«три возраста» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) – одна из самых красивых работ Тициана Вечеллио. Картина Тициана Три возраста мужчины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).
Веселый нрав и харизматичность общительного Джорджоне, прекрасно поющего и играющего на лютне, привлекали к нему людей Тициан же был молчалив, рассудителен, скромен, медлителен. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма.
Образы, созданные им, отличает хрупкость, торжественность, сочетание одухотворенности и обыденной реальности, трагизм. На мой взгляд, картина печальна и полна скорби. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек.
Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Здесь речь о жизни и любви. Возможно историю любви Дафниса и Хлои мы и видим на первом плане. Достигнув большей зрелости в годах, умении и вкусе, Тициан исполнил много фресок, которые нельзя перечислить по порядку, так как они разбросаны были по разным местам и в большинстве своём не сохранились. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции).
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Картина Тициана явно связана с этим сюжетом. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Жесты и позы становятся все более эффектными, святые не парят, а взмывают с ускорением — наступает новая эпоха, новый этап в истории живописи.
Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. И доказательством тому – Купидон (он касается спящего дерева). Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Они эротичны только на первый взгляд. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Перейдем на личности: самая крупная фигура из этих венецианцев — разумеется, Тициан.
И эта картина кажется мне и прощанием с близким человеком, здесь отражена работа горя. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Впрочем, покупали эти картины (а также зеркала, книги и многое другое) не только в Венеции, но и по всей Европе — то есть республика выступала и глобальным производителем ценностей и диктатором вкуса.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Оплакивание Христа».
Джорджоне был очень ярким художником, внесшим большой вклад в развитие живописи. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Кто изображен на картине – загадка. В глубокой старости, доживая свои дни в одиночестве и переосмысливая пережитое, Тициану, по-видимому, вспомнилась его давняя картина-аллегория «Три возраста» (1512) и в ответ своим размышлениям художник написал необычное полотно «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие», в верхней части которого он начертал на латыни:«Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet», что в переводе гласит:«Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему».
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
Но в конечном счете время ведь победит и ее. И пусть на этикетках многих из них мы увидим стыдливое «и мастерская», но тут, на самом деле, надо позавидовать еще раз — в ту эпоху даже «негры» от живописи работали на высочайшем уровне. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. А если не улетать, то кашу сваришь манную Ивашке – вот и весь абсолют.
Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Однако видно, что не зря художник получил прозвище Il Furioso («Неистовый»): так драматично он писал, так свободны, энергичны, а порой даже небрежны его мазки (любители импрессионизма, проследите родословную через Делакруа и Жерико). Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Он успел даже его подписать: «Тициан сделал». Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Вот внешний вид молодой пары.
Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Причем делал это с легкостью и виртуозностью, которым бы хоть немного поучиться Глазунову (а интересно бы вышло). Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Жизнь, несмотря ни на что, продолжается». Тут надо остановиться и позавидовать тому, насколько же высокого художественного уровня был этот «ширпотреб»: Тициан написал около 400—500 произведений (смотря как считать), Тинторетто приписывают около 500, а Веронезе — примерно 400.
Если это ваше. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Символична и маленькая фигурка рыбака в центре картины – он удит рыбу, он занят делом.
Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов.
И к тому же один из самых больших его портретов. На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства – на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы.
С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Все остальные персонажи как будто замерли, застыли. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Но Иисус стыдливо прикрывает свою наготу саваном, произнеся «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом.
Тициан до самой смерти не выпускал кисть из рук. Тициан написал его в 1512 году, а двумя годами раньше внезапно, в самом расцвете сил, умер его друг Джорджоне (1). Он рассказывает историю мужчины и женщины, любви и предательства, рождения и смерти». Это с высоты Максимилиана Волошина. К образу Христа Тициан будет обращаться не раз.
Над темным морем он несет её на Крит. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Сюжет разворачивается на фоне пейзажа — высокого дерева изображенного в центре холста, справа по холму «бежит» тропинка к домам, вдали виднеется море.
Старик, который разглядывает два черепа, – возможно, сам художник. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. К примеру, в 40 с хвостиком можно черпать себя в семье. «Три возраста» – это история печальных отношений двоих: мужчины и женщины. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Но зато какой.
Скорее всего, — это Муза. Это усиливает мое ощущение надлома и угасания мужчины. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).
Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. С 1508 начался «золотой век» Возрождения. Марина Хайкина искусствовед: «Сюжет действительно кажется простым. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Для того чтобы понять причину, важно знать историю полотна. Неслучайно здесь два младенца, двое взрослых, два черепа.
Он связывает два мира, земной и небесный. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Никто из живописцев этой эпохи не прожил столь долгую творческую жизнь, оставаясь до последних лет своей жизни художником полным идей и стремлений. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Точка зрения на картину Тициана как на аллегорию vanitas vanitatum («суета сует») выглядит достаточно убедительной: мотив двух черепов, над которыми склонился старик, служит ключом к такому толкованию. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Но многие детали указывают на то, что содержание картины интереснее. Я вижу дерево, склонившееся над ним, ветка дерева как будто повторяет его позу. В простой доброй семье и домашнем досуге обретаешь абсолют поистине космических масштабов.
Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). С одной стороны, мир полон фантастики инопланетно-чуждо обывательской. Спящее дерево – метафора ожидания любви, как и спящий ребенок. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Такой возраст — срок для мастера огромный и Тициан прошел все этапы Ренессанса: от безмолвной безмятежности («Венера Урбинская», 1538) до предчувствия жестокого барокко («Наказание Марсия», 1570—1576). Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба.
Уровень космоса даже в таких мимолетных делах превышает все допустимые нормы. На переднем плане буквально светятся фигуры Марии и Христа. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Еще одной ранней картиной является «Не прикасайся ко мне» («Noli me tangere», около 1512, Национальная галерея, Лондон).
Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать.
Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Тициан не писал толп, разве что в редких вакханалиях, а вот Веронезе обожал населять множеством посторонних (включая своих современников) даже такие секретные рандеву, как Тайная вечеря. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.
Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов, похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Причиной этого была во многом слава его портретов. В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. (Проводившиеся рентгенологические исследования холста показали, что изначально черепов было не два, а четыре. ) В ренессансном искусстве их изображение (например, в сцене Распятия) выступало в качестве недвусмысленного символического напоминания о греховности человека, наказываемой смертью. Разумеется, не современного искусства, а столпов классической живописи. А потом бывают шокированы и изумляются гадостям от Бунина (1, 2), матерку от Пушкина или врубелевскому сифилису.
Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Вот сделаешь в комнатке уютненько, покопошишься так и эдак, расставишь тарелочки-тапочки-подушечеки и паришь. Постепенно произведения Тициана наполнялись повествовательностью, динамикой, напряжением и драматизмом.
По одной из версий он не вынес предательства своей возлюбленной.