«женщина перед зеркалом» (итал. Donna con uno specchio)— картина Тициана, написанная около 1515 года.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Главные особенности веласкеского видения Венеры в следующем. Портреты на таких картинах поражают зрителей искусностью и мастерством. Это – то, почему эта картина часто копировалось.
Узнается и восхищение художника его предшественниками Тицианом и Веронезе. Таким живописным мастерством я был удивлен и поражен одновременно. Интересно осмыслить столь различные свидетельства о дате рождения художника. За двумя стеклами, хранящими ее от пыли, влаги, ветра, прикосновений, покушений воров и «геростратов» современности изуродовавших, находящуюся в Эрмитаже Данаю Рембрандта, Венера перед зеркалом радует каждого зрителя, обратившегося к ней с открытыми глазами, сердцем и умом. Но она все-таки не могла дать полное представление об искусстве Тициана.
Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Особенно контрастно решены образы Павла III и его внука Оттавио Фарнезе. И прославленная Афродита (Венера) Книдская, как ее называют во всех учебниках по истории искусства, сохранила в своем названии, а также в исторической памяти человечества этот, может быть не очень заметный, подвиг жителей острова.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Тициан в Венере перед зеркалом не использует цветовые или композиционные контрасты. Но, увы, плохо различимые персонажи из маленького зеркальца за спиной художника (а это, несомненно, король Филипп IV и его супруга Марианна) не дают помечтать.
Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики. Когда Василий Суриков был в Лувре, то, разбирая Брак в Кане, он заметил, что Веронезе «Тициана заставил в унизительной позе трудиться над громадной виолончелью». И далее: «Тициан является символическим художником Венеции, ее лучшим и наиболее полным олицетворением».
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Александр Бенуа, до революции описывая картинную галерею Эрмитажа, назвал Венеру перед зеркалом «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа».
Фра Беато поступил в орден св. Эта работа, предположительно, была подготовительной для большого официального портрета. Далее он писал: «Эту Венеру можно назвать апофеозом венецианской женщины.
Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. Писать о портретном искусстве Тициана очень трудно.
Высокомерная публика. Вот как представлена эта ситуация в книге Филиппо.
Этот портрет, близкий к Портрету юноши с перчаткой, еще более прост по композиции и общему колориту. Даже не ясно, является ли эта картина изображением Соломеи с головой Иоанна Крестителя или Юдифи с головой Олоферна. Муратов пишет «Прошлое Италии представляет главную тему этой книги.
Таким несомненным талантом Тициан был наделен от природы. К счастью, молодая жена выжила. Находясь в нем, можно было видеть красивый остров Мурано и другие места. Отношение тела к белью очень верно взято.
Все это было и у учителей Тициана, Джентиле и Джованни Беллини: они были официальными художниками Венеции и получили много почестей, наград и заказов, а Джентиле во время путешествия в Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмеда II получил титул «бея» ибыл награжден массивной золотой цепью. Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще)– все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага. Он также подчеркивает, что эта оценка обусловлена не его тщеславием (чрезмерной любовью, которой я люблю самого себя), а выдающейся работой, созданной художником (чудо восхитительной одухотворенности, вышедшее из-под кисти).
Тициан часто делал то же самое. Тициан занимался только живописью.
Банкиры – чувствительный народ. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войсками Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид). В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Переписка же его содержит дипломатическую лесть и отличается необходимой витиеватостью в изложении трезвых, практических расчетов и просьб. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения.
В молодости Тициан не писал автопортретов. Вот таким образом связь портрета Тициана с образами античной скульптуры очевидна. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
Живописное искусство консервативно и исходные импульсы в душе художника-портретиста сходны на протяжении столетий. Фактически, если бы изображена была Иродиада, одетая здесь в ярко-красные одежды, неся голову Иоанна Крестителя на подносе, то девочкой в зеленом платье с правой стороны от неё должна будет быть Саломеей. Франциском, к сущности которого он был так близок. И это, похоже, первый подобный трюк с изображением зеркал.
К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Это расположение обращается к требованиям живописи превзойти скульптуру, даря всестороннему представлению цвет в качестве награды. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Вот таким образом вернее будет отнести дату его рождения на более поздний срок – 1488–1490 годам и тогда ко времени его участия в росписи Немецкого подворья (Фондако деи Тедески) ему исполнилось около двадцати лет.
Верны до обмана тона его (там же) лежащей Венеры. Известно, что Тициан с натуры исполнял только лица своих высокопоставленных заказчиков, а все остальное сочинял от себя или, как в данном случае, писал с присланных ему в Венецию подлинных дорогих воинских доспехов. Приятно, но не натурально.
Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге – официальный парадный портрет. Художники и историки искусства иногда говорят: «тициановская женщина».
Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. Иначе говоря, сладко ничего не делать. Почему художники пишут портреты. Кстати, Данай у художника несколько и хранятся они в разных музеях мира.
В письмах он не оценивал свое творчество и вообще искусство, а только отмечал выполненную работу и деньги, которые он должен был за нее получить. После этих слов биограф восклицает: «Однако зачем терять время, чтобы все это только перечислять.
Она – сама красота. Тициан стоит рядом с Карлом V, толкнул его локтем и отвернулся аКарл толкнул Тициана в локоть и тоже отвернулся. В биографии Шекспира достаточно загадок, как и в биографии Тициана.
Вот ведь совсем новый Исторический музей. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. В двух ранних портретах из Национальной галереи Лондона – мужском и женском (этот портрет имеет второе название: Ла Скьявона, то есть славянка)– проявились определенные качества портретного искусства живописца.
Куда и кому — неизвестно. Каждый из названных принципов имеет свои достоинства и недостатки.
Джованни Беллини или Джамбеллино, как его звали в Венеции, прожил, как, впрочем и сам Тициан, долгую жизнь и умер, по разным источникам, почти в девяностолетием возрасте.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Гораздо вернее по тонам его Флора в Уффици. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Но я о другом. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна.
Тициан написал Якопо Страду среди предметов его коллекции. В 1548 году Тициан создал еще один знаменитый портрет Карла V, который хранится в мюнхенской Старой пинакотеке, на котором император представлен отнюдь не величественно, а как-то даже по-домашнему, сидящим в просторном кресле. Судя по ним, Тициан не лукавил перед своими моделями, когда создавал Портрет дожа Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Портрет дожа Франческо Веньера (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Портрет дожа Николо Марчелло (Пинакотека Ватикана, Ватикан). Если продолжить сопоставление двух полотен, то интересно обратиться к лицам: Тициан остро чувствовал разницу между лицом раскаявшейся грешницы и обликом богини красоты, хотя сопоставление христианки, преданной Иисусу и языческой богини может показаться не совсем правомерным. Вазари приводит разные данные о времени рождения Джорджоне: 1476, 1477 или 1478 год. Двухвековое собирательство в совокупности объяло все же значительные области художественного прошлого.
Здесь Аретино еще раз подчеркивает качество картины, особенно в том, что касается реализма (он словно дышит, его сердце бьется, а настроение меняется, как у меня в жизни), но добавляет и новую деталь: Если бы ему заплатили больше денег, одежда была бы более блестящей, мягкой и плотной, как бархат и вышитый шелковый дамаст. Канули в вечность Венецианская республика и суровые дожи, правившие ею. Тициан любил писать детей и подростков. Он создал много портретов – об этом обстоятельно пишет Джорджо Вазари. Лицо герцога, спокойное и величавое, не обуреваемо никакими внешними волнениями.
Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Причиной этого была во многом слава его портретов. Обладая огромным композиционным и колористическим дарованием, Тициан подчинял свой талант гармонии изображения видимого мира и его внутренней сущности. Необычна композиция картины. Очень подробно об истории создания этих фресок Вазари рассказывает в жизнеописании Джорджоне: «В Венеции в 1504 году случился у моста Риальто ужасный пожар, от которого целиком сгорело Немецкое подворье, вместе со всеми товарами, к великому убытку торговцев вот таким образом венецианская Синьория постановила выстроить его заново и поручить Джорджоне исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению, только бы он показал свое дарование и создал произведение, достойное самого красивого и самого видного места города».
Доподлинно неизвестно, кто изображен на портрете – долгое время считалось, что это Ипполито Риминальди, затем атрибуции менялись и сейчас исследователи остановились на осторожном и описательном названии: Портрет дворянина, называемый «Молодой англичанин». Когда пристально вглядываешься в них, то поражает и восхищает. Его тон абсолютно меняется в письме, посланном Козимо вместе с подарком. Он явился величайшим мастером реалистической живописи. Среди величественной архитектуры Тинторетто разместил массу людей, но все они обращены к Христу, которого художник композиционными приемами и тонким колористическим решением возвысил над другими, но не как воина-победителя, а как духовный светоч всего человечества.
Среди многообразного творческого наследия Тициана его портретное искусство вызывает интерес не только потому, что он был выдающимся портретистом (а его портретная галерея, представленная в музеях и коллекциях всего мира, огромна и разнообразна), но прежде всего потому, что портреты Тициана дают возможность представить бездонную глубину психологических характеристик и внутренний мир множества людей – от императоров до простых служанок. История их любви очень трогательна. Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах.
Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба.
Сколько событий свершилось в мире, сколько произведений искусства погубили пожары (в том числе и некоторые картины Тициана), сколько прошло войн, сколько завоевателей и победителей этих завоевателей прошло по страницам истории даже в одной только Италии, но, к счастью. Не случайно Паоло Веронезе представил Тициана на своей картине Брак в Кане с огромным музыкальным инструментом, похожим на современный контрабас, под стать его внушительному виду.
И неслучайно Тициан своих безымянных красавиц называл Венерами. Кажется, что Тициан написал его, концентрируя внимание зрителей на лице изображенного. Голая с красной одеждой женщина. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях.
Тициан был скуп на слова. Ни один портретист во времена Тициана не изображал на холсте свои модели так живо и свободно.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Ближайший друг Тициана, писатель Пьетро Аретино, обладая живым и превосходным литературным дарованием, а также обширными знакомствами, очень помогал Тициану. Не менее чувственна и Даная Тициана. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Внутреннее родство Тициана и Шекспира не случайно. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле), в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. Гениальная прозорливость римских первосвященников сказалась в том, что они приняли этих протестантов в свое лоно, сделали их своими ближайшими детьми и слугами.
Этот залв венском музее имеет три двери. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой.
Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Мы только обозначили блистательную линию наиболее выдающихся портретов, послуживших образцами для последующих парадных портретов в европейской живописи. Один из самых прославленных портретов Тициана находится во Флоренции, в Галерее Палатина.
Начнем с портрета Элеоноры Гонзага делла Ровере, парного к портрету ее мужа. Возможно, Аретино не слишком понравился стиль картины, который в письме к Тициану, отправленном в октябре 1545 года, он описывает как скорее набросок, чем завершенную работу». Во всяком случае они вместе расписывали стены восстановленного после пожара Немецкого подворья, а впоследствии, через века исследователи установят, что после ранней смерти Джорджоне Тициан дописывал пейзаж (и только ли пейзаж. ) на его знаменитой картине Спящая Венера из Дрезденской галереи, а картину Сельский концерт из парижского Лувра, в течение десятков лет считавшуюся работой Джорджоне, сейчас приписывают кисти Тициана.
Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит. Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), несмотря на внушительность фигуры и серьезное выражение лица, представляется своеобразным карнавалом – переодеванием молодого человека из кардинальского костюма (Медичи имел духовное звание) в светский наряд. Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии. Помимо воображаемых портретных композиций, Тициан создал много парадных женских портретов: Портрет Лауры Дианти (частное собрание, Крейцлинген-Торгау), Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (Галерея Уффици, Флоренция), Портрет Изабеллы дЭсте (Музей истории искусства, Вена), Lа Bella (Красавица, Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет девушки (Лавиния, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь), Императрица Изабелла Португальская (Прадо, Мадрид), Дома с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин), Портрет дамы в белом (Картинная галерея старых мастеров, Дрезден), Саломея с головой Иоанна Крестителя (Прадо, Мадрид). Но вернемся к Портрету Федерико Гонзага.
Загадочная Священная аллегория Джованни Беллини (ее называли также Души чистилища или Озерная Мадонна) отозвалась в таких картинах Тициана, как Три возраста жизни, Любовь земная и любовь небесная. О Тициане, не заинтересованный его искусством и его личностью, он упоминает вскользь, рекомендуя читателю: «Чтобы найти истинное понятие о Тициане, надо побывать в Мадриде».
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Венера перед зеркалом поражает сохранностью красочного слоя.
Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид).
В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя. Я имею в виду этого господина, что на лестнице.
Муратов начинает свой труд описанием Венеции и заканчивает также рассказом о Венеции. Существуют различные мнения о дате его исполнения, но несомненно то, что по живописи он близок Портрету Пьетро Аретино из флорентийской Галереи Палатина в палаццо Питти особенно сходно написаны одеяния дожа и знаменитого писателя. Среди великих последователей мастера мы можем назвать такие имена, как Веронезе, Рубенс, Веласкес. Узнав об этом, Павел III умер от апоплексического удара.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Например, Якопо Бассано, прославившийся картинами из крестьянской жизни играет на флейте. Любопытно, как Вазари описывает бесконечную череду тициановских портретов «сильных мира сего»: «Портрет, Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. Сейчас об этой прискорбной для чести России сделке очень много написано.
Но подчас эта разбросанность мешает полному представлению творчества Тициана. Но это надо видеть, сюда надо ходить годы, чтобы изучить здешние сокровища. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское.
Конечно, главным побудительным мотивом для автора было восхищение способностью Тициана передавать красками само биение жизни в своих портретах. Так же, с одной обнаженной грудью, греки лепили фигуры амазонок. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Тициан работал вдохновенно, безошибочно передавая красочность окружающего мира. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Он был живописцем и писал те картины, которые ему заказывали.
Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Но не это главное – такой подход был повсеместен в то время. Его Венера не нуждается в окружении для придания еще большего сияния ее красоте. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Солнце пригревало очень сильно, хотя место само по себе было тенистым, так что мы проводили время, пока столы выносили наружу, в рассмотрении картин, поражавших нас своей жизненностью, которые наполняли весь дом и наслаждались красотой и очарованием сада расположенного на противоположном конце Венеции у морского берега. И, наконец, автопортреты Тициана. Большинство из наиболее известных людей города были там, такие, как Пьетро Аретино, Якопо Тати, называемый иль Сансовино, Якопо Нарди и я – четвертый в том избранном кружке. Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры». Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным.
Вот заключительная часть его письма дожу Венеции: «Прошу Вашу светлость, чтобы соляная таможня обещала мне уплатить по окончании названного произведения половину того, что было ранее обещано Перуджино, который должен был расписывать эту картину, то есть 400 дукатов, тогда как он хотел ее исполнить за 800 дукатов И чтобы вовремя была принята моя кандидатура на должность биржевого маклера в Немецком подворье как это было решено в светлейшем Совете 23 ноября 1514 года». Доминика и не пожелал идти следом за св. С исчезновением же строгости снова могла взыграть жизнь, снова возникла мечта о свободном развитии как отдельных личностей, так и целых общественных групп. Но не последний. Тициан также написал множество портретов, в том числе и венецианских дожей.
И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Здесь уместно привести свидетельство Марко Боскини в книге Богатые сокровища венецианской живописи (1674) о методе работы Тициана. – «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. На картине изображена, всего скорее испанка. Однако многие из них до нас не дошли. Тициан красками старался передать на холсте то, что он видел. Для чего люди обращаются к художникам с просьбой написать свой или чей-нибудь портрет.
Самое большое количество портретных образов Тициан создал в религиозной живописи, будь то фрески или картины. Они были разными художниками, порой соперничавшими друг с другом, но все они своими творениями подтверждали ту истину, что в искусстве нет иерархии, а есть талант и мощная индивидуальность.
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Венеция, «владычица морей», центр экономики и торговли, превратилась в музей, где толпы туристов со всего света любуются ее неповторимой красотой. Там живое тело, грудь под белой со складочками сорочкой. Сам Паоло Веронезе играет на виоле да гамба, которую иногда изображали в руках Аполлона. А также подсвечник – невероятно сложный и реалистичный.
Идеала греческой богини здесь нечего искать, но Тициан и не задавался такой целью. Его отец, Якопо Беллини, был художником. И не выходя из этих двух залов, вы сможете ясно представить силу, величие и художественное значение этих великих мастеров.
Может быть, вот таким образом Вазари, гордый успехами и огромным авторитетом флорентийской живописи, рисунка, скульптуры и архитектуры, с некоторой снисходительностью относился к Тициану, венецианцу.
Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Читайте статью Тициан и его возлюбленная. Это он написал в одном из писем к Павлу Чистякову.
Он крупнее Джорджоне, Веронезе, Тинторетто. Современники высоко ценили его дарование и Вазари, рассказывая об одной его несохранившейся картине, записал, что «она художникам, несмотря на все ее достоинства, не показалась настолько абсолютной, как многие другие его произведения и в особенности его портреты». Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Таковы портреты короля французского Франциска I, о котором я уже говорил, Франческо Сфорца, герцога Миланского, маркиза Пескара, Антонио да Лева, Массимилиано Стампа, Джованбаттиста Кастальдо и бесконечного количества других знатных лиц». Тициан служил высшей мерой совершенства и для Рембрандта и для Веласкеса и для Пуссена.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Наша эрмитажная Венера с зеркалом чуть ли не лучшее произведение Тициана». Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. Прошло четыре с половиной столетия с тех пор, как Тициан написал Венеру перед зеркалом. А великолепие самого здания, а убранство лестницы, декорации зал, роспись плафонов. Здесь только хочется вспомнить, как прославлены в мировой истории оказались жители древнегреческого острова Книд, которые даже в обмен на обещание лидийского царя Никомеда простить им все долги не согласились отдать ему скульптуру Афродиты, созданную в IV веке до н. э. С ощущением искрометного праздника и веселья, которые в самые радостные минуты дарит нам жизнь, воспринимаем мы картину Тициана Дама с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин).
Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. История Женщины перед зеркалом известна.
Название подчеркивает, что это не «жизнеописание», а только «описание творений» художника. На свои занятия живописью он смотрел как на прибыльное, а потому заслуживающее уважения дело. Но брак (по настоянию Тициана. ) влюбленные все же заключили – когда Чечилия тяжело заболела. Тем не менее, собираясь ознакомить посетителя с картинами Эрмитажа, мы выбираем историческую систему — как наиболее удобную. Картина была представлена на выставке «Николай I и Новый Эрмитаж», где вместе с ней экспонировались еще три картины Тициана, приобретенные императором у потомков семейства Барбариго: Кающаяся Мария Магдалина, Портрет Папы Павла III и Христос Вседержитель. Абсолютно по-иному художник представляет другого дожа – Франческо Веньера.
как художник написал лица и фигуры, разные по возрасту, костюмам, прическам, выражению взглядов, обращенных к святым образам. В Венеции женщины красили волосы именно в этот цвет. Та же модель встречается на других картинах Тициана и Пальма дель Веккио в 1515-20 годах.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
В Венеции Тициан жил, словно повседневно участвуя в радостном карнавале. Но и сохранившихся вполне достаточно, чтобы представить Тициана-портретиста.
В Трех возрастах жизни название говорит само за себя. Человек на автопортрете из берлинского музея мог быть великим портретистом. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Портрет дожа Андрей Гритти – самый большой из цикла.
время оказалось бессильным перед великим шедевром художника.
Как ясно, ожидали, не полного сходства, но, что картина отдаст лестное воскрешение ее внешности, когда она была молодой. Самая светлая часть портрета – голова с огромной темной бородой, пронизанной седыми прядями. Однако до нас дошли некоторые портреты работы Тициана, написанные в разные годы.
Или в другом месте Вазари пишет: «Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидобальдо II, Папы Сикста IV, Папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана императора турецкого все это – прекраснейшие портреты исполненные, повторяю, рукой Тициана». Совсем по-иному отнесся к Тициану Павел Муратов, в эти же годы, когда появился путеводитель по Эрмитажу Бенуа, выпустивший в свет трехтомную книгу Образы Италии. Праксителем. В нем больше жизни, настоящей вечной жизни, чем в итальянской современности». Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Но самый удивительный персонаж картины Веласкеса (кроме нас с вами, конечно) – пришелец из какого-то другого, более светлого пространства. Тициан реалистически точно, правдоподобно и безупречно передает красками их внешний вид. Ведь и северная готика есть такое же утверждение радостного упования в Бога, бытия в Боге и в то же время такой же протест против тусклого церковного страха, как проповеди Франциска или Мадонны Чимабуе и Дуччио.