Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев. Большие полотна «Се человек» и «Венчание тернием» проникнуты этим чувством не меньше, чем «Конный портрет Карла V». Их объявляли «старомодными», «изжившими себя», «устарелыми».
Больше Тициан его никогда не видел. В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху. Даная – женщина в ожидании встречи с любимым. Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру.
Едва взглянув на незаконченную картину, его ноги одеревенели, а на лбу выступила испарина, он схватился за стоящего рядом Алесандро, а услужливый Оттавио поспешил подставить ему стул. Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год. В отличие от множества современных крохоборствующих «атpибуторов», для которых художественное произведение интересно лишь до того момента, как удалось определить имя его автора, будь это даже третьестепенный мастер, Бернсон прекрасно понимал и чувствовал силу духовного воздействия искусства, И в своих «Живописцах итальянского Возрождения» он встал на путь обобщения, на путь синтеза. Приехал в Венецию в юношеские годы. Последний период творчества Тициана связан с эпохой Позднего Возрождения.
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Но Бернсон твердо стоял на своих позициях. С 1530-х гг. Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа.
Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Совершенны четыре варианта Данаи. Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше. Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). В них возникла потребность в иных, более тихих радостях, в дружбе и привязанности. Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном.
Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его. Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам. К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался. Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III. Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея).
За свой проступок Каллисто была изгнана. В нем многое раздражало, но привлекали оптимизм, жизнелюбие и постоянная готовность к любым активным действиям, в его голове роились тысячи идей, которые тут же выкладывались собеседнику или выплескивались на бумагу в письмах, стихах и прозе. Внутреннее родство Тициана и Шекспира не случайно.
Скупость. Радоваться пришлось недолго. И третий уровень – Бог – отец встречающий и благословляющий Марию. Каждой данной школе он предпосылает особое теоретическое введение, обусловливая им специфичность именно ее художественного бытия и роста. Можно много спорить о приемлемости тех или иных эстетических постулатов ученого.
Лоренцо Лотто, оставаясь верным себе, не изображает на своих картинах ликования и радости. И если дух Возрождения медленно проникал в Венецию, то еще медленнее он покидал ее. Если раньше на вопрос: «Почему я должен делать то или иное» — ответ гласил: «Так как так приказывает стоящая над тобой власть», то теперь он звучал иначе: «Так как это принесет людям пользу». Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534-1538, Галерея Академии, Венеция "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция). В картине три уровня.
Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Жизнь повернулась к венецианцам суровой и более трезвой стороной, чем раньше. Тициан писал в портретном жанре. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности. Второй уровень – Богоматерь, возносящийся в окружении ангелов на облаках к небесам. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.
Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра. Охотник попытался убежать от разгневанной богини. Различие между старым Тицианом, создателем этих картин и молодым, творцом «Вознесения Мадонны» и «Вакха и Ариадны», такое же, как между Шекспиром из-под пера которого вылился «Сон в летнюю ночь» и Шекспиром времени «Бури». Композиции Тициана проникнуты движением и охвачены пространством. Как никто другой, умел он разбираться в индивидуальных почерках, отдельных художников, что помогло ему в создании тех знаменитых «списков» (индексов) итальянских картин, в которых каждая картина прикреплена к имени определенного мастера и по возможности отнесена к раннему либо позднему периоду творчества, а также определена как собственноручное произведение, либо работа мастерской.
Он является одним из основателей парадного портрета, складывавшегося в Европе. Это придает художнику еще большую привлекательность, особенно когда он сочетает ее с мастерской передачей объемной формы, что так ясно выступает, например, в «Аллегории мудрости», находящейся в библиотеке Сан Марко в Венеции или в «Пастухе и нимфе» Венского музея. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней». Это означало дополнительные 25 дукатов. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер. В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда.
Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы. Впечатления очевидцев тех событий пересказал биограф Дольче: «Тициан изобразил великолепнейшую Юдифь, превыше всех похвал. Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. Их облик ясно показывает, что жизнь сделала с ними. Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было.
Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя. Позади ангела возвышаются мощные античные колонны. По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств.
Выйдя наружу, он с ужасом увидел отплывающие от причала две санитарные гондолы, которые увозили его сына Орацио. Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра. Так впервые венецианские художники встретились с гуманистически образованными людьми.
Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Облокотившись на подушку, нагая Венера смотрит на зрителя. А молодость быстротечна.
Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко».
Господство Испании не распространилось на Венецию, но нельзя было избежать последствий ее почти полной победы над Европой. Монументальностно и пафосом отмечена картина Вознесение богоматери (Ассунта).
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). И они безусловно помогают понять их специфику. Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. И религиозные и мифологические сюжеты решаются как реальные жизненные сцены.
Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище. А вот на старуху, жадно собирающую в передник золотой дождь монет, ложится вся тяжесть нравственного падения.
Победа Испании повлекла за собой еще одно последствие. Это видно на примере дружбы и духовной связи двух величайших из них.
Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга. И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено. Однако Бернсон на этом не остановился.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Смотря на скульптуры Микеланджело в Сан-Лоренцо или на его «Страшный суд» в Сикстинской капелле, мы словно до сих пор слышим вопль ужаса тех, кого осенила жестокая истина. Они не образуют стройной системы, они обычно разработаны и сформулированы в применении не к искусству вообще, а к одной из четырех итальянских школ эпохи Возрождения (флорентийской, венецианской, североитальянской и среднеитальянской).
Как бы ее ни прожить, наступит зрелость и средний возраст. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
Разразился шумный скандал. Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Да и заказчик, а им был сенат республики, за чей счет оплачивалась работа живописцев, скорее бы остановил свой выбор на каком-нибудь из уже обретших известность в городе художников, — а таких было немало, — чем на неискушенном юнце, который недавно объявился в художественных кругах. В «Венчании, тернием» тот же богоподобный образ человека, почти потерявшего сознание от боли и муки. Но идеи, обладающие силой и новизной, почти всегда находят свое выражение в искусстве.
Эта книга талантлива, хотя во многом противоречива и субъективна. Вмещая в рамки своих теоретических построений итальянскую живопись с тринадцатого по шестнадцатый век, Бернсон делит ее скорее по географическому, нежели историческому, принципу на четыре школы: венецианскую, флорентийскую, среднеитальянскую и североитальянскую. Нижний представляет собой группу апостолов их фигуры находятся в движении, жесты выразительные и возбужденные, а взгляды направлены на фигуру Марии.
В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести. Это чисто номинальная и традиционная для Венеции должность, занимаемая, как правило, художниками. Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной.
И этим мы полностью обязаны эпохе Возрождения, которая своей конечной целью считала благо человека. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В самом деле, она дает нам счастливую возможность «вжиться» на какое-то время в картину старого итальянского мастера, разделить его чувства, ощутить окружавшую его действительность, как бы заново воспринять отдаленное от нас пятью или шестью веками искусство Возрождения. Это оказало определенное влияние и на искусство.
Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом. По всему своему мировоззрению он был убежденным гуманистом и не представлял себе, что такое «внеизобразительное» искусство, если только не шла речь о решениях чисто декоративного порядка. Эта прекрасная земная женщина изображенная в дворцовом интерьере. Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.
Человеческая фигура была для него тем, без чего созданное человеком искусство теряет всякий смысл. В произведениях Тициана начинает звучать тревога и разочарование. Кроме того, справа на пилястре видна голова оленя, в которого вскоре разгневанная богиня охоты обратит за дерзость Актеона. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи.
Композиционно они похожи. В этот же период меняется характер его живописи.
Уже за одно это следует считать эпоху Ренессанса выдающейся, даже если бы тогда не существовало никакого искусства. Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения. Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Обнажив голову, он держит в правой руке, черный берет с пряжкой.
Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий». Так, через «осязательную ценность» легче оценить характерные черты флорентийского реализма, рассуждения о пространстве и пространственном ритме вплотную подводят нас к пониманию живописи Перуджино и Рафаэля и т. д. Взятые сами по себе, бернсоновские эстетические категории могут показаться на первый взгляд произвольными и даже несколько наивными.
Этими бернсоновскими «индексами» широко пользовались и пользуются не только музейные работники, но и все сколько-нибудь серьезно интересующиеся итальянским искусством. Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной. Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана.
Неужели ранние работы Тициана, мастерски выполненные им по заказу известных олигархов, были созданы кистью 15-летнего подростка. Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи. Обладая безупречным чувством качества и редкостным по остроте и прозорливости «атрибуционным глазом», Бернсон внес в свои списки огромный опыт и гигантские знания, которые он систематически накапливал в течение долгой жизни.
Реализм. Флоренция и Рим, обнаружив это внезапно, были потрясены. В своих портретах Тициан центр тяжести переносит на лицо и руки.
Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Власть золота неизмерима возросла, когда человек начал дерзко проявлять свою самостоятельность и даже осмеливался считать себя независимым от воли богов. В своей Данае художник просматривает великое чувство человека – любовь.