В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов. В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей».
Тинторетто и Веронезе, не имея способности соперничать с самой природой, уступали дарованию Тициана, особенно в портретах. В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме. Пожалуй, для автора этой книги одним из самых приятных дел весной двухтысячного года, на рубеже двух тысячелетий, было сесть за освещенный солнцем письменный стол перед окном, обращенным в зелень сада и к цветущему клену и начать писать книгу о портретах Тициана. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520).
Им создано около сотни портретов: прекрасные женщины, гордые и пытливые мужчины, дожи, инквизиторы, герцоги, императоры, короли. Их королей было много, а Тициан был один. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). Под его взглядом женщина становилась прекрасной. Вокруг тициановских женщин ощущали горячую страсть и атмосферу. Для полного оживления людям на его портретах не хватало только дыхания. Он сделал этот портрет затейливо, с юмором и блистательно, по-карнавальному, поместив Тициана в качестве музыканта в центре огромной картины Брак в Кане, находящейся нынев Лувре. У Шекспира в пьесах представлено множество действующих лиц, а Тициан написал огромную портретную галерею.
Естественно, что в этих работах Тициану пришлось заниматься портретными изображениями. Даже специально интересующее нас портретное искусство Тициана было глубоко исследовано в труде И. А. Смирновой. Кроме автопортретов Тициана, существует его портрет, написанный Паоло Веронезе. Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.
Он знал Тициана, был у него в гостях в Венеции, сопровождал его в Риме и судил о его портретах не понаслышке, многие работы видел сам или слышал свидетельства современников о его искусстве. Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. Тициан по-особенному и, может быть, даже дерзко представил на своих портретах католических сановников не только как священнослужителей в пышных и блестящих облачениях, но и как людей, переполненных бурными чувствами и страстями, захваченных мирскими заботами и делами. Об этом портрете мало что доподлинно известно и только в XIX веке его идентифицировали как произведение Тициана.
Тициан был величайшем портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражания и восхищения. Считалось, что быть запечатлённым кистью Тициана-значило обрести бессмертие. Тициан дипломатично остановился на грани невозможного: он закрыл рот королю на портрете. У Тициана мне больше всего нравятся портреты реальных людей, хотя и на мифологические сюжеты смотреть интересно.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.
Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Завершил. Возможно, Аретино не слишком понравился стиль картины, который в письме к Тициану, отправленном в октябре 1545 года, он описывает как скорее набросок, чем завершенную работу». Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. За свой проступок Каллисто была изгнана.
Кажется, что Тициан написал его, концентрируя внимание зрителей на лице изображенного. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Вот таким образом связь портрета Тициана с образами античной скульптуры очевидна. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело.
Его отец, Якопо Беллини, был художником. Когда Василий Суриков был в Лувре, то, разбирая Брак в Кане, он заметил, что Веронезе «Тициана заставил в унизительной позе трудиться над громадной виолончелью». Пожилые Изабелла дЭсте послала ему рисунок 20-летней давности, потому желала видеть себя на портрете Тициана молодкой. Тициану не хватало. Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид).
Однако до нас дошли некоторые портреты работы Тициана, написанные в разные годы. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. У них родился сын Персей.
«Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Название подчеркивает, что это не «жизнеописание», а только «описание творений» художника. Это означало дополнительные 25 дукатов.
Она умерла, а художнику заказали портрет. Тициан был скуп на слова. В своей самой известной книге Художники итальянского Возрождения он писал: «Живописная манера старого Тициана близка даже к приемам некоторых лучших французских мастеров конца XIX века. Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие. Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра.
Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского.
Много и охотно художник писал женские портреты. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать. Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Загадочная Священная аллегория Джованни Беллини (ее называли также Души чистилища или Озерная Мадонна) отозвалась в таких картинах Тициана, как Три возраста жизни, Любовь земная и любовь небесная. Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи. Скупость. И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Перед ним я невольно остановился как вкопанный, восхищенно обегая глазами тонкий слой красок, поразительно передающих смуглый цвет лица, белокурые темные волосы и удивительный взгляд синих глаз – спокойный, пристальный, живой, как будто мой собеседник стоит передо мной, слушает меня и не сводит с моего лица своего внимательного взгляда.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. При этом он решительно избегал рассудительности флорентинцев того времени Недаром художники признали его князем живописи и рассказывали, будто монарх поднял упавшую из его рук кисть. Не случайно Паоло Веронезе представил Тициана на своей картине Брак в Кане с огромным музыкальным инструментом, похожим на современный контрабас, под стать его внушительному виду. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
Такого слияния живописного мастерства и выражения глубокой сакральной сущности евангельского сюжета, какого достиг Тинторетто, редко можно встретить у Тициана или Веронезе. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж. Тициан много делал, чтобы обуздать неудачного сына, находил ему должности, давал деньги.
Тициан любил писать детей и подростков. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Во всяком случае они вместе расписывали стены восстановленного после пожара Немецкого подворья, а впоследствии, через века исследователи установят, что после ранней смерти Джорджоне Тициан дописывал пейзаж (и только ли пейзаж. ) на его знаменитой картине Спящая Венера из Дрезденской галереи, а картину Сельский концерт из парижского Лувра, в течение десятков лет считавшуюся работой Джорджоне, сейчас приписывают кисти Тициана. Гораздо вернее по тонам его Флора в Уффици. Внутреннее родство Тициана и Шекспира не случайно.
Узнав об этом, Павел III умер от апоплексического удара. Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам. Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его.
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Если он родился около 1478 г., то они не очень отличались по возрасту.
Колорит – контрастный. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Джованни Беллини или Джамбеллино, как его звали в Венеции, прожил, как, впрочем и сам Тициан, долгую жизнь и умер, по разным источникам, почти в девяностолетием возрасте. Таким живописным мастерством я был удивлен и поражен одновременно. Он чувствует себя независимым.
Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Жизнь, бурная и стремительная, окружала Тициана и он сам и его творчество были частью этой напряженной жизни Венеции. Картина уникальна и тем, что не была сделана на заказ и, следовательно, её художественное решение отражало духовные переживания Тициана, а не личные вкусы заказчиков. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.
Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Конечно, слишком талантливый и благородный Джорджоне рано познал успех и признание. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры». Наша эрмитажная Венера с зеркалом чуть ли не лучшее произведение Тициана». Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Здесь уместно привести свидетельство Марко Боскини в книге Богатые сокровища венецианской живописи (1674) о методе работы Тициана. – «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить.
Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Он умер при жизни отца (утверждали, что от чумы). Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Все это объясняет ту атмосферу торжественного триумфа, которой проникнут колоссальный алтарный образ. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Верны до обмана тона его (там же) лежащей Венеры. Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Радоваться пришлось недолго. Очень подробно об истории создания этих фресок Вазари рассказывает в жизнеописании Джорджоне: «В Венеции в 1504 году случился у моста Риальто ужасный пожар, от которого целиком сгорело Немецкое подворье, вместе со всеми товарами, к великому убытку торговцев вот таким образом венецианская Синьория постановила выстроить его заново и поручить Джорджоне исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению, только бы он показал свое дарование и создал произведение, достойное самого красивого и самого видного места города». Доподлинно неизвестно, кто изображен на портрете – долгое время считалось, что это Ипполито Риминальди, затем атрибуции менялись и сейчас исследователи остановились на осторожном и описательном названии: Портрет дворянина, называемый «Молодой англичанин». Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях.
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
Для чего люди обращаются к художникам с просьбой написать свой или чей-нибудь портрет. Впоследствии здесь царил масляный живопись. Тициан служил высшей мерой совершенства и для Рембрандта и для Веласкеса и для Пуссена. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Охотник попытался убежать от разгневанной богини. Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения. Годы работы бок о бок с Джорджоне (1508 – 1510), обоим за 30. Он создал много портретов – об этом обстоятельно пишет Джорджо Вазари.
С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Художники и историки искусства иногда говорят: «тициановская женщина». Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана.
Художник изобразил юную невесту герцога Гвидобальдо, расположившуюся на ложе в ожидании главного события своей жизни – замужества. Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Семья имела троих детей, сыновей Помпония и Хорацио, дочь Лавинию. И дело не только в том, что модель написана в полный рост, как писали государей, а изображенный Тицианом герой им не был ине в том, что фигура написана на фоне пейзажа, который похож на сценическую декорацию ине только в том, что персонаж окружают символические образы дракона, Амура и собаки.
Или в другом месте Вазари пишет: «Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидобальдо II, Папы Сикста IV, Папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана императора турецкого все это – прекраснейшие портреты исполненные, повторяю, рукой Тициана». Современники высоко ценили его дарование и Вазари, рассказывая об одной его несохранившейся картине, записал, что «она художникам, несмотря на все ее достоинства, не показалась настолько абсолютной, как многие другие его произведения и в особенности его портреты».
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
Тициан работал вдохновенно, безошибочно передавая красочность окружающего мира. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Но вернемся к Портрету Федерико Гонзага. Венера перед зеркалом поражает сохранностью красочного слоя. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.
Это отразится в его автопортретах. В этом портрете Тициан передает не только аксессуары, но сам беспокойный, опасный, требующий больших внутренних сил, полный переживаний и утрат внутренний мир герцога-военачальника. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Скорее, они работали вместе, но Тициан был помощником и второй скрипкой в их дуэте. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением.
Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге – официальный парадный портрет.
Власть золота неизмерима возросла, когда человек начал дерзко проявлять свою самостоятельность и даже осмеливался считать себя независимым от воли богов. В целом мастер сохраняет традиционную венецианскую схему решения этой сцены, но вносит в нее новые, очень важные акценты. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.
Но это было выбрано заимствование идей, так как индивидуальность Тициан-художник уже существовал. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. В биографии Шекспира достаточно загадок, как и в биографии Тициана.
Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной. Муратов начинает свой труд описанием Венеции и заканчивает также рассказом о Венеции.
Однако многие из них до нас не дошли.
Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. В нем больше жизни, настоящей вечной жизни, чем в итальянской современности». В Венеции женщины красили волосы именно в этот цвет.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Эту тему часто рассматривали как символ достоинства. То, что эта интерпретация предмета может быть правильной, также подтверждено фактом, что есть запись 1533 года о картине Юдифь Тициана в коллекции Альфонсо I дЭста. Это – то, почему эта картина часто копировалось.
В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело).
Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
Созданные им образы обладают мощными силами. Он был живописцем и писал те картины, которые ему заказывали.
Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). Кто изображен на картине – загадка. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Судя по ним, Тициан не лукавил перед своими моделями, когда создавал Портрет дожа Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Портрет дожа Франческо Веньера (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Портрет дожа Николо Марчелло (Пинакотека Ватикана, Ватикан). Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены.
«Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Когда пристально вглядываешься в них, то поражает и восхищает. Петра. Зрителю как бы предлагалось насладиться цветовыми сочетаниями и контрастами, включая множество тончайших оттенков и переходов. Муратов пишет «Прошлое Италии представляет главную тему этой книги.
Его искусство наиболее ярко преломило в себе самые характерные черты венецианской живописи: высокое представление о человеке, стихийную жизнерадостность, страстную любовь к красотам мира, особую восприимчивость к краске». Над темным морем он несет её на Крит. Написал он и королеву Марию, а равно для императора Карла – герцога Саксонского, когда тот был в плену».
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Фон портрета, как и на портрете императрицы Изабеллы Португальской и некоторых других парадных портретах, состоит из двух частей: на большей, нейтральной, написана модель, чей поворот головы направлен в ту сторону, где фон прорезан окном с далеким перспективным пейзажем. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Он выполнил пожелание друзей и полностью переписал картину, от оригинала остались только выражение лица и поза спящей Венеры, а в остальном, как установлено с помощью радиографического анализа, явно чувствуется рука Тициана. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи.
Это, вроде и подтверждают работы обоих над фресками в Фондако деи Тедески (Немецком дворе), ведь торговая империя Венеция уважала связь с Германией. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Хотя современники критиковали эту Благовещение за грязные цвета, сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. Лицо герцога, спокойное и величавое, не обуреваемо никакими внешними волнениями. Почему художники пишут портреты.
Интересно осмыслить столь различные свидетельства о дате рождения художника. И, наконец, автопортреты Тициана. Узнав о принятом решении властей бывший учитель Тициана, Беллини возмутился и пожаловался своему покровителю-дожу.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Слаб зрение, он больше болел и его картины потеряли четкие контуры и локальные краски. Эта работа новатора.
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Михаил Алпатов в книге воспоминаний, рассказывая о Венеции, писал: «Тициан соединил все достижения современной живописи с царственным всемогуществом он владел способностью воссоздавать на холсте мир во всей его материальности, осязаемости и красочности. Сколько событий свершилось в мире, сколько произведений искусства погубили пожары (в том числе и некоторые картины Тициана), сколько прошло войн, сколько завоевателей и победителей этих завоевателей прошло по страницам истории даже в одной только Италии, но, к счастью. Но авантюрный мастер делал и сомнительные вещи. Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга. Один из самых прославленных портретов Тициана находится во Флоренции, в Галерее Палатина. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Композиция Христос перед Пилатом в Скуола гранде ди Сан Рокко создана Тинторетто так, что все фигуры, включая самого Пилата, словно отступают в тень перед фигурой Христа в белом одеянии – высокого, статного, чуть согбенного в печали перед своей, ведомой только ему участью. Его тон абсолютно меняется в письме, посланном Козимо вместе с подарком. Можно вспомнить, например, великолепные портреты Джованни Баттисты Морони Портной или Портрет скульптора. Вот таким образом вернее будет отнести дату его рождения на более поздний срок – 1488–1490 годам и тогда ко времени его участия в росписи Немецкого подворья (Фондако деи Тедески) ему исполнилось около двадцати лет.
В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести. Джорджоне испытал от этого такую обиду, что до тех пор, пока Тициан не закончил всей работы и участие его не стало известным всем, он избегал показываться и с этого времени уже больше никогда не пожелал общаться или дружить с Тицианом». Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год. Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах. Рассказ о Тициане, появившийся, кстати, только во втором издании, в отличие от многих других жизнеописаний называется Описание творений Тициана из Кадора, живописца.
В своей работе Изабелла дЭст Тициан объединяет категорию анонимной красоты с темой портрета. В двух ранних портретах из Национальной галереи Лондона – мужском и женском (этот портрет имеет второе название: Ла Скьявона, то есть славянка)– проявились определенные качества портретного искусства живописца. Постановка фигуры и поворот лица композиционно почти совпадают с портретом Федерико Гонзага.
Реализм. Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий».
И нас в данном случае не смущает, что, вероятно, Тициан писал богиню с какой-нибудь венецианской куртизанки. Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики. Продолжая сравнение двух знаменитых полотен, отметим густой темно-рыжий цвет распущенных волос Марии Магдалины и сверкающие, собранные в изысканную прическу волосы Венеры. Именно к той поре, когда Тициан и Джорджоне вместе учились и работали, а также к годам, следующим за преждевременной смертью Джорджоне, относятся работы Концерт и Сельский концерт, где музыка словно пронизывает композицию картин.
Канули в вечность Венецианская республика и суровые дожи, правившие ею. Например, Якопо Бассано, прославившийся картинами из крестьянской жизни играет на флейте. Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще)– все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага. Там живое тело, грудь под белой со складочками сорочкой. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. (Фрески испортились во влажном климате Венеции, в музей перенесли жалкие остатки).
Заказчики воспринимали эти произведения по незавершенные и упрекали старому мастеру. Находясь в нем, можно было видеть красивый остров Мурано и другие места. В мастерской Беллини, вероятно, познакомился и с художником Джорджоне. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Приглушена и торжественна красочная гамма — сочетания изумрудно-зеленых тонов одеяния Магдалины, темно-синего плаща Марии, розово-красного одеяния Никодима. Смерть Джорджоне была большим потрясением, перед глазами художника постоянно представала незабываемая картина пламени, пожирающего сваленные в кучу вещи. Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа.
Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Картина была представлена на выставке «Николай I и Новый Эрмитаж», где вместе с ней экспонировались еще три картины Тициана, приобретенные императором у потомков семейства Барбариго: Кающаяся Мария Магдалина, Портрет Папы Павла III и Христос Вседержитель. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. В Трех возрастах жизни название говорит само за себя.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Но она все-таки не могла дать полное представление об искусстве Тициана. Он явился величайшим мастером реалистической живописи. Портрет короля Франции Франциска I он рисовал по медали, которые привезли Тициану. Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки Россия-Европа-Россия. В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда. Старуха должна охранять пленницу от посторонних глаз и держать дверь на замке, но хитрый Зевс проникает в темницу в виде золотого дождя, минуя все преграды. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики.
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Далее он писал: «Эту Венеру можно назвать апофеозом венецианской женщины. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
Праксителем. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Каждый из названных принципов имеет свои достоинства и недостатки.
Сюжет картины, очевидно, был выбран заказчиком, находившимся в конфликтных отношениях с римским Папой Львом X. Композиция этой небольшой картины очень проста — изображенные по пояс фигуры Христа и фарисея предстают перед нами на темном нейтральном фоне. Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея). Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Актеон останавливается у ручья, чтобы перевести дух и в воде видит не свое, а звериное отражение. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет.
Писать о портретном искусстве Тициана очень трудно. Разразился шумный скандал. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Она вышла замуж и старый Тициан увидел внучку.
Лавиния умерла при родах.
Вот таким образом и король только в профиль, так как не позировал мастеру. Вазари приводит разные данные о времени рождения Джорджоне: 1476, 1477 или 1478 год.
А великолепие самого здания, а убранство лестницы, декорации зал, роспись плафонов.
На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер. Все те же страсти, та же жажда власти, денег, высокого общественного положения и вместе с этим поиски красоты и гармонии как во внешнем, так и во внутреннем мире людей.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя. время оказалось бессильным перед великим шедевром художника. Но и сохранившихся вполне достаточно, чтобы представить Тициана-портретиста. Рядом с ней находится в рубище св.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Хорацио находил с отцом общий язык, сам был художником и помогал отцу в работе. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), несмотря на внушительность фигуры и серьезное выражение лица, представляется своеобразным карнавалом – переодеванием молодого человека из кардинальского костюма (Медичи имел духовное звание) в светский наряд. Эти детали, так похоже написанные Тицианом на разных картинах, говорят об устойчивости определенных черт женского идеала красоты у художника.
Человек на автопортрете из берлинского музея мог быть великим портретистом. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Необычно исполнение картины.
Фреска вообще, как техника живописи, не прижилась во влажном климате Венеции. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Год рождения Джорджоне тоже неизвестен. Тициан также написал множество портретов, в том числе и венецианских дожей.
Тициан написал Якопо Страду среди предметов его коллекции. В молодости Тициан не писал автопортретов. Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было. Но подчас эта разбросанность мешает полному представлению творчества Тициана.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев. Тициан написал целую серию работ на эту тему.
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Зато известно, что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, откуда он приехал в Венецию обучаться живописи вместе с братом.
Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным. Портрет дожа Андрей Гритти – самый большой из цикла. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Более всего похожи между собой Данаи из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом.
Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Вот как представлена эта ситуация в книге Филиппо. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу.
За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войсками Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид). Короли, королевы изобретатели, ученые, художники – все это красиво и широко разместилось на фантастическом портике.
Абсолютно по-иному художник представляет другого дожа – Франческо Веньера. Она – сама красота. Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание. Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Его Венера не нуждается в окружении для придания еще большего сияния ее красоте. О Тициане, не заинтересованный его искусством и его личностью, он упоминает вскользь, рекомендуя читателю: «Чтобы найти истинное понятие о Тициане, надо побывать в Мадриде». Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Здесь Аретино еще раз подчеркивает качество картины, особенно в том, что касается реализма (он словно дышит, его сердце бьется, а настроение меняется, как у меня в жизни), но добавляет и новую деталь: Если бы ему заплатили больше денег, одежда была бы более блестящей, мягкой и плотной, как бархат и вышитый шелковый дамаст.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Живописное решение картины, построенное на мажорном звучании красных тонов, эффектно и торжественно. После этого Даная родила сына Персея. Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души.
Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
В Венеции Тициан жил, словно повседневно участвуя в радостном карнавале. Эта работа, предположительно, была подготовительной для большого официального портрета. Любопытно, как Вазари описывает бесконечную череду тициановских портретов «сильных мира сего»: «Портрет, Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. Особенно контрастно решены образы Павла III и его внука Оттавио Фарнезе. Когда историки искусства отмечают счастливую благосклонность судьбы к Тициану, то пишут о том, что он был художником Венецианской республики, а император Карл V удостоил его звания графа Палатинского, назначил пенсию и наградил золотой цепью. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
Темперамент и мощные чувства не покидали художника до последних лет жизни. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней».
Так называли современники Тициана. Начнем с портрета Элеоноры Гонзага делла Ровере, парного к портрету ее мужа.
Идеала греческой богини здесь нечего искать, но Тициан и не задавался такой целью. Рассматривая творчество Тициана и Тинторетто, отечественные историки искусства иногда несколько прямолинейно сопоставляют экономический и политический закат Венецианской республики с драматическими образами позднего творчества Тициана и Тинторетто. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы.
Утешением была дочь Лавиния. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Помпония оказался гулякой, тратил большие деньги и долго надоедал отцу и всей семье.
Совсем нельзя доверять портрета Изабеллы Португальской. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Таким несомненным талантом Тициан был наделен от природы. И сделал ее молодкой. Тициан реалистически точно, правдоподобно и безупречно передает красками их внешний вид. Больше Тициан его никогда не видел.
Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. Все же нет ничего королевского в этих двух женщинах, в то время как изображение главной героини хорошо подходит для еврейской Юдифи, богатой и привлекательной вдовы, которая, с ее обезглавленным угнетателем Олоферном, теперь держит голову с помощью ее горничной. Тициан поистине мыслил краской. Все это было и у учителей Тициана, Джентиле и Джованни Беллини: они были официальными художниками Венеции и получили много почестей, наград и заказов, а Джентиле во время путешествия в Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмеда II получил титул «бея» ибыл награжден массивной золотой цепью. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Отношения с Хорацио были более спокойными.
Тонкая вибрация легких, подвижных мазков создает впечатление неуловимой изменчивости человеческой мимики. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Тициан часто делал то же самое. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
Помимо воображаемых портретных композиций, Тициан создал много парадных женских портретов: Портрет Лауры Дианти (частное собрание, Крейцлинген-Торгау), Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (Галерея Уффици, Флоренция), Портрет Изабеллы дЭсте (Музей истории искусства, Вена), Lа Bella (Красавица, Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет девушки (Лавиния, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь), Императрица Изабелла Португальская (Прадо, Мадрид), Дома с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин), Портрет дамы в белом (Картинная галерея старых мастеров, Дрезден), Саломея с головой Иоанна Крестителя (Прадо, Мадрид). Это общее убеждение также отражено в современной историографии. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
Представление о силе искусства Тициана начинало слабеть и растворяться в массе оговорок и предположений. К портретному жанру Тициан обратился еще в 1510-е годы и на протяжении четырех десятилетий создал обширную портретную галерею, в которой предстает как величайший портретист не только итальянского, но и всего европейского Возрождения. Вот ведь совсем новый Исторический музей.
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался. Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Венеция, «владычица морей», центр экономики и торговли, превратилась в музей, где толпы туристов со всего света любуются ее неповторимой красотой. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Прошло четыре с половиной столетия с тех пор, как Тициан написал Венеру перед зеркалом.
Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.
Это он написал в одном из писем к Павлу Чистякову. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Отношение тела к белью очень верно взято. Голая с красной одеждой женщина. Но тот сердился и отвечал: Тициан – завершил.
Веньер был умелым правителем, но при этом был физически очень слаб и в то время, когда его писал Тициан, мог передвигаться только с помощью двух слуг. Он крупнее Джорджоне, Веронезе, Тинторетто. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Александр Бенуа, до революции описывая картинную галерею Эрмитажа, назвал Венеру перед зеркалом «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа». Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя. Точная дата его рождения неизвестна. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Но не это главное – такой подход был повсеместен в то время. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Франциска. За двумя стеклами, хранящими ее от пыли, влаги, ветра, прикосновений, покушений воров и «геростратов» современности изуродовавших, находящуюся в Эрмитаже Данаю Рембрандта, Венера перед зеркалом радует каждого зрителя, обратившегося к ней с открытыми глазами, сердцем и умом. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Его письма в большинстве случаев представляют собой просьбы, коммерческие послания, полные практических вопросов и почти не затрагивающие проблем искусства и живописи. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. И к тому же один из самых больших его портретов.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Портреты на таких картинах поражают зрителей искусностью и мастерством. Тициан занимался только живописью. И далее: «Тициан является символическим художником Венеции, ее лучшим и наиболее полным олицетворением».
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Вот заключительная часть его письма дожу Венеции: «Прошу Вашу светлость, чтобы соляная таможня обещала мне уплатить по окончании названного произведения половину того, что было ранее обещано Перуджино, который должен был расписывать эту картину, то есть 400 дукатов, тогда как он хотел ее исполнить за 800 дукатов И чтобы вовремя была принята моя кандидатура на должность биржевого маклера в Немецком подворье как это было решено в светлейшем Совете 23 ноября 1514 года». Сейчас об этой прискорбной для чести России сделке очень много написано.
Художник одет в простую и дорогую одежду. Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко». К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции.
Среди многообразного творческого наследия Тициана его портретное искусство вызывает интерес не только потому, что он был выдающимся портретистом (а его портретная галерея, представленная в музеях и коллекциях всего мира, огромна и разнообразна), но прежде всего потому, что портреты Тициана дают возможность представить бездонную глубину психологических характеристик и внутренний мир множества людей – от императоров до простых служанок. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. Он также подчеркивает, что эта оценка обусловлена не его тщеславием (чрезмерной любовью, которой я люблю самого себя), а выдающейся работой, созданной художником (чудо восхитительной одухотворенности, вышедшее из-под кисти). Ближайший друг Тициана, писатель Пьетро Аретино, обладая живым и превосходным литературным дарованием, а также обширными знакомствами, очень помогал Тициану. Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра.
Так же, с одной обнаженной грудью, греки лепили фигуры амазонок.
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Создавший в 1510—1540-е годы обширную портретную галерею, он, видимо, утрачивает интерес к портрету и обращается теперь к этому жанру крайне редко. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем.
Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности. В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху.
Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Этот залв венском музее имеет три двери. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Композиционно они похожи. Портрет Виоланте, близок живописной манерой и композиционным построением находящемуся в соседнем зале Женскому портрету Пальмы Старшего, уже несет черты выдающегося дара Тициана: поворот фигуры, наклон головы, взгляд Виоланте свободнее и естественнее, проработка деталей, вплоть до нежнейших, как пух, кончиков прядей золотистых волос, более изящна и естественна, чем линеарная обрисовка головы на женском портрете Пальмы.
Тициан в Венере перед зеркалом не использует цветовые или композиционные контрасты. Приятно, но не натурально. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. В конце жизни Тициан был одиноким.
По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Тициан красками старался передать на холсте то, что он видел. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). И неслучайно Тициан своих безымянных красавиц называл Венерами. Он и сделал-женщину мечту, женщину идеал, женщину фантом, который никогда сам не видел. Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше.
Сам Паоло Веронезе играет на виоле да гамба, которую иногда изображали в руках Аполлона. Позади ангела возвышаются мощные античные колонны.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. И прославленная Афродита (Венера) Книдская, как ее называют во всех учебниках по истории искусства, сохранила в своем названии, а также в исторической памяти человечества этот, может быть не очень заметный, подвиг жителей острова.
Этот цикл, в котором античный мир предстает полным праздничности, ликующей радости бытия, чувственной прелести, воплощает новое для Италии прочтение античности. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Венеру перед зеркалом надо видеть воочию, так как никакие, даже самые превосходные репродукции не дают верного представления о ее колористических достоинствах. Но это надо видеть, сюда надо ходить годы, чтобы изучить здешние сокровища. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной.
Не похоже и на то, что Тициан был учеником Джорджоне. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». С ощущением искрометного праздника и веселья, которые в самые радостные минуты дарит нам жизнь, воспринимаем мы картину Тициана Дама с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин). Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.