радовать Тициана.
В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Творчество Тициана завершило собой эпоху Высокого Возрождения. И позже эти раболепные вассалы действительно предали своего господина и дядю, Тициан предугадал то, что должно было свершиться в действительности. Одна из самых великолепных картин, написанных уже старым Тицианом. Тициан.
Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. Предложено, чтобы члены Венецианского семинара Тициана, вероятно, нарисовали занавес и Люка из-за более низкого качества тех частей. Император Карл V вызвал Тициана к себе и окружил почётом и уважением.
Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. Тициан также изображает кульминационный момент истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя. После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Свою последнюю картину, «Оплакивание Христа», Тициан написал для собственного надгробия.
Основа деятельности Тициана — алтарные образы. Тициан был теперь в разгаре его известности и к 1521, после производства фигуры Св. Прошло несколько лет, великий Беллини умер, а через год 1517 году до Тициана дошла радостная новость, что он Тициан Вечеллио, утвержден официальным художником республики святого Марка и должность соляного посредника снова стала его.
В Аугсбурге Тициан прожил почти год, а потом ненадолго вернулся в Венецию, но вскоре опять уехал в Германию из-за неблагоприятной общественной ситуации. После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Немедленно после смерти Тициана, его сын и помощник Орацио умерли от чумы. Биограф Тициана Джорджо Вазари повествует, что Тициан рожден в 1477 году у богатых и очень знатных родителей.
При дворе Карла V Тициан много и плодотворно работает, особенно много заказов он получает от короля Испании Филиппа II. Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Если верить Вазари, то до 75 лет Тициан ничем не болел.
Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Мозаика изображающая встречу короля Карла V и Тициана в его мастерской. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.
В конце его жизни страну постигает бедствие: ее опустошает эпидемия чумы, от чумы и умер Тициан. Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции. Тициана была любимая вилла на соседнем Холме Манса (перед церковью Castello Roganzuolo) из которого (это может быть выведено), он сделал свои главные наблюдения за пейзажной формой и эффектом. Почти полностью переписав спящую Венеру Джорджоне, Тициан не позволил проставить под картиной даже свои инициалы.
Когда Российиский император Николай I купил большую коллекцию живописи одной из патрицианских семей Венеции, в ее составе было несколько картин Тициана «Мария Магдалина» до сих пор в Эрмитаже и почти все знакомы с ее репродукцией, а «Венеру перед зеркалом» советское правительство продало в США. В 1525 году Тициан женится на Чечилии Сольдано, к тому времени матери двух его сыновей, однако в 1530 она умирает во время родов второй дочери Тициана, Лавинии. Стиль позднего Тициана не был оценен по достоинству современниками, Вазари не понял появившихся перемен увидев новые работы, в том числе «Благовещение», он так отозвался о картинах «хотя в них и много хорошегоони не обладают тем совершенством, которым отличаются другие его творения». В 1529 году Тициан отправляется в Болонью, где пишет первый портрет императора Карла V. С этого времени художник будет время от времени писать портреты императора, углубляя его характеристику.
Кадори Кто бы знал сегодня этот тихий городок, приютившийся у подножия Альп, когда бы не уроженец его – Тициан, оставивший потомкам грандиозную Битву при Кадоре и переживший всех титанов Возрождения. В 40-е годы Тициан создаёт монументальные полотна: «Коронование терновым венцом» (1542), «Се человек» (1543), несколько вариантов «Данаи». Картина изображает юмористичную интерпретацию Тицианом безмятежного античного мира, главными героями которой являются Вакх и дочь царя Миноса — Ариадна.
В Кающейся Магдалине чувствуется душевная скорбь Тициана: никогда раньше его кисть не решилась бы написать молодое прекрасное женское лицовоспаленным от слез и пейзажный фон у него никогда не был таким тревожным. Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. Фреска Геркулеса на Дворце Morosini, как говорят, была одной из самых ранних работ Тициана.
В раннем периоде Тициан работал вместе с Джорджоне и его произведения этого периода перекликаются с произведениями Джорджоне, например, Любовь земная и небесная, Флора – они безмятежные по настроению, знойные и глубокие по краскам. Собрав прислугу и учеников, Тициан приказал всем немедленно покинуть город. В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности. Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму.
Ассунта Тициана полна героического пафоса. Один из них – Преобразование, другой Возвещение (теперь в С. Сальваторе, Венеция), надписал Titianus fecit, посредством протеста (это сказано) против умаления некоторых людей, которые придрались к изделию кустарного промысла провала ветерана. Кэмерон позже принес извинения и сказал, что сотрудник «дисциплинировался».
Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности.
«Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Он был в Совете Трента к 1555, которого есть законченный эскиз в Лувре. Композиционно они похожи. Он никогда снова равнялся эмоции и трагедии Увенчание терновым венцом (Лувр) в выражении таинственного и божественного, он никогда не равнялся поэзии Паломников Emmaus, в то время как в превосходном и героическом блеске он никогда снова выполнил что-либо более великое, чем Дож Гримани, обожающий Фейт (Венеция, Дворец Дожа) или Троица, Мадрида. Последнего дожа он напишет, будучи девяностолетним стариком.
Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. выше).
В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545 – 1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте).
в Венеции. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Все это объясняет ту атмосферу торжественного триумфа, которой проникнут колоссальный алтарный образ. Тициан, желая узаконить детей, женился на ней. Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Охотник попытался убежать от разгневанной богини. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Другой работой того же самого периода, также в Лувре, является Погребение. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор.
Его встретили с почестями и с почетным конным эскортом препроводили к Папе Павлу Третьему. В это время в мифологических композициях появляются драматические интонации, стремительное и бурное движение, радикально меняется и живописная манера — ранее добивавшийся почти эмалевой сплавленности красочного слоя и лишь дополняя эту манеру более свободным, открытым мазком, Тициан теперь пишет большими кистями, крупным, энергичным мазком, полным динамики и экспрессии. Тициан вступил в повторный брак, но мало информации известно о его второй жене. В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться.
Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. За 10 лет до своей смерти Тициан написал свой последний автопортрет. С ее помощью он намечал подготовительный рисунок, определял форму, выбирал и сопоставлял тона.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено. Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
Тогда же наряду с традиционным поколенным портретом Тициан создает новый жанр: портрет-картину, где персонажи изображенные в полный рост, вовлечены в определенное сюжетное действие. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж. Изображенный с нежной любовью, его натурщики – однако идеализированны в заключительной композиции – слишком полны жизни и характера, который не был взят от модели. Женщина с Зеркалом, вероятно, среди самых ранних из этих работ: по сравнению с другими в серии она замечена по более лобовому углу позади парапета и с точки зрения атмосферы кажется менее интегрированной в пределах окружающего пространства.
Это представляло в в натуральную величину момент, в который венецианский генерал, д39Альвяно напал на врага лошадями и мужчин, терпящих крах вниз в поток и был самой важной попыткой художника шумной и героической сцены движения к Сражению конкурентом Рафаэлем Константина и одинаково злополучному Сражению Касцины Микеланджело и Сражению Anghiari Леонардо (оба незаконченные). По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней». Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий».
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра. Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. И оказался прав. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Умер Тициан Вечелли 27 августа 1576г.
Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. «. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне.
Ни один мастер не может похвастаться таким колоссальным воздействием на потомков. В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда.
Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Эта работа, которую он почти закончил, но некоторые различия возникли относительно нее и он тогда, обосновалась, чтобы быть преданной земле в его местном жителе Пиве. А Тициан – дает.
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств. Но сейчас мы понимаем, что состояние живописца не покрыло бы и половины стоимости одной его картины.
Великолепно полотно Тициана Любовь небесная и земная, написанная мастером около 1515 года. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Это время начала творческой зрелости мастера. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост.
Она была возможно матерью его дочери Лавинии. В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Гений Тициана уже в юности выражался отточенным мастерством «подражания» другим художникам. А это всегда драма. Здесь, в Падуе, перед Тицианом раскрылся новый мир искусства.
В течение шестидесяти лет он должен был быть бесспорным владельцем венецианской живописи. Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко».
Ее очень много, все соборы Венеции жаждут заполучить к себе великого живописца. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа. Тициан поистине мыслил краской.
К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии). Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной. Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом.
Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-дОро.
А ведь ему было уже за сорок. После 2008 две из работ Тициана в частных руках продавались. Это означало дополнительные 25 дукатов. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище. Вакх воспитал ее до небес.
Там остается только плохой, неполной копией в Uffizi и посредственной гравюрой Фонтаной. К году рождения Тициана Венеция уже была на вершине своего благополучия и роскоши. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии.
Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия д39Эсте в Ферраре несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. И вспомним, что он прежде всего художник. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с совершенной свободой манеры.
Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Патент привел к нему хорошая рента 20 корон и освободил его от определенных налогов — он обязываемый в ответ рисовать сходства последовательных Дожей его времени по постоянной цене восьми корон каждый. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах. В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести. Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея).
Он даже делал попытку проблем светотени в фантастических ночных эффектах (Мученичество Св. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. Мозаикой там с ним занимался Джентиле Беллини, а живописью — его старший брат, великий итальянский художник Джакомо Беллини.
Вслед за Джорджоне Тициан пишет в 1510-е годы ряд аллегорических и мифологических сцен, персонажи которых предстают на фоне полной гармонии и спокойствия природы. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. И к тому же один из самых больших его портретов.
Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами2. Богатая и могущественная венецианская республика вступила в эпоху Возрождения несколько позже, чем другие центры итальянской культуры. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
В августе 1530 Сесилия умерла. Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). Позади ангела возвышаются мощные античные колонны. Это было очевидно предназначено для его собственной часовни могилы.
Неудивительно, что монахи, заказчики картины, с большой осторожностью согласились принять работу. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). В декабре 1511 года Тициан завершил работу над тремя фресками в помещении братства св. Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.
Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. к творчеству мастера. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Это было время расцвета для Венеции, покончившей, наконец, с войнами, разрухой и чумой. Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи. В поздних картинах художник стал уделять больше внимания именно цвету, наделяя его особыми психологическими характеристиками.
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой.
Тициан присоединился к Джорджоне как помощник, но много современных критиков уже сочли его работу более впечатляющей, например во внешних фресках (теперь почти полностью разрушенный), что они сделали для Fondaco dei Tedeschi (государственный склад для немецких торговцев) и у их отношений очевидно был значительный элемент конкуренции. Эта живопись заменяет живописью от Рафаэля. Тициан успел впитать в себя все то, что не успел выразить в своих полотнах ушедший Джорджоне, биограф отмечает, что он по жизни нес некий «комплекс Джорджоне».
ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам. Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Лицо его на портрете сурово, видно, что тяжелые мысли одолевают художника.
Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его. Необычайно выразителен пристальный и одновременно рассеянный взгляд больших серо-голубых глаз.
Да, он был творец. Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.
Он продолжал принимать комиссии до конца его жизни. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari). В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. – время расцвета портретного искусства Тициана. Живопись принадлежит ряду, уполномоченному от Беллини, Тициана и Доссо Досси, для Camerino d39Alabastro, (Алебастровая Комната) в Герцогском Дворце, Ферраре, Альфонсо д39Эстом, Герцогом Феррары, который в 1510 даже попробовал комиссии Микеланджело и Рафаэлю.
Невозможно переоценить влияние, оказанное Тицианом на последующие поколения художников. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. В то время Bellinis, особенно Джованни, были ведущими художниками в городе. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. И она отвечает ему любовью. Тициан послал портрет его Гонзэге, герцогу Мантуи.
Фактическое число, которое он нарисовал, равнялось пяти. Она произвела сильное впечатление на молодого художника и он начал учится азам граверного дела.
Точная дата рождения Тициана сомнительна (см. Два года живет в Ватикане Тициан и пишет портреты Папы и его придворных. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр). Венеция, с именем которой была связана вся долгая жизнь Тициана, была в то время центром яркой и весьма своеобразной культуры.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Он остался чужд сибаритству, не погряз в сытой роскошной жизни. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет.
Микеланджело весьма высоко отозвался о полотне. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.
Тициан основал особую технику живописного рисунка, где краски наносятся не только кистью, но и пальцами, мастихинами. Любимым ребенком Тициана был Орацио, который стал его помощником. Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией.
Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. За свой проступок Каллисто была изгнана. По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Даже Вазари, посетивший Венецию в 1541 году, уже с трудом мог разглядеть поблекшие росписи. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Художник изобразил юную невесту герцога Гвидобальдо, расположившуюся на ложе в ожидании главного события своей жизни – замужества.
Все эти работы показывают насколько осмысленной стала работа живописца, какое место он отдавал в ней собственному пониманию мира, своим религиозным переживаниям. Больше Тициан его никогда не видел.
Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. В то же время он вошел в исключительную договоренность относительно живописи. Вечеллио удавалось привнести в сюжеты на библейскую тему что-то неуловимо земное, но вместе с тем непогрешимое. Дождавшись рождения ребенка, нареченного Аркасом, ревнивая супруга Юпитера Юнона обратила его мать в медведицу.
На нем изображены нарядно одетые золотоволосая венецианка и античная богиня Венера, сидящие на краю мраморного саркофага, в воде которого Амур вылавливает лепестки роз, символизирует красоту мироздания. Ее созвездие показывают в небе. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Возможно, что художник родился около 1488-1490 годов.
Год рождения художника точно не известен. Про его «Оплакивание Христа» говорят, что нет картины более реалистичной в изображении смерти, чем эта. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Картина Введение Марии во храм (1534 – 1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.
Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год.
Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Скупость. Это – то, почему эта картина часто копировалось. Главнокомандующий войсками Венецианской республики предстает здесь в великолепных доспехах, с жезлом главнокомандующего, но его немолодое усталое лицо — это скорее лицо мыслителя, а не полководца.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Сначала явился Леонардо.
Но Тициану этого было мало, вернее, не это составляло главную цель его жизни. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Венецианская знать почитает за честь заказать Тициану портреты предков. К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр). Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Кто-то заметил, что Тициан был самым везучим из художников – всегда оказывался в нужное время и в нужном месте.
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Было предпринято мнжество попыток, чтобы расшифровать сюжет картины.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Гениальность Тициана проявилась в сочетании трех качеств, которые присущи были далеко не всем другим гениям – класс, порядок и умение всех своих персонажей – и смертных и богов и владык и святых – показать земными людьми. Крупнейший представитель венецианской школы.
По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Это подтверждено Герцогом Урбино, которого, в письме он написал 2-го мая 1536, просто описал его как леди в синем платье. Свободная манера письма Тициана оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Помимо прочего, ему приходилось отчитываться перед мелочным отцом Джермано за каждую унцию дорогостоящих пигментных красителей и экономно их использовать. И королей и святых.
В этом городе художник проводит почти два года. Затем Микеланджело.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Едва взглянув на незаконченную картину, его ноги одеревенели, а на лбу выступила испарина, он схватился за стоящего рядом Алесандро, а услужливый Оттавио поспешил подставить ему стул. Две любви: небесную и земную. Он прожил ровно век.
Прекрасная женщина представлена величавой исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил.
Талант Тициана во фреске показывают в тех, он нарисовал в 1511 в Падуе в кармелитской церкви и в, некоторые из которых были сохранены, среди них Встреча в Золотых Воротах и три сцены (Miracoli di sant39Antonio) от жизни Св. Художник и император становятся друзьями. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно1.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Он создает великолепные иконы «Апостол Марк», Мученик Петр», «Благовещение». Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Точная дата его рождения неизвестна.
Подыскав новое место для мастерской, он нанял двух помощников, один их которых знал толк в граверном деле, что было крайне важно, так как только избранный круг людей в состоянии иметь его живописные произведения, но благодаря гравюрам с готовых картин он сможет дать о себе знать куда большему числу любителей искусства, где бы они не находились. В том же письме он просит предоставить ему должность посредника по поставке соли при Немецком подворье. Сопровождавший скульптора в Бельведер, римскую мастерскую Тициана, Вазари взял на себя роль посредника между двумя гениями. Вышеупомянутые качества достаточно проявлены в Портрете Папы Римского Павла III из Неаполя или эскиз того же самого Папы Римского Павла III и его Внуков, Портрета Пьетро Аретино Дворца Питти, Портрета Изабеллы Португалии (Мадрид) и серия императора Карла V из того же самого музея, Карла V с Борзой (1533) и особенно Конного Портрета Карла V (1548), конная картина, которая как симфония фиолетовых оттенков является, возможно, самым лучшим из искусства живописи.
В течение прошлых двадцати шести лет его жизни (1550–1576) художник работал, главным образом, на Филиппа II и как портретист. В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру. Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту.
Герцог Урбинский доставил художнику конвой из семи кавалеров и весной 1546 года Мастера приняли в Ватикане с почестями, подобающими принцу. Это были просто люди, живущие на земле. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Над темным морем он несет её на Крит. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Слава о его творчестве к тому времени уже далеко распространилась за пределы Венеции. Из Падуи в 1512, Тициан возвратился в Венецию и в 1513 он получил патент брокера, назвал La Sanseria или Senseria (привилегия очень желанный, поднявшись или повышенные художники), в Fondaco dei Tedeschi и стал руководителем правительственных работ, быть особенно обвиненным закончить картины оставило незаконченным Джованни Беллини в зале большого совета в герцогском дворце.
Так Тициан оказался в атмосфере большого искусства. Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку.
Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
С 1558 – 1568 Мартино Рота неотступно следовал за Кортом. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Вечелли Тициан (1488 (1490) – 27. 08. 1576). Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами.
1519–1526), также для церкви Frari. Важно, что придворные портреты последующих веков смогли появиться только на основе разработок Тициана. Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера. Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. Она стоит между двумя зеркалами, поддержаваемыми поклонником таким способом, которым она видит себя и ее поклонника. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
В это время была написана самая ранняя картина Тициана-Бегство в Египет. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. В это время Тициан создавал свою знаменитую «Данаю».
Джером, Лувр Распятие на кресте, церковь Сан Доменико, Анкона). Конфликт их характеров является ее смысловым центром. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Необычно исполнение картины. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Радоваться пришлось недолго.
Незримое присутствие рядом с ним Джорджоне, который оставил ему свои идеи, мысли, недописанные сюжеты, невыраженную красоту, ведет кистью Тициана всю жизнь, заставляя писать единение Земли и Неба, писать красоту небесную и земную в неразрывной связи. Конец 30-х – 40-е гг. Одна из этих работ, Дианы и Актэеона, была куплена Национальной галереей Лондона и Национальными галереями Шотландии 2 февраля 2009 за 50 миллионов (71 миллион). Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
Семья Вечелли была одной из самых старинных и известных у себя в городе. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. В его биографии нельзя найти ни невероятных приключений, ни сказочных поворотов судьбы. Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия.
Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Все его святые просто земные люди.
И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
Первым учителем Тициана стал мозаист Себастьяно Дольче. Signoria обратил внимание и заметил, что Тициан пренебрегал своей работой в зале большого совета, но в 1516 он следовал за своим владельцем Джованни Беллини в получении пенсии от Сената. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. Лоуренса, церковь Иезуитов, Венеции Св.
Разразился шумный скандал. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Эти дебаты перетекли на вход Тициана на, когда редактор из ШТАБ-КВАРТИРЫ Консервативной партии изменил даты Тициана, чтобы доказать требование Дэвида Кэмерона и затем направил Би-би-си к статье для них, чтобы использовать в качестве проверки. Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра.
Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). Эта картина была заказана Никколо Аурелио, секретарем в венецианском совете десяти, чтобы отпраздновать свой брак с молодой вдовой, по имени Лаура Багаротто. Но все же жизнь Тициана оборвалась внезапно, когда Венецию оккупировала чума. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя.
Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Это чисто номинальная и традиционная для Венеции должность, занимаемая, как правило, художниками. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Как ясно, ожидали, не полного сходства, но, что картина отдаст лестное воскрешение ее внешности, когда она была молодой.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту.
Судя из дальнейшего, Тициан твердо решил, что его самого не прельстят ни хвалебные отзывы, ни расточаемые словословия по поводу его картин. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
– 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Теперь вместо ангела, в комнате находится алчная старуха — служанка или надзирательница со связкой ключей от мрачной темницы, в которую заточена отцом юная Даная. Особенно значительной предстает фреска Чудо с новорождённым. Кто изображен на картине – загадка.
На поздней мюнхенской картине через ту же арку проглядывает сумрачное и почти монохромное ночное небо. Не покинув Венецию, Тициан погружается в работу. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения. Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание.
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Так, в его «Портрете дворянина», который прославился необычайной естественностью, окружающие увидели руку Джорджоне и только подпись Тициана поставила все на свои места. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек.
Потом Тициан. Антония. Реализм.
Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.
Но его живописное наследие необычайно многообразно — он превосходно владел техникой фрески, писал большие многофигурные композиции и огромные алтарные картины, большое место в его творчестве занимает мифологическая тематика и, наконец, он был величайшим итальянским портретистом эпохи Возрождения, создавшим обширную галерею портретов своих современников. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Иллюстрированная структура Предположения — то из объединения в том же самом составе две или три сцены, нанесенные на разные уровни, землю и небеса, временное и большое количество — была продолжена в ряде работ, таких как перестол Сан Доменико в Анконе (1520), перестол Брешиа (1522) и перестол Сан Никколо (1523), в Музеях Ватикана), каждый раз достигнув более высокой и более прекрасной концепции, наконец достигнув классической формулы в Пезаро Мадонна, (более известный как Мадонна ди Ка39 Пезаро) (c. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности.
Это было также периодом трех больших и известных мифологических сцен для Камерино Альфонсо д39Эста в Ферраре, Andrians и Вероисповедании Венеры в музее Прадо и Вакха и Ариадн (1520–23) в Лондоне, «возможно, самое блестящее производство неоязыческой культуры или «Alexandrianism» Ренессанса, которому много раз подражают, но никогда превзойденного даже самим Рубенсом». В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. С титулом пришло и богатство и роскошь и слава. Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга.
1487 – 1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Тициан имел с начала его карьеры, показанной себя, чтобы быть своевольным портретистом, в работах как Ла Белла (Eleanora de Gonzaga, Герцогиня Урбино, во Дворце Питти). В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Они ищут сотворившего их автора, чтобы узнать хоть что-то об уготованной им судьбе, но автора нет и о нем ничего не известно. В возрасте приблизительно десяти – двенадцати его и его брата Франческо (кто, возможно, следовал позже) послали дяде в Венеции, чтобы найти ученичество с живописцем.